Татьяна Алексеевна Виканова, заведующий МБДОУ – детского сада «Сказка» села Шипуново Шипуновского района Алтайского края
На этапе реализации ФГОС ДО, педагоги творчески осмысливают новое содержание дошкольного образования, находят более эффективные пути, формы и методы организации профессиональной деятельности, как творческого процесса. Образовательное учреждение «Сказка» работает в инновационном режиме по теме «Реализация регионального компонента в образовательной деятельности ДО» . В условиях внедрения ФГОС, педагогический коллектив первостепенными решает задачи по введению в образовательный процесс новых форм и технологий работы; обеспечению высокого уровня методического сопровождения образовательного процесса; организации социально-бытовой и предметно-пространственной среды ДОУ.
Для реализации регионального компонента созданы достаточные условия, которые в настоящее время приводятся в соответствие с ФГОС. На территории дошкольного учреждения расположены уголок леса и уголок сада, где дошкольники знакомятся с деревьями и кустарниками местности, в которой живут, имеется большое количество цвIMG_6160етников, за которыми ухаживают воспитанники. В каждой возрастной группе оформлены уголки Родины, в которых находится иллюстративный материал, открытки, фотоальбомы по ознакомлению дошкольников с семьей, детским садом, селом, краем, их символикой, столицей Алтайского края – Барнаулом, животными и растениями Алтайского края, где дети в условиях свободного доступа могут пополнять и закреплять свои знания о малой родине. В изоуголках материал, собранный детьми, для изобразительного творчества. В уголках книги подобраны сборники произведений для детей шипуновской поэтессы В.Ю. Золоторевой, журналы, книги о родном крае. Кроме того, в ДОУ оборудована «Русская горница» , в которой представлены предметы старины и быта. В музыкальном кабинете имеется аудиотека «Родимая сторонушка» , видеотека «Моя малая Родина» . В костюмерной – несколько вариантов русских народных костюмов. В методическом кабинете в помощь воспитателям оформлены дидактические материалы, наглядные пособия, иллюстрации, картины, образцы полезных ископаемых края, района. Проведенная тематическая проверка по теме «Изменения предметно-развивающего пространства соответствующие требованиям ФГОС» показывает, что в ДОУ ведётся работа по обогащению безопасного, многофункционального и насыщенного предметно-развивающего пространства по требованиям ФГОС.
Следует отметить, что важным преимуществом сельского детского сада, в реализации регионального компонента, является наличие естественных природных условий, способствующих активному взаимодействию и обогащению эмоционального мира ребенка при общении с живой природой – лесом, полем, рекой, дети учатся слушать голоса родной природы, чувствовать запахи, любоваться первозданной красотой. Всё это имеет место в организации образовательного процесса. Осенью педагоги и дети, собирают семена цветов, природного материала для использования в продуктивных видах мзодеятельности (шишек, камней, засушенных растений) . Малыши не просто наблюдатели, в семейном воспитании им знакомы сложности труда хлебороба, овощевода, животновода, они участники «взрослой» жизни, обретающие чувство ответственности за порученное дело, заботу о рядом живущих домашних животных, усваивающие закономерности ритма сельской жизни, ее традиции.
Региональный компонент, является областью освоения ребенком мира, где его ценности показаны через культуру и историю своего края. В соответствии с ФГОС и с учетом парциальной программы «От родного порога» (ред. Е.В. Затеева) в ДОУ разработана образовательная программа «С чего начинается Родина?» (далее ОП) по воспитанию детей на традициях культуры русскоязычного населения Алтайского края. В ОП раскрывается развитие детей по всем образовательным областям: социально-коммуникативное, познавательное, физическое, речевое и художественно-эстетическое. Программа основана на принципах культуросообразности (предполагается максимальное использование в образовательном процессе элементов культуры русскоязычного населения Алтайского края) , природосообразности (организация педагогического процесса реализуется в соответствии с законами природы: ее ритмами, циклами – по народному календарю) ; с учетом «зоны ближайшего развития» ребенка (опережая развитие, но не выходя за пределы возрастных «сензитивных периодов» ) , принципа «народности» , принципа сотрудничества (взаимодействие взрослого и ребенка как равноправных партнеров) .
В рамках реализации ОП, сотрудничество с семьями воспитанников и социумом оформлено Договором и совместно разработанным планом на текущий год. Социальными партнерами по формированию у дошкольников представлений о своей малой родине являются образовательные учреждения (школа им. А.В. Луначарского) , учреждения дополнительного образования (музыкальная школа им В.Т. Христенко, центр детского творчества, спортивная школа) , культурно-общественные учреждения (библиотека, музей, культурно-досуговый центр «Юбилейный» ) ; правоохранительные структуры (ГИБДД,
Региональный компонент в ДОУ
Дошкольный возраст - благоприятный период для потенциальных возможностей развития высших нравственно - патриотических чувств. Федеральные государственные стандарты рассматривают учет регионального компонента, как необходимое условие вариативности дошкольного образования. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве. На нас, педагогов – дошкольников, возложена великая миссия – воспитать подрастающее поколение патриотами своей Родины, научить их любить свою страну и гордиться ею. И, прежде всего, необходимо дать детям понимание, что великая страна начинается с малой Родины – с того место, где ты родился и живешь. Если ребенок знает историю своего города, интересуется, чем он живет сейчас и хочет стать частью происходящих в нём событий, то он вырастет настоящим патриотом не только малой Родины, но и большой, великой страны под названием – Россия.
