«От здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность в знаниях, вера в свои силы. Поэтому крайне важно организовать занятия физической культурой именно в дошкольном детстве, что позволит растущему организму накопить силы и развить физические качества, что в дальнейшем обеспечит всестороннее гармоничное развитие личности.»
Василий Александрович Сухомлинский
Здоровье - это физическая, гигиеническая, душевная и социальная культура человека; основное условие, определяющее своевременное физическое и нервно-психическое развитие малыша, фундамент его дальнейшего благосостояния. Охрана здоровья детей, его укрепление составляют предмет особой заботы нас, взрослых. Формирование двигательных функций – это одна из наиболее важных особенностей детского развития и воспитания.
Всем давно известно, что движение - это:
Врождённая, жизненно-необходимая потребность человека
Эффективное лечебное средство;
Познание окружающего мира;
Важное средство воспитания и обучения.
Сензитивный период развития движений и действий длится в среднем от 1 года до 4 лет, и важность его для общего развития ребенка трудно переоценить. Именно благодаря движению и сопровождающей его усиленной вентиляции легких ребенка происходит насыщение крови кислородом, достаточное для снабжения им тех клеток головного мозга, которые участвуют в развитии всех психических функций. Таким образом, все воспитательные приемы и методы, ограничивающие свободу движений ребенка в указанном возрасте, без преувеличения являются преступлением против его естественного развития. Отсюда же следует вывод о вреде для развития ребенка малоактивного образа жизни, который присущ многим современным семьям. Протекание этого сензитивного периода неоднородно: в начале периода ребенка интересуют именно движения (у него есть потребность ощутить возможности своего тела), впоследствии его начинают интересовать все более и более сложные действия, для выполнения которых необходимо обладать определенным уровнем координации, свободы и выразительности движений. Нетрудно представить себе, насколько мир для детей станет богаче, здоровее, безопаснее, если мы, взрослые, не будем препятствовать движениям ребенка, поощрять их инициативу в самостоятельной двигательной деятельности.. Учёными подобран надежный ключ к правильной организации жизни малыша в детском саду и семье, к формированию его здоровья, умственной активности, умения действовать «рядом» и «вместе» с другими. Этот ключ – движения!
Необходимость работы в данном направлении:
Ранний возраст является периодом наиболее быстрого развития строения и функций организма ребенка. Крепкий полноценно физически развивающийся ребенок меньше подвержен заболеваниям, а, заболев, справляется с ними с меньшими отрицательными последствиями. Поэтому создание всех необходимых условий для укрепления здоровья и правильного развития организма детей раннего возраста – задача первостепенной важности.
Одним из условий нормального роста и развития ребенка, повышения сопротивляемости его организма, является достаточная двигательная активность. Именно двигательная активность как основа жизнеобеспечения детского организма оказывает воздействие на рост и развитие нервно – психического состояния, функциональные возможности и работоспособность ребенка.
Для каждого возрастного периода существует свой оптимальный уровень двигательной активности, но в раннем возрасте в связи с интенсивным обменом веществ и пластическими процессами роста потребность в движении особенно высока.
Недостаточный объем двигательной активности в раннем возрасте может привести к ранним отклонениям осанки, косоглазию, плохо сформированной стопе и другим заболеваниям в дошкольном возрасте.
Анализ практики работы дошкольных учреждений показывает, что последние годы отмечается уменьшение удельного веса движений в общем режиме дня. Это отрицательно сказывается на формировании всех систем и понижает защитные силы детского организма. Заметно возросло количество физически ослабленных детей, поэтому так важен оптимальный двигательный режим в котором бы удовлетворялась естественная и достаточная потребность ребенка в движении.
Кроме того, мышечная нагрузка у детей уменьшается в силу объективных причин:
Не все родители имеют возможность предоставить своим малышам достаточно времени, места и необходимого оборудование для правильного физического развития,
Некоторые родители чрезмерно увлекаются интеллектуальным развитием своего ребёнка (компьютерные игры, посещение разнообразных кружков). Именно поэтому возрастает роль детского сада во всестороннем физическом развитии детей. На сегодняшний день вопросы физкультурно-оздоровительной работы являются наиболее актуальными в деятельности любого дошкольного учреждения.
Современное общество предъявляет высокие требования к работе дошкольных учреждений, призванных заложить основы крепкого здоровья и всестороннего развития личности ребёнка.
Развитие основных движений в условиях целенаправленного руководства связано с развитием психических процессов (внимание, восприятие, воображения, мышления), способствует повышению общего жизненного тонуса, воспитанию чувств, интереса и определённого отношения к своей деятельности.
Если ребенок много двигается, он быстрее и легче привыкает к новой обстановке. Малыши охотнее идут в группу, мгновенно перестают плакать, если мы переключаем их внимание на активную двигательную деятельность, да еще с интересной игрушкой. Поэтому, работая с детьми раннего возраста, мы уделяем большое внимание формированию двигательных функций.
Для организации работы по данному направлению определили основные задачи:
Создать условия, побуждающие детей к двигательной активности;
Научить детей правильно двигаться;
Заложить основы физической культуры.
Планируя нашу работу, мы руководствовались программой воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Веракса, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. Двигательную активность осуществляли согласно двигательному режиму, в который входят: утренняя гимнастика, подвижные игры, игровые упражнения, непосредственно образовательная деятельность по развитию движений. В основу методики обучения детей движениям, опирались на следующие принципы:
Доступность;
Систематичность;
Последовательность;
Повторность
Одним из основных условий полноценного физического развития ребенка является создание предметно-развивающей среды в группе. В нашей группе имеются игры и оборудование для развития ходьбы и других движений детей (игрушки, которые можно катать, бросать; дорожки для ходьбы, скамейки, дуги разной высоты, лесенка-стремянка, разнообразные мячи, мягкое бревно, коврики, канат; погремушки, колечки, султанчики, ленточки, платочки, флажки, гимнастические палки, кольцебросы, различные маски для проведения подвижных игр. Во время выполнения физических упражнений, игр каждому ребёнку предоставляется достаточная площадь для движений, своё пособие. Никаких ожиданий, очередей, никакой спешки и суетливости! Если помнить, что игры с движениями и в движении - счастливейшие минуты в жизни ребёнка, то всё будет в порядке.
