Странные привычки у маленьких детей: когда стоит беспокоиться, а когда – нет? Вредные привычки у детей Ребёнок бьётся головой о стены

Дурные привычки

У млекопитающих привычка вылизываться и поедать отходы жизнедеятельности продиктована безопасностью, а про штаны они и слыхом не слыхивали. У детей их тело и все с ним связанное продуцирует здоровое любопытство - до тех пор, пока взрослые не объяснят им, что козявки из носа и ковыряние пальцем в отверстиях тела это «фу!» и ужас как нехорошо. Родителей можно понять - определенные вещи неприглядны, вызывают брезгливость и отторжение. Редкая мама сохранит выдержку, видя, что малыш грызет ногти или изучает содержимое памперса. Что же делать?

Воспользуйтесь советом Карлсона «Спокойствие, только спокойствие». Ограничивая естественный интерес к телу, можно нанести ребенку психологическую травму, спровоцировать комплексы и даже повредить развитию, зафиксировав представление о «грязном», связанное с половыми органами, обеспечив психологически обусловленные запоры или энурез. Если интерес к экскрементам, интимным местам и другим неприятным вещам - разовое явление, достаточно объяснить малышу, что так вести себя на людях не принято. Ни в коем случае не следует бить по рукам или привязывать руки, мазать пальцы горчицей, как поступали наши бабушки, громко ругать малыша и стыдить его - сильные эмоции только закрепят неприятную модель поведения. Лучше всего незаметно отвлечь ребенка, перевести его внимание на более интересное занятие.

Сигнал «SOS»

Начинать тревожиться следует, когда неприятная привычка становится навязчивой, ребенок не в состоянии отказаться от нее, невзирая на запреты и предупреждения. Сосание пальцев и обгрызенные ногти - следствие сосательного рефлекса, скорее всего малышу не хватило материнской груди . Ковыряние в носу, кручение волос, кивание головой, раскачивание и т.д. - способы отвлечься, успокоиться в стрессовой ситуации или перед сном. Мастурбация утешает и расслабляет ребенка, обеспечивает приятные ощущения, которых, скорее всего, недостаточно. Поедание глины, угля и других несъедобных вещей свидетельствует о тяжелом авитаминозе . У двух-трехлетнего карапуза, которому не хватает внимания, общения и тактильных контактов может сформироваться вполне взрослый невроз.

Прежде чем начать борьбу с вредной привычкой, родителям следует уяснить - маленький ребенок грызет ногти или ест землю отнюдь не затем, чтобы досадить папе с мамой. Таких детей бесполезно перевоспитывать, как больного с манией чистоты невозможно отучить постоянно мыть руки. Малышу необходим психологический комфорт, ликвидация раздражителя, провоцирующего стресс и безопасная доверительная обстановка. Не заостряйте внимание на проблеме, лечите ее обходными путями.

Детская мастурбация может быть спровоцирована тесным бельем, опрелостями, воспалением или даже глистами (острицы вызывают зуд и раздражение) - проверьте это. Если очевидно, что ребенку не хватает внимания и телесного контакта - постарайтесь больше общаться с ним, чаще брать на руки, гладить, тискать, бороться, делать массаж, щекотать пятки. Подвесьте в кроватку игрушки, которые малыш сможет теребить перед сном, положите мягкое приятное на ощупь одеяло, плюшевого мишку или зайца. И постарайтесь обеспечить достаточно позитивных ощущений - от вкусной еды, контакта с домашними животными , теплых ванн с пеной.

Сосательный рефлекс лучше удовлетворять в младенчестве, чтобы малыш потом не переключился на сигареты . Если ребенок сосет пальцы или грызет ногти, пусть у него под рукой всегда будут более подходящие вещи для грызения или сосания - леденцы, сухарики, хлебные палочки. Переключайте ребенка на дозволенное поведение - и все будет хорошо .

Если малыш раскачивается перед сном - значит, его надо укачивать, в люльке, коляске или гамаке, колыбельной песней напоминая, что мама рядом. Если он крутит волосы, дергает себя за ухо или нос - подарите ему четки или шарики для верчения, пусть «выпускает стресс» приемлемым образом.

Следите, чтобы дети с навязчивыми привычками достаточно спали и много двигались, не сидели у телевизора или компьютера более получаса в день, не плакали слишком долго, не подвергались физическим наказаниям, не были свидетелями родительских «разборок», не посещали тяжелобольных родственников или кладбища . Сильный стресс и нервное истощение могут усугубить проблему. Чаще хвалите малышей, разговаривайте с ними.

Иногда негативное поведение у ребенка осознано - даже трехлетка может понять, что маме сильно не нравится, когда он ковыряет в носу или показывает попу на улице. От невроза такое поведение отличается именно умением контролировать себя - маленький шалун точно знает, что с папой или воспитателем не забалуешь. Ребенок провоцирует маму или бабушку, чтобы добиться внимания - хотя бы и негативного. Способ лечения прост - обеспечивать больше позитивного внимания и полностью игнорировать пакости маленького негодника, как бы неприятны они ни были.

Если дурные привычки у ребенка множатся, сочетаясь со скачками настроения, проблемами с речью, безудержной фантазией, гиперактивностью , агрессией или нежеланием общаться со сверстниками - лучше проконсультироваться у психиатра, это может быть началом душевного заболевания.

Чаще всего дети прибегают к таким постоянно повторяющимся действиям во время напряжения, безделья утомления или скуки. Многие привычки начинают проявляться еще в дошкольном возрасте и сохраняются по мере того, как ребенок достигает школьного возраста, либо же они повторяются вновь через некоторое время. Очень часто дети не осознают своего поведения, поэтому явно не используют эти привычки для того, чтобы проявить непослушание.
Причины проявления таких привычек до сих пор неизвестны. Природа их возникновения наводит на мысль о том, что такие привычки служат успокаивающим процессом для головного мозга. Интересен тот факт, что даже во взрослом возрасте многие люди прибегают к некоторым из таких успокаивающих способов во время стрессовых ситуаций: они грызут кончик карандаша или ногти, оттягивают мочку уха, накручивают волосы на палец.

