Конспект "откуда новый год пришел". Конспект НОД «Что такое Новый год? Игра беседа такой разный новый год

Беседа с детьми 4-5 лет о праздновании Нового года.

Цель: Знакомить детей с традициями встречи Нового года в России и в других странах мира. Систематизировать знания детей о праздновании нового года в разных странах, формировать познавательный интерес.

Ход беседы.

Воспитатель.
Здравствуйте, ребята. Я очень рада видеть вас. Ребята, посмотрите, как красиво и нарядно вокруг, украшено снежинками и цветной мишурой.
-Как вы думаете, почему? Какой скоро праздник будет у нас? (Новый год)
Правильно, молодцы. Дети, а вы как думаете, для чего украшают комнаты к празднику?
(Чтобы было красиво, по-волшебному, нарядно, празднично, радостно, весело)

Воспитатель. Сегодня мы с вами узнаем о праздновании Нового года.
Я думаю вы узнаете очень много интересного и важного. Ведь встреча нового года это древняя традиция, которая есть у всех народов мира. И хотя этот праздник каждый народ празднует по разному, главное украшение Нового года это? Кто мне скажет? (Елка)
- Ребята, а кто-нибудь из вас видел живую елку?
-Кто из вас уже украсил дома елку?
-Какая у вас была елка в прошлом или в этом году?
- Какие игрушки висели на вашей елке?
(Ответы детей)
Воспитатель. Дети, посмотрите, у меня есть елочка.(елка без игрушек) Ребята, как вы думаете чего нет на праздничной елке? (Игрушек). Давайте украсим нашу праздничную елку.
Проводится упражнение "Украсим нашу елочку"
Воспитатель. Елочка у нас получилась нарядная и праздничная.
О елке- главной красавице нового года написано много песен, сказок, стихов и рассказов.
-Кто из вас знает стихи про елочку? Пусть их нам расскажет.

1. Елочка, елочка
Яркие огни!
Бусами, бусами
Елочка звени!

2. Перед праздником зима
Для зеленой елки
Платье белое сама
Сшила без иголки.

3. Отряхнула белый снег
Елочка с поклоном
И стоит красивей всех
В платьице зеленом.

4. Ей зеленый цвет к лицу
Елка знает это
Как она под Новый год
Хорошо одета!

Воспитатель. Молодцы, ребята замечательные стихи рассказали!
А теперь послушайте меня.
Новый год-праздник самый любимый и взрослыми и детьми. Раньше новый год праздновали в марте. Именно в это время начинались полевые работы, и март считался первым месяцем в году. Так, например, далеко В Азии новый год празднуется в самую жару, поэтому люди встречаясь, поливают друг друга водой. А в Болгарии, когда собираются на новогоднее торжество, на две или три минуты выключают свет. А в Италии перед новым годом люди выбрасывают старые, ненужные вещи и заменяют их на новые.
Сегодня почти везде Новый год отмечают в ночь с тридцать первого декабря на первое января.

Воспитатель. Дети, а кто является главным героем новогоднего праздника? Отгадайте загадку.

У этого дедушки много внучат
Внучата на дедушку часто ворчат
На улице дедушка к ним пристает,
За пальцы хватает,за ушки дерет.(Дед Мороз)
Проводится физкультминутка"Новый год"
Воспитатель. Ребята давайте сейчас нарисуем новогоднюю открытку и подарим ее своим друзьям,чтобы они знали,как мы отмечаем новый год.
(Дети выполняют задание)
Воспитатель. Ну вот и подошла к концу наша с вами беседа. Она получилась у нас интересной. Сегодня вы многое узнали и сможете рассказать дома своим друзьям и знакомым. Спасибо.

Беседа для младших "Ты откуда Новый год"

Описание работы: данный материал будет полезен для учителей общеобразовательных школ, педагогов дополнительного образования, для 7-10 лет и их родителей.
Алябьева Марина Викторовна педагог дополнительного образования, МБУДО ЦДОД города Димитровграда Ульяновской области.
Цели: формирование интереса к русским традициям.
Задачи:
- систематизировать знания и представления детей о русских традициях,
- развивать у ребят познавательные процессы и желание расширять свой кругозор,
- формировать чувство гордости за свою страну с её традициями.
Ход беседы.
Дорогие ребята наступила зима, и мы все очень скоро будем встречать Новый год, один из самых любимых праздников. Но наверное, немногие задумывались почему так пышно отмечается Новый год и откуда вообще появилась – эта традиция!?

Вот сегодня мне хочется рассказать Вам об этом.
В России, со времени введения христианства, начинали летоисчисление с марта или со дня святой Пасхи. В 1492 году великий князь Иоанн III утвердил постановление Московского собора считать за начало года 1 сентября. Важно сказать, что вплоть до 1700 года Россия вела счет годам «от сотворения мира». Но это было не совсем удобно так, как Россия начинала устанавливать связи с Европой и такая «разница во времени» очень мешала. В 1699 году Петр I издал указ отмечать Новый год со дня Рождества Богочеловека 1 января вместо 1 сентября, ссылаясь на европейские народы их ритм жизни и традиции. Петр I был человеком резким и решительным и праздновать Новый год 1 сентября было запрещено.


И 15 декабря 1699 года под барабанный бой царский дьяк возвестил народу волю царя: о том, что в знак доброго начинания и начала нового столетия после благодарения Богу и молебного пения в церкви велено было по центральным, большим улицам, и перед домами зажиточных, богатых людей украсить деревья сосновые, еловые или можжевеловые. В те далекие времена украшениями являлись любые предметы утвари. Эта традиция дошла и до сегодняшних дней, только украшения с каждой эпохой становились всё изысканнее. А беднякам, было приказано закрепить еловые ветки на ворота и тоже украсить. И чтоб то поспело к 1-му числу 1700 сего года, а стоять украшения должны по 7-е число того же года. В первый день января поздравлять всех с Новым годом. На Красной площади устроить огненные потехи, организовать стрельбу. Приказывалось на своих дворах палить из малых пушек, ружей – три залпа и выпустить несколько ракет. С 1-го по 7 января по ночам зажигали костры, огни из дров, хвороста, соломы. 31 декабря в 12 часов ночи Петр I вышел на Красную площадь с факелом в руках и запустил в небо первую ракету.



Новогодние традиции очень быстро прижились и очень понравились народу. В те времена очень ярко и зрелищно уже праздновались святки. Многие старые обряды: веселые карнавалы, проделки ряженых, катание на санях, полночные гадания и хороводы вокруг елки, прекрасно вписались в Новогодний праздник. Отныне и навсегда этот праздник был закреплен в российском календаре.


У многих из вас, наверное возник вопрос, а откуда появилась традиция отмечать Старый Новый год!?


Традиция отмечать Старый Новый год 13 января идет от расхождения юлианского календаря или календаря «старого стиля» и григорианского календаря - того, по которому сейчас живет практически весь мир. Расхождение календарей составляет 13 дней.


Именно поэтому, в ночь с 13 на 14 января каждый может провести ещё один Новый год и поздравить всех своих близких! Ведь не зря существует мнение «Загадочная русская душа!» Всем хочется пожелать приятных предновогодних хлопот, которые приносят радость!

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №32»

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА

Полное название проекта: «Новый год»

Продолжительность проекта: месяц (декабрь 2012 год)

Тип проекта: краткосрочный, познавательно-творческий

Участники проекта (взрослые, дети): дети старшей группы, педагоги, родители.

