Простая игра для детей 2 3 лет. Игры для малышей и для самых маленьких. Занятия с бусинами разной величины, формы и цвета

Что мы делаем с 2 до 3? Естественно, что сразу после дня рождения в 2 года, мы не убираем старые игрушки, а просто усложняем манипуляции со старыми, постепенно добавляя более сложные задания. То есть: если мы возьмем наши камешки или стеклышки, то мы не просто будем их сортировать по цвету, а можем считать их, выкладывать из них рисунки, узоры, дорожки. Можем их использовать в качестве счетного материала или фишек в каком-нибудь задании или лото.

Игры для ребенка от двух лет до трёх лет

1. Сенсомоторное развитие

Усложняем игры с матрешками, пирамидками, кубиками, сортерами, шнуровками, вкладышами

  • Матрешки — открываем, разбираем, закрываем, можно расставить по размеру, собрать полностью матрешку. Чем старше ребёнок, тем легче ему справиться с заданием, если он видит матрёшку впервые.
  • Пирамидки — надеваем колечки, пробуем одеть по порядку, ищем самое большое, потом снова самое большое и т.д.
  • Игра «Грибочки» — снимаем и надеваем на основание грибочки. Называем цвет, можно искать по размеру (маленький, большой, средний). Можно сортировать по рисунку на грибочке (у нас на грибочках есть рисунки, которые повторяются). Ищем какой лишний по этим же параметрам.
  • Шнуровки (снимаем, надеваем потом считаем, просим найти большую-маленькую бусины, определенный цвет). Можно пробовать постепенно нанизывать бусины в определенной последовательности (сначала попроще: красная, синяя, красная, синяя; потом усложняем, добавляя цвет, размер)
  • Продолжаем играть со шнуровками-сказками! Ведь уже ваш малыш уже говорит (Если возникли трудности и до сих пор малыш молчит, обратитесь к специалисту для своего спокойствия). Он запросто может повторять за вами или даже продолжать сказку (словом, фразой), которую слышал много раз, читал вместе с вами или играл, например с фигурками.

Шнуровка-сказка
  • Сортеры: раскладываем по цвету все, что есть у вас дома в цветные ёмкости. Основные цвета, плюс дополнительные — оранжевый, розовый, голубой, фиолетовый, белый, черный — уже можно спрашивать.
  • Мозайка крупная, добавляем более мелкую и обыгрываем — кормим птичек, листики на деревьях, дождик. Можно также, как и с бусинами выстраивать последовательности, строить по контуру на поле.
  • Кубики — стучим кубиками, ставим их друг на друга, строим башни, дороги, арки, мосты, ступени, башни. Вот такие башни мы строили ближе к 3 годам:

  • Вкладыши пробуем посложнее, или используем пазлы с крупными деталями
  • «Квадраты Никитина», вот
  • Конструктор — выбираем сначала покрупнее, строим вместе, по картинке. Потом без картинки можно придумать свои фигурки, домики. И уже можно знакомить малыша с универсальной игрушкой на любой возраст «ЛЕГО». Достоинства этой игры не перечесть, а нужно просто играть всей семьей и развиваться. Постараемся сделать обзор этой игры и ее использование в развитии ребенка.
  • Игры с прищепками (продолжаем снимать, пытаемся надеть с маминой помощью — делаем солнышко, ежика, вешаем детские вещи). С прищепками тоже можно сделать много интересного, используя их, например не только просто для надевания, а одновременно для сортировки по цвету, по количеству:

  • Продолжаем играть сенсорными коробками и мелкими предметами (очень хорошо подходят игрушки с киндеров, стеклянные или натуральные камешки, ракушки, шишки, жёлуди, каштаны)
  • Игры с тактильным мешочком и его составляющими (изучаем разные по тактильным ощущениям предметы, прячем в мешочек и пытаемся найти по ощущениям). Постепенно усложняем задачу — описать предмет, который ручка нашла в мешочке.
  • Забрасываем разные мелкие предметы в баночки с отверстиями (это могут быть и шарики, и мячики, и фасоль, и все, что вы сможете придумать и сделать для него отверстие в бутылочке, ведерке с крышкой)

  • Вкладываем эти же мелкие предметы по домикам (домиками могут быть или ячейки в коробке из-под яиц, формочки для кексов, формы для льда, мы еще использовали поле для самой крупной мозаики). Можно усложнять задачу, делая домики с цифрами до 5 и складывать в них нужное количество предметов.
  • Перекладываем или пересыпаем с помощью рук, ложек предметы или сыпучие материалы (крупы, макароны, каштаны, орехи). Насыпаем их в узкие отверстия.
  • Открываем-закрываем молнии, липучки, защелки — очень хорошо для этого сделать своими руками развивающий коврик или доску-бизиборд. Если у вас нет таких развивалок, ваш малыш обязательно найдет, что открыть и разобрать на детали:)
  • Развязываем шнурки, можно пробовать показывать, как завязать.
  • Рвём ненужную бумагу, бумажные полотенца, салфетки
  • Пальчиковые игры — используем все пальчики. Учим малыша показывать свой возраст, показывать ушки зайки, класс! (большой пальчик), у нас еще было любимое «тыдыщ» из мультфильма «Фиксики»
  • Играем в прятки, желательно учиться играть по правилам. Ребенок уже вполне может закрывать глазки и считать пока вместе с вами, а потом и сам до 5.
  • Кормим голубей — отщипываем крошки от большого кусочка хлеба, насыпаем семечки

3. Развитие крупной моторики

  • Массаж
  • Динамическая гимнастика или просто
  • Плавание

  • Ходьба и бег
  • Ходьба по тротуарам —
  • Катание мяча, толкание мяча ногой, бросание мяча

  • Игры со спортивными дорожками и спортивным инвентарем.
  • Игры-упражнения на фитболе
  • Активно пользуемся транспортом для детей — велосипеды, беговелы, самокаты
  • Ходьба с препятствиями — переступаем, перелезаем, уже спрыгиваем и подпрыгиваем. Максимально предоставляем самостоятельно находить выход из положения.

