История возникновения нового года для детей. Конспект беседы «История празднования Нового Года» в старшей группе. Из истории праздника Новый год

Тема: Новый год и его особенности.

Задачи урока: познакомить детей с историей и традициями праздника Нового года в разных странах; выучить имена Дедов Морозов в разных странах мира; развивать чёткую и грамотно поставленную речь; воспитывать любовь к традициям своего народа.

Планируемые результаты: выучить историю и традиции праздника, запомнить имена Дедов Морозов в разных странах; давать грамотные и полные ответы.

Оборудование: разноцветные мелки, карточки с заданиями по пройденному материалу.

Предварительная работа: украсить класс в новогоднем стиле, подготовить карточки с заданиями.

План урока:

I. Организационная часть.

II. Закрепление прошлой темы. Проверка домашнего задания.

III. Оповещение темы и целей урока.

IV. Новый материал.

V. Физкультминутка.

VI. Закрепление.

VII. Итог урока.

VIII. Дом. задание.


Ход урока

I. Организация класса, проверка готовность к уроку. Дети хором читают четверостишие.

Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постараюсь всё понять,
Интересное узнать.

II. Закрепить знания учащихся прошлой темы. Проверить домашнее задание.

III. Объявить тему и цели урока. Сегодня мы проведём необычный урок (при возможности украсить класс в новогодней тематике). Посмотрите вокруг. Вам нравится как украшен наш класс? А как вы думаете, про какой праздник мы сегодня поговорим? Правильно, тема сегодняшнего урока «Новый год и его особенности». Мы поговорим об этом долгожданном празднике, который любят и взрослые и дети. Узнаем его историю, откуда он к нам пришёл. Вспомним новогодние традиции и ещё много интересного.

IV. Изучение нового материала. Учитель читает стихотворение "Новый Год" Н. Найденовой.

Лесом частым,
Полем вьюжным
Зимний праздник к нам идет.
Так давайте скажем дружно:
"Здравствуй, здравствуй, Новый год!"
Снова пахнет свежей смолкой,
Мы у елки собрались,
Нарядилась наша елка,
Огоньки на ней зажглись.
Игры, шутки, песни, пляски!
Там и тут мелькают маски...
Ты - медведь, а я - лиса.
Вот какие чудеса!
Вместе встанем в хоровод,
Здравствуй, здравствуй, Новый год!

Ребята, а кто придумал этот весёлый праздник и откуда он к нам пришёл? В древности наши предки его отмечали 1 марта. Люди зажигали огоньки на ёлках в виде свечей, с надеждой на хороший урожай в новом году. Когда народ принял христианскую веру, праздник перенесли на первый день осени - сентябрь. И только в 1700 году, по указу царя Пётра I, Новый год принято отмечать 1 января.

О каких новогодних традициях нашего народа вы знаете? Главной традицией является украшение ёлки. Эту зелёную красавицу наряжают шарами, гирляндами, светящимися фонариками, шишками, конфетами, игрушками. Ёлка - это символ новогоднего праздника. Ещё одна традиция - пускать салют в 12 часов ночи, именно в это время все желают друг другу счастья в наступившем новом году. Также этот праздник принято отмечать в кругу своей семьи. Взрослые и дети одевают красивую одежду и карнавальные маски и веселятся возле нарядной ёлки. Они поют песни, танцуют, играют в игры и кушают за столом вкусные блюда.

А кто может рассказать, как отмечают Новый год в других странах?

В Англии люди под бой часов открывают заднюю дверь, чтобы все ненастья ушли из дома, а с последним ударом открывают входные двери и дают зайти удаче, благосостоянию, здоровью.

Венгерский народ в полночь громко играет на дудочках, свистульках, рожках. Они считают, что это помогает выгнать из дома злых духов.

Немцы всех возрастов забираются на стулья, диваны, кресла и с наступлением праздника прыгают на пол. Они говорят, что это помогает впрыгнуть в новый год чистым и безгрешным.

Итальянцы в последнюю минуту старого года выкидывают на улицу ненужную посуду, вещи, мебель. Это позволяет им избавится от плохой энергетики.

В Испании принято съесть 12 виноградин и загадать 12 желаний.

В Скандинавии существует традиция хрюкать под столом, скандинавы утверждают, что это помогает им избавится от болезней и неудачи.

А вот в Китае Новый год празднуют не первого января, празднование назначается в разные дни. Главная особенность китайского Нового года - это украшение домов и улиц маленькими фонариками. А дети рисуют свою мечу на листке бумаги и перед сном, кладут его под подушку.

В Индии Новый год называют Гуди Падва, в этот день индийцы обязательно должны съесть листья дерева ним-ним.

Болгария - это страна где самый маленький член семьи читает гостям стихи, поёт песни, дарит сувениры, которые снимает с ёлки.

Для разрядки детям предлагается сыграть в игру «Кто больше». Разделить учащихся на две команды, по очереди они называют слова, которые можно отнести к Новому году. Выигрывает команда, которая остановится последней.

Дети, а без кого не бывает новогоднего праздника? Как он выглядит? А кто его помощница? Как зовут Деда Мороза в разных странах?

В Соединённых Штатах Америки, Канаде, Великобритании - это Санта Клаус. Отличается от нашего одеждой, на нём всегда одета красная куртка с белым мехом и шаровары.

В Швеции их вообще два: Юлтомтен и Юлниссаар, они награждают послушных детей и оставляют им подарки под окном.

И во Франции тоже два Деда Мороза: Пэр-Ноэль и Шаланд. К итальянским детям в новогоднюю ночь прилетает фея Бефана.

В Румынии - Мош Кречун. Финляндия славится Йоулупукки, он всегда находится в свите гномов. В Эстонии - Йиулувана.

