Возрастные особенности шестилетних детей. Общение в старшем дошкольном возрасте

6 лет для ребёнка – это период, за который ему предстоит подготовиться к большим переменам в его жизни. Через год ваш малыш станет первоклассником, и ему важно в этот момент чувствовать вашу поддержку и опору. Конечно, ваш ребёнок повзрослел, многому научился и с каждым днём становится более самостоятельны. Но ребёнок остаётся беззащитным в большом мире людей, а потому нуждается в родительской опеке. Если вы видите, что ребёнок боится идти в школу, потому что не уверен в себе или его пугает перспектива проводить целый день без родителей, постарайтесь убедить его в том, что школа – это не только уроки и учебники, но и много интересных, увлекательных занятий.

К слову, чрезвычайно важным является выбор школы для своего ребёнка. Конечно, для некоторых приоритетным становится такой фактор, как территориальная близость школы, но ведь хочется, чтобы учёба в школе проходила успешно, без слез и неудач.

Прежде всего, при выборе школы оцените готовность ребёнка к школе, его потенциал, склонность к тем или иным узким знаниям. По возможности, заранее узнайте информацию о педагогах в начальных классах. Можно расспросить родителей, чьи дети уже учатся в школе, а можно попытаться встретиться с кем-то из учителей, пообщаться лично, понять, подходит ли вам учитель. Также вам необходимо знать, по какой образовательной программе будет учиться ваш ребёнок, о технической оснащенности школы, наличии обедов и дополнительных занятий.

Физиологическое развитие ребёнка 6 лет

Ребёнок 6 лет проявляет всё больше разнообразия в проявлении физической активности. Если ваш малыш увлекается спортивными занятиями, ему нравится разучивать новые упражнения, совершенствуя с каждым разом свои навыки. И это является большим плюсом, ведь чем активнее ребёнок занимается спортом, тем легче ему будет переносить нагрузки в будущем. А с наступлением школьной поры ребёнку потребуется много сил на то, чтобы рано просыпаться, соблюдать дисциплину, делать уроки и т.д. При этом режим дня ребёнка должен быть составлен так, чтобы у него оставалось время для прогулок на свежем воздухе.

В возрасте 6 лет у детей продолжается половое созревание – важный момент в жизни ребёнка. Развитие мальчиков и девочек проходит по-разному. Мальчишки взрослеют гораздо заметнее, что проявляется не только в физической силе, но и в еде. Нередко ваш сынок может попросить добавки к обеду или заявить о своих предпочтениях в пище. В случае повышенного аппетита важно не перекормить ребенка, чтобы это не обернулось ожирением.

Девочки могут не так активно заниматься физическими упражнениями, но зато, подобно настоящей женщине, начинают обращать внимание на свою внешность, примерять мамины туфли или позаимствовать губную помаду.

Интеллектуальное развитие ребёнка 6 лет

Говоря о развитии ребёнка в 6 лет, мы уже делаем акцент на его интеллектуальный уровень. Многие родители уже отправляют своих детей в школу, а потому к 6 годам, как правило, ребёнок научился считать, писать и читать. Словарный запас дошкольника составляет от 3 до 6 тысяч слов. Также объем памяти ребёнка позволяет хранить полученную ранее информацию и запоминать новые знания.

Интеллектуальное развитие ребёнка 6 лет во многом зависит от того, насколько родители участвуют в этом процессе и в какое русло его направляют. Способности 6-летнего ребёнка настолько гибкие, что могут быть развиты в любой сфере. Дошколятам достаточно просто даётся изучение иностранных языков, они схватывают налету новые слова и способны подражать. Поэтому 6 лет – вполне подходящее время, чтобы отправить ребёнка в школу иностранных языков.

Также 6 лет – благоприятный период для овладения музыкальными инструментами. Обучаясь игре на фортепиано, скрипке или любом другом инструменте, ребёнок учится быть усидчивым, спокойным, внимательным. Соприкосновение с клавишами или струнами помогает контролировать движение обеих рук, развивать моторику. Кроме того, прививается музыкальный вкус, что положительно сказывается на эмоциональной сфере ребёнка.

Кстати, развитие музыкального слуха может стать отличной опорой при изучении иностранного языка, так как тренируется способность запоминать на слух.

Игры детей 6 лет

В 6 лет детям требуются более усложненные игры и игрушки. В этом возрасте ребёнку нравится что-то собирать, склеивать, складывать, то есть заниматься делом, нацеленным на результат. 6-летний ребёнок может 2-3 часа просидеть с конструктором, состоящим из множества деталей, либо собирать пазлы из более мелких фрагментов. Дети любят мастерить что-то своим руками: лепить из глины и пластилина, плести бусы из бисера, делать поделки из бумаги или ткани. Обычно прикладным творчеством детей учат заниматься в детском саду, но эти навыки вы вполне можете развивать и дома. Это нетрудно делать при наличии дома компьютера с доступом в интернет, где предлагаются тысячи вариантов занятий для детей 6 лет.

6-летние дети по-прежнему играют друг с другом во дворе на детской площадке. Но их досуг может ограничиваться не только качелями и горками. Вы сделаете ребёнку незаменимый подарок, если купите ему самокат, двухколёсный велосипед, роликовые коньки или коньки для катания на льду. Во дворе дети смогут устраивать целые соревнования, к примеру, по мастерству катания на самокате. Кстати, здесь хотелось бы обратить особое внимание родителей на психологическую составляющую коллективных игр. Конкурируя между собой, дети в шесть лет по-разному реагируют на проигрыши и победы. Родители должны научить ребёнка достойно терпеть поражение, а победу принимать, не унижая при этом других.

