Продуктивная деятельность как средство творческого развития дошкольника. Подготовила проект Бутяева О.В. "развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности " Развитие творческих способностей через продуктивные в

Продуктивные виды деятельности являются важным средством всестороннего развития детей. Обучение рисованию, конструированию, аппликации способствует умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию дошкольников.

Важный путь педагогического процесса, создающего эмоционально благоприятную обстановку для каждого ребенка и обеспечивающего его духовное развитие, — усиление внимания к эстетическому воспитанию и формирование художественно-творческих способностей у всех детей, воспитывающихся в дошкольных учреждениях. Одно из главных условий - развивать творчество детей различными путями, в том числе и в продуктивной деятельности.

Продуктивная деятельность тесно связана с познанием окружающей жизни. Вначале — это непосредственное знакомство со свойствами материалов (бумаги, карандашей, красок, глины и т.д.), познание связи действий с полученным результатом. В дальнейшем ребенок продолжает приобретать знания об окружающих предметах, о материалах и оборудовании, однако его интерес к материалу будет обусловлен стремлением передать в изобразительной форме свои мысли, впечатления от окружающего мира. В процессе продуктивной деятельности уточняются и углубляются зрительные представления детей об окружающих предметах.

Продуктивная деятельность также тесно связана с решением задач нравственного воспитания. Эта связь осуществляется через содержание детских работ, закрепляющих определенное отношение к окружающей действительности, и воспитание у детей наблюдательности, активности, самостоятельности, умения выслушивать и выполнять задание, доводить начатую работу до конца.

Окружающая жизнь дает детям впечатления, которые потом отражаются в их рисунках. В процессе изображения закрепляется отношение к изображаемому, так как ребенок переживает те чувства, которые испытывал при восприятии этого явления.

Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики, и ставят перед системой образования основную цель - воспитания у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества. Мы должны воспитывать у наших детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию - т.е. качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей.
В процессе создания рисунка, поделки ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, созданному им, огорчается, если что-то не получается. В работе над своими произведениями ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем. Создавая работу, ребенок осмысливает качества предметов, запоминает их характерные особенности и детали, овладевает определенными навыками и умениями и учится осознанно их использовать. Обсуждение творческих работ детьми и педагогом помогает ребенку видеть мир не только со своей собственной точки зрения, но и с точки зрения других людей, принимать и понимать интересы другого человека.
«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок" - утверждал В.А.Сухомлинский .

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с общественным трудом в духовную жизнь ребенка.

Исследования последних лет показывают, что из года в год растёт количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Всем известно, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
В процессе работы развивается:
. Мелкая моторика пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;
. Сенсорное восприятие, глазомер;
. Логическое воображение;
. Волевые качества (усидчивость, терпение, умение доводить работу до конца и т.п.);
. Художественные способности и эстетический вкус.
. Способствует формированию добрых чувств к близким, и дают возможность выразить эти чувства, ведь оригами позволяет сделать подарок своими руками;
. Влияет в формирование самостоятельности, уверенности в себе, самооценки.

Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и психологии.

В создании поделок с помощью нетрадиционных техник доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются, и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиться положительного результата.

Большое значение для рисования имеет зрение. Для того чтобы нарисовать предмет, недостаточно только увидеть его и узнать. Изображение предмета требует четкого представления о его цвете, форме, конструкции, которое рисующий может получить в результате предварительно целенаправленных наблюдений. В этой работе особенно важна роль зрительного аппарата. В процессе продуктивной деятельности активно формируется зрительная память ребенка. Как известно, развитая память служит необходимым условием успешного познания действительности, поскольку благодаря процессам памяти происходит запоминание, узнавание, воспроизведение познаваемых предметов и явлений, закрепление прошлого опыта. Изобразительное творчество немыслимо без оперирования образами памяти и представлений ребенка, полученными непосредственно в процессе рисования. Конечной целью для дошкольника является такое знание предмета, которое давало бы возможность владеть умением совершенно свободно, изображать его по представлению. Во время занятий вырабатывается правильная учебная посадка, так как продуктивная деятельность почти всегда связана со статичным положением и определенной позой. Занятия рисованием в значительной мере способствуют и подготовке к дальнейшей учебной деятельности, в частности к овладению письмом, математикой, трудовыми навыками.

Обучение рисованию, аппликации, конструирование способствует развитию творческого воображения ребёнка, его фантазии, художественного вкуса. А самое главное — развиваются разнообразные действия рук: координация обеих рук, координация движения руки и глаза, зрительный контроль, которые так необходимы детям в начальной школе.

