Педразвитие. Консультация «Создание условий для двигательной активности в группе и на улице во второй группе раннего возраста Особенности двигательной активности в раннем возрасте

«От здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность в знаниях, вера в свои силы. Поэтому крайне важно организовать занятия физической культурой именно в дошкольном детстве, что позволит растущему организму накопить силы и развить физические качества, что в дальнейшем обеспечит всестороннее гармоничное развитие личности.»

Василий Александрович Сухомлинский

Здоровье - это физическая, гигиеническая, душевная и социальная культура человека; основное условие, определяющее своевременное физическое и нервно-психическое развитие малыша, фундамент его дальнейшего благосостояния. Охрана здоровья детей, его укрепление составляют предмет особой заботы нас, взрослых. Формирование двигательных функций – это одна из наиболее важных особенностей детского развития и воспитания.

Всем давно известно, что движение - это:

Врождённая, жизненно-необходимая потребность человека

Эффективное лечебное средство;

Познание окружающего мира;

Важное средство воспитания и обучения.

Сензитивный период развития движений и действий длится в среднем от 1 года до 4 лет, и важность его для общего развития ребенка трудно переоценить. Именно благодаря движению и сопровождающей его усиленной вентиляции легких ребенка происходит насыщение крови кислородом, достаточное для снабжения им тех клеток головного мозга, которые участвуют в развитии всех психических функций. Таким образом, все воспитательные приемы и методы, ограничивающие свободу движений ребенка в указанном возрасте, без преувеличения являются преступлением против его естественного развития. Отсюда же следует вывод о вреде для развития ребенка малоактивного образа жизни, который присущ многим современным семьям. Протекание этого сензитивного периода неоднородно: в начале периода ребенка интересуют именно движения (у него есть потребность ощутить возможности своего тела), впоследствии его начинают интересовать все более и более сложные действия, для выполнения которых необходимо обладать определенным уровнем координации, свободы и выразительности движений. Нетрудно представить себе, насколько мир для детей станет богаче, здоровее, безопаснее, если мы, взрослые, не будем препятствовать движениям ребенка, поощрять их инициативу в самостоятельной двигательной деятельности.. Учёными подобран надежный ключ к правильной организации жизни малыша в детском саду и семье, к формированию его здоровья, умственной активности, умения действовать «рядом» и «вместе» с другими. Этот ключ – движения!

Необходимость работы в данном направлении:

Ранний возраст является периодом наиболее быстрого развития строения и функций организма ребенка. Крепкий полноценно физически развивающийся ребенок меньше подвержен заболеваниям, а, заболев, справляется с ними с меньшими отрицательными последствиями. Поэтому создание всех необходимых условий для укрепления здоровья и правильного развития организма детей раннего возраста – задача первостепенной важности.

Одним из условий нормального роста и развития ребенка, повышения сопротивляемости его организма, является достаточная двигательная активность. Именно двигательная активность как основа жизнеобеспечения детского организма оказывает воздействие на рост и развитие нервно – психического состояния, функциональные возможности и работоспособность ребенка.

Для каждого возрастного периода существует свой оптимальный уровень двигательной активности, но в раннем возрасте в связи с интенсивным обменом веществ и пластическими процессами роста потребность в движении особенно высока.

Недостаточный объем двигательной активности в раннем возрасте может привести к ранним отклонениям осанки, косоглазию, плохо сформированной стопе и другим заболеваниям в дошкольном возрасте.

Анализ практики работы дошкольных учреждений показывает, что последние годы отмечается уменьшение удельного веса движений в общем режиме дня. Это отрицательно сказывается на формировании всех систем и понижает защитные силы детского организма. Заметно возросло количество физически ослабленных детей, поэтому так важен оптимальный двигательный режим в котором бы удовлетворялась естественная и достаточная потребность ребенка в движении.

Кроме того, мышечная нагрузка у детей уменьшается в силу объективных причин:

Не все родители имеют возможность предоставить своим малышам достаточно времени, места и необходимого оборудование для правильного физического развития,

Некоторые родители чрезмерно увлекаются интеллектуальным развитием своего ребёнка (компьютерные игры, посещение разнообразных кружков). Именно поэтому возрастает роль детского сада во всестороннем физическом развитии детей. На сегодняшний день вопросы физкультурно-оздоровительной работы являются наиболее актуальными в деятельности любого дошкольного учреждения.

Современное общество предъявляет высокие требования к работе дошкольных учреждений, призванных заложить основы крепкого здоровья и всестороннего развития личности ребёнка.

Развитие основных движений в условиях целенаправленного руководства связано с развитием психических процессов (внимание, восприятие, воображения, мышления), способствует повышению общего жизненного тонуса, воспитанию чувств, интереса и определённого отношения к своей деятельности.

Если ребенок много двигается, он быстрее и легче привыкает к новой обстановке. Малыши охотнее идут в группу, мгновенно перестают плакать, если мы переключаем их внимание на активную двигательную деятельность, да еще с интересной игрушкой. Поэтому, работая с детьми раннего возраста, мы уделяем большое внимание формированию двигательных функций.

Для организации работы по данному направлению определили основные задачи:

Создать условия, побуждающие детей к двигательной активности;

Научить детей правильно двигаться;

Заложить основы физической культуры.

Планируя нашу работу, мы руководствовались программой воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Веракса, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. Двигательную активность осуществляли согласно двигательному режиму, в который входят: утренняя гимнастика, подвижные игры, игровые упражнения, непосредственно образовательная деятельность по развитию движений. В основу методики обучения детей движениям, опирались на следующие принципы:

Доступность;

Систематичность;

Последовательность;

Повторность

Одним из основных условий полноценного физического развития ребенка является создание предметно-развивающей среды в группе. В нашей группе имеются игры и оборудование для развития ходьбы и других движений детей (игрушки, которые можно катать, бросать; дорожки для ходьбы, скамейки, дуги разной высоты, лесенка-стремянка, разнообразные мячи, мягкое бревно, коврики, канат; погремушки, колечки, султанчики, ленточки, платочки, флажки, гимнастические палки, кольцебросы, различные маски для проведения подвижных игр. Во время выполнения физических упражнений, игр каждому ребёнку предоставляется достаточная площадь для движений, своё пособие. Никаких ожиданий, очередей, никакой спешки и суетливости! Если помнить, что игры с движениями и в движении - счастливейшие минуты в жизни ребёнка, то всё будет в порядке.

Правильная организация физического воспитания детей в повседневной жизни обеспечивает выполнение двигательного режима, необходимого для здорового физического состояния ребёнка и его психики в течение дня.

Важнейшим условием оздоровления в ДОУ является организация двигательной активности детей.

Двигательная активность способствует:

  • повышению устойчивости организма к различным заболеваниям;
  • росту физической работоспособности;
  • нормализации деятельности отдельных органов и функциональных систем;
  • появлению положительных эмоций, способствующих укреплению психического здоровья.

Каждое утро с детьми начинаем с утренней гимнастики. Главное назначение утренней гимнастики состоит в том, чтобы поднять эмоциональный и мышечный тонус детей,

Устранить заторможенность после сна, взбодрить ребенка. В холодный период года гимнастику проводим в группе, а в летнее время на открытом воздухе или в тщательно проветриваемом помещении (в зависимости от экологических и погодных условий). Воздушная ванна в сочетании с упражнениями, составляющими комплекс утренней гимнастики, улучшает деятельность внутренних органов дыхания, кровообращения, пищеварения, повышает тонус нервной системы. После утренней гимнастики дети принимают водные процедуры (умываются).

Еще одним обязательным физкультурно-оздоровительным мероприятием стало для нас проведение корригирующей гимнастики после дневного сна. Мы заметили, что ее ежедневное выполнение положительно влияет на детей. У них поднимается не только настроение, но и мышечный тонус. Во время проведения гимнастики стараемся учитывать правильную нагрузку на мышцы, даём детям немного отдохнуть после очередного движения. Обязательным условием проведения гимнастики является игровая форма. Малыши с удовольствием выполняют и имитируют движения жучков, бабочек, животных и т.д. Непосредственно образовательную деятельность по образовательной области «Физическая культура» проводим в игровой форме, с введением увлекательных упражнений во всех частях организованной деятельности, что способствует повышению интереса детей, развитию эмоциональных чувств.

Два раза в неделю проводится непосредственно- образовательную деятельность по развитию движений детей, которая состоят из трех частей: вводной, основной и заключительной.

Структура и дозировка:

вводная часть – 1 мин.; основная часть – 6-8 мин.; заключительная часть – 1 мин.

Вводная часть: организация детей и постепенное введение их в ритм занятия. Содержанием этой части является знакомым детям материалом, например, ходьба. По мере того, как овладевают двигательными умениями, усложняем содержание вводной части за счет упражнений в равновесии (ходьба по дорожке, лежащей на полу, перешагивание через кубик и т.д.).

Основная часть: упражнения общеразвивающего характера, на развитие основных видов движений и подвижная игра. Общеразвивающие упражнения даются из исходного положения, сидя (на полу, на стуле, скамейке), лежа и стоя. Из трех-пяти упражнений два-три из исходного положения, сидя и лежа, так как они формируют осанку и дают разгрузку позвоночнику и стопе ребёнка. При выполнении всех упражнений на одном занятии используем однотипные пособия или игрушки. Это помогает сосредоточить внимание детей.