Возраст детей: 5-6 лет

Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект:

Приближается праздник Новый год, а дети мало знают о истории празднования, об отличиях Деда Мороза от Санта Клауса, о способах изготовления подарков и поздравлений родных и близких.

Цель проекта:

Использование разнообразных видов детской деятельности в рамках реализации проекта;

Создание условий для детского творчества;

Ознакомление детей с традициями празднования Нового года в России и в других странах;

Формирование навыков праздничной культуры.

Задачи проекта:

Для детей:

Привлекать детей к активному участию в подготовке к празднику и его проведению;

Воспитывать чувство удовлетворения от участия в коллективной праздничной деятельности;

Закладывать основы праздничной культуры;

Вызвать эмоционально положительное отношение к его подготовке;

Вызвать эмоционально-положительное отношение к предстоящему празднику, желание активно участвовать к его подготовке;

Вызвать стремление поздравить близких с праздником, преподнести подарки, сделанные своими руками;

Познакомить с празднованием Нового года в разных странах мира.

Для педагогов:

Применять различные формы и приёмы в творческой деятельности детей;

Совершенствовать взаимодействие с семьями воспитанников;

Для родителей:

Познакомиться с историей празднования Нового года в разных странах;

Форма проведения итогового мероприятия проекта:

Развлечение для детей

Название итогового мероприятия проекта.

«Новогодние чудеса»

Продукты проекта:

Для детей:

Для педагогов:

Проект «Новый год»

Для родителей:

Ожидаемые результаты по проекту

Для детей:

Дети должны узнать о том, что Новый Год не сразу праздновался зимой; уметь отличать деда Мороза от Санта Клауса; должен знать, что Снегурочка есть только в России. Уметь изобразить новогодние символы: ёлку, Деда Мороза, Снегурочку; изготавливать простые подарки родным.

Для педагогов:

Повышение знаний детей о праздничных традициях; совершенствование навыков в художественной деятельности детей;

Для родителей:

Стремление к активному участию в подготовке и участию в праздниках группы и детского сада.

Воспитатель_____________Каменская Н.В.

Этапы проекта

Действия

Действия педагогов

Действия

членов семьи и социальных партнеров

Подготовительный (проблема, планирование, прогнозирование результатов / продуктов проекта)

Заучивание стихов о Новом годе.

Рассматривание иллюстраций на новогоднюю тематику

Изучение, подготовка материала по теме: беседы с детьми, памятки для родителей, украшения для интерьера своими руками.

Подбор детской художественной литературы для чтения.

Подбор дидакт ических игр по теме.

Подготовка компьютерной презентации для детей старшего дошкольного возраста.

Участие в украшении группы, помогают в оформлении дидактических игр

Деятельностный

(непосредственная деятельность по проекту, поэтапная оценка)

    «Новый год в городе»

Цель: рассказать и показать красоту зимнего города перед праздником.

    «Сны Деда Мороза»

Цель: пофантазировать на тему планов Деда Мороза.

    «Зимние забавы»

Цель: вспомнить с детьми зимние виды спорта.

    «Дед Мороз и Снегурочка»

Цель: рассказать о истории появления девочки Снегурочки, о том, что она есть только в России.

    «Как поздравить родных?»

Цель: рассказать детям о способах поздравления родных и близких.

Рассказывание по картине «Новогодний карнавал»;

Рассказывание из опыта «Деду Морозу закажем подарок»;

«Письмо Деду Морозу»;

Разучивание стихотворения «Ёлка» Е.Трутнева;

Составление описательного рассказа «Демонстрация новогоднего костюма»;

Составление рассказа из опыта «Новогодние чудеса».

Чтение художественной литературы:

Н. Некрасов «Мороз-Воевода»;

В.Степанов «Ночь»;

В.Одоевский «В гостях у Дедушки Мороза»;

Н.Сладков «Почему год круглый»;

С.Маршак «Двенадцать месяцев»;

С.Есенин «Черёмуха»;

П. Бажов «Серебряное копытце»

- «Морозко» в обработке А.Н.Толстого;

А.Островский «Снегурочка»;

В. Бианки «Книга зимы»;

- «Мороз Иванович» В.Одоевский;

Н.Носов «На горке»; Э. Мошковская «Лежебока»;

Е.Трутнева «Ёлка» (поэзия);

К. Фофанова «Нарядили ёлку» (поэзия);

С.Маршак «Песня о ёлке» (поэзия).

2 . Сюжетно – ролевые игры:

- «Магазин игрушек»; - «Семья готовится к встрече нового года»

- «Мастерская Деда Мороза»;

Подвижные игры:

- «Мороз Красный нос»

Физкультминутки: «Снежинки»; «Наша ёлка».

Рисование:

- «Большие и маленькие ели (предметное рисование)»;

- «Снеговик и ёлочка» (по представлению);

- «Снегурочка» (Цель: учить рисовать женский портрет);

- «Что мне больше всего понравилось на Новогоднем празднике»;

- «Наряд для Снегурочки (декоративное рисование)»;

Лепка: «Девочка Снегурочка»

Аппликация: «Снеговик-почтовик»; - «Варежки для Деда Мороза»;

- «Новогодняя ёлочка» (объёмная аппликация).

Ручной труд:

- «Украшения для ёлки - фонарик»;

- «Трон для Дедушки Мороза» (конструирование из бумаги)

Слушание:

- «Зима» (муз. П.И.Чайковского);

- «Вальс снежных хлопьев» (из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского);

Чтение стихотворения К. Фофанова «Нарядили ёлку»;

1. Оформление игротеки дидактических игр на новогоднюю тематику :

- «Времена года»;

- «Что бывает зимой»;

- «Новогодняя ёлка»;

- «Ставим слова на место»;

- «Братья месяцы»;

- «Какое время года в лесу?»;

- «Кто где зимует?»;

- «Зимующая или перелётные»;

- «Чьи следы?»;

- «Птица на кормушке»;

- «Что бывает зимой?»;

- «Выпал беленький снежок»;

- «Что лишнее?»;

- «Назови ласково»;

- «Сделай снеговика»;

-«В лесу родилась ёлочка»;

- «Один-много»;

- «Украсим ёлку к празднику»;

-«Что на ёлке, кто под ёлкой?»;

-«Какие дрова?»

Консультации для родителей;

- «Откуда пришёл праздник Новый год»;

- «Традиции празднования Нового года в странах мира»;

- «Безопасность детей в праздничные дни»;

- «Правила поведения родителей на утренниках» - брошюра).

Завершающий

(презентация продуктов проекта и рефлексия – размышления над новым знанием или опытом)

Составление рассказа об игрушке «Подарок от Деда Мороза»;

Составление творческих рассказов «Что такое Новый год» по впечатлениям о прошедшем празднике.

Презентация проекта «Новый год»

Дети познакомились с историей праздника, формы речевой работы позволили им обогатить словарь, развить монологическую и диалогическую речь. В художественной деятельности дети с интересом выражали своё отношение к празднику, свои представления о том, что такое Новый год.

Игровая деятельность в сюжетно-ролевых играх стала источником новых коммуникационных умений и навыков.

Ожидание новогодних чудес” принесло ребятам много положительных эмоций. Подготовка к праздникам в рамках проектной деятельности позволит знакомиться с фольклором и традициями разных стран соответственно возрасту детей, усложнятся вопросы в беседах, повысится уровень сложности поделок в художественно-творческой деятельности.