Развитие творческих способностей дошкольников в продуктивных видах деятельности.

В свете новых подходов к обновлению содержания дошкольного образования, таких как вариативность, гуманизация, усиление личностной ориентации, главным действующим лицом образовательного процесса становится ребёнок. Воспитательно-образовательная работа с детьми дошкольного возраста направлена на создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями .

Одним из факторов, обеспечивающих развитие творческих способностей ребёнка-дошкольника, является художественно-творческая деятельность, в том числе – продуктивная. Продуктивная деятельность, по определению Г.С. Швайко – это «созидательная работа, направленная на получение предметно - оформленного результата в соответствии с поставленной целью». В процессе продуктивной творческой деятельности, присвоения ценностей культуры у ребёнка появляются и развиваются творческое воображение, мышление, художественные и интеллектуальные способности,

коммуникативные навыки, эмпатия, эстетический вкус .

Но не каждую детскую продукцию можно называть творчеством. В методической литературе определены критерии, которые показывают наличие творческого начала в художественной деятельности детей (по Н.А. Ветлугиной):

а) отношения, интересы, способности детей, проявляющиеся в художественном творчестве – увлеченность, способность «войти» в воображаемые обстоятельства, в условные ситуации, искренность переживаний;

б) способы творческих действий – быстрота реакций, находчивость при решении новых задач, комбинирование знакомых элементов в новые сочетания, оригинальность способов действий, дополнения, изменения, вариации;

в) качество детской продукции – отбор детьми характерных черт изображаемых предметов и персонажей, поиск художественных средств, удачно выражающих личное отношение детей и передающих замысел .

В процессе продуктивной деятельности формируются такие важные качества личности, как активность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности. Не менее важно воспитание целеустремленности в работе, умения довести ее до конца .

Продуктивные виды деятельности дошкольника включают изобра-зительную и конструктивную. Они, как и игра, имеют моделирующий характер. В игре ребенок создает модель отношений между взрослыми. Продуктивная деятельность, моделируя предметы окружающего мира, приводит к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объемном изображении .

Изобразительную деятельность составляют рисование, лепка, аппликация. Рисование - одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Тематика рисунков может быть разнообразной. Ребята рисуют все, что их интересует: отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, литературных героев и декоративные узоры и т. д. Им доступно использование выразительных средств рисунка. Так, цвет применяется для передачи сходства с реальным предметом, для выражения отношения рисующего к объекту изображения и в декоративном плане. Овладевая приемами композиций, дети полнее и богаче начинают отображать свои замыслы в сюжетных работах. Своеобразие лепки как одного из видов продуктивной деятельности заключается в объемном способе изображения. Дошкольникам доступно овладение приемами работы с мягкими пластическими материалами, легко поддающимися воздействию руки,- глиной и пластилином. Дети лепят людей, животных, посуду, транспорт, овощи, фрукты, игрушки. Разнообразие тематики связано с тем, что лепка, как и другие виды изобразительной деятельности, в первую очередь выполняет воспитательные задачи, удовлетворяя познавательные и творческие потребности ребенка .

В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми и сложными формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезывают и наклеивают. Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения, так как в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета. В процессе занятий у дошкольников развиваются чувства цвета, ритма, симметрии и на этой основе формируется художественный вкус. Им не надо самим составлять цвета или закрашивать формы. Предоставляя ребятам бумагу разных цветов и оттенков, у них воспитывают умение подбирать красивые сочетания.

В процессе конструирования дошкольники приобретают специальные знания, навыки и умения. Конструируя из строительного материала, они знакомятся с геометрическими объемными формами, получают представления о значении симметрии, равновесия, пропорций. При конструировании из бумаги уточняются знания детей о геометрических плоскостных фигурах, понятия о стороне, углах, центре. Ребята знакомятся с приемами видоизменения плоских форм путем сгибания, складывания, разрезания, склеивания бумаги, в результате чего появляется новая объемная форма .

В рисунке, лепке, аппликации дети передают свои впечатления об окружающем мире и выражают свои отношения к нему. Изобразительная деятельность только тогда сможет приобрести творческий характер, когда у детей развиваются эстетическое восприятие, образное мышление, воображение и когда они овладевают необходимыми для создания изображения навыками и умениями. Изображение детьми предметов и явлений действительности – это вместе с тем и отражение их отношения к этим предметам и явлениям. Изобразительная продуктивная деятельность дошкольника как вид художественной деятельности, должна носить эмоциональный, творческий характер, это специфическое образное познание действительности, которое может идти разными путями.