Появление привычек у детей

Некоторые успокаивающие привычки - например сосание большого пальца и покачивания тела -начинают проявляться в младенческом возрасте и к среднему подростковому возрасту постепенно исчезают. В среднем подростковом возрасте многие дети с привычкой сосать большой палец ограничиваются ею только у себя дома перед сном, во время просмотра телевизора или в периоды сильного расстройства. Зачастую такое поведение сопровождается и другими привычками ранних лет, например сворачиваться калачиком под одеялом.

По мере взросления ребенка, развития его самообладания и понимания самого себя привычка сосать большой палец, как правило, исчезает - чаще всего это происходит к 6-8 годам. Помимо этого при увеличении давления со стороны сверстников дети стараются усилить контроль за своим поведением.
Таким же образом для небольшого числа детей среднего подросткового возраста нормальным поведением является укачивание себя перед сном. Они могут сворачиваться калачиком и раскачиваться с такой силой, что кровать начинает шататься из стороны в сторону и даже стукаться о стены - до тех пор, пока ребенок не заснет. Некоторые дети качают головой вперед и назад, время от времени ударяясь о стену.

Распространенные детские привычки

Вот некоторые наиболее распространенные успокаивающие привычки, проявляющиеся в среднем подростковом возрасте, которые вызывают беспокойство родителей:

  • сосать большой палец;
  • раскачиваться;
  • биться головой;
  • грызть ногти;
  • отрывать кутикулу;
  • накручивать на палец волосы;
  • мастурбировать.

Другие дети раскачиваются, сидя на стуле. У родителей такие странные привычки вызывают сильное беспокойство, но дети могут проявлять их каждый вечер перед тем как спокойно отойти ко сну. Ритмичные движения необходимы им для того, чтобы успокоить центральную нервную систему в период перехода от бодрствования ко сну.
Детские привычки грызть ногти, отрывать кутикулу, накручивать на палец волосы и ковырять в носу также встречаются довольно часто (и действуют не менее раздражающе), появляясь в возрасте от 3 до 6 лет. Такое поведение может сохраняться и в среднем подростковое возрасте, а возможно, и позже. Как и другие успокаивающие привычки, такие проявления являются редуцирующими агентами, «бесполезной тратой времени», и неподвластны осознанию или пониманию ребенком происходящего.
Периодичность проявления этих привычек может ослабевать и вновь набирать силу, и часто это происходит без очевидной причины и вне зависимости от вмешательства родителей. Некоторые наблюдатели отметили, что ребенок, который грызет ногти Или отрывает кутикулы, зачастую делает- это до появления крови или проявления сильной боли; возможно, это естественное следствие и служит основной причиной окончательного исчезновения привычки. В любом случае такие привычки чаще всего со временем проходят.

Как избавиться от навязчивых привычек подростков

Первый шаг к умению справляться с успокаивающе-навязчивыми привычками вашего ребенка - простое игнорирование их. Чаще всего они сами проходят со временем. Если вы привлекаете к ним внимание используя резкие слова, осмеивая или применяя наказания, внутреннее напряжение и осознание того, что привычка должна исчезнуть, увеличиваются, а проявление привычки при этом усиливается. Наказание не является эффективным способом искоренения таких привычек.
Но и игнорирование их для большинства родителей может представлять трудность. Кроме того, если у матери или отца привычка ребенка вызывает раздражение или огорчение, игнорирование не способствует исчезновению этих чувств. Старайтесь сдерживать свои негативные комментарии и дождаться, пока привычка не пройдет сама собой.
Если ваш ребенок сосет большой палец или грызет ногти, он может сам захотеть избавиться от привычки и поэтому поддерживать ваши желания собственными стараниями. Попробуйте использовать следующие методики.

  • Если вы заметите, что у ребенка не проявляются признаки успокаивающей привычки на протяжении длительного времени, вознаградите его заранее оговоренным способом.
  • Применяйте средства, находящиеся в свободном доступе, такие как составы с горьким вкусом, которые можно наносить на пальцы рук или кутикулы, чтобы они служили напоминанием для ребенка, когда он начнет грызть или сосать большой палец. У такого подхода относительно низкий уровень успеха, но он достаточно простой и при совместных с ребенком стараниях может оказаться эффективным методом. Узнайте про такие средства у фармацевта.
  • Положительное подкрепление является наиболее эффективным способом изменения поведения. Подчеркивайте и вознаграждайте новое поведение, которое вам хотелось бы видеть. Помощь могут оказать схемы со звездочками и система ежедневных вознаграждений.

Изменить привычки можно за неделю
Почти любую привычку можно изменить за одну неделю, если только все взрослые будут последовательны и не забудут подбадривать и хвалить ребенка. Вы хотите, чтобы малыш перестал кусаться или научился спать всю ночь в отдельной кровати? Скорее всего недели на это окажется достаточно - при условии, что вы проявите настойчивость.

  • Будьте последовательны. Все взрослые в доме должны придерживаться одних и тех же правил.
  • Расскажите сказку или прочитайте книжку о том, как герой преодолел вредную привычку.
  • Используйте награды и поощрения - хвалите ребенка, когда он поступает правильно, обнимайте и целуйте его, вручайте специальные наклейки или значки.
  • Вовремя предотвращайте конфликты: если предчувствуете спор или ссору, измените планы.
  • Немедленная реакция. Тот или иной поступок ребенка должен иметь соответствующие последствия (хорошие или плохие).
  • Не обращайте внимания - не стоит тратить силы и нервы из-за незначительных или случайных проступков.
  • Не все сразу. Сосредоточьтесь на одной привычке, которую хотите изменить.
  • Подавайте пример. Ребенок смотрит на вас и берет ваши поступки за образец. Станьте примером достойного поведения, уважения и любви к окружающим.