Родители воспитанников очень любят праздники, которые проходят в детском саду. Новый год они ждут с особым нетерпением - стараются помочь украсить группу, готовят своим детям карнавальные костюмы. Им было очень приятно и неожиданно узнать, что же хотят их детки получить в подарок от Деда Мороза, это помогло им в выборе подарков под ёлочку дома. Возросла заинтересованность родителей в участии и подготовке и участию в праздниках группы.

Пословицы и поговорки о снеге

    Много снегу - много хлеба, много воды - много травы.

    Как ни мойся, белее снега не будешь.

    Снега надует - хлеба прибудет; вода разольется - сена наберется.

    Не то снег, что метет, а то, что сверху идет.

    Белый снег на черную землю и то к лицу.

    Снег глубок - год хорош.

    Был бы снежок - так скатаем комок.

    Белее белого.

    Снегу нету и следу нету.

    Одержишь снег на полях зимой - будешь с хлебом осенью.

    Снежком все прикроет.

    Снег холодный, а от стужи укрывает.

    Больше леса - больше снега, больше снега - больше хлеба.

    Больше снега на полях - больше хлеба в закромах.

    Снег земле-кормилице - теплый кожух.

НОВОГОДНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ

Е.Михайлова

Что такое Новый год?
Это все наоборот:
Елки в комнате растут,
Белки шишек не грызут,

Зайцы рядом с волком
На колючей елке!
Дождик тоже не простой,
В Новый год он золотой,

Блещет что есть мочи,
Никого не мочит,
Даже Дедушка Мороз
Никому не щиплет нос.

К.Чуковский

Перед праздником зима
Для зеленой елки
Платье белое сама
Сшила без иголки.

Отряхнула белый снег
Елочка с поклоном
И стоит красивей всех
В платьице зеленом.

Ей зеленый цвет к лицу,
Елка знает это.
Как она под Новый год
Хорошо одета!

Т.Волгина

Что такое Новый год?
Это дружный хоровод,
Это смех ребят веселых
Возле всех нарядных елок.

Что такое Новый год?
Всем известно наперед;
Это дудочки и скрипки,
Шутки, песни и улыбки.
Тот, кто хочет, чтоб веселым
Был бы этот Новый год,
Пусть сегодня вместе с нами
Песню звонкую поет!

С.Маршак

Что растет на елке?
Шишки да иголки.
Разноцветные шары
Не растут на елке.
Не растут на елке
Пряники и флаги,
Не растут орехи
В золотой бумаге.
Эти флаги и шары
Выросли сегодня
Для российской детворы
В праздник новогодний.
В городах страны моей,
В селах и поселках
Столько выросло огней
На веселых елках!

С.Маршак

В декабре, в декабре
Все деревья в серебре.

Нашу речку, словно в сказке,
За ночь вымостил мороз,
Обновил коньки, салазки,
Елку из лесу привез.

Елка плакала сначала
От домашнего тепла.
Утром плакать перестала,
Задышала, ожила.

Чуть дрожат ее иголки,
На ветвях огни зажглись.
Как по лесенке, по елке
Огоньки взбегают ввысь.
Блещут золотом хлопушки.
Серебром звезду зажег
Добежавший до макушки
Самый смелый огонек.

Год прошел, как день вчерашний.
Над Москвою в этот час
Бьют часы Кремлевской башни
Свой салют - двенадцать раз.


Трутнева Е. - "Ёлка"

Вырастала ёлка
В лесу на горе.
У нее иголки
Зимой в серебре.

У неё на шишках
Ледышки стучат,
Снежное пальтишко
Лежит на плечах.

Жил под ёлкой зайка
С зайчихой своей.
Прилетела стайка
Чечёток с полей.

Приходили к ёлке
И волки зимой...
Увезли мы ёлку
Из лесу домой.
Нарядили ёлку
В новый наряд -
На густых иголках
Блестки горят.

Началось веселье -
Песни да пляс!
Хорошо ли, ёлка,
Тебе у нас?

К.Фофанов

Нарядили елку в праздничное платье:

В пестрые гирлянды, в яркие огни,

И стоит, сверкая, елка в пышном зале,

С грустью вспоминая про былые дни.

Снится елке вечер, месячный и звездный,

Снежная поляна, грустный плач волков

И соседи-сосны, в мантии морозной,

Все в алмазном блеске, в пухе из снегов.

И стоят соседи в сумрачной печали,

Грезят и роняют белый снег с ветвей...

Грезятся им елка в освещенном зале,

Хохот и рассказы радостных детей.

И.Токмакова

На свете так бывает,
Что только раз в году
На елке зажигают
Прекрасную звезду.
Звезда горит, не тает,
Блестит прекрасный лед.
И сразу наступает
Счастливый Новый год!

И.Черницкая

Кто в нарядной теплой шубе,
С длинной белой бородой,
В Новый год приходит в гости,
И румяный, и седой?
Он играет с нами, пляшет,
С ним и праздник веселей!
- Дед Мороз на елке нашей
Самый главный из гостей!

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

(к проекту «Новый год»)

    Дидактическая игра «Новогодняя елка»
    Педагог просит детей ответить на вопрос, подобрав к существительным нужные прилагательные:
    Новогодняя елка какая? (
    Блестящая, праздничная, пушистая, живая, искусственная, нарядная, колючая, зеленая, стройная, большая, маленькая, свежая, ветвистая, пахучая )
    Что делает для нас новогодняя елка? (
    Сияет, светится, блестит, стоит, пахнет )
    Как появляется праздничная елка в доме или детсаду? (
    Ее купили, срубили, принесли, поставили, установили, украсили )

    Дидактическая игра «Ставим слова на место»
    Малыши с необходимой помощью воспитателя составляют предложения из заданных слов и расставляют слова в правильном порядке.
    Года, вскоре, праздник, Нового, наступит. (
    Вскоре наступит праздник Нового года )
    К, готовятся, малыши, нему, все. (
    Все малыши готовятся к нему )
    Елки, уже, украсили, мы, новогодние. (
    Мы уже украсили новогодние елки )
    Мальчики, стишки, песни, девочки, изучают, и. (Мальчики и девочки изучают стишки и песни)
    Ждут, Деда, с, Мороза, все, нетерпением. (
    Все с нетерпением ждут Деда Мороза )
    Хорошие, Мороз, малышам, принесет, дед, подарки. (
    Дед Мороз принесет малышам хорошие подарки )

    Дидактическая игра «Братья-месяцы»
    Воспитатель читает детям группы месяцев года и предлагает определить, где «лишний» месяц, соответственно объяснив это.
    Март, апрель, октябрь. (
    Лишний октябрь, поскольку это осенний месяц, а остальные месяцы – весенние )
    Декабрь, июль, январь. (
    Лишний июль, потому что это летний месяц, а остальные – зимние )
    Апрель, октябрь, ноябрь. (
    Лишний апрель, потому что это весенний месяц, а октябрь и ноябрь – осенние )
    Июнь, июль, сентябрь. (
    Лишний сентябрь, ибо остальные месяцы летние, а сентябрь – осенний )

    Дидактическая игра «Какое время года в лесу?»
    Воспитатель зачитывает малышам ряд слов и предлагает детям назвать то время года, отношение к которому заданные слова имеют, например:
    Подснежник (
    весна ), земляника ( лето ), ручьи ( весна ), снег ( зима ), первоцвет ( весна ), орехи ( осень ), ежевика ( лето ), мороз ( зима ), птенцы ( лето ), иней ( зима ), листопад ( осень ), паутинки ( осень ), проталины ( весна ), жара ( лето ), тишина ( зима ), позолота ( осень ), опята ( осень ).