Изобразительная деятельность – один из самых интересных видов деятельности для детей дошкольного возраста. Ведь не случайно ребенок, по мнению Н. Крупской очень рано начинает стремиться самым разнообразным образом выразить полученные им впечатления: движением, словами, мимикой. Надо дать возможность ему расширить область выражения складывающихся у него образов. Надо дать ему материал: глину для лепки, карандаши и бумагу, всякий материал для построек, научить, как обращаться с этим материалом. Материальное выражение сложившихся образов служит прекрасным средством проверки и обогащения их. Надо всячески поощрять детское творчество, в какой бы форме оно не выразилось . На занятиях рисованием, аппликацией, лепкой дошкольники учатся бережно относиться к художественным материалам, у них формируются навыки культуры трудовой деятельности: планирование будущего рисунка, самоконтроль за своими действиями в процессе выполнения работы. Стремление детей достичь качественных результатов говорит об их настойчивости, способности к преодолению трудностей . Работу по развитию творческих способностей можно проводить, ориентируясь на запросы родителей и интересы воспитанников, создавать в группе благоприятные условия для развития творчества детей в продуктивной деятельности.

В качестве эффективного средства, стимулирующего детей к проявлению творчества и фантазии, можно использовать лепку из солёного теста. В процессе работы с солёным тестом развиваются сенсорные представления, воображение, пространственное мышление, ручная умелость, мелкая моторика, синхронизируется работа обеих рук. При создании продуктов творчества у детей формируется умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить изменения в первоначальный замысел. Лепка из солёного теста (тестопластика) является «одним из самых осязаемых видов художественного творчества, в котором ребёнок видит не только продукт своего труда, но может его обследовать и видоизменить по мере необходимости. Тестопластика даёт ребёнку возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространстве пластических образов» .

Соленое тесто имеет древнюю историю. Первоначально изделия из него имели культовое значение: из них делали фигурки божеств, изображения животных для жертвоприношений, обереги. У славян считалось, например, что фигурки животных, вылепленные из теста, принесут в дом богатство и изобилие, их лепили в надежде на увеличение поголовья скота. В язычестве со временем приношение в жертву животных было заменено приношением таких фигурок, в том числе и из теста. У индейцев Южной Америки фигурки из теста было принято класть в могилу: они должны были служить покойному проводниками в потустороннем мире. Эта традиция по сей день имеет продолжение: в маленьком городке Кальдерон в Эквадоре и сегодня делают фигурки. Но теперь из теста лепятся и сувениры, известные на весь мир и очень популярные у туристов, и рамки для фотографий и зеркал и тд.

Когда на смену язычеству пришло христианство, соленое тесто не было забыто. В Европе (и Западной, и Восточной) венки и фигурки из соленого теста были атрибутами религиозных праздников. В бедных семьях из теста лепили елочные игрушки и фигурки для Вертепа – небольшого макета изображающего сцены Рождества в Вифлееме. Из теста издавна делали для детей кукол, которые также исполняли роль оберегов.

В Китае и сегодня лепят яркие фигурки из рисового теста. Мастерицы сидят прямо на улице и создают свои маленькие шедевры на глазах у прохожих.

В наши дни поделки из соленого теста носят чисто декоративный характер. Но от того не менее популярны. Можно сказать, что сейчас они популярны более чем когда-либо. Множество замечательных художников работают в этой технике, радуя нас своими произведениями. Но работа с тестом – удел не только профессионалов. Это занятие благодаря своей увлекательности и доступности интересно и для детей и для взрослых. Занятия по лепке из соленого теста проводятся в детских садах, школах, кружках. Родители занимаются лепкой вместе с детьми. Существуют многочисленные мастер - классы для взрослых, которые тоже с удовольствием как делают поделки из соленого теста, так и принимают их в подарок .

Остановимся на вопросах организации занятий тестопластикой в детском саду в материалах следующего параграфа.

Список использованной литературы

1. Антипова М.А., Рубцова Е.С., Соленое тесто. Украшение и подарки ручной работы. – Ростов н/Д: Владис, 2010. – 640с.

2. Косминская В.Б. и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов / В.Б.Косминская, Е.И.Васильева, Н.Б.Халезова и др. –– М.: Просвещение, 1977. - 253с.

3. Методика обучения изобразительной деятельности и конструир./Под редакцией Т.С.Комаровой - М.: Просвещение, 1991.- 251с

4. Пищикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике.- М.: 2006.

