Гимнастика для грудничков: веселые и эффективные упражнения. Лечебный массаж при дисплазии тазобедренных суставов у новорожденных «Чудо детки» – новый детский бренд от марки «Чудо»

Первые движения крохи происходят благодаря мышечно-суставному чувству, при помощи которого ребенок еще задолго до появления на свет определяет свое место в пространстве. На первом году жизни мышечно-суставное чувство дает ребенку мощный стимул для развития. Именно благодаря ему кроха учится совершать сознательные движения (поднимать голову, тянуться за игрушкой, переворачиваться, садиться, вставать и т.д.). И основной характеристикой мышечного скелета новорожденных является тонус.

Тонус бывает разный

Прежде всего необходимо разобраться, что же такое мышечный тонус и что считать нормой. Даже во сне наши мышцы не расслабляются полностью и сохраняют напряжение. Это минимальное напряжение, которое сохраняется в состоянии расслабленности и покоя, и называют мышечным тонусом. Чем ребенок младше, тем выше тонус — это связано с тем, что сначала окружающее пространство ограничивается маткой, и ребенку нет необходимости совершать целенаправленные действия. В позе эмбриона (с плотно прижатыми к туловищу конечностями и подбородком) мускулатура плода находится в сильном напряжении, иначе ребенок просто не поместился бы в матке. После рождения (в течение первых шести-восьми месяцев) мышечный тонус постепенно ослабевает. В идеале тонус мышц у двухгодовалого малыша должен быть приблизительно таким же, как у взрослого человека. Но практически у всех современных младенцев наблюдаются проблемы с тонусом. Плохая экология, осложнения в период беременности, стрессы и ряд других неблагоприятных факторов провоцируют нарушение тонуса у новорожденных. Существует несколько наиболее распространенных нарушений мышечного тонуса.

  • Повышенный тонус (гипертонус).

    Ребенок кажется напряженным и зажатым. Даже во сне малыш не расслабляется: его ножки согнуты в коленях и подтянуты к животу, ручки скрещены на груди, а кулачки стиснуты (часто в форме "фиги"). При гипертонусе ребенок с рождения хорошо держит голову из-за сильного тонуса затылочных мышц (но это не есть хорошо).
  • Пониженный тонус (гипотонус).

    При пониженном тонусе ребенок обычно вялый, мало двигает ножками и ручками и долго не может держать голову. Иногда ножки и ручки ребенка разгибаются в коленных и локтевых суставах более чем на 180 градусов. Если вы выложите ребенка на живот, то он не сгибает руки под грудью, а разводит их в стороны. Ребенок выглядит обмякшим и распластанным.
  • Асимметрия мышечного тонуса.

    При асимметрии на одной половине тела тонус выше, чем на другой. В этом случае голова и таз ребенка повернуты в сторону напряженных мышц, а туловище изгибается дугой. Когда ребенка выкладывают на живот, он заваливается всегда в один бок (где усилен тонус). Кроме того, асимметрию легко обнаружить по неравномерному распределению ягодичных и бедренных складок.
  • Неравномерный тонус (дистония).

    При дистонии сочетаются признаки гипер- и гипотонуса. В этом случае у ребенка одни мышцы чересчур расслабленны, а другие чересчур напряжены.

Диагностика мышечного тонуса

Обычно сразу после родов врач на основании визуальных диагностических тестов выявляет нарушения тонуса и двигательной активности . Кроме того, у всех грудничков присутствуют так называемые "остаточные" (позотонические) рефлексы, по которым также можно определить нарушения мышечного тонуса. В принципе вы и сами можете проверить, как у ребенка обстоят дела с тонусом. Вот несколько основных тестов, которые позволяют определить отклонения в развитии мышечного тонуса и позотонических рефлексов новорожденного.

  • Разведение бедер.

    Положите ребенка на спину и осторожно попробуйте разогнуть ножки и раздвинуть их в разные стороны. Но не применяйте силу и следите, чтобы ребенку не было больно. В норме вы должны ощущать умеренное сопротивление. Если ноги у новорожденного без сопротивления полностью разгибаются и легко разводятся в разные стороны — это свидетельство пониженного тонуса. Если сопротивление слишком сильно и при этом ноги ребенка перекрещиваются — это признак гипертонуса.
  • Присаживание за руки.

    Положите ребенка на спину на твердую ровную поверхность (например, на пеленальный столик), возьмите за запястья и плавно потяните на себя, как бы усаживая его. В норме вы должны ощущать умеренное сопротивление к разгибанию рук в локтях. Если ручки ребенка разогнулись без сопротивления, а в положении сидя живот сильно выпячен вперед, спина округлена, а голова отклонена назад или опущена вниз — это признаки пониженного тонуса. Если вам не удается отвести руки ребенка от груди и разогнуть их — это, наоборот, свидетельствует о гипертонусе.
  • Шаговый рефлекс и рефлекс опоры.

    Возьмите малыша вертикально под мышки, поставьте его на пеленальный столик и слегка наклоните вперед, вынуждая его сделать шаг. В норме ребенок должен стоять, опираясь на полную стопу с расправленными пальцами на ногах. А при наклоне вперед ребенок имитирует ходьбу и не перекрещивает ноги. Этот рефлекс постепенно угасает и к 1,5 месяцам практически исчезает. Если у ребенка старше 1,5 месяцев этот рефлекс сохраняется — это свидетельство гипертонуса. Также на повышенный тонус указывают поджатые пальцы на ногах, перекрещивание ног при ходьбе или опора лишь на передние отделы стопы. Если вместо того, чтобы стоять, новорожденный приседает, делает шаг на сильно согнутых ногах или вообще отказывается ходить — это признаки пониженного тонуса.
  • Симметричный рефлекс.

    Положите ребенка на спину, просуньте ладонь ему под затылок и осторожно наклоните голову малыша к груди. Он должен согнуть руки и разогнуть ноги.
  • Асимметричный рефлекс.

    Положите ребенка на спину и медленно без усилия поверните его голову к левому плечу. Ребенок примет так называемую позу фехтовальщика: вытянет вперед руку, разогнет ногу слева и согнет правую ногу. Затем поверните лицо ребенка в правую сторону, и он должен повторить эту позу только в противоположную сторону: вытянет вперед правую руку, разогнет правую ногу и согнет левую.
  • Тонический рефлекс.

    Положите ребенка на спину на твердую поверхность — в таком положении у новорожденного повышается тонус разгибателей, он старается распрямить конечности и как будто раскрывается. Потом переверните ребенка на живот и он "закроется", подтянет под себя согнутые ручки и ножки (на животе усиливается тонус сгибателей).
    В норме симметричный, асимметричный и тонический рефлексы выражены умерено и постепенно исчезают к 2-2,5 месяцам. Если у новорожденного отсутствуют эти рефлексы или слишком слабо выражены — это свидетельствует о пониженном тонусе, а если к трем месяцам эти рефлексы сохраняются — это признак гипертонуса.
  • Рефлексы Моро и Бабинского.

    Внимательно понаблюдайте за ребенком. При перевозбуждении он должен разбрасывать ручки в стороны (рефлекс Моро), а при раздражении (щекотании) подошв ребенок рефлекторно начинает разгибать пальцы на ногах. В норме рефлексы Моро и Бабинского должны проходить к концу 4-ого месяца.

Если мышечный тонус и связанные с ним рефлексы не претерпевают соответствующих возрасту малыша изменений — это весьма опасный сигнал. Не стоит надеяться на пресловутое "авось" и ждать, что проблемы с мышечным тонусом пройдут сами по себе. Нарушение тонуса и развития рефлексов часто приводит к задержке двигательного развития. А при сильном отклонении от нормы речь идет о возможном формировании заболеваний нервной системы, начиная от судорог и заканчивая (ДЦП). К счастью, если врач диагностирует нарушение тонуса при рождении (или в первые три месяца), угрозу развития тяжелых заболеваний можно предотвратить при помощи массажа, ведь на первом году жизни нервная система обладает огромным восстановительным потенциалом.

Исцеляющий массаж

Лучше всего начинать массаж, когда малышу исполнилось два месяца. Но прежде необходимо показать ребенка трем специалистам: педиатру, ортопеду и невропатологу, которые ставят диагноз и дают рекомендации. Если ребенку требуется медикаментозное лечение, то оно обычно "подгоняется" под массаж. Правильно и своевременно сделанный курс массажа помогает скорректировать многие ортопедические нарушения ( , неправильно вывернутые стопы, и т.д.), нормализовать мышечный тонус и устранить "остаточные" рефлексы. При серьезных отклонениях от нормы массаж должен делать профессионал. А вот слегка подкорректировать тонус можно и в домашних условиях.