Правильная организация физического воспитания детей в повседневной жизни обеспечивает выполнение двигательного режима, необходимого для здорового физического состояния ребёнка и его психики в течение дня.
Важнейшим условием оздоровления в ДОУ является организация двигательной активности детей.
Двигательная активность способствует:
- повышению устойчивости организма к различным заболеваниям;
- росту физической работоспособности;
- нормализации деятельности отдельных органов и функциональных систем;
- появлению положительных эмоций, способствующих укреплению психического здоровья.
Каждое утро с детьми начинаем с утренней гимнастики. Главное назначение утренней гимнастики состоит в том, чтобы поднять эмоциональный и мышечный тонус детей,
Устранить заторможенность после сна, взбодрить ребенка. В холодный период года гимнастику проводим в группе, а в летнее время на открытом воздухе или в тщательно проветриваемом помещении (в зависимости от экологических и погодных условий). Воздушная ванна в сочетании с упражнениями, составляющими комплекс утренней гимнастики, улучшает деятельность внутренних органов дыхания, кровообращения, пищеварения, повышает тонус нервной системы. После утренней гимнастики дети принимают водные процедуры (умываются).
Еще одним обязательным физкультурно-оздоровительным мероприятием стало для нас проведение корригирующей гимнастики после дневного сна. Мы заметили, что ее ежедневное выполнение положительно влияет на детей. У них поднимается не только настроение, но и мышечный тонус. Во время проведения гимнастики стараемся учитывать правильную нагрузку на мышцы, даём детям немного отдохнуть после очередного движения. Обязательным условием проведения гимнастики является игровая форма. Малыши с удовольствием выполняют и имитируют движения жучков, бабочек, животных и т.д. Непосредственно образовательную деятельность по образовательной области «Физическая культура» проводим в игровой форме, с введением увлекательных упражнений во всех частях организованной деятельности, что способствует повышению интереса детей, развитию эмоциональных чувств.
Два раза в неделю проводится непосредственно- образовательную деятельность по развитию движений детей, которая состоят из трех частей: вводной, основной и заключительной.
Структура и дозировка:
вводная часть – 1 мин.; основная часть – 6-8 мин.; заключительная часть – 1 мин.
Вводная часть: организация детей и постепенное введение их в ритм занятия. Содержанием этой части является знакомым детям материалом, например, ходьба. По мере того, как овладевают двигательными умениями, усложняем содержание вводной части за счет упражнений в равновесии (ходьба по дорожке, лежащей на полу, перешагивание через кубик и т.д.).
Основная часть: упражнения общеразвивающего характера, на развитие основных видов движений и подвижная игра. Общеразвивающие упражнения даются из исходного положения, сидя (на полу, на стуле, скамейке), лежа и стоя. Из трех-пяти упражнений два-три из исходного положения, сидя и лежа, так как они формируют осанку и дают разгрузку позвоночнику и стопе ребёнка. При выполнении всех упражнений на одном занятии используем однотипные пособия или игрушки. Это помогает сосредоточить внимание детей.
Кульминационная часть – это подвижная игра, которая повышает активность, обогащает двигательный опыт, воспитывает умения согласовывать движения со словом.
Проводим подвижные игры с использованием пособий (клубки султанчики, мячи,погремушки и т.д.) и игрушек, так как они дают возможность конкретизировать задание (догони мяч, доползи до погремушки, найди игрушку). Основным правилом всех игр является умение согласовывать свои движения со словом, являющимся сигналом.
Заключительная часть: основная задача этой части – постепенно привести организм ребенка в спокойное состояние.
В своей работе мы используем не только готовые комплексы упражнений, но и составляем их самостоятельно, придерживаясь следующих принципов:
Учитываем возможность детей данной группы и уровень имеющегося двигательного опыта;
Не заменяем полностью все упражнения предыдущего занятия, а оставляем 2-3 знакомых, которые дети слабо усвоили, требующие повторения;
Повторяем те упражнения с детьми, которые доставляют им радость;
Предусматриваем постепенное нарастание нагрузки на организм ребенка и снижение ее в конце непосредственно организованной деятельности;
Чередуем нагрузки на все основные группы мышц.
Один раз в месяц непосредственно образовательную деятельность по развитию движений детей раннего возраста проводим в различных вариантах:
По единому сюжету («Прогулка в лес», «На бабушкином дворе» и т.п.);
Тренировочное занятие («Дорожка с препятствиями»);
Построенную на одном движении;
Построенную на подвижных играх.
Движение и игра для малыша не только жизненная необходимость - это сама жизнь. И самой правильной формой физического развития детей является игра. Поэтому в работе мы используем только игровую форму проведения непосредственно образовательной деятельности, гимнастик. Знакомим детей с новыми игрушками и обучаем их разнообразным движениям с ними. Кроме того, придумываем множество движений и в играх с образными игрушками. Например, усадив на стулья кукол, дети показывают им, как правильно подлезать под скамейку, и вот обычное движение превращается в забавную игру. А главное в этом - то, что дети многократно самостоятельно повторяют движение. Стараемся значительно разнообразить движения и в играх с использованием физкультурных пособий (мяч, обруч). Сначала действия с ними предельно просты и не носят специфического характера, но потом говорим, что например, обруч "превращается" в машину, в домик, в гнездышко... Затем в детские игры включаем более сложные физкультурные пособия (скамейки, кубы, ящики и другие).