Привычка - это поведение, образ действий, склонность, ставшие для ребенка в жизни обычными и постоянными. Однако с привычками не рождаются. Они очень быстро формируются у детей под влиянием воспитания и условий жизни. Это относится и к полезным, и к вредным привычкам. Вредные возникают тогда, когда отсутствует целенаправленное, систематическое воспитание полезных навыков. Важно отучить от нежелательных привычек, пока они. не стали частью личности ребенка и причиной нелестных ярлыков.

Как отказаться от вредных привычек
Вот основные шаги в этом процессе.

Если привычка становится проблемой . Нужно ли отказываться от той или иной вредной привычки? Должны ли вы вмешаться или просто посмеяться над действиями ребенка? Поскольку положительные привычки выработать у ребенка намного легче, чем отучить от вредных, этим необходимо заниматься с первых лет жизни. Привычка может быть для ребенка способом расслабиться. Особенно это относится к нервным, легковозбудимым детям. Если вы отбираете безопасный способ снятия напряжения, его место может занять другой, менее желательный. Общее правило: если привычка беспокоит ребенка (сосание пальца приводит к тому, что палец меняет форму, инфицируется, искривляются зубы), вызывает насмешки окружающих или приводит к социальной изоляции, пришло время вмешаться. Вот как это делается.
Определите причину. Какие условия заставляют ребенка дергаться, кусать ногти, дергать себя за волосы, ковырять в носу или скрипеть зубами? Ему скучно, он устал, сердит, возбужден? Заведите дневник привычек, и, насколько это возможно, корректируйте окружающую среду ребенка, чтобы ликвидировать причину. Если появление вредной привычки связано со сменой воспитателя, вероятно, стоит задуматься о его замене. Если шестилетний ребенок сосет палец, когда смотрит телевизор, возможно, вам нужно переключить его внимание, увлечь чем-нибудь интересным (например, предложить прогулку, конструирование, ри^ сование и т. д.).
Конфликтовать или нет? Это серьезная отрицательная привычка, грозящая физическим или социальным вредом ребенку, или незначительная, которую лучше проигнорировать? Привлекая внимание ребенка к мелочам, можно усугубить привычку или превратить ее в большую проблему. Если это все-таки пустяк, обратите внимание на условия, вызывающие эту привычку, а не на нее саму, так вы предотвратите ее перерастание в отрицательную черту характера. Вовлекайте ребенка в процесс самоконтроля над привычкой. Это его действия, и только он может отказаться от них. Узнайте, докучают ли они ребенку и каким образом.
Мотивируйте . Если вы решили, что привычку надо устранять, обсудите это с ребенком и вовлеките его в процесс. Продумайте с ним, как лучше искоренить вредную привычку и как будете сотрудничать на этом пути. Предложение поощрения является стимулирующим фактором. Важно понимать, что вредные привычки возникают тогда, когда отсутствует целенаправленное воспитание полезных навыков.
Семейные привычки. Как маленькие обезьянки видят, так они и делают. Проанализируйте привычки людей, пользующихся авторитетом у ребенка в семье. Вы грызете ногти, кусаете губы, стучите ногами? Мать привела сына на консультацию, потому что он дергался, делал много лишних движений. Изучив семейную историю, мы поняли, что истоки надо искать в семье. Многие члены семьи вели себя точно так же. Это никогда не считалось большой проблемой и рассматривалось как простая причуда. Поскольку мальчика эта привычка не беспокоила и никто не дразнил его, мы решили, что лучше не акцентировать на ней внимание, чем причинять ребенку лишнее беспокойство.
Дайте ребенку расслабиться. Для некоторых людей определенные привычки могут быть средством расслабления или временным отвлечением в стрессовой ситуации. Внимательно посмотрите, как действуют стрессы на жизнь вашего ребенка, постарайтесь уменьшить их влияние, насколько это возможно. Как правило, манеры поведения изменяются или приобретают новые черты после переезда, потери родителя, развода или других серьезных перемен в жизни ребенка.
Предложите замену. Эффективным способом избежать возникновения вредной привычки является предложение альтернативного варианта. Если пальцы ребенка заняты, сжимая мяч, у него не будет возможности сосать их. Научите ребенка немедленно переключаться на безопасную альтернативу, если он оказывается в ситуации, вызывающей вредную привычку, или осознает, что такая ситуация наступает. Например, как только ребенок, имеющий привычку грызть ногти, почувствует, что его руки приближаются ко рту, он должен согнуть пальцы или перебирать ими шарики в кармане. Он может крутить кольцо на пальце или крепко сжимать кулак, а затем расслабляться, тряся рукой. Практически - это альтернативы. Тренировка, тренировка, тренировка: есть желание грызть ногти - сжать пальцы в свернуть кулак или надеть кольцо. Чтобы помочь ребенку запомнить, подберите альтернативе какое-нибудь название, например «замена» или «обход». Спокойно повторяйте ему: «Помни свою замену».

При появлении странностей в поведении многие родители, особенно неопытны,е пугаются, начинают ругать кроху либо водить его по специалистам. Но в большинстве случаев достаточно попросту игнорировать такие малоприятные детские выходки.

Странности как этап детского развития

Нередко встревоженные мамочки делятся своими наблюдениями друг с другом: «Моя дёргает себя за локоны во время приёма пищи», «Мой-то бьётся головкой о пол», «Моя постоянно корчит рожицы», «Мой изо дня в день сосёт пальцы» и т.д.

Приблизительно с 6 месяцев дети приступают к изучению возможностей собственного тела. Отсюда и разнообразные хватания, кручения предметов, повторения мимики родителей, касания половых органов. Нередки случаи, когда дети изучают окружающий мир с помощью своего лба, активно стуча головой по стенам и полу.

Подобные дурные и, скажем прямо, странноватые привычки (с родительской точки зрения) обычно продолжаются недолго, могут сменять друг дружку и проходят бесследно. Многие родители попросту не обращают внимания на такие странности, справедливо считая, что они скоро исчезнут.

Иное дело, если подобные действия не только не проходят, но и учащаются. К примеру, ребёнок сосёт пальчик в строго определённых ситуациях и всё чаще и чаще. К тому же отучить своими силами либо снизить накал привычки не удаётся самостоятельно.

