Моральные ценности семьи и брака. Семейные ценности: традиции и современность

Крутяк! 24

Семья ‒ это самое святое, самое главное, что есть у человека в его жизни. Взаимопонимание, доверие друг к другу, забота о родных людях, большие и маленькие общие радости ‒ это основа, на которой держится любая семья. Здесь нас всегда любят и ждут. Так приятно бывает вернуться домой после поездки. Дома все родное. Тебя сразу примут, вкусно накормят и будут внимательно слушать твои рассказы. Здесь нас никогда не разлюбят.

Семья ‒ это место, где тебе не будут врать, а скажут горькую правду для твоего блага. Без семьи жить нельзя. Без нее ты чувствуешь себя одиноким.

Семья ‒ это опора. Чтобы ни произошло с нами, чтобы у нас ни случилось, мы всегда получим поддержку и понимание со стороны родных людей. Никто не будет любить нас так, как наши родители. Они готовы пожертвовать всем ради нас.

О семье, о том как она важна в нашей жизни писали многие писатели и поэты в своих произведениях. А художники нередко рисовали картины на тему семьи. Для меня семья ‒ это радость, опора. Я всегда буду возвращаться в мою семью. И никогда не забуду моих любимых родителей. Ведь они всегда меня будут ждать и любить. Моя семья ‒ моя крепость. Здесь меня все любят и заботятся обо мне. Семья ‒ это великая ценность сама по себе. Но и внутри семьи есть свои собственные ценности. Я хочу рассказать о наших семейных ценностях.

Я думаю, что главная ценность любой хорошей семьи ‒ это доверие. Наша семья здесь не исключение. В нашей семье все доверяют друг другу. И именно потому, что есть доверие, в нашем доме не живет ложь. Ей просто нет здесь места. Мама и папа доверяют друг другу. Родители доверяют нам с сестрой. А мы, в свою очередь, знаем, что родители нас не обманут. Поэтому дети в нашей семье никогда не врут насчет оценок, случайных проступков и мелких шалостей. Когда я впервые получил двойку, я очень расстроился. Но я не испугался, что меня будут ругать. Я просто не хотел расстраивать маму с папой. Мне всегда очень грустно, когда мама расстроена. Я не стал прятать дневник и врать. Я пришел домой и честно рассказал все маме. Ведь правда ‒ это ценность моей семьи. И мама, зная это, меня почти не ругала. А только посоветовала как исправить оценку. Мне бывает очень стыдно перед мамой за проступки и плохие дела, но это потому, что я очень ее люблю. Я думаю, честность и искренность ‒ это важные ценности моей семьи и ее прочный фундамент.

Еще одна ценность нашей семьи ‒ это любовь. Семья начинается с любви. Мама с папой полюбили друг друга, поженились и родилась наша семья. Родители очень любят своих детей. Я думаю, счастливой может быть только та семья, в которой есть любовь. Нет любви, нет семьи. Сочинение это я пишу не просто так, я точно знаю, что любовь живет в нашей квартире. На ней строится вся наша семья. Любовь помогает нам прощать друг другу все, жить в согласии, заботиться друг о друге.

Взаимная забота ‒ это тоже семейная ценность. В нашей семье все заботятся друг о друге. Мы с сестрой тоже проявляем заботу. Моя сестра уже в первом классе и я помогаю ей делать уроки, поддерживаю, если у нее что-то не получается. В меру своих сил мы заботимся и о родителях. Наш папа много работает и очень устает. Мы помогаем маме готовить вкусный ужин и все вместе встречаем папу, радуем его своими рассказами, успехами в учебе. Потом все вместе смотрим какой-нибудь веселый и интересный фильм. А когда наша мама заболела, мы с папой и сестрой варили для нее вкусный и полезный куриный бульон. Мы поддерживаем друг друга всегда, потому, что семья и семейные ценности очень важны для нас.

В нашей семье все друг друга уважают. Уважение ‒ это тоже ценность в нашем доме. Мне кажется, что по-настоящему близкие люди ‒ это те, кто друг друга не только любит, но и уважает. Дети должны уважать родителей, потому, что те их растят, заботятся о них, воспитывают, учат жизни. Мама и папа всегда желают добра и плохого не посоветуют. Нельзя обижать родителей, врать, ругаться с ними, оскорблять, от этого им бывает очень больно. Мы стараемся не расстраивать маму и папу. А родители, в свою очередь, всегда спрашивают наше мнение и прислушиваются к нему в решении важных семейных вопросов. Хоть мы и маленькие, но они нас тоже уважают.