    Дидактическая игра «Кто где зимует?»

Воспитатель бросает мяч детям и называет животное. Ребёнок ловит мяч и называет место его зимовки.

    Дидактическая игра «Зимующая или перелетная?»

Воспитатель бросает мяч и называет птицу, а ребёнок – ловит мяч и говорит какая это птица – зимующая или перелетная. И наоборот.

    Дидактическая игра «Чьи следы?»

Воспитатель показывает изображенные на картинках следы, а ребёнок говорит, кому они принадлежат.

    Дидактическая игра «Птицы на кормушке».

Воспитатель называет птицу. Дети выбирают ей корм и называют его.

    Дидактическая игра «Что бывает зимой?»

Пример. Идет снег. На деревьях нет листьев. Речка замерзла. Холодно. Люди надевают теплую одежду. Дети катаются на коньках и лыжах.

    Дидактическая игра «Выпал беленький снежок»

Цель: уточнить и расширить словарь по теме, учить согласовывать слова с движением.

Оборудование: настоящий снег и сосульки.

Ход. Взрослый приносит домой снег и сосульки разной величины. Вместе с ребенком их рассматривает. Взрослый активизирует речь ребенка вопросами: «Какого цвета снег? (белый) А какая сосулька? (прозрачная) Какие они на ощупь? (холодные, снег мягкий, сосулька твердая)». Наблюдают, как снег и сосулька тают и превращаются в воду. Затем наблюдение продолжается на улице или из окна. Ребенок отвечает па вопросы взрослого: «Что лежит на земле? Какой снег? Что висит под крышей? Какая сосулька?» После этого взрослый предлагает ребенку согреться, так как на улице холодно. Они пропоют стихотворение, выполняя с ребенком все движения, соответствующие тексту:

Выпал беленький снежок -

Собрались мы все в кружок,

Мы потопаем, мы потопаем,

Будем весело плясать,

Будем руки согревать.

Мы похлопаем, мы похлопаем

Чтоб нам было веселее,

Будем прыгать мы скорее.

Мы попрыгаем, мы попрыгаем

    Дидактическая игра «Что лишнее?»

Цель:

Оборудование: картинки с изображением предметов для игр в разное время года или настоящие предметы (санки, мяч, лопата, коньки, велосипед, лыжи, бумажный кораблик, скакалка и т. д.), сюжетная картинка по теме «Зимние забавы».

Ход. Взрослый предлагает ребенку выбрать и назвать только те предметы, которые необходимы для зимних игр. Лишние предметы убирают. Если затрудняется, взрослый помогает ему. По ходу игры ребенку вопросы: «Что это? Для чего нужно? Как с этим играть?» Затем для рассматривания предлагается одна или несколько пых картинок, на которых изображены дети, катающиеся на лыжах, коньках, строящие снежную бабу, расчищающие дорожку лыжи активизирует речь ребенка вопросами: «Какого цвета снег на картинке? Что это у мальчика? Для чего нужно? Как одет мальчик? Почему он тепло одет?» п т. д.

    Дидактическая игра «Назови ласково» ( с существительными данной темы)

снег - снежок лед - ледок

сосулька - сосулечка санки - саночки

горка - горочка лопата – лопатка

13. Дидактическая игра «Сделай снеговика»

Цель: формировать целостное восприятие предмета, учить правильно располагать готовые формы, активизировать речь во время и после выполнения задания.

Оборудование: три белых кружка разной величины.

Ход. По образцу взрослого ребенок выкладывает снеговика из трех кругов. Взрослый обращает внимание на последовательность расположения фигур, спрашивая: «Как называется эта фигура? Какого она цвета? Какой круг ты положишь внизу? (большой) Какой потом? (средний) Какой круг будет вверху? (маленький) Назови его ласково (кружок, кружочек)».

14. Дидактическая игра «В лесу родилась елочка»

Цель: уточнить и расширить словарь по теме,

Оборудование: настоящая или искусственная елка.

Ход. Взрослый предлагает ребенку рассмотреть елку. Он объясняет, что елка - это дерево, у него есть ствол, ветки, иголки. Речь ребенка активизирует вопросами: «Какого цвета ствол? Какого цвета иголки? Потрогай иголки, Какие они? (острые») Покажи нижние истки, верхние. Где растет елка?» Затем взрослый и ребенок разучивают первый куплет песенки «В лесу родилась елочка».

15. Дидактическая игра «Один - много » (с существительными по теме)

елка - елки ветка - ветки

иголка – иголки шишка - шишки

16. Дидактическая игра «Украсим елку к празднику»

Цель расширить и активизировать словарь по теме.

Оборудование: настоящая или искусственная елка, пять-семь елочных игрушек.

Ход. Сначала рассматривается елка без игрушек. Ребенка просит рассказать все, что он знает о ней. Затем уточняют, какой скоро будет праздник и как надо подготовить елку к нему. После этого рассматриваются игрушки. Взрослый активизирует речь ребенка вопросами о цвете игрушек, объясняет, какие бывают игрушки - стеклянные, бумажные, пластмассовые. Предлагает ребенку повесить игрушку, уточняя на какие ветки (нижние, верхние, длинные, короткие).

17. Дидактическая игра «Назови ласково» (с существительными по теме)

елка - елочка иголка - иголочка

ветка - веточка шишка - шишечка

шар - шарик

18. Дидактическая игра «Что на елке, а что (кто) под елкой?»

Цель: закрепить понимание предлогов на и под, активизировать словарь по теме.

Оборудование: наряженная елка, игрушечные Дед Мороз и Снегурочка, подарок под елкой.

Ход. Взрослый просит ребенка показать и сказать, что он видит на елке, а что или кого под елкой. Предлоги необходимо выделять голосом.

19. Дидактическая игра «Сложи елочку»

Цель: научить правильно выкладывать елку из треугольников, ориентируясь на их величину, закрепить словарь по теме.

Оборудование: три треугольника зеленого цвета разного размера.

Ход. Ребенок по образцу взрослого выкладывает елку из треугольников. Во время выполнения задания отвечает на вопросы: «Какой треугольник ты положишь сначала? (большой) А потом? (поменьше) Какой треугольник будет у тебя вверху? (самый маленький)». При затруднениях взрослый помогает ребенку. В конце игры ребенок рассказывает о елке (где растет, какого цвета иголки и ствол, чем украшают елку на Новый год).

20. Дидактическая игра «Какие дрова?»

Воспитатель бросает мяч и называет дерево. Ребёнок ловит мяч и говорит, как называются дрова, которые из него получаются. И наоборот.

РАССКАЗЫ ДЕТЯМ ПРО НОВЫЙ ГОД

Георгий Скребицкий «Зимняя стужа»

В зимнем тумане встаёт холодное, тусклое солнце. Спит заснеженный лес. Кажется, всё живое замёрзло от этой стужи - ни звука, только изредка потрескивают от мороза деревья.

Я выхожу на лесную поляну. За поляной - густой старый ельник. Все деревья обвешаны крупными шишками. Шишек так много, что под их тяжестью склонились концы ветвей.

Как тихо! Зимой не услышишь пения птиц. Теперь им не до песен. Многие улетели на юг, а те, что остались, забились в укромные уголки, попрятались от лютого холода.

Вдруг словно весенний ветерок прошумел над застывшим лесом: целая стайка птиц, весело перекликаясь, пронеслась над поляной. Да ведь это клесты - природные северяне! Им не страшны наши морозы.