А ребята из Узбекистана с нетерпением ждут Корбобо, который приезжает на ослике.

Все Дедушки Морозы разные по внешнему виду, но все они дарят новогоднее настроение, радость, веселье и долгожданные подарки.

Игра «Нарисуем ёлку». Дети делятся на две команды и по очереди выходят к доске рисовать один элемент ёлки. Побеждает команда у которой новогодняя красавица будет нарядней.

V. Физминутка. Предлагается детям сыграть в игру «Матушка зима». Учитель читает и показывает что надо делать.
Пришла Матушка зима,
Всё метелью замела.
(волнообразные движения кистями рук перед собой )

По сугробам мы пойдём,
В лес дремучий напролом.
(ходьба с высоким подниманием коленей )

Вдруг синичек увидали,
Им мы ручкой помахали (помахать ручкой )

А синички нам мигнули,
И за сосны упорхнули
(взмахи обеими руками )

Налетели вдруг снежинки,
Словно лёгкие пушинки
(имитируем пальчиками падающих снежинок )

Вместе с нами закружились,
Вместе с нами в пляс пустились
(покружиться на месте )

Ручками захлопали
(хлопнуть 4 раза )
Ножками затопали
(топнуть 4 раза )

К ёлке вместе подбежали
И УРА!!! Ей закричали.
(подходим к ёлке - ура!!!)

А теперь мы всем народом,
Скажем дружно…
С НОВЫМ ГОДОМ!!!

«История Нового года»

Конспект НОД по ознакомлению дошкольников с социальной действительностью

Образовательная область: социально – коммуникативное развитие

Конспект подготовила: воспитатель

Цыцаркина Н. А.

Конспект НОД по ознакомлению с социальной действительностью в старшей группе

Образовательная область: социально – коммуникативное развитие

Форма проведения: непосредственная образовательная деятельность

Тема: «История Нового года»

Цель:

формировать представления о празднике новый год ,

Задачи:

Обучающие:

формировать представление детей о праздновании Нового года в нашей стране и других странах, о символах, традициях и обычаях праздника;

продолжать учить отгадывать загадки;

Развивающие:

учить давать полные и развернутые ответы;

развивать интерес к новогоднему празднику;

развивать игровую деятельность детей.

Материалы и оборудование:

картинки с изображением елочных игрушек и предметов не относящихся к ним (для игры «Нарядим ёлку к празднику») , фотографии детей на празднике в семейном кругу, фотографии с изображением столиц разных стран (Англии, Германии, Франции, Японии, России) .

Ход НОД

1. Организационный момент.

Воспитатель : Ребята, отгадайте мою загадку, а когда отгадаете, мы с вами отправимся в интересное путешествие.

Что за праздник на дворе

Наступает в декабре?

В это время все вдруг рады,

Малыши подарков ждут,

Ради нескольких минут

Собирается семья:

Мамы, бабушки, родня.

И держа в руках бокалы,

Сосчитав часов удары,

Все от радости визжат,

Шутят, прыгают, шалят.

Прочь кошмары и ненастья,

В эту ночь ждут только счастья,

Это праздник без хлопот,

Это праздник -….

( Новый год )

Воспитатель : Правильно ребята, это Новый год . А что такое Новый год ?

Воспитатель : Новый год – это праздник . Трудно найти человека, который бы не любил Новый Год . С раннего детства Новый Год является самым любимым, домашним и теплым праздником для каждого из нас. Вы все ждете его? А почему вы ждете этот праздник?

Ответы детей.

Воспитатель : А теперь давайте послушаем песню «Идет к нам Новый год » . (музыка и слова Е. И. Морозовой)

Прослушивание аудиозаписи

2. Беседа о появлении Нового года.

Воспитатель : А как вы думаете, ребята, откуда пришел к нам этот праздник?

Ответы детей.

Воспитатель : Традиция отмечать Новый год 1 января появилась в России всего триста лет назад. Петр I издал указ, в котором говорилось, что Новый год необходимо отмечать 1 января.

По царскому указанию москвичи впервые украсили свои дома на Новый год ветками сосны , можжевельника и ели.

Первоначально на Новый год украшали деревья конфетами, печеньем, фруктами, орехами и даже овощами.

Но Деда Мороза и Снегурочки на тот период еще не было. Был Мороз – старик с белой бородой , который повелевал зимними холодами. Именно этот персонаж и стал основой для рождения сказки о новогоднем Деде Морозе, который приносит подарки.

Традиционный костюм Деда Мороза тоже появился не сразу. Сначала его изображали в плаще. Дед Мороз умело прочищал дымоходы, через которые забрасывал детям подарки. Снегурочка тоже появилась немного позже. Впервые о ней узнали из сказки «Снегурочка» , но там ее просто вылепили из снега. Все помнят момент в сказке, когда она прыгает через костер и тает. Персонаж так полюбился всем, что постепенно Снегурочка стала неизменным символом новогодних празднований.

Вот таким образом и появился тот Новый Год , который мы привыкли встречать с самого детства.

Воспитатель : А сейчас ребята давайте отдохнем и немного поиграем.

3. Физкультминутка « Новый год »

У всех Новый год ,

И у нас Новый год . (Делают шаг с притопом и одновременно хлопают в ладоши, поворачиваясь в правую сторону и в левую.)

Возле ёлочки зелёной хоровод, хоровод.

К нам пришёл Дед Мороз. (Делают лёгкие наклоны головой в разные стороны, как бы сообщая друг другу эту новость.)

Он игрушек, и хлопушек,

И конфет нам принёс! (Кружатся на месте, подняв руки и вращая кистями.)

Он добрый у нас,

Он весёлый у нас,- (Делают шаг с притопом, одновременно хлопают)

Возле ёлочки зелёной

Сам пошел с нами в пляс. (Шагаем на месте)

4. Беседа о том, как отмечают Новый год в разных странах.