Воспитание ребёнка в 6 лет

В 6 лет ваш ребёнок – уже не беспомощный малыш. А потому в плане личной гигиены и опрятности он должен быть самостоятельным. Чтобы ваше чадо не выросло неряхой, ему следует выучить правила гигиены: напоминайте ему чистить зубы по утрам и вечерам, умываться, причесываться, мыть руки перед едой и т.д. Кроме того, ребёнку необходимо научиться аккуратно складывать свою одежду, бережно обращаться с вещами. В дальнейшем, вам обоим будет легче, когда ребёнок пойдёт в школу и будет уметь сам собирать портфель, вешать костюм или платье на вешалку в шкаф. Было бы неплохо приучать ребенка к выполнению домашних дел. Это разовьет в нем чувство ответственности и готовность помогать. Конечно, не нужно давать много поручений или доверять ребёнку то, с чем он вряд ли справится. Можно начать с лёгких обязанностей, к примеру, каждый вечер поливать цветы, по утрам заправлять свою постель, развешивать на верёвку свои вещи после стирки, покупать в магазине хлеб (если магазин находится в шаговой доступности и если отпускать ребёнка одного безопасно). Со временем ваши сын или дочка сами станут предлагать свою помощь по дому, а вам следует терпеливо относиться к промахам малыша. Ни в коем случае не ругайте ребёнка, если во время полива цветов он прольёт воду мимо горшка. Лучше похвалите и осторожно сделайте замечание.

В воспитании необходимо прививать и правила вежливости. Культура поведения ребёнка будет влиять на успеваемость в учёбе, на отношения со сверстниками и взрослыми. Согласитесь, гораздо приятнее услышать хорошие слова и похвалу о своем отпрыске, нежели получать какие-то негативные отзывы.

Вашему ребёнку будет легче усвоить хорошие манеры, если они практикуются у вас в доме. Дети, в семьях которых существует определённый уклад, где все относятся друг к другу с уважением и добротой, чувствуют себя увереннее в обществе.

Перепады артериального давления (АД) у взрослых никого не удивляют, подобные проблемы у детей волнуют всех. Тем более, что отклонения от нормы бывают не только у подростков, но и у грудничков. Молодой организм имеет эластичные стенки сосудов, потому и кровяное давление у младенцев ниже. У новорожденного систолическое давление – около 75 мм рт.ст. С ростом малыша оно постепенно увеличивается.

Возраст ребенка определяет степень эластичности сосудистой стенки, ширину просвета артерий и вен, общую площадь капиллярной сети, от которых зависит норма артериального давления у детей .

Медицинская практика отмечает существенный перепад АД у младенцев до года. Каждый месяц у малышей оно растет на 1 мм рт. ст.

С года до 6 лет, давление повышается мало. Где-то к пяти годам его показатели выравниваются для обоих полов, в дальнейшем у мальчиков наблюдают АД чуть выше, чем у девочек. С 6 лет и до подросткового возраста систолическое АД снова растет: у мальчиков – на 2 мм. рт. ст., у девочек – на 1 мм рт. ст. Если ребенок жалуется на слабость, повышенную утомляемость, не спешите давать ему таблетку от головной боли. .

Артериальное давление – общее понятие

Система кровотока в организме – это сердце и сосуды. Они заполнены кровью, обеспечивающей питательными веществами и кислородом органы и ткани. Главная роль в этой системе отведена сердцу – природному насосу, перекачивающему кровь. При сокращении оно выбрасывает кровь в артерии. Давление крови в них называют артериальным.

Под АД медики понимают силу, с которой кровь воздействует на сосуды. Чем больше их Ø, тем выше АД. Проталкивая порциями кровь в кровеносную систему, сердце и создает соответствующий напор. Нормальное давление важно для обменных процессов, так как с кровью транспортируются к органам все питательные вещества, выводятся шлаки, токсины.

Существует два вида АД – систолическое, связанное с работой сердца, сердечным выбросом, и диастолическое, которое зависит от тонуса сосудов. Систола и диастола представляют собой фазы цикла. Первый параметр характеризует период мышечного сокращения, когда давление возрастает до максимума, второй – период расслабления и понижения АД. Давление в сосудистой системе не одинаковое, в частности, в артериях оно более высокое, чем в венах.

Способы контроля давления

Используют прямой и непрямой способы контроля АД. Инвазивный способ, необходим при оперативном вмешательстве, когда в артерию вводится зонд и датчик. Неинвазивные способы – это компрессионные варианты:

  • Пальпаторный – самый сложный метод, требующий определенных навыков. Прижимая пальцами артерию, важно поймать в области, которая находится ниже сдавливаемого участка, момент максимального и минимального пульса.
  • Аускультативный метод хирурга Короткова – эталонный с 1905 года и по сегодняшний день прием. Он предусматривает применение тонометра, манометра и стетоскопа.
  • Осциллометрический способ лежит в основе принципа работы большинства автоматических тонометров. Он дает возможность проверить АД на плече, колене, запястье.
  • Допплерография определяет с помощью ультразвука лишь систолическое АД. Используют ее чаще для новорожденных и грудничков.