Клесты облепили вершины елей. Птички ухватились за шишки цепкими коготками и вытаскивали из-под чешуек вкусные семена. Когда хорош урожай шишек, этим птицам не грозит бескормица зимы. Везде себе еду разыщут.

Я стоял на поляне и наблюдал, как хлопотали клесты в своей воздушной столовой.

Утреннее солнце ярко освещало зелёные вершины елей, грозди румяных шишек и весёлых, пирующих птиц. И мне почудилось, что уже пришла весна. Вот сейчас запахнет талой землёй, оживёт лес и, встречая солнце, защебечут птицы.

Любуясь клестами, я вдруг увидел, как один из них, подлетев к старой ели, скрылся в заснеженных ветках, словно юркнул в снеговую пещерку. И тут мне вспомнилась одна замечательная особенность из жизни этих птиц особенность, которой я никогда не мог поверить. А вот теперь представился случай самому проверить.

Крадучись, я подобрался к той ели и полез вверх по стволу. Острые иглы царапали лицо и руки, но я карабкался всё выше и выше.

Уже близка и вершина, а на дереве ничего нет.

Я начал спускаться и вдруг прямо перед собой увидел то самое, чего уже не надеялся найти: среди обледенелых, покрытых снегом веток едва виднелось небольшое гнездо, а в нём, как весной, озабоченно распушившись, сидела зеленоватая птичка - самочка клеста.

Неловким движением я качнул ветку. Испуганная птица вспорхнула. Я наклонился и замер от изумления: в гнезде копошились только что вылупившиеся, совсем голые птенцы.

Над самым гнездом свешивались заснеженные ветви. В лесу от мороза трещали деревья, а здесь, меж сучьев старой ели, будто уже наступила весна: заботливая мать выводила птенцов.

Я поскорее слез с дерева, чтобы не тревожить эту удивительную семью. Легко спрыгнул в снег, огляделся, и зимний лес уже не казался мне, как прежде, угрюмым и безжизненным.

Стоя под деревом, я тёр закоченевшие в шерстяных варежках руки, посмеивался над собой и всё думал о голых малышах в гнезде, которым не страшна зимняя стужа.

Путешествие с Дедом Морозом

Миша прогуливался по заснеженному лесу и неожиданно увидел свежие следы. Они заинтересовали его чрезвычайно: кто- то совсем недавно прошёл здесь в огромных-преогромных сапогах.

- Кто бы это мог быть? Неужели Дед Мороз!

И действительно, вскоре мальчик увидел вдалеке Деда Мороза.

- Ты удивлён, малыш, тем, что я оказался здесь? - спросил Дед Мороз подбежавшего Мишу. - Но у меня же есть волшебное быстроходное облако, которое в один миг переносит в любое место. Хочешь полетать на нём со мной?

Вот это да!!! Да кто же откажется от такого заманчивого предложения?! Дед Мороз усадил мальчика рядом с собой на облако, и они полетели в синеве ночи над заснеженными горами и долинами. Облако то взмывало ввысь, к ярким звёздам, то опускалось, касаясь верхушек пушистых ёлок. Какое же это было необыкновенное путешествие!

Вскоре внизу засверкали огоньки большого города. Все дети уже давно нарядили ёлки и теперь сидели по домам и ждали подарков от Деда Мороза. Только вот все каминные трубы, к сожалению, оказались закрыты. «Как же проникнуть в дома, чтобы оставить подарки? Неужели малыши так и не дождутся их?» - занервничал Миша.

- Не переживай, лучше внимательно смотри, как я всё ловко сделаю, - сказал Дед Мороз, словно прочитав мысли мальчика, и разбросал с облака множество маленьких разноцветных парашютиков с подарками. К каждому из них был привязан листочек с именем девочки или мальчика. Парашютики медленно опускались на город...

- Не волнуйся, - снова успокоил Мишу Дед Мороз, - внизу все парашютики встретят домовые и разнесут подарки детям.

Мише очень хотелось продолжить это замечательное путешествие с Дедом Морозом... но тут он неожиданно... проснулся и понял, что всё это ему, к сожалению, только приснилось.

- А где же мой подарок? Успел ли домовой принести его? - вскричал Миша, вспомнив свой незабываемый сон.

Вскочив с кроватки, малыш подбежал к ёлке: какое счастье! Подарок в блестящей бумаге уже лежал на своём месте.

«А ведь кто знает, - подумал довольный Миша, - может быть, то, что я видел ночью, вовсе и не было сном?!»

Дед Мороз

Как-то одним зимнем днем катались маленький Павлик и его подружка Катя в лесу на лыжах. Уже начало смеркаться, и они заторопились домой, как вдруг среди сосен малыши заметили освещённый большой и красивый дом. «А что, если здесь живёт сам Дед Мороз?» - щёлкнула у Кати неожиданная мысль, и девочка тут же поделилась ей с Павликом.

- Давай проверим, это не займёт много времени, - продолжил мальчик, и дети незамедлительно двинулись в сторону большого дома.

Павлик не знал дома ли Дед Мороз, поэтому решил сначала заглянуть в окошко.

- Пойдём посмотрим! - предложил он Кате.

Подкрались дети потихонечку к окошку и видят: сидит в комнате старичок, весь в красном и с густой белой бородой, и упаковывает подарки. Настоящий Дед Мороз! Павлик получше протёр заиндевевшее стекло, и друзья увидели столько игрушек, сколько никогда не видели ни в одном магазине.

Дети потихонечку отошли от окна, чтобы не помешать Деду Морозу, и поспешили домой писать ему письма: ведь надо помочь старенькому дедушке, а то он не знает, кто какой подарок хочет получить на Новый год.

В новогоднее утро Павлик первым делом побежал к камину. И замер в удивлении: перед камином стоял маленький столярный столик, а на нём лежал набор столярных инструментов! Вот это да! Вот так подарок! И не беда, что игрушек не было, ведь теперь Павлик сможет делать их сам, а это гораздо интереснее! Он смастерил так много игрушек, что хватит не только ему, но и всем его друзьям!

ФИЗМИНУТКИ. ПАЛЬЧИКОВЫЕ ГИМНАСТИКИ.

    «Снежок» Н.В.Нищеева

Раз, два, три, четыре,

(загибаем пальчики, начиная с большого)

Мы с тобой снежок лепили -

(«лепим», меняя положение ладоней)

Круглый, крепкий, очень гладкий

(показываем круг, сжимаем ладони вместе, гладим одной ладонью другую)

И совсем- совсем не сладкий.

(грозим пальчиком)

Раз – подбросим,

(подбрасываем воображаемый снежок)

Два – поймаем,

(ловим воображаемый снежок)

Три – уроним

(роняем воображаемый снежок)

И …сломаем

(топаем ногой).

2 «Снежинки»

На поляну, на лужок
Тихо падает снежок.
Улеглись снежинки,
Белые пушинки.
Но подул вдруг ветерок.
Закружился снежок,
Пляшут все пушинки,
Белые снежинки.

3 « Наша ёлка»

"Наша елка велика"
(круговое движение руками),
Наша елка высока (вставать на носочки),
Выше мамы, выше папы
(присесть и встать на носки),
Достает до потолка (потянуться).
Будем весело плясать. Эх, эх, эх!
Будем песни распевать. Ля-ля-ля!
Чтобы елка захотела
В гости к нам прийти опять!