В таком случае может потребоваться консультация эксперта и специализированная поддержка (иногда фармакологическая). Но чтобы это понять, необходимо подробнее рассмотреть популярные детские выходки и оценить их вероятный «урон» для психического здоровья ребёнка.

Самоуспокоение

К трём годам ребятишки нередко совершают повторяющиеся действия лишь с той целью, чтобы успокоиться в ситуации стресса, отдохнуть или немного «встряхнуться». Некоторые движения и привычки могут выглядеть, прямо скажем, пугающе. Рассмотрим эти странности более подробно.

Ребёнок бьётся головой о стены

Подобные действия встречаются довольно часто, причём в подавляющем большинстве случаев они не приводят к каким-либо серьёзным последствиям, поскольку малыш обычно прекрасно осознаёт своё поведение и не причиняет себе вреда.

Помимо самоуспокоения и желания расслабиться перед засыпанием, битьё головкой о твёрдые поверхности может быть вызвано следующими факторами:

  • желание привлечь внимание (кроха, пару раз заметив, что мама остро реагирует на удар головой об стенку, начинает практиковать подобные действия для привлечения внимания либо манипуляции);
  • истерический приступ ( нередко сопровождается агрессивным поведением, при этом негативные эмоции могут быть направлены не на окружающих людей, а на себя);
  • разочарование в чём-то (к примеру, ребёнок, у которого не получилось что-то выполнить, может кричать, стучать головкой об пол либо бить кулаками по затылку);
  • самопознание и восприятие болезненных ощущений (малыш в раннем детстве интересуется своими ощущениями, в том числе и болью, результате чего он может экспериментировать, стуча головой о пол);
  • недомогание (крохи часто бьются лбом по причине гриппа или простуды, прорезывания зубов, высокого ).

Что делать родителям?

Чаще всего все действия заканчиваются максимум синяками, поскольку ребёнок не причиняет себе серьёзного вреда, однако что-то делать всё-таки нужно. Прежде всего, нужно твёрдые поверхности обернуть мягкими тканями, чтобы смягчить удары.

Помимо того, нужно всячески успокаивать малыша, например, купать его с соответствующими ароматическими маслами (при условии отсутствия аллергии), исключить ругань и крики, включать метроном, его ритмичное звучание сможет успокоить ребёнка.

Если ребёнок развивается в нормальном темпе, без каких-либо отклонений, не следует слишком тревожиться. Однако, если данная странность остаётся и после трёх лет, имеются и другие неблагополучные особенности либо кроха наносит себе тяжкий вред, нужно обязательно обратиться за медицинской и/или психологической помощью.

Сосание пальца или одежды

Когда дети вырастают на естественном вскармливании и сосали мамину грудь столько, сколько было нужно, такая малоприятная особенность, как толкание пальчиков в рот, развивается довольно редко. Ну, или такие случаи отличаются эпизодическим характером. Совсем другое дело обстоит с искусственниками.

Однако любой ребёнок может начать сосать палец, если желает таким способом успокоиться. Так он хочет вспомнить о тех приятных минутах, когда мама держала его на ручках и кормила грудным молочком либо смесью из бутылочки.

Обычно специалисты не советуют бить тревогу, если подобная вредная привычка имеется у ребёнка младше 3 лет. Да и, скорее всего, эта странность исчезнет уже совсем скоро, поскольку подросшие дети могут расслабляться и успокаиваться другими способами.

Что делать родителям?

Рекомендаций по исправлению привычки множество, однако некоторые из них довольно радикальные и даже могут навредить малышу. Чаще всего психологи советуют занимать детей, к примеру, лепкой, собиранием мозаики или конструктора. Это позволит одновременно и нагрузить детские ручки, и успокоить нервную систему.

Подобные отвлекающие манёвры придётся выполнять постоянно, поскольку нежелательные привычки формируются быстро, а исчезают достаточно долго. При этом крайне важно не ругать ребёнка, поскольку негативные эмоции лишь усилят тревожность и заставят ещё больше нервничать.

Приверженность ритуалам

Примерно в полуторагодовалом возрасте у детей нередко возникают определённые ритуальные действия, которые выполняются каждодневно. К примеру, одни малыши тщательно выставляют игрушки в рядок или желают одеваться по строгому алгоритму (сначала обязательно кофточка, а уже потом колготки). Если данный ритуал нарушить, ребёнок выходит из себя, злится и устраивает истерику родителям.

Откуда берётся такая странная привычка? Маленькие детишки стремятся жить в упорядоченном пространстве, в стабильном состоянии. Подобные желания и поступки абсолютно естественны, тем более что часто это происходит в форме игры.

Беспокоиться нужно в том случае, если ребёнок одержим ритуальными действиями, при этом интерес к другим занятиям и общению с ровесниками или взрослыми полностью или частично отсутствует. Подобная странность может свидетельствовать об аутичных наклонностях.

Что делать родителям?

Если кроха активен, развивается нормально, интересуется окружающим миром, но при этом выполняет некоторые ритуальные действия, особенно беспокоиться не о чем. Но, если родителей тревожит такое поведение (либо звучат другие «звоночки»), следует обратиться за квалифицированной помощью.

Исследование своего тела

Изучение собственного тела принимает разные формы. Самое простейшее – это ковыряние в носу, ухе или пупке. Ребёнку очень интересно, что находится там, внутри. Данную привычку вообще сложно назвать странностью, если, конечно, малыш не делает это на публике, причём напоказ.

Иное дело – изучение и касание интимных мест. Подобная особенность может возникнуть совсем рано – буквально в 7 — 8-месячном возрасте, когда с крохи снимают подгузники и он, наконец, может заняться внимательным исследованием скрытых прежде органов.

Повзрослев, ребёнок начинает повторять подобные действия, поскольку получает некое удовлетворение от прикосновений. При этом следует понимать, что подобные реакции не являются отклонением, если носят единичный и непубличный характер. Ненормально, если малыш стремится часто трогать себя, причём отказывается от игр с ровесниками, других занятий.