Делать массаж лучше днем, не менее чем через час после кормления. Предварительно следует проветрить комнату и позаботиться, чтобы температура была не ниже 22 градусов, ребенку должно быть не жарко не холодно. Руки необходимо вымыть теплой водой, насухо вытереть (чтобы они были теплые). Не стоит обмазывать все тело ребенка массажным маслом или кремом, достаточно нанести небольшое количество крема себе на руки. Для массажа можно использовать специальное масло или обычный детский крем. Делая массаж, ласково разговаривайте с ребенком и следите за его реакцией. При появлении первых признаков утомления (плач, хныканье, недовольные гримасы) следует прекратить занятия.


При массаже все движения делаются от периферии к центру, начиная с конечностей: от кисти к плечу, от стопы к паху. На первых занятиях каждое упражнение повторяется только по одному разу. Первое время весь комплекс массажа будет занимать не более 5 минут. Постепенно увеличивайте число повторений и время до 15-20 минут.

Для устранения гипертонуса и остаточных рефлексов, проявляющихся в чрезмерной активности ребенка, проводится так называемый щадящий массаж — он расслабляет и успокаивает. Начинайте массаж с поглаживания рук, ног, спины тыльной и ладонной поверхностью нескольких сомкнутых пальцев. Можно чередовать плоскостное (поверхностью пальцев) и обхватывающее (всей кистью) поглаживание. После поглаживания делается растирание кожи круговыми движениями. Положите ребенка на живот, а свою ладонь положите вдоль спины малыша. Не отрывая руки от спины малыша, штриховыми движениями нежно перемещайте его кожу вверх, вниз, вправо и влево, как будто вы рукой просеиваете песок через сито. Затем положите ребенка на спину, возьмите его за кисть и легко потрясите ее, придерживая ребенка за предплечье. Таким образом, несколько раз помассируйте обе руки и ноги. Теперь можно переходить к покачиванию. Обхватите ребенка за мышцы руки (чуть повыше запястья) и нежно, но быстро покачивайте и потряхивайте руки из стороны в сторону. Ваши движения должны быть быстрыми и ритмичными, но не резкими. Проделайте то же самое с ногами, ухватив ребенка за мышцы голени. Заканчивать массаж нужно так же, как и начинали — плавным поглаживанием.

При пониженном тонусе, наоборот, проводится стимулирующий массаж , который активизирует ребенка. Стимулирующий массаж включает в себя большое количество "рубящих" движений. После традиционных поглаживаний ребром ладони легонько пройдитесь по ножкам, ручкам и спине малыша. Потом положите ребенка на живот и перекатывайте костяшки пальцев по его спине, попке, ногам и рукам. Затем переверните ребенка на спину и покатайте костяшками по его животу, рукам и ногам.

Помимо массажа для нормализации мышечного тонуса помогает лечебная физкультура , например, упражнения на большом надувном мяче. Положите ребенка животом на мяч, ноги должны быть согнуты (как у лягушки) и прижаты к поверхности мяча. Пусть папа, например, удерживает ножки ребенка в таком положении, а вы возьмите малыша за ручки и тяните его на себя. Потом возвращаете малыша в исходное положение. Теперь возьмите малыша за голени и тяните их на себя, до тех пор, пока лицо ребенка не окажется в верхней точке мяча или ноги не коснутся пола. Плавно возвратите малыша в первоначальное положение. Затем наклоняйте ребенка вперед (от себя), чтобы он ладошками достал до пола (только следите, чтобы кроха не стукнулся лбом о пол). Повторите это упражнение по несколько раз вперед и назад.

При асимметричном тонусе следует делать расслабляющий массаж с усилием на ту сторону, в которой тонус ниже. Кроме того, хорошим эффектом обладает следующее упражнение на надувном мяче: положите ребенка на надувной мяч тем боком, в который он выгибается. Плавно покачивайте мяч вдоль оси детского тела. Ежедневно повторяйте это упражнение по 10-15 раз.

Даже если у ребенка мышечный тонус в норме — это не повод отказываться от профилактического массажа . Профилактический массаж включает в себя как расслабляющие, так и активизирующие движения. Используются такие приемы массажа, как поглаживание (ими начинается и заканчивается массаж), растирание, разминание с более сильным нажимом. Круговыми движениями (по часовой стрелке) помассируйте живот для профилактики и запоров. Погладьте большим пальцем подошвы малыша и легко похлопайте по ним. Затем всей ладонью, лучше обеими руками, погладьте грудь ребенка от середины к бокам, и далее — по межреберным промежуткам. С трех месяцев массаж полезно сочетать с гимнастикой. Основная цель профилактического массажа — подготовить ребенка к ходьбе. С двух месяцев до года здоровый ребенок должен пройти не менее 4 курсов массажа (по 15-20 сеансов каждый). Когда ребенок начинает ходить, интенсивность массажа снижается до двух раз в год. Желательно проходить курсы массажа весной и осенью, чтобы улучшить состояние , обычно ослабленной в это время года.

Наталья Алешина
Консультант — детский врач-невропатолог Князева Инна Викторовна.

21.12.2008 10:50:45, Елена

у меня вопрос, ребенку 3,5 месяца и он сильно запракидывает голову назад когда лежит на спине, что это может быть?

20.12.2008 22:06:34, кирилл

Спасибо, статья хорошая, согласно с высказыванием Леси. Перед приемом у невропатолога, приведите малыша в нормальное состояние. Мы крепко спали - спящую раздели, доктор осматривает - детеныш мягкий, как котенок, рефлексы слабые,ручки раскинули, дрыхнем...в результате - диагноз "Дифузионный гипотонус " Хотя не стану отрицать, тонус все же понижен, но так как напугался врач, лучше никому не видеть, потом напугалась я, и детенышу не есть хорошо.На втором приеме все устаканилось - гипотонус есть, но не сильный. Делаем массаж (250 за сеанс,x 20 раз, у ребенка цены нет), едим Кавентон (Вимпоцетин) для улучшения мозгового кровообращения.Все восстанавливаемо, мамы, не переживайте.

10.08.2005 14:57:26, Юлия

09.02.2005 17:37:17, ЮриК

Эта статья нам очень помогла.Когда мой ребенок в 2 месяца первый раз попал на проф. обследование к неврологу, то к этому времени уже был изрядно измучен предыдущими обследованиями педиатра и хирурга, да и еще подходило время кормления. Потому неудивительно, что когда мы вошли с ним в кабинет врача, то он был сжатым комком нервов. Как следует осмотреть такого ребенка, которого уже все достало и он недовольно орал, не в силах никакой врач, тем более невролог. В итоге ребенку, при таком состоянии, поставили диагноз: гиперестезия кожи, гипертонус мышц конечностей и выписали лекарства. Вооружась сведениями об этих болезнях и сравнивая их с повседневным поведением своего малыша, я никак не могла согласиться с диагнозом невролога. Даже рефлексы, которые применяются для установления тонуса (ими пользуются неврологи, но мы их нашли в вашей статье и сами использовали) не давали подтверждения такого диагноза. Никакое предписанное лечение мы не производили, тем более, что выписанные врачом лекарства применяются при лечении тяжелых болезней, а дождались трьохмесячного возраста ребенка и отправились с визитом к опытному неврологу. Главное и ребенка подготовили: он был сытым и наслаждался ауканием. Как мы и ожидали, врач никаких отклонений в развитии не нашел. Поэтому, отправляясь к неврологу, надо найти подходящее время именно для ребенка, чтобы его состояние не давало повода к ошибочным диагнозам.

18.06.2004 23:19:15, Леся

Добрый день, очень полезная статья, спасибо большое. Нашей Настеньке сегодня 4 мес. У нас ассиметричный тонус, сейчас уже исправляется при помощи массажа. Участковый нервапотолог в 3 мес. прописал Кавинтон,необходимо ли его принимать, что это за препарат, или может лучше проконсультировать ребенка еще у одного специалиста?

19.09.2003 18:36:43, Юлия
Антропологический детектив. Боги, люди, обезьяны... [с иллюстрациями] Белов Александр Иванович

У КОГО НОГИ КАК РУКИ?

У КОГО НОГИ КАК РУКИ?

Но спросим себя сами: существуют ли какие-либо научные основания считать предком животных антропоморфное существо? Такие основания нам дает теория биологической энтропии. Вот некоторые выдержки из неё.

У человека опорой тела является стопа - уникальное рессорное устройство, состоящее из 26 костей и равномерно распределяющее вес тела на всю подошву. У четвероногих животных стопа сохраняется, но точка опоры приходится на согнутые пальцы - большая часть стопы и пятка повисает в воздухе. Став на четвереньки и «походив» в таком положении в уютной домашней обстановке, мы можем убедиться, что наши ноги опираются лишь на пальцы и их основания (мыски), пятка при этом повисает над поверхностью пола. Таким образом, стопа четвероногих используется не полностью, хотя как анатомический орган присутствует в их телах. Такое странное несоответствие между использованием и строением стопы заставляет нас думать, что стопа изначально создана для прямохождения, а к четвероногим животным перешла по наследству от человека и используется ими не в полной мере! К этому добавим, что у обезьян плоскостопие. Люди, рождённые с этим пороком, знают, что переделать плоскую стопу в сводчатую невозможно, несмотря на все супинаторы и усилия медиков. Однако следуя эволюционистской доктрине, логично было бы признать, что плохо ходящие на двух коротких и кривых ногах обезьяны, в том числе и из-за своего плоскостопия, владели уникальным секретом переделки плоской стопы в сводчатую?!