5. Сластенин В. А. Психолого-педагогический практикум. М.: Издательство: Академия, 2006. – 224с.

6. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. 5е изд., стереотип. М.: Изд. центр «Академия», 2001.- 336 с.

7. Художественное творчество и ребенок. Под ред. Н.А.Ветлугиной. - М.: Просвещение, 2004. - 229 с.

8. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. М.: 2003.- 160 с.


Ум ребенка - на кончиках его пальцев.

В. И. Сухомлинский.

Анализ ситуации.

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики в современном образовании. Начинать развитие творческих способностей нужно с самого раннего возраста.

В дошкольных учреждениях с целью обучения детей традиционно проводятся занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим, развитию движений, музыкальные занятия, дидактические игры по сенсорному развитию, занятия по конструктивной и изобразительной деятельности.

В разных видах изобразительной деятельности воспитатель решает конкретные задачи, обусловленные возрастными особенностями детей 3-4 лет. Для развития детского творчества и овладения изобразительной деятельностью необходимо учитывать интересы детей, использовать разнообразные темы занятий и формы организации (индивидуальные и коллективные работы).

Период от 3-до 7 лет принято называть периодом дошкольного детства. Он связан с изменением условий развития ребенка, его взаимоотношений со взрослыми. Изменяются отношения и со сверстниками. Дети впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Для детей дошкольного возраста характерна потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых. В этом же возрасте ребенок овладевает и техникой рисования, лепки, конструирования, аппликации.

Учеными доказано, что чем больше мастерства в детской руке, чем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы. Это означает, что развитие руки находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышления дошкольника.

Занятия по художественному творчеству:

Способствуют развитию мелкой моторики малыша,

Позволяют развивать воображения, координацию рук, память, творческие и умственные способности, интеллект,

Дают ребёнку возможность получить дополнительные знания и практические навыки, расширяя одновременно свой кругозор,

Повышают уровень развития речи, усидчивость, внимание, выдержку,

Проявлять индивидуальность.

Актуальность .

Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и ставит перед системой образования основную цель воспитания у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества. Не для кого не секрет, что на занятиях по продуктивным видам деятельности, дети стараются скопировать образец, не стремятся внести в свою работу новшество, отличительную особенность, в общим дети не стремятся проявлять творчество. Мы должны воспитывать у наших детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию, т.е. качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей. Формирование творческой личности - одно из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве. Важный путь педагогического процесса, создающего эмоционально благоприятную обстановку для каждого ребенка и обеспечивающего его духовное развитие - формирование художественно - творческих способностей у всех детей, воспитывающихся в дошкольных учреждениях.

Наиболее сложный и наименее разработанный вид деятельности - это творчество. Известно, что детское творчество - явление уникальное. В творческой деятельности взрослых принимают участие ум, (знания, мышление, воображение), характер (смелость, настойчивость), чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью). Эти же стороны личности мы должны воспитывать у ребенка для того, чтобы успешно развивать в нем творчество. Обогатить ум ребенка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями - значит дать обильную пищу для творчества детей. Научить их внимательно присматриваться, быть наблюдательными - значит сделать их представления ясными, более полными. Это поможет детям ярче воспроизводить в своем творчестве виденное ими.

Формирование творческих способностей ребенка обусловлено не только условиями его жизни и воспитания в семье, но и специальными занятиями, организуемыми в дошкольных учреждениях. Рисование, лепка, аппликация — одни из самых любимых видов деятельности, доставляющих удовольствие для ребенка.

Поэтому я организовала кружок: «Озорные пальчики»

Цель : развитие художественно-творческих способностей детей.

Задачи:

1. Сформировать у детей интерес к видам художественного творчества.

2. Помочь детям овладеть приёмами и техниками художественного творчества.

3. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.

4. Развивать познавательную активность, нестандартное мышление, воображение, креативность.

5. Развивать мелкую моторику рук.

6. Воспитывать аккуратность при выполнении работ, умение доводить начатое дело до конца, помогать своим товарищам.

Гипотеза.

Развитие художественного творчества будет успешным если:

Будет создана соответствующая развивающая предметно-пространственная среда.

У ребёнка будет развиваться познавательная активность, мышление, воображение, способность обобщать и анализировать.

Сотрудничество ДОУ и родителей будет активным и продуктивным.

Участники проекта : дети 2 младшей группы №15, воспитатели, родители.