Современные тонометры позволяют измерять давление детям в домашних условиях без специальной медицинской подготовки. И все же элементарные правила измерения АД детям надо знать.

Как правильно измерять АД у детей

Лучше всего измерять ребенку АД утром . Важно, чтобы он был в спокойном состоянии, перед процедурой у него не должно быть никаких нагрузок. Измерять лучше спустя час после еды или прогулки, если малыш не замерз. Стоит перед процедурой сводить его и в туалет.

Если измерения проводят впервые, надо проверить две руки, чтобы впоследствии проводить измерения там, где результат был выше. Измерение АД у детей имеет свои особенности. Детям до 2-х лет обычно меряют давление в положении лежа. Малыш постарше может сидеть. Рука, приготовленная для измерений, не висит, а лежит на приставном столике параллельно туловищу ладошкой вверх. Ножки также должны быть на подставке, если стул не по росту. Обязательное условие – угол между плечом и кистью должен быть прямой (около 90º).

Особенности техники измерений подробно описаны в инструкции к тонометру и заключаются, в основном, в подборе точной манжетки. Если пользоваться манжетами для взрослых, результат будет неточный. Особенно это касается малышей раннего возраста. Правильные результаты можно получить лишь в том случае, если манжета соответствует ¾ расстояния от локтевого сгиба до подмышки. Одевают ее на предплечье и закрепляют при помощи липучек. Зазор должен быть таким, чтобы между манжетой и кожей проходил палец взрослого. После фиксации манжеты по всем правилам с помощью груши нагнетают воздух. Потом этот воздух спускают, нажимая на клапан.

Для измерения АД используют также фонендоскоп. Его прикладывают к ямке на внутренней стороне локтевого сгиба руки ребенка. После прикладывания фонендоскопа надо постараться отметить начало пульсации после спуска воздуха и последний удар пульса. Первый удар указывает верхний уровень АД, последний – нижний предел.

Чтобы рассчитать норму систолического давления, надо удвоить возраст и к произведению добавить 80. Диастолическое АД должно быть от ½ до ⅔ от значения верхнего АД. Для точных расчетов можно использовать специальную формулу. К примеру, для пятилетнего малыша надо произвести такие расчеты: 5 * 2 + 80 = 90 мм рт. ст. норма нижнего давления определяется как половина или ⅔ от этого параметра – от 45 до 60 мм рт. ст. Нормальное для конкретного ребенка давление будет зависеть не только от возраста, но и от ряда других факторов:

  • Комплекции;
  • Активности обменных процессов;
  • Настроения;
  • Переедания;
  • Усталости;
  • Качества сна;
  • Генетической предрасположенности;
  • Неблагоприятной погоды.

Норма АД у ребенка и особенности его изменения: таблица

Возраст Артериальное давление, мм рт. ст
Систолическое Диастолическое
минимум максимум минимум максимум
0-2 недели 60 96 40 50
2-4 недели 80 112 40 74
2-12 месяцев 90 112 50 74
2-3 года 100 112 60 74
3-5 лет 100 116 60 76
6-9 лет 100 122 60 78
10-12 лет 110 126 70 82
13-15 лет 110 136 70 86

Таблица с нормой пульса у детей:

Норма АД: грудничок до года

Эластичное сосудистое русло и густая сетка капилляров – главные предпосылки того, что у младенцев АД намного ниже, чем у их родителей. У новорожденного показатели давления – 60-96/40-50 мм рт. ст. С укреплением тонуса стенок растет и АД, к концу первого года оно колеблется в пределах от 80/40 до 112/74 мм рт. ст., с учетом веса малютки.

Если нет под рукой данных АД у детей (норма – в таблице), для ориентации можно пользоваться расчетами: 76 + 2 n, где n – возраст грудничка в месяцах. Для новорожденных ширина камеры детской манжетки – 3 см, для младенцев постарше – 5 см. Процедуру повторяют 3 раза, ориентируясь на минимальный результат. У младенцев проверяют только систолическое АД, определяя его пальпацией.

Норма АД: малыш 2-3 лет

После года рост АД замедляется. К 2-3 годам средние показатели верхнего давления находятся на уровне100-112 мм рт. ст., нижнего – 60-74 мм рт.ст. АД можно считать выше границ нормы, если тревожный результат сохраняется в течение 3-х недель. Формула для уточнения нормы: систолическое АД – (90 + 2n), диастолическое – (60 + n), где n – количество полных лет.

Норма АД: ребенок 3-5 лет

Изучая параметры таблицы, нетрудно заметить, что с 3-х до 5-ти лет динамика роста АД замедляется. Систолическое АД у таких детей – 100-116 мм рт. ст, диастолическое – 60-76 мм рт. ст. Надо учитывать, что данные тонометра на протяжении дня не совпадают: в светлое время суток они достигают максимума, к ночи падают и после полуночи, до 5 часов, они минимальны.

Норма АД: школьник 6-9 лет

Из табличных данных понятно, что минимальные показатели давления сохраняются на прежних позициях, немного увеличены только самые высокие параметры. Норма возраста – 100-122/60-78 мм рт. ст.

Начало школьной жизни характеризуется отклонениями, так как образ жизни ребенка меняется. После непривычных эмоциональных нагрузок, сокращения физической активности дети жалуются на усталость, головную боль, капризничают. Важно быть внимательным состоянию ребенка в этот период.

Норма АД: подросток 10-12 лет

Начальный период полового созревания характерен изменениями АД. В большей степени это относится к девочкам, опережающим сильный пол в темпах физического развития.

