Организация продуктивной деятельности детей в доу. Продуктивная деятельность. Познавательно исследовательская деятельность

Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 231 открытого акционерного общества «Российские железные дороги» станции Таксимо

ДОКЛАД

Тема: « Продуктивная деятельность -
как средство развития творческих способностей дошкольников»

Составитель: Заведующий

Детским садом № 231

ОАО «РЖД» ст.Таксимо

К.Д. Ушинский писал: «Основной закон детской природы можно выразить так: ребенок нуждается в деятельности непрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием или односторонностью».

Никого не удивляет, что основной деятельностью детей в дошкольный период является игровая, однако, есть ещё один важный вид деятельности – продуктивный. В условиях дошкольного образования продуктивной называют такую деятельность ребёнка под руководством воспитателя, результатом которой является появление какого-либо продукта.
Было проведено много исследований, которые доказали, что именно благодаря продуктивной деятельности у старших дошкольников формируется графический навык, воспитывается настойчивость и усидчивость, целенаправленность, умение планировать свою деятельность, достигать некоторого результата.

Анализ продуктивной детской деятельности- способ исследования детского развития, основанный на изучении результатов продуктивной деятельности детей: рисунков, поделок и т.п. Он применяется как в массовых исследованиях для определения общих закономерностей психического развития, кросс- культурных особенностей и т.п., так и при изучении развития отдельного ребенка в диагностических целях. Наиболее часто как в тех, так и в других целях используются детские рисунки.

Ребенка важно включать в разнообразные виды деятельности и позволять проявиться всем его задаткам и склонностям. Поэтому очень важно в процессе воспитания создавать такие условия, чтобы ребенок мог самореализоваться.
Основными видами детской деятельности дошкольного периода являются игровая и продуктивная. Продуктивной деятельностью в дошкольном образовании называют деятельность детей под руководством взрослого, в результате которой появляется определённый продукт.
В процессе деятельности затронута работа всех органов ощущения и восприятия. Важен фактор эмоциональной реакции на ту или иную деятельность, в которую погружается воспитанник. Заинтересовать дошкольника задача непростая, так как к незнакомым процессам интегрирования он отнесется с недоверием. Поэтому важно показать конечный результат, сделанный вашими руками.
Исследования последних лет показывают, что растёт число детей, имеющих отставание в речевом и личностном развитии. Как известно, речь детей впрямую зависит от тонкой моторики пальцев рук.

Занятия продуктивной деятельностью развивают творческое воображение ребёнка, способствуют развитию мускулатуры руки, координации движений, развивают свойства мышления (анализ, синтез, умение сравнивать).
Продуктивная деятельность как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания детей.
Продуктивные виды деятельности способствуют совершенствованию речи детей, формированию моральных качеств личности: как самостоятельность, инициатива, пытливость, организованность и ответственность при выполнении задания. Она тесно связана с сенсорным воспитанием. Формирование представлений о предметах требует усвоение знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве.

Все эти виды детской активности играют важную роль в развитии ребенка - дошкольника. Рисование способствует процессу интериоризации, а рисунок является материальной опорой для внутреннего плана деятельности, оно также способствует переходу от символа к знаку. Процесс рисования может являться средством психотерапии (вид арт-терапии). Все виды продуктивной деятельности могут использоваться в целях психодиагностики индивидуальных и возрастных особенностей психического развития детей. Продуктивная деятельность развивает когнитивные процессы ребенка. Рисование дает возможность выразить на плоскости цвет и форму предмета. Лепка позволяет воплотить объемную форму. Конструирование дает возможность для выражения соотношения элементов. Свойства предметов, которые выделяются в продуктивных видах деятельности, составляют содержание представлений ребенка о форме, цвете, величине, объеме, количестве и т.д., что является основой для оперирования ими в умственном плане, обеспечивающем анализ, сравнение, обобщение и классификацию. Одной из важных функций детского рисования, лепки и конструирования является экспрессивная, так как ребенок выражает свое отношение к окружающей.

функции продуктивной деятельности в дошкольном возрасте

В процессе продуктивной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо применять определенные усилия, осуществлять трудовые действия, овладевать определенными умениями.
Дошкольники овладевают многими практическими навыками, которые позднее будут нужны для выполнения самых разных работ, приобретают умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельным.

На занятиях продуктивной деятельностью успешно реализуется интегрированный подход. Занятия позволяют снять перенапряжения, страхи детей.

Если будет состоять задача в целенаправленном создании условий для продуктивной деятельности, то ребенок не раз обратится за помощью и поддержкой к взрослому, так как способности проявляются и формируются лишь в деятельности.
Каждый возрастной период создает особые благоприятные условия для развития способностей. Способности облегчают усвоение знаний, формирование умений и навыков. В свою очередь, знания, умения и навыки приводят к дальнейшему развитию способностей.

Функции продуктивных видов деятельности в дошкольном возрасте

Продуктивная деятельность предполагает выполнение нескольких видов действий: перцептивные действия, действия по замысливанию образа, изобразительные действия и действия контроля и оценки. (таблица)

Таблица

Действия в структуре изобразительной деятельности

Вид действия

Характеристика действия

Перцептивные действия, т.е. действия восприятия

Выделение в предметах и явлениях внешних изобразительных признаков: формы, величины, цвета, расположения предметов в пространстве

Замысливание образа

Придумывание ребенком содержания при создании рисунка, в процессе лепки, конструирования, определения материалов, приемов, последовательности действий

Изобразительные действия

Учет основных форм, особенностей структуры, цвета, пропорциональных отношений в предметах и между ними, умение применять способы их изображения в рисунке, при лепке, создании аппликаций, конструировании

Действия контроля и оценки

Оценивание ребенком создаваемого образа в процессе исполнения и при окончании в соответствии с замыслом. Определение своеобразия, неповторимости и оригинальности образов

Перцептивные действия, т.е. действия восприятия, являются одними из главных, реализующих изобразительную деятельность, поскольку для создания образа необходима способность выделять в окружающих предметах и явлениях внешние изобразительные признаки: форму, величину, цвет, расположение предметов в пространстве. Восприятие в дошкольном возрасте становится более полным, точным и более расчлененным, аналитическим. К концу дошкольного возраста у ребенка формируется целостный способ обследования (порядок, структура), характерный для изобразительной деятельности.

Замысливание образа – специфический вид действия в изобразительной деятельности, суть которого состоит в придумывании ребенком содержания при создании рисунка, в процессе лепки, конструирования, определении материалов, приемов, последовательности действий. Замысел отличается от темы изображения, поскольку она является только названием, определением предмета изображения. На протяжении дошкольного возраста увеличивается устойчивость замысла. При систематическом обучении старший дошкольник способен к предварительному замысливанию образа, что обусловлено уровнем развития речи, воображения, произвольностью всех познавательных процессов, развитием мотивационно-потребностной сферы и самосознания. Для замысливания необходимы определенный опыт непосредственного восприятия изображаемых предметов, явлений, знание совокупности графических образов, представления о графических структурах, пластических образах и схемах. При отсутствии этого невозможно представить будущее изображение даже в общих чертах и рисунок выполняется посредством проб и ошибок.

Для овладения изобразительными действиями необходимо освоение дошкольниками совокупности знаний, умений и навыков. Среди них наиболее значимыми являются знание основных форм, структуры, цвета, величины, пропорциональных отношений в предметах и между ними, знание способов их изображения и умение использовать их в процессе рисования, лепки, при создании аппликаций, конструировании. На протяжении дошкольного возраста изобразительные действия становятся точнее, увереннее, самостоятельнее и разнообразнее, более обобщенными, творческими.

Изобразительная деятельность включает в себя действия контроля и оценки, формирующиеся при условии осознания детьми, что их работа предназначается для других. Действия контроля формируются на основе умения ребенка дать оценку создаваемому образу в процессе рисования и при его окончании в соответствии с замыслом. Одним из самых высоких уровней развития действий контроля и оценки является проявление способности чувствовать своеобразие, неповторимость, оригинальность образов. Данное действие к старшему дошкольному возрасту должно выполняться ребенком в основном самостоятельно: ребенок знает, за что надо оценивать художественную работу свою и товарищей и как это делать.

Для дошкольного возраста характерны следующие стадии изобразительной деятельности: стадия бесформенных изображений и стадия изобразительных схем. Стадия бесформенных изображений (три-четрые года) вначале очень близка к предыдущей – доизобразительной стадии в раннем возрасте, когда рисунки детей не передают ничего конкретного, на рисунках те же каракули и среди них с трудом обнаруживаются попытки нарисовать что-то реальное. Раздельно нарисованные предметы короткими прямыми или округлыми штрихами, совершенно самостоятельными, не примыкающими друг к другу и не связанными в единое целое части чего-либо (человека, животного, машины и т.д.), они не столько изображают, сколько что-то обозначают. Если ребенок замечает разорванность частей изображения (чаще после вопросов взрослых), например, машины, то быстро обводит все их общей круговой линией, показав таким образом сопряженность частей друг другу, отделив нарисованное от соседствующих рядом каракулей. Стадия схем (четыре-семь лет) характеризуется тем, что рисование детей проходит ряд ступеней: от упрощенных схем, где неопределенно по форме изображаются лишь некоторые части объектов, до постепенного их наполнения более существенными и узнаваемыми частями и деталями.