Кульминационная часть – это подвижная игра, которая повышает активность, обогащает двигательный опыт, воспитывает умения согласовывать движения со словом.

Проводим подвижные игры с использованием пособий (клубки султанчики, мячи,погремушки и т.д.) и игрушек, так как они дают возможность конкретизировать задание (догони мяч, доползи до погремушки, найди игрушку). Основным правилом всех игр является умение согласовывать свои движения со словом, являющимся сигналом.

Заключительная часть: основная задача этой части – постепенно привести организм ребенка в спокойное состояние.

В своей работе мы используем не только готовые комплексы упражнений, но и составляем их самостоятельно, придерживаясь следующих принципов:

Учитываем возможность детей данной группы и уровень имеющегося двигательного опыта;

Не заменяем полностью все упражнения предыдущего занятия, а оставляем 2-3 знакомых, которые дети слабо усвоили, требующие повторения;

Повторяем те упражнения с детьми, которые доставляют им радость;

Предусматриваем постепенное нарастание нагрузки на организм ребенка и снижение ее в конце непосредственно организованной деятельности;

Чередуем нагрузки на все основные группы мышц.

Один раз в месяц непосредственно образовательную деятельность по развитию движений детей раннего возраста проводим в различных вариантах:

По единому сюжету («Прогулка в лес», «На бабушкином дворе» и т.п.);

Тренировочное занятие («Дорожка с препятствиями»);

Построенную на одном движении;

Построенную на подвижных играх.

Движение и игра для малыша не только жизненная необходимость - это сама жизнь. И самой правильной формой физического развития детей является игра. Поэтому в работе мы используем только игровую форму проведения непосредственно образовательной деятельности, гимнастик. Знакомим детей с новыми игрушками и обучаем их разнообразным движениям с ними. Кроме того, придумываем множество движений и в играх с образными игрушками. Например, усадив на стулья кукол, дети показывают им, как правильно подлезать под скамейку, и вот обычное движение превращается в забавную игру. А главное в этом - то, что дети многократно самостоятельно повторяют движение. Стараемся значительно разнообразить движения и в играх с использованием физкультурных пособий (мяч, обруч). Сначала действия с ними предельно просты и не носят специфического характера, но потом говорим, что например, обруч "превращается" в машину, в домик, в гнездышко... Затем в детские игры включаем более сложные физкультурные пособия (скамейки, кубы, ящики и другие).

Одним из средств развития движений, а так же удовлетворения двигательной активности детей раннего возраста являются подвижные игры. Они привлекают малышей своей эмоциональностью, разнообразием сюжетов и двигательных заданий. Кроме этого, подвижные игры способствуют также развитию внимания, памяти, воображения, формированию личностных качеств (самостоятельность, активность). Участвуя в этих играх, дети приобретают опыт общения со сверстниками и взрослыми. Взрослый является организатором и активным участником игр: выполняет роль ведущего (читает текст, который служит сигналом к началу и окончанию движений) и одновременно действует вместе с ребенком, являясь образцом для подражания.

Понимая важность проблемы развития двигательной активности детей раннего возраста средствами подвижных игр, мы поставили перед собой следующую цель: Создание благоприятных условий для полноценного физического и психического развития детей раннего возраста путем удовлетворения потребности в двигательной активности детей раннего возраста в подвижных играх.

В своей работе мы решаем такие задачи:

1. Умение сохранять устойчивое положение тела и правильную осанку.

2. Умение двигаться свободно и самостоятельно.

3. Формировать физические качества личности - смелость, ловкость, чувство радости от совместных действий с другими детьми.

4. Сделать физическую культуру частью здорового образа жизни ребёнка в семье.

Подвижные игры как основная двигательная деятельность детей раннего возраста планируется нами в различное время дня в соответствие с режимом дня. Подвижные игры включаем в физкультурные занятия, утреннюю гимнастику, а также в часы самостоятельной деятельности детей. При этом мы фиксируем свое внимание на том, чтобы каждый ребенок в течение дня принял участие хотя бы в одной игре, вовлекая малышей в игру.

Так дети третьего года жизни с удовольствием выполняют такие игровые упражнения как:

«Полетаем как птички»

«Попрыгаем как зайчики»

«Цыплята клюют зёрнышки»

Через эти игры - упражнения дети учатся умению передавать простейшие образные действия некоторых персонажей. Развитие и совершенствование движений обусловлено повседневностью их применения, это такие движения: как ходьба, бег, лазанье, подпрыгивание, которые широко применяются не только в самостоятельной деятельности, но и в подвижных играх.

Наша задача при организации подвижных игр с детьми раннего возраста - научить выполнять ряд правил: бежать в определенном направлении, останавливаться по сигналу. При планировании мы учитываем разнообразие движений, вызывающих деятельность различных мышц, переход от более спокойных к более оживленным движениям.

В первой младшей группе организуем игры сложного содержания, в которых выделяется роль ведущего. Играя в подвижные игры: «Весёлые зайчата», «По ровненькой дорожке», «Пузырь», «Карусели», дети учатся играть по правилам, соотносить действия со словами.

Чтобы дети имели представление о сюжете игры, проводим предварительную работу: чтение художественной литературы, наблюдение в природе, наблюдение за повадками животных и птиц, наблюдение за деятельностью людей.

Мы активно принимаем участие в игре с детьми раннего возраста и берем на себя ведущую роль, показывая, что и как надо делать. Наше позитивное эмоциональное состояние передаётся детям. Путём показа, объяснения мы обучаем детей навыкам движения, регулируем число повторений, подбираем разные игры по трудности выполнения того или иного движения, обеспечиваем определённую физическую нагрузку.

Используем в работе с детьми игры различного содержания:

С ходьбой и бегом;

С ползанием;

С бросанием и ловлей мяча;

С подпрыгиванием;

На ориентировку в пространстве;

С разнообразными движениями и пением.

Для обогащения игрового опыта детей используем следующие приемы:- поддержка инициативы ребенка, поощрение действий вызывает у него желание еще раз повторить какое-нибудь упражнение (пройти по широкой и узкой дорожкам, перешагнуть через листочек, догнать не только большой, но и маленький мячик, бросить не только мешочек с песком, но и «снежный комочек», а неоднократное повторение движений улучшает качество их выполнения),введение игрового персонажа, обогащение игровых сюжетов. Учитывая особенности раннего возраста, малышам трудно точно выполнять движения по слову воспитателя, мы предлагаем игровые ситуации, побуждающие ребенка выполнять различные движения, например кукла Катя катает мяч, а теперь мячик к Сереже покатится или кошка играет с мышками, а теперь дети будут мышками.

Для применения любой из поставленных задач необходимо спортивное оборудование и атрибуты (игрушки, шапочки - маски, массажёры и др.) в изготовлении которых большую помощь оказывают родители.

Работа по физическому воспитанию ведётся совместно с родителями: это приобщение к здоровому образу жизни (совместные игры, прогулки), знакомим родителей с содержанием и словами подвижных игр, привлекаем к обустройству участков в летнее и зимнее время, всё это способствует развитию у детей двигательных умений и навыков.

Таким образом, на рубеже раннего возраста ребенок приобретает опыт в двигательной деятельности, связанной с выполнением упражнений, направленных на освоение основных движений: ходьбы, бега, прыжков, лазанья и бросания мяча в одном из приоритетных видов детской деятельности - игре. В контексте нашей работы таковой является подвижная игра. Именно в подвижной игре ребенок удовлетворяет свою природную подвижность, именно в ней ребенок раннего возраста совершенствуется в двигательном развитии, в умении правильно вести себя в коллективе, а значит, это является благоприятным условием для полноценного физического и психического развития детей раннего возраста.

Индивидуальную работу с детьми раннего возраста по физическому развитию необходимо строить на основе знаний возрастных и тщательного изучения индивидуально-типологических особенностей детей. Индивидуальная работа начинается с раннего возраста. Она планируется в течение всего дня в часы игр, прогулок, она должна быть естественной и органической частью общего педагогического процесса. Добиваясь успеха при обучении двигательным действиям, воспитатель не только предлагает ребёнку правильно выполнить упражнение, например по его образцу, но и старается вызвать интерес к задаче. Объединение детей в небольшие группы целесообразно при проведении подвижных игр с правилами, с целью уточнения этих правил, и усвоения обязательности этих выполнений. Выделение застенчивых детей в роли ведущих, вовлечение малоподвижных детей в двигательную деятельность и т. д. Таким образом, сложные задачи индивидуальной работы и работы с небольшими группами детей требуют от воспитателя тонкого мастерства, чуткого отношения к детям, строгого сравнительного учёта результатов работы, показывающего прогресс психического и физического развития детей.

Музыкальное сопровождение - еще один способ заинтересовать детей. С этой целью для группы родители приобрели магнитофон и записи с детскими песнями, а также ритмической музыкой. Весёлая музыка повышает двигательную активность детей, создает хорошее настроение, заряжает положительной жизненной энергией. При организации и проведении двигательной активности детей не только не запрещается улыбаться, но и приветствуются все проявления хорошего настроения. Яркими жестами, хлопками дети выражают свою радость от проделанной работы. Они не замечают усталости, для них нет преград на пути овладения сложными упражнениями. Они уверены в успехе, у них всё получается. В своей работе мы так же большое внимание уделяем и закаливающим мероприятиям, что является неотъемлемой частью полноценного физического развития.