Несмотря на средние значения АД от 110/70 до 126/82 мм рт. ст., медики считают нормой верхний предел – 120 мм. рт. ст. Зависит этот показатель и от типа телосложения: высокие и худощавые астеники обычно имеют более низкое давление по сравнению с ровесниками атлетического типа.

Норма АД у юношей и девушек 12-15 лет

Переходный возраст преподносит подросткам и их родителям немало сюрпризов. Высокие нагрузки в школе, часы, проведенные за компьютером, стрессы, нестабильный гормональный фон могут провоцировать как гипертензию, так и гипотонию.

В норме давление у детей таблица демонстрирует ближе к взрослым значениям: 110-70/136-86 мм рт. ст., так как к 12 годам сосудистая система уже заканчивает свое формирование. При перепадах возможна тахикардия, обмороки, изменение частоты сердечных сокращений, головные боли и головокружения.

С возрастом недомогания обычно проходят, чтобы исключить нежелательные последствия, не лишним будет пройти обследование.

Осложнения перепадов давления у детей

Есть у медиков понятие – органы-мишени. Так называют органы, которые страдают в первую очередь. Обычно возникают проблемы со стороны сердца (ишемическая болезнь, инфаркт миокарда), проблемы центральной нервной системы, мозга (инсульты), поражение органов зрения вплоть до слепоты, почечная недостаточность. Опасность заключается в том, что артериальная гипертензия у детей, как правило бессимптомна.

Ребенок, особенно маленький, на самочувствие не жалуется. Проявляются отдельные признаки, на которые родители обязательно должны обращать внимание. Многие из них сходны с предпосылками гипертонии у взрослых.

  • Головная боль;
  • Носовые кровотечения;
  • Тошнота, рвота;
  • Слабость, усталость;
  • Неврологические проявления: судороги, парезы, параличи;
  • Нарушения зрения;Р
  • Изменение походки.

Если ребенок упал в обморок, надо обязательно показать его педиатру. Доктор направит вас к специалисту для дальнейшего обследования.

Артериальная гипертензия имеет наследственную компоненту: если в семье есть гипертоники, АД у ребенка надо периодически контролировать, так как 45-60% из них имеют отягощенную наследственность. Чтобы ребенок стал гипертоником, необходимо воздействие и модифицирующих факторов: стрессы, нездоровое питание, гиподинамия, спортивные перегрузки.

Если у родных встречается вариант гипотонии, то пониженное давление может быть для ребенка индивидуальным вариантом нормы. Пониженное давление может носить адаптивный характер, например, у спортсменов или тех, кто выезжает на высокогорье. Этот вариант скорее исключение, потому что симптомы низкого давления могут говорить и о пороках сердца, миокардитах, эндокринных расстройствах (проблемы щитовидной железы, недостаточность коры надпочечников связаны с низким давлением).

Как нормализовать АД детям

Повышенное АД отмечают у 13% детей. Это связано с неадекватной нагрузкой на сердечную мышцу, высоким тонусом артерий, спазмами сосудов. Различают первичную и вторичную гипертонию. Первая форма обусловлена изменениями гормонального фона, непосильными для детской психики стрессами, недосыпанием, перегрузками за компьютером или в спортивной секции, конфликтами с ровесниками. Кроме внешних причин, есть еще и скрытые факторы: сердечная и почечная недостаточность, проблемы с эндокринной системой.

Вторичную гипертонию провоцируют тяжелые заболевания почек, сердца, эндокринной и нервной системы, интоксикации, травмы головы. В контексте таких расстройств кроются грозные патологии: опухоль гипофиза, сужение почечной артерии, новообразования надпочечников, остеопороз, пороки сердца, энцефалит.

Гипотония у детей бывает физиологическая и патологическая. От низкого давления страдают 10% детей. Физиологические предпосылки могут быть наследственными (конституция тела, генетическая предрасположенность к гипотонии), так и внешними (избыток кислорода, неблагоприятные погодные условия, неадекватные физические нагрузки) причинами. Патологическую гипотензию провоцируют:

  • Респираторные инфекции;
  • Бронхиты, тонзиллиты с осложнениями;
  • Стрессы и расстройства психики;
  • Физические перегрузки или их полное отсутствие;
  • Авитаминоз, анемия;
  • Родовая травма, аллергии;

    Время тестирования не более 2 минут

    7 простых
    вопросов

    94% точность
    теста

    10 тысяч успешных
    тестирований

    Давление – важный параметр здоровья ребенка, но не самый главный. Так что относитесь к нему без звериной серьезности. АД – вещь вариабельная, способная колебаться в течение суток, в зависимости от настроения и физических нагрузок. Главное – чтобы ребенок был здоров и не давал повода для постоянного контроля АД.

Дети на 6 году жизни активно готовятся к поступлению в школу. Это самый ответственный период в жизни как ребенка, так и его родителей, ведь от знаний и умений будет зависеть зачисление в первый класс. Существует ряд критериев, по которым оценивается физическое, психическое и эмоциональное развитие шестилетнего дошкольника. Эти нормы определяют теперь не только врачи – педиатры, психологи, неврологи, - но и педагоги.