Продуктивная деятельность дошкольника направляется комплексом мотивов:

интерес к изобразительному материалу, особенно, если он новый, яркий;

подражание действиям сверстников и взрослых;

интерес к окружающим предметам и явлениям, которые ребенок хочет изобразить;

желание пережить значимые моменты личного опыта, вернуться к тем предметам, явлениям и ситуациям, которые вызывали позитивные эмоциональные состояния.

Наиболее отчетливо данные мотивы выражаются не столько в результате деятельности, сколько в процессе ее выполнения: дошкольник с помощью дополнительных средств (речь, игра и др.) легко и эмоционально передает это содержание. На протяжении всего дошкольного возраста меняется конкретное содержание изобразительной деятельности: предметы и действия с ними; человек, его действия и взаимоотношения с другими людьми; событие, значимое для ребенка, развитие которого он изображает в рисунке и лепке. Именно поэтому тематика рисунка, лепки и игры у одного и того же ребенка часто является похожей. Нарушается данное совпадение только изобразительной сложностью. Особенности отношения ребенка к миру в системах "ребенок – предмет" и "ребенок – взрослый" во многом обусловливают содержание не только игровой, но и изобразительной и конструктивной деятельности (тему, замысел и особенности его развития, форму проявления деятельности и др.).

В рисунке, лепке и конструировании ребенок часто использует игровые способы действия, если он не осознает необходимости создания изобразительного образа или не считает это главным. Дошкольник, наскоро нарисовав и создав схематичные изображения, может, основываясь на них, развертывать игровой сюжет, фиксируя его дальнейшее развитие на листе отдельными штрихами, линиями и др. Даже у старших дошкольников может быть не сформирован специфический мотив изобразительной деятельности: желание оказывать воздействие на других людей посредством своего художественного образа благодаря художественной форме и средствам, которые использовал художник. Ребенок чаще всего оценивает рисунок по тому, что он хотел изобразить, а не изобразил на самом деле, и ждет соответствующей оценки от взрослого. У некоторых дошкольников уже сформирован соответствующий мотив и наблюдается хорошее владение различными способами изображения. Если таким детям необходимо нарисовать понятный и интересный для других рисунок, у них это достаточно хорошо получается. Но если они рисуют только для себя, то процесс рисования может трансформироваться в игру-рисование и рисунок будет отличаться бедностью и схематичностью. Это обусловлено не наличием изобразительных умений, а доминированием игровых мотивов. В этом проявляется влияние ведущей деятельности на изобразительную, что целесообразно использовать для развития изобразительных действий детей.

Очень важно, чтобы воспитатель мог разработать или выбрать критериальный аппарат. В работе по анализу продуктов детской деятельности можно использовать данную схему (критерии анализа и оценки, созданных детьми изображений):

1. Содержание выполненного изображения (в соответствии с этим критерием дается краткое описание того, что изображено на рисунке, в лепке, ). Отметить его оригинальность, а также разнообразие, богатство или, наоборот, бедность содержания.

2. Передача формы (форма простая, сложная, передана точно, немного искажена или вовсе не удалась).

3. Строение предмета : части предмета расположены верно, их местоположение немного искажено; части предмета расположены неверно (строение предмета передано неверно).

4. Передача пропорций предмета в изображении.

5. Композиция : вытянутое построение, скученное изображение, нет единства; пропорциональность (непропорциональность) построения (отношение по величине разных изображений). Симметричное (несимметричное) построение. Ритмическое (неритмическое) изображение. Миниатюрное изображение или увеличенное. Расположение на листе отдельных изображений: по всему листу, на полосе листа (фризовое). Изображение нескольких моментов одного события на одном листе бумаги.

6. Передача движения . Статическое изображение. Передача начального момента изображения движения (движение какой-либо части предмета или группы). Неумело выраженное движение в целом. Передача сложного движения достаточно четко и определенно.

7. Цвет. Передача реальной окраски предметов. В изображении преобладают насыщенные (яркие) цвета или пастельные, бледные или холодные тона. Многоцветная раскраска, преобладание одного или двух цветов; отступление от реальной окраски. В декоративном рисовании соответствие колориту образца народной декоративной росписи или отступление от него.

8. Характер линий . Сильный, энергичный нажим, иногда продавливающий бумагу. Линия грубая, жесткая или линия слабая, легкая, слитная, плавная, дрожащая, прерывистая. Раскраска мелкими штрихами, мазками или крупными, размашистыми движениями. Регулирует или нет силу нажима, размах (закрашивает в пределах контура или ВЫХОДИТ за линии контура).

9. Материалы, использованные для создания изображения (при условии самостоятельного их выбора).

10. Уровень самостоятельности выполнения работы (рисунка, лепки, аппликаций): а) требовалась ли в ходе выполнения работы помощь педагога, в чем она заключалась; б) обращался ли ребенок с вопросами, просьбой о помощи к воспитателю; в) есть ли у ребенка потребность самостоятельно дополнить изображение подходящими по смыслу предметами, деталями.

11. Эмоционально-эстетическое отношение к процессу создания изображения: а) проявляет ли ребенок интерес к изобразительной деятельности, насколько устойчив этот интерес; б) насколько эмоционально относится ребенок к заданию, к процессу создания изображения, к готовому продукту деятельности своей и других детей; в) какие виды изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация) и типы задания (предметное, сюжетное, декоративное) предпочитает, как объясняет свое предпочтение; г) как оценивает свои работы и работы других детей (эмоционально-эстетическая, нравственная оценка).

12. Использование ребенком специфических средств выразительности для создания образа.

13. Творчество . Отметить, что нового внёс ребенок в изображение. Оригинальность изображения. Стремление наиболее полно выразить задуманное.

Вопрос по использованию продуктивной деятельности в работе педагога в настоящее время активно разрабатывается в педагогике, является актуальным на сегодняшний день. Требуется многоаспектное изучение работы педагога ДОУ по использованию продуктивных видов деятельности старших дошкольников как средства гармоничного развития их личностной сферы.

Анализ продуктивной деятельности с точки зрения педагогической психологии

Архивный, или праксиметрический метод. Для данного психологического метода существует и другое название - архивный. Этот термин употребили в своей деятельности американские психологи. Они подразумевали под архивным методом изучение жизни человека через его продукты труда, творчества, записи дневников, архивные данные о нем. Его разновидностью есть биографический метод, который позволяет изучать жизненный путь отдельного человека или группы людей через их творческие или трудовые достижения. Так современное человечество получает знания о жизни, отношениях и личностных особенностях знаменитых людей из прошлого. В отечественной психологии более распространено название "анализ продуктов деятельности", или праксиметрический (от греч. "праксис" - "действие"). В нашем обществе этот метод широко используется в педагогической психологии для изучения развития детей.

Анализ продуктивной деятельности очень распространен в работе с детьми с самого маленького возраста, потому что позволяет в комфортных для малыша условиях (в игре) проявить себя. Маленькие дети еще не способны словесно описать свои переживания, они пока не знают, как называется то, что они в данный момент чувствуют. Но могут сделать это другим способом - изобразить на бумаге, проиграть с друзьями, придумать или сочинить рассказ. Все это может стать ценным материалом для психолога, который работает с ребенком. Анализ продуктов деятельности детей предполагает исследование таких данных: продукты деятельности, созданные в игре: фигурки из пластилина, конструкции из разных материалов, предметы для сюжетно-ролевых игр; продукты трудовой деятельности: заготовки, поделки на уроках труда; продуктивные материалы, творческие: рисунки, стихи, заметки, песни, сочинения, аппликации и прочее. Благодаря изучению этих материалов можно сделать выводы об уровне знаний, сформированности навыков, наличии способностей, направленности интересов, эмоциональном состоянии ребенка, его взаимоотношениях с другими людьми.

В каких случаях применяется метод? Метод психологического анализа продуктов деятельности - эффективный способ всестороннего изучения психики ребенка. Он позволяет выявить такие особенности, как:

психические процессы (мышление, внимание, память и др.);

психические состояния (настроение);

психические свойства (характер, способности - все, что делает ребенка индивидуальностью).

Таким образом, метод может применяться в самых различных ситуациях - для выявления причин неуспеваемости дошкольника, при трудностях в адаптации ребенка, для изучения его взаимоотношений со взрослыми и ровесниками, для определения интересов и склонностей ребенка к определенному виду деятельности. Этот список можно продолжать, ведь количество вопросов о благополучном развитии малыша увеличивается с его возрастом. Опытный психолог всегда поможет обеспокоенным родителям или педагогам, если в арсенале его методов работы есть анализ продуктов деятельности.

Какие условия должны быть соблюдены? Для того чтобы метод дал наиболее полные и точные результаты, психолог соблюдает ряд условий при проведении исследования: четко формулирует цель - что конкретно и для чего исследуется (например, проявление взаимоотношений ребенка 6 лет со значимыми взрослыми и сверстниками в рисунках); выбирает детей (если это группа) соответствующего возраста (в данном случае, 6 лет) и обладающих указанными навыками (например, рисования); для всех детей готовит одинаковые условия для деятельности (одинаковые материалы, место проведения); минимизирует собственное влияние на процесс работы детей, следит, чтобы малыши работали самостоятельно и были мотивированы; фиксирует эмоциональные реакции детей, что проявляются в процессе работы; если исследование подразумевает дальнейшую беседу с ребенком о продукте его творчества, заранее готовит вопросы; предусматривает критерии, по которым будет оцениваться конечный продукт (например, выбор цветовой гаммы, композиция). Каким образом проводится анализ? Данный метод предполагает анализ процессов и продуктов деятельности. Это значит, что не только конечный продукт работы ребенка может нести информацию о нем, но и сам процесс его создания. Например, когда дети играют в постановку сказки, можно наблюдать, насколько они вовлечены в процесс, насколько им нравится роль и как они ее обыгрывают, насколько соответствует текст роли, а также то новое, что вносит в процесс малыш.