Прежде всего - это:

Соблюдение температурного режима в группе;

Правильная организация прогулки и её длительность;

Соблюдение сезонной одежды во время прогулок, учитывая индивидуальное состояние ребёнка;

Облегчённая одежда в детском саду.

С детьми проводим следующие закаливающие процедуры:

Коррегирующая гимнастика, ходьба босиком по дорожкам «здоровья» (профилактика плоскостопия и нарушения осанки);

Дыхательная гимнастика после сна;

Умывание, мытьё прохладной водой рук по локоть;

Подвижные игры и упражнения для укрепления мышечной и костной ткани, опорно-двигательного аппарата;

Упражнения и игры на разгрузку мышечного и эмоционального напряжения, релаксация;

Перед сном дети раздеваются в групповой комнате, где температура воздуха выше, чем в спальне на 2-3 градуса и переходят в майках и трусиках в спальню. Спят дети в теплое время года при открытых фрамугах, в холодное в хорошо проветренной спальне.

Перед тем как приступить к закаливанию, все мероприятия и их последовательность обсуждаю с родителями. Осенью, после периода адаптации провожу анкетирование на тему: «Влияние закаливания на здоровье ребенка». Меня интересует мнение родителей, как они относятся к закаливанию, что они думают о влиянии закаливающих мероприятий на здоровье малыша.

Каждый родитель хочет видеть своего малыша здоровым, весёлым и физически развитым, поэтому я работаю в тесном контакте с родителями.

Работа с родителями

Успехов в укреплении здоровья детей, их полноценном физическом развитии, повышении двигательной активности можно добиться только совместными усилиями детского сада и семьи. Первейшая задача этого единства в воспитании детей раннего возраста – обеспечить безболезненное привыкание малыша к дошкольному учреждению в адаптационный период. Необходимо выявить состояние здоровья, физического и двигательного развития детей

Родители часто не задумываются о том, что малая подвижность неестественна для маленького ребенка, она имеет причины – нездоровье ребенка, его недостаточный двигательный опыт, отсутствие условий для движений, психологический дискомфорт.

Проводя работу с родителями по различным вопросам физического развития детей раннего возраста, мы советуем им, какие игрушки, развивающего характера лучше подарить детям. Обращаем внимание родителей на одежду детей, на то, как трудно слишком тепло одетым детям двигаться во время прогулки, как вредно отражается на детях чрезмерное кутание.

После анкетирования родителей мы узнали, чем занимаются дети нашей группы дома, какие они имеют возможности для развития движений в домашней обстановке, проводят ли родители с детьми закаливающие мероприятия, как отражается работа детского сада в играх и занятиях детей.

Проводим беседы с родителями о необходимости формировать у ребёнка привычку к ежедневным занятиям физкультурой, объясняем, что личный пример родителей - большая сила в воспитании детей. Ведь в тех семьях, где родители занимаются спортом, ребёнок с ранних лет привыкает к физической культуре. Стараемся всегда держать родителей в курсе своих задач. Проводим индивидуальные беседы, где ставим родителей в известность: в чём затруднения у ребёнка и как их преодолеть, над чем больше работать, чему уделить внимание. В информационном уголке для родителей систематически вывешиваем материал о подвижных играх и упражнениях, различные консультации на темы: «Спорт или физкультура», «Как заинтересовать ребёнка занятиями физкультурой», «Можно ли заниматься физкультурой в квартире», «Как правильно организовать режим дня», « Во что и как играть во дворе», «Быть в движении, значит укреплять здоровье» и многое другое. Так же родителям был предложен комплекс дыхательной гимнастики, комплекс развивающих упражнений и подвижных игр. Имеется и библиотечка для родителей с литературой о физическом развитии и воспитании детей и всей семьи, рассказы, стихи для семейного чтения; тематические папки-передвижки. Родители с удовольствием оказывают помощь в оформлении спортивного уголка.Ими были сделаны султанчики, флажки, нашиты платочки, изготовлены маски, связаны шапочки для подвижных игр, нашиты разные массажные дорожки и коврики. На участке силами родителей построена деревянная горка, мостики для ходьбы и другие постройки для ползания и лазания.

Организуя работу по развитию двигательной активности детей в нашей группе, мы пришли к выводу, что решить вопросы физического развития детей, вырастить их здоровыми можно только совместными усилиями родителей и работников дошкольного учреждения.

Работа с детьми и родителями по данному направлению дала положительный результат: дети намного меньше стали болеть, в группе нет малоподвижных, малоактивных детей. Все дети много двигаются, увлечённо действуют с любым предметом (мячом, флажком). Малыши умеют быть рядом друг с другом, с удовольствием и интересом играют в подвижные игры.

В настоящее время сохранение и укрепление здоровья детей является самой актуальной проблемой, поэтому мы постоянно работаем в этом направлении. Регулярно изучаем новую методическую литературу, используем в работе здоровьесберегающиеи и компьютерные технологии. Делюсь своим опытом работы с коллегами детского сада.

Список использованной литературы

1. Бажуков С.М. Здоровье детей - общая забота. - М.: Просвещение,1978

2. Богданов Г.П. Уроки физической культуры. - М.: Просвещение, 1979

3. Вильчковский Э.С. Физическое воспитание дошкольников в семье. - К.: Рад. шк., 1987.

4. Лайзане С.Я. Физическая культура для малышей: Кн. для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1987.

5. Г.М.Лямина Воспитание детей раннего возраста.– М.: Просвещение, 1981.

6. Воспитание детей раннего возраста.: Пособие для воспитателей дет. сада и родителей/ Е.О.

7. Преснякова Л.С. Двигательная активность детей раннего возраста. – 1991, - № 8.

8. Слободская Е.Р. Двигательная активность детей раннего возраста в дошкольных учреждениях. //Физиология человека.- 1988.- № 1.

9. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. – М.: Академия, 2001.

10. Шишкина В.А., Дедулевич Н.И. Здоровый малыш: Система физкультурно-оздоровительной работы с детьми второго-третьего года жизни: Пособие для педагогов дошк. учреждений. – Лен.:. 200.


Петрова Анжелика
Консультация «Создание условий для двигательной активности в группе и на улице во второй группе раннего возраста»

Современное общество предъявляет высокие требования к работе дошкольных учреждений, призванных заложить основы крепкого здоровья и всестороннего развития личности ребёнка.

Формирование двигательных функций – это одна из наиболее важных особенностей детского развития и воспитания. Всем давно известно, что движение - это : - врождённая, жизненно-необходимая потребность человека; - эффективное лечебное средство; - познание окружающего мира; - важное средство воспитания и обучения.

Предметно-двигательная среда группы должна :

Побуждать детей к двигательной активности ;

Позволять выполнять разнообразные движения;

Способствовать оздоровлению и познавательно-двигательному развитию детей .

Исходя из требований ФГОС, принципам и в комплектации физкультурного уголка являются :

Гибкость игрового пространства, полифункциональность среды и игровых материалов (наличие предметов-заместителей) ;

Вариативность наличие материалов и оборудования, для свободного выбора детей;- периодическая сменяемость игрового материала, доступность игровых материалов, возможность использовать все элементы среды.

К центру физического развития и его оборудованию предъявляются следующие педагогические, эстетические, гигиенические требования.

1. Безопасность размещения.

2. Соответствие гигиеническим и педагогическим требованиям.

3. Центр должен логично вписываться в интерьер комнаты и быть эстетически оформлен.

4. Центр должен соответствовать возрасту детей и требованиям программы, обеспечивать свободный выбор и доступ детей.

5. Материалы, из которых изготовлено оборудование, должны отвечать гигиеническим требованиям, быть экологически чистыми и прочными.

Для организации работы по двигательной активности детей раннего возраста определили для себя основные задачи :

- создать условия , побуждающие детей к двигательной активности ;

Научить детей правильно двигаться ;

Заложить основы физической культуры.

Одним из основных условий полноценного физического развития ребенка является создание предметно-развивающей среды в группе . Это разнообразные игры и оборудование для развития ходьбы и других движений детей (игрушки, которые можно катать, бросать; дорожки для ходьбы, разнообразные мячи, погремушки, колечки.

В младших группах любимые игрушки детей - куклы, мишки и др. - время от времени можно располагать на физкультурных пособиях, чтобы ребенок мог взять их, пролезая в ворота, пройдя по бревну и т. д. Большую роль в двигательном режиме играют атрибуты, сделанные силами родителей и педагогов. В младших группах можно использовать коляски, тележки-каталки, чтобы дети катали, садились в них.

Важно изготавливать нестандартное оборудование из бросового материала : мягкие комочки, цветные ведерки и яички («Гномики» , «Котята» , пеньки, грибки, гантельки из пластиковых бутылок с разными наполнителями, «шумелки-гремелки» , «моталочки» и т. д.

Один из приемов повышения эффективности физкультурного оборудованиясоздание новизны . Это достигается за счет смены переносного оборудования.

В игровой зоне обязательно наличие двигательных модулей .

У малышей быстро падает интерес к одному и тому же пособию. Поэтому пособия необходимо вносить постепенно, чередуя их. Мелкие пособия держать в открытых контейнерах, корзинках так, чтобы дети могли свободно ими пользоваться.