Эксперты не рекомендуют запрещать исследовать тело, ругать или насмехаться над ребёнком. Важно переключить детский интерес на что-то другое. Если вы заполните досуг малыша, ему не будет скучно, следовательно, говорить о мастурбации не придётся.

В качестве заключения

Отдельные странные привычки беспокоят взрослых, однако не являются чем-то страшным и ужасным. К примеру, если ребёнок в особо напряжённые мгновения раскачивает головой, скорее всего, он просто так успокаивается и снимает тревогу.

Другие странности связаны с неподобающим поведением, когда, например, малыш ковыряет в носике в общественном месте. Но в любом случае важно выстраивать правильную стратегию поведения, которая исключает давление на малыша.

Прежде всего, психологи советуют успокаивать малыша, снимать его тревогу и беспокойство различными подручными способами. Главное – не смеяться над привычкой и ребёнком, иначе у него возникнет недоверие к родителям и неверие в благожелательность окружающего мира.

Но, если вы замечаете какие-либо отклоняющиеся особенности, чрезмерное нарастание интенсивности нежелательных или странных действий, важно незамедлительно обращаться за квалифицированной психологической поддержкой и, возможно, медицинской помощью.

За этими издержками воспитания, в частности, в привитии культурных навыков, очевидна тенденция к росту числа вредных привычек, когда одна рождает другую, и они оказываются взаимосвязанными в комплексы. Поскольку становление вредных привычек происходит в самом раннем возрасте, воспитание, кроме всего прочего, это еще и привитие полезных привычек. В частности аккуратности, организованности, привычки доводить начатое дело до конца, и борьба буквально с колыбели с возникновением вредных привычек.

Что же касается вредных привычек, с которыми обращаются за помощью к врачу, а именно сосания пальца, языка, губы, тканей (воротничка, рукава пижамки, уголка пододеяльника, наволочки и т.д.), верчения волос, качания головкой из стороны в сторону или биения ею о подушку перед засыпанием и во сне, онанизма, то причины и механизмы их возникновения более сложны. Чаще всего вышеперечисленные привычки возникают у ребенка, которого с младенчества воспитывали жестко, по гиперсоциальному типу или по типу неприятия. Его надолго оставляли одного в постельке. Он рано отлучался от материнской груди, но ему еще и отказывали в соске. Его редко брали на руки, не укачивали, когда ему было не уснуть, ему уделяли мало внимания, ласки. И все это - причины возникновения вредных привычек. Нередко вредные привычки возникают у ребенка в связи с тревожно-мнительным воспитанием.

Ребенок, забытый в колыбели, ощущая недостаток впечатлений, ухода, ласки, а в связи с этим испытывающий скуку или страх, ищет компенсацию, успокоение, отвлечение в доступных ему действиях, например, сосет палец или теребит волосы, ухо, губу, нос, ковыряет пупок, манипулирует наружными половыми органами. Постепенно такое действие закрепляется. Вначале он прибегает к таким действиям, поскольку отсутствует мать. Теперь встревоженная мать с ним, но она его уже не интересует. Он занят самим собой.

Произошла серьезная перестройка ориентации. Природно ребенок стремится к постоянному притоку впечатлений, стимуляции извне того, что способствует его развитию. Если рядом мать, он удовлетворен, спокоен и получает все необходимое - от утешения и ласки до развивающих стимулов. Но она отсутствовала, а жизнь продолжалась. И он как бы вернулся во внутриутробное состояние. Он утешает и успокаивает себя сам и ищет источники впечатлений в себе, замыкается на себе. Теперь он привык быть один и мать, вмешиваясь, только мешает ему.

Сосание пальца или одежды, ковыряние пупка и другие аналогичные действия отвлекают ребенка от процесса познания, угрожают задержкой развития, инфантилизацией. Налицо вредная привычка. Она становится необходимым ритуалом самоуспокоения, отвлечения от страхов, компенсацией за отсутствие внимания, ласки, общения. Вредная привычка как ритуал утешает днем, успокаивает при засыпании. Грызение же ногтей, губы, щеки, кожи на пальцах еще и выражение глубокой неуверенности в себе, чувства вины, а также связанный со всем этим ритуал самонаказания. Ребенок грызет себя до крови и только тогда удовлетворен. Один из моих пациентов, подросток, так и заявил: "Я должен догрызть палец до боли".

Часто вредная привычка, выражающаяся в серии ритмичных движений, является вынужденным замещением необходимости ритмичных движений, за которыми стоят важные механизмы созревания. Ритмичные автоматизмы действий способствуют дозреванию соответствующего возрасту биоритма мозга. Для нормального развития ребенка необходим, например, сосательный рефлекс. Такой ритмичный акт, как сосание груди, не только акт кормления. Это сложный комплекс воздействий - пищевого, эндокринного, психологического и стимулирующего развитие мозга. Иногда плод сосет палец в утробе матери. Есть основание полагать, что у такого плода по каким-то причинам задерживается развитие систем и органов. Прикосновение к губам трех-пятимесячного плода (при выкидыше) вызывает у него сосательное движение.

Грудь матери сосут до года, но дети, нуждающиеся в продлении стимуляции сосут ее до полутора лет; лишенные же материнской груди до срока сосут соску или палец до трех-четырех лет, что в таких случаях нормально. Ритмичные автоматизмы действий способствуют синхронизации биоритма головного мозга, в сложной перестройке его от бодрствования ко сну. Поэтому ребенок нуждается в укачивании при засыпании. Укачивание успокаивает даже боль. До года сосание соски и укачивание, на мой взгляд, физиологичны и необходимы.

Ласковые прикосновения материнских рук, губ и тела предусмотрены природой в сложных механизмах психофизиологического созревания ребенка.

Сосание пальцев, языка, губы и т.д.- самостимуляция и после года нередко является свидетельством задержки созревания тех или иных функциональных систем в организме. Как эквивалент стимуляции оно возникает у детей, лишенных прикосновений любящих рук матери. Понятны и попытки ребенка заменить недостающую стимуляцию поглаживанием самого себя, прикосновением к себе. Однако это не руки матери, как и соска не материнская грудь. Ребенок, привыкший успокаивать, убаюкивать и укачивать себя сам, сосет или теребит что-то, вертит волосики, трет половые органы или пах, раскачивается в постели, чтобы уснуть. Все это самостимуляция, всегда растягивающаяся на годы, чтобы добрать недостающее естественное.