  1. Легко ориентируется в пространстве, быстро адаптируется в незнакомых местах.
  2. Имеет начальные географические сведения: знает название и столицу своей страны, называет другие страны и их жителей (Америка – американцы, Англия – англичане).
  3. Умеет определять время не только по цифровому табло, но и по стрелочному.
  4. На рисунках находит до 10 малозаметных отличий.
  5. Сравнивает предметы по высоте или длине, ширине или глубине.
  6. Способен воспроизвести печатные буквы. Прописные буквы дети 6 года жизни, как правило, не умеют писать. Специалисты и не советуют самостоятельно учить этому: ребенок должен держать ручку при письме правильно, от этого зависит его почерк.

Делая выводы о мыслительных процессах дошкольника, специалисты оценивают не только общие показатели, но и отдельные критерии.

Логическое мышление

Логика к этому возрасту достаточно развита, и иногда приходится только удивляться суждениям вчерашнего малыша. Он излагает свои мысли точно и ясно, следит за ходом собственных рассуждений. Любит всевозможные логические ребусы и загадки, сам с удовольствием придумывает интересные задачки:

  • подбирает обобщающее слово к ряду предметов и, наоборот, может распространить данное слово однородными;
  • выделяет «лишний» предмет в предложенном ряду, составляет подобные ряды слов самостоятельно;
  • находит причинно-следственные связи в окружающих явлениях;
  • делает собственные выводы и обобщения из увиденного и услышанного.

Видео: Примеры загадок для дошкольника 6 лет.

Математические знания

Для поступления в первый класс шестилетний дошкольник должен продемонстрировать следующие знания и умения:

  • без труда досчитать до 10 (возможно, и больше) и обратно;
  • точно определить количество предметов в пределах знакомых цифр;
  • знать графическое изображение цифр, писать их самостоятельно;
  • самостоятельно сравнивать количество предметов в пределах 3-5 единиц;
  • решать простые примеры на сложение и вычитание (чаще всего на наглядном материале);
  • знать многие геометрические фигуры, в том числе и сложные, изображать их на бумаге.

Образное мышление

Ребенок в 6 лет начинает мыслить творчески, он уже работает не по образцу, в его голове возникают собственные образы. Так создаются фантастические животные из пластилина и бумажные замки, нарисованные картины и мозаичные узоры. Из конструктора или множества кубиков он сооружает здания и башни не по схеме, а по своему воображению.

Шестилетние дети любят играть с песком. Только теперь они строят целые города с подземными ходами и тоннелями, выкапывают траншеи и пруды, украшая их природными материалами.

Услышанные сказки или рассказы ребенок может дополнять своими подробностями или полностью переделать их. Это не означает, что он забыл или перепутал, это свидетельство его развивающейся фантазии и творческого мышления.

Знания об окружающем мире

Представления о мире достаточно широки и постоянно пополняются новыми сведениями, взятыми из прогулок, рассказов взрослых, из книг, картинок и рисунков:

  • знает все предметы, которые его окружают, без запинки называет и показывает их;
  • по описанию, главным отличительным чертам угадывает любой из знакомых предметов;
  • самостоятельно выделяет важные составляющие в предмете или явлении;
  • знает многих животных и птиц, их детенышей;
  • может назвать диких и домашних животных, зимующих птиц и перелетных;
  • различает деревья и кустарники, помнит их названия, находит и показывает их на прогулке;
  • знает и называет по порядку времена суток, дни недели, названия месяцев и времена года.

Внимание и память

Все психические процессы в 6 лет развиты практически полностью, с каждым годом они будут только совершенствоваться. Ребенок уже способен концентрировать внимание на одном занятии до 20 минут при условии, что оно ему интересно. В основном же для продолжения требуется пятиминутный перерыв, за который дошкольник отдыхает и отвлекается, после чего заканчивает начатое дело.

Над непроизвольной памятью начинает преобладать память произвольная. Ребенок намеренно повторяет несколько раз строки из стихотворения, чтобы запомнить его, так же он поступает с незнакомыми словами. Ребенок способен запомнить и рассказать объемные стихотворения с выражением, пересказать недавно услышанную сказку или детский рассказ. Из 10 слов, произнесенных взрослым, сразу же повторит до 7 слов, а спустя время – до 5.

Речь

Активный словарный запас ребенка достаточно велик и разнообразен. Его речь понятна окружающим. Многие шестилетние дети уже умеют читать по слогам, хотя назвать это абсолютной нормой нельзя. Однако в этом возрасте они должны знать все буквы и уметь отличать их от звуков, на названную букву называть слово. Речевые навыки, по которым определяют, что ребенок должен уметь говорить в 6 лет, сводятся к следующему:

  1. Использует слова всех частей речи, строит сложные синтаксические конструкции, используя однородные члены, сложные предложения, причастные обороты.
  2. Владеет синонимами, может образовывать уменьшительно-ласкательные слова, заменяет повторяющиеся слова местоимениями.
  3. Регулирует силу голоса, интонацию, эмоциональную выразительность своей речи.
  4. Находит названную букву в слове, показывает картинки или предметы, которые начинаются с нужной буквы.
  5. Делит слово на слоги. Распространенной ошибкой является то, что родители, не зная сами правила деления слов на слоги, учат детей, которых потом сложно переучивать. Все обучение, касающееся письма и чтения, лучше предоставить педагогам.
  6. Четко произносит все звуки, включая. Если какие-то звуки ребенок заменяет или вовсе пропускает в речи, нужны занятия с логопедом. Это тот возраст, когда проблемы с речью решаются достаточно быстро при правильном подходе, в более поздний период исправить произношение будет гораздо сложнее.