На прогулке необходимы такие игрушки, как машины, мячи, скакалки и т. д., что дает возможность обеспечить разнообразную двигательную деятельность детей . Важное место отводим проведению занятий по развитию движений. На каждом участке должны быть изолированные теневые навесы, различное оборудование для упражнений в равновесии, лазании, метании : горки, бумы, зигзаги, гимнастические стенки. Все оборудование на групповых участках нужно размещать так, чтобы высвободить больше площади для упражнений детей в разных видах спортивных движений. Расширение и обогащение двигательного опыта детей - одна из основных задач, стоящих перед воспитателем детского сада. Для детей, особенно младшего возраста , основной вид деятельности - игра. Поэтому при составлении плана необходимо учитывать, как более эффективно использовать подвижные игры, которые не только стимулируют двигательную деятельность ребенка, но и способствуют развитию, совершенствованию основных движений. Наиболее приемлемы для малышей игры с простым и доступным сюжетом, а также игровые упражнения, основанные на выполнении конкретных двигательных заданий . Эти задания в играх и игровых упражнениях должны быть подобраны с таким расчетом, чтобы они соответствовали возможностям маленьких детей. Прежде всего это такие движения как ходьба, бег, подпрыгивание, спрыгивание с невысоких предметов, подлезание, ползание. Весь игровой материал распределять в определенной последовательности, с учетом сложности движений. В период освоения малышей с новой обстановкой подвижные игры позволяют научить их играть вместе, дружно, во время бега не наталкиваться друг на друга, ориентироваться в пространстве. Игры, основанные на простых заданиях, такие как «Бегите ко мне» , «Бегите к флажку» , «Догони мяч» , проводят в начале с небольшой подгруппой (8-10 детей) . При такой организации дети буду чувствовать себя свободнее, увереннее, а воспитателям легче научить их координации движений. Постепенно в играх усложнять задачу . Например, в усложненном варианте игры «Бегите ко мне» дети не просто бежали, а, изображая птичек, махали руками. В игре «Догони мяч» сначала мяч бросает воспитатель, а затем и сами дети.

Создание условий для разных видов двигательной активности детей в течение дня .

Планируя утреннюю гимнастику, необходимо ставить перед собой цели : поднять эмоциональный и мышечный тонус, совершенствовать двигательные навыки , пластичность, развивать умение соотносить движения со словами : например, дети выполняют движения в соответствии со стихотворным текстом.

Планируя прогулку 1-ой и 2-ой половины дня, использовать подвижные игры различной интенсивности на равновесие, прыжки, метание, лазание, бег. Такие игры как «Бегите ко мне» , «Догони мяч» , «Найди свой домик» , «Найди свой цвет» , «Поезд» , «Мыши в кладовой» и т. д.

Малоподвижные игры : «Возьми флажок» , «Тишина» , «Каравай» , «Зайка серый умывается» и т. д.

Ставить перед собой задачи : закрепление ранее разученных видов ходьбы и бега, имитаций движений, метание на дальность, подлезание под препятствие, прыжки на двух ногах на месте и с продвижением вперед, с препятствием, используя спортивное оборудование : зрительные ориентиры для ходьбы «змейкой» , гимнастические скамейки, канаты, стойка с рейкой для подлезания, переходной мостик, обручи, косички, корзина, корзина с мечами, кегли.

Давать детям возможность самостоятельно двигаться , придумывать игры самим на ту тему, которая им интересна.

В группе должен находится спортивный уголок. В его составе необходимо иметь : обручи, кегли, мячики, массажный мяч, скакалки, ленточки, дорожка для профилактики плоскостопия .

Движения детей недостаточно согласованы, им трудно сохранять равновесие. Чтобы побуждать малышей выполнять движения используются различные подвижные игры с использованием потешек, поговорок. Игру нужно организовать так, чтобы ребёнку было интересно это делать не потому что «надо» и «полезно» , а потому что ему это нравится. В играх дети не только учатся правильно двигаться , но и знакомятся со свойствами предметов, с новыми словами. Особый интерес вызывают у малышей игры с использованием разных образов и игрушек.

Отсутствие или дефицит двигательной активности грозит нарушениями в развитии всех систем маленького созревающего организма. Дети, которые лишены возможности свободных движений, вялы, эмоционально подавлены.

А главное условие при обучении малыша разным движениям, чтобы взрослый сам принимал в этом активное участие .

Используемая литература : Н. П. Кочетова "Физическое воспитание и развитие детей раннего возраста и т . д.

Публикации по теме:

«Создание условий для двигательной активности в режимные моменты» (Из опыта работы) Одна из самых главных задач в детском саду направлена на укрепление и сохранение здоровья детей. Поэтому я строю свою работу с учётом возрастных.

Малыши уже в раннем возрасте склонны к творческой деятельности, через которую они познают окружающий мир, познавая через мир сказки, через.

Фотоотчёт уголков здоровья, физкультуры, двигательной зоны для самостоятельной двигательной активности детей. Выполнила: Горская Наталья.

Консультация для родителей «Значение двигательной активности для роста и развития ребёнка» Значение двигательной активности для роста и развития ребенка. Общепризнано, что двигательная активность в жизнедеятельности организма.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1

г. Карабаша

Консультация для воспитателей

«Двигательная активность детей раннего возраста»

воспитатель: Кривощекова А.А.

2016 г.

В раннем возрасте двигательная активность выступает в качестве необходимого условия формирование организма, одного из способов познания мира и ориентировки в нём, а так же как условие всестороннего развития ребёнка.

Именно в раннем возрасте у ребёнка формируется нервная и костно- мышечная системы, совершенствуется дыхательный аппарат, закладываются основы хорошего здоровья и полноценного физического развития, одним из непременных условий этого является формирование двигательной активности детей. Прежде всего произвольности движений, речи, контактов с окружающими людьми, вещами. Действуя с вещами, ребёнок осваивает их физические свойства, учится управлять их перемещением в пространстве, начинает координировать свои движения, на основе овладения речью появляются начало управления собственным поведением.

Двигательной активностью способствует правильное оборудование возрастных групп мебелью, пособиями и игрушками. На пример, двигательная активность детей 1.5 – 3 лет выше и разнообразнее, если в группе есть крупный строитель, крупная кукольная мебель, предметы которые они могут переносить, переставлять.

Регулируя двигательную активность детей воспитатель советует, подсказывает, чем заняться после сна, еды, одновременно предлагая соответствующие игрушки. Например : «Твоя куколка тоже проснулась, хочет, что бы покатал её на машине.» или, обращаясь к шумному, бесцельно бегающему ребёнку, воспитатель говорит: «Женя, иди сюда, посмотри, какого красивого жука мы нашли» . Что бы упорядочить двигательную активность детей старше двух лет, прежде всего надо предать целевой характер. Когда ребёнок знает, что ему предстоит перевезти груз, что –то разыскать, передать – это обогащает содержание деятельности и одновременно упорядочивает движение. Разнообразные движение детей в процессе совместно со взрослым деятельности выполнение его поручении : «Одному ребёнку – шофёру даю задание отвести куклу домой (в игровой уголок) на машине; другому собрать и расставить по местам игрушки» - ребёнок в это время многократно наклоняется, выпрямляется, чтобы собрать игрушки, подлезает, что бы достать закатившейся мяч, становится на цыпочки и прогибается, что бы поставить игрушку на высокую полочку. Поручения даются детям в игровой форме, они должны быть интересны своей конечной целью. Летом, например дети с удовольствием собирают игрушки по всему своему участку.

Маленьких детей привлекают яркие, образные игрушки и предметы, все игрушки и пособия для игр (флажки, мячи, ленточки, платочки, шапочки) должны быть яркими красочными, иметь разнообразную форму : квадратную, прямоугольную, треугольную. В своей группе мы пополнили набор игрушек, пособий и оборудования, способствующих развитию двигательной активностью детей и разместили всё это так, чтобы дети могли свободно пользоваться тележками, колясками, лошадками, каталками, а так же надувными игрушками. Привлекает внимание детей сюрпризный сундучок. Чего только в нём нет! И султанчики – с ними дети бегают по участку, и цветные флажки, и нарядные платочки, колечки, и разные по цвету, ширине ленточки и мешочки в форме листиков, жуков. Но к сундучку можно подойти, преодолев какое-то препятствие : перешагнуть, проползти, взобраться на ящик, перелезть через бревно. Малыши, преодолевая препятствия на пути к сундучку, радуется, находя в нём неожиданные сюрпризы. Это тоже способствует повышению двигательной активности детей. Учитывая особенности возраста (малыша трудно точно выполнять движения по словам воспитателя, для этого мы придумали игровые ситуации, побуждающие ребенка выполнять различные движения. Например : кукла Катя катает мяч, а теперь мячик к Сереже покатился. Или показывала как входит на ящик и сходит с него кукла Таня. При перешагивании через обруч просила «войти в домик» и «выйти из домика» . Игровые приёмы старалась разнообразить за счёт упражнений имитационного характера например : прыгаем как зайчики; бегаем как мышки; ходим как мишки. Показывая движения, предлагала детям выполнить их.

Дети второго года жизни с удовольствием играют в игры подвижного характера. Подбирала игры с учётом основного вида движения и равномерного распределения нагрузки на различные группы мышц. После упражнений в ходьбе проводила игру с ползанием «Доползи до погремушки» . После бросания меча – игры с бегом «Догони собачку» , «Все бегите ко мне» . Лазание сочетала с играми в мяч : «Кто дальше» , «Передай мяч» , упражнение в ползание – с играми «Ловля бабочек» , «Птицы машут крыльями» , «Деревья качаются» .