Если анализируется более пассивное занятие, например, лепка или рисование, можно фиксировать эмоциональные реакции ребенка на происходящее, наблюдать, как он сам оценивает свое произведение, насколько полученный продукт соответствует изначальной идее. Конечный продукт деятельности оценивается по определенным критериям. Они зависят от того, какая цель была поставлена. Это может быть степень развития определенных психических функций ребенка, его эмоциональное состояние, наличие способностей к какой-то деятельности и прочее. Этапы проведения исследования Как и все психологические исследования, анализ продуктов деятельности подразумевает прохождение нескольких этапов: подготовительный - сбор первичных данных о ребенке, постановка гипотезы (что и почему происходит, с чем это может быть связано), подготовка материалов для анализа; непосредственно исследование - психологический анализ продуктов деятельности; при необходимости - дополнение его другими методами; заключительный этап - систематизация полученных данных, сопоставление их с гипотезой (подтвердилось ли предположение), составление рекомендаций по работе с ребенком для родителей и педагогов. Участие самого ребенка предполагается только на втором этапе. Все остальные шаги совершает психолог.

Достоинства метода. Метод анализа продуктов деятельности получил свое широкое распространение в западной и отечественной психологии благодаря ряду преимуществ, которыми он обладает: Возможность собрать достаточно обширный материал как у группы, так и у одного ребенка. Возможность прослеживания динамики психологического развития ребенка путем сравнения более старых и самых новых продуктов творчества. Например, увидеть, насколько усовершенствовалась мелкая моторика рук, как изменилось отношение ребенка к тому или иному аспекту его жизни и т.д. Это наиболее естественный для ребенка способ исследования его психики: в игровой форме работы малыш чувствует себя комфортно и раскрепощенно. Возможность выявить самые разнообразные психологические особенности ребенка - от степени развития внимания до характера. Недостатки анализирования продуктов деятельности. Любой метод исследования имеет свои недостатки, которые могут влиять на полученный результат.

Анализ изучения продуктов деятельности может подвергаться таким трудностям: Использование метода ограничено возрастными особенностями ребенка. Например, для того, чтобы изучить рисунок малыша, нужно чтобы он уже обладал навыками рисования. Обработка результатов может подвергаться субъективной оценке психолога (к примеру, оригинальность рисунка). Для этого необходимы четкие критерии оценивания, которые исключат необъективность исследователя. Для всестороннего изучения личности человека с помощью АПД необходимо достаточно много времени и ресурсов.

Разновидности методов исследования продуктов деятельности. Анализ продуктов деятельности имеет свои разновидности или может быть использован как часть других методов психологического исследования. К таким относятся проективные методики. Их суть - в проецировании (переноса, изображения) внутренних свойств, переживаний человека на продукт его творчества. Изучая его, можно получить данные о развитии этого человека. Отличается проективный метод от классического АПД тем, что он имеет стандартизированный материал, по которому проводится работа, и конкретную инструкцию. Например, испытуемый получает задание нарисовать рисунок на заданную тему, дополнить незаконченное предложение, составить рассказ по изображению и т. д. К таким наиболее известным методикам относятся "Пятна Роршаха", "Несуществующее животное", "Дом, дерево, человек" и другие. Проективные методы эффективны не только в работе с детьми, но и со взрослыми, а также людьми, которые имеют психические заболевания. Еще одной современной интерпретацией метода есть профессиография. Она использует АПД людей, которые принадлежат к определенному типу профессиональной деятельности. Благодаря сбору таких данных, выводятся требования, которые необходимы для успешного овладения той или иной профессией. Это психофизиологические, социально-психологические характеристики человека. Например, для того чтобы быть успешным педагогом, кроме теоретической подготовки, специалист должен быть тактичным, терпеливым, способным контролировать эмоции, достаточно гибким и изобретательным. Контент-анализ как смежный метод. Наиболее разработанной и распространенной разновидностью архивного метода есть контент-анализ. Он используется не только в психологии, но и других социальных науках, коммуникациях. Метод предполагает изучение единиц текста и их классификацию. К таким единицам относятся: отдельные слова; фразы (словосочетания); тема; сообщение в целом. Этот метод более точный, поскольку предполагает математические действия с полученным материалом. Все единицы исследования проходят подсчет с целью определения частоты их использования и систематизации. Это позволяет сделать выводы о психологических особенностях автора сообщения, о его взаимоотношениях с адресатом сообщения, а также о более глобальных социально-психологических процессах в больших группах людей. Потенциальными источниками для контент-анализа выступают книги, личные дневники, заметки в газетах, песни, стихи и т. д.

Анализ педагогической документации . Широкое применение в практике обучения и воспитания детей получила еще одна разновидность АПД. Это анализ педагогической документации. Современный педагог, психолог или социальный работник каждый день сталкивается с большим объемом данных, касающихся воспитанников. Это различная документация: характеристики; медицинские анамнезы; автобиографии; журналы оценивания знаний; протоколы собраний; мониторинг знаний и умений; приказы и распоряжения руководства. Все это после изучения и систематизации позволяет создать общую картину развития ребенка, обозначить проблемные моменты и наметить пути их решения.

Метод анализа продуктов деятельности в психологии - эффективный инструмент в работе специалиста. Для его использования недостаточно теоретической подготовки. Это постоянная практика, личная заинтересованность и желание все время развиваться. Но если родители доверят своего ребенка такому специалисту, они будут уверены, что получат исчерпывающую информацию о нем и квалифицированную помощь.

Занятия продуктивной деятельностью обладают следующими психотерапевтическими свойствами:

* повышают активность правого полушария мозга и уравновешивают работу обоих полушарий;

* повышают уровень интеллекта в целом;

* активизируют творческое мышление;

* повышают и стабилизируют на высоком уровне психоэмоциональное состояние;

* снижают тревожность и помогают легче адаптироваться к тяжелым ситуациям;

* улучшают двигательную активность рук, развивают моторику пальцев;

* развивает пространственное восприятие;

* совершенствует визуальное, наглядно-действенное и наглядно-образное виды мышления; улучшают память.

Вывод .

Что развивается у ребенка в продуктивной деятельности?

Развивается речь детей: усваиваются названия форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений, обогащается словарь. Педагог привлекает детей к объяснению заданий, последовательности их выполнения. В процессе анализа работ, в конце занятия, дети рассказывают о своих рисунках, лепке, высказывают суждения о работах других детей.

Формируются такие качества, как пытливость, инициатива, умственная активность, любознательность и самостоятельность.

Происходит всестороннее воспитание дошкольника.

Сенсорное развитие, формирование представлений о предметах требует усвоение знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве.

В процессе продуктивной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо применить усилия, осуществлять трудовые действия, овладеть определенными умениями. У детей развивается мускулатура рук, пальцев. Дошкольники овладевают многими практическими навыками, которые позднее будут нужны для выполнения самых разных работ, приобретают умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными.

Создаются свои впечатления об окружающем мире и выражается свое отношение к нему.

Используемая литература:

    Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.

    Давыдова Г.Н. Пластилинография.

    ДороноваТ.Н. Материалы и оборудование для продуктивной деятельности.

    Дошкольное воспитание. -№11.- С.29 -39.

    Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. - М.: РАО, 2000.- 197 с.

    Короткова Н.Н. Продуктивная деятельность детей старшего дошкольного возраста

    Мухина B.C. Изобразительная деятельность как форма усвоения социального опыта. - М., 2000.

    Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. -- 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с.

Ольга Черникова
Семинар-практикум «Развитие продуктивной деятельности»

Семинар – практикум «Развитие продуктивной деятельности детей »

Почему возникла эта проблема?

Актуальность проблемы

Развитие продуктивных способностей неотделимо от гармоничного развития всех сторон личности. Только при общем гармоничном развитии ребенка можно выявить задатки, склонности и уже на их основе развивать те или иные способности.

Природа щедро наделила каждого здорового ребенка возможностями развиваться . И каждый здоровый малыш может подняться на самые большие высоты творческой деятельности и высокий уровень эстетической культуры!

Что же такое эстетическое воспитание?

Эстетическое воспитание в педагогической науке понимается как органическая часть всестороннего воспитания, как целенаправленный процесс совместной деятельности педагогов и воспитанников, направленный на формирование эстетической культуры, эстетического сознания, эстетических вкусов, чувств и оценок с целью эстетического развития личности .

Именно в дошкольном возрасте у детей наблюдается свежесть и острота восприятия, способность удивляться, яркость воображения, умственная активность. Поэтому это наиболее благоприятный возраст для развития эстетических и творческих способностей у детей.

Что такое творчество?

У каждого человека есть потребность в творческой деятельности и творческие способности. К сожалению, часто они остаются нереализованными. В детстве человек ищет возможности реализовать свой творческий потенциал, но, иногда, наталкивается на сопротивление среды и ближайшего окружения. Если ребёнок не приобретает положительный опыт творческой деятельности , то в зрелом возрасте у него может сформироваться убеждение, что это направление развития ему не доступно . А ведь именно через творчество человек может раскрыться как личность.