4. Развитие речи

  • Разговариваем с ребенком о том, что вы делаете, куда идете, что видите. Строим диалог, задаем вопросы и стимулируем его задавать вопросы и активно пользоваться речью.
  • Поем песни всей семьей.
  • Играем с частями тела со стихами (пальчиковые игры, пестушки)
  • Читаем книги, обсуждаем картинки.
  • Показываем спектакль ребенку, играем с куклами-перчатками. Ребенок уже может показать вам сказку сам. Даже если она будет на одно действие — это уже сказка в его исполнении и весь зал зрителей дома должен аплодировать!
  • Делаем первые артикуляционные упражнения (улыбка-дудочка, учимся дуть на одуванчики, мыльные пузыри, свечки и слизывать язычком варенье, йогурт с тарелки), пытаемся поднимать язычок наверх (для шипящих) и упираться в нижние зубы (для свистящих).

Учимся дуть!

5. Настольно-печатные игры

  • Сюда входят различные дидактические игры с карточками, которых сейчас очень много и в сети, и в магазинах. Опять же можете сделать их самостоятельно по подобию наших игр:
  • Настольные игры «Ходилки», где нужно бросать кубик и двигать фишки или фигурки, если это малыши.
  • Очень интересный вариант настольной игры с комбинацией звуковых эффектов, как например это звуковое лото:

http://сайт/video_type/zvukovoe-loto-s-golosami-zhivotnyx

  • Различные настольные игры по возрасту ребенка (лото, домино, мемори, разрезные картинки, паззлы и т.д). Вы также можете сделать такие игры своими руками, просто распечатать любой вариант из нашего магазина, например:

6. Математика

  • добавляем также знакомство с образом цифр и букв уже ближе к трем годам, уже к этому времени считаем до 5 плюс-минус. И вводим понятия: «один», «два», «ничего», «много» на вопрос «Сколько?», продолжая считать и дальше.
  • в это время знакомим с такими фигурами как круг, квадрат и треугольник. Круг ребенок уже может даже пытаться нарисовать. Находим эти фигуры в предметах (квадрат и треугольник в ДОМЕ). Называем и сортируем.
  • знакомимся с понятиями высокий-низкий, длинный-короткий, большой-маленький, далеко-близко.

7. Музыкальное развитие

  • Слушаем классику и музыку для беременных
  • Слушаем и поем детские песни
  • Играем на инструментах (погремушки, маракасы, и т.д.)
  • Музыкальные игры, хороводы (логоритмика)

8. Творчество

  • Рисуем пальчиковыми красками (пальчиками, руками, ногами, телом), мелками, карандашами, ручками, фломастерами. Но для формирования правильного захвата желательно давать в руки мелки.
  • Лепим из теста, можно вырезать фигурки формочками и украшать их.
  • Рисуем на песке. Очень замечательно, если есть возможность рисовать на столе для песочной анимации, поскольку это не просто рисование, а настоящая сказка, театр. Когда один предмет превращается в другой, то это можно назвать только волшебством!
  • Рисуем на манке —
  • Делаем простые аппликации из бумаги и наклеек (ценников). Уже можно пробовать давать в руки безопасные ножницы и отрезать от длинной полоски кусочки и естественно придумывать аппликации из этих нарезанных кусочков (это может быть травка, листики на деревьях, кусочки для создания текстуры предметов)
  • Отщипываем кусочки от теста, пластилина и катаем из них колбаски, шарики, разминаем лепешки.
  • Можно просто делать пластилиновые заплатки на таком готовом рисунке с точками:
  • Не забываем об огромном разнообразии природных материалов (шишки, желуди, каштаны, ветки, листья, цветы) из которых можно создавать шедевры искусства!

Варианты игр с ребенком от года до 3 лет и как его развивать вы сможете найти в разделе , а также почитать основные моменты развития в разделе 2-3 года.

Елизавета Ананьева

Темниковский детский сад комбинированного вида «Золотой петушок»

Воспитатель: Ананьева Е. И.

Подвижные игры для детей 2-3 лет.

В этом году я выпустила детей в школу. После отпуска временно поставили работать в ясельную группу. Конечно, не работая с такими детьми, методика, по сравнению дошкольниками 3-7 лет, немного другая, и соответственно и игры должны меньшей сложности. В чужой группе не хотелось хозяйничать, и решила придумать свои игры.

Пошла в свою группу, посмотрела на маски, которые есть и по ним придумала.

В сентябре буду набирать новую группу. А это будут дети 3 лет. Конечно, все игры постепенно усложню, но это будет потом. А пока представляю на ваш суд эти игры.

1.П/и «Витаминки» (Для детей 2-3 лет).

Цель: Учить детей догонять выбранного ребёнка, касаясь до него рукой, и становиться вместе с ним в круг.

Ход игры:

Дети стоят в кругу, в центре круга водящие в масках витаминов.

Воспитатель говорят:

«Витамины «А» (Б, Д, С) очень любим,

И дружить мы с ним все будем.

Мы не пустим вас из круга,

Выбирай скорее друга.

Витамин А (Б, Д, С) выбирает ребёнка, пляшет с ним и становится около него в круг. Так делают остальные дети с масками витаминов.