Воспитатель : Ребята, а как вы думает, везде ли Новый год отмечают одинаково?

Ответы детей.

Воспитатель : Давайте вместе с вами отправимся в путешествие и узнаем, как празднуют Новый год в других странах.

Воспитатель показывает фотографию с изображением столицы Англии – Лондона.

Воспитатель : Это Лондон – столица Англии.

Здесь на Новый год к детям прилетает английский Санта –Клаус, он путешествует на санях, в которые запряжены шесть оленей.

Дети вешают на край своей кровати чулок, в который через печную трубу должен попасть подарок.

Воспитатель показывает изображение Берлина – столицы Германии.

Воспитатель : А это ребята Берлин – столица Германии.

Здесь живет Дед Мороз по имени – Вайнахтсман. Немецкий дед мороз любит появляться на ослике. Когда он приходит, то в одной руке он держит подарки, в другой розги. Кто вел себя хорошо, получает подарок, а кто вел себя в течение года плохо и много шалил, подарка ему не видать. Детишки в Германии перед тем, как лечь спать, выставляют на столы и подоконники тарелки для подарков. А в собственные башмачки кладут сено, чтобы ослик Вайнахтсмана смог подкрепиться перед дальней дорогой.

Воспитатель показывает фотографию с изображением Парижа – столицы Франции.

Воспитатель : А это Париж – столица Франции.

Французского Деда Мороза зовут – Пер Ноэль. Как и все Клаусы, он стал лазить по трубам и собственноручно раскладывать подарки по башмачкам-носочкам. Подарки для детей он делит на две части : некоторые подарки оставляет в новогоднюю ночь, а более ценные кладет в подготовленные туфли (их дети развешивают в доме с вечера) на Рождество.

Воспитатель показывает фото с изображение Токио – столицы Японии.

Воспитатель : А это, ребята. Токио – столица Японии.

Японского деда мороза зовут Сегацу – сан – Господин Новый год .

Любимое новогоднее развлечение девочек – игра в волан, а мальчики запускают воздушного змея. Японские дети встречают Новый год в новой одежде . Взрослые тоже предпочитают надеть что-нибудь новое, считается, что это приносит здоровье и удачу в новом году. В новогоднюю ночь дети кладут под подушку картинку с изображением 7-ми сказочных волшебников – покровителей счастья.

Воспитатель показывает фотографию с изображением Москвы – столицы России.

Воспитатель : Мы с вами вернулись домой. Это Москва – столица нашей страны России.

В России Новый год – это обязательно наряженная ёлка, праздничный ужин, бой курантов, Снегурочка и, конечно же, Дед Мороз, который кладет в новогоднюю ночь подарки для детей под ёлочку.

А какие подарки подарить детям на новый год Дед Мороз узнает из писем, которые получает от детей перед самым праздником.

Воспитатель : Скоро наступит Новый год в нашей стране . А как же вы, ребята обычно отмечаете новый год ?

Дети рассказывают о том, как они дома отмечают праздник.

5. Беседа с детьми о новогодней ёлке.

Воспитатель : Ребята, а у кого дома уже стоит нарядная елка?

ответы детей.

Воспитатель : А скажите, чем можно украшать елку? Какими игрушками и украшениями?

ответы детей.

6. Игра «Нарядим ёлку к празднику» .

Воспитатель : Скажите, ребята, а кто дома помогает украшать елку?

Ответы детей.

Воспитатель : Молодцы. Тогда мы с вами сейчас поиграем в игру «Нарядим елку к празднику» . Дети делятся на две команды. Перед ними картинки с изображением елочных игрушек и предметов, не относящихся к ним (шарики, звезды, сосульки, лисичка, зайчик, табуретка, гвоздь, коньки, дед мороз, снегурочка, конфеты, молоток, тарелка, брюки.)

Дети приступают к украшению елочек. Побеждает та команда, которая не только быстро украсит елку, но и правильно. Итоги игры дети подводят сами.

7. Отгадывание загадок.

Воспитатель : Молодцы ребята, вы все хорошо справились с заданием. А теперь давайте посмотрим, также хорошо ли вы умеете отгадывать загадки? За каждую правильную отгадку вы получает снежинку.

Воспитатель загадывает загадки:

Вся она приходит в белом,

Укрывает она снегом

Все деревья и дома,

Называется … (зима)

На деревьях, на дорожках,

на ребячьих на сапожках.

Он зимой лежит на всех

Ну конечно, это … (снег) .

Все резные, кружевные –

лёгкие пушинки

С неба прилетели к нам

Белые … (Снежинки)

Его дети из снега слепили

Из морковки приделали нос

Даже шарфик ему подарили

Чтобы в сильный мороз не замёрз

Кто же он знает каждый ребёнок

Во дворе за окошком стоит

Друг мальчишек и друг девчонок

Добрый толстенький друг … (снеговик)

Назовите-ка, ребятки,

Месяц в этой вот загадке:

Дни его - всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц наш пройдет,

Мы встречаем Новый год (месяц декабрь)

Вся нарядная в игрушках

Вся в гирляндах и в хлопушках

Не колючая ни сколько

Ну конечно это … (ёлка)

Мы замерзнуть не боимся

Мы танцуем и поём

Мы смеёмся веселимся

И подарки ждём

И вокруг нарядной ёлки

Водим хоровод

Не боимся мы замёрзнуть

Мы встречаем … ( Новый Год )

Дед мороз спешит на елку,

Тянет за собою санки.

А на них мешок тяжелый,

И в мешке лежат … (подарки)

С мешком подарков, с бородой,

Веселый взгляд и красный нос.

Он приходит к нам зимой

Добрый дедушка … (Мороз)

Раз, два, три! - Звучит команда, -

Ну-ка, елочка, гори!