Если продолжить сочинение на тему эту, то добавлю еще, что мы, то есть дети, являемся тоже важной ценностью для взрослых членов нашей семьи. Нам всегда достается все самое лучшее. Нас оберегают, мы чувствуем поддержку родных всегда. Ради нас взрослые готовы многим жертвовать. И мы это понимаем и очень ценим. А, в свою очередь, считаем, что родители для детей тоже должны быть великой ценностью. Ведь они у нас одни, самые родные и самые любимые. Других не будет. Старших вообще надо беречь. Бабушек и дедушек своих мы тоже очень любим и стараемся о них заботиться. Мы с сестрой, когда гостим у бабушки всегда стараемся ей помогать в делах. Мы ходим за продуктами в магазин, помогаем убирать квартиру, а бабушка всегда угощает нас чем-нибудь вкусненьким даже если мы говорим, что не голодны. Бабушкины блины самые вкусные. Мы всегда будем помнить вкусные, теплые обеды в уютном бабушкином доме. А помощь друг другу ‒ это тоже ценность моей семьи. Все взрослые помогают нам в учебе. Сестренка сейчас первоклассница, ей очень нравится учиться. Но есть и свои трудности, тяжело адаптироваться к школе после садика.

Мой 5 класс тоже имеет свои трудности. Ведь до этого у нас было меньше предметов и всего один учитель. А теперь нагрузка намного больше. Справляться с трудностями и хорошо учиться нам помогает наша семья. Мы очень дружны и любим проводить свободное время вместе.

Ценности семьи включают в себя и совместный досуг. Родители всегда находят нам интересное и полезное занятие. Летом часто мы катаемся на велосипедах, гуляем и ездим за грибами. Зимой наш отдых ‒ это каток и лыжи. А еще мы часто ходим в кино и театр на детские спектакли. Мы никогда не забываем о наших семейных ценностях. И все разделяем их.

Я могу очень долго рассказывать о семье. Это очень приятно, потому, что речь идет о родных людях, о семейном уюте и счастье. В моей семье нравственные ценности на первом месте. И я уверен, что когда мы вырастем и у нас уже будут свои семьи, то мы сможем привить их и нашим детям и даже внукам.

Огромное значение имеет воспитание в семье. В семье рождаются и воспитываются дети. Семья заботится не только о своих младших членах, но и о старших, пожилых. В семье старые люди должны находиться в самых комфортных условиях. Родители являются естественными опекунами своих детей. На них лежит обязанность заботиться о физическом развитии детей, а также защищать их права и интересы.

Важное значение для семейных отношений имеют моральные качества супругов. Умение понять другого, (терпимость, внимательность, доброта, такт, сострадание и т. д.) делают человека более «пригодным» для жизни в браке. И наоборот, злые, обидчивые, капризные, высокомерные, эгоистичные люди являются причиной многих конфликтов в семье, способных разрушить брак.

Супруги должны с одинаковых позиций относиться к нравственным нормам и ценностям — таким, как взаимоуважение, справедливость, долг, ответственность перед семьёй и обществом. Любое противостояние в этом друг другу будет только подрывать фундамент их отношений.

Семья становится полной и, следовательно, полноценной после появления детей. Став отцом и матерью, то есть самыми близкими родственниками рождённого ими ребёнка, родители как бы сродняются и между собой. В этом смысле рождение ребёнка является средством укрепления семьи. Прочную семью дети действительно делают ещё прочнее.

Любовь, духовная близость и общение родителей являются одним из главных воспитательных факторов, эмоциональной основой воспитания детей в семье. Когда отец и мать любят друг друга, больше всего от их любви получает ребёнок.

В современной семье большую часть времени дети общаются с матерью. Именно с ней обычно складываются доверительные отношения, обсуждаются основные жизненные вопросы. Однако для детей не менее важным является и общение с отцом. Чем чаще отец общается с ребёнком, тем более тесными становятся эмоциональные связи, а чем раньше отец приобщается к уходу за ним, тем сильнее и глубже его родительские чувства.