Когда все «Витамины» находятся в кругу с детьми, воспитатель произносит заключительные слова игры:

«Витамины нам друзья, жить без них никак нельзя».

2. П/и «Ну-ка, Мишка, догони!» (Для детей 2-3 лет).


Цель: учить детей быстро садиться на стульчики, не толкать других ребят.

Ход игры:

Воспитатель в маске медведя закрывает руками глаза, дети подходят к нему и говорят: «Миша, Мишенька проснись и попробуй, догони».

Водящий открывает глаза, имитирует движения косолапого медведя и говорит:

«Все из леса уходите,

Быстро в домики бегите»

3.П/и «Лисичка и зайчики» (Для детей 2-3 лет).


Цель: учить детей ходить по кругу, держась за руки, быстро убегать от водящего.

Ход игры:

Дети стоят в кругу, а лиса (воспитатель) в центре круга.

Дети идут по кругу со словами:

«Догони ты нас плутовка, будем бегать очень ловко.

Если ты кого поймаешь, очень крепко обнимаешь.

1-2-3- догони». Дети разбегаются в разные направления, а водящий догоняет.

Поймав ребёнка, воспитатель обнимает его.

4. П/и «Совушка - сова - большая голова» (Для 2 -3 лет)

Цель: учить детей действовать по правилам игры; быстро садиться на стульчики.

Ход игры:

Совушка (ребёнок) закрывает глаза (спит).

Воспитатель с детьми (мышками) подходят к «спящей» сове со словами:

«Совушка – сова, большая голова,

Ночью летает, днём засыпает.

Кто его разбудит, тому плохо будет».

Сова просыпается и летит за детьми (мышками).

П/и «Солнышко» (Для 2-3 лет)

Цель игры: учить детей ходить в одном направлении, не мешать другому ребёнку, внимательно слушать воспитателя и выполнять движения игры.

Ход игры:

Дети идут по всему залу (комнате) и выполняют движения, которые слышат в тексте воспитателя:

«Солнышко нас согрей, солнышко обогрей (руки поднимают вверх,

Будут наши ножки топать (топают ногами).

Наши ручки станут хлопать (Хлопают руками).

А потом мы будем прыгать (прыгают вверх,

Туловищем быстро двигать (делают повороты).

Наши щёчки покраснеют (трогают щёчки,

Наши глазки посветлеют (показывают глазки).

Будем умные всегда,

И не плакать никогда.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Подвижные игры в развитии детей дошкольного возраста» Анастасия Свинухова Консультация для воспитателей «Подвижные.

Консультация для воспитателей «Подвижные игры в развитии детей дошкольного возраста» Консультация для воспитателей «Подвижные игры в развитии детей дошкольного возраста» Сергута Гульнара Тимербаевна Веселые подвижные игры.

Консультация для родителей «Подвижные оздоровительные игры для детей дошкольного возраста» Благодаря физическим упражнениям развивается и усовершенствуется организм человека. Их недостаток негативно влияет не только на опорно-двигательный.

Подвижные игры для детей 3–4 лет. Кто поймает?ЗАДАЧИ: развивать ловкость. МАТЕРИАЛ: К палке-удочке привязан шнурок, на конце которого рыбка. ХОД ИГРЫ: Взрослый водит удочкой.

ЗайкиЗадачи: обучать прыжкам на месте, создать эмоциональный настрой детей на игру. ХОД ИГРЫ: Дети стоят кружком, один в центре. Взрослый.

Подвижные игры для детей 3–4 лет (продолжение) МотылекЗАДАЧИ: развивать умение красиво и плавно двигаться. МАТЕРИАЛ: Яркий сачок. ХОД ИГРЫ: Взрослый поет, а ребенок изображает мотылька.

Физическая активность ребенка в 2 года радует каждого родителя. Малыш постоянно в движении, он прыгает, лазает, гоняет по дому мячик, приплясывает под веселую музыку, наглядно демонстрируя свою прекрасную физическую форму. Такими же стремительными темпами движется и интеллектуальное развитие 2-х летнего человечка. Расширяется его словарный запас, формируется логическое мышление, укрепляется память и внимание. Темп, с которым малыш будет впитывать новые знания, зависит от старания родителей.

В два года развитие ребенка направлено на познание окружающего мира и собственных возможностей

Как развивать логико-математическое мышление?

Логико-математические развивающие упражнения ведут к формированию логического мышления. Занятия состоят из:

  • Понятие пространства и времени. Предложите ребенку найти спрятанную вами игрушку. Помогите ему, направляя поиски: «давай заглянем под кровать, в ящик шкафа, за кресло, может там спрятался наш зайчик».
  • Умения ориентироваться во времени суток. Ближе к 3 годам ребенок должен усвоить различие между днем и вечером, утром и ночью, различать такие понятия, как сегодня, завтра, вчера. Убаюкивая малыша перед сном, поговорите с ним о том, что он делал утром и чем занимался вечером.
  • Игры на сортировку. Возьмите разные пуговицы или макароны, вырежьте кружочки и квадратики из цветной бумаги (главное, чтобы они были неодинаковы по размеру, цвету и форме). Сортируем по похожести. Можно взять картинки с изображением овощей и фруктов, напомнить малышу, что кролик любит овощи, а обезьянка фрукты. Выкладываем картинки перед животными.
  • Простой счет. Начинайте обучение не с цифр, а с доступных малышу понятий. Считайте на пальчиках, по ступеням лестницы. Если ребенок уже показывает на пальчиках свой возраст, предложите показать, сколько ему исполнится.
  • Складываем пазлы и картинки. Выберите для упражнений простые, из 2-3-4 частей, игры. Процесс сложен для 2-х летнего крохи, формируется медленно, поэтому маме следует первое время помогать малышу.