Зажигает фонари

Новогодняя … (гирлянда)

На ёлке всё, что хочешь, есть:

Игрушек там – не перечесть.

Конфеты, дождик и хлопушки,

Гирлянды, звезды и верхушка.

Среди блестящей мишуры

Сверкают круглые … (шары) .

С морозами, пургой и снегом

Зима-волшебница придет.

И все речушки и озера

Покроет скользкий толстый … (лёд)

По льду летаем, словно ветер.

В глазах – веселья огоньки.

Мы сапоги обули, скороходы,

Они называются … (коньки)

С горки снежной катятся

Вадик и Оксанка.

Словно ветер мчатся

Их новенькие … (санки) .

Их на ноги обуваем

Быстро мы с горы съезжаем

Почему ответ не слышу?

Ну конечно это … (лыжи)

Уцепившись за карниз

Капельки бросает вниз

Не игрушка, не свистулька,

А прозрачная … (сосулька)

8. Итог.

Воспитатель : Какие вы молодцы, и загадки вы тоже очень хорошо умеете отгадывать.

Воспитатель : Ребята, а что интересного вы сегодня узнали? Что вам понравилось больше всего?

ответы детей.

Воспитатель : Наше с вами путешествие подошло к концу. Всех с наступающим Новым годом !

Во второй половине дня предложить вниманию детей просмотр презентации «История Нового года».

Из истории праздника Новый год

Наши предки-славяне вели счёт годам по сезонам. Год начинался в первый день весны — 1 марта, когда оживала природа и надо было думать о будущем урожае. В X веке Древняя Русь приняла христианство, византийское летоисчисление и юлианский календарь. Год разделили на 12 месяцев и дали им названия, связанные с явлениями природы. Началом нового летоисчисления считали 1 марта.

В 1348 году в Москве состоялся Собор, на котором приняли положение начинать год с сентября, а не с марта. А с 1700 года по указу Петра I Новый год в России празднуют, как и в других странах Европы, 1 января (по юлианскому календарю). Но только начиная с 1919 года новогодний праздник в России стали отмечать в соответствии с григорианским календарём. С 1930 по 1947 год 1 января в СССР было обычным рабочим днём. А с 1947 года 1 января стало праздничным и выходным днём. С 2005 года в России с 1 по 5 января установлены новогодние каникулы (ранее — только 1-е и 2-е) и эти дни объявлены нерабочими, а с учётом выходных дней и Рождества — официального праздничного дня — выходные длятся 10 дней.

Если тебя спросить, какой твой самый любимый праздник после дня рождения, ты наверняка ответишь: Новый год. Это праздник, когда тебя не заставляют рано ложиться спать, а сажают за стол вместе со взрослыми. Это праздник, когда ты с нетерпением ждёшь окончания боя курантов, чтобы броситься под ёлку и посмотреть, какой сюрприз приготовил тебе Дед Мороз. Новый год — это каникулы вместе с мамой и папой, это конфеты и мандарины, это зимние забавы. Новый год — это самый любимый праздник у нас в стране. Его любят и взрослые и дети. Новый год — это праздник с пушистым белым снегом за окном, запахом еловых веток, сверканием разноцветных игрушек и мишуры, обязательным фейерверком, подарками, а также с нарядным Дедом Морозом и красавицей Снегурочкой. Мы долго ждём его, а когда 31 декабря в полночь бьют куранты, радуемся наступившему году, надеясь на лучшие времена, и грустим, провожая уходящий год.

Первый день года — один из главных праздников у многих народов. В странах Европы новый год начинается 1 января. В странах, где принят лунный или лунно-солнечный календарь, Новый год приходится на разные даты солнечного года.

А теперь давай посмотрим, как справляют этот весёлый праздник в других странах.

Англия . Кроме ёлки, дом украшают веточками омелы. Английский Дед Мороз называется Санта-Клаус.

Италия. Под Новый год принято избавляться от старых вещей, старой мебели и другого хлама. Новый год — символ обновления.

Франция . Французский Дед Мороз — Пер Ноэль — оставляет подарки не под ёлкой, как наш, а в башмаках, висящих и стоящих у камина. На Новый год запекают в пирог боб. А тот, кому он достаётся, получает титул «бобового короля», и в праздничную ночь все подчиняются его приказам.

Швеция. Накануне Нового года дети выбирают королеву света Люцию. Её наряжают в белое платье и корону с зажжёнными свечами. Люция приносит подарки детям и лакомства домашним животным.

Болгария . Когда люди собираются у праздничного стола, во всех домах на три минуты гасится свет. Эти минуты называют «минутами новогодних поцелуев», тайну которых сохраняет темнота.

Куба. Перед наступлением нового года жители страны наполняют все кувшины, вёдра, тазы и миски, которые есть в доме, водой. В полночь воду выливают из окон. Так уходящему году желают светлого, как вода, пути. Пока часы бьют 12 раз, необходимо съесть 12 виноградинок, и тогда добро, согласие, процветание и мир будут сопровождать человека весь год.

Япония . Здесь в новогоднюю ночь ю8 раз звонят в колокола. Каждый удар колокола соответствует одному из пороков. По мнению японцев, их шесть: жадность, глупость, злость, легкомыслие, нерешительность и зависть, однако у каждого порока есть 18 различных оттенков. Это в сумме и составляет ю8 ударов колокола.

Традиции празднования Нового года в России

Традиций празднования Нового года в России довольно много. От времён славянского язычества нам достались ряженые, скоморохи и шуты. Эпоха Петра Первого и последующие столетия внесли в традиции праздника новогоднюю ёлку с игрушками, фейерверки и новогодний стол с салатом оливье, винегретом, фаршированным гусём или уткой, Деда Мороза со Снегурочкой, обязательное шампанское с мандаринами на столе и бой курантов на Спасской башне Кремля.