Что дает творчество человеку - ребенку?

Творчество даёт переживание своей целостности. Оно отражает его внутренний мир, его стремления, желания, переживания. В момент творчества человек наиболее полно и глубоко переживает себя как личность, осознаёт свою индивидуальность.

«Творчество,- пишет психолог В. В. Давыдов, - является уделом всех, … оно обязательно должно являться нормальным и постоянным спутником детского развития ».

Что необходимо сделать, чтобы детское творчество развивалось ?

Как вы понимаете высказывание «. так как руки, глаз, чувства и мысли у каждого свои, ни похожи ни на кого другого, то и техника творчества не может не быть индивидуальной, если не вмешать в нее постороннего, обезличивающего».

А в каком виде деятельности можно сочетать два этих направления в развитии ребенка ? (продуктивная деятельность )

Что же такое продуктивная деятельность ?

Продуктивная деятельность – это специфическое образное познание действительности и как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания детей. Для того чтобы нарисовать, слепить, сделать постройку предварительно надо хорошо познакомиться с изображаемым предметом, запомнить его форму, величину, конструкцию, расположение частей, цвет. Для умственного развития детей большое значение имеет постепенно расширяющийся запас знаний на основе представлений о разнообразии форм и пространственного положения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.

Какова же цель педагога в этом направлении?

ЦЕЛЬ педагога : создание ситуации, стимулирующей активность детей, побуждающей их к развитию продуктивной деятельности и творческих способностей.

ЗАДАЧИ :

> Создание эмоционально-положительного настроения.

> Развитие интереса к занятиям по продуктивной деятельности .

> Формирование восприятия предметного мира и моделирование в различных видах продуктивной деятельности .

> Знакомство с сенсорными эталонами.

> Развитие мелкой моторики рук .

> Активизация словаря.

> Развитие умений по продуктивной деятельности .

> Воспитание у детей умения выполнять совместную деятельность .

Не задавить способность ребенка, а помочь ему в ее развитии

На какие два вида можно разделить продуктивную деятельность ?

Продуктивные виды деятельности дошкольника включают изобразительную и конструктивную. Они, как и игра, имеют моделирующий характер. В игре ребенок создает модель отношений между взрослыми. Продуктивная деятельность , моделируя предметы окружающего мира, приводит к созданию реального продукта , в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объемном изображении.

Что включает в себя изобразительная деятельность - рисование , лепка, аппликация.

Рисование - одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Тематика рисунков может быть разнообразной. Ребята рисуют все, что их интересует : отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, литературных героев и декоративные узоры и т. д. Им доступно использование выразительных средств рисунка. Так, цвет применяется для передачи сходства с реальным предметом, для выражения отношения рисующего к объекту изображения и в декоративном плане. Овладевая приемами композиций, дети полнее и богаче начинают отображать свои замыслы в сюжетных работах.

Своеобразие лепки как одного из видов продуктивной деятельности заключается в объемном способе изображения. Дошкольникам доступно овладение приемами работы с мягкими пластическими материалами, легко поддающимися воздействию руки,- глиной и пластилином.

В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми и сложными формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезывают и наклеивают. Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения, так как в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета.

Конструирование из различных материалов больше других видов изобразительной деятельности связано с игрой . Игра часто сопровождает процесс конструирования, а выполненные детьми поделки обычно используются в играх.

В детском саду применяются такие виды конструирования : из строительного материала, наборов конструкторов, бумаги, природного и других материалов.

Основополагающим моментом в конструировании выступает аналитико-синтетическая деятельность по обследованию предметов. Она дает возможность установить структуру объекта и его частей, учесть логику их соединения. Так, башня, имеющая слишком узкое основание, рушится.

На основе аналитико-синтетической деятельности ребенок планирует ход конструирования, создает замысел. Успешность реализации замысла во многом определяется умением дошкольника планировать и контролировать его ход.

Что развивается у ребенка в продуктивной деятельности ?

развивается речь детей : усваиваются названия форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений, обогащается словарь. Педагог привлекает детей к объяснению заданий, последовательности их выполнения. В процессе анализа работ, в конце занятия, дети рассказывают о своих рисунках, лепке, высказывают суждения о работах других детей.

Формируются такие качества, как пытливость, инициатива, умственная активность, любознательность и самостоятельность.

Происходит всестороннее воспитание дошкольника.

Сенсорное развитие , формирование представлений о предметах требует усвоение знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве.

В процессе продуктивной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо применить усилия, осуществлять трудовые действия, овладеть определенными умениями. У детей развивается мускулатура рук , пальцев. Дошкольники овладевают многими практическими навыками, которые позднее будут нужны для выполнения самых разных работ, приобретают умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными.

Создаются свои впечатления об окружающем мире и выражается свое отношение к нему.

Таким образом, в детском саду продуктивная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация и конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. Поэтому общие задачи, стоящие перед продуктивной деятельностью , конкретизируются в зависимости от особенностей каждого вида, своеобразия материала и приемов работы с ним.

Продуктивная деятельность являются важным средством всестороннего развития детей . Обучение рисованию, лепке, аппликации, конструированию способствует умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию дошкольников.

Продуктивная деятельность только тогда сможет приобрести творческий характер, когда у детей развиваются эстетическое восприятие, образное мышление, воображение и когда они овладевают необходимыми для создания изображения навыками и умениями. Изображение детьми предметов и явлений действительности – это вместе с тем и отражение их отношения к этим предметам и явлениям.

Какие способы и приемы вы знаете для активизации детей в продуктивной деятельности ?

Проектная деятельность

Игровые приемы

Наблюдение детьми за процессом создания объекта

Игровые упражнения

Образовательные ситуации

Экспериментирование и опыт и т. д.

  • § 6. Общие проблемы дошкольной олигофренопедагогики
  • § 7. Система специальных дошкольных учреждений для детей с нарушениями интеллекта и задачи специального дошкольного воспитания
  • Вопросы и задания
  • Литература
  • Глава 2. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями интеллекта §1. Особенности развития ребенка с нарушениями интеллекта в младенческом и раннем возрасте
  • § 2. Особенности психического развития дошкольников с нарушениями интеллекта
  • Вопросы и задания
  • Литература
  • Глава 3. Организация коррекционно-воспитательной работы в специализированном дошкольном учреждении § 1. Подход к отбору содержания обучения
  • § 2. Организация педагогической работы в специализированном дошкольном учреждении
  • Вопросы и задания
  • Литература
  • Раздел II. Коррекционно-воспитательная работа с дошкольниками с нарушениями интеллекта Глава 4. Методические принципы подхода к обучению
  • § 1. Принципы построения занятий
  • 1. Смена видов деятельности
  • 2. Повторяемость программного материала.
  • 3. Формирование переноса полученных знаний, сведений, способа действий из одной ситуации в другую.
  • 4. Игровая форма
  • § 2. Сочетание словесных, наглядных и практических методов в коррекционном обучении
  • Вопросы и задания
  • Литература
  • Глава 5. Формирование способов усвоения общественного опыта как коррекционная задача обучения детей с нарушениями интеллекта § 1. Формирование сотрудничества взрослого с ребенком
  • § 2. Формирование способов усвоения общественного опыта
  • Вопросы и задания
  • Литература
  • Глава 6. Физическое воспитание
  • Вопросы и задания
  • Литература
  • Глава 7. Умственное воспитание
  • § 1. Развитие внимания и запоминания
  • § 2. Развитие восприятия и представлений
  • § 3. Формирование мышления
  • § 4. Роль знаний об окружающей действительности в умственном воспитании
  • § 5. Развитие речи
  • Вопросы и задания
  • Литература
  • Глава 8. Формирование деятельности § 1. Деятельность и развитее ребенка
  • § 2. Развитие и формирование предметной деятельности, элементов трудовой деятельности
  • § 3. Формирование игровой деятельности
  • § 4. Формирование продуктивных видов деятельности
  • Вопросы и задания
  • Литература
  • Глава 9. Формирование основ личности
  • Вопросы и задания
  • Литература
  • Глава 10. Подготовка детей с нарушениями интеллекта к школе
  • Вопросы и задания
  • Литература
  • Литература
  • § 4. Формирование продуктивных видов деятельности

    Первой продуктивной деятельностью ребенка, как известно, является изобразительная и конструктивная деятельность. Возникновение их тесно связано у ребенка с восприятием предметов и явлений окружающего мира, так как то, что не воспринято, не может быть и отражено. С другой стороны, изобразительная деятельность тесно связана с другими видами деятельности ребенка.

    Невозможно получить какое-либо изображение, не владея предметами и орудиями изобразительной деятельности, т.е. карандашом, кистью, ножницами, глиной, клеем, и способами их употребления. Следовательно, развитие изобразительной деятельности ребенка связано с развитием его предметной деятельности и предполагает достаточно высокий уровень развития последней.

    В младшем дошкольном возрасте конструирование, лепка, рисование и аппликация тесно переплетаются с игрой.

    Развитие продуктивной деятельности связано с развитием восприятия, речи, мышления, воображения, т.е. со всем психическим развитием ребенка.