Современные требования к организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении с учетом региональных особенностей вызывают необходимость создания педагогами дошкольных образовательных учреждений дополнительных образовательных программ, помогающих педагогам и родителям осуществлять нравственно-патриотическое развитие дошкольников.
Духовно – нравственное воспитание в нашем детском саду реализуется в рамках образовательной области «познавательное развитие» , с учетом национально-культурных условий, многонационального состава населения и спецификой географического расположения Мордовского края, направленная на воспитание у детей гражданственности, патриотизма, формирование основ краеведения, представлений о культурно-исторических, национальных, географических и природных особенностях родного края, с активным вовлечением детей в различные виды деятельности и привлечением к сотрудничеству родителей.
Ведущей идеей этой области является понимание того, что историческое, культурное, природно-экологическое своеобразие родного города - это огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы не разменять на пустяки, а сохранить и приумножить, воплотив его в сокровище своего внутреннего мира, своей личности в дальнейшем творческом созидании.
Целью является осуществление комплексного подхода в развитии познавательной деятельности и интегративных качеств дошкольников в процессе приобщения к природе, культуре и традициям родного края.
Это предполагает решение целого комплекса задач: образовательных, развивающих, воспитательных.
1. Развитие у дошкольников навыков познавательной, творческой деятельности;2. Развивать интерес, положительное отношение к изучению истории родного края. Подвести детей к пониманию того, что история региона неразрывно связана с историей России.3. Формировать общие представления о своеобразии природы Мордовии, воспитание позитивного эмоционально-ценностного и бережного отношения к ней;4. Формировать толерантное отношение к людям разных национальностей через знакомства с их культурой, традициями, обычаями.5. Воспитывать навыки трудолюбия, уважительного отношения к труду, формирование бережного отношения к результатам труда.
Подобный подход позволяет не только сформировать у ребенка определенный запас представлений о родном городе, но и дает возможность почувствовать себя гражданином, участником, происходящим в нем событий, заложить фундамент для развития самосознания растущего человека как россиянина, личности с активной жизненной позицией, ощущающей чувство ответственности и гордости за свой город и его жителей.
В основе привития духовно-нравственных начал у дошкольников лежит ряд принципов, обеспечивающих построение образовательного процесса с учетом специфики социальных и природных особенностей региона. При этом «погружение» детей в краеведческий материал происходит постепенно, от близкого, понятного детям, к далекому: от семьи к городу и далее к региону, стране. Одновременно идет «погружение» в историю своего города, к истокам его возникновения. Таким образом, у детей постепенно складывается целостная картина окружающего мира.
Реализация принципа интеграции обеспечивает взаимопроникновение всех компонентов образовательного пространства: развитие и саморазвитие, природной и социальной сферы, детской и взрослой субкультуры, задач образовательных областей в соответствии с возможностями и особенностями воспитанников;
Формы и методы работы с детьми, обеспечивающие реализацию краеведческого содержания, реализуемого в основных компонентах образовательной деятельности.
Основной формой накопления и оформления детского опыта является образовательная ситуация. Она позволяет погрузить детей в материал, с которым их надо познакомить и оформить собственный социальный опыт, используя комплекс методов и приемов.
Наиболее значимой формой расширения представлений детей о родном городе являются экскурсии и целевые прогулки. Экскурсионные объекты – это памятные места и достопримечательности, социальные и природные объекты ближайшего окружения.
Неиссякаемый источник информации - краеведческий музей. Музей – это место, где дети получают возможность прикоснуться к живой истории города, к реальной жизни его коренных жителей, почувствовать всю грандиозность происходящих в нем событий, испытать эстетическое наслаждение от творчества народных умельцев и мастеров своего дела.
Большое значение для полноценной реализации национально – регионального компонента имеет информационная насыщенность окружающего ребенка образовательного пространства. Начиная со младшего возраста, в группах оформляются уголках краеведения подбираются материалы по ознакомлению детей с родным городом, Мордовией и родной страной. Но наибольшую ценность имеет мини – музей: «Родной край» . В его создании принимают участие все: сотрудники детского сада, родители, дети, что способствует укреплению интегративных связей и созданию взросло – детского сообщества, ориентированного на достижение общих целей.
Для того, чтобы полученные знания о родном городе стали для детей личностно значимыми - предусмотрена возможность для отражения накопленного ими социального опыта: в играх, знакомящих детей с родным городом.
Кроме того, программой предусмотрено обязательное оформление продуктов детской исследовательской деятельности: макеты, книжки – самоделки, стенгазеты, выставки творческих работ, деятельность по благоустройству города, нашего детского сада, охране природы. Дети принимают участие в различных мероприятиях, конкурсах. Мы активно сотрудничаем с детской библиотекой, участвуем в выставках детских рисунков.