Одним из средств развития движений, а так же удовлетворения двигательной активности детей раннего возраста являются подвижные игры. Они привлекают малышей своей эмоциональностью, разнообразием сюжетов и двигательных заданий. Кроме этого, подвижные игры способствуют также развитию внимания, памяти, воображения, формированию личностных качеств (самостоятельность, активность). Участвуя в этих играх, дети приобретают опыт общения со сверстниками и взрослыми. Взрослый является организатором и активным участником игр: выполняет роль ведущего (читает текст, который служит сигналом к началу и окончанию движений) и одновременно действует вместе с ребенком, являясь образцом для подражания.
Понимая важность проблемы развития двигательной активности детей раннего возраста средствами подвижных игр, мы поставили перед собой следующую цель: Создание благоприятных условий для полноценного физического и психического развития детей раннего возраста путем удовлетворения потребности в двигательной активности детей раннего возраста в подвижных играх.
В своей работе мы решаем такие задачи:
1. Умение сохранять устойчивое положение тела и правильную осанку.
2. Умение двигаться свободно и самостоятельно.
3. Формировать физические качества личности - смелость, ловкость, чувство радости от совместных действий с другими детьми.
4. Сделать физическую культуру частью здорового образа жизни ребёнка в семье.
Подвижные игры как основная двигательная деятельность детей раннего возраста планируется нами в различное время дня в соответствие с режимом дня. Подвижные игры включаем в физкультурные занятия, утреннюю гимнастику, а также в часы самостоятельной деятельности детей. При этом мы фиксируем свое внимание на том, чтобы каждый ребенок в течение дня принял участие хотя бы в одной игре, вовлекая малышей в игру.
Так дети третьего года жизни с удовольствием выполняют такие игровые упражнения как:
«Полетаем как птички»
«Попрыгаем как зайчики»
«Цыплята клюют зёрнышки»
Через эти игры - упражнения дети учатся умению передавать простейшие образные действия некоторых персонажей. Развитие и совершенствование движений обусловлено повседневностью их применения, это такие движения: как ходьба, бег, лазанье, подпрыгивание, которые широко применяются не только в самостоятельной деятельности, но и в подвижных играх.
Наша задача при организации подвижных игр с детьми раннего возраста - научить выполнять ряд правил: бежать в определенном направлении, останавливаться по сигналу. При планировании мы учитываем разнообразие движений, вызывающих деятельность различных мышц, переход от более спокойных к более оживленным движениям.
В первой младшей группе организуем игры сложного содержания, в которых выделяется роль ведущего. Играя в подвижные игры: «Весёлые зайчата», «По ровненькой дорожке», «Пузырь», «Карусели», дети учатся играть по правилам, соотносить действия со словами.
Чтобы дети имели представление о сюжете игры, проводим предварительную работу: чтение художественной литературы, наблюдение в природе, наблюдение за повадками животных и птиц, наблюдение за деятельностью людей.
Мы активно принимаем участие в игре с детьми раннего возраста и берем на себя ведущую роль, показывая, что и как надо делать. Наше позитивное эмоциональное состояние передаётся детям. Путём показа, объяснения мы обучаем детей навыкам движения, регулируем число повторений, подбираем разные игры по трудности выполнения того или иного движения, обеспечиваем определённую физическую нагрузку.
Используем в работе с детьми игры различного содержания:
С ходьбой и бегом;
С ползанием;
С бросанием и ловлей мяча;
С подпрыгиванием;
На ориентировку в пространстве;
С разнообразными движениями и пением.
Для обогащения игрового опыта детей используем следующие приемы:- поддержка инициативы ребенка, поощрение действий вызывает у него желание еще раз повторить какое-нибудь упражнение (пройти по широкой и узкой дорожкам, перешагнуть через листочек, догнать не только большой, но и маленький мячик, бросить не только мешочек с песком, но и «снежный комочек», а неоднократное повторение движений улучшает качество их выполнения),введение игрового персонажа, обогащение игровых сюжетов. Учитывая особенности раннего возраста, малышам трудно точно выполнять движения по слову воспитателя, мы предлагаем игровые ситуации, побуждающие ребенка выполнять различные движения, например кукла Катя катает мяч, а теперь мячик к Сереже покатится или кошка играет с мышками, а теперь дети будут мышками.
Для применения любой из поставленных задач необходимо спортивное оборудование и атрибуты (игрушки, шапочки - маски, массажёры и др.) в изготовлении которых большую помощь оказывают родители.
Работа по физическому воспитанию ведётся совместно с родителями: это приобщение к здоровому образу жизни (совместные игры, прогулки), знакомим родителей с содержанием и словами подвижных игр, привлекаем к обустройству участков в летнее и зимнее время, всё это способствует развитию у детей двигательных умений и навыков.
Таким образом, на рубеже раннего возраста ребенок приобретает опыт в двигательной деятельности, связанной с выполнением упражнений, направленных на освоение основных движений: ходьбы, бега, прыжков, лазанья и бросания мяча в одном из приоритетных видов детской деятельности - игре. В контексте нашей работы таковой является подвижная игра. Именно в подвижной игре ребенок удовлетворяет свою природную подвижность, именно в ней ребенок раннего возраста совершенствуется в двигательном развитии, в умении правильно вести себя в коллективе, а значит, это является благоприятным условием для полноценного физического и психического развития детей раннего возраста.
Индивидуальную работу с детьми раннего возраста по физическому развитию необходимо строить на основе знаний возрастных и тщательного изучения индивидуально-типологических особенностей детей. Индивидуальная работа начинается с раннего возраста. Она планируется в течение всего дня в часы игр, прогулок, она должна быть естественной и органической частью общего педагогического процесса. Добиваясь успеха при обучении двигательным действиям, воспитатель не только предлагает ребёнку правильно выполнить упражнение, например по его образцу, но и старается вызвать интерес к задаче. Объединение детей в небольшие группы целесообразно при проведении подвижных игр с правилами, с целью уточнения этих правил, и усвоения обязательности этих выполнений. Выделение застенчивых детей в роли ведущих, вовлечение малоподвижных детей в двигательную деятельность и т. д. Таким образом, сложные задачи индивидуальной работы и работы с небольшими группами детей требуют от воспитателя тонкого мастерства, чуткого отношения к детям, строгого сравнительного учёта результатов работы, показывающего прогресс психического и физического развития детей.