    У нормально развивающихся детей к началу дошкольного возраста уже накоплен определенный графический опыт, некоторый запас графических образов, правда, еще очень примитивных. Однако при этом вдет активное ассоциирование изображения с обликом знакомых предметов, происходит «опредмечивание» каракулей посредством слова. Изобразительные действия сопровождаются игрой и речью.

    У детей с нарушениями интеллекта, с которыми не проводится коррекционная работа по формированию изобразительной деятельности, очень часто даже до поступления в школу сохраняются однообразные, кратковременные, хаотические действия с карандашами. Эти действия не имеют изобразительной направленности, лишены игровых моментов, изображения никак не называются детьми, т.е. не связываются с окружающими предметами.

    В рисунках более старших детей, обучение которых осуществляется без учета их психического развития, почти не встречается игрового и речевого сопровождения, изображения людей, животных, т.е. тех объектов, которые составляют основное содержание детского изобразительного творчества.

    Трудности в овладении предметным изображением в развитии содержательной стороны рисования у дошкольников с нарушениями интеллекта тесно связаны с недоразвитием восприятия, образного мышления, предметной и игровой деятельности, речи, т.е. тех сторон психики, которые составляют основу изобразительной деятельности.

    Все это обращает внимание на необходимость обучения изобразительной деятельности детей с нарушениями интеллекта на всем протяжении дошкольного детства.

    Одной из основных задач начального периода является формирование мотивационо-потребностного плана деятельности. У детей вызывают желание рисовать, лепить, вырезать, наклеивать и т.д. В этом решающую роль играет пример взрослого. Педагог рисует, лепит, выполняет аппликацию на глазах у детей. Для изображения он подбирает наиболее привлекательные окружающие предметы, которые вызывают у малышей эмоциональный отклик. Помимо отдельных предметов или игрушек, педагог в своих рисунках изображает интересные события из жизни детей, прогулок, режимных моментов или эпизоды из знакомых сказок. Изображения, выполняемые взрослым мелом на доске, красками или фломастером на бумаге, довольно схематичны, отражают лишь самое существенное, процесс создания сопровождается эмоциональным словесным пояснением, обращениями к детям, выразительными жестами, движениями. При этом детям предлагают демонстрировать то, что изображено, так как персонажами в этих рисунках являются они сами или герои из интересных сказок.

    Следующей задачей обучения изобразительной деятельности детей является формирование способов обследования: ощупывание перед лепкой объемных предметов, используя зрительно-двигательное моделирование формы; обведение-выделение плоской формы перед рисованием. Эта задача реализуется при обучении детей предметному рисованию и лепке по натуре. Перед изображением педагог учит детей рассматривать объект, т.е. обследовать. Обследование проводится в определенной последовательности: от восприятия предмета в целом к вычленению его отдельных частей и основных свойств (формы, отношений по величине, расположения в пространстве, цвета). Заканчивается обследование восприятием целостного предмета. В качестве натуры используются реальные предметы, игрушки, готовые лепные поделки и др.

    В ходе обследования очень важно вызвать у детей положительные эмоции к самому предмету. Этому способствует обыгрывание предмета, его целостное восприятие.

    В процессе обследования натуры, а затем в ходе оценки полученного изображения воспитатель соединяет воспринятое со словом: называет предмет, который дети рисуют, их качества и свойства.

    В процессе лепки и рисования с натуры, в ходе занятий аппликацией дети воспринимают пространственные отношения предметов, их частей. Представление о пространственных отношениях также закрепляются в речи детей.

    Таким образом, в ходе предметного рисования и лепки дети знакомятся с пространством листа бумаги, учатся воспринимать изображение на плоскости как отражение реального пространства.

    Овладение способами зрительно-двигательного моделирования формы позволяет ребенку в дальнейшем пользоваться ими при изображении, которые еще не были в его графическом опыте.

    В ходе обучения педагог решает также задачи обеспечения операционально-технической стороны деятельности своих воспитанников. Эта работа связана, с одной стороны, с усвоением детьми приемов и навыков изобразительной деятельности, а с другой - выработкой у них умения самостоятельно подбирать необходимые для построения различных изображений средства.

    Дети овладевают умением пользоваться карандашом, кисточкой, краской, учатся штриховать, закрашивать рисунок. В ходе овладения этими умениями и навыками развивается мелкая моторика (движения кисти, пальцев), формируется зрительно-двигательная координация, рука готовится к обучению письму.

    Занятия по изобразительной деятельности имеют существенное значение в плане эстетического воспитания ребенка. Дети воспринимают специально подобранные воспитателем в качестве натуры красивые, яркие предметы, испытывают радость. Они учатся сопоставлять свои работы с натурой и тем самым правильно оценивать их, выслушивают мнения своих сверстников о проделанной работе.

    Занятия по изобразительной деятельности помогают воспитанию положительных качеств личности: усидчивости, внимания, умения доводить до конца начатое дело.

    Вслед за предметным рисованием и лепкой с натуры проводится предметное рисование и лепка по представлению.

    Опираясь на образы восприятия, полученные во время занятий с использованием натуры, воспитатель учит детей изображать предметы по описанию. Эти занятия способствуют формированию умения оперировать имеющимися образами-представлениями, восстанавливать их по слову. Такие занятия способствуют формированию взаимосвязи сенсорного и речевого развития детей, а также, с другой стороны, позволяют осуществить контроль за усвоением ребенком слов и выражений, данных ему в процессе лепки и рисования с натуры.

    Во время занятий по представлению продолжается знакомство детей с ориентировкой на листе бумаги, привитие детям навыков работы с карандашом, кисточкой, ножницами, усвоение приемов изобразительной деятельности. Эти занятия вносят большой вклад и в воспитание положительных качеств личности ребенка.

    Переход к сюжетному рисованию знаменует собой возникновение новых возможностей. Речь идет о более полном восприятии окружающего (восприятие отношений предметов в пространстве и действий). При этом ребенок изображает воспринятое не непосредственно в момент восприятия, а отсрочено - по представлению.

    Сюжетное рисование по текстам сказок предполагает уже такой уровень развития представлений, при наличии которого ребенок оказывается в состоянии изображать по словесному описанию ситуации, с которыми он непосредственно не встречался.

    В результате целенаправленной работы по обучению детей рисованию и лепке с натуры и по представлению становится возможным начать работу по замыслу. Работа над формированием замысла теснейшим образом перекликается с работой по обучению предметному, а затем сюжетному рисованию и лепке. Образы, накопленные ребенком в процессе работы с натуры и по представлению, по-новому используются ребенком в изображениях по собственному замыслу. На этих занятиях воспитатель учит ребенка вспоминать, какие предметы и ситуации он видел, изображал, обращает внимание на их разнообразие и т.п.

    Все эти виды занятий способствуют развитию памяти ребенка, в частности, произвольного запоминания, что чрезвычайно важно для всего последующего обучения не только в детском саду, но и в школе.

    Со всеми этими занятиями тесно переплетаются занятия по аппликации, которые помогают детям объяснить, как объемная форма изображается в плоскости, они дают возможность обратить внимание детей на соотношения величин, позволяют решать задачи сенсорного воспитания. Кроме того, занятия вносят большой вклад в эстетическое воспитание ребенка, так как дети учатся воспринимать и подбирать сочетания цветов и т.д.

    В процессе занятий по конструированию у детей необходимо сформировать интерес к этому виду продуктивной деятельности, желание самим создавать постройки для игры. С этой целью педагог на глазах у детей строит различные предметы, которые тут же включаются в совместную игру. При этом педагог действует эмоционально, вызывая у воспитанников ответный эмоциональный отклик. Процесс конструирования сопровождается объяснениями, комментированием, игровыми действиями. Речевое сопровождение включает все виды коммуникативных высказываний: вопросы, побуждения, сообщения. Наблюдая за деятельностью взрослого, дети знакомятся с предметной и функциональной сторонами конструкций.

    Особое внимание педагог уделяет формированию у детей представления о связи предмета со всеми видами изображений. Он не только строит, но тут же рисует, наклеивает на бумагу, показывая тем самым, что каждый объект может быть изображен в графической, аппликативной, конструктивной формах. Это помогает ребенку понять единство предмета и всех его изображений, познакомиться с различными видами моделирования его образа.

    Для создания предпосылок к самостоятельному конструированию детям показывают также, что предметы одного функционального назначения (например, здание детского сада) могут иметь разные конструкции, т.е построены по-разному, но в тоже время отвечать общим требованиям (иметь небольшую высоту, много входов и т.д.). Демонстрируя разнообразные постройки на одну и ту же тему, педагог проводит пропедевтическую работу по преодолению у детей с нарушениями интеллекта склонности к стереотипному воспроизведению одного и того же вида конструкции. Это нужно для того, чтобы в собственной деятельности дети стремились и хотели использовать различные конструктивные материалы.

    На начальных этапах одним из основных методов обучения является подражание действиям взрослого. Действия по подражанию предполагают буквальное следование ребенка за взрослым, воспроизведение его действий без отсрочки. Дети видят каждый элемент строительного набора, который находится в руках педагога, а также куда он их устанавливает. При затруднениях используется совместные действия взрослого с ребенком. Затем постройки обыгрываются.