Тип проекта: художественно - эстетический, познавательный, групповой.

Продолжительность проекта : долгосрочный с октября по май 2014-2015 учебный год.

Направления работы.

1. Развитие творческих способностей

2. Развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация)

3. Художественно-эстетическое развитие

4. Познавательное развитие

Основные методы и приемы работы:

рассматривание рисунков, иллюстраций, фотографий,

наблюдения, экскурсии, беседы об увиденном;

чтение художественных произведений,

игры (дидактические, подвижные)

Здоровье развивающие технологии:

пальчиковая гимнастика,

гимнастика для глаз,

дыхательная гимнастика,

артикуляционная гимнастика,

динамические паузы

Ожидаемые результаты:

У детей сформируется интерес к видам художественного творчества.

Ребёнок овладеет приёмами и техниками художественного творчества

Разовьются познавательная активность, нестандартное мышление, воображение, креативность.

У детей будет развита мелкая моторика рук.

Ребёнок научится аккуратно выполнять работы, доводить задуманное до конца.

Инструменты и материалы:

Цветная бумага, цветной картон, салфетки

Клей ПВА, клей-карандаш

Гуашевые краски

Восковые мелки

Кисточка

Ватные палочки, поролон

Пластилин

Трафареты, шаблоны

Используемые техники:

Рисование ладошкой, пальчиком.

Рисование ватными палочками, поролоновой кистью.

Волшебный рисунок (восковые карандаши)

Оттиск смятой бумагой, пробкой.

Рисование с использованием трафарета.

Аппликация из готовых форм.

Скатывание бумаги (аппликация салфетками)

Аппликация из ваты, ватных дисков.

Аппликация из пластилиновых шариков, жгутиков.

Пластилинография (размазывание пластилина)

Этапы реализации:

1. Поиск, изучение и обработка информации (организационный этап)

2. Диагностический этап

3. Работа над проектом (основной этап)

4. Оценка результатов (аналитический этап)

5. Заключительный этап

План реализации проекта

Система мероприятий

Задачи

Способы реализации

1 этап - организационный

Подготовительные мероприятия

1. Опрос родителей на предмет организации дополнительного образования.

2. Обработка полученных результатов личных наблюдений.

3. Постановка проблемы.

4. Составление плана.

5. Организация кружка «Озорные пальчики»

2 этап - основной

Аппликация

Знакомить детей с правилами наклеивания деталей для получения плоской аппликации

«Осеннее деревце»

«Цветы для мамочки»

«Снеговик» (1)

«Аквариум с рыбками»

Знакомить детей с правилами наклеивания деталей для получения объемной аппликации

«Елочка»

«Снеговик» (2) «Сюрприз для мамы»

Познакомить с аппликацией из резаных ниток, ваты

«Цыпленок»

«Ягода - малина»

«Лошадка»

«Овечка»

Закреплять знания детей о правилах наклеивания геометрических фигур

«Котенок»

«Собачка»

«Ежик по лесу идет»

Формировать умение составлять композицию из бумажных комочков

«Наливное яблочко»

«Воздушный шарик»

«Клен»

Рисование

Познакомить с техникой пальчикового рисования и рисование ладошкой.

«Рябинка»

«Котенок»

«Утенок»

«Цветочек»

Познакомить с техникой рисования тычком (ватной палочкой), комочком бумаги

«Лошадка»

«Мишка»

«Деревья в снегу» «Божья коровка»

Познакомить с техникой - оттиск пробкой.

«Шарики»

«Цыплята»

«Одуванчик»

Познакомить с техникой рисования восковыми мелками

«Ежик»

«Любимая игрушка» «Воздушный шарик»

Лепка

Закреплять знания детей о приеме скатывания комочков, учить соотносить цвет пластилина с цветом ягод

«Обед для птичек»

«Мухомор»

«Жираф»

«Золотая рыбка»

Знакомить с техникой выполнения аппликации из пластилина приемом размазывания

«Яблочки»

«Птичка»

Знакомить детей с техникой выполнения картинки из пластилиновых жгутиков

«Солнышко»

«Ежик»

Работа с детьми

1. Игры-занятия в кружке «Озорные пальчики»

2. Дидактические и развивающие игры

3. Эксперименты с красками

«Волшебная поляна» «Азбука цвета» «Разноцветные лепестки» и др.