Важным аспектом является взаимодействие с семьей, которое строится на понимании того, что родители - это полноправные участники образовательного процесса. Семья занимает ведущее место в патриотическом воспитании, ведь в ней начинается процесс формирования личности, воспитания любви к своим родным и близким, дому, детскому саду, любви к родному городу, родной природе. Семья – источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта.
Поэтому на первый план выводится формирование у родителей активной позиции и сознательного участия в жизни своих детей через организацию общих дел, проектов, акций, участие в образовательных и развлекательных делах группы и детского сада. Это совместные экскурсии, конкурсы, совместные взросло – детские проекты по созданию фотоколлажей, выставок. Главная ценность предлагаемых форм – вовлечение родителей в образовательное пространство и возможность продемонстрировать собственным примером активную позицию гражданина своего города.
Каковы же результаты нашей работы? Конечно же - это знания и представления детей об истории города, о знаменитых земляках, о достопримечательностях. Но главное - это неподдельный, активный интерес детей к родному городу, желание сделать его еще лучше и краше своими делами и поступками.
Начиная работу по региональному компоненту, педагог сам должен знать культурные, исторические, природные, этнографические особенности региона, где он живет, а самое главное-педагог должен быть патриотом своей Родины
Воспитание любви к своей Родине, своему городу, краю – это многотрудный, долговременный процесс, он должен осуществляться ненавязчиво и постоянно, с самого раннего детства. Еще великий педагог – гуманист В. А. Сухомлинский писал, что «в сознании каждого человека на всю жизнь запечатлеваются воспоминания детства, навсегда сохраняются воспринятые в детские годы яркие картины, образы». Нам хотелось, что бы впечатления детства у наших воспитанников стали истоками любви к родному городу, краю и к людям, живущим в нем, истоками патриотических чувств.
Слайд 1
Тема: «Реализация регионального компонента в образовательном процессе ДОУ по социально-коммуникативному развитию воспитанников»
Актуальность и значимость регионального компонента в дошкольном образовании несомненна. Любовь к Родине начинается с родного края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Дети – наше будущее. Очень важно своевременно привить им правильное видение мира, научить их любить свою малую Родину.
Слайд 2
Задачи образовательной работы по реализации регионального компонента определены в ООП ДОУ № 29 г. Липецка в части, формируемой участниками образовательного процесса (40% от общего объема программы), и обеспечивают его реализацию в процессе знакомства дошкольников с историей, культурой, природой и знаменитыми людьми города Липецка.
Вариативность содержания дошкольного образования в каждом ДОУ индивидуальна и определяется ООП учреждения. К достижению целевых ориентиров, определённых в ФГОС ДО, каждое ДОУ идёт своим путём и выбирает для себя наиболее эффективные формы и методы работы.
2. Введение регионального компонента с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья) к менее близкому – культурно-историческим фактам.
3. Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного города, когда дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном.
4. Взаимодействие с родителями.
5. Профессиональное совершенствование всех участников образовательного процесса (воспитателей, узких специалистов);
6. Обобщение опыта педагогической деятельности, изучение эффективности инновационной деятельности и ее результатов по основным направлениям работы с детьми, педагогами, родителями.
Слайд 5
В связи с этим, реализация регионального компонента является важнейшей составляющей современного образования в ДОУ, использование которого направлено на достижение главной цели: формированию первоначальных представлений дошкольников об особенностях родного города.
Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач:
Знакомить детей с особенностями и традициями города Липецка;
Формировать представления о родном городе: истории, улицах, профессиях;
Знакомить с именами знаменитых земляков;
Формировать знания о живой и неживой природе города;
Заложить основы нравственной личности, национальной гордости и национального самосознания.
Слайд 6
Природное, культурно-историческое, социально-экономическое своеобразие местности предполагает отбор содержания регионального компонента образования, усвоение которого позволяет выпускникам ДОУ адаптироваться к условиям жизни в ближайшем социуме, проникнуться любовью к родной земле, воспитать у себя потребность в здоровом образе жизни, рациональном использовании природных богатств, в охране окружающей среды .
Эффективное формирование у детей основ культурно-исторического наследия возможно при соблюдении следующих факторов:
· комплексное сочетание различных видов деятельности ребенка;
· использование программ и технологий по краеведению;
· создание условий для самореализации каждого ребенка с учетом накопленного им опыта, особенно познавательной, эмоциональной сферы;
· учет специфики организации и построения педагогического процесса;
· использование форм и методов, направленных на развитие эмоций и чувств.
Слайд 7
Образовательный процесс, направленный на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе и приобщение детей к истории, культуре, природе родного края будет успешен при соблюдении следующих принципов:
· принципа поддержки инициативы детей в различных видах деятельности
· принципа содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником образовательных отношений
Создавать предпосылки для мотивации дальнейшего обучения с целью получения профессий для работы в родном городе.