Музыкальное сопровождение - еще один способ заинтересовать детей. С этой целью для группы родители приобрели магнитофон и записи с детскими песнями, а также ритмической музыкой. Весёлая музыка повышает двигательную активность детей, создает хорошее настроение, заряжает положительной жизненной энергией. При организации и проведении двигательной активности детей не только не запрещается улыбаться, но и приветствуются все проявления хорошего настроения. Яркими жестами, хлопками дети выражают свою радость от проделанной работы. Они не замечают усталости, для них нет преград на пути овладения сложными упражнениями. Они уверены в успехе, у них всё получается. В своей работе мы так же большое внимание уделяем и закаливающим мероприятиям, что является неотъемлемой частью полноценного физического развития.
Прежде всего - это:
Соблюдение температурного режима в группе;
Правильная организация прогулки и её длительность;
Соблюдение сезонной одежды во время прогулок, учитывая индивидуальное состояние ребёнка;
Облегчённая одежда в детском саду.
С детьми проводим следующие закаливающие процедуры:
Коррегирующая гимнастика, ходьба босиком по дорожкам «здоровья» (профилактика плоскостопия и нарушения осанки);
Дыхательная гимнастика после сна;
Умывание, мытьё прохладной водой рук по локоть;
Подвижные игры и упражнения для укрепления мышечной и костной ткани, опорно-двигательного аппарата;
Упражнения и игры на разгрузку мышечного и эмоционального напряжения, релаксация;
Перед сном дети раздеваются в групповой комнате, где температура воздуха выше, чем в спальне на 2-3 градуса и переходят в майках и трусиках в спальню. Спят дети в теплое время года при открытых фрамугах, в холодное в хорошо проветренной спальне.
Перед тем как приступить к закаливанию, все мероприятия и их последовательность обсуждаю с родителями. Осенью, после периода адаптации провожу анкетирование на тему: «Влияние закаливания на здоровье ребенка». Меня интересует мнение родителей, как они относятся к закаливанию, что они думают о влиянии закаливающих мероприятий на здоровье малыша.
Каждый родитель хочет видеть своего малыша здоровым, весёлым и физически развитым, поэтому я работаю в тесном контакте с родителями.
Работа с родителями
Успехов в укреплении здоровья детей, их полноценном физическом развитии, повышении двигательной активности можно добиться только совместными усилиями детского сада и семьи. Первейшая задача этого единства в воспитании детей раннего возраста – обеспечить безболезненное привыкание малыша к дошкольному учреждению в адаптационный период. Необходимо выявить состояние здоровья, физического и двигательного развития детей
Родители часто не задумываются о том, что малая подвижность неестественна для маленького ребенка, она имеет причины – нездоровье ребенка, его недостаточный двигательный опыт, отсутствие условий для движений, психологический дискомфорт.
Проводя работу с родителями по различным вопросам физического развития детей раннего возраста, мы советуем им, какие игрушки, развивающего характера лучше подарить детям. Обращаем внимание родителей на одежду детей, на то, как трудно слишком тепло одетым детям двигаться во время прогулки, как вредно отражается на детях чрезмерное кутание.
После анкетирования родителей мы узнали, чем занимаются дети нашей группы дома, какие они имеют возможности для развития движений в домашней обстановке, проводят ли родители с детьми закаливающие мероприятия, как отражается работа детского сада в играх и занятиях детей.
Проводим беседы с родителями о необходимости формировать у ребёнка привычку к ежедневным занятиям физкультурой, объясняем, что личный пример родителей - большая сила в воспитании детей. Ведь в тех семьях, где родители занимаются спортом, ребёнок с ранних лет привыкает к физической культуре. Стараемся всегда держать родителей в курсе своих задач. Проводим индивидуальные беседы, где ставим родителей в известность: в чём затруднения у ребёнка и как их преодолеть, над чем больше работать, чему уделить внимание. В информационном уголке для родителей систематически вывешиваем материал о подвижных играх и упражнениях, различные консультации на темы: «Спорт или физкультура», «Как заинтересовать ребёнка занятиями физкультурой», «Можно ли заниматься физкультурой в квартире», «Как правильно организовать режим дня», « Во что и как играть во дворе», «Быть в движении, значит укреплять здоровье» и многое другое. Так же родителям был предложен комплекс дыхательной гимнастики, комплекс развивающих упражнений и подвижных игр. Имеется и библиотечка для родителей с литературой о физическом развитии и воспитании детей и всей семьи, рассказы, стихи для семейного чтения; тематические папки-передвижки. Родители с удовольствием оказывают помощь в оформлении спортивного уголка.Ими были сделаны султанчики, флажки, нашиты платочки, изготовлены маски, связаны шапочки для подвижных игр, нашиты разные массажные дорожки и коврики. На участке силами родителей построена деревянная горка, мостики для ходьбы и другие постройки для ползания и лазания.
Организуя работу по развитию двигательной активности детей в нашей группе, мы пришли к выводу, что решить вопросы физического развития детей, вырастить их здоровыми можно только совместными усилиями родителей и работников дошкольного учреждения.
Работа с детьми и родителями по данному направлению дала положительный результат: дети намного меньше стали болеть, в группе нет малоподвижных, малоактивных детей. Все дети много двигаются, увлечённо действуют с любым предметом (мячом, флажком). Малыши умеют быть рядом друг с другом, с удовольствием и интересом играют в подвижные игры.
В настоящее время сохранение и укрепление здоровья детей является самой актуальной проблемой, поэтому мы постоянно работаем в этом направлении. Регулярно изучаем новую методическую литературу, используем в работе здоровьесберегающиеи и компьютерные технологии. Делюсь своим опытом работы с коллегами детского сада.