Пазлы для малышей должны быть совсем простыми, чтобы кроха собрал их без посторонней помощи
  • «Много – мало» – в 2 года ребенок готов к такому понятию (см. также: ).
  • Ориентирование в пространстве. Ребенок учиться таким понятиям, как право – лево, выше – ниже.
  • Сопоставление. Игры с изображением в книгах или на специальных картинках, позволяющие ребенку сопоставлять действие и предметы: «кто что ест», «где чей хвостик», «где чей дом» (рекомендуем прочитать: ).
  • Нахождение фигуры по двум признакам. Положите перед крохой цветные бумажные кружки так, чтобы среди них были два желтых, большой и маленький или два красных квадрата разного размера. Попросите ребенка найти каждую пару: два желтых кружка или два красных квадрата.

Изучаем свойства предметов

Один из важнейших навыков для ребенка. Человек постоянно окружен какими-то предметами. Зная их свойства, он легко находит им применение. Навык позволяет детям развить абстрактное мышление, учит сопоставлению, развивает осязание и обоняние. Процесс обучения состоит из запоминания:

  • понятия о предметах: длинный – короткий, высокий – низкий, широкий – узкий;
  • теплый – холодный, гладкий – шершавый, твердый – мягкий (развивает осязание);
  • тяжелый – легкий;
  • одинаковые – разные (для 3 лет);
  • вкуса и запаха (помогает осознать обоняние);
  • цветовых характеристик предметов (помогает запомнить названия цвета и учит различать цвета) (рекомендуем прочитать: );
  • геометрических фигур и форм (полезно для пространственного мышления) (рекомендуем прочитать: ).



Как развить речь?

Первый блок рекомендаций представляет познавательные упражнения, способствующие общему развитию речевых навыков. Занятия не требуют от взрослых особых знаний, главное – ваша любовь и терпение. Очевидно, что для малыша 2-х лет важно заняться чем-то интересным, иначе он не воспримет информацию положительно. Приступая к обучению, помните, что речь стоит в основе полноценного развития детей. Родителям следует:

  1. Читать вместе с крохой детские книжки, рассматривать картинки в них. Обязательно обсуждайте происходящие в сказке или рассказе события, проводите их детальный разбор. Задавайте маленькому слушателю наводящие вопросы, хвалите за правильные ответы.
  2. Организуйте кукольный театр. Атрибуты для семейных детских представлений купите в магазине или сделайте сами. Первый спектакль поставьте вы, затем подключите к действию кроху. Покажите, как надо управлять куклами, доверьте маленькому сокровищу роль кукловода.
  3. Разрабатывайте речевое дыхание. Научите ребенка задержке дыхания на выдохе. Для тренировок подойдут мыльные пузыри, игра на дудочке, задувание свечки. Летом предложите ему сдувать одуванчики. Дыхательные упражнения помогают в насыщении организма кислородом, активизируют работу сердца, нервной системы, мозга.
  4. Предлагайте речевые игры. Игра в законченную фразу: вы говорите ребенку начало фразы, а малыш ее заканчивает. Например: «У тебя в комнате стоит зеленый…», «Наш кот любит спать…».


Совместное чтение и рассматривание картинок способствует развитию ребенка

Детям в 2 года, в лексиконе которых уже есть отдельные слова, даже если они немного исковерканы, полезными станут игры и развлечения, направленные на закрепление и расширение речевых навыков. Действуйте следующим образом:

  • Задавайте дочке или сыну простые вопросы о том, что они видят в окне или что происходит на улице. Неважно, что ответы будут односложными, главное – чадо желает ответить.
  • Постарайтесь обсуждать с ребенком все события, происходящие в его жизни. Интересуйтесь, во что он играет, как он кушал, какую игрушку любит и почему. Расспросы помогут расширить пассивный словарный запас крохи и приучат делиться с вами своими мыслями – это отличный задел на будущее взаимопонимание.
  • Как правило, к 2 годам малыши хорошо знают часто читаемые им сказки. Предложите ребенку рассказывать их вместе: вы начинаете – он продолжает. Например: «Махнула мышка хвостиком и яйцо что сделало? Разбилось. Правильно!». Обязательно хвалите свое сокровище за каждый правильный ответ.
  • Пополняйте лексикон крохи прилагательными. Чаще задавайте вопросы, начинающиеся со слова «какой». Ваша задача состоит в том, чтобы побудить чадо придумать или вспомнить произнесенное вами определение предмета или вещи. Очень хорошо, если он самостоятельно сможет вспомнить хотя бы одно прилагательное.

Как развить внимание?

Сохраняем игровое содержание занятий, но направляем их на тренировку внимания. Умение концентрировать внимание, замечать детали, думать над задачей поможет вашему сокровищу в условиях школы. Предлагаем занять ребенка:

  • Поиском какой-либо вещи. Поиск можно вести дома, на улице, из окна. Попросите малыша показать синюю машину на стоянке или отыскать белочку на картинке. Игра не требует никаких дополнительных атрибутов и в нее можно играть везде, достаточно лишь заинтересовать кроху. Помогает развить концентрацию внимания.