Старший дошкольный возраст
Тема «Всякий труд почетен»
· Кто работает в детском саду? /заведующая, методист, руководитель по ФК, швея/
· Кто работает в городе? /архитектор, каменщик, сталевар, маляр, кровельщик, железнодорожник, учитель, библиотекарь, пожарный, сотрудник ГИБДД , ветеринар , стоматолог /
· Кто построил новый город
· Мебельная фабрика
· служба «01», «02», «03» всегда на страже города
· Кем ты будешь, когда станешь взрослым
· Кто работает на НЛМК /водитель автобуса, машинист крана, экскаватора/
Экскурсии:
· В школу, библиотеку
Сюжетно-ролевые игры:
· Стройка
· Школа, библиотека
· Железнодорожный вокзал
· Ателье мод
· Улица города
Встреча с интересными людьми:
· Семейная династия
Содружество с семьей:
· Сбор материала о профессиях родителей
· Родительское собрание «Воспитание уважения к труду взрослых»
· Выставка «Профессии разные важны, профессии разные нужны»
Слайд 21, 22
4. ТЕМАТИЧЕСКИЙ БЛОК «КУЛЬТУРА, ОТДЫХ, СПОРТ»
Задачи | Темы и формы работы |
Знакомить детей с русским фольклором, с мастерами художественных промыслов, с творчеством местных поэтов, композиторов, художников. Способствовать общему развитию ребенка на основе любви, интереса к культуре города. | Младший дошкольный возраст
· Знакомство с фольклором · В гости к нам пришли матрешки · Чудесный русский сундучок · Ярмарка · Лавка ремёсел · Бабушкина сказки · Дедушкины золотые руки Старший дошкольный возраст Тема «Приобщение к народным истокам, городским традициям» · Чудо - чудное, диво – дивное (сказки, сказания и фольклор русского народа) · Мастера народных ремёсел · Традиции русского народа · Знакомство с творчеством местных поэтов, композиторов, художников · Культурные и спортивные центры города · Спорт-это здоровье · Традиции родного города |
Знакомить детей с русским фольклором, с мастерами художественных промыслов, с творчеством местных поэтов, композиторов, художников способствовать общему развитию ребенка на основе любви, интереса к культуре города и занятиям спортом формировать у детей навыки культурного поведения | Экскурсии: · Художественная школа · Музыкальная школа · Декоративно-прикладной музей · На каток Календарно-обрядовые праздники · Русские посиделки · Коляда - открывай ворота · Широкая масленица Городские традиции · Фестиваль детского творчества · День города Содружество с семьей: · Совместные физкультурные и музыкальные досуги · Старинные семейные традиции · Конкурс рисунков, сотворчество родителей с детьми · Фотовыставка «Летний отдых» |
Слайд 23, 24
5. ЗНАМЕНИТЫЕ ЛЮДИ ГОРОДА ЛИПЕЦКА
Задачи | Темы и формы работы |
Дать представление детям о знаменитых людях, живущих в городе Липецке. | Младший и средний дошкольный возраст· «Кем быть? » · «Знаменитые люди нашего города»» Экскурсии: (начиная со II полугодия средней группы) · На улицы Лутова и 50 лет НЛМК Сюжетно-ролевые игры: · Идем в театр (на концерт) · Прогулки по улицам Липецка Встреча с интересными людьми: · Детский поэт-песенник, композитор, исполнитель Владимир Жиров · Фольклорная группа «Зень» |
Продолжать знакомить детей со знаменитыми людьми живущими в городе Липецке. Познакомить их с творчеством липецких художников, поэтов, писателей. Рассказать о вкладе каждого из них в культурное наследие нашего города. Воспитывать гордость за людей прославляющих наш город. | Старший дошкольный возраст Тема «Поэты, писатели, композиторы - детям»· «Боевая слава нашего города в стихах и прозе липецких авторов» · «Прошлое и будущее города в произведениях липецких авторов». Экскурсии: · В школу, · Библиотеку · На улицу Лутова Сюжетно-ролевые игры: · Библиотека · Выставочный зал · На концерте · В театре Встреча с интересными людьми:· Поэтом-песенником В. Жировым · Поэтессой Натальей Ушаковой · С фольклорной группой «Зень» · Встреча с ветеранами Октябрьского округа Содружество с семьей: · Организация вечеров поэзии. · Посещение выставок картин художников |
Слайд 25
При реализации регионального компонента большую роль играет организация проектной деятельности . Так совместно с родителями были осуществлены следующие проекты: «Моя родословная», «Почему так улицу назвали», «Из бабушкиного сундука», «День Победы – светлый праздник» и др. А методические продукты проекта «Липецк – мой город родной» - альбомы, фотографии, схемы, художественная и энциклопедическая литература широко используются в работе педагогов
В соответствии с одним из принципов ФГОС - учетом этнокультурной ситуации развития детей переработан и систематизирован материал многолетнего опыта работы воспитателя ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников на тему «Ознакомление детей с историей и культурой города Липецка» (конспекты праздников, развлечений, образовательных ситуаций, методические рекомендации , проекты, календарно-тематическое планирование и т. д.). Воспитатели ДОУ пользуются всеми материалами опыта и применяют их в дальнейшей работе с детьми.
Данный опыт работы позволяет педагогам:
Развить у дошкольников интерес к прошлому и настоящему нашего города; - формировать у них представления о семье, доме, улице, экологической культуре;
Приобщать к истокам народного творчества;
Воспитывать чувство гордости за свою малую Родину
Осуществляя работу по региональному компоненту, мы стараемся больше узнать о культурных, исторических, природных, этнографических особенностях региона и рассказать об этом дошкольникам в разных видах образовательной деятельности, во время прогулок и экскурсий по родному городу, в ходе посещений Липецкого краеведческого музея, Липецкого музея народного и декоративно-прикладного искусства.