В своей группе стремилась разнообразить подвижные игры, придумывая новые их варианты, что способствует развитию самостоятельности детей, формирует у них потребность в движениях. Очень важно научить детей различным действиям с одной и той же игрушкой. Так, ребёнок должен понять, что машину можно возить и быстро, и медленно, нагруженной кубиками или пустой, по длинной или короткой дорожке, её можно катать рукой или за верёвочку, прокатить под воротами, скатить с горки и т. д.. Такое разнообразное использование игрушки не только обогащает двигательным опытом детей,но и позволяет сократить до необходимого минимума число игрушек и пособий.

Вызвать интерес у детей к движениям помогают стихи, песенки, потешки. А когда в стихотворение или потешку вставлялось имя ребёнка, это вызывало ещё больше желание двигаться: «Дима шёл,шёл,шёл и шишку нашёл» . «Тяня шла, шла, шла тоже шишку нашла» . «Палочку перешагнём к неваляшке подойдём» . «Мишенька, не уходи, наших деток подожди» , «Все листочки соберём и Маринке принесём» . Поощрение действий ребёнка вызывают у него желание ещё раз повторить какое-нибудь упражнение (пройти по широкой и узкой дорожкам, перешагнуть через листочки, палку, догнать не только большой, но и маленький мячик, бросить не только синий мешочек с песком, но и красный), а не однократное повторение движений улучшает качество их выполнения. Развитию движений у детей третьего года жизни способствует правильно организованная прогулка. На прогулку выносила определённый набор игрушек – машины, коляски, мячи, обручи.

В результате проведённой работы дети овладели всеми видами движений. Они научились ходить по наклонной доске, бросать мячи в цель, влезать на лесенку и спускаться с неё. Движение детей перестали быть хаотичными, они хорошо ориентируются в группе, на участке. Я считаю, что формирование двигательной активности в значительной степени зависит от взрослых, от их умения создать все необходимые условия для своевременного усвоения, без которых возможно их правильное физическое развитие.


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Кострома «Детский сад № 28»

Обобщенный опыт работы по теме:


Тема: « Развитие двигательной активности

детей раннего возраста»

Подготовила:

Воспитатель I младшей группы

Румянцева Татьяна Александровна



Тема: «Развитие двигательной активности

детей раннего возраста»


  1. Актуальность

  2. Целеполагание

  3. Задачи

  4. Принципы

  5. Условия, необходимые для успешного физического развития детей

двигательной активности

  1. Технология

  2. Выводы

  3. Список использованнойлитературы

Сохранение и укрепление здоровья ребенка является первоосновой его полноценного развития. Здоровый, нормально развивающийся малыш обычно подвижен, жизнерадостен, любознателен. Мы взрослые рады видеть ребенка здоровым. Поэтому работая с детьми раннего возраста я особое внимание уделяю овладению ребенком основами двигательной активности, гигиенической культуры, и не упускаю из виду его психическое самочувствие. Стараюсь организовать жизнь ребенка, учитывая возрастные и психологические возможности детей на третьем году жизни. Это режим пребывания в ДОУ: игры – занятия, организация питания, сна и других потребностей детей. У детей раннего возраста отмечается огромный интерес к движениям. Каждое новое движение – для ребенка загадка, которую он хочет разгадать, то есть проделать.

В народе говорят, за деньги здоровье не купишь. За него надо активно бороться. «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь»,- писал Гиппократ.

Н.К. Крупская придавала большое значение физическому развитию ребенка. Она считала физкультуру особенно важной в связи с задачей воспитания крепкого поколения, подчеркивала необходимость учета возрастных особенностей ребенка при разработке методики воспитания и обучения.

Замечательный педагог К.Д. Ушинский придавал большое значение играм, гимнастике, пребыванию на воздухе. Он рекомендовал делать в занятиях с детьми небольшие перерывы для выполнения кратковременных движений, способствующих восстановлению внимания.

Считая наши русские народные игры могущественными средствами воспитания, К.Д. Ушинский рекомендовал их для широкого использования и призывал педагогов к собиранию этих игр для детей.

П.Ф. Лесгафт разработал теорию и методику подвижных игр. Подвижная игра определяется им как «упражнение, при помощи которого ребенок готовится к жизни». В этих играх он приобретает навыки, привычки у него вырабатывается характер. Правила в играх имеют значение закона, отношение к которому у детей должно быть сознательное и ответственное. Выполнение их обязательно для всех, поэтому они имеют большую воспитательную силу. Игры развивают моральные качества – дисциплину, честность, правдивость, выдержку. Лесгафт рассматривал игру как ценнейшее средство воспитания личности.

Движения, физические упражнения для растущего организма – насущная потребность. Известное изречение русского физиолога Сеченова «Функция творит орган» подтверждает, что развитие любого органа происходит благодаря действию, движению, тренировке; при бездействии же он ослабевает, не получая должного развития.

Наша задача – поддерживать и закреплять естественный интерес детей к движениям, организовать жизнь малышей так, чтобы они имели возможность двигаться по потребности, чтобы упражнения в движениях способствовали не только их физическому, но и умственному, нравственному, эстетическому, эмоциональному развитию.

Полное удовлетворение потребности в движении особенно важно в раннем возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма. Без движений ребенок не может вырасти здоровым. Движение – это предупреждение разного рода болезней, особенно таких, которые связаны с сердечно – сосудистой, дыхательной, нервной системами. Активная мышечная деятельность содействует развитию костно – мышечного и связочного аппаратов, улучшает координацию движений, совершенствует функции центральной нервной системы . Двигательный опыт детей пока еще невелик, ориентирование в пространстве затруднительно. Малыши часто ходят неравномерным шагом, шаркая ногами и опустив голову, при ползании не получается ритмичного чередования рук и ног. Упражнения для различных групп мышц способствуют формированию правильной осанки, профилактике плоскостопия у детей.

Третий год жизни – важный этап в развитии ребенка. Темп физического развития замедляется, но организм в целом крепнет, движения совершенствуются. Однако опорно-двигательный аппарат развит сравнительно слабо, двигательный опыт небольшой, движения часто непреднамеренны, направления их случайны, эмоциональные проявления неустойчивы, активное торможение плохо развито.

Бабина К.С. пишет, что первые годы жизни самостоятельная двигательная активность ребенка постоянно увеличивается, упущенное же в этом возрасте, компенсируется в дальнейшем с большим трудом.

Она выделяет примерные показатели анатомо-физиологического развития детей 2 - 3 лет.


Возраст

Рост, см

Увеличение роста,

Масса, кг

Прибавка в массе,

Окружность грудной клетки,

Частота дыхания, мин

Частота пульса, удары

2 года

86-88

12-13

12-13

2,5-3

50-51

25-30

110-115

3 года

94-95

7-9

14-15

2

51,5-52,5

25-30

105-110

Из таблицы видно, что в течение года происходит увеличение в показателях физического развития ребенка. Однако эти показатели не являются единственными, свидетельствующими об общем развитии движений и двигательной активности маленького ребенка.

Как отмечает Бабина К.С., в раннем возрасте кости ребенка эластичны, гибки, легко деформируются и искривляются, так как костная система 2-3-летних детей имеет значительные зоны хрящевой ткани, слабые, мягкие суставы и связки. Все это надо учитывать при физическом воспитании.

В исследованиях Теплюк С.Н. отмечается, что маленькие дети дышат поверхностно, часто, неравномерно, так как дыхательная мускулатура еще не вполне сформирована. Развитие организма ребенка, овладевающего ходьбой, проводит к перестройке процесса дыхания, увеличивается емкость легких. Дыхание учащается только при возбуждении или физических нагрузках. Теплюк С.Н. пишет: «Физкультуру нужно проводить в чистом, хорошо проветренном помещении или на свежем воздухе, помня, что упражнения, в которых ребенок вольно или невольно задерживает дыхание, крайне нежелательны». С целью укрепления дыхательной мускулатуры и легочной вентиляции он предлагает использовать дыхательную гимнастику.

Принимая во внимание психофизиологические особенности детей 2-3 летнего возраста (слабость тормозных процессов и склонность к возбуждению, легкая физическая и психическая ранимость, быстрая утомляемость), необходимо учесть, что они нуждаются в частой смене работы и отдыха. Это надо иметь в виду при проведении физкультуры.

Как отмечает Осокина Т.И., мышление детей второго и третьего годов жизни конкретно – они лучше понимают то, что видят. Первоначальный показ движений должен быть ярким, образным, целостным. Независимо от того, новые или знакомые упражнения, проводятся они вместе со взрослым и по его показу. В начале, как правило, новые движения дети выполняют неточно, с излишним напряжением. Поэтому нужно предъявлять к ним минимальные требования.

Движения ребенка данного возраста считаются правильными тогда, когда, повторяя упражнение за воспитателем, он воспроизводит лишь самое основное. Отсутствие высокой точности и четкости в выполнении движения, а также неумение воссоздать отдельные его элементы не считаются для ребенка ошибкой. В этот возрастной период малыш осваивает новое движение в общих чертах (в целом). Дальнейшее совершенствование движения, его детальная отработка и точность выполнения осуществляются в последующих возрастах.

Шишкина В.А. отмечает, что на втором году дети умеют ходить, держат равновесие на ограниченной, неровной, возвышенной поверхности и т. д., способны выполнить бросок , катить какой-либо предмет, много ползают и лазают по лесенке-стремянке. Однако они овладевают основными движениями неравномерно, поэтому в обучении им необходима индивидуальная помощь взрослых.