В вашем доме, скорее всего, о новогоднем столе позаботится мама или бабушка. Будет неплохо, если и ты примешь посильное участие в подготовке праздничного стола. А уж участвовать в украшении новогодней ёлки и комнаты — огромное удовольствие. При украшении ёлки на неё первым делом вешают электрическую гирлянду с лампочками (но не самодельную — с огнём не шутят!), потом — игрушки: сначала крупные, затем маленькие. Не стоит вешать рядом одинаковые по форме и цвету украшения. В последнюю очередь надевают на верхушку ёлки шпиль и раскидывают блестящий «дождик».

Новогодняя ёлка

Когда появилась на Руси первая ёлка, точно неизвестно. Но, вероятнее всего, первые ёлки появились в середине XIX века в домах петербуржских немцев. Живя на чужбине, они не забыли своих традиций и привычек, обрядов и ритуалов.

Следом за немцами в русских домах петербуржской знати также начали ставить для детей ёлки. Их украшали восковыми свечами и фонариками, цветами и лентами, орехами, яблоками и конфетами. Первоначально в Новый год ёлка стояла один день, затем эти сроки всё- более удлинялись: два дня, три, до Крещения или до конца Святок. Был период в нашей истории, когда ёлку даже запрещали. Но с 31 декабря 1935 года она вновь вошла в дома россиян и по сей день является символом «радостного и счастливого детства в нашей стране».

Ёлочные игрушки своими руками

Тебе понадобятся: иголка с нитками, ножницы, шило, клей (лучше взять ПВА — высыхая, он становится прозрачным), блёстки, цветная бумага, обёрточная бумага, краски и кисточки, фломастеры, ватные шарики, нитки, скрепки, разноцветные шерстяные нитки.

Гирлянду «Падающий снег» можно сделать из ваты. Для этого к длинной тонкой нитке привязывают через небольшие интервалы короткие ниточки. На каждую короткую нитку нанизывают ватные шарики. Внизу, чтобы шарики не соскользнули, нитку смазывают клеем. Такую гирлянду можно повесить прямо на окно или в дверной проём.

Замечательные игрушки получаются из яичной скорлупы. В вымытом сыром яйце толстой иглой или шилом аккуратно проделываем отверстия с двух сторон. Содержимое яйца выдуваем в миску. Скорлупу промываем проточной водой и просушиваем. Теперь её можно использовать для изготовления игрушек. Яйцо можно раскрасить краской или фломастерами, можно приклеить к нему различные детали, вырезанные из бумаги: лапки, ушки, хвостики и шапочки, — превратив его в забавную зверюшку или человечка: зайца, цыплёнка, рыбку, матрёшку, гномика, пингвина. Чтобы удобнее было расписывать яичную скорлупу красками, прилепите на блюдечко кусочек пластилина и аккуратно поставьте на него яичную скорлупу. Чтобы краска не пачкалась, по окончании работы посыпьте игрушку блёстками и обрызгайте лаком для волос.

Если ёлочка небольшая, не стоит перегружать её громоздкими игрушками. Размер украшений от нижних ветвей к верхним постепенно уменьшается. Не стоит вешать на ёлку и слишком много украшений — это выглядит безвкусно.

В старину на ёлку вешали разные съедобные украшения. Почему не возродить этот обычай? Попробуй украсить ёлку съедобными игрушками — мандаринами, яблоками, конфетами в ярких обёртках, грецкими орехами, обёрнутыми золотой фольгой, шоколадными медальками и другими фигурками из шоколада.

Теперь попробуем украсить веточки ёлки и шишки снегом. Для этого на тёрке натираем пенопласт, смазываем прозрачным клеем веточки ели, сосны и шишки на них и посыпаем крупинками пенопласта. Расставляем ветки в вазы по всей комнате. Вот и создана атмосфера сказочного зимнего леса.

Новый год — праздник особенный ещё и потому, что кроме Деда Мороза и Снегурочки, кроме забавных ёлочных игрушек, ароматных мандаринов и заветных подарков для детей этот праздник означает наступление долгожданных зимних каникул. Нужно только заранее продумать, как с максимальным удовольствием и пользой провести эти короткие зимние дни.

А без чего нельзя себе представить традиционные зимние забавы — конечно, без снега, льда и мороза! Правда, в последние годы погода стала уж больно капризная, но всё-таки в новогодние дни ещё можно найти и катки, и сугробы, и ледяные горки.

Благодаря активной пропаганде телевидения снова стало популярным фигурное катание. С каждым годом катков становится всё больше. Надо только научиться держаться на коньках и не бояться синяков и шишек — неизбежных спутников овладения этим видом спорта.

Даже просто покататься на коньках — уже огромное удовольствие. И совсем не важно, насколько хорошо ты умеешь это делать, когда в центре катка сверкает огнями новогодняя ёлка, а свет прожекторов и задорная музыка создают атмосферу праздничного настроения. Но если надоест просто нарезать круг за кругом, то можно устроить весёлые соревнования.

Игра «Паровозик»

Потребуются кегли или пластиковые бутылки, наполненные водой или просто снегом — чтобы их не сдувало ветром. Их нужно расставить на льду на одной линии на определённом расстоянии друг от друга. Чем расстояние меньше, тем задача сложнее. Итак, встаём по росту — впереди самый маленький, следующий — побольше... — последний, конечно, папа. Руки кладём на плечи впереди стоящего, и — вперёд! Надо проехать змейкой вокруг кеглей, не сбив их.