«Подкрасим воду» «Разноцветные льдинки»

Выставка детского творчества

Поделки из пластилина

«Корзинка с яблоками»

«Дружба зверей»

Рисунки

«Зимушка- зима»

«Моя любимая игрушка»

Аппликации

«Осенняя пора»

«Угощение для друзей»

Изготовление поделок на праздники:

Новый год

Работа с родителями

Выявление запросов родителей по организации учебно-воспитательной работы с детьми.

Обогащение родительского опыта по развитию творческих способностей детей.

Опрос

Беседы

Консультации

3 этап заключительный

Изготовление папки с детскими работами.

Проведение консультации для родителей.

Выставка детских работ.

Разработка памятки для родителей.

Анализ выбора детьми вида деятельности.

Общие результаты мониторинга развития художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.

Количество детей: 25 человек

Перед началом и в конце реализации проекта провела наблюдение за отношением детей к творческой деятельности. Я наблюдала за тем, какому виду деятельности отдаёт предпочтение ребёнок в самостоятельной деятельности: творческая деятельность, игровой уголок.

Анализ выбора детьми вида деятельности

Выводы : Без развития творческих способностей невозможно интеллектуальное развитие ребенка. Они связаны между собой и активизируют деятельность друг друга. Поэтому можно сказать, чем больше ребенок умеет делать руками, тем он умнее.

Опыт проведения кружковой работы с использованием разных видов деятельности показал, что они:

помогают многогранному, всестороннему развитию детей

развивают творческое воображение ребенка, способствует развитию мускулатуры руки, координации

тесно связаны с сенсорным воспитанием (формирование представлений о предметах требует усвоение знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положение в пространстве)

сочетается умственная и физическая активность, для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо совершать трудовые действия, овладеть определенными умениями

успешно реализуется интегрированный подход, занятия позволяют снять перенапряжения, страхи детей.

Список литературы:

1. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. А. С. Галанов, С. Н. Корнилов, С.Л. Куликова.

2. Занятия по ИЗО деятельности в детском саду. Т. С. Комарова.

3. Швайко Т. С. Занятия по ИЗО деятельности.

4. Богатеева З. А. Занятия аппликацией в детском саду.

5. Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду.

6. Парамонова Л. А. Детское творческое конструирование. М, 1999г

7. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. М, 2005г.

8. Тюфанова И. В. Мастерская юных художников, 2002 г

9. Художественное творчество в д/с. Под ред. Ветлугиной, 1974г

галина морозова
Развитие художественно творческих способностей в продуктивной деятельности

Развитие художественно- творческих способностей в продуктивной деятельности детей .

«Творчество , - пишет психолог В. В. Давыдов, - является уделом всех, … оно обязательно должно являться нормальным и постоянным спутником детского развития ».

Что представляют собой творчество ? Многие психологи давали свои определения творчества , но все определения сводились к тому, что они есть деятельность человека , которая создает нечто новое, оригинальное.

Творчество - психологически сложный процесс, существующий как синтез познавательной, эмоциональной и волевой сфер человеческого сознания. Чтобы успешно развивать творчество воспитателю необходимо создавать в работе с детьми благоприятную эмоциональную атмосферу, атмосферу сотрудничества, позволяющую нашим детям раскрепоститься. Творчество даёт переживание своей целостности. Оно отражает его внутренний мир, его стремления, желания, переживания. В момент творчества человек наиболее полно и глубоко переживает себя как личность, осознаёт свою индивидуальность.

Во многих исследованиях (Ветлугина, Асафьева) доказывается эффективность использования механизмов художественно - творческой деятельности как средства самореализации личности, подтверждается, что в силу активации творческих способностей улучшается и психо - эмоциональное состояние ребёнка. Каждый ребёнок с рождения наделён способностями и задатками , стремлением к самореализации. А самореализация - одна из основных потребностей. Проблема развития художественно- творческих способностей в дошкольной педагогике актуальна была всегда и особенно обострилась в современном мире. В реалиях современного мира и очень часто встречаемых стрессовых ситуаций у детей, а также их закомпъютеризованности, сформирование творческой личности , развитие художественно- творческих способностей - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективным средством достижения этого является достижение этой цели через продуктивную деятельность .

Какова же цель педагога в этом направлении?

ЦЕЛЬ педагога : создание ситуации, стимулирующей активность детей, побуждающей их к развитию продуктивной деятельности и творческих способностей .

Что же такое продуктивная деятельность ?

Продуктивная деятельность – это специфическое образное познание действительности и как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания детей. Удовлетворение потребности детей в самовыражении через развитие продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, художественный труд , конструирование).