На третьем году жизни двигательная координация значительно улучшается - развивается согласованность движений рук и ног. В этом возрасте появляются и формируются бег и прыжки. Дети хорошо ходят, разнообразнее становятся виды метания, они лучше начинают ориентироваться в пространстве. Это позволяет использовать в работе некоторые построения и перестроения (в шеренгу, круг, колонну), а также игры с несложными правилами.

Таким образом, педагоги и медицинские работники отмечают важность влияния двигательной активности на здоровье и жизнедеятельность ребенка раннего возраста. В результате подобран надежный ключ к правильной организации жизни малыша в детском саду и семье, к формированию его здоровья, умственной активности. Этот ключ – движения.

Проблемой развития движений в раннем возрасте занимаются ведущие ученые – педагоги (В.А. Шишкина, М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина). Они пишут, что в последние десятилетия отмечается значительное снижение двигательной активности детей. Гиподинамия в детском возрасте приводит к снижению жизненного тонуса, уменьшению защитных сил организма, задерживает умственное развитие детей. Причин тому несколько и одна из них - излишняя заорганизованность процесса воспитания, а как следствие – недостаточный учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Уже в детском возрасте встречаются заболевания, вызванные недостатком двигательной активности – плоскостопие, нарушение осанки и др. Появилась необходимость компенсировать недостаток движений специально подобранными физическими упражнениями.Общей задачей педагога, решаемой в группах раннего возраста, является создание эмоционального комфорта для детей, стимулирование желания детей заниматься двигательной деятельностью.

Движение – это эффективное лечебное средство. Вот почему очень важно правильно организовать двигательную активность детей в течение всего дня.

Таким образом, исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что в методике развития двигательных качеств детей дошкольного возраста должны быть слиты воедино средства, методы и приемы обучения движениям, развития двигательных качеств и способностей, а также нравственного, умственного, трудового и эстетического воспитания.

Исходя из важности проблемы развития двигательной активности детей, была поставлена ц ель : найти пути развития двигательной активности у детей раннего возраста, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей.

В связи с этим в начале работы были поставлены такие задачи :

1. Изучить и проанализировать педагогическую и психологическую литературу по улучшению двигательного статуса малышей.

2. Изучить реальный педагогический процесс развития двигательной активности у детей раннего возраста с учетом индивидуальных возможностей и способностей.

3. Разработать систему работы по развитию двигательной активности у детей I младшей группы с использованием физкультурного оборудования.

Система работы по развитию двигательной активности у малышей разработана в соответствии со следующими принципами:

1. Принцип систематичности и последовательности . Этот принцип предполагает, что усвоение материала идет в определенном порядке, системе. При планировании устанавливается последовательность раскрытия темы, продумывается связь нового материала с ранее усвоенным знаниями, опытом детей.

2. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.

3.Принцип наглядности . Этот принцип соответствует основным формам мышления дошкольников. Наглядность обеспечивает понимание, прочное запоминание. Сделать обучение наглядным - значит создать у ребенка зрительные образы, обеспечить восприятие окружающего, включить непосредственно в практическую деятельность, связать обучение с жизнью.

4.Принцип координации деятельности педагогов и специалистов.

Предполагает сотрудничество и скоординированность действий медицинских работников, воспитателей, младшего воспитателя в достижении общей цели.


  1. Принцип преемственности. Предполагает тесное взаимодействие детского сада с семьями воспитанников.

Условия, необходимые для успешного физического развития детей:


  • Наличие спортивного оборудования в группе (горки, дорожки с препятствием, скамеечки, мячи, обручи, детские велосипеды, качалки и пр.);

  • Специально оборудованная площадка на участке детского сада;

  • Разнообразный дидактический материал по количеству детей, атрибуты для игр;

  • Правильная организация группового пространства (возможность детям свободно передвигаться по группе, открыт доступ к спортивным снарядам и игрушкам);

  • Использование разнообразных форм организации двигательной активности детей с учетом их наибольшей продуктивности в течение дня;

  • Проведение занятий по физической культуре в игровой форме с использованием воображаемых ситуаций и игровых образов, подражательных действий.
Приносим в группу новые игрушки – учим детей разнообразным движениям с ними.

Создали в группе предметно – развивающую среду для самостоятельной двигательной активности детей (много свободного места, различные каталки, коляски, машины; горка, различные предметы для составления дорожки препятствий). Стараемся значительно разнообразить движения детей и в играх с использованием физкультурных пособий. Наиболее доступны для маленьких детей мяч, обруч, скакалка. Сначала действия с ними просты и не носят специфического характера – дети обыгрывают их. Например, обруч может «превратиться» в машину, в домик, в гнездышко . Затем в детские игры входят наиболее сложные физкультурные пособия: скамейки, лестницы, кубы, ящики и др. Разнообразие пособий вызывает у детей интерес к движениям, активизирует творческие способности, умения использовать пособия в разнообразной деятельности – двигательной, игровой.


Специфические и общепедагогические методы

двигательной активности

Под методами понимаются способы применения физических упражнений. В физическом воспитании применяются две группы методов: специфические (характерные только для процесса физического воспитания) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания).

К специфическим методам физического воспитания относятся:


  • методы строго регламентированного упражнения;

  • игровой метод (использование упражнений в игровой форме)

  • соревновательный метод (использование упражнений в соревновательной форме).
С помощью этих методов решаются конкретные задачи, связанные с обучением технике выполнения физических упражнений и воспитанием физических качеств.

Общепедагогические методы включают в себя:


  • словесные методы;

  • методы наглядного действия;

  • практические методы.
Только оптимальное сочетание названных методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач по развитию двигательной активности детей.

По мнению Д.В. Хухлаевой, игровой прием близкий к ведущей деятельности детей дошкольного возраста - наиболее специфичный и эмоционально - эффективный в работе с ними, учитывающий элементы наглядно образного и наглядно действенного мышления. «Он дает возможность одновременного совершенствования разнообразных двигательных навыков, самостоятельности действий, быстрой ответной реакции на изменяющиеся условия, проявление творческой инициативы». Используя игровой метод с соответствующими установками, - считает Г.Г. Попов, - можно довольно точно дозировать нагрузку, как по объему, так и по интенсивности, и, что очень важно, в игре на фоне положительных эмоций даже самая высокая двигательная интенсивность, переносится детьми без значительных волевых усилий.

Наглядные методы обеспечивают «яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений, необходимых для возникновения у ребенка наиболее полного и конкретного представления о движении, активизирующие развитие его сенсорных способностей».

Словесные методы обращены к сознанию детей, помогают «осмысливанию представленной перед ними задачи и сознательному выполнению двигательных упражнений», играют «большую роль в усвоении содержания и структуры упражнений, самостоятельном их применении в различных ситуациях».

Практические методы связаны с «практической и двигательной деятельностью детей», обеспечивают «действенную проверку правильности восприятия движений на собственных мышечно - моторных ощущениях».

«Каждый отдельный метод имеет целый комплекс разнообразных приемов, которые объединяются общностью задач и единым подходом к ее решению» (Д.В. Хухлаева).

Способы повышения двигательной активности детей на занятиях рассмотрены в работах Д.В. Хухлаевой, Т.И. Осокиной, Э.Я. Степаненковой, В.А. Шишкиной, М.А. Руновой, Н. Аксеновой и др.
Технология

Понимая важность проблемы развития двигательной активности детей раннего возраста, и проанализировав состояние физического развития детей в группе, мы поставили перед собой следующие цели : повысить интерес детей к различным видам двигательной деятельности; увеличить их двигательную активность; поднять эмоциональный настрой; привлечь родителей к решению этих проблем.

Исходя из целей, были поставлены следующие задачи :

1. Чередовать различные виды деятельности детей, направляя их интересы, стимулируя желания детей заниматься двигательной деятельностью

2. Повышать моторную плотность физкультурных занятий, улучшать методику их проведения, создавать эмоциональный комфорт для детей на физкультурных занятиях.

3. Работать над организацией самостоятельной двигательной деятельности детей.

4. Изготовить силами воспитателей и родителей для занятий и самостоятельной двигательной деятельности нестандартное оборудование.

В реализации этих задач особое значение придается созданию специальной предметно-развивающей среды в группах для самостоятельной двигательной активности детей, которое позволяет более быстро и качественно формировать двигательные умения и навыки, способствует повышению интереса к физкультурным занятиям, обеспечивает активную двигательную деятельность детей в течение всего дня.


Игры-занятия на развитие движений – основная форма организованного обучения детей физическим упражнениям, которые благотворно влияют на здоровье и общее развитие ребёнка, повышают функциональные возможности детского организма, увеличивают его сопротивляемость к различным неблагоприятным воздействиям окружающей среды. Перед занятиями и между ними стараемся проводить игры малой подвижности: «Солнышко», «Зайка», «Ванька-встанька», «Ровным кругом», «Пузырь», «Карусель», «Каравай». Движение и игра для малыша не только жизненная необходимость – это сама жизнь. В своей работе мы используем игровую форму проведения занятий, досугов, утренней и бодрящей гимнастики и т.д.