«ИЗ ИСТОРИИ ПРАЗДНИКА …»

ДЕД МОРОЗ (Морозко) - могучий русский персонаж русских легенд, в славянских сказаниях - олицетворение русских зимних морозов, кузнец, сковывающий льдом воду, щедро осыпающий зимнюю природу искристым снежным серебром, дарящий радость зимнего празднества, а в случае надобности, в тяжелую годину защищающий русских от наступающих врагов вмораживающими в лед дотоле невиданными зимними холодами, от которых начинает ломаться железо.


Морозко.


Под влиянием христианства, жестоко и кроваво боровшегося со славянским язычеством (битва с религиозными конкурентами за прибыли), первоначальный образ Снежного Деда был искажен (как и всех прочих славянских богов), и Морозко стали представлять злым и жестоким языческим божеством, Великим Старцем Севера, повелителем ледяного холода и пурги, морозившим людей. Это нашло отражение и в поэме Некрасова «Мороз - Красный нос», где Мороз убивает в лесу бедную молодую крестьянскую вдову, оставляя сиротами её малолетних ребятишек.

По мере ослабления влияния христианства в России конца XIX - начала XX века, образ Морозко стал смягчаться. Впервые Дед Мороз появился на Рождество в 1910 году, однако не приобрёл широкого распространения.

В советское время, после отвержения идей христианства, был распространён новый имидж Деда Мороза: он являлся детям под Новый год и дарил подарки; этот образ создан советскими кинематографистами в 1930-х годах.

На праздник приходит со своей божественной внучкой - Снегурочкой. Современный собирательный образ Деда Мороза построен по мотивам агиографии Святого Николая, а также описаний древнеславянских божеств Позвизда, Зимника и Корочуна. К сожалению, все древние мифы и сказания славян были уничтожены, потому о древних славянских верованиях и традициях нам практически ничего не извечтно..

Своеобразный характер интерпретации в христианстве языческих божеств (религиозных конкурентов христианства, пусть и любимых народом, которых церковники непременно представляли крайне злыми и жестокими) обусловил внушаемое церковниками поведение Деда Мороза - после внедрения христианства на Руси он стал собирать жертвоприношения - воровать непослушных детей и уносить их в мешке. Такая церковная интерпретация позволяла с детства внушать неприятие языческих богов.

Однако со временем, после введения ограничений непримиримой идеологии христианства и распространения более поздних постхристианских гуманистических традиций, особенно после окончательного запрета христианам сжигать людей на кострах (в первой четверти XIX века), Дед Мороз в представлении русских подобрел и стал уже сам одаривать детишек.
Профессиональный праздник Дедов Морозов отмечается каждое последнее воскресенье августа.
Недавно днем рождения русского Деда Мороза было объявлено 18 ноября - по данным многолетних метеорологических наблюдений в этот день на большей части России ложится устойчивый снежный покров.

Развлечение с детьми старшего возраста «Новогодние чудеса»

Цель: Вовлечение детей в коллективный разговор, побуждение высказываниям на тему из личного опыта, задавать вопросы и отвечать на них. Формирование умения составлять небольшой последовательный рассказ на предложенную тему.

Оборудование: наглядная картина «Зима», елка, Дед Мороз, мяч, «волшебная» палочка, шкатулка, конфеты

Словарная работа: чудеса, Великий Устюг, волшебник, новогодняя ночь.

Ход:

1. Организационный момент

Воспитатель: Какой замечательный сегодня день! У меня прекрасное настроение и я хочу подарить вам свою улыбку. А вы не желаете улыбнуться мне радостно, тогда и в группе нашей станет светлей. Ребята вы ничего не замечаете необычного в нашей группе?

Дети осматривают группу и подходят к картине «Зима» Н.С. Крылова

2. Беседа по картине

Ребята, какое время года изображено на этой картине?

Что позволяет вам об этом говорить?

Зима. Крыши домов покрыты снегом, деревья стоят голые, вокруг много снега

3. Загадывание загадки

Предлагаю отгадать загадку:

Дни его всех дней короче

Всех ночей длиннее ночи,

На поля и на луга,

До весны легли снега,

Только месяц наш пройдет

Наступает Новый год! (Декабрь)

4. Беседа

Какие чудеса происходят в декабре месяце?
Предлагаю рассмотреть иллюстрации и выбрать ту, на которой изображены увлекательные истории- новогодние чудеса.

В преддверии Нового года- принято в домах наряжать елку- это тоже новогоднее чудо. А какая новогодняя ёлка?
В декабре длинные ночи, дни короткие, в конце месяца наступает Новый год дети отбирают картинки с изображением: Дед Мороза, Новогодней елки и т.д.

Новогодняя, красивая, наряженная, сверкающая, праздничная, волшебная

5. Физкультминутка

6. Беседа

Что вы можете рассказать про Деда Мороза?

Что бы вы сделали, если бы вы были Дедом Морозом? Не забудьте про то, что он волшебник.

А кто еще с Дедом Морозом приезжает к вам на Новый год?
Откуда приезжает к нам Дед Мороз?

Ребята, кто из вас хочет написать письмо Деду Морозу?

Дед Мороз веселый, добрый, он любит с нами играть, он детям дарит подарки: Дед Мороз – «волшебник»

Если бы я был Дедом Морозом, то сделал бы так, чтобы все люди на земле не болели (ответы детей)

Вместе к нам приезжает Снегурочка – его внучка

Из Великого Устюга, у него там дом и дети пишут ему туда письма

7. Дидактическая игра «Спроси у друга»

А вы хотите написать письмо, мы сейчас узнаем, поиграв в игру «Спроси у друга»

Дети становятся в круг, кидают мяч друг другу и при этом задают вопрос: «Что ты хочешь написать Деду Морозу?»

8. Составление рассказа «Новогодние чудеса»
звучит спокойная музыка

Сейчас взгляните на эту палочку – она волшебная. И для того, чтобы произошло волшебство, надо закрыть глаза. (взмах палочкой). Раз – два, раз – два, чудо ты приди…

Таинственный голос: Вы превратились в елочные игрушки, которые висят на елке, и все видят, что происходит вокруг них, а там наступила волшебная, новогодняя ночь, где происходят разные чудеса: стали оживать столы и стулья, свечи стали разговаривать с часами из щелей в полу вылезают гномики и сказочные человечки и вдруг…

Что же там произошло? Как вы думаете?

Рассказы детей (3-4 рассказа)


При совместной деятельности на тему «Скоро новый год» - проблемная ситуация «Когда отмечают Новый год», «Какие подарки дарить на праздник», беседа «Кто такой Дед Мороз», «Какие вы знаете традиции новогоднего праздника?» - выявила проблему, что дети не имеют представления о Новом годе. У детей поверхностные знания, они не знакомы с историей возникновения праздника, не знают о традициях празднования Нового года в России, откуда взялся Дед Мороз. Возникла необходимость разработать и реализовать систему мероприятий в рамках проекта «Скоро, скоро Новый год!».

Гипотеза:

В ходе мероприятий по ознакомлению детей с историей возникновения праздника в России, с его традициями, повысится уровень их просвещенности в этих вопросах. При разработке этого проекта планируется совместная деятельность педагогов, детей, родителей для более тесного контакта, чтобы родители принимали активное участие в развитие своего ребенка.

Цель:

Ознакомление детей с историей возникновения праздника в России, с его традициями.