Слайд 26
Для обеспечения образовательного процесса по региональному компоненту в ДОУ широко используем предметно-пространственную развивающую среду.
Важно для обеспечения реализации регионального компонента создать эстетически привлекательную образовательно-культурную среду , направленную, прежде всего, на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания детей в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Воспитать в ребенке гуманное отношение к окружающему миру, любовь к родной природе, семье, дому, краю, городу, Родине можно путем создания в ДОУ центров краеведения в группах, мини-музеев, патриотических уголков. Вариативность и содержание таких зон напрямую зависит от творчества и кругозора педагогов. Разнообразие экспонатов, выставок, уголков с использованием фотографий, макетов, стендов, иллюстративного материала, географических карт – все эти средства и материалы привлекают внимание детей, повышают их интерес к знакомству с родным краем, что позволяет успешно решать задачу по воспитанию интереса и любви детей к малой Родине.
В каждой группе оформлен уголок краеведения. Содержание уголков подобрано в соответствии с региональным компонентом («Галичья гора», «Елецкие кружева», «Липецк – наша гордость», «Памятные места города Липецка» и др.) и включает в себя подборку иллюстраций, альбомы, методическую, краеведческую, художественную литературу , наборы, открыток, фотографии и т. д.
Слайд 27
В детском саду функционирует мини-музей «Русская изба», целью которого является представление традиционной культуры русского народа. Подбором предметов русского быта занимались педагоги и родители. И сейчас мини-музей пополняется интересными экспонатами, которые попадают к нам из разных мест. В “избе” – большой деревянный стол, лавки, русская печь, подлинная деревенская утварь. В ДОУ существует переносной музей «Краеведческий», включающий полезные ископаемые , гербарии растений, фотографии и картины животных, характерные региону. Оформлен уголок русской символики.
Совместно с МБОУ СОШ №61 разработан и реализуется план преемственности, включающий в себя посещение краеведческих мини-музеев школы. Налажено взаимодействие с Липецким музеем народного и декоративно-прикладного искусства». Сотрудники музея организуют на базе ДОУ выездные мастер-классы и выставки для дошкольников на темы народного и декоративно-прикладного искусств.
Старших дошкольников знакомим с произведениями писателей и поэтов Липецкой областной писательской организации Союза писателей России - Александрой Тамбовской, Еленой Наумовой, Ольгой Смирновой, Натальей Ушаковой, Александром Пономаревым, Ларисой Шевченко. Их книги утверждают добро как одно из главных ценностей жизни - и детской, и взрослой.
Слайд 28
Детский сад тесно сотрудничает с городской фольклорной группой «Зень», с липецким государственным театром кукол и липецким академическим театром драмы им. , Липецкой областной филармонией, центральной городской библиотекой . Просмотры спектаклей, участие в фольклорных и обрядовых праздниках («Осенние посиделки», «Святки», «Рождество», «Пасхальное воскресенье» и др.) позволяют формировать у ребят знания о родном городе, о творческих людях и коллективах.
Слайд 29
Родители являются активными участниками проектов, праздников и развлечений, проводимых в детском саду, помощниками вовремя их подготовки. Поддержка со стороны родителей имеет большое значение, так как процесс воспитания любви к малой родине должен быть двусторонним. При изучении краеведческих традиций Липецкого края стараемся эффективнее организовать общение с родителями, чтобы семья и детский сад осуществляли единый комплекс воспитательных воздействий, направленных на ознакомление детей с родным краем; оказываем практическую помощь родителям в подборе для дошкольников детской художественной литературы липецких авторов, знакомим с народными играми т. е. заинтересовываем родителей проблемой приобщения детей к культурно-историческим ценностям родного города, показываем им актуальность поднятой проблемы.
Слайд 30
Результативность работы по реализации регионального компонента предполагает, что в процессе формирования основ краеведения ребенок:
- Приобретает определенную систему знаний о связи и взаимозависимости человека, животных, растительного мира и мира людей родного края, об особенностях общения человека с окружающим миром и воздействии этого взаимодействия на него самого; Овладевает представлениями о себе, своей семье, своей принадлежности к определенной нации, элементарной историей своего рода; Определяет свою социальную роль; Имеет элементарные представления об истории родного города, его достопримечательностях; Обогащает словарный запас, развивает память, мышление, воображение; Учится рационально использовать навыки в самостоятельной деятельности; Приобретает доброжелательность, чуткость, навыки сотрудничества в процессе общения друг с другом; Развивает самостоятельность, творчество, инициативность;
Слайд 31
Вывод: таким образом, реализация регионального компонента в социально-коммуникативном развитии дошкольников, построенная в системе будет способствовать достижению целевых ориентиров ФГОС:
Ребенок овладевает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;
Различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет.
Слайд 32
Литература:
1.Буре -нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие/ – М.:Мозаика-Синтез, 2011. – 80 с.
2. В. Колтаков «Из истории Липецкого края». - Воронеж: Центрально - Черноземное книжное издательство, 1965.