На прогулке можно попросить ребенка найти и показать какую-то вещь, предмет, машину, цветок
  • Разложите варежки, блюдца, чашки, шапочки с рисунком. Подберите предметы таким образом, чтобы в каждом наборе присутствовали одинаковые элементы рисунка. Задача ребенка – найти схожий узор на предметах.
  • Постройка домика или башни по чертежу. Купите игру в магазине. Выберите изделие с самым простым чертежом из двух деталей. Занятие рассчитано на трехлетнего ребенка.
  • Найти в комнате или на игровой площадке во дворе предметы с одним признаком: мягкие, твердые, белые, круглые. Торопить и подсказывать крохе не следует, пусть он сознательно делает выбор,
  • Расширяем поисковое значение предыдущей игры. Задание ребенку – найти вещи с двумя одинаковыми характеристиками: большое и круглое, маленькое и мягкое.

Развиваем общую и мелкую моторику

Детские психологи прочно связывают моторику с общим развитием ребенка. Каждое движение крохи работает на его интеллектуальные и речевые способности. Ребенка двух лет можно занять:

  • Пальчиковой гимнастикой: лепка, аппликация, рисование.
  • Игрой с рамкой-вкладышем.
  • Расстегиванием кнопок, пуговиц, молнии. Если есть желание, пусть научится застегивать пуговицы и молнию.
  • Учимся снимать и надевать одежду (шапки, носки, варежки).
  • Переливаем воду и пересыпаем крупу, используя воронку, чайник, кувшинчик, лейку (купите детскую посуду).


Сенсорные коробки с крупами, макаронами и бобовыми – отличный помощник в развитии мелкой моторики (подробнее в статье: ). Игры можно также проводить в едином цвете – для его закрепления
  • Мытье рук. Учим кроху самостоятельно мыть ручки. Обучение идет мягко, без принуждения. Одновременно показываем, как открывать и закрывать кран, выдавливать из бутылочки жидкое мыло, намыливать им руки.
  • Наливаем в стакан мыльную воду, даем малышу венчик, чтобы он взбивал воду.
  • Заполняем блюдечко водой, кладем в нее круглые шарики (контейнеры киндеров), даем сыну или дочке ложку и просим выловить предметы. Вынутый предмет складываем в стакан без воды.
  • Используем для набора воды пипетку или клизму: набираем-выливаем.
  • Собираем воду с помощью губки и выжимаем губку.
  • Берем бумагу и бутылку. Ребенок должен сильно скомкать бумагу и получившийся комочек протолкнуть в горлышко бутылки.
  • Игры с прищепками и шнуровкой.
  • Складываем узоры из макарон, палочек, фасоли.
  • Ребенка до 3 лет учим соединять линиями точки на бумаге. Используем задания в детских книжках и журналах.
  • Перекладываем мелкие предметы (бусины, горох) пинцетом.
  • Подбор крышек к бутылкам и баночкам. Учим их закручивать и откручивать.
  • Играем в складывание пирамидок, используем сортеры, рамки-вкладыши.

Продолжаем знакомство с окружающим миром

Помимо определенных упражнений, способствующих интеллектуальному развитию ребенка, следует расширять его познания окружающего мира. Естественно, получаемая информация должна быть доступна развивающемуся сознанию и соотноситься с возрастными возможностями. Больше рассказываем об уже знакомых вещах, смотрим видео, начинаем с животных:

  1. Изучаем подробности жизни животных. Где они живут, что едят, как называются части тела (рога, хвост, копыта). Рассказываем, что получает человек от коровы или овечки (молоко, шерсть). Узнаем, как называются их детеныши.
  2. Знакомимся с жизнью птиц. Узнаем, где они живут, что кушают, как зовутся их птенцы. Знания передаем через беседу с ребенком, рассказывая ему о том, что есть домашние и дикие птицы. Какую пользу приносят птички человеку, как они живут в лесу.
  3. Расширяем познания о насекомых. Муравей строит муравейник, пчела летает по цветкам и собирает пыльцу, чтобы сделать мед, гусеница питается листьями. Рассказ о насекомых должен строиться в позитивном ключе. Родители объясняют крохе, что все букашки живые, что у них есть детки, что они, как и мы, дышат, у них есть свое предназначение в окружающем мире.
  4. Наблюдаем за природными явлениями (снег, дождь, радуга) и объясняем их появление. Почему идет дождик, откуда берутся снежинки.
  5. Изучаем характерные для местности проживания семьи деревья и цветы. Гуляя в парке, называйте деревья, которые видите. Увидев клумбу с цветами, покажите сыну или дочке некоторые цветы и скажите, как они называются.
  6. Запоминаем названия фруктов, грибов, овощей, ягод, которые встречаются нам в повседневной жизни. Проверяем, запомнил ли кроха названия, предлагая выбрать грушу или яблоко.
  7. Разбираемся в понятиях материала, объясняем, из чего сделаны окружающие нас предметы (дерево, металл, бумага, стекло, камень).

Нужно поощрять любознательность крохи, по мере возможности давая ответы на его вопросы. Если родители не могут объяснить какое-то явление, имеет смысл пообещать ребенку позже вернуться к вопросу, но только не забыть об этом.



Ребенку будет интересно узнать названия растений, которые встречаются во время прогулки

Расширяем круг понятий

Подошло время расширения тем, которые в простой форме понятны детям. Даем простейшие их понятия, не перегружая внимание ребенка деталями. Составьте для себя конспект будущих занятий по дням, чтобы точно соблюдать задуманный план. Какие темы брать для занятий:

  • магазин;
  • врач, больница;
  • семья;
  • транспорт;
  • морской мир (моря, океаны, корабли);
  • железная дорога (поезда, рельсы, машинист, вагон);
  • аквариум (рыбки, жизнь подводного мира, наблюдение за обитателями аквариума);
  • город.