Список использованной литературы
1. Бажуков С.М. Здоровье детей - общая забота. - М.: Просвещение,1978
2. Богданов Г.П. Уроки физической культуры. - М.: Просвещение, 1979
3. Вильчковский Э.С. Физическое воспитание дошкольников в семье. - К.: Рад. шк., 1987.
4. Лайзане С.Я. Физическая культура для малышей: Кн. для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1987.
5. Г.М.Лямина Воспитание детей раннего возраста.– М.: Просвещение, 1981.
6. Воспитание детей раннего возраста.: Пособие для воспитателей дет. сада и родителей/ Е.О.
7. Преснякова Л.С. Двигательная активность детей раннего возраста. – 1991, - № 8.
8. Слободская Е.Р. Двигательная активность детей раннего возраста в дошкольных учреждениях. //Физиология человека.- 1988.- № 1.
9. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. – М.: Академия, 2001.
10. Шишкина В.А., Дедулевич Н.И. Здоровый малыш: Система физкультурно-оздоровительной работы с детьми второго-третьего года жизни: Пособие для педагогов дошк. учреждений. – Лен.:. 200.
Петрова Анжелика
Консультация «Создание условий для двигательной активности в группе и на улице во второй группе раннего возраста»
Современное общество предъявляет высокие требования к работе дошкольных учреждений, призванных заложить основы крепкого здоровья и всестороннего развития личности ребёнка.
Формирование двигательных функций – это одна из наиболее важных особенностей детского развития и воспитания. Всем давно известно, что движение - это : - врождённая, жизненно-необходимая потребность человека; - эффективное лечебное средство; - познание окружающего мира; - важное средство воспитания и обучения.
Предметно-двигательная среда группы должна :
Побуждать детей к двигательной активности ;
Позволять выполнять разнообразные движения;
Способствовать оздоровлению и познавательно-двигательному развитию детей .
Исходя из требований ФГОС, принципам и в комплектации физкультурного уголка являются :
Гибкость игрового пространства, полифункциональность среды и игровых материалов (наличие предметов-заместителей) ;
Вариативность наличие материалов и оборудования, для свободного выбора детей;- периодическая сменяемость игрового материала, доступность игровых материалов, возможность использовать все элементы среды.
К центру физического развития и его оборудованию предъявляются следующие педагогические, эстетические, гигиенические требования.
1. Безопасность размещения.
2. Соответствие гигиеническим и педагогическим требованиям.
3. Центр должен логично вписываться в интерьер комнаты и быть эстетически оформлен.
4. Центр должен соответствовать возрасту детей и требованиям программы, обеспечивать свободный выбор и доступ детей.
5. Материалы, из которых изготовлено оборудование, должны отвечать гигиеническим требованиям, быть экологически чистыми и прочными.
Для организации работы по двигательной активности детей раннего возраста определили для себя основные задачи :
- создать условия , побуждающие детей к двигательной активности ;
Научить детей правильно двигаться ;
Заложить основы физической культуры.
Одним из основных условий полноценного физического развития ребенка является создание предметно-развивающей среды в группе . Это разнообразные игры и оборудование для развития ходьбы и других движений детей (игрушки, которые можно катать, бросать; дорожки для ходьбы, разнообразные мячи, погремушки, колечки.
В младших группах любимые игрушки детей - куклы, мишки и др. - время от времени можно располагать на физкультурных пособиях, чтобы ребенок мог взять их, пролезая в ворота, пройдя по бревну и т. д. Большую роль в двигательном режиме играют атрибуты, сделанные силами родителей и педагогов. В младших группах можно использовать коляски, тележки-каталки, чтобы дети катали, садились в них.
Важно изготавливать нестандартное оборудование из бросового материала : мягкие комочки, цветные ведерки и яички («Гномики» , «Котята» , пеньки, грибки, гантельки из пластиковых бутылок с разными наполнителями, «шумелки-гремелки» , «моталочки» и т. д.
Один из приемов повышения эффективности физкультурного оборудования – создание новизны . Это достигается за счет смены переносного оборудования.
В игровой зоне обязательно наличие двигательных модулей .
У малышей быстро падает интерес к одному и тому же пособию. Поэтому пособия необходимо вносить постепенно, чередуя их. Мелкие пособия держать в открытых контейнерах, корзинках так, чтобы дети могли свободно ими пользоваться.
На прогулке необходимы такие игрушки, как машины, мячи, скакалки и т. д., что дает возможность обеспечить разнообразную двигательную деятельность детей . Важное место отводим проведению занятий по развитию движений. На каждом участке должны быть изолированные теневые навесы, различное оборудование для упражнений в равновесии, лазании, метании : горки, бумы, зигзаги, гимнастические стенки. Все оборудование на групповых участках нужно размещать так, чтобы высвободить больше площади для упражнений детей в разных видах спортивных движений. Расширение и обогащение двигательного опыта детей - одна из основных задач, стоящих перед воспитателем детского сада. Для детей, особенно младшего возраста , основной вид деятельности - игра. Поэтому при составлении плана необходимо учитывать, как более эффективно использовать подвижные игры, которые не только стимулируют двигательную деятельность ребенка, но и способствуют развитию, совершенствованию основных движений. Наиболее приемлемы для малышей игры с простым и доступным сюжетом, а также игровые упражнения, основанные на выполнении конкретных двигательных заданий . Эти задания в играх и игровых упражнениях должны быть подобраны с таким расчетом, чтобы они соответствовали возможностям маленьких детей. Прежде всего это такие движения как ходьба, бег, подпрыгивание, спрыгивание с невысоких предметов, подлезание, ползание. Весь игровой материал распределять в определенной последовательности, с учетом сложности движений. В период освоения малышей с новой обстановкой подвижные игры позволяют научить их играть вместе, дружно, во время бега не наталкиваться друг на друга, ориентироваться в пространстве. Игры, основанные на простых заданиях, такие как «Бегите ко мне» , «Бегите к флажку» , «Догони мяч» , проводят в начале с небольшой подгруппой (8-10 детей) . При такой организации дети буду чувствовать себя свободнее, увереннее, а воспитателям легче научить их координации движений. Постепенно в играх усложнять задачу . Например, в усложненном варианте игры «Бегите ко мне» дети не просто бежали, а, изображая птичек, махали руками. В игре «Догони мяч» сначала мяч бросает воспитатель, а затем и сами дети.