Именно через связь продуктивной деятельности с художественным направлением ребёнок наиболее полно познаёт окружающий мир, наиболее полно задействованы глаза, руки, мысли, чувства, у каждого свои, ни на кого ни похожие, что придаёт работе отпечаток яркой индивидуальности и позволяет познать себя.

В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства : радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное : создавая изображение или какую-то поделку, ребенок приобретает различные знания : уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать. Через продуктивную деятельность мы решаем следующие задачи : формируем эмоциональное отношение к предметам эстетического характера,создаём эмоционально - положительное настроение; развивается эстетическое восприятие, образное мышление (анализ, синтез, умение сравнивать, воображение, мелкая моторика рук; воспитывать самостоятельность, интеллектуальные способности (активизируем словарь, коммуникативные навыки, эмпатию, эстетический вкус, развиваем интерес к продуктивной деятельности и формируем восприятие предметного мира и моделирование в ёё различных видах; воспитываем умение действовать совместно.

Эти задачи творческого развития дошкольников через продуктивную деятельность можно представить двумя группами. Первая группа задач направлена на формирование творческого отношения детей к окружающему. Предусматривается следующее : мы развиваем умения видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитываем художественный вкус , потребность в познании прекрасного. Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств : обучение детей рисованию, лепке, конструированию; развитие словесного творчества . Каждой группе задач творческого развития соответствуют свои методы.

Методами для решения первой группы задач являются показ, наблюдение, объяснение, анализ, пример взрослого. Вторая группа задач связана с формированием навыков художественной деятельности . Для решения этих задач требуются практические методы : показ, объяснение, упражнение, метод поисковых ситуаций. Полезны творческие задания . Мы используем их и при обучении детей. Это очень эффективный педагогический прием, так как он всегда вызывает у детей положительный эмоциональный интерес.

На какие два вида можно разделить продуктивную деятельность ?

Продуктивные виды деятельности дошкольника включают изобразительную и конструктивную. Они, как и игра, имеют моделирующий характер. В игре ребенок создает модель отношений между взрослыми. Продуктивная деятельность , моделируя предметы окружающего мира, приводит к созданию реального продукта , в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объемном изображении.

Что включает в себя изобразительная деятельность - рисование , лепка, аппликация.

Рисование - одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности . Тематика рисунков может быть разнообразной.

Овладевая приемами композиций, дети полнее и богаче начинают отображать свои замыслы в сюжетных работах. Одно из любимых направлений детей - это нетрадиционные виды рисования : пальчиковая живопись, ватные палочки, зубные щётки, трубочки, поролон, листья и многое другое. Всё это будит фантазию, развивает воображение , улучшает эмоциональное состояние наших детей.

Своеобразие лепки как одного из видов продуктивной деятельности заключается в объемном способе изображения . Дошкольникам доступно овладение приемами работы с мягкими пластическими материалами, легко поддающимися воздействию руки - глина, пластилин, солёное тесто.

В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми и сложными формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезывают и наклеивают. Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения, так как в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета.

Конструирование из различных материалов больше других видов изобразительной деятельности связано с игрой . Игра часто сопровождает процесс конструирования, а выполненные детьми поделки обычно используются в играх.

В детском саду применяются такие виды конструирования : из строительного материала, наборов конструкторов, бумаги, природного и других материалов.

Основополагающим моментом в конструировании выступает аналитико-синтетическая деятельность по обследованию предметов. Она дает возможность установить структуру объекта и его частей, учесть логику их соединения. Так, башня, имеющая слишком узкое основание, рушится.

Часто происходит на наших занятиях сочетание разнообразных видов деятельности : рисование с аппликацией или конструированием, частое использование бросовых материалов. Обязательно стараемся выполнять коллективные работы, которые необходимы для умения детей проговаривать свои действия, уметь договариваться, делиться какой то деталью, оказать помощь.

В группе мы создаём необходимую развивающую среду , обогащаем изоуголки материалами для использования в свободной деятельности . и конечно, контролируем, напоминаем, оказываем помощь при использовании той или иной нетрадиционной техники изображения, при подготовке рабочего места для занятия. Очень важно поощрять деятельность детей .

Какие способы и приемы использую в своей работе : Проектная деятельность (например цикл посвящённый Сергею Есенину и как итог создание книги "Мой Есенин", игровые приемы, наблюдение детьми за процессом создания объекта, использование образцов воспитателя, игровые упражнения, экспериментирование и опыт, рассматривание иллюстраций, экскурсии, наблюдение, художественное слово , рассказ.