3. «Липецк. Страницы истории». - Липецк: Центрально-Черноземное книжное издательство, 1991.
4. А. Березен «Земля наша Липецкая». - Воронеж: Центрально - Черноземное книжное издательство, 1974.
5. «Искусство родного края». - Липецк: ЛИРО, 2008.
6. , Сарычев природа Липецкого края. - Липецк: -Проф-ТАСС», 2000.
7. , Шахов детства. Родная культура: учебник-хрестоматия по краеведению Липецкой области для дошкольного и младшего школьного возраста. Рязань - Липецк: ГЕЛИОН, 1996.
8. , Шахов энциклопедия: в 3-х т. - Липецк, 1999.
9. Барадулин художественного ремесла: в 2 ч. - М., Просвещение, 2010.
Светлана Ховерко
Дошкольный возраст - благоприятный период для потенциальных возможностей развития высших нравственно - патриотических чувств. Федеральные государственные стандарты рассматривают учет регионального компонента , как необходимое условие вариативности дошкольного образования. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве. На нас, педагогов – дошкольников, возложена великая миссия – воспитать подрастающее поколение патриотами своей Родины, научить их любить свою страну и гордится ею. И, прежде всего, необходимо дать детям понимание, что великая страна начинается с малой Родины – с того место, где ты родился и живешь. Если ребенок знает историю своего села, интересуется, чем он живет сейчас и хочет стать частью происходящих в нём событий, то он вырастет настоящим патриотом не только малой Родины, но и большой, великой страны под названием – Россия.
Современные требования к организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении с учетом региональных особенностей вызывают необходимость создания педагогами дошкольных образовательных учреждений дополнительных образовательных программ, помогающих педагогам и родителям осуществлять нравственно-патриотическое развитие дошкольников.
Духовно –нравственное воспитание в нашем детском саду реализуется в рамках образовательной области «познавательное развитие» , с учетом национально-культурных условий, многонационального состава населения и спецификой географического расположения Белокатайского района, направленная на воспитание у детей гражданственности, патриотизма, формирование основ краеведения, представлений о культурно-исторических, национальных, географических и природных особенностях родного края, с активным вовлечением детей в различные виды деятельности и привлечением к сотрудничеству родителей.
Ведущей идеей этой области является понимание того, что историческое, культурное, природно-экологическое своеобразие родного села - это огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы не разменять на пустяки, а сохранить и приумножить, воплотив его в сокровище своего внутреннего мира, своей личности в дальнейшем творческом созидании.
Целью является осуществление комплексного подхода в развитии познавательной деятельности и интегративных качеств дошкольников в процессе приобщения к природе, культуре и традициям родного края.
Это предполагает решение целого комплекса задач : образовательных, развивающих, воспитательных.
1. Развитие у дошкольников навыков познавательной, творческой деятельности;
2. Развивать интерес, положительное отношение к изучению истории родного края. Подвести детей к пониманию того, что история региона неразрывно связана с историей России.
3. Формировать общие представления о своеобразии природы Башкортостана, воспитание позитивного эмоционально-ценностного и бережного отношения к ней;
4. Формировать толерантное отношение к людям разных национальностей через знакомства с их культурой, традициями, обычаями.
5. Воспитывать навыки трудолюбия, уважительного отношения к труду, формирование бережного отношения к результатам труда.
Подобный подход позволяет не только сформировать у ребенка определенный запас представлений о родном селе, но и дает возможность почувствовать себя гражданином, участником, происходящим в нем событий, заложить фундамент для развития самосознания растущего человека как россиянина, личности с активной жизненной позицией, ощущающей чувство ответственности и гордости за свое село и его жителей.
В основе привития духовно-нравственных начал у дошкольников лежит ряд принципов, обеспечивающих построение образовательного процесса с учетом специфики социальных и природных особенностей региона . При этом «погружение» детей в краеведческий материал происходит постепенно, от близкого, понятного детям, к далекому : от семьи к селу и далее к региону , стране. Одновременно идет «погружение» в историю своего села, к истокам его возникновения. Таким образом, у детей постепенно складывается целостная картина окружающего мира.
Реализация принципа интеграции обеспечивает взаимопроникновение всех компонентов образовательного пространства : развитие и саморазвитие, природной и социальной сферы, детской и взрослой субкультуры, задач образовательных областей в соответствии с возможностями и особенностями воспитанников;
Формы и методы работы с детьми, обеспечивающие реализацию краеведческого содержания, реализуемого в основных компонентах образовательной деятельности.
Основной формой накопления и оформления детского опыта является образовательная ситуация. Она позволяет погрузить детей в материал, с которым их надо познакомить и оформить собственный социальный опыт, используя комплекс методов и приемов .
Наиболее значимой формой расширения представлений детей о родном селе являются экскурсии и целевые прогулки. Экскурсионные объекты – это памятные места и достопримечательности, социальные и природные объекты ближайшего окружения.
Неиссякаемый источник информации - краеведческий музей. Музей– это место, где дети получают возможность прикоснуться к живой истории поселка, к реальной жизни его коренных жителей, почувствовать всю грандиозность происходящих в нем событий, испытать эстетическое наслаждение от творчества народных умельцев и мастеров своего дела.