Дополняем знание мира сведениями о человеке и его деятельности, исследуем мир бытовой техники, знакомимся с профессиями. Возьмите такие темы для обсуждения:

  • Трудовая деятельность человека. Учим понимать, что делает человек: мама подметает пол, моет посуду, папа ремонтирует кран. Воспитываем уважительное отношение к чужому труду.
  • Изучаем человека. Учим части тела, беседуем о здоровье и личной гигиене, объясняем ее значение.
  • Знакомим с домашней бытовой техникой, объясняя ее предназначение. Рассказываем о правильном обращении с ней, со столовыми приборами, указываем на опасности.
  • Знакомимся с профессиями. Совмещаем тему с изучением других тематик. Например, транспорт – шофер, больница – доктор.
  • Родителям, планирующим водить малыша в детский сад, стоит подготовить его к новым обстоятельствам, в игровой форме воспроизводя ситуацию расставания с мамой, сон в другом доме, знакомство с воспитателем.


Дни знакомства с профессиями часто проводятся в садиках и школах, однако ничего не мешает родителям еще раньше обсудить с детишками этот вопрос

Что помогает интеллектуальному развитию?

Наш мир многогранен, в нем есть музыка и живопись, театр и балет. Искусство – это важный развивающий инструмент для формирования интеллектуальных способностей детей. Ребенку надо знать и чувствовать:

  • Музыку. Слушайте со своим сокровищем классические произведения, которые просветляют душу и сознание. Сопровождайте прослушивание интересными историями, сказками. Дети любят веселые детские песенки, они с удовольствием запоминают слова и начинают подпевать. Используйте программу Железновых, обучая кроху логоритмике, поощряйте его попытки танцевать.
  • Рисование. Художества 2-х летнего мастера далеки от совершенства, но это уже не каляки-баляки. Дети в этом возрасте умеют осознанно рисовать кружочки и линии, они делают попытки изобразить близких, себя. Стараются закрашивать картинки, не выходя за края изображения. Примите участие в творчестве маленького человека, нарисуйте круг и предложите ему продолжить рисунок, чтобы получилось солнышко. Можно нарисовать девочку и шарики над ней, пусть кроха дорисует веревочки к шарикам. Используйте для рисования пальчиковые краски.
  • Ролевые игры. Прекрасный вариант для интеллектуальных занятий с детьми. Малыши сами с удовольствием придумывают сюжеты таких игр: играют в магазин, лечат кукол. Ваше участие в действие должно быть минимальным, вы можете изобразить больного или купить что-то в магазине, но главная роль у ребенка. Если в вашей семье есть старшие дети, пусть они помогут вам в обучении брата или сестры.

Устраивайте для детей тематические недели, посвященные изучению отдельной темы. Наполняйте их духовный мир музыкой и живописью. Постоянно вовлекайте в обсуждение событий и ситуаций, происходящих вокруг него. Учитывайте предпочтения вашего чада, действуйте мягко, без понукания и приказаний, заинтересовывайте малыша занятиями, превращая их в игру.

Дети в 2-3 года быстро устают, они отвлекаются, долго не могут сосредотачиваться на одном предмете, поэтому занятия должны быть короткими со сменой деятельности.
Существует множество интересных занятий, которые вы можете проводить дома с пользой для ребёнка. Итак, начнем!

Развиваем воображение.

Что можно сделать с ватными шариками?
-Слепить из нескольких маленьких шариков один большой шар.
-Пересчитывать их.
-Удерживать их на разных частях тела - голове, на плече или на носу.
-Ходить, зажав шарики между пальцами ног.
-Положив их на стол, стараться их сдуть.

Изучаем цвета.
Выберите любой цвет, например красный, и сложите в емкость несколько вещей такого цвета. Назовите цвет игрушки, когда просите передать вам ту или иную вещь. Например: «Дай мне, пожалуйста, красный мячик».
Если ребенок протягивает вам красную машинку, скажите: «Спасибо большое за красную машинку, давай поищем красный мячик. А вот и он».
Когда ребенок научиться распознавать один цвет, то положите в емкость предметы двух цветов. И продолжайте играть.
Эта игра позволяет малышу научиться распознавать цвета.

Учим распознавать звуки.
Помогите малышу научиться распознавать звуки, которые его окружают. Прислушайтесь как тикают часы, попытайтесь им подражать. Ходите по квартире и прислушивайтесь к различным звукам. Сами можете стать их источником - открывайте, закрывайте двери, стучите друг об друга деревянными ложками, наливайте в стакан воду. Поиграйте с ребенком в игру: «Какой звук сейчас слышишь?».
В эту игру можно играть и перед сном. Во время сна могут мешать различные звуки. Помогите малышу свыкнуться с ними. Птицы, сирены, шум самолета, машин и т.д. Возможно, эта игра облегчит вам процесс укладывания спать.

Помоги мне, пожалуйста.
Существует множество домашних дел, в которых малыш может принять непосредственное участие.
Помочь вам на кухне, собрать ложки, одновременно развивая ловкость и сноровку пальцев.
Сложить кастрюли одну в одну, закрыть их подходящими по размеру крышками. Помыть стол. Почистить, банан, или разложить салфетки около приборов. Развернуть пачку маргарина и т. д. В чем бы не помогал ребенок, обязательно попросите его «Помоги мне, пожалуйста».
Пока вы занимаетесь приготовлением обеда, дайте ребенку различные баночки и крышки. Пусть подбирает подходящие и закручивает их на баночки.