Диалоговая форма разговора все еще преобладает, однако малыш уже вполне способен произнести монолог. В процессе монолога можно заметить, что ребенок остановился, потерял мысль. Здесь желательно помочь продолжить речь, задавая вопросы, тем самым поддерживая разговор. Такие монологические рассказы нужно поощрять, стараясь, чтобы ребенок как можно дольше говорил сам. Развитие устной монологической речи – один из серьезных критериев оценки при прохождении собеседования для поступления в школу.

Видео: Развитие речи дошкольника. Консультация логопеда.

Физическое развитие

Ребенок 6 года жизни очень подвижен, практически не сидит на месте. Любит игры, связанные с прыжками или бегом. Отлично владеет своим телом, координация развита, движения точны и уверенны:

  • ходит по бревну или перекладине;
  • быстро забирается по вертикальной лестнице;
  • подтягивается на перекладине несколько раз;
  • перепрыгивает через препятствия – в высоту и длину;
  • подолгу стоит и прыгает на одной ноге;
  • хорошо владеет мячом: бьет по нему, не промахиваясь, ловит, кидает другому игроку или в цель.

Мелкая моторика

Движения рук ребенка в 6 лет слаженные и точные, он способен полностью их контролировать:

  • правильно держит ручку, карандаш и кисточку;
  • лепит сложные фигуры из пластилина с использованием мелких деталей – глазки, лапки, хвостик;
  • вырезает ножницами фигуры по контуру, не выходя за него;
  • собирает мелкие предметы по одному;
  • вдевает нитку в иголку, пришивает самостоятельно пуговицу;
  • проводит прямые и волнистые линии, не отрывая карандаша от бумаги;
  • по клеточкам дорисовывает недостающую половину симметричного рисунка.

Социальная адаптация

Социальные навыки вырабатываются, как правило, в ходе игры, правила которой он внимательно выслушивает и следует им, ожидая при необходимости своей очереди.

Полностью развиты навыки самообслуживания. Ребенок без напоминания выполняет все гигиенические процедуры, вплоть до вечернего купания. Без помощи родителей способен подогреть себе еду, накрыть на стол, вымыть посуду.

Дети этого возраста с удовольствием помогают родителям. Не стоит препятствовать их энтузиазму, и тогда привитые в игровой форме навыки надолго запомнятся, со временем войдут в привычку.

Уверенно чувствует себя среди незнакомых людей, если рядом находится кто-то из близких, не теряется в общении со взрослыми, отвечает на их вопросы. Легко заводит новые знакомства. В 6 лет у ребенка появляются настоящие друзья, с которыми он предпочитает общаться более остальных.

Очень важно научить ребенка быть уступчивым, находить компромисс в спорной ситуации, контролировать свои эмоции . Он должен осознавать свои ошибки, уметь оказывать помощь и проявлять сочувствие.


В шесть лет ребенок, можно сказать, вполне сформировавшаяся личность. Он осознает свое положение во взрослом или детском коллективе. Исходя из этого, формирует отношение к окружающим и выстраивает линию своего поведения, которым в состоянии управлять. Он соблюдает общепринятые нормы, поступает не так как хочется, а как того требуют распорядок и правила. Он в состоянии почувствовать настроение окружающих, предлагает помощь, проявляет сочувствие и сострадание.

В 6 лет у ребенка резко увеличивается объем памяти, он легко запоминает новую информацию, близко к тексту пересказывает новые сказки. В его словарном запасе от 4 до 6 тысяч слов. Он легко считает до 10 и больше, как в одну сторону, так и обратно. Решает простые задачки и примеры.

Узнает кустарники и деревья по плодам и листьям, знаком с названием месяцев года, недели. Знает многих животных, правильно называет их детенышей: лошадь – жеребенок (а не «коненок»), корова – теленок. Называет перелетных и зимующих птиц. Умеет поддержать беседу, в разговоре использует прямую и косвенную речь.

Питание ребенка в 6 лет

Питание детей 6 лет остается примерно таким же, каким было и в 5 лет. Меняется только кулинарная обработка продуктов. Шестилеткам уже можно дать свиную отбивную, жареные котлеты или рыбу с малым содержанием костей. Еще рано вводить в рацион грибы – ни свежие, ни консервированные. Во-первых, их переработка тяжела для желудка ребенка, во-вторых, чтобы исключить отравление. Не рекомендуется и натуральный кофе, даже разбавленный молоком.

Пища для детей не должна быть слишком горячей, ни холодной. Оптимальная температура, в зависимости от конкретного блюда должна варьироваться в промежутке от +10 до +50 градусов. Следует избегать резких перепадов и подавать, например, после студня горячий чай. Это разрушающе действует как на эмаль зубов, так и на стенки желудка, раздражая слизистую. Что может привести к ее воспалению или несварению пищи.

Летом, из-за жары, аппетит обычно снижен. Чтобы организм не испытывал дефицита полезных веществ, следует изменить характер питания. Необходимо снизить количество жирных блюд, заменить их более легкоусвояемыми и перевариваемыми. Молоко можно заменить кисломолочными продуктами, тяжелые супы или борщи – свекольниками, окрошкой, вегетарианскими блюдами. В сезон по максимуму следует употреблять овощи. Вкусные блюда получаются их зеленого горошка, цветной капусты, кабачков, болгарского перца. Сладости и сдобу лучше заменить натуральными фруктами или блюдами из них – готовить фруктовые пюре, каши, супы, суфле. Салаты следует делать не только из привычных помидоров и огурцов, но и сладкого перца, редьки, капусты, салатных листьев, обильно посыпая их зеленью.