Игра «Эстафета»

Нужно разбиться на две команды, равные по количеству участников и приблизительно равные по силам. Учитывается не только возраст, но и умение кататься на коньках. Линию старта можно обозначить чехлами для коньков. Метрах в 20-30 от линии старта для каждой из команд ставим две кегли (пластиковые бутылки). По команде «старт» игроки доезжают до кегли, огибают её и возвращаются, передавая эстафету следующему игроку. Выигрывает команда, справившаяся с заданием быстрее. Чем игроков больше, тем эстафета будет веселее и интереснее.

Пожалуй, самые популярные зимние игры — снежки, катание на санках, лепка снеговика, штурм снежной крепости. Всё это, несмотря на свою древнюю историю, вряд ли сможет надоесть как твоим друзьям, так и родителям.

А ещё можно отправиться всей семьёй в ближайший лесопарк на лыжах за «зимней сказкой». Это лучше всего сделать после обильного снегопада. Вот на ветках сосны разлёгся «снежный барс», а вот какой-то «долгоносик» из сугроба выглядывает, а здесь надо только нарисовать лыжной палкой глаза — и получится огромная «снежная жаба». На такую прогулку надо непременно взять фотоаппарат!

Конечно, это далеко не все зимние забавы и игры — ты сам можешь придумать ещё сотню! Только обязательно надо помнить о правильной одежде. Вспотев на морозе, можно простудиться. Если такое случилось — скорее домой. Не стоит забывать и о запасных рукавичках. А в остальном — что может быть лучше активного зимнего семейного отдыха на свежем воздухе, наполненного прекрасными яркими впечатлениями и морем положительных эмоций?!

Веселись, честной народ, зима-зимушка идёт!

Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Классный час содержит в себе презентацию,которая необходима для его проведения.

Цель: пропагандировать традиции и обычаи нашей страны, помочь детям осознать значение семейных праздников.

Задачи:

  • познакомить обучающихся с традициями Нового Года в разных странах мира;
  • способствовать развитию коллективного творчества, коммуникативной, познавательных интересов, творческого мышления;
  • воспитывать трогательные чувства к традициям народных праздников.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Новый Год без забот!».

Ход классного часа

Организационный момент

Добрый день, ребята! Надеюсь вы хорошо и весело провели новогодние каникулы? Дружно всей семьей отметили новогодние праздники. А какой Новый Год без снега и снежинок? По пути к вам я собрала самые красивые снежинки, чтобы у вас появилось новогоднее настроение. Пусть каждый выберет снежинку, которая ему понравилась. Те ребята у которых снежинка с красной ленточкой пересядут за первый стол, а те у кого синий за второй. Ну что, вы, наверное, уже сами догадались чему будет посвящен наш классный час?

(Ответы детей).

Совершенно верно, сегодня мы с вами будем говорить о таком празднике, как Новый год! Мы с вами вспомним традиции, обычаи встречи Нового Года на Руси, а также традиции Нового года в разных странах.

Волшебный праздник

Ребята, а вы знаете когда отмечали Новый год на Руси?

(Ответы детей).

Новый Год отмечали в Древней Руси весной, в марте, когда природа просыпалась от зимней спячки. С 15 века праздник начали встречать 1 сентября, после уборки урожая. А вот зимой Новый год стали отмечать при Петре I, в 1700 году.

Царь Петр издал указ, в котором повелевалось Новый год встречать в ночь на 1 января. Он ездил вместе с певчими по домам бояр и поздравлял их. На улицах в это время разжигали костры, чтобы было много света и тепла. В этот день все поздравляли друг друга, украшали дома сосновыми, можжевеловыми и еловыми ветками, устраивали фейерверки зажигали огни и свечи.

Ребята, а как вы празднуете новый год?

(Ответы детей).

С тех пор прошло много веков, но мы до сих пор следуем указу Петра, отмечаем любимый праздник.

А как вы думаете в других странах отмечают Новый год и когда?

(Ответы детей).

Например, в Италии начинается шестого января. В новогоднюю ночь принято выбрасывать из окон старые вещи. Жители Древнего Рима отмечали Новый год в начале марта. Во время праздника царь на несколько дней покидал город, а народ веселился и делал все, что хотел. Однако, когда царь возвращался обратно в город, народ приступал к работе. Так каждый год люди начинали жизнь «с чистого листа». Во Вьетнаме Новый год встречают ночью, с наступлением сумерек. Вьетнамцы разжигают в парках, садах или просто на улицах костры, у которых собираются по нескольку семей; на углях готовятся особые лакомства из риса. В эту ночь забываются все ссоры, прощаются обиды. В разных странах разные обычаи, но объединяет их то, что Новый год встречается как добрый праздник, праздник мира и радости.

А кто главный герой Нового года?

(Ответы детей).

А вы знаете, что Дед мороз в каждой стране называется по-разному. В Америке, Канаде, Нидерландах и некоторых других странах он известен как Санта-Клаус. Он очень похож на нашего Деда Мороза, только вместо шубы носит красную куртку и колпак.

Англо-Саксонский коллега носит имя «Father Christmas». Он носит мантию, украшенную плющом и падубом, держит в руках хлыст и мешок с игрушками. Для того, чтобы получить от него подарок, недостаточно весь год быть паинькой. Необходимо также написать ему письмо с перечислением желаемого и бросить в огонь. Дым из трубы доставит список прямо по назначению. А подарки дети находят в рождественское утро в своих чулочках, предусмотрительно оставленных с вечера у камина.

Ребята, вот незадача, пока я готовилась к классному часу, я перепутала все элементы одежды русского Деда Мороза и американского Санта – Клауса. Давайте вы попробуете все исправить.

(Ребята получают конверты с костюмами Деда Мороза и Санта-Клауса).

Молодцы, вы все справились с заданием. За это вы получите елочный шарик.