Слева - строение скелета лошади и человека; справа - скелет ноги человека и четвероногого зверя; внизу - стопы павиана, собаки, ламы (из Брема).

У птиц, двуногих динозавров и прочих животных, перешедших от четвероногости к двуногости вторично, стопа находится в том же положении, что и у четвероногих: ноги птиц опираются на пальцы, пятка зависает над поверхностью земли, и это несмотря на их двуногость! То же самое было и у двуногих динозавров, расхаживавших по земле, как большие курицы. Человек может пожать плечами, но многие четвероногие уже этого не могут. У человека ключицы и лопатки надеты на грудную клетку по принципу седла. Благодаря этому достигается исключительная подвижность плечевого сустава, и рука может двигаться практически в любом направлении. Благодаря этому человек передвигает и поднимает тяжести; стоя преодолевает препятствия, например, открывает двери. Лопатка сзади и ключица спереди опираются на купол грудной клетки, заполненный воздухом и служащий одновременно опорой и амортизатором. Вес груза равномерно за счет мышечного корсета распределяется по всему туловищу, позволяя удерживать столь необходимое в таких случаях равновесие. При этом из руки создается идеальный рычаг, напоминающий стрелу подъемного крана, к которой прикреплен балласт.

Надо ли говорить, что вся эта уникальная конструкция может использоваться только лишь в вертикальной плоскости тела - на четвереньках она теряет всякий смысл. У четвероногих нет ни малейшего желания переносить что-либо, расхаживая на двух ногах. Постепенно у многих из них атрофируются ключицы и плечевой отросток лопатки. Руки утрачивают присущую человеку подвижность, превращаясь в лапы. Если необходимо что-либо перенести, то четвероногие делают это при помощи зубов, к примеру, так кошки переносят котят. Рудиментарные ключицы у некоторых, а также их отсутствие у остальных четвероногих животных ясно говорит, что их далекие предки были прямоходящими.

Аналогичным образом начинают атрофироваться у четвероногих локтевая и малая берцовая кости. Эти кости вкупе с другими костями предплечья и голени отвечают за вращение стоп и ладоней. Мы можем поворачивать ладони и стопы на 180 градусов, человеку это необходимо для того, чтобы брать руками предметы и удерживать тело в состоянии равновесия на двух ногах. У четвероногих заботы - либо быстро бежать и прыгать, опираясь на лапы, либо быстро копать землю, либо когтить кого-то. То, другое и третье требует лишь сильных однообразных движений в одной плоскости. Следовательно, локтевая и малая берцовая кости человека у них становятся лишними. К примеру, у личинки лягушки закладываются две кости предплечья, ну совсем как у людей. У взрослой лягушки локтевая и лучевая кости срастаются в одну. Это является доказательством того, что далекие предки лягушки зачем-то вращали конечностями, вероятно, делали они это не только из-за любопытства. В рудиментарных конечностях кистеперой рыбы зачем-то присутствуют элементы, сходные с лучевой и локтевой костями предплечья, а также с малой и большой костями голени. Это наследство от прямоходящих существ!

У всех позвоночных сохраняются особенности скелета человека. На рис. - человек, макака, лошадь, волк, кошка, заяц, цератозавр, птица, крокодил, лягушка, ихтиостега, двоякодышащая рыба. 1 - стопа, 2 - колено, 3 - бедро, 4 - таз, 5 - позвоночник, 6 - плечо, 7 - локоть, 8 - кисть, 9 - голова.

Руки и ноги человека в деталях строения во многом сходны друг с другом, но сгибаются в разные стороны: в локтях - к телу, в коленях - от тела. Создается впечатление, что некто «приделал» руки и ноги к человеческому туловищу, исходя из соображений целесообразности. С помощью рук мы подносим, к примеру, пищу ко рту, различные предметы к глазам. Ноги вертикально удерживают тело, при перемещении толкают туловище вперед и вверх от земли. Различия в движениях рук и ног по отношению к туловищу явно объясняются их зеркальной анатомией. Эти разные функции сохраняются только в вертикальном положении тела. Очевидно, что такое разделение функций могло возникнуть только при вертикальном положении тела. Это можно утверждать, потому что у четвероногих животных строение передних конечностей соответствует рукам, а задних - ногам человека, так же как местоположение головы человека соответствует местоположению головы животного, а не его таза.

Руки сгибаются вверх к голове, а ноги вниз - от тела. Это является доказательством первоначального прямохождения человека.

Изменение угла прикрепления позвоночника к черепу от человека к зверю.

Четвероногое животное, вынужденное поддерживать тело всеми четырьмя конечностями, лишается человеческих анатомических и функциональных преимуществ. Все четвероногие животные имеют сходное с человеком строение верхних и нижних конечностей, но используют и передние и задние конечности в основном только для передвижения. Вполне очевидно, что зеркальное строение конечностей скорее является помехой при перемещении на четырех точках, чем подспорьем! К примеру, как далеко уедет автомобиль, если его передние и задние колеса крутятся в разные стороны? Когда вы вставали на четыре точки, вы, вероятно, обратили внимание, что передвигаться в таком положении достаточно неудобно. Зад находится выше головы, потому что ноги длиннее рук. Приходится быстрее перебирать руками, чтобы не упасть. Немаловажно, что колени у четвероногих почти всегда находятся в согнутом положении. Это объясняется просто: ноги короче рук, и, чтобы удержать тело горизонтально, приходится подгибать колени. Это связано еще и с тем, что ноги опираются на мыски, а не на всю стопу.

Четвероногие быстро бегают, потому что плечо и бедро четвероногих сокращаются в размерах по отношению к пропорциям в человеческом теле, а стопа и кисть, наоборот, удлиняются. Это позволяет животным обзавестись идеальным рычагом конечностей, позволяющим быстро бегать.

Кроме того «руки» четвероногих опираются не на всю ладонь, как у нас, а на пальцы, как и стопа, поэтому эти животные сохраняют равновесие и быстроту бега. К примеру, у непарнокопытных: тапиров, лошадей, носорогов, бегающих на кончиках пальцев, постепенно атрофируются ненужные пальцы из пятипалого набора. У лошадей остался один палец - средний, снабженный ногтем-копытом. У парнокопытных: свиней, бегемотов, верблюдов, коров, овец, коз, яков, жирафов, оленей, лосей и т. д. - в основном сохраняются два пальца - средний и безымянный, остальные рудиментарны. Им незачем что-либо брать «руками» и подносить к глазам или ко рту. Во «рту» у них достаточно зубов, чтобы лучше всякой руки схватить то, что их заинтересовало. В этом случае их «руки» испытывают явную дисфункцию по отношению к их строению. В целом анатомия конечностей у них остается такая же, как и у человека. Вот и приходится животным передвигаться на пальцах, чтобы хоть как-то приспособиться к необычному для себя способу передвижения.

Из этого следует, что первоначальную структуру конечностей четвероногие унаследовали от прямоходящих, при этом руки у них стали выполнять функцию ног, сохраняя все свои прежние кости и суставы.

Если мы посмотрим на свои руки, то увидим, что рука с пятью пальцами представляет совершенный орган, идеально созданный для манипулирования предметами. Тем более удивительно наличие пятипалой руки у животных, которые не используют пальцы по прямому назначению. Если они их все же иногда используют, то делают это иначе, чем люди, и совсем для других целей.

Сакраментальные вопросы, зачем животным пятерня и почему у человека и у животных пять пальцев на ногах, могут найти свой ответ, если взглянуть на ноги как на отражение рук, почти во всех деталях их повторяющее. Множество живых существ, начиная от примитивной лягушки до человека, имеют на своих конечностях пять пальцев. Для чего у всех этих зверей такое излишество? Признать, что они пронесли через миллионы поколений своих предков во многом бесполезные для себя пять пальцев, снабженных нужным количеством суставов и фаланг, - это значит признать чудо. Но ведь дарвинисты в чудеса не верят. Логичным будет другое предположение: совершенный пятипалый механизм - изначальный атрибут человека, где функция руки соответствует ее анатомическому строению. Уже от человека он был унаследован животными!

Пятипалые конечности различные животные унаследовали от человека. Передние конечности лягушки, кистеперой рыбы, стегоцефала, человека, медведя, кита, предков лошадей, летучей мыши. 1- плечевая, 2 -локтевая, 3 - лучевая кости.