Массаж. Веселое развлечение.
Рельсы, рельсы
(проводите пальцем по спине, как будто рисуете рельсы)
Шпалы, шпалы
(проведите пальцем, как будто рисуете горизонтальные шпалы)
Ехал поезд запоздалый
(кулачком провести по спине малыша, или покачать ребенка, если он сидит на коленях)
Тут из заднего окошка вдруг посыпался горошек.
(легко постучите пальцами по спине)
Пришли утки - поклевали, поклевали
(постучите тремя пальчиками по спинке)
Пришли гуси - пощипали, пощипали
(пощиплите спинку малыша)
Пришел слон - потоптался, потоптался
(постучите аккуратно кулачками по спинке)
Пришел дворник все подмел, все подмел.
(погладьте спинку ребенка).

Учим различать формы.
Походите по квартире и ищите только одну форму. Также можно открыть журнал и поискать там, например круги. В эту игру можно играть где угодно. Малыши от такой игры приходят в неописуемый восторг.

Развитие координации. Пальчиковая гимнастика.
Польза такой гимнастики неоспорима. Делая массаж руки и пальчиков, мы стимулируем работу внутренних органов и нервной системы малыша. Мамины прикосновения, ласковые поглаживания, улыбка, мягкий дружелюбный голос приносят малышам большую радость, возникает эмоциональная привязанность. Настроение ребенка поднимается, он понимает мама (папа) его любит. Ни телевизор, ни прослушивание аудиозаписи не позволят установить тесную эмоциональную связь между ребенком и мамой, папой. Кроме этого, пальчиковая гимнастика развивает координацию движений.

Указательным пальцем одной руки по очереди дотрагивайтесь до пальцев другой. Начинайте с мизинца.
Этот маленький котенок потерял свой свитерок.
Этой маленький котенок теплый потерял носок.
Этот маленький котенок мерзнет в стужу и в мороз.
Этот маленький котенок отморозил себе нос.
Этот маленький котенок заболел: «апхчи», «апчхи».
«Лучше посижу я дома и свяжу себе носки».
(Спрячьте большой палец в кулачок).
Поощряйте малыша повторять за вами те же действия.

Вспомним русские народные потешки, прибаутки:

Раз, два, три, четыре, пять!
Вышли пальчики гулять!
Этот пальчик - гриб нашел,
Этот пальчик чистил стол,
Этот резал,
Этот ел
Ну, а этот - лишь глядел!

Сорока -ворона кашу варила…

Ладушки, ладушки где были? У бабушки…

Еще одно увлекательно занятие, развивающее координацию движений.
Возьмите веревку и положите ее на пол. Возьмите ребенка за руку и шагайте с ним вдоль нее, распевая при этом этот стишок:

Идем с тобой по ниточке, по ниточке
Идем с тобой по ниточке
Давай еще разок.
Мы прыгаем по ниточке…
Ползем по ниточке…
На цыпочках по ниточке…

Также через веревку можно перепрыгивать по хлопку, представить, что там ручеек и т.д.
Выбрав время поиграть с ребенком, вы делаете подарок не только ему, вы делаете подарок себе. Пусть живут в вашем доме ЛЮБОВЬ, ТЕПЛО и СЧАСТЬЕ!

— это в первую очередь коробки с пособиями, принесенные из магазина, или карточки, кубики, плакаты, сделанные своими руками. Но есть множество игр, для которых понадобятся лишь обычные домашние вещи, а развивающий эффект будет даже больше: ведь ребенку в 2-3 года ближе действия с предметами, чем с изображениями, и на ощупь он осваивает мир лучше. Мы собрали игры, для проведения которых родителям потребуется только время и хорошее настроение!

Веселый мешок

Дети очень любят сюрпризы, особенно если они забавные. Соберите для ребенка веселый мешок, чтобы дать ему стимулирующие идеи для его воображения.

Что понадобится:

  • 4 бумажных пакета
  • по 3 предмета для каждого пакета — например, мыло, мочалка и пластиковая лодочка (для ванны); ложка, тарелка и чашка (для еды); ботинки, рубашка и брюки (для одевания)

Осваиваемые навыки

  • Идентификация и классификация
  • Развитие речи
  • Социальное взаимодействие
  1. Положите в пакет три подходящих друг к другу предмета, как предложено выше.
  2. Сделайте то же самое с тремя другими пакетами.
  3. Посадите ребенка на пол и достаньте первый пакет.
  4. Откройте пакет и дайте ребенку вытащить один из предметов, не глядя на другие.
  5. Вначале попросите его назвать предмет, а затем спросите, что еще, по его мнению, может быть внутри.
  6. Если он правильно отгадает один из предметов, достаньте и покажите его ребенку.
  7. Потом попросите его угадать, что еще осталось в пакете.
  8. Если ребенку трудно угадать последний предмет, покажите ему, как относятся друг к другу первые два. После этого пусть он попробует догадаться снова.
  9. Когда ребенок угадает все три предмета из пакета, спросите у него, что у них общего.
  10. Повторите со всеми пакетами.

Варианты игры. Сыграйте в похожую игру с продуктами. Положите на стол три подходящих друг к другу продукта — например, корж для пиццы, соус и тертый сыр. Спросите ребенка, что получится, если соединить эти продукты.

Безопасность. Убедитесь, что ни один из предметов не представляет опасности для ребенка, и постарайтесь выбирать предметы, знакомые ему, чтобы хотя бы часть из них он мог угадать.

Одно к другому

Эта более продвинутая версия игры на подбор предметов соответствует более высокому уровню когнитивного развития вашего ребенка. Игра будет очень веселой, если вы подберете побольше интересных вещей, которые подходят одна к другой.

Что понадобится:

  • предметы, которые подходят один к другому: замок и ключ, карандаш и бумага, мыло и полотенце, носок и ботинок, гайка и болт и т.д.