    В дальнейшем учат детей выполнять конструкцию по образцу. Конструирование по образцу основано на самостоятельных действиях детей и на реализации тех представлений, которые формируются в результате направленного обследования, анализа образца под руководством педагога. В начале обучения используются только несложные объемные образцы с видимыми составляющими элементами. Изучение образца под руководством взрослого проводится в определенной последовательности. Анализ образца представляет собой специально организованное его рассматривание, осуществляемое под руководством педагога. Педагог руководит восприятием детей, помогает им правильно, полно адекватно воспринимать существенные свойства предмета с точки зрения конструктивных способностей.

    Анализ образца начинается с целостного восприятия объекта. Дети называют его, затем переходят к выделению основных опорных частей. Выделение основных частей в конструкции (образец) желательно производить в той последовательности, которая соответствует очередности исполнительских операций. После определения главных частей переходят к деталям в постройке. Во время рассматривания деталей взрослый подчеркивает их значение в предмете. Следующим этапом обследования образца является определение формы каждого элемента и подбор нужных соответствующих этим элементам строительных деталей. При этом педагог использует вспомогательные движения: обведение каждой выделяемой части предмета или конструкции по контуру. После подбора необходимых строительных деталей педагог привлекает внимание детей к последовательности выполнения постройки.

    В дальнейшем дети учатся конструировать по графическому образцу. С этой целью им предлагают различные конструкторы, сборно-разборные игрушки.

    В старших группах дети выполняют постройки по представлению (по словесному описанию). Каждый из этих приемов используется в зависимости от уровня развития детей и той конкретной коррекционной задачи, которую ставит педагог на определенном занятии.

    Опыт обучения детей с нарушениями интеллекта конструированию показал, что они оказываются способны при правильной организации коррекционной работы овладеть начальными действиями со всеми видами моделей.

    Таким образом, при особой организации и коррекционной направленности обучения дети с нарушениями интеллекта оказываются способны выполнять предметные, изображения, а также отражать несложное содержание, связанное с их жизненным опытом.

    Консультация для воспитателей детского сада

    Организация продуктивных видов деятельности

    детей дошкольного возраста

    Методы в организации

    продуктивной деятельности детей

    Информационно – рецептивный

    Он направлен на организацию и обеспечение восприятия готовой информации

    Репродуктивный

    Он направлен на закрепление упрочнение и углубление знаний усвоения способов деятельности которые уже известны.

    Эвристический

    Направлен на пооперационное или поэлементарное обучение процедурам деятельности.

    Педагог ставит перед детьми решение не целостной задачи, а отдельных её элементов направляя на поиск решений.

    (Педагог сообщает факт, дети делают вывод. Педагог ставит проблему, а дети выдвигают гипотезы её решения.

    Исследовательский

    Самостоятельное решение целостной задачи детьми.

    Все эти общедидактические методы реализуются через систему приёмов.

    1.Наглядные

    Приёмы 2. Словесные

    3. Игровые

    Ведущими в продуктивной деятельности являются наглядные приёмы:

    Наглядные приёмы

    1. Наблюдение

    В процессе наблюдения формируются у ребёнка представление об изображаемом предмете, об окружающем мире.

    Требования к наблюдению

    1. Целенаправленность (особенности объекта)
    1. Эмоциональность, неравнодушие восприятия
    1. Осмысленность наблюдения (осознание тех свойств, которые предстоит изобразить: форма, цвет. Пропорции, расположение в пространстве и т.д.)
    1. Активность детей (эмоциональная, речевая, мыслительная, двигательная)
    1. Повторность наблюдения (изменяющиеся условия)
    1. Учёт возрастных особенностей детей.

    Особенности наблюдения в разных возрастных группах

    1 младшая гр.

    Выделяют один, два признака направления (например: цвет, ритм)

    Наблюдение кратковременное

    Не даётся установка на последующее изображение предмета

    Воспитатель при изображении сам выбирает форму и цвет

    Наблюдение происходит в действии, в игре

    2 младшая группа

    В наблюдение включают элемент обследования жестом (пальчиком очертить форму)

    Средняя группа

    Наблюдение более длительное

    Выделяется несколько признаков (цвет, форма, строение - части, расположение в пространстве)

    Повторное наблюдение с усложнением содержания и способов познания

    Вопросы не только репродуктивного, но и поискового характера.

    В конце наблюдения детям говорят о предстоящей работе.

    Рисунки должны быть более сложные, могут быть предметные и сюжетные, черты индивидуальности проявляться за счёт композиции, деталей – дополнений, разнообразия цвета)

    Старший возраст

    Цель сообщается после эмоционального восприятия детьми объекта

    Помочь детям выплеснуть чувства, выразить себя

    Побуждать детей к поиску слов, образов, сравнений для выражения чувств

    Обращать внимание на расположение предметов, рассматривать вблизи и издали. Сравнивать по величине, устанавливать взаимное расположение в пространстве: ближе к нам, дальше, справа, слева.

    Формировать изобразительное представление(как можно нарисовать, какой материал лучше использовать, какой цвет бумаги лучше подойдёт.

    В момент наблюдения спланировать будущий рисунок.

    1. Обследование

    Целенаправленное аналитико – синтетическое восприятие объекта осязательно – двигательным и зрительным путём.

    У детей формируется представление об объекте, что ложиться в основу изображения.

    Обследование – это целенаправленное рассматривание предмета, который необходимо изобразить.

    Вычленение внешних изобразительных признаков

    Обследование можно разделить на 3 этапа

    1 этап – целостное, эмоциональное восприятие предмета, через какой то выразительный признак (например Пушистый котёнок – самый выразительный признак «пушистый»

    Цель : вызвать желание изобразить.

    2 этап – аналитическое восприятие предмета т.е. последовательное выделение изобразительных признаков, частей и свойств предмета.

    Порядок выделения. Соответствует с последовательностью изображения

    1. Выделяют и называют самую крупную часть предмета и её назначение.
    2. Определяют форму этой части (выносят зависимость формы от её назначения, условий жизни и т. д.)
    3. Определяют положение этой части в пространстве (различия у разных видов одного предмета: у сонны ствол – толстый и прямой, потоньше и скривлённый)
    4. Затем выделяют другую достаточно крупную часть, выясняют положение, форму, величину её по отношению к основной.
    5. Выделяют цвет, если изображение его непроизвольно, а выполняется в соответствии с натурой.
    6. Обращают внимание на детали

    При обследовании используется обследующий жест: обвести пальчиком форму, зрительно сопровождать движение руки.

    3 этап - целостное эмоциональное восприятие предмета, как бы объединяющее целостный образ.

    Обследующий жест – подчиняется форме.

    Младшая гр.

    Совместный жест взрослого и ребёнка (Пальчик бежит нигде не останавливается. Форма круглая)

    Средняя группа

    Словом уточняется расположение частей предмета. (на верху, внизу, с одной стороны…)

    Обследуемый жест и зрительный контроль

    Важно побуждать действовать жестом и вслух называть части. Формы.

    Выяснять зависимость формы и названия предмета, его частей

    Старшая группа

    - внимание на отношение частей в предмете по ширине, длине, высоте

    Основную форму передают обобщением, приближая её к соответствующей геометрической форме (круг, овал…)

    Обращать внимание на линии прямого и округлого характера.

    Использовать приём сравнения при рассматривании частей одного предмета и сравнении подобных предметов между собой (обобщающий способ изображения.)

    Обращать внимание на разнообразие предметов одного типа, учить видеть их выразительность, своеобразие каждого.

    Помочь разрушить шаблонное изображение.

    Обследование в разных видах изобразительной деятельности

    Аппликация

    Обследующий жест как и в рисовании, только обводить в другую сторону (справа налево)

    Обследующий жест воспитателя сопровождается словом. (ваза: внизу линия округлая, сверху у горлышка– прямая)

    Лепка

    Порядок операций в обследовании предмета в основном повторяет их порядок в лепке.

    Порядок обследования в лепке предметов круглой и овальной формы с рельефными особенностями (яблоко, груша, огурец). И сложной расчлененной формы

    1. Выделение общей формы если предмет целостный.

    Выделение формы основной части если предмет расчленённой формы.

    1. Выделение специфической характерной формы (отличия от геометрической формы)
    1. Определение формы других частей и сравнение с формой центральной части.
    1. Определение величины других частей. По сравнению с основной.
    1. Определение положения этих частей по отношению к основной
    2. Внимание фиксируется на основных рельефных особенностях, уточняющих специфическую форму (в яблоке углубление, форму мелких деталей – клюв, ушки)

    Движение пальцев при обследовании – соответствуют движению пальцев при лепке.

    Схема лепки при данном обследовании

    (круглой формы)

    1. Создание основной формы, близкой к геометрической фигуре
    1. Лепка формы специфической
    1. Лепка основных рельефных особенностей предмета
    1. Дополнительные детали (веточки, листочки)

    Схема лепки – при данном обследовании

    (сложной расчленённой формы)

    1. Лепка подставки
    1. Лепка основной наиболее крупной части (обобщенной формы)
    1. Лепка других крупных частей обобщённой формы
    1. Лепка специфической (характерной формы этих крупных частей)
    1. Соединение крупных частей в одно целое.
    1. Лепка мелких деталей предмета
    1. Обрботка поверхностей

    Зависимость обследования от способа изображения

    Изображение с натуры

    Рассматривают в том ракурсе, в котором будет выполнено изображение. Фиксируют внимание на видимых частях

    Изображение по представлению

    Важно, чтобы дети смогли «увидеть» не только основные формы предмета, строение, но и возможные их варианты. (разные яблоки, разные машины)

    Обследовать лучше натуральные предметы, обследование игрушек, скульптур, животных, птиц проводить только после наблюдений в природе, чтобы дети представляли образ «живым» выразительным не статичным.