По представлениям, распространенным в физиологии, воздушная струя, проходящая через нос, способствует охлаждению работающего головного мозга. Высокое переносье обеспечивает большую площадь контакта воздушной струи с капиллярами в носовых пазухах, а следовательно, способствует большему охлаждению мозга, защищая его от перегрева. Два следующих обстоятельства, что мозг современного человека загружен работой лишь на 10 % и что среди современных людей мы практически не найдем человека с высоким переносьем, выстраиваются в одну логическую цепь. По причине того, что мы думаем значительно меньше, чем наши предки, сокращается высота переносицы. Нет нужды охлаждать то, что и так слабо работает! А ведь еще у древних греков высокая переносица сохранялась. И нас вряд ли утешит, что у обезьян, а уж тем более у примитивных животных, напрочь отсутствует переносица. Ведь и в их мозгу работает не более 2 % клеток, несмотря на его значительно меньший размер. Таким образом, обезьяньи мозги «произошли» от человечьих, а не наоборот!

И ещё. У человека температура тела - 36,6 °C. У разных млекопитающих температура тела отличается от человеческой на несколько градусов. С потерей постоянства внутренней среды организма (гомеостаза) холоднокровные позвоночные - рептилии, земноводные, рыбы - теряют необходимую температуру тела. Ее они пытаются регулировать через внешнее воздействие. Они постоянно ищут такую среду обитания, которая бы в жару снимала излишний перегрев организма и, напротив, согревала бы его до нужной температуры, когда холодно. Это объясняется тем, что биохимические процессы, которые идут в организме, должны протекать в строгом температурном режиме. Отсюда можно сделать вывод о том, что предки холоднокровных были теплокровные животные с постоянной внутренней средой и тонко уравновешенной системой обмена веществ. Чтоб поддерживать необходимую температуру, животным, не имеющим одежды, приходится обзаводиться шерстью. Когда же им жарко, они вынуждены усиленно дышать, гипервентиляцией легких охлаждая свой организм; высовывать язык, как собаки, или залезать в воду, как буйволы. Из всех живых существ наиболее тонко уравновешено по биофизическим и биохимическим показателям тело человека. Это говорит о том, что тело человека было основой для «изготовления» животных тел.

Мощные шейные мышцы, отсутствующие у человека, образуются у животных из-за необходимости поддерживать голову в горизонтальном положении обращенной вперед, а не вниз. В таком горизонтальном положении постепенно меняется и угол прикрепления черепа к шейному отделу позвоночника.

Челюсти у четвероногих вытягиваются, потому что нет возможности схватить добычу руками, они это делают пастью. Вот тут естественный отбор поработал на славу: выжили лишь те хищники, которые обзавелись вытянутой челюстью с острыми клыками. У кошачьих челюсть короче, так как они пользуются лапами с когтями для поимки добычи. А у псовых, которые этого не делают, морда более вытянута.

Гипотетическое превращение отдельных популяций древних людей сначала в обезьян, а затем в четвероногих зверей.

Дисфункция головного мозга (о чем можно думать, если вы уже на четвереньках?) привела к компенсаторному увеличению длины спинного мозга, ответственного за рефлекторную деятельность, и появлению хвоста.

У мужчин в норме внутри полового члена никакой кости нет. Однако в редких случаях такая 4-5-сантиметровая кость появляется, располагаясь между мочеиспускательным каналом и пещеристыми телами. Она носит название os Priapi, вероятно, в честь Приапа - греческого фаллического божества, и представляет собой редкое окостенение мягких тканей. У примитивных народов до сего дня сохраняется обычай, не полагаясь на переменчивую природу, через специальный разрез в мочеиспускательном канале внутрь полового члена на время полового акта вставлять «искусственную» os Priapi, выточенную из слоновой кости, дерева, камня и т. д. У них считается, что это увеличивает потенцию и усиливает наслаждение от полового акта. Любопытно, что и у многих животных (насекомоядных, летучих мышей, собак, волков, тигров и т. д.) внутри полового органа имеется кость бакулюм (os penis). Эта кость облегчает введение головки полового члена во влагалище. Так, например, лев в периоды готовности самки совершает с ней до 120 раундов спаривания через каждые полчаса! Без помощи бакулюм здесь не обойтись. У многих ископаемых хищников бакулюм достигала длины одной трети от длины всего тела!

Таким образом, сравнивая строение тел животных и человека, мы еще раз убеждаемся: предки животных были люди. Перешедшие от двуногого хождения к четвероногому! Человек стал животным, встав на четвереньки и предварительно побывав в облике обезьяны! Так приложим же усилия, чтобы это открытие не повергло нас в прах, и укрепим самое важное достояние человека - разум, дабы он не покинул наши головы и мы с вами не превратились в обезьян или того хуже - в собак или крыс!

Известно, что младенцы рождаются недоразвитыми и обретают физиологическую норму лишь к трем годам. Полновесное включение в общественную жизнь происходит еще позже. Лишь к 25 годам человек обычно обретает способность к независимой жизни. Длительный период физического и умственного созревания и вызван недоразвитием человеческого эмбриона в утробе матери. Все это позволяет нам гипотетически предположить, что если бы человеческий плод развивался в утробе не 9, а, скажем, 12 месяцев, то новорожденный был бы гораздо более развит умственно. Давайте же серьезно подумаем, отбросив эмоции и догмы механистического мышления: от кого «произошел» человек? И сделаем это не ради пустого любопытства, а исключительно ради того, чтобы разглядеть в грядущем смутные контуры будущего поколения людей. Тем самым предупреждая их об опасности превращения в двуногих обезьян!

Из книги Экспериментальные исследования способностей животных к количественным оценкам предметного мира автора Резникова Жанна Ильинична

Две ноги … Правда, с протестом выступили птицы, поскольку им показалось, что и у них лишь две ноги. Дж. Оруэлл «Скотный двор» Значительная часть исследований, посвященных изучению способности животных к счету, была проведена на птицах. Первая детальная работа принадлежит

Из книги Наши знакомые незнакомцы автора Воловник Семен Вениаминович

Четыре ноги Он, казалось, был чем-то удивлен. Глаза его возвращались к моим рукам. Он вытянул свою руку и стал медленно считать свои пальцы. Герберт Уэллс «Остров доктора Моро». Первые опыты, выявляющие способность к счету у четвероногих, были проведены на макаках резусах

Из книги Новейшая книга фактов. Том 1 [Астрономия и астрофизика. География и другие науки о Земле. Биология и медицина] автора

Умелые ноги Образ паука в нашем представлении тесно связан с паутиной (хотя тенета строит лишь треть всех пауков). Остановимся перед ловчей сетью паука-крестовика. Она растянулась над лесной тропинкой, слегка пружинит от дуновений ветра, сияет каплями росы… Красота, да и

Из книги С утра до вечера автора Акимушкин Игорь Иванович

Из книги История одной случайности [или Происхождение человека] автора Вишняцкий Леонид Борисович

У кого где уши У кузнечика и сверчка - в передних ножках; у саранчи уши в брюшке, в том месте, откуда растут задние ноги-ходули; у бабочек и мух - в основании крыльев; у мотыльков - в конце груди, начале брюшка; у муравьев, по-видимому, - в усиках; у некоторых жуков - тоже; у

Из книги Новейшая книга фактов. Том 1. Астрономия и астрофизика. География и другие науки о Земле. Биология и медицина автора Кондрашов Анатолий Павлович

Дай бог ноги! Органы чувств обеспечивают животным, так сказать, превентивную, то есть предупредительную, оборону. Это их разведчики. Но когда враг замечен (учуян или услышан), животные, подпустив его на известное расстояние, обычно удирают. Эту критическую дистанцию, ближе

Из книги Читая между строк ДНК [Второй код нашей жизни, или Книга, которую нужно прочитать всем] автора Шпорк Петер

Из книги Внутренняя рыба [История человеческого тела с древнейших времен до наших дней] автора Шубин Нил

Какое учение древнегреческого философа Анаксагора его современники считали настолько опасным, что манускрипты передавали из рук в руки тайно? Анаксагор (около 500–428 до нашей эры) был богатым человеком, но равнодушно относился к своему достатку, ибо был страстно влюблен в

Из книги Трактат о любви, как ее понимает жуткий зануда (4-я редакция) автора Протопопов Анатолий

Руки прочь от пластиковых бутылок В свете представленных выше работ Рэнди Джертла вряд ли кто-то усомнится в том, что он умный человек с тонким чутьем на научные тенденции. Когда Нора Волков, одна из ведущих исследователей наркомании, выдвигала его кандидатуру на звание

Из книги Человек дарует имя автора Краснопевцев Валентин Павлович

Создавая руки Наши конечности трехмерны - у них есть верх и низ, сторона мизинца и сторона большого пальца, основание и конец. Кости на конце конечности - в пальцах - отличаются от костей внутри плеча или таза. Сторона мизинца и сторона большого пальца тоже отличаются

Из книги Человек как животное автора Никонов Александр Петрович

Так кого же больше? Если у тебя нет женщины, значит, у кого-то их две. Аркадий Давидович В бытовом обсуждении проблемы женского одиночества часто звучит мнение, что в означенном одиночестве виновата нехватка мужчин. И хотя строгие социологические исследования не