Осваиваемые навыки

  1. Подберите ряд предметов, соответствующих один другому, как предложено выше. Выбирайте простые предметы. Если хотите, добавьте одну-две более сложные пары.
  2. Разложите все предметы на столе, но не кладите вместе предметы из одной пары.
  3. Посадите ребенка за стол и покажите ему предметы.
  4. Выберите один предмет и попросите ребенка найти среди оставшихся тот, который подходит к нему. Если нужно, давайте подсказки.
  5. Когда ребенок найдет соответствующий предмет, похвалите его, отложите пару в сторону и выберите следующий предмет.
  6. Продолжайте игру, пока не соберете все пары.

Варианты игры. После того как ребенок научится подбирать пары из реальных предметов, возьмите изображения. Картинки не только усложняют игру, но и открывают более широкие возможности выбора.

Безопасность. Все предметы должны быть безопасны для ребенка.

Что внутри?

Ребенка в этом возрасте часто называют "маленьким исследователем" из-за его любопытства. Ему нравится все разбирать и смотреть, что внутри. Эта игра стимулирует развитие будущего Эйнштейна!

Что понадобится:

  • бумажные пакеты
  • небольшие предметы, которые можно спрятать в пакетах: особенные игрушки, расческа, бутылочка, памперс, мячик, кукла, набор ключей, ботинок и т.д.
  • скотч

Осваиваемые навыки

  • Классификация и идентификация
  • Когнитивные/мыслительные навыки
  • Мелкая моторика
  • Решение задач
  1. Подберите разные предметы, знакомые ребенку (например, те, что упомянуты выше).
  2. Положите их по одному в пакеты, заверните верх пакета и заклейте скотчем.
  3. Сядьте на пол вместе с ребенком, а пакеты спрячьте позади себя.
  4. Достаньте один пакет и дайте ребенку пощупать его снаружи. Пощупайте его тоже и скажите: "Интересно, что же там внутри?".
  5. Пусть ребенок попробует догадаться. Если у него не получается, вы можете высказать свое предположение, но не давайте правильного ответа. Ребенок начнет размышлять о том, что же может быть внутри.
  6. Продолжайте щупать и угадывать. Если ребенок сдастся, откройте пакет и дайте ему потрогать предмет, не заглядывая внутрь. Посмотрите, сможет ли он догадаться на этот раз.
  7. Когда вы оба выскажете все свои предположения, откройте пакет и посмотрите, правильно ли догадался малыш.

Варианты игры. Пусть ребенок тоже сделает для вас набор таинственных пакетов.

Безопасность. Убедитесь, что ни один из предметов не может травмировать ребенка при ощупывании.

Все смешалось

Помогите ребенку развить свое умение выстраивать последовательности — навык, который необходим для того, чтобы подготовиться к обучению чтению.

Что понадобится:

  • серия фотографий — например, из отпуска, со дня рождения, какого-то другого праздника и т.д.
  • большой лист плотной белой бумаги
  • фломастер

Осваиваемые навыки

  • Причина и следствие
  • Когнитивные/мыслительные навыки
  • Последовательность и подготовка к чтению
  • Визуальное различение
  1. Найдите в семейном альбоме серию из четырех снимков, посвященных какому-то одному событию, как предложено выше. Выберите ряд фотографий, у которого есть начало, середина и конец. Например: 1. Встреча гостей. 2. Открывание подарков. 3. Дегустация торта. 4. Прощание.
  2. Нарисуйте на большом листе бумаги в ряд четыре квадрата размером чуть больше, чем фотографии.
  3. Пронумеруйте квадраты: 1, 2, 3, 4.
  4. Посадите ребенка за стол перед листом бумаги.
  5. Дайте ребенку рассмотреть фотографии.
  6. Напомните ему о запечатленном на них событии, потом спросите: "Что было вначале?". Посмотрите, сможет ли он выбрать первую по времени из ряда фотографий. Если ему нужна помощь, подскажите ему.
  7. Пусть ребенок положит первую фотографию в квадрат с номером 1.
  8. Повторите для второго снимка и следующих, пока не разложите все по порядку.

Варианты игры. Вместо фотографий вы можете вырезать иллюстрации из недорогой книжки, которая нравится ребенку, взяв страницу из начала, две из середины и одну из конца. Предложите ребенку разложить их по порядку.

Безопасность. Если ребенку трудно с этим справиться, возьмите только три картинки и давайте ему побольше подсказок, чтобы он не расстраивался из-за неудачи.

Игра в "Наперсток"

Можете ли вы обмануть вашего ребенка? Раньше точно могли, но теперь он уже достаточно вырос, и это не так-то легко. Однако рисковать содержимым своей копилки, играя в "Наперсток", ему не стоит!

Что понадобится:

  • 3 небольших стаканчика или миски разных цветов
  • мелкие конфетки или печенья

Осваиваемые навыки

  • Координация глаз/рука
  • Решение задач
  • Острота зрения и наблюдение
  1. Усадите ребенка за стол.
  2. Положите на стол три разноцветные миски вверх дном.
  3. Положите перед одной из мисок конфетку или печенье.
  4. Накройте лакомство миской.
  5. Подвигайте миски по столу, удерживая внимание ребенка на спрятанном угощении.
  6. Спросите малыша: "Где угощение?".
  7. Пусть ребенок выберет миску и проверит, там ли угощение.
  8. Если он угадал правильно, разрешите ему съесть лакомство.
  9. Сыграйте еще раз!

Варианты игры. Положите разные вкусности под все миски и попросите его найти конкретное угощение по вашему выбору. Чтобы усложнить игру, возьмите одинаковые по цвету миски.

Безопасность. Двигайте миски медленно, чтобы ребенок успевал следить. Цель игры — не разочаровать его, а помочь добиться успеха!