Вредная привычка, как ритуал самоуспокоения, самоутешения, самоободрения нередко приобретает сложные формы выражения. Ребенок сосет большой палец правой руки, а левой вертит волосы, прикрывает глаза. Если левую руку подвязать к туловищу, он перестает сосать правую. Нарушена целостность ритуала, и часть его не приносит удовлетворения. Испытывая тревогу, сосут язык, прикрыв рот ладонью правой руки, потягивая мочку уха левой. Эти ритуалы, равно как и грызение ногтей, надногтевых валиков, слизистой щеки, губ, кожи на пальцах, облизывание губ, кожи вокруг них до красноты, язвочек, нередко входят в клинику невроза навязчивых состояний или неврастении.

Иногда привычка образуется мгновенно, задаваясь по типу условнорефлекторной связи как замещение биологической потребности. Один из моих пациентов в десять месяцев был отлучен от груди. Для того чтобы этот акт прошел спокойно, родители отправили его на две недели к бабушке. Когда его вернули и он увидел мать, то тут же стал сосать язык. Вредная привычка образовалась на глазах у взрослых и закрепилась надолго: мальчик сосал язык и в 14 лет, когда родители обратились ко мне за помощью.

Более всего родителей волнует детский онанизм. До семи лет он отмечается у каждого десятого ребенка. Иногда уже в шесть - восемь месяцев дитя плотно сжимает бедра, не реагируя на окружающее, взгляд его устремлен в одну точку, личико краснеет, на лбу выступают капли пота. Если родители пытаются отвлечь ребенка или мешают иными способами, он бурно протестует. После года онанизм принимает иные формы. Малыш ерзает на стуле, засиживается на горшке сжимает или трет одеяло между ног. Иногда уже до года ребенок раздражает половые органы рукой.

Начинается отчаянная борьба родителей с ним. Иногда в эту борьбу вовлекается и воспитатель яслей, а потом и детского сада. Взрослые сурово осуждают эту привычку, рассматривая ее как свидетельство испорченности ребенка, чрезмерной его сексуальности. Однако дитя до трех лет по сути бесполо. Оно не выделило себя из окружающей среды. Оно только для нас мальчик иди девочка. Вдумайтесь - слово "дитя" - среднего рода. В этом есть свой смысл. Идентификация с мужским или женским полом произойдет после трех лет, в процессе формирования личности. Ребенок до трех лет и не ведает, что он раздражает именно половые органы. Это знаете вы. Для него нос, пупок, половой член - только части его тела.

Трехлетний понимает: родители недовольны им, осуждают действия, попадающие под определение "нельзя", но причины отрицательной их оценки ему не ведомы. Нельзя играть с огнем - это он усвоил в жестоком опыте, нельзя бить бабушку - он рожден человеком, и, при правильном воспитании, ему понятно: бабушке больно. Однако трехлетний не может понять, почему ковыряние в носу воспринимается относительно спокойно, а те же пальцы в области паха вызывают у родителей гнев. После трех-четырех лет ребенок начинает осознавать, что эти действия особо предосудительны в глазах взрослых, однако уже не в силах от них отказаться.

Привычка есть привычка. Ребенок начинает прятаться, скрывать мастурбацию. Не спит мать, караулит дочь, не спит дочь - караулит мать. Ребенок делает вид, что уснул, а сам ждет, когда уснут родители. Он стремится получать удовлетворение, переступив через запрет, и ни к чему хорошему запрет не приведет. Ощущение вины, испорченности, неполноценности расцветает на почве чрезмерного внимания родителей, в общем-то к безобидному акту. В результате ребенок стремится к уединению. Ощущение неполноценности, вины приводит к замкнутости.

Онанизм имеет ряд своих специфических причин: заболевания наружных половых органов, сопровождающиеся выделениями, зудом, острицы, раздражающие область промежности; рубчик трусиков, пижамки, штанишек; обыкновение закладывать одеяльце между ножками, ерзать на стуле; ласковые прикосновения к животику ниже пупка, к ягодичкам и т.п. Но каковы бы ни были причины онанизма, у детей это не столько сексуальность (прикосновение детей к своим половым органам, как интерес к ним, являются частью нормального психосексуального развития), сколько такая же обыкновенная вредная привычка, как и сосание пальца, не более.

Только в случае грубо выраженного онанизма у дошкольника, когда девочка пальчиком или предметом пытается проникнуть во влагалище, следует обратиться к детскому психиатру, поскольку возможно, в таком случае это может быть следствием ограниченного поражения мозга в родах. Во всех остальных случаях не оставляйте ребенка, имеющего привычку к мастурбации, в постели одного, если он не засыпает сразу, а постарайтесь сказкой, уговорами помочь ему уснуть или поднимите с постели. Ребенок не должен играть в постели. Кто-то когда-то рекомендовал держать больного ребенка в постели. Почему? Кто лежит, когда может сидеть, ходить, будет дольше болеть. Постель в таких случаях становится ложем для рождения вредных привычек. Если нужно, закутайте ребенку горлышко, оденьте его тепло, но свободно, и пусть сидит, ходит, играет, даже если он болен.

Не позволяйте ребенку подолгу засиживаться на горшке. Не допускайте запоров - это нередко способствует появлению онанизма. Немедленно избавьте ребенка от остриц, если они у него есть. Следите, чтобы ребенок не загулялся и не задержал акт мочеиспускания. Такая задержка приводит к напряжению полового члена, ощущению тяжести внизу живота и в результате к онанизму. Тщательно следите за гигиеной промежности и ножек, чтобы не было зуда. Лучше, если малыш спит в рубашечке до пят, а не в пижаме. Ребенок не должен носить одежду, из которой он вырос, чтобы рубчики не врезались в тело, одежда не давила и не сжимала. Не злоупотребляйте шоколадом, острой и пряной пищей.