Утренняя гимнастика является одним из важнейших оздоровительных мероприятий, формирующих основу двигательной культуры дошкольников. Начинаем свой день с утренней гимнастики. Включаем в гимнастику ходьбу, бег, упражнения для различных мышечных групп, заканчиваем ходьбой и бегом. Проводим гимнастику и в нетрадиционной форме: подвижная игра, по сюжету. Проведение утренней гимнастики в нашей группе тесно связано с организованным началом дня, переключением внимания детей на режимные процессы, самообслуживание, игры-занятия и т. д.

Работая с детьми раннего возраста, часто использую при проведении физических упражнений одну из форм подражания – имитацию движений животных, птиц и т. д., Например, показываем, как цыплята клюют зернышки, как птички пьют воду, как важно ходит петушок и многое другое. С помощью игровых упражнений не только создаю условия для обучения детей движениям, но и повышаю их заинтересованность в целенаправленном действии , стимулирую их двигательную активность. Значительное место в работе с малышами отводится упражнениям с мячом. Дети любят упражнения с султанчиками, игру с набивными мешочками, катать обруч, прыгать в него.

Одной из особенностей этого возраста является своеобразная эмоциональная направленность малышей. Поэтому стараюсь вызвать эмоциональный отклик на двигательное задание: радуемся, как мяч прыгает, быстро катится, как «танцует» султанчик в руках, учимся переступать верёвочки, прыгать, запрыгивать, весело «кататься на карусели».

Подвижные игры занимают большое место в жизни малышей и представляют собой эффективное средство развития двигательной активности, в процессе которых они проделывают разнообразные движения: бегают, прыгают, бросают, лазают и т. п. Выполняя данные движения, дети обогащают свой двигательный опыт, учатся ориентироваться в пространстве, развивают ловкость, быстроту, выносливость.

Для развития двигательной активности детей использую музыкально-ритмические игры, которые нравятся детям нашей группы. В этих играх дети ходьбу сочетают с различными движениями рук, хлопками, что положительно влияет на развитие чувства ритма, помогает снять напряжение. Малыши любят такие игры, в которых есть ритм, повторяющиеся слова, движения. Большую роль в поддержании интереса детей к выполнению различных движений играет использование сюрпризных моментов, когда неожиданно для детей «выпрыгивают» из корзины клубочки с хвостиками, цветные ленточки разворачиваются и превращаются в спиральки, когда в гости приходят игрушки: матрёшка, снеговик, петрушка, кукла.

Разнообразные игры с речевым сопровождением быстро вовлекают детей в свой ритм, переключают их на дружное хлопанье в ладоши и топанье ногами, объединяют детей, задают положительный эмоциональный настрой. В этих играх даже стеснительные и замкнутые дети постепенно преодолевают внутренний барьер и идут на контакт со взрослыми и детьми.
Как у нашего кота Повороты туловища вправо-

Шубка очень хороша, влево.

Как у котика усы Руки от груди развести в стороны

Удивительной красы, и обратно.

Глаза-смелые, зубы-белые. Повороты головы в стороны.

Выйдет котя в огород,- Ходьба на месте с высоким

Всполошится весь народ. Подниманием ног.

И петух и курица Наклоны вперед.

С деревенской улицы

Станут котю в гости звать , Подскоки на месте (можно с

Станут котю угощать. продвижением вперед).

При создании условий для самостоятельной двигательной деятельности использую полосы препятствий. Например, дети идут по ребристой доске, затем перешагивают через предметы разной высоты, подползают под дугу и т. д. Дети выполняют движения самостоятельно, мы следим за ними, подбадриваем словом.

В игре дети постепенно учатся выполнять все режимные моменты, связанные с развитием двигательной активности. Ежедневная утренняя гимнастика, физкультминутки в непосредственно организованной деятельности, физкультурные и музыкальные занятия, бодрящая гимнастика после сна в сочетании с закаливающими процедурами, разнообразные подвижные игры на прогулке, досуги, развлечения, спортивные праздники – вот факторы, способствующие развитию двигательной активности детей в детском саду.

В нашей группе сделаны картотеки «Подвижные игры» и «Пальчиковая гимнастика» для занятий с малышами.

Особенно сложной является организация двигательной активности детей на прогулке. Во время одевания детей на прогулку мы, пользуясь игровыми приемами, побуждаем малышей к самостоятельности.

Очень часто взрослые сознательно ограничивают подвижность ребенка. Руки взрослого торопятся выполнить то, что малыш намеревался сделать сам. Мы даем возможность ребенку действовать самому.

Большие возможности для развития самостоятельной двигательной деятельности открываются на прогулке. На участке, помимо стационарных пособий, активно использую и выносные пособия: мячи, обручи, кегли и др. Выходя на прогулку с детьми, продумываю различные двигательные задания. Например, добежать до дерева, проскакать по дорожке до кегли, подлезть под кустик, позвонить в колокольчик и т. д.

В течение дня (в теплое время года) дети гуляют дважды: утром и вечером. Прогулка – благоприятное время для проведения индивидуальной работы с ними и организации самостоятельной двигательной активности. Разнообразить игры, закреплять и совершенствовать знакомые движения помогают специальное оборудование и вынесенный на улицу материал. На прогулке уместны подвижные игры разного характера. Нужно стремиться к тому, чтобы все дети принимали в них участие.

Использую особенности каждого времени года:

Зимой – катание на санках, лыжах, метание снежков;

Весной и осенью – бег, прыжки, прогулки;

Летом – игры на свежем воздухе.


Игры, формирующие двигательную активность:

  • Игры, развивающие координацию движений - «Мы топаем», «Прятки», «Игра в лошадки» и др.

  • Игры, обучающие быстро бегать - «Бегите ко мне», «Лови меня», «Догони мяч»…

  • Игры, обучающие прыжкам - «Воробушки», «Мячик»…

  • Игры, формирующие навыки ползания - «Кошечка крадется», «Дорожка препятствий», «Котята и щенята»…

  • Игры, развивающие движения кисти – «пальчиковая» гимнастика «Ладушки», «Моя семья», «Вышли пальчики гулять»…

  • Игры, развивающие чувство равновесия- «Качели – карусели», «Через речку»…

  • Игры с мячом - «Кидаем мячики», «Кто попадет»…

  • Сюжетные подвижные игры - «Наседка и цыплята», «Кот и мыши»…

  • Игры – пляски.

Основная педагогическая задача второй половины дня – вызвать у малышей желание завтра снова прийти в детский сад. Но чтобы было так, мы стараемся создать в группе положительный эмоциональный настрой.. Освободив площадь побольше, вносим мячи, скакалки, султанчики (по количеству детей). И предоставляем детям свободу действовать: пусть играют с этими предметами, как хотят. При этом надо кого-то похвалить, кому-то помочь, объединить для игры двух-трех ребятишек и т.д. Если такие ситуации создавать регулярно, если в них нет заорганизованности, дети с удовольствием двигаются. Они сами, без всякого обучения, постепенно овладевают даже теми движениями, которые считаются для них сложными.

Взаимодействие с родителями направлено на решение следующих задач:

1. Повышать педагогическую культуру родителей.

2. Изучать и обобщать лучшие опыты семейного воспитания.

3. Приобщать родителей к участию в жизни группы, через поиск и внедрение наиболее эффектных форм работы.

Зная, что положительных результатов можно добиться, лишь сделав своими союзниками родителей, мы постарались вызвать у них интерес к физическому воспитанию и укреплению здоровья своих детей. В связи с этим мы провели анкетирование родителей по теме «Физическая культура в вашей семье». Анкетирование показало, что физическим воспитанием ребенка занимается в основном детский сад, дома же дети большую часть времени проводят в статическом положении у телевизора, за столами. Всего в двух семьях имеются спортивные уголки, родители признались, что мало времени проводят с ребенком на свежем воздухе.

Любое направление моей работы не будет успешным без помощи и поддержки родителей, так как дети большую часть времени проводят с ними. Двигательный опыт у детей ещё невелик, поэтому я считаю, и убеждаю в этом родителей, что двигательная активность должна проходить под наблюдением взрослого, при непосредственном его участии.

Личное участие взрослого в играх детей активизирует малышей, выполнение различных двигательных заданий, создаёт радостное настроение. Взрослые помогают ребёнку своевременно сменить вид деятельности, чтобы не допустить утомление.

Создавая условия для развития двигательной активности детей с использованием здоровьесберегающих технологий, мы взрослые, способствуем развитию их инициативы, самостоятельности, что в конечном итоге ведёт к их разностороннему развитию и оздоровлению, формированию основ двигательной культуры.

С помощью родителей был оформлен физкультурный уголок, который постоянно пополняется, в том числе и нестандартным оборудованием.

Проведена консультация для родителей «Закаливание детского организма»; родители приняли активное участие в организации фотовыставки «Природа – я и ты». В конце года провели итоговое родительское собрание «В здоровом теле – здоровый дух», на котором изучили положительный опыт семейного воспитания.

Выводы:

Таким образом, анализ проведенной работы позволяет убедиться, что система работы по развитию двигательной активности детей, способствовало более быстрому и качественному формированию двигательных умений и навыков, повышению интереса к физкультурным занятиям.

1. Наиболее успешно усваивают упражнения дети, наблюдая за действиями воспитателей, родителей подражая им.

2. Новые движения малыши легко осваивают в играх и игровых упражнениях.

3. Запоминать новые движения лучше на фоне положительных эмоций и при использовании: музыки или стихов, потешек, ярких и интересных предметов, игрушек.