Ребята, а какой же Новый Год без праздничных поздравлений? Вы, наверное, тоже в ваших семьях желаете друг другу всего самого наилучшего. А ведь это тоже древняя традиция желать всего самого хорошего в Новый Год. Во всем мире люди под бой курантов поздравляют друг друга, говоря самые искренние слова, иногда даже стихами. Давайте и мы с вами попробуем поздравить друг друга стихами. Вы получите одинаковые четверостишья, в которых не хватает последних строчек. Вы должны подобрать рифмы, чтобы у вас получилось законченное стихотворение.

Праздник мы встречаем,
Елку наряжаем,
Вешаем игрушки,
………………
Шарики, хлопушки.

(Пока обучающиеся сочиняют последние строчки стихотворения играет музыка «Метель»).

Вы не заметили что то у нас повеяло холодом. Конечно, ведь на новогодние праздники в России всегда стоят морозы. А вот в других странах мира Новый год может быть и таким.

(Слайды на экране).

Но мы с вами живем в России и поэтому нам не обойтись без теплых варежек. От самого слова «варежка» веет теплом и уютом, а слово с древнерусского переводится как «защита».

Для знатных и богатых людей варежки были модным и дорогим аксессуаром. Их украшали дорогими мехами, кристаллами и вышивкой. Особенно редкие экземпляры передавались из поколения в поколение. А вот для крестьян варежки – рукавицы нужны были для работы, поэтому они были прочные и удобные.

(Слайды крестьянской варежки и богатой).

Давай те, мы с вами разомнемся и поиграем в игру «Варежка». В этой коробке я приготовила для вас варежки. Но кому то из вас варежки не хватит. Под музыку вы движетесь вокруг коробки, как только музыка остановится вы должны успеть взять одну варежку для себя. Тот, кому не достанется варежка, выбирает любую у другого участника, забирает ее и садится на свое место. Остальные складывают варежки снова в коробку и продолжают игру.

Ну что, ребята, размялись, согрелись, а теперь садимся на свои места.

Скажите мне, пожалуйста, а вы верите в чудеса, которые случаются на Новый Год? Я тоже верю, хоть я и взрослый человек.! А чудеса случаются не только в Новый Год, но и приходят к нам вместе со сказкой. В моей семье до сих пор существует традиция читать волшебные сказки. Наверное, и ваши родители читали вам сказки на ночь. Посмотрите сколько написано красивых новогодних сказок (название книг). А в 20 веке сложилась еще одна хорошая традиция – смотреть художественные фильмы и мультфильмы, которые любят и дети и взрослые.

Я вам предлагаю посмотреть кадры из известных фильмов. Попробуйте угадать их название.

(На экране кадры из мультфильмов).

Ребята, мы забыли с вами про главную новогоднюю традицию – наряжать елку на Новый Год.

Как здорово, когда все члены семьи вместе наряжают новогоднюю красавицу. Ребята, а почему именно ель выбрали символом Нового года? Конечно, но не только поэтому. Ель на Руси считалась символом верности и долголетия. А первыми игрушками на елке были картофель и яблоки, которые серебрили и золотили. (показать в фольге). А потом елку стали украшать различными лакомствами: орехами, конфетами, баранками.

А как вы украшаете в своих домах елку? Давай те и мы не будем нарущать эту новогоднюю традицию. Все шары, которые вы заработали в конкурсах мы повесим на нашу елочку.(Подводятся итоги конкурсов).

Смотрите, даже здесь произошло новогоднее чудо! Обе команды заработали одинаковое количество шаров. Но соблюдая старинный обычай мы украсим нашу елочку не только шарами, а так же баранками и конфетами. Вот какая елка у нас получилась!

  1. Новый год встречают ночью, с наступлением сумерек. (Вьетнам)
  2. Он носит мантию, украшенную плющом и падубом, держит в руках хлыст и мешок с игрушками. (Father Christmas))
  3. Как зовут европейского Деда Мороза? (Санта Клаус)
  4. Благодаря кому на Руси появилась традиция встречать Новый год 1 января? (Петр 1)
  5. Первыми игрушки на елке были (картофель и яблоки)

А под елочкой как и принято в Новый год обязательно должен быть подарок. Угощайтесь! А я желаю вам чтобы вы каждый Новый Год встречали в окружении самых любимых и близких для вас людей, чтобы в ваших домах всегда царило сердечное тепло и согласие. Мне было очень приятно работать с вами. Надеюсь, что вам тоже понравилось. Ребята, кому понравилось наше мероприятие возьмите свою снежинку и повесьте ее на нашу елочку. Всего доброго. До свидания!

Татьяна Калмыкова
Конспект беседы «История празднования Нового Года» в старшей группе

Цели:- познакомить детей с традициями встречи Нового года в России и в других странах мира.

Систематизировать знания детей о праздновании нового года в разных странах,

Формировать познавательный интерес,

Активизировать диалогическую и монологическую форму речи детей,

Развитие воображения,образного мышления,мелкой моторики,творческих

способностей детей.

Задачи: - расширять представления детей об истории возникновения праздника,

Воспитывать уважение к традициям русского народа.

Оборудование: иллюстрации, презентация беседы; цветные карандаши, фломастеры, гуашь,кисточки,баночки с водой, салфетки, цветная бумага, ножницы, картон, клей.

Ход беседы.

Воспитатель:

Как хороша новогодняя елка!

Как нарядилась она – погляди!

Платье на елке зеленого цвета,

Яркие бусы блестят на груди.

Елка у нас высока и стройна,

Вечером вся засверкает она

Блеском огней, и снежинок и звезд,

Словно павлина раскрывшийся хвост!

Елка в кармашки свои золотые

Спрятала множество разных сластей

И протянула к нам ветки густые,

Словно хозяйка, встречает гостей.

Дерево лучше нигде не найдешь!