Из книги Эволюция [Классические идеи в свете новых открытий] автора Марков Александр Владимирович

Голова, ноги, хвост… Не только внешность в целом, форма тела животного, но и приметные особенности строения отдельных частей его или органов нашли отражение в кличках. Да и как не обратить самое пристальное внимание при первом же, пусть даже мимолетном знакомстве на такие

Из книги Мир животных автора Ситников Виталий Павлович

Глава 3 Горячее сердце, холодная голова, чистые руки Гложет сердце кручина, Давит грудь подоконник, Где ж ты бродишь, мужчина, Настоящий полковник? Юрий Исаков Слушая печальные исповеди друзей-приятелей и наблюдая вокруг бесчисленные катастрофы семейных кораблей и

Из книги автора

Hox-гены обрели свободу - и змеи потеряли ноги Напоследок рассмотрим исследование, проливающее свет на роль Hox-генов в эволюции позвоночных. Как известно, важнейшая функция Hox-генов состоит в том, что они подробно размечают эмбрион вдоль передне-задней оси. Дальнейшая

Нормальный, полноценный, с точки зрения врачей, ребенок должен не только вовремя набирать вес, расти, но и проявлять свои эмоции и выполнять определенные движения. Если все эти функции появляются вовремя, это означает, что головной мозг малыша и его двигательный аппарат развиваются правильно. Поэтому, обнаружив не соответствующее возрасту развитие моторики (двигательных функций) и психики, нужно обязательно выяснить, зависит ли эта задержка развития от врожденного дефекта центральной нервной системы или она вызвана тем, что с малышом мало занимаются родители.

Дело в том, что нервная система ребенка, так же как и иммунная, развивается по мере того, как он растет, поэтому то, насколько интеллектуально развитым будет ваш малыш, во многом зависит от условий, в которых он находится. Например, еще до рождения ребенок нуждается в общении, а с появлением на свет оно становится ему просто необходимо. Вот почему дети, которые по каким-либо причинам не могли быть рядом с родителями, по физическим и интеллектуальным параметрам уступают малышам, растущим в семьях, где им обеспечивают не только хороший уход (кормление, купание и т.д.), но и полноценное общение как с равноправными членами семьи.

Интеллектуальное развитие малыша, особенно совсем маленького, зависит и от режима воспитания и ухода, созданного родителями. Например, дети, которых постоянно держат завернутыми в одеяло (с ногами и руками), поздно начинают ползать и брать предметы руками. Существует и другая крайность: родителям кажется правильным торопить развитие малыша. Конечно, путем тренировки ребенка можно приучить, например, раньше сидеть или стоять. Однако эти ранние успехи не только ему не полезны, но даже вредны. Чтобы малыш вырос гармоничной личностью, надо просто соблюдать определенные правила воспитания, режим питания и сна. Обеспечьте его игрушками, постоянно разговаривайте с ним, следите, чтобы он вовремя приобретал необходимые его возрасту навыки, а в случае отставания незамедлительно обратитесь к врачу.

Понять, как развивается малыш, вам поможет наша схема. Изучая ее, не забывайте, что каждый ребенок растет не столько по "книжному", сколько по своему собственному "графику", и это нормально.

Он родился!

Новорожденный физически беспомощен, его движения неопределенны. К моменту рождения он обладает пищевым рефлексом, который проявляется в том, что ребенок ищет мамину грудь и сосет ее. Хорошо заметен оборонительный (защитный) и ориентировочный рефлексы. Защитный рефлекс проявляется миганием глаз, ориентировочный — движением глаз к источнику света. Однако малыш пока не в состоянии следить за предметами глазами. Если вы коснетесь внутренней стороны ладошек новорожденного пальцем, он схватится за него. В этом возрасте малыш, захватив большие пальцы рук папы или мамы, хорошо удерживается в висячем положении. Спит он в позе лягушки: лежа на спине, с согнутыми в локтях и поднятыми вверх ручками, и с ножками, согнутыми в коленных суставах и раздвинутыми в стороны.

Малыш не сосет, не реагирует на свет, спит с вытянутыми вдоль туловища ручками и ножками.

1 месяц

В этом возрасте малыш замечает яркие предметы. Он вздрагивает или мигает, если слышит резкий звук, пытается прислушиваться к тому, что происходит вокруг. Появляются первые неопределенные звуки — гуление, первая улыбка. На несколько секунд, в основном лежа на животе, малыш может удерживать голову в вертикальном положении. Он потягивается, пытается отталкиваться ногами и ползти. Если вы будете поддерживать его под мышки, он сможет упереться ножками в опору (например, в пол). С момента рождения и до 2 месяцев малыш спит около 20 часов в сутки.

Что должно встревожить родителей? Малыш не реагирует на резкие звуки, спит мало (бодрствует между двумя-тремя кормлениями) или наоборот много (когда его приходится будить, чтобы покормить), плохо ест (не доедает положенный объем пищи).

2 месяца

Малыш хорошо следит глазами за двигающимися предметами, поворачивает голову в сторону на человеческий голос, прекращает сосать, если вы показываете ему яркий предмет. Лежа на животе, он поднимает голову и приподнимает грудь, на 1-1,5 минуты удерживает голову. Если вы будете поддерживать его под мышки, он сможет стоять, правда, пока подгибая ножки. Исчезает способность удерживаться в висячем положении и стремление ползать. Он улыбается в ответ на улыбку и гулит уже более отчетливо. Ребенок пробует удерживать предметы всей рукой, и его движения уже не такие беспорядочные и неопределенные, как раньше.

Что должно встревожить родителей? Малыш не проявляет эмоций, безразличен к окружающему, не реагирует на улыбку близких, не удерживает предметы рукой и не съедает положенный объем пищи.

3 месяца

Находясь в вертикальном положении, малыш может сосредоточить взгляд и следить за предмете" 5-6 минут. Теперь он четко улавливает направление звука и поворачивает голову в ту сторону, откуда он раздается. Ребенок уже не ищет грудь, а сам открывает рот, когда она приближается. Лежа на животе, он может подниматься, опираясь на локти и предплечье, пробует сидеть (если его поддерживают за попку), переворачиваться со спины на бок, держать голову. Движения его ручек становятся свободными и целесообразными: он подносит предметы ко рту, тянется к игрушкам, гремит погремушки, хлопает в ладошки и тянет их в рот. Теперь малыш узнает маму, начинает улыбаться родителям и знакомым людям. Он смеется, если доволен, и кричит, если что-то идет не так. Гулит малыш уже на все лады и с удовольствием слушает музыку.

Что должно встревожить родителей? К концу третьего месяца малыш не может удерживать полову сам, не следит за движущимися предметами, не улыбается и не меняет выражения лица, пугается при появлении чего-то необычного, не координирует движения.

Подведем итог Что необходимо малышу в возрасте до 3 месяцев? Внимание родителей и близких людей. Ему нравится, когда мама и папа берут его на руки, разговаривают и общаются с ним, рассказывают о том, что происходит вокруг, читают книжки. Приучите малыша спать в собственной кроватке. В этом возрасте ребенку необходимы погремушки, они должны быть подвешены над кроваткой так, чтобы он мог сначала ударять по ним, а потом и хватать ручками.

4 месяца

Лежа на животе, малыш следит за движущимися предметами, ощупывает мамину грудь. Теперь, увидев незнакомое лицо, он может испугаться, или наоборот заинтересоваться. Приподнимаясь на руках, малыш опирается только на ладони, переворачивается со спины на живот, хватает, гладит предметы. Он дольше гулит, и в его "песенках" появляются певучие и гортанные звуки. Свое неудовольствие малыш выражает хныканьем.

Что должно встревожить родителей? Ребенок не переворачивается со спины на живот, не удерживает предметы и не реагирует на посторонних людей.

5 месяцев

Малыш по-разному реагирует на разных людей. Он уверенно хватает предметы руками и так же уверенно тянет их в рот. Теперь малыш хорошо сидит, держась за что-нибудь руками. Если вы возьмете его под мышки, он будет стоять почти прямо, не подгибая ножки.

Что должно встревожить родителей? Малыш плохо сидит или не делает попыток сесть, не узнает родителей.

6 месяцев

Малыш уже переворачивается с живота на спину и наоборот, со спины на живот. Теперь он сидит без поддержки, пытается ползать на четвереньках. Если вы подтянете его за руки, он поднимется на ножки, а если поддержите за грудь — сделает первые попытки переступить с одной ноги на другую. Малыш уже хватает предметы одной рукой, размахивает погремушкой, поднимает выпавшую игрушку, начинает искать исчезнувшие предметы. Он умеет смеяться, хныкать, плакать и реагировать на эмоции других людей. Малыш пытается произносить слоги, он назовет маму — "ма", а бабушку — "ба".

Что должно встревожить родителей? Малыш не может сидеть даже с поддержкой.