4. Необходимо многократное повторение (в течение нескольких дней) в неизменной обстановке разучиваемого движения, т. к. малыш быстро забывает даже понравившиеся упражнение.

5. Активизировать ребенка к действию помогает физкультурно-игровая предметная среда.

Работа с родителями способствовала обогащению развивающей среды группы, формированию потребности родителей в формировании двигательной активности ребенка, созданию в семье нестандартного спортивного оборудования и его использование.

Двигательные навыки, полученные в детстве, облегчат знакомство с внешним миром, помогут как в игре, так и в жизни.

Используемая литература


  1. Голубева Л.Г. Гимнастика и массаж для самых маленьких. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

  2. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей 2-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

  3. Голицина Н.С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении. – М.: Скрепторий, 2004.

  4. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез», 2004 г.

  5. Теплюк С.Н. Занятия на прогулке с малышами. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

  6. Степаненкова Э.Я. Физическое воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

  7. Шишкина В.А. «Движения + движения»: Кн. Для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1992.

  8. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. М.: «Просвещение», 1986.

  9. Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка. (пособие для практических работников детских дошкольных учреждений). М.: «Просвещение», 1999.

  10. Борисенко М.Г., Датешидзе Т.А., Лукина Н.А. «Ползаем. Ходим. Бегаем.. Прыгаем». (Развитие общей моторики). – СПб.: «Паритет», 2005.

  11. Теплюк С.Н. Актуальные проблемы развития детей от рождения до трех лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

  12. Воспитание и обучение в первой младшей группе детского сада / Под ред. С.Н. Теплюк. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

  13. Степаненкова Э.Я. Методика проведения подвижных игр. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

  14. Шебеко В.Н. Физкультурные праздники в детском саду. – М.: Владос, 1999.

Елена Горшкова
Консультация для воспитателей «Развитие двигательной активности детей раннего возраста»

Гиподинамия что это такое? Нарушение в организме функций сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем, опорно-двигательного аппарата , в ряде случаев психики. Угрожает ли она маленьким детям? Ученые, исследуя влияние двигательной активности на здоровье и жизнедеятельность человека, сочли необходимым обратиться и к раннему возрасту . В результате подобран надежный ключ к правильной организации жизни малыша, к формированию его здоровья, умственной активности , умения действовать «рядом» и «вместе» с другими. Этот ключ - движение! Каково же мнение разных специалистов о значении двигательной активности ?

Физиологи считают : движение - врожденной, жизненно необходимой потребностью человека. Полное удовлетворение ее, особенно важно в раннем и дошкольном возрасте , когда формируются все основные системы и функции организма.

Гигиенисты и врачи утверждают : без движений ребенок не может вырасти здоровым. Движение - это предупреждение различного рода болезней, особенно таких, которые связаны с сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной системами. Движение - это и эффективнейшее лечебное средство.

По мнению психологов : маленький ребенок - деятель! Деятельность выражается прежде всего в движениях. Первые представления о мире, его вещах и явлениях к ребенку приходят через движения его глаз, языка, рук, перемещение в пространстве. Познавание окружающего пространства посредством движений наиболее всего отвечает психологическим и возрастным особенностям детей первых трех лет жизни.

Педагоги с древности и до наших дней отмечают : движение - важное средство воспитания . Двигаясь , ребенок познает мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем. Движение - первые истоки смелости, выносливости, решительности маленького ребенка.

Специальными исследованиями установлены значительные различия в двигательной

активности детей . Условно можно выделить три группы детей :

Полной подвижности

Средней подвижности

Малой подвижности

Дети первой группы (полной подвижности) всегда особо заметны, поведение неуравновешенное, чаще всех попадают в конфликтные ситуации. Из-за чрезмерной подвижности они не успевают вникнуть в суть всей деятельности, в результате чего у этих детей отмечается малая степень её осознанности. Из всех видов движений они выбирают бег, прыжки. Основное внимание в развитии двигательной активности детей большой подвижности следует уделять воспитанию целенаправленности , умения заниматься более или менее спокойными видами деятельности.

Дети второй группы (средней подвижности) отмечаются наиболее ровным и спокойным поведением. Равномерной подвижностью в течение всего дня. Движения у таких детей обычно четкие и уверенные.

Дети третьей группы (малой подвижности) часто вялы, пассивны, быстро устают. Они не вступают в общение. Дети стараются уйти в сторону, чтобы не мешать, выбирают деятельность, не требующую большого пространства и движений. Малоподвижность следует рассматривать как серьезный недостаток поведения ребенка. Причины малоподвижности : однородность и бедность предметной среды, нездоровье, слабые двигательные умения ребенка , запреты взрослого.

Лучший метод - игра. Роль воспитателя - создать условия для игры с движениями. Какие же движения и в какой последовательности надо развивать ?

В первые три месяца, необходимо содействовать современному умению ребенка удерживать голову в вертикальном положении, лежа на животе и находясь на руках взрослого. Это умение является очень важным, так как способствует формированию шейного изгиба позвоночника. Без умения удерживать голову в вертикальном положении невозможно формирование последующих, более сложных движений.

К концу трех месяцев ребенок должен хорошо приподнимать голову и верхнюю часть туловища, опираясь на предплечья, а затем на кисти рук. В этот же период появляется «комплекс оживления» . С момента его появления ребенок находится в движении и в радостном состоянии (активно двигает ножками , ручками, улыбается) . Что способствует развитию всей мускулатуры , повышению общего уровня жизнедеятельности, психическому развитию .

В период от 3-х до 6-ти месяцев важно развивать движения рук - это возможно только при хорошо развитой зрительно двигательной координации . Примерно в начале четырех месяцев появляются первые движения присаживания, малыш пытается приподняться, подтягивая голову и плечи к груди. К концу четвертого месяца это движение настолько оформляется, что если ребенка взять за руки и медленно подтягивать, то он сам легко присаживается. Однако ровно сидеть малыш может при поддержке взрослого и кратковременно. Взрослым надо помнить, что умение сидеть, не только содействует дальнейшему развитию движений ребенка , но и нередко является помехой этому. Длительное сидение негативно отражается на психическом и физическом состоянии ребенка, ведет к искривлению позвоночника, сжатию грудной клетки, вялости мускулатуры. Не надо сажать ребенка за столик в креслица, окружать подпорками. Ребенок сохраняет сидячее положение совершенно пассивно, на его неокрепший позвоночник ложится большая нагрузка. Тип «сидун» особенно известен работникам закрытых детских учреждений.

С 6-ти до 9-ти месяцев - активно развивается ползание . Почему важно ползать? Ползание - это активное динамичное движение , которое способствует развитию всех систем организма.

С10 -11 месяцев дети могут переходить от одной опоры к другой, вползают на

К 12-ти месяцам дети начинают ходить, не пользуясь опорой. Дети этого возраста в основном осваивают движения во время самостоятельной деятельности, поэтому им надо дать необходимые игрушки и предоставить достаточную площадь для передвижения. В условиях общественного воспитания эта площадь огораживается барьером, внутри может стоять стол для игры с яркими игрушками, диванчик, мягкое бревно.

Итак, для того чтобы ребенок овладел всеми перечисленными выше движениями, в той последовательности, которая будет способствовать его благоприятному развитию , рос здоровым, необходимо активное взаимодействие ребенка с окружающей средой при целенаправленном воздействии взрослого.

Основные компоненты двигательного режима

1. Организованная двигательная деятельность .

2. Самостоятельная двигательная деятельность

Наибольшее время в режиме дня маленьких детей составляет самостоятельная деятельность. Основное место занимают различные игры. Разнообразие движений, в свою очередь обогащает содержание игры и делает её особенно интересной и желанной для малыша.

Как обогатить игру ребенка разнообразными движениями?

1. Прежде всего, необходимо выделить достаточную площадь для игр

2. Обеспечить разнообразным игровым материалом.

3. Учитывать настроение малыша.

4. Активное его стремление к выполнению движений.

Двигательная деятельность малыша тесно связана с игрой, а, следовательно, с предметами, игрушками. Пособиями. Взрослые должны позаботиться о том, чтобы в распоряжении ребенка были игрушки, пособия, стимулирующие двигательную активность , повышающие интерес к движениям. Задача взрослых - научить детей правильно и разнообразно их использовать. Игрушки и пособия надо располагать так, чтобы дети, доставая их, проделывали дополнительные движения. Полки с игрушками можно подвесить на разном уровне. К одной позе, чтобы достать игрушку, дети должны наклониться, а к другой наоборот подтянуться, подняться на носки. Пособий и игрушек должно быть в группе в достаточном количестве, однако, не слишком много. Это рассеивает внимание детей и утомляет их нервную систему. В тоже время надо помнить, что для детей раннего возраста характерна большая подражаемость. Увидев в руках соседа мяч, ребенок хочет непременно завладеть им, поэтому важно, чтобы однотипных игрушек было несколько. Пособия нужно периодично менять, чтобы у детей не пропал интерес к ним. Как мы отмечали выше, двигательный опыт у малыша еще невелик, поэтому самостоятельная двигательная деятельность должна проходить под наблюдением взрослого при непосредственном его участии. Наблюдая за детьми, воспитатели видят , как формируются интересы малышей, к чему они больше склонны. Личное участие в играх детей активизирует малышей , создает у них радостное настроение. Взрослый помогает ребенку своевременно сменить вид деятельности, чтобы не допустить утомления.