    Обследование по возможности лучше проводить после наблюдений.

    1. Рассматривание

    Картин и книжных иллюстраций

    Широко используемый метод

    Ни в коем случае картины или книжную иллюстрацию нельзя предлагать детям для прямого подражания.

    Это косвенный приём обучения, применяется для предварительного формирования представлений и замыслов, когда невозможно познакомить детей с предметом или явлением в процессе непосредственного восприятия.

    Использовать после наблюдения, с целью уточнения, обогащения представлений

    1. Образец

    Образец – это, чему дети должны следовать при выполнении различного рода заданий.

    Нельзя злоупотреблять этим приёмом – дети рисуя по образцу, рисуют по видению воспитателя, а не по своему замыслу.

    Результат – однообразие работ, не умение рисовать самостоятельно.

    Наиболее применим в аппликации, декоративном рисовании.

    При декоративном рисовании детям предлагают 2-3 примерных образца, и помогают им увидеть общее и различия.

    1. Показ

    Показ – публичная демонстрация одного из вариантов изображения

    Широко используемы метод. Используется при ознакомлении с техникой работы, с новыми способами изображения.

    Показ может быть:

    1. Полный показ
    2. Частичный показ
    3. Общий показ (для всех детей сразу)
    4. Индивидуальный показ
    5. Показ педагога
    6. Показ в форме совместного действия педагога и ребёнка
    7. Показ способа действий ребёнком.

    Словестные приёмы

    1. Беседа

    Беседа - организованный педагогом разговор, во время которого воспитатель пользуется вопросами, пояснениями, уточнениями, способствует формированию представлений об изображаемом предмете или явлении.

    Максимальное стимулирование детской активности

    Используется в первой части работы и после завершения

    1. Пояснение

    Пояснение – способ воздействия на сознание детей, помогающий понять и усвоить, что и как делать.

    1. Совет

    Совет используется при затруднениях детей. Важно не спешить с советом – дать ребёнку самостоятельно найти решение.

    1. Напоминание

    Напоминание – короткое указание. Используют перед началом процесса. Чаще речь идёт о последовательности выполнения работы, планировании и организации деятельности.

    1. Поощрение

    Поощрение следует чаще применять в работе с детьми. Оно вызывает желание выполнять работу хорошо, старательно. Вселяет в детей ощущение успеха.

    Ни в коем случае нельзя публично критиковать работу детей, уничтожать рисунки, поделки. Такими методами – можно воспитать закомплексованного, неудачника.

    1. Художественное слово

    Художественное слово – вызывает интерес к теме, к содержанию изображения. Помогает привлечь внимание к детским работам. Создаёт эмоциональный настрой.

    Словесные приёмы неотделимы от наглядных и игровых.

    Игровые приёмы

    Игровые приёмы нацелены на решения дидактических задач, созданию мотивации к деятельности.

    Признаки игровых приёмов

    1. Игровая задача – цель предстоящих игровых действий (построим мишке домик, позовём Петрушку в гости…)
    1. Развитие игрового замысла (сделаем Петрушке фотографию на память)
    1. Игровые действия (дети фотографы – рисуют фотографии, дарят Петрушке)

    Игровые действия бывают:

    1. Моторные (практические)
    1. Имитирующие действие (машут рукой – как крылом..)
    2. Изобразительными (рисунок в воздухе – снегопад)
    1. Звукоподражанием

    Игровые приёмы – это способы совместного развития сюжетно-игрового замысла путём постановки игровых задач и выполнения игровых действий, направленные на обучение и развитие детей.

    Характер игровых приёмов

    1. Сюжетно – игровая ситуация по типу режиссерских игр.

    Обыгрывание предметов или игрушек (пришёл Буратино очень расстроенный. Что не увидел г. Усть-Кут, где живут дети. Как можно помочь Буратино?)

    Обыгрывание изображения (нарисовали дорожку – по ней катится колобок, нарисованная птичка летает, клюёт зерна…)

    Обыгрывание незаконченного изображения с целью анализа, создаваемого образца (цыплёнку сыпет кроши. Почему он не клюёт? У него нет клюва – надо дорисовать, а то он останется голодный)

    1. Игровые приёмы с ролевым поведением детей и взрослых

    Детям предлагают роль гончаров, художников, строителей, фотографов и т.д.)

    Виды изобразительной деятельности

    1. Изобразительная деятельность по представлению (по воображению)

    Подготовка на основе непосредственного восприятия (зрительного, слухового, тактильно-моторного

    Участие процессов памяти

    Рисование по представлению на основе впечатлений полученных из различных источников (события. книги. телевидение. мультфильмы, наблюдения…)

    (Такой вид наиболее естественен для дошкольников.)

    Изображения по литературным, музыкальным произведениям

    Изображения по замыслу на свободную темы выбранную самим ребёнком по содержанию может быть предметным, сюжетным, декоративным)

    Изображения на свободную тему с ограниченной тематикой («моя любимая игрушка», «Все работы хороши - выбирай на вкус»

    1. Изобразительная деятельность по памяти

    Чаще проводится в старшей группе, в подготовительной группе в конце года

    Процесс воспроизведения на бумаге какого – либо объекта в том пространственном положении, в котором находился этот объект в момент восприятия.

    Развитие восприятия, наблюдательности, зрительной памяти, приучение детей к наблюдению и запоминанию, а затем к воспроизведению (для рисования малодетальных предметов, или простых пейзажей)

    Последовательность действий .

    1 этап – наблюдение – целосное эмоциональное восприятие

    Перед рисованием внимательно рассмотреть, обследовать, запомнить, чтобы затем нарисовать очень похоже – такую задачу следует ставить после первого обследования. На эмоциональном подъёме.

    2 этап – выделение главных объектов их своеобразие (форма. Цвет, величина, пропорции, место расположение)

    3 этап – вспомнить, представить рисунок. Подумать с чего следует начать рисование.

    4 этап – После просмотра обратить внимание на качестве запоминания.

    1. Изображение с натуры .

    Изображение предмета в процессе его непосредственного восприятия с определённой точки обзора, с целью как можно более точной и выразительной его передаче.

    Задачи: учить всматриваться в натуру, видеть выразительные признаки, различать своеобразие, точно передавать в рисунке.

    Начинать обучение с плоской или приближённой к плоской натуре, затем прямоугольных форм с фронтальной стороны (не был виден объём) небольшим количеством деталей не заслонявших друг-друга.

    Устанавливать натуру. Чтобы дети видели самую характерную сторону (на уровне глаз ребёнка)

    Натура должна представлять интерес (ветка черёмухи отцветёт, а мы её красоту сохраним в рисунке)

    Воспитатель говорит: «Как видим - так и рисуем. Сколько листочков справа – столько рисуем справа…»)

    Можно простым карандашом делать набросок, чтобы наметить пропорции и спланировать изображение.

    Изобразительная деятельность, где под одним тематическим содержанием объединяются разные виды художественной деятельности

    (рисование, лепка, аппликация,)

    Обобщенный способ действий помогает детям ориентироваться в различных видах художественной деятельности

    1. Восприятие – умение всматриваться в предметы, явления – как первая ориентировка
    2. Ориентировка в окружающих цветах, формах в процессе изобразительной деятельности
    3. Способы самостоятельных действий при выборе выразительных средств
    4. Способы творческих действий в передаче образа в рисунке, лепке. Аппликации

    В этом случае наиболее полно раскрываются возможности поисковой деятельности

    1. Сотворчество воспитатели и детей (вместе с воспитателем выполняют ряд заданий, представляющий результат коллективной работы

    Варвара Латина
    Организация продуктивной деятельности в группах детей старшего дошкольного возраста.

    Понятие «продуктивная деятельность» включает в себя несколько видов активности - рисование, конструирование, лепку, аппликацию, - традиционно представленных в детской жизни и занимающих в ней существенное место. Все они носят моделирующий характер, то есть особым образом отображают реальный мир.

    Перечисленные виды активности представляют собой созидательную работу, направленную на получение предметно оформленного результата. Продуктивная деятельность - это превращение того или иного исходного материала (комплекса материалов) в конкретный продукт в соответствии с поставленной целью (замыслом).

    Продуктивная деятельность в дошкольном учреждении организуется по отдельным ее видам в рамках специальных занятий, одинаковых для всех (вне контекста конкретных детских интересов). Цель таких занятий, зачастую, научить ребенка специальным умениям и навыкам работы с теми или иными материалами и инструментами.

    Программ по обучению детей рисованию, лепке, конструированию и пр. в настоящее время очень много; некоторые вписаны в целостные дошкольные образовательные программы, другие существуют как отдельные (парциальные). Воспитатель, не имея никаких оснований для выбора (от каких упражнений можно отказаться, какие необходимы, вынужден точно следовать программно-заданным содержанием. Это сковывает его инициативу и исключает возможность гибко проектировать содержание работы, ориентируясь на особенности детей группы и их конкретные интересы.