7 месяцев

Начало пути маленького исследователя малыш тянется к своему изображению в зеркале и удивляется ему. Теперь он сам поднимает и тянет в рот выпавшую бутылочку, становится на четвереньки, ползает, сидит, встает на колени, опираясь на перила кроватки. Если вы будете поддерживать его под мышки, он начнет шагать. Его движения становятся целеустремленными, например, он умеет перекладывать предмет из руки в руку, проситься на ручки, протягивать руки маме, папе. Малыш начинает повторять слоги: "ба-ба-ба", "ма-ма-ма".

Что должно встревожить родителей? Ребенок не переворачивается с живота на спину и обратно, ему трудно доносить предметы до рта. Опираясь на ноги, он не способен выдержать собственный вес. Малыш ничему не радуется, не обнимает маму и папу, не следит глазами за движущимися предметами, не проявляет интереса к игре в "ку-ку", не лепечет.

Подведем итог. Что необходимо малышу в возрасте 4-7 месяцев? Он нуждается в еще большем внимании близких. Малыш любит обнимать родителей, и в этом удовольствии ему нельзя отказывать, ведь именно так он пытается победить в себе чувство страха. Постарайтесь разобраться в его лепете, отвечайте словами и жестами. В этом возрасте малышу нужны жесткие игрушки, но ему по-прежнему полезны прежние "друзья": погремушки, кольца.


8 месяцев

Малыш улыбается своему отражению, ищет взглядом предметы, удивляется при виде чего-то нового. Он сам садится и из этого положения может лечь. Теперь малыш умеет стоять, держась одной рукой, а если вы поддержите его за ручки, сделает попытку пройтись. Он учится играть в "ладушки", то есть старается хлопать в ладоши.

Что должно встревожить родителей? Ребенок не сидит, не пытается встать или не может долго стоять. У него постоянно плохое настроение, ему не доставляют радости ни игрушки, ни присутствие родителей.

9 месяцев

Теперь малыш уже сам ищет спрятанный или упавший предмет. Он делает попытки стоять без опоры и ходить за стулом (берется руками за спинку стула и двигает его вперед). Если вы поддержите его за обе ручки, он сможет сесть и встать на колени. Малыш уже может собирать мелкие предметы, глазами следит за падением предметов. Во время еды пробует пользоваться... собственным пальцем. Ребенок начинает осваивать жесты, например, качает головой, пытаясь объяснить, чего он не хочет.

Что должно встревожить родителей? Малыш не может шагать, не умеет стоять без опоры и найти спрятанный предмет.

10 месяцев

Малыш стоит и поднимается без опоры и делает попытки передвигаться, держась за одну руку. Он учится подражать движениям взрослых, открывает и закрывает дверцы, берет мелкие предметы двумя пальцами. Малыш называет предметы отдельными, но одними и теми же упрощенными словами или слогами. Теперь он умеет выполнять простые требования и понимает запрещение.

Что должно встревожить родителей? Ребенок не стоит, не пытается ходить, не произносит слоги.

11-12 месяцев

В конце 1-го года жизни (11-12 месяцев) малыш уже может наложить один предмет на другой, приседает без опоры, нагибается не приседая, чтобы поднять предмет, хорошо ходит, держась за одну руку (в 11 месяцев), делает первые шаги сам (в 12 месяцев). Он знает названия многих предметов, различает части тела, выполняет требования, произносит отдельные слова: мама, папа. С удовольствием имитирует действия других людей.

Что должно встревожить родителей? В возрасте 8-12 месяцев малыш не ползает, ползает с трудом или ползет в какую-нибудь одну сторону, не может стоять без поддержки. Он не пользуется жестами, например не машет ручкой на прощанье, не произносит простые слова. Не может изменить позу — переместиться из положения сидя на четвереньки, не способен брать игрушки из коробки.

Подведем итог. Что необходимо малышу в возрасте 8-12 месяцев? Малыш любит двигаться, играть с взрослыми, он требует к себе внимания, активно участвует во всех домашних делах. Ему необходимы игрушки (например, мячи и механические игрушки) и пространство для активной игры (комната, где бы малыш мог свободно передвигаться).

2-й год жизни

Малыш уверенно ходит, его словарный запас обогащается: теперь он произносит отдельные слова (к 15-18 месяцам), а затем предложения из двух, трех слов (к 18-24 месяцам). Он различает словесные обозначения близких: мама, папа, бабушка, дедушка. Начинает бегать, поднимается и спускается с лестницы. Теперь он сам может снять что-то из одежды, знает и показывает, где находятся нос, глаза. Малыш берет предметы большим и указательным пальцем, учится рисовать, рассматривает картинки, интересуется обществом сверстников, подчиняется требованиям взрослых.

Что должно встревожить родителей? В словарном запасе малыша нет ни одного связного слова, он не может выполнить простую просьбу, с трудом играет в "ладушки", к 18 месяцам так и не начал ходить. Свои потребности он выражает плачем, не беспокоится по поводу отсутствия мамы, папы.

Подведем итог. Что необходимо двухлетнему малышу? И снова главное для малыша — ваше внимание, поэтому проводите с ним больше времени. Подарите ему детский стол, стульчик, кубики, пирамиду, состоящую из 3-4 колец, стаканчики разной формы. Не забудьте про мягкие игрушки, предметы для игры в воде, "хозяйственные инструменты" (молоток, колышки, посуду). Обзаведитесь игрушками для прогулки: ведром, лопаткой, машинками.

2-3 года

Малыш ест ложкой, правда, владеет ей пока нетвердо. Он много рисует, листает и рассматривает книжки, узнает на картинках предметы, называет цвета, задает взрослым бесконечные вопросы, запоминает простые стишки и мелодии. Его словарный запас достигает 250-300 слов. Малыш умеет жалеть, смущаться, гордиться собой.

Что должно встревожить родителей? Ребенок не может передвигаться сам, снимать одежду, строить простые фразы, он путает названия частей тела, не проявляет интереса к другим детям.

Подведем итог. Что необходимо трехлетнему малышу? Ему важно чувствовать, что родители всегда готовы включиться в его деятельность, что для них он — самый интересный человек на свете. В этом возрасте ребенок остро чувствует любовь и нелюбовь своих близких и формирует свои привязанности, которые сохраняются на всю жизнь. Малыш должен иметь вещи, которые можно брать и носить: книжки, машинки, игрушки. Покажите ему, как пользоваться пастелью, большими мелками и бумагой. Держите под рукой книжку с картинками, где изображены простые действия, и просите малыша показать и назвать персонажей. Учите ребенка конструировать предметы, отвинчивать и завинчивать крышки.

3-4 года

Малыш начинает активно пользоваться многосложными фразами, становится любознательным. Он пытается рисовать человека и животных. Ребенок любит шумные подвижные игры, возню с детьми и взрослыми, игры с правилами, с удовольствием наряжается. С ним нужно много играть, позволять разговаривать по телефону, общаться с другими детьми дома и на прогулке. Рассматривайте вместе альбом с фотографиями и называйте знакомых людей, слушайте песенки и напевайте их. Читайте сказки, стихи и просите малыша пересказывать их содержание. Пришла пора обзавестись различными предметами для подвижных игр: матрасом, подушками, мячами, шведской стенкой.

Любовь Харитонова, врач-педиатр

Статья из майского номера журнала.

Обсуждение

согласна с Мартой у меня тоже самое - спим на руках. Третий ребенок. Со вторым был такой же период - месяца 2-3 "промучались" - но ничего сейчас я об этом даже и не вспоминаю. Поняла одно - все дети индивидуальны - как и мы. У них с рождения свои желания и предпочтения и не надо их ломать. А мамочкам терпения и еще раз терпения...

06.12.2008 10:30:17, Рахель

Ребёнку 11 месяцев искуственник недостаток веса 2 кг.Как быстро набрать вес?

12.08.2008 21:54:45

моему ребенку 1,6 года он по словам врача мало весит для своего возраста 11 кг. рост 82см. что делать.

16.01.2007 19:04:47, Оксана

не знаю как у кого, а нам 6,5 мес, и мы не переворачиваемся, ни туда, ни сюда....малыш активный, улыбается, смеётся.и на животе не любит лежать. а вот поставь его на ножки поддерживая подмышки, может долго стоять, и хнычет. если так его не держат.мы ещё не сидим.вот и не знаю, почитаешь одних, чуть ли не ДЦП говорят, а другие мамочки говорят. всё нормально.... крыша скоро у меня поедет

19.12.2005 18:13:49, Елена

Статья вызывает неприкрытый ужас! Старший сын сел, встал, пополз около 8 мес., а переворачиваться начал в 4,5. Дочке 5 мес. - на бок перевернуться это нам легко, но на живот пока не получается. При этом сын учится уже во 2 классе - лучший ученик, никаких проблем никогда не наблюдали, Да и девочка моя не похожа не плохо развивающуюся или отстающую.
Нельзя так категорично определять сроки! Каждый ребенок сугубо индивидуален.