Задачи:

  1. Расширить представления детей о празднике Новый год, выделить его характерные особенности: атрибутика, отношение и настроение людей, правила поведения, традиции.
  2. Вызвать желание участвовать в подготовке к празднику (украшение группы, изготовление поделок, заучивание стихов, песен, танцев).
  3. Привлечь родителей как активных участников жизни группы к подготовке к Новогоднему празднику.

Участники:

педагоги, родители, дети

Срок реализации проекта: 10.12.2014 – 25.12.2014.

Тип проекта: информационно-творческий.

Распределение обязанностей:

Педагог:

Подборка наглядно – дидактического материала на тему Новый год. Подборка художественной литературы – рассказов, стихов, русских народных сказок. Подборка новогодних песен. Подборка различных материалов для продуктивной деятельности детей. Проводит беседы: «Новый год», «Кто такой Дед Мороз», «За что я люблю Новый год», организует просмотр презентации «В гостях у дедушки Мороза». Разрабатывает сценарий праздника. Изготовляет дидактические игры «Собери картинку», «Найди пару». Организует выставку детских работ на новогоднюю тематику. Привлекает родителей к подготовке к Новогоднему празднику.

Родители:

Участвуют в подготовке к Новогоднему празднику, украшении группы. Организуют выставку художественной литературы на новогоднюю тематику. Изготовляют с детьми поделки на новогоднюю тему – елочки, снеговики, сапожок.

Дети: участвуют в мероприятиях в рамках проекта «Скоро, скоро Новый год!».

1 этап: Подготовительный - 10.12. – 12.12.

  • Определение темы проекта.
  • Формулировка цели и задач проекта.
  • Составление плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий.
  • Индивидуальные встречи с родителями.

2 этап: Основной – 15.12. – 24.12.

Совместная и самостоятельная деятельность детей и взрослых:

  • Беседы с детьми:
  • Что такое Новый год?
  • Какова история праздника?
  • Где живет дед Мороз?
  • Почему на Новый год наряжают елку?
  • Кому дарить подарки?
  • Чтение художественной литературы:
  • Русские народные сказки «Снегурочка», «Морозко»;
  • Токмакова И. «Живи, елочка!»;
  • Л. Воронкова «Как елку наряжали»;
  • р.н.с. «Мороз и заяц».
  • Рисование «Новогодняя елочка»;
  • Лепка «Снеговик»;
  • Аппликация «Украшаем елку»;
  • Украшение группы к новому году;
  • Создание поздравительных открыток и приглашений;
  • Разучивание танцев и песен;
  • Дидактические игры «Собери картинку», «Найди пару», «Разрезные картинки»;
  • Просмотр мультфильмов;
  • Просмотр презентации «В гостях у дедушки Мороза»;
  • Итогово – диагностическая беседа «Новый год – праздник волшебства

и радости».

3 этап: Заключительный – 25.12.2014.

Новогодний утренник «В гости к елочке».

Методическое обеспечение проектной деятельности:

Комплексно – тематическое планирование по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой – средняя группа.

Ожидаемый результат:

Внутренний

  • У детей повысился уровень знаний об истории возникновения праздника, его традициях
  • Дети с желанием участвуют в украшении группы, изготовлении поделок с родителями, в подготовке к утреннику – разучивание песен, танцев.
  • Большинство родителей (80%) приняли участие в организации новогоднего праздника в детском саду, в украшении группы.

Создана выставка творческих работ на новогоднюю тематику – елочки, снеговики, сапожочки.

Трансляция проекта:

  • выступление на МО.

Перспективы проекта:

Пополнение оснащения методкабинета – портфолио проекта «Скоро, скоро Новый год!».

Фомиченко Ольга
Конспект НОД для старшей группы «Что такое Новый год?»

Тема : Что такое Новый год ?

Цель : формировать представления о празднике новый год ,

Задачи :

Формировать представление детей о праздновании Нового года в нашей стране и других странах, о символах, традициях и обычаях праздника;

Продолжать учить отгадывать загадки;

Развивать речь детей : учить давать полные и развернутые ответы;

Развивать интерес к новогоднему празднику.

Развивать игровую деятельность детей.

Виды детской деятельности : социально – коммуникативная деятельность, познавательная деятельность, чтение художественной литературы, музыкальная деятельность.

Материалы и оборудование : презентация «Что такое Новый год » , картинки с изображением елочных игрушек и предметов не относящихся к ним (для игры «Нарядим ёлку к празднику» , фотографии детей на празднике в семейном кругу, фотографии с изображением столиц разных стран (Англии, Германии, Франции, Японии, России) .

Этапы :

1. Организационный момент.

3. Физминутка «Новый год » .

Новый год в разных странах.

6. Игра «Нарядим ёлку к празднику» .

7. Отгадывание загадок.

Ход НОД:

1. Организационный момент.

Воспитатель : Ребята, отгадайте мою загадку, а когда отгадаете, мы с вами отправимся в интересное путешествие.

«Что за праздник на дворе

Наступает в декабре?

В это время все вдруг рады,

Малыши подарков ждут,

Ради нескольких минут

Собирается семья :

Мамы, бабушки, родня.

И держа в руках бокалы,

Сосчитав часов удары,

Все от радости визжат,

Шутят, прыгают, шалят.

Прочь кошмары и ненастья,

В эту ночь ждут только счастья,

Это праздник без хлопот,

Это праздник -. !

(Новый год )

Воспитатель : Правильно ребята, это Новый год . А что такое Новый год ?

Воспитатель : Новый год – это праздник . Трудно найти человека, который бы не любил Новый Год . С раннего детства Новый Год является самым любимым, домашним и теплым праздником для каждого из нас. Вы все ждете его? А почему вы ждете этот праздник?

Ответы детей.

Воспитатель : А теперь давайте послушаем песню «Идет к нам Новый год » . (музыка и слова Е. И. Морозовой)

Прослушивание аудозаписи

2. Беседа о появлении Нового года.

Воспитатель : А как вы думаете, ребята, откуда пришел к нам этот праздник?

ответы детей.

Воспитатель : Традиция отмечать Новый год 1 января появилась в России всего триста лет назад. Петр I издал указ, в котором говорилось, что Новый год необходимо отмечать 1 января.

По царскому указанию москвичи впервые украсили свои дома на Новый год ветками сосны , можжевельника и ели.

Первоначально на Новый год украшали деревья конфетами, печеньем,

фруктами, орехами и даже овощами.

Но Деда Мороза и Снегурочки на тот период еще не было. Был Мороз – старик с белой бородой , который повелевал зимними холодами. Именно этот персонаж и стал основой для рождения сказки о новогоднем Деде Морозе, который приносит подарки.

Традиционный костюм Деда Мороза тоже появился не сразу. Сначала его изображали в плаще. Дед Мороз умело прочищал дымоходы, через которые забрасывал детям подарки. Снегурочка тоже появилась немного позже. Впервые о ней узнали из сказки «Снегурочка» , но там ее просто вылепили из снега. Все помнят момент в сказке, когда она прыгает через костер и тает.

Персонаж так полюбился всем, что постепенно Снегурочка стала неизменным символом новогодних празднований.

Вот таким образом и появился тот Новый Год , который мы привыкли встречать с самого детства.

Воспитатель : А сейчас ребята давайте отдохнем и немного поиграем.

3. Физминутка «Новый год »

У всех Новый год ,

И у нас Новый год . (Делают шаг с притопом и одновременно хлопают в ладоши, поворачиваясь в правую сторону и в левую.)

Возле ёлочки зелёной хоровод, хоровод.