    Для того чтобы педагог мог гибко проектировать работу со своей группой, ему нужно уметь самому подбирать подходящие содержания из имеющегося множества, учитывая, с одной стороны, развивающие задачи, а с другой - интересы детей группы. Для этого необходимо иначе взглянуть на знакомые содержания, иным образом их систематизировать. Взяв за основу основания систематизации содержаний представляют своего рода посредствующее звено между развивающими задачами и конкретными содержаниями продуктивной деятельности, позволяющими их реализовывать.

    Первым основанием для систематизации и подбора конкретного содержания продуктивной деятельности взрослого с детьми могут быть четыре типа работы:

    1)работа по образцам;

    2)работа с незавершенными продуктами;

    3)работа по графическим схемам;

    4)работа по словесному описанию цели-условий.

    В данных типах работы реализуется весь спектр обще развивающих функций продуктивной деятельности. Прежде всего, это эмоционально-личностное становление ребенка - в развитии «чувства инициативы», которое проявляется в возможности утвердить себя как деятеля и созидателя, управляющего материалами и инструментами, реализующего свои замыслы. Продуктивная деятельность так же создает условия для формирования целеполагания и способности к длительным волевым усилиям. К спектру общеразвивающих функций следует отнести развитие творческой активности и совершенствование ручной моторики, которому способствует продуктивная деятельность любого рода.

    Для старших дошкольников целесообразно использовать все типы работы, от более простых к более сложным:

    От "Работы по образца" к "Работе по графическим схемам";

    От "Работы с незавершенными продуктами" к "Работе по словесному описанию".

    По мере взросления детей необходимо постепенно усложнять предлагаемые им цели в плане состава и объема промежуточных операций, необходимых для достижения конечного результата.

    Каждый из типов работы, может быть, развернут с самыми разнообразными материалами. Это такие традиционные материалы как: бумага (белая и цветная, картон, различные конструктивные объемные модули (картонные и спичечные коробки, кусочки пенопласта, природный материал, выступающий в функции объемных модулей, - желуди, шишки, ракушки и пр., кусочки ткани, бросовый материал, графические и живописные материалы (простые и цветные карандаши, восковые мелки, гуашевые краски, пластические материалы (пластилин, глина, соленое тесто, проволока). Все они могут использоваться как в чистом виде, так и во всевозможных сочетаниях.

    Вторым основанием подбора конкретных содержаний для совместной деятельности взрослого с детьми могут быть смысловые поля. Каждый из развивающих типов работы нужно включить («упаковать») в смысловые поля, которые, обусловят привлекательность работы для дошкольников и выведут продуктивную деятельность в более широкое культурное пространство.

    Смысловые поля могут быть определенны исходя из субкультурных содержаний, привлекающих старших дошкольников, и общеобразовательных задач введения детей в мир человеческой культуры: изобразительного и театрального искусства, архитектуры, художественного дизайна.

    В качестве таких смысловых полей «обрамляющих» работу, можно предложить следующие:

    Изготовление предметов для игры и познавательно-исследовательской деятельности;

    Создание произведений для собственной художественной галереи;

    Создание коллекций;

    Создание макетов;

    Изготовление украшений-сувениров;

    Создание книги;

    Изготовление предметов для собственного театра.

    Остановимся на каждом подробнее.

    1. Изготовление игрушек, игровых материалов и предметов, обслуживающих познавательно-исследовательскую деятельность детей. Работа в этой «упаковке» строится, по преимуществу, на конструктивных материалах, но может включать и сочетание разнообразных материалов (конструктивные, изобразительные, бумага, ткани и пр.) и развивать соответствующие специфические умения и навыки.

    Подбор конкретной тематики зависит от актуальных игровых интересов детей группы (например, самолеты и кораблики или мебель для маленьких кукол из объемных модулей и бумаги и т. п., и реализуемых в этот момент задач познавательно-исследовательской деятельности (к примеру, картонные горки и трамплины для опытов с движением, парашюты и вертушки для опытов с воздушными потоками).

    Возможны все типы работы, но наиболее адекватна для этой «упаковки» работа по образцам и схемам.

    2. Создание и оформление работ для собственной художественной галереи. Эта «упаковка» связанна с художественной изобразительной деятельностью (живопись, лепка, коллаж – аппликация) и соответствующими материалами. Используется для введения детей в виды и жанры изобразительного искусства, знакомства с основами гармоний линий, цветов, масс (объемов, гармоничным сочетанием частей в целостном пространстве.

    Целенаправленное создание работ для определенной, периодически сменяющейся экспозиции собственной художественной галереи (по жанрам, темам, материалам) позволяет в осмысленной для детей форме ориентировать их на овладение все более сложными изобразительными средствами, на совершенствование специфических для изобразительной деятельности умений и навыков.

    Для этой «упаковки» более всего подойдут работа с незавершенными продуктами (свободное завершение неопределенных цветовых и графических набросков, кляксография и т. п.) и работа по словесному описанию (обсуждение темы, замыслов, словесное описание детьми будущего результата). В отдельных случаях возможна работа с использованием образцов (например, декоративное рисование).

    3. Создание коллекций разного рода и их оформление (от оформления гербария до создания коллекции моделей транспортных средств, марок и монет для воображаемой страны и т. п.). Работа в этой «упаковке» преимущественно связана с моделированием отдельных вещей (включающим собственно конструктивные и художественные элементы) и их классификацией, связывающей ее с познавательно – исследовательской деятельностью. Может использоваться для введения детей в культурное пространство Музея как места сбора и хранения коллекций (возможен выход на создание собственного музея).

    Наиболее подходящие типы работы - по образцам и схемам (возможно использование и других типов работы).

    4. Создание макетов как предметное воплощение целостных возможных миров (вымышленных, реалистических, представленных в художественной литературе, мультфильмах, детской сюжетной игре. Работы в этой «упаковке» могут быть постепенно дополняющимися, и длящимися, пока в группе удерживается увлечение той или иной историей, сказкой или игрой. К примеру, макеты сказочных городов с дворцами и крепостями, космодромов и аэродромов, морских портов, зоопарков, различных ландшафтов. Работа такого рода включает элементы конструирования и художественного изобразительного творчества в виде скульптурного моделирования из пластических материалов. Она сочетается с введением элементарных представлений о природных и культурных ландшафтах, о видах архитектурных сооружений, искусстве архитектуры. Продукт работы может использоваться в режиссерской игре детей.

    Самые подходящие типы работы - с незавершенным продуктом (частично оформленным воспитателем полем макета, требующим заполнения) и по словесному описанию (обсуждение предполагаемых эле-ментов макета). Возможно сочетание этих типов работы с работой по образцам («умножение» отдельных элементов макета).

    5. Изготовление украшений и сувениров к тем или иным общезначимым событиям (праздникам). Работа в этой «упаковке» дает возможность широкого использования разнообразных материалов (включая элементы рисования, аппликации, конструирования); связывает детскую жизнь с традициями и обычаями общества; ориентирует на художественное оформление пространства или вещи. Примерами могут служить поздравительные открытки и пригласительные билеты, афиши и праздничные панно, гирлянды, елочные украшения, подарки близким и пр. Целесообразно использование всех типов работы.

    6. Создание и оформление Книги. Эта «упаковка» включает широкий комплекс работ по изготовлению и иллюстрированию книг на основе рассказов детей, подготовке и сборке тематических словарей с собственными рисунками (или специально подобранными и наклеенными, ведению летописи группы, дневника природы и пр. Такая работа предполагает развитие изобразительных умений (иллюстрация - рисунок: предметный, сюжетный, орнамент). Она используется для введения многоаспектного представления о книге (книга - как вещь, как синтез искусств, как источник знания); связывает продуктивную деятельность с познавательно-исследовательской, со словесным творчеством детей, способствует освоению чтения и письма. Может иметь выход на создание собственной библиотеки группы как хранилища приобретенных знаний. Наиболее подходящие типы работы - с незавершенным продуктом и по словесному описанию.

    7. Подготовка материалов для собственного Театра (спектакля). Театр как общий смысловой контекст для разнообразных работ (изготовление декораций, реквизита, элементов костюмов для спектакля, материалов для кукольного и плоскостного театра и пр.) связывает продуктивную деятельность с детской сюжетной игрой, с чтением художественной литературы. Сочетание различных материалов (конструктивных, графических, живописных) позволяет использовать эту «упаковку» для совершенствования широкого спектра изобразительных и конструктивных умений, навыков работы с разными инструментами. Возможно использование всех типов работы для этой «упаковки».

    Каждая из представленных «упаковок» наполняется конкретным тематическим содержанием в зависимости от актуальных интересов группы, тематики познавательно-исследовательской деятельности, художественных текстов, читаемых в настоящее время, интересных событий, происходящих внутри и за пределами детского сада. Именно этим определяется выбор конкретной темы для работы: какие игрушки мастерить, что рисовать, какие коллекции или макеты создавать, какой спектакль оформлять и т. д.

    Некоторые из этих смысловых полей воспитатели могут использовать в своей работе, но делать это эпизодически, время от времени, «разбавляя» ими занятия (например, сезонное изготовление поделок из природного материала, подарков к праздникам).

    Таким образом, в подборе содержаний для совместной партнерской продуктивной деятельности взрослого с детьми целесообразно опираться одновременно на типы работы и на смысловые поля.

    Использование такого подхода для систематизации и подбора продуктивной деятельности,позволит разнообразить программный материал, освобождая всех участников образовательного процесса от излишней регламентации.

    Список литература:

    1. Короткова Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.-208 с.