Малыша не рекомендуется качать верхом на колене; его не сажают, если он не устал, себе на шею; целуя, его не душат в объятиях. От попыток онанизма отвлекают, не заостряя внимание ребенка на нем, интересными занятиями. Полезны курсы приема успокаивающих лекарственных трав, рекомендуемые врачом. Пока ребенок не уснул, его поведение в постели контролируется. Ручки он должен держать поверх одеяла, как и свободную ручку, если спит на боку. Вредные привычки, зная причины их возникновения, легче предупредить, чем устранить.

Если вредная привычка имеет место, родители не начинают борьбу с малышом, а борются с его привычкой. На отказе от нее не настаивают, прямолинейная атака только раздражает, приводит к разладу с ребенком и его невротизации. Бесперспективна, например, попытка отучить сосать палец, смазав его горчицей. Идя по такому пути, впору облить, занимающегося онанизмом, холодной водой (и это делают) или подключить страдающего энурезом к источнику тока, чтобы его ударило, как только моча замкнет электросеть. Все это неприемлемая жестокость по отношению к ребенку. Если такое и поможет, ребенок будет запуган, потрясен и психологические последствия окажутся тяжелее "излеченной" вредной привычки.

У ребенка с вредной привычкой не требуют честного слова в том, что он откажется от нее. Он дает честное слово, но вынужден нарушать его, так как не в силах отказаться от привычки. Приходит вторая вредная привычка - нарушать честное слово. Ребенка не наказывают за вредную привычку. Он не виноват в ней. Наказание только усугубляет ситуацию. Малыш начнет прибегать к вредной привычке, чтобы утешить себя после наказания, и еще более замыкается в себе, страдая от непонимания его переживаний, испытывая чувство вины и еще большую неуверенность.

Вредную привычку устраняют терпеливо, затрачивая на ее преодоление столько же времени, сколько она закреплялась. Она начиналась с отсутствия внимания к ребенку, а теперь для ее устранения ваше внимание особенно необходимо. Ребенок замкнулся, ушел в себя - родители с ним, его увлекают интересными играми, занятиями. Его максимально ориентируют на игру с детьми. Если он один, то обязательно должен быть чем-то занят. У него не должно оставаться времени на вредную привычку. Борьба с вредной привычкой - всегда борьба с неуверенностью в себе, тревожностью, пессимизмом.

Есть и частные рекомендации. При грызении ногтей их коротко обрезают. Разрешают грызть кончик ручки, которой ребенок пишет, или предмет, находящийся в его руках, но обязательно чистый. Советуют потереть ладонь о ладонь, когда возникает импульс к грызению ногтей. Побуждают ребенка самостоятельно бороться с этой привычкой, разъясняя ее вред и указывая на неэстетичность вида пальцев с обгрызенными ногтями, учат самоконтролю. Его ободряют, говоря: "Ты с этим обязательно справишься, не огорчайся". Ему активно помогают в затруднительных ситуациях, потому что при них особенно часто прибегают к вредной привычке. И помнят: ногти грызут мучительно неуверенные в себе, а преодоление неуверенности - главное. Ногти грызут впавшие в депрессию, и такого ребенка стимулируют, ободряют.

При сосании пальца, вещей - рекомендации те же, но так как к подобному чаще прибегают перед сном, то, как и при качании перед засыпанием и во сне, незадолго до сна рекомендуются ритмические игры, танцы, прыжки со скакалкой (в искоренении других вредных привычек скакалка в течении 10-15 минут перед сном обязательна). Полезно, прикрепив к притолоке или косяку двери качели, покачать ребенка несколько раз в день по 10-15 минут; следует приобрести для него лошадку-качалку. При засыпании ребенка рекомендуется включать тихую ритмичную музыку.

Вредные привычки есть не только у взрослых. Ковыряние в носу, сосание пальцев, привычка грызть ногти нередко доводят до остервенения даже самых спокойных родителей. Почему же у детей появляются эти вредные привычки и что с этим делать?

Ищем причины вредных привычек у детей

Хотя, на первый взгляд, детские вредные привычки (специалисты их называют аутостимуляциями) могут казаться довольно безобидными, на самом деле всё не так просто. Они не появляются сами по себе, без причин. Почему у ребёнка вдруг появились вредные привычки, можно узнать. Нужно только понимать, где искать.

Причина первая. Отсутствие родительской любви

Уже давно было замечено, что детские вредные привычки чаще встречаются у ребят, чьё раннее детство прошло вне семьи. И неважно, по каким причинам они оказались разлучёнными с родителями. Жизнь в детском доме или даже обычная больница, если домашнему ребёнку пришлось одному долго лежать в ней, приводят к тому, что у малышей формируются устойчивые нежелательные привычки.

Усыновители нередко рассказывают, как их дети, которых только взяли в семью, могли часами раскачиваться из стороны в сторону, сосали пальцы или даже выдёргивали волосы на теле. Всё это — последствия повышенного уровня тревожности, который почти неизбежно формируется у детей, долгое время лишённых родительской любви и заботы.

Причина вторая. Слишком «правильное» воспитание

Нередко подобные привычки появляются и у домашних малышей. И причиной тому, как считают специалисты, во многих случаях становится излишняя увлечённость родителей «правильным» воспитанием. Как часто можно услышать советы «знающих» людей: не укачивайте ребёнка, реже носите на руках, пораньше отучайте от соски, меньше развлекайте во время бодрствования. На деле же именно те малыши, которых укачивали, часто брали на руки, которым пели колыбельные и уделяли много внимания, почти никогда не приобретают вредные привычки.

Причина третья. Раннее отлучение от груди

Увы, не все мамы по разным причинам могут долго кормить детей грудью. А это тоже повышает вероятность приобретения склонности к аутостимуляциям.