Создание условий для разных видов двигательной активности детей в течение дня .
Планируя утреннюю гимнастику, необходимо ставить перед собой цели : поднять эмоциональный и мышечный тонус, совершенствовать двигательные навыки , пластичность, развивать умение соотносить движения со словами : например, дети выполняют движения в соответствии со стихотворным текстом.
Планируя прогулку 1-ой и 2-ой половины дня, использовать подвижные игры различной интенсивности на равновесие, прыжки, метание, лазание, бег. Такие игры как «Бегите ко мне» , «Догони мяч» , «Найди свой домик» , «Найди свой цвет» , «Поезд» , «Мыши в кладовой» и т. д.
Малоподвижные игры : «Возьми флажок» , «Тишина» , «Каравай» , «Зайка серый умывается» и т. д.
Ставить перед собой задачи : закрепление ранее разученных видов ходьбы и бега, имитаций движений, метание на дальность, подлезание под препятствие, прыжки на двух ногах на месте и с продвижением вперед, с препятствием, используя спортивное оборудование : зрительные ориентиры для ходьбы «змейкой» , гимнастические скамейки, канаты, стойка с рейкой для подлезания, переходной мостик, обручи, косички, корзина, корзина с мечами, кегли.
Давать детям возможность самостоятельно двигаться , придумывать игры самим на ту тему, которая им интересна.
В группе должен находится спортивный уголок. В его составе необходимо иметь : обручи, кегли, мячики, массажный мяч, скакалки, ленточки, дорожка для профилактики плоскостопия .
Движения детей недостаточно согласованы, им трудно сохранять равновесие. Чтобы побуждать малышей выполнять движения используются различные подвижные игры с использованием потешек, поговорок. Игру нужно организовать так, чтобы ребёнку было интересно это делать не потому что «надо» и «полезно» , а потому что ему это нравится. В играх дети не только учатся правильно двигаться , но и знакомятся со свойствами предметов, с новыми словами. Особый интерес вызывают у малышей игры с использованием разных образов и игрушек.
Отсутствие или дефицит двигательной активности грозит нарушениями в развитии всех систем маленького созревающего организма. Дети, которые лишены возможности свободных движений, вялы, эмоционально подавлены.
А главное условие при обучении малыша разным движениям, чтобы взрослый сам принимал в этом активное участие .
Используемая литература : Н. П. Кочетова "Физическое воспитание и развитие детей раннего возраста и т . д.
Публикации по теме:
«Создание условий для двигательной активности в режимные моменты» (Из опыта работы) Одна из самых главных задач в детском саду направлена на укрепление и сохранение здоровья детей. Поэтому я строю свою работу с учётом возрастных.
Малыши уже в раннем возрасте склонны к творческой деятельности, через которую они познают окружающий мир, познавая через мир сказки, через.
Фотоотчёт уголков здоровья, физкультуры, двигательной зоны для самостоятельной двигательной активности детей. Выполнила: Горская Наталья.
Консультация для родителей «Значение двигательной активности для роста и развития ребёнка» Значение двигательной активности для роста и развития ребенка. Общепризнано, что двигательная активность в жизнедеятельности организма.
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1
г. Карабаша
Консультация для воспитателей
«Двигательная активность детей раннего возраста»
воспитатель: Кривощекова А.А.
2016 г.
В раннем возрасте двигательная активность выступает в качестве необходимого условия формирование организма, одного из способов познания мира и ориентировки в нём, а так же как условие всестороннего развития ребёнка.
Именно в раннем возрасте у ребёнка формируется нервная и костно- мышечная системы, совершенствуется дыхательный аппарат, закладываются основы хорошего здоровья и полноценного физического развития, одним из непременных условий этого является формирование двигательной активности детей. Прежде всего произвольности движений, речи, контактов с окружающими людьми, вещами. Действуя с вещами, ребёнок осваивает их физические свойства, учится управлять их перемещением в пространстве, начинает координировать свои движения, на основе овладения речью появляются начало управления собственным поведением.
Двигательной активностью способствует правильное оборудование возрастных групп мебелью, пособиями и игрушками. На пример, двигательная активность детей 1.5 – 3 лет выше и разнообразнее, если в группе есть крупный строитель, крупная кукольная мебель, предметы которые они могут переносить, переставлять.
Регулируя двигательную активность детей воспитатель советует, подсказывает, чем заняться после сна, еды, одновременно предлагая соответствующие игрушки. Например : «Твоя куколка тоже проснулась, хочет, что бы покатал её на машине.» или, обращаясь к шумному, бесцельно бегающему ребёнку, воспитатель говорит: «Женя, иди сюда, посмотри, какого красивого жука мы нашли» . Что бы упорядочить двигательную активность детей старше двух лет, прежде всего надо предать целевой характер. Когда ребёнок знает, что ему предстоит перевезти груз, что –то разыскать, передать – это обогащает содержание деятельности и одновременно упорядочивает движение. Разнообразные движение детей в процессе совместно со взрослым деятельности выполнение его поручении : «Одному ребёнку – шофёру даю задание отвести куклу домой (в игровой уголок) на машине; другому собрать и расставить по местам игрушки» - ребёнок в это время многократно наклоняется, выпрямляется, чтобы собрать игрушки, подлезает, что бы достать закатившейся мяч, становится на цыпочки и прогибается, что бы поставить игрушку на высокую полочку. Поручения даются детям в игровой форме, они должны быть интересны своей конечной целью. Летом, например дети с удовольствием собирают игрушки по всему своему участку.