26.02.2004 13:25:42, Наталия

Совершенно согласна с автором последнего отклика: сроки в статье даны сверхконкретные, что может ввести в заблуждение многих родителей. На самом деле ничего страшного не произойдет, если ребенок начнет сидеть или стоять несколько позже (или раньше), чем ему *велят* педиатры - все дети разные! Моя дочка в 7 месяцев и 2 дня встала в кроватке самостоятельно, а вот ползать отказывалась вообще. Сейчас ей 4 года 8 мес. - умница и прекрасно развита физически. Кабы подобная статья мне попалась 4 года назад, я бы, наверное, здорово испереживалась - не ползает же!

09.08.2003 17:32:17, Ирина.

Бред какой-то, выходит, если мой ребенок не переворачивается в 4,5 мес, так он недоразвит??? Так вот, чтобы вы знали, это происходит между 3-6,5 месяцами и не пугайте молодых родителей. я просто в ужасе, господа!

12.02.2003 12:29:07, ,

Не переживайте, а наберитесь терпения. У нас было то же самое. Сейчас дочке почти 4 месяца. В кроватке спать по прежнему не очень любит, спит с мамой и папой. Днем один "большой сон" около 3 часов к ряду. Дальше спит по полчаса - часу с перерывами около 2 часов. До 2.5 месяцев все было как Вы описываете. Мне помогало только одно - спали на руках у мамы или с мамой в кровати. Конечно, при таком раскладе можно забыть про домашние дела и себя любимую, но нужно утешаться тем, что это продлиться недолго. Мне кажется, что не стоит "воспитывать" ребенка в этом возрасте приучая его спать в кроватке и т.д. Просто делайте так, как сердце подскажет - ребенок отблагодарит хорошим настрением и широкой улыбкой.

20.11.2002 19:22:10, Марта

Если возможно, буду очень рада консультации. Дело в том, что нам 1 месяц и 1 неделя, мальчик, но спать по 20 часов в сутки-это не про нас. В лучшем случае спим ночью, после купания,с перерывом для кормлений-2 или 3 раза, а днем не спим. Как только ложу в кроватку, перед этим вроде бы заснули на руках, тотчас же просыпаемся с криком, как будто что-то испугало, или спим всего полчаса.Когда сосем грудь, то вдруг внезапно начинаем плакать, как будто что-то резко кольнуло. Медсестра говорит, что это желудочные колики, а что скажете Вы.Очень жду.За месяц набрали вес с 3250 до 4400, рост с 52 до 55,5.

15.11.2001 12:11:29, Катя

Здравствуйте!
Мой вопрос может быть не по теме, но очень хочется чтобы помогли с именами.Т.е. может имеется где либо источник с перечнем имен мальчиков и девочек.
Заранее большое спасибо.
Марина.

28.05.2001 16:41:31, Левадная Марина

Комментировать статью "От 0 до 4, или Как развивается здоровый ребенок"

Нанесение вреда психическому здоровью малолетних при изъятии их из семьи. Часть 1

Последствия потери или длительного разлучения с матерью могут быть краткосрочными и долгосрочными, т.е., влияющими на развитие личности ребенка в целом. Серьезность этих последствий зависит от того, в каком возрасте ребенок потерял заботящуюся фигуру. Условно, по глубине нарушений и по степени воздействия разлуки на психику, детей можно разделить на две возрастные группы: а) маленькие дети до 4 лет б) дети от 4 до 16 лет Такое разделение по возрастам имеет значение, поскольку первые 3-4 года...

«Чудо детки» – новый детский бренд от марки «Чудо»

Начало обучения в школе – очень важный и в то же время непростой период для ребенка. Его образ жизни кардинально меняется, и нагрузки значительно возрастают: учеба в школе, домашние задания, кружки и спортивные секции, общение и активные игры со сверстниками. Все это при том, что детский организм активно развивается и у ребёнка возрастает умственная и физическая нагрузка. Чтобы оставаться энергичным и все успевать, ребенку необходимо здоровое и сбалансированное питание, одним из основных...

5 новинок от «Агуши»

В линейке «Агуша Я Сам!» появилось 5 новинок – йогурты и творожки с сочными кусочками фруктов и мякотью ягод. Теперь подрастающие детки смогут попробовать вкусность и полезность буквально «на зубок»! Бренд «Агуша Я Сам!» решил поддержать желание детей «подражать» взрослым. Команда бренда провела исследование и обнаружила, что около 30% мамочек начинает давать малышам в возрасте от 1,5 до 4 лет «взрослые» молочные продукты с кусочками фруктов. А все потому, что в этом возрасте дети начинают...

Часто болеющие дети

Термином “Часто болеющие дети” объединяют детей, которые болеют ОРЗ - до 1 года - 4 и более раз году - до 3х лет - 6 и более раз в году - в возрасте 4-5 лет - 5 и более раз в году - с 5 лет - 4 и более раз в году В эту группу входят так же те, кто болеет длительно, например, 2-3 раза в год, но по 14-20 дней. Этот термин не является диагнозом. Почему ребенок болеет часто? Внутренние факторы: - отклонения в иммунной системе - слабый местный иммунитет - аллергия - очаги - инфекции в глотке...

Подарки от «Раннего старта» юным покорителям спортивных вершин

Домашний спорткомплекс – отличное решение для родителей веселых любознательных непосед. Ваш ребенок будет расти крепким, сильным и ловким, приобретая спортивные навыки в игре, покоряя вершины домашнего «Олимпа», а не шкафы и подоконники. Ребенок занят полезным делом, растет и развивается, а мама не волнуется о том, что он может упасть и что-то сломать или удариться. «Олимп» - это название как раз такого замечательного детского спортивного комплекса, созданного в помощь маме и на радость детям...

Первый прикорм – как вводить?

В соответствии с рекомендациями, представленными в Национальной программе оптимизации вскармливания детей первого года жизни в Российской Федерации: «Введение прикорма детям целесообразно проводить в возрасте 4-6 месяцев. Сроки введения прикорма устанавливаются индивидуально для каждого ребенка, с учетом особенностей развития пищеварительной системы, органов выделения, уровня обмена веществ, степенью развития и особенностями функционирования центральной нервной системы, то есть к восприятию...

Головной педикулез. Мифы и факты

Как известно, педикулез – заболевание с внушительной историей. Возможно, именно поэтому оно окружено самыми разнообразными мифами. При этом многие из них закрепились в сознании людей очень стойко. Врач-дерматолог, эксперт программы «Счастливое детство без педикулеза» Оксана Кожевина поможет разобраться, какие из этих фактов имеют под собой основание, а какие – являются всего лишь распространенными заблуждениями. ГДЕ И КАК МОЖНО ЗАРАЗИТЬСЯ ВШАМИ? Миф 1. Вши могут прыгать с головы на голову...

Abbott запускает новое детское питание

В течение первых месяцев жизни желудочно-кишечный тракт ребенка адаптируется к различным питательным веществам, при этом формируются его пищеварительная, всасывающая и иммунологическая функции. В этот стрессовый период младенцы могут страдать от многих желудочно-кишечных нарушений. В среднем, 66% детей во всем мире имеют проблемы с пищеварением. Расстройства пищеварения довольно распространены, и мамы часто меняют детское питание в поисках решения. Однако переход на неподходящую смесь...

Все в инклюзивный сад!

Несколько лет назад правительство и Минобрнауки установило курс на безбарьерное образование. В России начали развиваться инклюзивные детские сады и школы. Однако, как показывают социологические опросы, отношение общества к инклюзии до сих пор неоднозначное. Паралимпийские игры в Сочи показали, что люди с ограниченными физическими возможностями могут жить полноценной жизнью и добиваться высоких результатов в различных сферах, даже в профессиональном спорте. Российские чемпионы Паралимпиады...

Программа развития ребенка

Математика Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет должен уметь: 1. Ребенок должен уметь считать до трех и показывать соответствующее количество пальчиков на руке. 2. Ребенок должен уметь владеть понятиями: один - много, большой - маленький, высокий - низкий и т. д. 3. Ребенок должен знать основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный) . 4. Ребенок должен знать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник). 5. Ребенок должен уметь сравнивать предметы по величине, цвету...

На что стоит обратить внимание, чтобы родить здорового ребенка?

С каждым годом растет количество детей, рожденных с различными патологиями, пороками. Связано это со многими причинами: общей экологией, уровнем жизни, образом жизни, который ведет женщина. Сейчас девушки начинают вступать в половую жизнь в раннем возрасте, большое количество женщин курит, еще больше – употребляют алкоголь. Причем вредные привычки также начинают входить в жизнь девушек с довольно раннего возраста. Все это приводит к развитию у плода различных отклонений. Чтобы такого не...