Зимой организму необходима более сытная пища. Не обязательно увеличивать калории только за счет жиров, полезнее употреблять растительные белки. Шестилетним детям можно давать орехи, хлеб с отрубями, блюда из бобовых – фасоли, гороха, чечевицы. Пополнить запасы витамина С можно, если давать ребенку отвары шиповника, чай с добавлением мелиссы, лимона.

Режим дня ребенка в 6 лет

Режим дня шестилетнего ребенка практически не отличается от распорядка пятилетних детей. Прием пищи, игра, прогулки чередуются в привычном порядке через определенный промежуток времени. Единственное отличие, некоторые дети уже могут обходиться без дневного сна. Поэтому это время можно провести на улице, почитать ребенку книжку или занять тихими играми.

Если ребенок уже пошел в первый класс, необходимо знать, что на адаптацию к новому распорядку дня у него уйдет около двух месяцев. На его психику и нервную систему легла большая нагрузка, поэтому он должен достаточно времени отдыхать. Спать его укладывать следует вовремя, не давая засиживаться допоздна. Ему необходим как минимум десятичасовой ежедневный сон. Поэтому оптимально его время отхода ко сну можно определить в 9 вечера, а утреннего подъема — в 7 утра. Некоторые дети могут вернуться к дневному сну. Даже те из них, которые уже днем не ложились отдыхать, могут после уроков засыпать сами. Не стоит сразу после школы усаживать ребенка за домашние задания. Его нужно накормить, а затем дать время отдохнуть – уложить спать или отпустить на прогулку.

Оптимальное время для выполнения задания с трех до пяти часов дня. К урокам можно приступить после дневного сна или вернувшись с прогулки. Не стоит растягивать время, отведенное на выполнение домашнего задания. Также, как и переносить их на вечер. Иногда днем ребенок бывает вялым и малоподвижным, а к вечеру проявляет активность. Особенно, когда вся семья в сборе, взрослые громко разговаривают, да еще включен телевизор.

Вам может показаться, что он энергичен от прилива свежих сил. К сожалению, чаще всего вечерняя гиперактивность обусловлена перевозбудимостью нервной системы. Именно поэтому не следует переносить выполнение уроков на позднее время. Ребенка следует успокоить и снять напряжение. Лучше всего перед сном вывести его на прогулку или отправить поиграть в свою комнату. На ночь можно дать выпить стакан теплого молока, размешенного с ложечкой меда. Как бы утро не проходило в спешке, не нужно перекусывать бутербродами на ходу. Перед школой, ребенка обязательно необходимо накормить горячим завтраком.

Занятия с ребенком в 6 лет (как развивать)

Занимаясь с ребенком, его нужно учить не только счету и чтению, а развивать разносторонне. Особенно уделять внимание развитию памяти, как зрительной, так и слуховой. Ведь в школе детям придется запоминать много информации. А пока можно поиграть в увлекательную игру. Чтобы развить слуховую память, произнесите отчетливо 8-10 слов, а ребенок пусть за вами повторит. Если ему удастся запомнить хотя бы шесть слов, это уже неплохой результат. Занимаясь с ним систематически, вы сами заметите разительные перемены.

Для тренировки зрительной памяти, потребуются картинки. Лист бумаги необходимо расчертить на квадраты. В каждый из которых приклеить любое изображение, например, героев мультфильмов или цветок, насекомое, животное. Пусть ребенок в течение 30 секунд смотрит на квадраты. Затем лист переворачивают, а ребенок называет, что на нем было изображено в любом порядке.

Для обогащения словарного запаса, есть такое упражнение. Взрослый называет слово, а дошкольник своими словами объясняет, что оно означает. Можно поиграть и такую игру. Взрослый начинает предложение, например, « мы пойдем в парк», а ребенок продолжает – «будем кататься на качелях, слушать как поют птицы, ловить бабочек и т.д.».

Игры и игрушки для детей в 6 лет

Игрушки шестилетних детей более взрослые и сложные, чем у пятилеток. Это и конструкторы с большим количеством мелких деталей, и паззлы не из 24 или 60 фрагментов, а из ста и более. Мальчики в этом возрасте любят склеивать разборные танки, самолеты, состоящие из частей, ориентируясь по инструкции. Очень многие дети к шести годам уже освоили компьютер. Они не только играют в игры, но и выполняют несложные действия – создают файлы, умеют их сохранять, ведут переписку со сверстниками.

Ребенок в 6 лет обладает большой усидчивостью, в состоянии надолго концентрировать внимание на одном занятии. Ему нравится вырезать ножницами. Причем он легко справляется даже с маленькими фигурками, ровно режет прямую линию. Можно дать ему старый красочный журнал, чтобы вырезать картинки. В этом возрасте дети любят мастерить подарки своими руками. Например, нанизывать на нитку крупный бисер, порезанные на кусочки соломинки для коктейля, чтобы сделать браслет или бусы. А из медной проволоки можно сплести колечко, косичку или игрушку на новогоднюю елку. Получится особенно красиво, если взять проволоку в цветной изоляции. Девочек можно научить вышивать, мальчиков – выжигать или выпиливать лобзиком. И мальчикам и девочкам нравится лепить из глины посуду. Которую затем можно высушить в духовке и покрыть лаком.