Маленьких детей привлекают яркие, образные игрушки и предметы, все игрушки и пособия для игр (флажки, мячи, ленточки, платочки, шапочки) должны быть яркими красочными, иметь разнообразную форму : квадратную, прямоугольную, треугольную. В своей группе мы пополнили набор игрушек, пособий и оборудования, способствующих развитию двигательной активностью детей и разместили всё это так, чтобы дети могли свободно пользоваться тележками, колясками, лошадками, каталками, а так же надувными игрушками. Привлекает внимание детей сюрпризный сундучок. Чего только в нём нет! И султанчики – с ними дети бегают по участку, и цветные флажки, и нарядные платочки, колечки, и разные по цвету, ширине ленточки и мешочки в форме листиков, жуков. Но к сундучку можно подойти, преодолев какое-то препятствие : перешагнуть, проползти, взобраться на ящик, перелезть через бревно. Малыши, преодолевая препятствия на пути к сундучку, радуется, находя в нём неожиданные сюрпризы. Это тоже способствует повышению двигательной активности детей. Учитывая особенности возраста (малыша трудно точно выполнять движения по словам воспитателя, для этого мы придумали игровые ситуации, побуждающие ребенка выполнять различные движения. Например : кукла Катя катает мяч, а теперь мячик к Сереже покатился. Или показывала как входит на ящик и сходит с него кукла Таня. При перешагивании через обруч просила «войти в домик» и «выйти из домика» . Игровые приёмы старалась разнообразить за счёт упражнений имитационного характера например : прыгаем как зайчики; бегаем как мышки; ходим как мишки. Показывая движения, предлагала детям выполнить их.
Дети второго года жизни с удовольствием играют в игры подвижного характера. Подбирала игры с учётом основного вида движения и равномерного распределения нагрузки на различные группы мышц. После упражнений в ходьбе проводила игру с ползанием «Доползи до погремушки» . После бросания меча – игры с бегом «Догони собачку» , «Все бегите ко мне» . Лазание сочетала с играми в мяч : «Кто дальше» , «Передай мяч» , упражнение в ползание – с играми «Ловля бабочек» , «Птицы машут крыльями» , «Деревья качаются» .
В своей группе стремилась разнообразить подвижные игры, придумывая новые их варианты, что способствует развитию самостоятельности детей, формирует у них потребность в движениях. Очень важно научить детей различным действиям с одной и той же игрушкой. Так, ребёнок должен понять, что машину можно возить и быстро, и медленно, нагруженной кубиками или пустой, по длинной или короткой дорожке, её можно катать рукой или за верёвочку, прокатить под воротами, скатить с горки и т. д.. Такое разнообразное использование игрушки не только обогащает двигательным опытом детей,но и позволяет сократить до необходимого минимума число игрушек и пособий.
Вызвать интерес у детей к движениям помогают стихи, песенки, потешки. А когда в стихотворение или потешку вставлялось имя ребёнка, это вызывало ещё больше желание двигаться: «Дима шёл,шёл,шёл и шишку нашёл» . «Тяня шла, шла, шла тоже шишку нашла» . «Палочку перешагнём к неваляшке подойдём» . «Мишенька, не уходи, наших деток подожди» , «Все листочки соберём и Маринке принесём» . Поощрение действий ребёнка вызывают у него желание ещё раз повторить какое-нибудь упражнение (пройти по широкой и узкой дорожкам, перешагнуть через листочки, палку, догнать не только большой, но и маленький мячик, бросить не только синий мешочек с песком, но и красный), а не однократное повторение движений улучшает качество их выполнения. Развитию движений у детей третьего года жизни способствует правильно организованная прогулка. На прогулку выносила определённый набор игрушек – машины, коляски, мячи, обручи.
В результате проведённой работы дети овладели всеми видами движений. Они научились ходить по наклонной доске, бросать мячи в цель, влезать на лесенку и спускаться с неё. Движение детей перестали быть хаотичными, они хорошо ориентируются в группе, на участке. Я считаю, что формирование двигательной активности в значительной степени зависит от взрослых, от их умения создать все необходимые условия для своевременного усвоения, без которых возможно их правильное физическое развитие.
Елена Горшкова
Консультация для воспитателей «Развитие двигательной активности детей раннего возраста»
Гиподинамия что это такое? Нарушение в организме функций сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем, опорно-двигательного аппарата , в ряде случаев психики. Угрожает ли она маленьким детям? Ученые, исследуя влияние двигательной активности на здоровье и жизнедеятельность человека, сочли необходимым обратиться и к раннему возрасту . В результате подобран надежный ключ к правильной организации жизни малыша, к формированию его здоровья, умственной активности , умения действовать «рядом» и «вместе» с другими. Этот ключ - движение! Каково же мнение разных специалистов о значении двигательной активности ?
Физиологи считают : движение - врожденной, жизненно необходимой потребностью человека. Полное удовлетворение ее, особенно важно в раннем и дошкольном возрасте , когда формируются все основные системы и функции организма.
Гигиенисты и врачи утверждают : без движений ребенок не может вырасти здоровым. Движение - это предупреждение различного рода болезней, особенно таких, которые связаны с сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной системами. Движение - это и эффективнейшее лечебное средство.
По мнению психологов : маленький ребенок - деятель! Деятельность выражается прежде всего в движениях. Первые представления о мире, его вещах и явлениях к ребенку приходят через движения его глаз, языка, рук, перемещение в пространстве. Познавание окружающего пространства посредством движений наиболее всего отвечает психологическим и возрастным особенностям детей первых трех лет жизни.
Педагоги с древности и до наших дней отмечают : движение - важное средство воспитания . Двигаясь , ребенок познает мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем. Движение - первые истоки смелости, выносливости, решительности маленького ребенка.