Как защитить ребенка от педикулеза

Проблема головного педикулеза актуальна для многих стран мира. В странах Латинской Америки и Азии зараженность головными вшами школьников может быть очень высокой - от 13% до 44% и более. Даже в значительно более благополучных в социально-экономическом отношении странах Европы доля детей с головным педикулезом при массовых осмотрах также может достигать относительно высокого уровня: в Германии - 6,9%, Греции - 12,0% , Чехии - 14,1%. Официальный показатель заболеваемости головным педикулезом...

Развитие здоровой самооценки у ребенка

Очень серьезный вопрос в воспитании ребенка – формирование здоровой самооценки малыша. Многие из нас нередко встречали очень талантливых людей, которые сдерживали свою деятельность и не развивались из-за низкой самооценки или неверия в себя. Такие люди занижают свои способности и настраивают себя на неудачу еще до того, как принимаются за работу. Чтобы избежать такого поведения у своих детей, необходимо с ранних лет развивать у ребенка положительную самооценку и чувство уверенности в себе...

Ребенок против своей воли лишается родителей. Какие последствия это несет для его интеллектуального

Отобранные дети: как живут маленькие жертвы ювеналов [ссылка-1] Жанна Куприянова, клинический психолог Ребенок против своей воли лишается родителей. Какие последствия это несет для его интеллектуального и личностного развития? В последнее время мы все больше слышим о случаях насильственного изъятия детей из семей. Будоражащие душу истории приходят к нам из Финляндии, Германии, США. Мы узнаем, что родителей там теперь лишают прав по смехотворным причинам, типа запрета есть сладкое. В этих...

«Мир детства» вновь присоединяется к акции «Расти здоровым, малыш!»

Уже не первый год «Мир детства» принимает участие в акциях, направленных на развитие и воспитание малышей. С 1 сентября стартовал очередной этап программы «Расти здоровым, малыш!». Традиционно компания подготовила молодым мамам полезные подарки. С 1 сентября по 30 ноября при выписке из роддомов страны мамы будут получать в подарок блокнотик от «Мира детства» с полезными советами для первого года жизни малыша. «Блокнотик моей мамы» – творческий проект компании «Мир детства», эксперта в области...

Ребенок должен расти здоровым.7.

Помогите, доктор! Без конфликтов, должно быть, не обходится не одна семья. От маленьких, ничтожных – до глубоких, приводящих к расколу семьи и иным драмам… Все дело в том, чтобы суметь погасить конфликт, не дать ему разрастись, как из маленького, оставленного в лемму костерка или даже от горящей сигареты может заняться и заполыхать пожар. Испепеляющий лесной пожар. Испепеляющий пожар семейного раздора. Но – это между взрослыми… А с детьми-то, с маленькими – какие конфликты? Какие пожары? Из...

Ребенок должен расти здоровым.4.

Эгоист В русском переводе: с е б я л ю б е ц. Человек, способный любить только себя! Нередко взрослые воспитывают в ребенке черты характера, которые потом им не нравятся. - Не давай чужим ребятам свои книжки!.. Зачем ты позволил чужому мальчишке кататься на твоем велосипеде?! Не даст. Не позволит. Один раз, другой… И вдруг мама совсем по другому поводу замечает в ребенке эгоистические черты. И удивляется: - Почему ты такой жадный? Почему ты такой вредный?! Как – почему? Не ты ли учила его...

Планирование ребенка. Готовимся к зачатию

Планирование ребенка в жизни каждой семьи является ответственным шагом. Вопросы, связанные с рождением здорового, красивого и умного малыша, бесспорно, являются самыми значимыми для большинства женщин. И чтобы желаемое стало действительным, необходимо серьезно подойти к вопросу о планировании ребенка. В последнее время, планирование ребенка является нормальным явлением, при котором оба родителя смогут подготовиться физически и морально. Безусловно, следует отметить, что беременность может...

Мама, я маленький ребенок Заури Абуладзе

Мама, я маленький ребенок Заури Абуладзе Родители с первых же лет жизни своего ребенка начинают из самых лучших, казалось бы, побуждений насиловать его. Каждый состоятельный родитель хочет из своего ребенка с помощью денег сделать «шедевр» или вундеркинда. Они хотят всесторонне развивать своих детей и начинают форсировать. Мамы и папы умудряются определить своих детей в 3 - 6 кружков и секций, притом в каждом кружке занятия проходит 2 - 3 раз в неделю… Представьте себе взрослого мужчину...

Отчего умирают дети первых дней жизни? Одна из самых распространенных причин

Все 9 месяцев у вас под сердцем растет малыш, который окружен не только вашей любовью и лаской, но и надежной защитой из околоплодных оболочек и амниотической жидкости. Плодный пузырь образует герметичный резервуар со стерильной средой, благодаря которой ребенок защищен от инфекции. В норме разрыв плодных оболочек и излитие околоплодных вод происходит перед родами (когда шейка матки полностью раскрыта) или непосредственно в процессе родов. Если целостность пузыря была нарушена раньше, это...

Должен регулярно обследоваться у ортопеда, чтобы врач смог вовремя диагностировать отклонения в формировании опорно-двигательного аппарата ребенка и в частности тазобедренного сустава. Одним из самых распространенных и пугающих мам заболеваний является дисплазия тазобедренного сустава у новорожденного или врожденный вывих бедра. Этот дефект возникает из-за несовершенства связок, головка бедренной кости смещается в вертлужной впадине. В зависимости от степени смещения врачи различают вывих, подвывих и предвывих. Обнаружить дисплазию у новорожденного может еще врач-неонатолог в роддоме, либо ортопед на плановых осмотрах в 1, 3, 6 и 12 месяцев . Чем раньше будет обнаружен этот дефект, тем легче и быстрее пройдет его лечение. Для постановки точного диагноза врач может назначить рентген или более щадящее и точное обследование: УЗИ тазобедренного сустава. Существуют также внешние признаки дисплазии, которые могут заметить и родители. В случае обнаружение хотя бы одного из них, покажите ребенка ортопеду, чтобы вовремя начать лечение.

Основные внешние признаки дисплазии тазобедренного сустава:

1. Асимметрия расположения ягодичных и паховых складочек . Чтобы правильно оценить симметричность складок на бедрах малыша, положите его на животик и сравните симметричность ягодичных складочек, коленок.

2. Ограничение при пассивном разведении бедер . Если малыш явно испытывает при этом дискомфорт, ножки не разводятся, то это может быть одним из признаков дисплазии. Иногда малыши зажимаются и не даются развести им ножки, тогда положите кроху на животик и проверьте разведение в таком положении, когда ножки разведены, как у лягушки.

3. Щелчки (соскальзывания) при повороте бедра. Этот симптом обнаруживается редко.

4. Неодинаковая длина конечностей , если ребенок уже пошел – то некрасивая походка «уточкой».

Дисплазия у новорожденного чаще всего развивается если он находился в животе у мамы в ягодичном предлежании. У девочек встречается в 5 раз чаще, чем у мальчиков, и обычно поражает левый бедренный сустав. Это связано с тем, что на последнем месяце беременности гормон окситоцин, который стимулирует родовую деятельность, повышает тонус мышц бедра у ребеночка, и как следствие может привести к вывиху или подвывиху. Так как организм девочки более чувствителен к гормонам матери, то и поражает их дисплазия чаще.

Врач назначает лечение в зависимости от степени тяжести заболевания . Наиболее широко распространенные методы лечения:

1. Широкое пеленание . При ножки ребенка разводятся на угол 60-80 градусов, между ними прокладывается двойная сложенная пеленка, сверху такое положение фиксируется памперсом, подгузником или штанишками. Сейчас от этого способа лечения врачи отказываются в пользу следующих методов.

2. Стремена Павлика .

3. Шина Фрейка . Как правило, и стремена, и шины прописываются и накладываются ортопедом. Снимаются только лишь на время купания и переодевания. Время ношения стремян и шины определяется врачом. Не стоит снимать их раньше времени и тем более ставить ребенка на ножки без разрешения ортопеда, это может свести на нет все усилия от консервативного лечения.

4. Лечебная гимнастика и массаж . Лечебную нужно проводить 3-5 раз в день по 5-10 минут. Приемы гимнастики и массажа вам покажет специалист, а затем вы сможете заниматься с малышом дома сами. После года в качестве профилактики занимайтесь с ребенком не реже 3 раз в неделю.

5. Физиотерапевтические процедуры : электрофорез, подводный массаж, лечение грязями, парафиновые аппликации и др.

6. Операция применяется только в том случае, если не помогло консервативное лечение . Назначается она обычно после 3х лет, когда ребенок уже легче может перенести наркоз и послеоперационное восстановление.

Если вашему новорожденному малышу поставили диагноз «дисплазия тазобедренного сустава », не отчаивайтесь, помните, что раннее лечение и соблюдение рекомендаций врача-ортопеда помогут быстро и своевременно исправить этот дефект. Не волнуйтесь, ваш кроха будет ходить и бегать не хуже других деток, а может еще и вырастет великим танцором.