Нередко, после прочтения книги, детей переполняют эмоции. Попробуйте вместе с ним перенести их на бумагу, создав свою иллюстрацию к сказке или слепить сказочных героев из пластилина. Развитию мелкой моторики помогает самодельная мозаика. Нужно распределить пластилин тонким слоем по поверхности. В качестве основы можно взять картонку или крышку от коробки. А затем, используя разнообразную крупу – горох, гречку, фасоль, создавать картинки, вдавливая крупинки в пластилин.

Воспитание ребенка в 6 лет

Воспитанию в 6 лет отводится особая роль, т.к. ребенок в самое ближайшее время пойдет в школу. Большую часть времени он будет находиться среди не всегда знакомых людей, как взрослых, так и сверстников. Поэтому проблеме его социализации в обществе стоит уделить особое внимание. Его необходимо научить налаживать контакты с людьми, не только быть послушным, но и иметь свою точку зрения, уметь отстаивать ее и убеждать других. Неплохо бы с ним проиграть некоторые ситуации, с которыми он может столкнуться в школе. Объяснить, как он в данном случае должен себя правильно вести, подсказать наиболее приемлемую модель поведения.

Необходимо продолжать прививать ребенку хорошие манеры и культуру поведения. Он должен всегда быть аккуратным, подтянутым, вежливым, при необходимости оказывать помощь и поддержку товарищам. Его следует познакомить с такими понятиями, как честность, справедливость, товарищество, доброта, оптимизм, смелость. Необходимо воспитывать ребенка так, чтобы он не только имел теоретический опыт, но подобным образом вел себя и в реальной жизни.

Ваш сын или дочка вот-вот пойдет в первый класс. Для детей это очень волнующий момент. Подарите им праздник! Пусть в их жизни он останется как один из наиболее запоминающихся и приятных дней. Проведите время вместе с ними. Возьмите на работе отгул или запланируйте на сентябрь отпуск. С утра украсьте квартиру нарядными шариками. После школьной линейки и урока мира пойдите с ребенком в кафе, чтобы отметить радостное событие. Можно скооперироваться с другими первоклассниками или прихватить для компании ребят со двора. Пусть они вместе разделят веселье с вашим первоклассником.

Вы уже приготовили школьный костюм сыну и отутюжили форму для дочки. У кровати стоит большой яркий ранец, в котором аккуратно сложены прописи, тетради, карандаши. Завтра в жизни вашего ребенка наступит очень ответственный момент. Первое время он будет чувствовать себя в новой обстановке очень неуютно. Может иногда упрямиться и не хотеть по утрам вставать. Тут потребуется ваша помощь. Подарите ему волшебную плюшевую игрушку, желательно с карманом. В котором каждое утро будет появляться очень интересная для ребенка вещь — яркий ластик, новый значок, конфета в красивой обертке, вкусная витаминка, орешек и т.п. Тогда ребенок будет быстро вставать с кроватки и собираться в школу с хорошим настроением.

К 6-7 годам ребенок должен иметь определенный запас знаний и представлений об окружающем мире. Хорошо, если у ребенка есть элементарные знания о растениях и животных, о свойствах предметов и явлений, знания в области географии и астрономии, представление о времени.

В шесть с половиной лет ребенок, как правило, активно готовится к школе.

Что должен знать ребёнок, поступающий в школу:

  • Своё имя, отчество и фамилию.
  • Свой возраст и дату рождения.
  • Свою страну, город и домашний адрес.
  • Фамилию, отчество родителей, их профессию.
  • Времена года, месяцы, дни недели.
  • Домашних, диких животных и их детёнышей.
  • Тематический словарь: транспорт, одежда, обувь, птицы, овощи, фрукты, ягоды.
  • Знать и уметь рассказывать народные сказки, произведения детских писателей.
  • Различать и правильно называть геометрические фигуры, ориентироваться в пространстве, на листе бумаги (право, лево, верх, низ).
  • Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить рассказ по картинке.
  • Запомнить и назвать 6–8 предметов, картинок, слов.
  • Разделять слова на слоги по количеству гласных.
  • Определять количество, последовательность и место звуков в слове.
  • Хорошо владеть ножницами, карандашом: без линейки проводить линии, рисовать геометрические фигуры, аккуратно закрашивать и заштриховывать.
  • Считать от 1 до 15. Обратный счёт от 5 до 1, выполнять счетные операции в пределах 10.

Составить для себя общую картину, вы сможете приняв во внимание вышесказанное и ответив на следующие вопросы:

  • Способен ли ребенок к простейшей классификации?
  • Может ли он объединить несколько предметов в одну группу по основному признаку? К примеру, машина, автобус, электричка - это транспорт; яблоки, груши, сливы - фрукты и т. п.
  • Может ли определить лишний предмет: тарелка, кастрюля, щетка, ложка?
  • Может ли рассказать историю по картинке, выделить главную мысль, проследить связи?
  • Способен ли описать какой-нибудь произошедший с ним случай?
  • Легко ли ему отвечать на вопросы взрослых?
  • Умеет ли ребенок работать самостоятельно, соревноваться в выполнении задания сдругими?
  • Включается ли он в игру других детей?
  • Соблюдает ли очередность, когда этого требует ситуация?
  • Возникает ли у ребенка желание самостоятельно посмотреть книги?
  • Внимательно ли он слушает, когда ему читают?