Большое значение для полноценной реализации национально – регионального компонента имеет информационная насыщенность окружающего ребенка образовательного пространства. Начиная со среднего дошкольного возраста, в группах оформляются уголках краеведения подбираются материалы по ознакомлению детей с родным селом, Башкортостаном и родной страной. Но наибольшую ценность имеет мобильный мини – музей : «Русская изба» . В его создании принимают участие все : сотрудники детского сада, родители, дети, что способствует укреплению интегративных связей и созданию взросло – детского сообщества, ориентированного на достижение общих целей.
Для того, чтобы полученные знания о родном селе стали для детей личностно значимыми - предусмотрена возможность для отражения накопленного ими социального опыта : в играх, знакомящих детей с родным селом.
Кроме того, программой предусмотрено обязательное оформление продуктов детской исследовательской деятельности : макеты, книжки – самоделки, стенгазеты, выставки творческих работ, деятельность по благоустройству села, нашего детского сада, охране природы. Дети принимают участие в различных мероприятиях, проводимых администрацией района праздничных концертах для ветеранов, праздниках посвященных Дню села. Мы активно сотрудничаем с детской библиотекой, участвуем в выставках детских рисунков.
Важным аспектом является взаимодействие с семьей, которое строится на понимании того, что родители - это полноправные участники образовательного процесса. Семья занимает ведущее место в патриотическом воспитании, ведь в ней начинается процесс формирования личности, воспитания любви к своим родным и близким, дому, детскому саду, любви к родному селу, родной природе. Семья – источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта.
Поэтому на первый план выводится формирование у родителей активной позиции и сознательного участия в жизни своих детей через организацию общих дел, проектов, акций, участие в образовательных и развлекательных делах группы и детского сада. Это совместные экскурсии, конкурсы, совместные взросло – детские проекты по созданию фотоколлажей, выставок. Главная ценность предлагаемых форм – вовлечение родителей в образовательное пространство и возможность продемонстрировать собственным примером активную позицию гражданина своего села.
Родители оказывают помощь в обеспечении образовательного процесса коллекционными материалами, оказывает помощь при организации экскурсий (пеших, автобусных, приобщают детей к традициям своей семьи, своего народа обеспечивают потребность в двигательной активности детей через использование народных подвижных игр, участие в мероприятиях учреждения.
Каковы же результаты нашей работы? Конечно же - это знания и представления детей об истории села, о знаменитых земляках, о достопримечательностях. Но главное - это неподдельный, активный интерес детей к родному селу, желание сделать его еще лучше и краше своими делами и поступками.
Начиная работу по региональному компоненту , педагог сам должен знать культурные, исторические, природные, этнографические особенности региона , где он живет, а самое главное-педагог должен быть патриотом своей Родины
Воспитание любви к своей Родине, своему селу – это многотрудный, долговременный процесс, он должен осуществляться ненавязчиво и постоянно, с самого раннего детства. Еще великий педагог – гуманист В. А. Сухомлинский писал, что «в сознании каждого человека на всю жизнь запечатлеваются воспоминания детства, навсегда сохраняются воспринятые в детские годы яркие картины, образы». Нам хотелось, что бы впечатления детства у наших воспитанников стали истоками любви к родному селу и к людям, живущим в нем, истоками патриотических чувств.
Ларионова Ирина Сергеевна
Должность:
воспитатель
Учебное заведение:
МБДОУ детский сад №5 "Лучик"
Населённый пункт:
г. Прокопьевск Кемеровской обл.
Наименование материала:
статья
Тема:
"Региональный компонент в воспитательно-образовательном процессе ДОУ."
Дата публикации:
21.01.2018
Раздел:
дошкольное образование
Региональный компонент в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.
Малая Родина... У каждого человека она своя,
но для всех является той путеводной звездой,
которая на протяжении всей жизни определяет
очень многое, если не сказать - всё.
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех
высоких человеческих начал. Осознавая своё «я», ребёнок начинает самоутверждаться, ак-
тивно вступает в отношения с окружающими. В этот период устанавливается связь ре-
бёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, происхо-
дит приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям.
Центральным звеном социализации является гуманистическое воспитание ребёнка, с
опорой на любовь к родителям, семье, месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине.
Накапливаемый при этом опыт касается как познания и преобразования той или иной
области действительности, так и отношения к ним, что соответствует одному из прин-
ципов личностно-ориентированной педагогики - принципу синтеза интеллекта, эмоций и
действия. В этой связи успешность развития дошкольников на региональном материале
становится неоспоримой, но она возможна только при условии активного взаимодействия
окружающим
эмоционально-практическим
предметную
деятельность,
обучение,
деятельности,
свойственные дошкольному возрасту.
Приоритетность
регионального
культурного
наследия
означает
воспитание
патриотизма на местном материале с целью формирования уважения к своему дому
(семье, друзьям), бережного отношения к природе родного края и изучение его истории,
приобщение
национальному
культурному
наследию
традициям,
произведениям местных писателей и художников.
Изучение
регионального
компонента
проходит
основных
н а п р а в л е н и я: физическое,
социально-личностное,
познавательно-речевое
художественно-эстетическое.