К нам пришёл Дед Мороз. (Делают лёгкие наклоны головой в разные стороны, как бы сообщая друг другу эту новость.)

Он игрушек, и хлопушек,

И конфет нам принёс! (Кружатся на месте, подняв руки и вращая кистями.)

Он добрый у нас,

Он весёлый у нас,- (Делают шаг с притопом, одновременно хлопают)

Возле ёлочки зелёной

Сам пошел с нами в пляс. (Шагаем на месте)

4. Беседа о том, как отмечают Новый год в разных странах.

Воспитатель : Ребята, а как вы думает, везде ли Новый год отмечают одинаково?

Ответы детей.

Воспитатель : Давайте вместе с вами отправимся в путешествие и узнаем, как празднуют Новый год в других странах.

Воспитатель показывает фотографию с изображением столицы Англии – Лондона.

Воспитатель : Это Лондон – столица Англии.

Здесь на Новый год к детям прилетает английский Санта –Клаус, он путешествует на санях, в которые запряжены шесть оленей.

Дети вешают на край своей кровати чулок, в который через печную трубу должен попасть подарок.

Воспитатель показывает изображение Берлина – столицы Германии.

Воспитатель : А это ребята Берлин – столица Германии.

Здесь живет Дед Мороз по имени – Вайнахтсман. Немецкий дед мороз любит появляться на ослике. Когда он приходит, то в одной руке он держит подарки, в другой розги. Кто вел себя хорошо, получает подарок, а кто вел себя в течение года плохо и много шалил, подарка ему не видать. Детишки в Германии перед тем, как лечь спать, выставляют на столы и подоконники тарелки для подарков. А в собственные башмачки кладут сено, чтобы ослик Вайнахтсмана смог подкрепиться перед дальней дорогой.

Воспитатель показывает фотографию с изображением Парижа – столицы Франции.

Воспитатель : А это Париж – столица Франции.

Французского Деда Мороза зовут – Пер Ноэль. Как и все Клаусы, он стал лазить по трубам и собственноручно раскладывать подарки по башмачкам-носочкам. Подарки для детей он делит на две части : некоторые подарки оставляет в новогоднюю ночь, а более ценные кладет в подготовленные туфли (их дети развешивают в доме с вечера) на Рождество.

Воспитатель показывает фото с изображение Токио – столицы Японии.

Воспитатель : А это, ребята. Токио – столица Японии.

Японского деда мороза зовут Сегацу – сан – Господин Новый год .

Любимое новогоднее развлечение девочек – игра в волан, а мальчики запускают воздушного змея. Японские дети встречают Новый год в новой одежде . Взрослые тоже предпочитают надеть что-нибудь новое, считается, что это приносит здоровье и удачу в новом году. В новогоднюю ночь дети кладут под подушку картинку с изображением 7-ми сказочных волшебников – покровителей счастья.

Воспитатель показывает фотографию с изображением Москвы – столицы России.

Воспитатель : Мы с вами вернулись домой. Это Москва – столица нашей страны России.

В России Новый год – это обязательно наряженная ёлка, праздничный ужин, бой курантов, Снегурочка и, конечно же, Дед Мороз, который кладет в новогоднюю ночь подарки для детей под ёлочку.

А какие подарки подарить детям на новый год Дед Мороз узнает из писем, которые получает от детей перед самым праздником.

Воспитатель : Скоро наступит Новый год в нашей стране . А как же вы, ребята обычно отмечаете новый год ?

Дети показывают свои семейные фотографии и рассказывают о том, как они дома отмечают праздник.

5. Беседа с детьми о новогодней ёлке.

Воспитатель : Ребята, а у кого дома уже стоит нарядная елка?

ответы детей.

Воспитатель : А скажите, чем можно украшать елку? Какими игрушками и украшениями?

ответы детей.

6. Игра «Нарядим ёлку к празднику» .

Воспитатель : Скажите, ребята, а кто дома помогает украшать елку?

Ответы детей.

Воспитатель : Молодцы. Тогда мы с вами сейчас поиграем в игру «Нарядим елку к празднику» . Дети делятся на две команды. Перед ними картинки с изображением елочных игрушек и предметов не относящихся к ним (шарики, звезды, сосульки, лисичка, зайчик, табуретка, гвоздь, коньки, дед мороз, снегурочка, конфеты, молоток, тарелка, брюки.)

Дети приступаю к украшению елочек. Побеждает та команда, которая не только быстро украсит елку, но и правильно. Итоги игры дети подводят сами.

7. Отгадывание загадок.

Воспитатель : Молодцы ребята, вы все хорошо справились с заданием. А теперь давайте посмотрим, также хорошо ли вы умеете отгадывать загадки? За каждую правильную отгадку вы получает снежинку.

Воспитатель загадывает загадки :

Вся она приходит в белом,

Укрывает она снегом

Все деревья и дома,

Называется … (зима)

На деревьях, на дорожках,

на ребячьих на сапожках.

Он зимой лежит на всех

Ну конечно, это … (снег) .

Все резные, кружевные –

лёгкие пушинки

С неба прилетели к нам

Белые … (Снежинки)

Его дети из снега слепили

Из морковки приделали нос

Даже шарфик ему подарили

Чтобы в сильный мороз не замёрз

Кто же он знает каждый ребёнок

Во дворе за окошком стоит

Друг мальчишек и друг девчонок

Добрый толстенький друг … (снеговик)

«Назовите-ка, ребятки,

Месяц в этой вот загадке :

Дни его - всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц наш пройдет,

Мы встречаем Новый год ».

(месяц декабрь) )

Вся нарядная в игрушках

Вся в гирляндах и в хлопушках

Не колючая ни сколько

Ну конечно это … (ёлка)

Мы замерзнуть не боимся

Мы танцуем и поём

Мы смеёмся веселимся

И подарки ждём

И вокруг нарядной ёлки

Водим хоровод

Не боимся мы замёрзнуть

Мы встречаем … (Новый Год )

Дед мороз спешит на елку,

Тянет за собою санки.

А на них мешок тяжелый,

И в мешке лежат … (подарки)

С мешком подарков, с бородой,

Веселый взгляд и красный нос.

Он приходит к нам зимой

Добрый дедушка … (Мороз)

«Раз, два, три! - Звучит команда, -

Ну-ка, елочка, гори!

Зажигает фонари

Новогодняя … (гирлянда)

На ёлке всё, что хочешь, есть :

Игрушек там – не перечесть.

Конфеты, дождик и хлопушки,

Гирлянды, звезды и верхушка.

Среди блестящей мишуры

Сверкают круглые …» (шары) .

С морозами, пургой и снегом

Зима-волшебница придет.

И все речушки и озера

Покроет скользкий толстый … (лёд)

По льду летаем, словно ветер.

В глазах – веселья огоньки.

Мы сапоги обули, скороходы,

Они называются … (коньки)

С горки снежной катятся

Вадик и Оксанка.

Словно ветер мчатся

Их новенькие … (санки) .

Их на ноги обуваем

Быстро мы с горы съезжаем

Почему ответ не слышу?

Ну конечно это … (лыжи)

Уцепившись за карниз

Капельки бросает вниз

Не игрушка, не свистулька,

А прозрачная … (сосулька)

Воспитатель : Какие вы молодцы, и загадки вы тоже очень хорошо умеете отгадывать.

Воспитатель : Ребята, а что интересного вы сегодня узнали? Что вам понравилось больше всего?

ответы детей.

Воспитатель : Наше с вами путешествие подошло к концу. Всех с наступающим Новым годом !