Специальными исследованиями установлены значительные различия в двигательной
активности детей . Условно можно выделить три группы детей :
Полной подвижности
Средней подвижности
Малой подвижности
Дети первой группы (полной подвижности) всегда особо заметны, поведение неуравновешенное, чаще всех попадают в конфликтные ситуации. Из-за чрезмерной подвижности они не успевают вникнуть в суть всей деятельности, в результате чего у этих детей отмечается малая степень её осознанности. Из всех видов движений они выбирают бег, прыжки. Основное внимание в развитии двигательной активности детей большой подвижности следует уделять воспитанию целенаправленности , умения заниматься более или менее спокойными видами деятельности.
Дети второй группы (средней подвижности) отмечаются наиболее ровным и спокойным поведением. Равномерной подвижностью в течение всего дня. Движения у таких детей обычно четкие и уверенные.
Дети третьей группы (малой подвижности) часто вялы, пассивны, быстро устают. Они не вступают в общение. Дети стараются уйти в сторону, чтобы не мешать, выбирают деятельность, не требующую большого пространства и движений. Малоподвижность следует рассматривать как серьезный недостаток поведения ребенка. Причины малоподвижности : однородность и бедность предметной среды, нездоровье, слабые двигательные умения ребенка , запреты взрослого.
Лучший метод - игра. Роль воспитателя - создать условия для игры с движениями. Какие же движения и в какой последовательности надо развивать ?
В первые три месяца, необходимо содействовать современному умению ребенка удерживать голову в вертикальном положении, лежа на животе и находясь на руках взрослого. Это умение является очень важным, так как способствует формированию шейного изгиба позвоночника. Без умения удерживать голову в вертикальном положении невозможно формирование последующих, более сложных движений.
К концу трех месяцев ребенок должен хорошо приподнимать голову и верхнюю часть туловища, опираясь на предплечья, а затем на кисти рук. В этот же период появляется «комплекс оживления» . С момента его появления ребенок находится в движении и в радостном состоянии (активно двигает ножками , ручками, улыбается) . Что способствует развитию всей мускулатуры , повышению общего уровня жизнедеятельности, психическому развитию .
В период от 3-х до 6-ти месяцев важно развивать движения рук - это возможно только при хорошо развитой зрительно двигательной координации . Примерно в начале четырех месяцев появляются первые движения присаживания, малыш пытается приподняться, подтягивая голову и плечи к груди. К концу четвертого месяца это движение настолько оформляется, что если ребенка взять за руки и медленно подтягивать, то он сам легко присаживается. Однако ровно сидеть малыш может при поддержке взрослого и кратковременно. Взрослым надо помнить, что умение сидеть, не только содействует дальнейшему развитию движений ребенка , но и нередко является помехой этому. Длительное сидение негативно отражается на психическом и физическом состоянии ребенка, ведет к искривлению позвоночника, сжатию грудной клетки, вялости мускулатуры. Не надо сажать ребенка за столик в креслица, окружать подпорками. Ребенок сохраняет сидячее положение совершенно пассивно, на его неокрепший позвоночник ложится большая нагрузка. Тип «сидун» особенно известен работникам закрытых детских учреждений.
С 6-ти до 9-ти месяцев - активно развивается ползание . Почему важно ползать? Ползание - это активное динамичное движение , которое способствует развитию всех систем организма.
С10 -11 месяцев дети могут переходить от одной опоры к другой, вползают на
К 12-ти месяцам дети начинают ходить, не пользуясь опорой. Дети этого возраста в основном осваивают движения во время самостоятельной деятельности, поэтому им надо дать необходимые игрушки и предоставить достаточную площадь для передвижения. В условиях общественного воспитания эта площадь огораживается барьером, внутри может стоять стол для игры с яркими игрушками, диванчик, мягкое бревно.
Итак, для того чтобы ребенок овладел всеми перечисленными выше движениями, в той последовательности, которая будет способствовать его благоприятному развитию , рос здоровым, необходимо активное взаимодействие ребенка с окружающей средой при целенаправленном воздействии взрослого.
Основные компоненты двигательного режима
1. Организованная двигательная деятельность .
2. Самостоятельная двигательная деятельность
Наибольшее время в режиме дня маленьких детей составляет самостоятельная деятельность. Основное место занимают различные игры. Разнообразие движений, в свою очередь обогащает содержание игры и делает её особенно интересной и желанной для малыша.
Как обогатить игру ребенка разнообразными движениями?
1. Прежде всего, необходимо выделить достаточную площадь для игр
2. Обеспечить разнообразным игровым материалом.
3. Учитывать настроение малыша.
4. Активное его стремление к выполнению движений.
Двигательная деятельность малыша тесно связана с игрой, а, следовательно, с предметами, игрушками. Пособиями. Взрослые должны позаботиться о том, чтобы в распоряжении ребенка были игрушки, пособия, стимулирующие двигательную активность , повышающие интерес к движениям. Задача взрослых - научить детей правильно и разнообразно их использовать. Игрушки и пособия надо располагать так, чтобы дети, доставая их, проделывали дополнительные движения. Полки с игрушками можно подвесить на разном уровне. К одной позе, чтобы достать игрушку, дети должны наклониться, а к другой наоборот подтянуться, подняться на носки. Пособий и игрушек должно быть в группе в достаточном количестве, однако, не слишком много. Это рассеивает внимание детей и утомляет их нервную систему. В тоже время надо помнить, что для детей раннего возраста характерна большая подражаемость. Увидев в руках соседа мяч, ребенок хочет непременно завладеть им, поэтому важно, чтобы однотипных игрушек было несколько. Пособия нужно периодично менять, чтобы у детей не пропал интерес к ним. Как мы отмечали выше, двигательный опыт у малыша еще невелик, поэтому самостоятельная двигательная деятельность должна проходить под наблюдением взрослого при непосредственном его участии. Наблюдая за детьми, воспитатели видят , как формируются интересы малышей, к чему они больше склонны. Личное участие в играх детей активизирует малышей , создает у них радостное настроение. Взрослый помогает ребенку своевременно сменить вид деятельности, чтобы не допустить утомления.