Ознакомление
народной
культурой,
историей,
природным
окружением
происходит
деятельности,
затрагивает
образовательные области…
приступить
направлению
этнокультурного
развития,
педагогами
проведена
диагностика
выявлению
сформированности знаний о предметах народного быта, праздниках, традиций, народных
игр, истории края.
Анализируя результаты диагностики, мы сделали выводы о недостаточных знаниях
национально
региональному
компоненту.
затруднялись назвать предметы быта, орудия труда, историю русских и шорцев в давние
времена; дети практически незнакомы с символикой, достопримечательностями города и
растительным миром; недостаточно знаний в области декоративно-прикладного искусства,
традиций.
Реализация
регионального
компонента
является
важнейшей
составляющей
современного
образования,
использование
которого
направлено
достижение
следующих целей и задач :
Способствовать
формированию
первоначальных
представлений
особенностях
родного края
Познакомить детей с особенностями и традициями сибирского края;
Формировать представления о родном городе: истории, улицах, профессиях;
Познакомить с именами знаменитых земляков;
Сформировать знания о живой и неживой природе сибирского края;
Заложить основы нравственной личности, национальной гордости и национального
самосознания
Использование
регионального
компонента
социализации
дошкольников предполагает следующее:
1. Знакомство с родным краем входит в образовательный процесс, выстроенный на
основе доминирующих целей базовой программы, в которую гармонично вписывается
краеведческий материал.
2. Введение регионального содержания с учётом принципа постепенного перехода от
более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья, к менее близкому – культурно-
историческим фактам.
3. Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного
края: дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы
отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном (творческая игра,
составление
рассказов,
изготовление
сочинение
аппликация,
рисование, благоустройство и охрана окружающей природы) .
Работа в детском саду по региональному компоненту проводиться по нескольким
направлениям - в этот процесс включены и дети, и педагоги, родители. В рамках работы с
организованы различные
повышения
квалификации
педагогов:
Педагогические советы, семинары-практикумы, консультации, круглые столы, дни
педагогического мастерства; мастер-классы на тему: «Я и моя семья», «Генеалогическое
древо семьи» и т.д.
направление
Региональный
компонент
реализовывается в ходе НОД, совместной деятельности детей, педагогов и родителей,
двигательно-оздоровительной
Эффективному
систематическому
усвоению
детьми знаний о своей стране, родном городе способствует перспективно - тематическое
планирование
воспитательно - образовательной работы. В нем есть такие темы, как:
«День города», «Народная культура и традиции», где дети знакомятся с национальной
культурой.
повторяются
изменяется
материала,
уделяется
внимание
изучению
культуры
Например, по теме «День театра» драматизируются
детьми и педагогами народные
Принцип интеграции образовательных областей позволяет организовать эту работу
интересно, разнообразно, так, чтобы всё, что мы хотим донести до детей, было воспринято
ими глубоко и надолго.
Например, планируя работу по образовательным областям:
«Физическая
культура»
инструктор
физкультуре
разучивает
народные игры «Лапта», «Жмурки», «Шапка», «Журавушка-журавель». Знакомим детей с
достижениями спортсменов нашего края.
«Познавательное
развитие»
знакомство
природой
осуществляется через экскурсии, на прогулках, во время наблюдений, создали выставку
фотографий «Достопримечательности города». Используем так же игровые технологии
В.Воскобовича:
«Игровизор»,
«Крестики»,
«Конструктор
«Веселые
цифры», «Блоки Дьенеша», «Палочки Кьюизинера» т др.
Речевое
развитие
проводим беседы («Я
многонациональной
«Знаменитые
знакомим
особенностями
шорского
обогащаем представления детей о разнообразии традиций, обычаев разных народов).
«Чтение детям художественной литературы» - большая работа проводится по
чтению художественной литературы, устному народному творчеству, сказкам писателей и
поэтов России. Создана картотека писателей и композиторов края, книжки - малышки
«Наряды разных народов», «Национальные праздники».
«Художественно
эстетическое
развитие »
музыкальные
руководители
разучивают с детьми национальные песни, танцы, знакомят с народными инструментами,
помогающими знакомить детей с историей, культурой народов.
В ДОУ действует театральный кружок
«В гостях у сказки». Мы
постарались
создать условия для погружения ребенка в познание живого красочного национального
творчества
ценностей
посредством
фольклорно
театрализованных
представлений,
обыгрывания потешек, небылиц - «Шапка небылиц», «Приключения пчеловода», «Гуси-
лебеди», «Хитрый воробей», «Репка» и др. Проводим фольклорные концерты и народные
праздники.
занятиях
художественному
творчеству
происхождении
русской и шорской
посуды и утвари, овладевают умениями рисования национальных
орнаментов на силуэтах посуды, одежды, обуви. С детьми подготовили выставку рисунков
по теме «Русские и шорские народные сказки».
«Социально – коммуникативное развитие» - знакомим детей с элементарными
сведениями о местонахождении на карте России, достопримечательностями, Символикой
России и города - герб, гимн, флаг.
Даем первоначальные представления об истории коренных народов, общее понятие
о существовании различного вероисповедания у народов, говорим о национальной кухне,
традиционной национальной одежде.
Разработали краеведческие игры: -Поле чудес