С елкой хорошей и праздник хорош (О. Высотская)

Воспитатель:Сегодня, ребята,мы поговорим о приближающемся волшебном празднике - Новый год.

Как вы думаете, как раньше отмечали этот праздник? Ведь встреча нового года - древняя традиция, существующая у всех народов мира. Давайте вместе поразмышляем с вами, откуда появилась традиция отмечать праздник и наряжать елку? (Выслушиваются рассуждения, предположения детей.)

Спасибо вам за ваши ответы, ведь Новый год считается одним из самых любимых и веселых праздников. Мы ждем пушистого белого снега, нарядную, украшенную елку и Дедушку Мороза со Снегурочкой. Однако, не всегда наступление Нового года праздновали 1 января.

Наши далекие предки, восточные славяне, отмечали этот праздник весной – 1 марта , когда природа просыпается ото сна и оживает. А сейчас в этот период мы празднуем Масленицу.

После этого, праздник Нового года стали отмечать по православному церковному календарю1 сентября . В этот день царь задаривал своих слуг шубами, серебром и деньгами. В домах устраивались застолья – пекли пироги, блины, варили кисель.

1 января праздновать Новый год в России начали в 1700 году – по указу царя Петра 1. Именно он приказал запускать в этот день фейерверки, стрелять из небольших пушек и ружей, пускать ракеты и зажигать огни, а также украшать дом ветками можжевельника и сосны. Люди не хотели ставить дома елки. Этот обычай царю пришлось вводить силой. А если не находил дома елки, сурово наказывал хозяина.

Сначала, их устанавливали не внутри дома, а во дворе, крепили на ворота и крыши. А уже позже появился обычай ставить новогоднюю елку, украшенную фонариками, цветами, лентами, конфетами и даже яблоками.

Обычай, наряжать под Новый год елку пришел к нам из Европы. Когда-то жители германских племен считали ель символом жизни и вечной молодости. Они были уверенны в том, что елка способна защитить дом от злых духов. Поэтому ее почитали, развешивали на ее ветках украшения и произносили заклинания. Все это происходило прямо в лесу. Затем елку стали устанавливали только в королевских и царских дворцах Франции, Германии, Англии и т. д. Только позже елка появилась в домах простых людей.

Так, постепенно россияне привыкли к обычаю наряжать елку под Новый год и делают это теперь с огромным удовольствием. А в наше время никто уже и не представляет себе новогоднего праздника без красавицы-елочки….

А кто дома украсил елку?

Какая ваша елка?

Какими игрушками вы ее украсили?

(Ответы детей)

Воспитатель. Дети, посмотрите, у меня есть елочка. Но что-то на ней не хватает? (Украшений). Давайте украсим елочку.

Проводится упражнение "Украсим нашу елочку" .

Воспитатель: Молодцы, ребята замечательные стихи рассказали!

Мы продолжаем с вами путешествие в историю празднования Нового года.

Новый год-праздник самый любимый и взрослыми и детьми. Раньше новый год праздновали в марте. Именно в это время начинались полевые работы, и март считался первым месяцем в году. Так, например, далеко в Азии новый год празднуется в самую жару, поэтому люди встречаясь, поливают друг друга водой. А в Болгарии, когда собираются на новогоднее торжество, на две или три минуты выключают свет. В Италии перед Новым годом люди выбрасывают старые, ненужные вещи и заменяют их на новые.

Сегодня почти везде Новый год отмечают в ночь с тридцать первого декабря на первое января.

Воспитатель: Ребята, кто является главным героем новогоднего праздника? Отгадайте загадку:

У этого дедушки много внучат

Внучата на дедушку часто ворчат

На улице дедушка к ним пристает,

За пальцы хватает, за ушки дерет. (Дед Мороз)

Молодцы! Конечно же главный герой на новогоднем празднике - Дед Мороз.

В завершении нашей беседы я предлагаю вам нарисовать новогоднюю открытку для друга. Перед тем,как приступить к работе над открыткой, подготовим наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика "Ёлочка":

Утром дети удивились, (разводят руки в стороны, подняв плечи)

Что за чудеса случились

Этой ночью новогодней.

Ожидали, что угодно, (сжимают и разжимают пальцы)

А увидели парад:

В ряд снеговики стоят, (руками рисуют в воздухе три круга)

Глазки весело горят, (закрывают и открывают ладонями глаза)

А перед ними ёлочка (хлопают в ладоши)

Пушистая, в иголочках.

Воспитатель: Теперь самое время заняться открыткой.

(Дети выполняют задание, выбирают материалы, необходимые для работы самостоятельно. Оформляется выставка из готовых открыток.)

Воспитатель: Наша беседа подошла к концу. Она получилась у нас интересной. Сегодня мы с вами узнали много нового и интересного о волшебном празднике - Новый год!

Публикации по теме:

Конспект НОД «По следам Нового года» в подготовительной группе Конспект интегрированной НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе «По следам Нового года» Исполнитель: Воспитатель МБДОУ.

Многие согласятся с нами, что ожидание праздника еще более приятное и волнительное время, зачастую гораздо более волшебное и чарующее, чем.

Беседа с детьми старшей группы на тему «История нового года» Цель: познакомить детей с историей праздника «Новый год». Ребята, скоро.

Информационные материалы для родителей «История Нового года» Новый год всегда вселяет в нас надежду на лучшее, дарит множество подарков и приятных эмоций. В этот период мы можем с легкостью почувствовать.

Ход беседы: Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года? Посмотрите в окно. Какая сегодня погода? Правильно! За окном холодно, пасмурно,.

Конспект родительского собрания в средней группе «Начало нового года - начало нового этапа» Цель: - укрепление контакта между педагогами и родителями; - повышение педагогической культуры родителей. Задачи: - рассмотреть возрастные.