В моём близком окружении был яркий пример такого случая. Две двоюродные сестрёнки были почти ровесницами и обеих пришлось рано перевести на искусственное вскармливание. Родители одной из них извели пустышки как класс, едва только дочке исполнился годик, а её сестра пользовалась соской до двух с половиной лет. Первая девочка вскоре начала тянуть в рот буквально всё, что попадалось под руку. Дошло даже до того, что она начала грызть карандаши, ручки, пластиковые ложки и, если взрослые не успевали остановить её, буквально за секунды превращала их в опилки и мельчайшую труху. Вторая малышка в аутостимуляции не нуждалась, у неё была соска, которая помогала ей успокоиться и от которой она потом отвыкла безо всяких проблем.

Поэтому родителям рано отлучённых от груди малышей педиатры советуют использовать традиционный заменитель — пустышку. И нет ничего страшного в том, если ребёнок будет сосать её до двух лет или даже чуть больше.

Причина четвёртая. Недостаток телесного контакта

Часто во власть привычных действий отдаются дети, которым остро не хватает положительного (!) телесного контакта. Крепкие объятья, нежные поглаживания, весёлая возня малышам и даже ребятам постарше жизненно необходимы. И если дети их не получают, то могут компенсировать недостаток всего этого при помощи вредных привычек.

Причина пятая. Неустойчивая нервная система

Разумеется, даже дети, которые живут в любящих семьях, где им дают всё необходимое, от продолжительного грудного вскармливания до чуть ли не круглосуточного ношения на руках, всё равно и пальцы сосут, и постоянно перебирают разные предметы. В этом случае речь, скорее всего, идёт о малышах с неустойчивой нервной системой, а «виноваты» в этом перенесённая гипоксия (кислородное голодание), слабый иммунитет (и, как следствие, частые простудные заболевания) и врождённые особенности.

Действительно ли вредные?

Многие родители интересуются, а действительно ли аутостимуляции вредны? Ну, казалось бы, чего уж такого особенно страшного в привычке, например, накручивать на палец волосы? А среди взрослых крайне редко встретишь тех, кто сосёт пальцы или грызёт ногти. Поэтому и распространено мнение «подрастут — пройдёт».

Однако возникновение подобных привычек говорит о сложностях с адаптацией к окружающему миру, недостатке внимания, постоянном стрессе и других проблемах.

Да, «несерьёзные» привычки, такие, как ковыряние в носу, раскачивание (если оно не происходит слишком часто), обгрызание ногтей (в лёгкой форме), действительно, не сказываются на развитии ребёнка и чаще всего проходят сами, без каких-либо дополнительных действий. Но внимание родителей к детским проблемам, о наличии которых и сигнализируют вредные привычки, желание помочь, готовность дать ещё больше любви и нежности способны сделать наших детей более счастливыми и быстрее избавить от ненужного груза вошедших в привычку действий.

Есть особенно тревожащие родителей вредные привычки: жевание языка, надкусывание (причём сильное, нередко до крови) внутренней поверхности щёк, выдёргивание волос на теле, голове, а также ресниц и/или бровей. Паниковать не нужно: какими бы пугающими они не казались, далеко не всегда они свидетельствуют о расстройствах психики ребёнка. Скорее всего, ситуация не такая уж страшная и запущенная. Но в этом случае консультация врача обязательна.

Стоит обратить внимание и на ситуации, когда незначительные, на первый взгляд, привычки приводят к тому, что ребёнок замыкается, уходит в себя, старается избежать общения с окружающими и часами раскачивается или беспрерывно сосёт руки. Такого малыша тоже нужно показать врачу.

Важно не перепутать

Иногда родители обращаются к специалистам с жалобами на вредные привычки детей. В беседе выясняется, что путают с привычками совсем другие проявления. Если ребёнок часто передёргивает плечами (словно от холода), постоянно подкашливает, прочищает горло, не болея при этом, гримасничает и т. д., то речь идёт о навязчивых движениях, а не о привычках. Они тоже могут возникать от повышенной тревожности или чрезмерной усталости. Но разбираться в причинах возникновения и давать рекомендации всё же должен врач.

Боремся с вредными привычками

Что же, кроме обращения к врачам, могут сделать родители, чтобы избавить ребёнка от вредной привычки:

1. Не считайте, что проблема в недостатке воспитания. Ругать, запрещать и наказывать ребёнка в этом случае не только бесполезно, но опасно. «Репрессивные меры» могут привести к усугублению проблемы. Ведь ребёнок, которого «отучают» от привычки, чувствует себя плохим и ещё больше нуждается в привычном успокоении.

2. Обратите внимание на то, в каких случаях ребёнок прибегает к аутостимуляциям. Возможно, он «вспоминает» о вредных привычках, когда устал, испытывает тревогу или скучает.

3. Определив «время икс», помогайте ребёнку избегать «опасных» ситуаций. Разработайте такой режим дня, при котором он будет меньше уставать или у него не останется времени на скуку.

4. Следите за тем, чтобы физические, умственные и эмоциональные нагрузки соответствовали возрасту и состоянию ребёнка.

5. Учите малыша радоваться жизни, видеть хорошее, красивое, трогательное и смешное.

7. Почаще , целуйте малыша, играйте вместе с ним и устраивайте весёлую возню.

Следуя этим советам, вы сделаете жизнь ребёнка счастливее и комфортнее, поможете ему забыть о вредных привычках. Если же всё-таки время от времени он будет возвращаться к ним, не ругайте, а спокойно скажите: «Не делай так, пожалуйста». Можно и просто взять «занятую не тем» руку малыша, обнять его, отвлечь от привычного действия. Ребёнок должен знать, что вы не одобряете его привычки, но при этом не должен бояться и нервничать. А вот продолжительные нотации или запугивания неэффективны. Дети, как правило, и сами понимают, что делают то, что не следует, но контролировать себя у них не получается.

А ещё будьте готовы к тому, что избавление от вредных привычек (даже с помощью специалистов) - процесс не быстрый, требующий спокойного, ровного и постоянного внимания. Не показывайте ребёнку свои переживания. Он должен чувствовать, что ничего страшного не происходит, и видеть вашу веру в него. И тогда вредные привычки обязательно останутся в прошлом.