Важное условие развития художественно- творческих способностей в продуктивной деятельности - накопление впечатлений от восприятия искусства, которое является его источником. Другое условие детского творчества - накопление опыта исполнительства. В импровизациях ребенок эмоционально, непосредственно применяет все то, что усвоил в процессе обучения. В свою очередь обучение обогащается творческими проявлениями детей , принимает развивающий характер . Детское творчество , как и детское исполнительство, чаще всего не имеет художественной ценности для окружающих людей. Оно важно для самого ребенка. Критериями его успешности является не художественная ценность художественного образа , созданного ребенком, а наличие эмоционального содержания, выразительности самого образа и его воплощения, вариативности, оригинальности. хочется закончить словами Рубинштейна ]. «, - писал Л. С. Рубинштейн, - совершается по спирали : реализация возможностей, которые представляет способность данного уровня , открывает новые возможности для развития способностей более высокого уровня».

Литература :

1. Богоявленская Д. Б. О предмете и методе исследования творческих способностей // Психологический журнал. 1995, №5, с. 49-58. 2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте . М., 1991. 3. Мышева. Т. П. Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста //Детский сад от А до Я №1. 2011. 3. Файзуллаева Е. Д. Творческий стиль освоения среды. //Детский сад : теория и практика. № 7/2013. 4. Гуляева О. И. Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста. опубликовано |v международная практическая конференция "Педагогический опыт : теория, методика, практика". 25.02.2016воспитатель МБДОУ Д/С №36 «Кэрэчээн» Саха /Якутия/ Респ//интернет ресурс Интерактивплюс. 5. сайт www.сайт 6. Сергеева Г. Ю. Развитие творческих способностей дошкольников в процессе ознакомления с природой. //журнал Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук №3. июнь. 2016.

Развитие художественнотворческих способностей у
дошкольников через внедрение
продуктивных видов детской
деятельности

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их
пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити –
ручейки, которые питают источник творческой мысли.
Другими словами, чем больше мастерства в детской руке,
тем умнее ребенок»
В. А.Сухомлинский.

АКТУАЛЬНОСТЬ
Детское
творчество
является
актуальной
проблемой
развития
процесса деятельности, создающего
качественно-новые материальные и
духовные ценности или является
итогом создания субъективно нового.
Уникальность
его
результата
сформировать в ребенке качества
творца, а не потребителя.

Цель
Раскрытие интеллектуального,
творческого и нравственного
потенциала в творческой
деятельности, которая
понимается как средство
индивидуального опыта и навыков
детей, полученных ими в разных
видах деятельности

З
а
д
а
ч
и
Формировать эмоциональное отношение
к предметам эстетического характера
Развивать
эстетическое восприятие
образное мышление
воображение
мелкую моторику рук
Воспитывать самостоятельность

Объект
Процесс формирования творческих
способностей у детей дошкольного
возраста
Предмет
Виды продуктивной деятельности
Гипотеза
Если процесс работы по продуктивным
видам деятельности будет
осуществляться в системе различных
форм организованной деятельности, то
развитие детского творчества будет
эффективнее.

Новизна
В
условиях
модернизации
системы
дошкольного
образования одним из ведущих направлений является
индивидуальное творческое развитие ребенка. На
сегодняшний день, это ещё и освоение Федерального
государственного
образовательного
стандарта
дошкольного образования, который направлен на решение
такой задачи, как создание благоприятных условий для
развития детей в соответствии с их индивидуальными
особенностями и склонностями, развитие способностей и
творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта
отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и
миром.

Ожидаемый результат.
Развитие в процессе продуктивных видов
деятельности творчества, инициативы,
самостоятельности.
Формирование способности к самообучению,
саморазвитию и самовыражению.
Активное усвоение навыков и умение
художественного восприятия и исполнения.
Повышение уровня подготовки к школе.

Рассматривание
иллюстраций
Наблюдение
Экскурсии
Методы
Показ приема
Беседа
Рассказ
Использование
образцов воспитателя
Художественное
слово

Формы работы
Занятия
Выставки работ детей
Игра

Работа с родителями
Папки-передвижки
Консультации
Выставки с участием
родителей
Родительские собрания
Развлечения
Изготовление поделок

Продуктивные виды деятельности
Рисование
Лепка
Аппликация
Конструирование

Рисование
В традиционной технике
В нетрадиционной технике
гуашью
кляксография
акварелью
тычкование
цветными карандашами
монотипия
восковыми мелками
рисование с помощью свечки
мелом
оттиск