Любовь между родителями и детьми дана самой природой, любовь и уважение между мужем и женой, отношения с другими родственниками являются результатом взаимных усилий. В семье нет двух миров — взрослых и детей, есть один мир семьи. Любое нарушение связи между поколениями расшатывает семейные устои, негативно сказывается на нравственной атмосфере. Если при общении друг с другом все поколения семьи проявляют такт, мудрость, не повышают тона, считаются с желаниями и мнением других членов семьи, щадят самолюбие друг друга, сообща переживают и горе и радость, то рождается семейная сплочённость.

На мой взгляд, те основы христианской жизни, которые закладывается в ребенке и семейным православным укладом, призванным решать нравственные задачи по полноценному духовному воспитанию будущих достойных граждан Отечества.

Примером в воспитании детей должны быть родители. Какие родители, такие и будут дети!!!

Последние десятилетия в истории нашей страны изменилась роль и место религии в жизни общества. Религиозные ценности стали важной составляющей как образа жизни, так и образа мышления многих людей. Существенно возросли роль, авторитет и влияние православной церкви.

Изменение в отношении общества к проблемам духовных ценностей оказало определяющее влияние на приоритеты государственной политики в сфере религии. Государство признало, что церковь является одним из важнейших социальных институтов.

Проблема развития духовности и нравственности молодого поколения — одна из самых актуальных в современном обществе.

Как эпиграф я хочу привести слова Святителя Игнатия Брянчанинова:
«Как посмотришь на нашу молодежь, то нельзя не пожалеть ее! Как она ветрена! Как не думает ни о чем кроме удовольствий, растлевающих и нравственность, и здоровье, приготовляющих самую печальную будущность. Мне кажется, что всему этому причина — неправильное воспитание, дающее молодым людям неправильный взгляд на себя и на жизнь.
Только все вместе — образовательное учреждение, семья, церковь, государство — путем целенаправленного воспитательного влияния могут заложить в человеке семена любви к людям и добра, заложить основы понимания того, что надо действительно спешить делать добро, а не только и не столько «брать от жизни все» и «действовать ради целей обогащения любым способом».

Ректор Российского Православного университета святого апостола Иоанна Богослова Архимандрит Иоанн особо подчеркивает: «Нельзя допустить духовной, культурной и физической гибели нашего народа. Дети и молодежь безотлагательно нуждаются в духовно-нравственном просвещении и воспитании».

Семья, по определению святых отцов, есть малая церковь, а как скоро сама Церковь есть «тело Христово» и создана Богом для спасения человечества от погрязания во зле, то и «малая церковь» направлена на спасение души в мире страстей.

Если семья крепкая и дружная, в ней легко и приятно жить, Она помогает в беде, горе, в несчастье. В ней царят радость и любовь.

Одной из причин кризиса в духовно-нравственной сфере современного общества, а одновременно и следствием этого кризиса является разрушение традиционных устоев семьи. Кризисные явления в жизни семьи многообразны.

Разрушены нравственные представления о браке и семье:
— супружеские отношения в современном мире перестали быть выражением жертвенной любви и духовного единства.
— почти полностью утратилось представление о верности супругов и нерасторжимости брака (в России продолжает стремительно увеличиваться число разводов);
— супружество, воспитание детей стали восприниматься как тяжкое и нежелательное бремя.

Кризис коснулся всех уровней жизнедеятельности и взаимоотношений членов семьи:
— в совместной хозяйственно-бытовой деятельности все чаще проявляется неспособность членов семьи к сотрудничеству и практическому взаимодействию;
проявляется взаимная нетерпимость супругов, родителей и детей, представителей старшего и младшего поколения, неготовности членов семьи прощать недостатки и проявлять теплое участие, снисходительность, милосердие друг к другу;
— происходит путаница в социальных ролях мужчины, женщины, ребенка;
— продолжает снижаться рождаемость: родители все чаще стали видеть в детях ненужную обузу, препятствие к достижению жизненных успехов (на протяжении 10 последних лет смертность в России существенно превышает рождаемость, численность населения ежегодно уменьшается на 750 тысяч человек; по прогнозам специалистов, демографическая катастрофа приведет к сокращению числа россиян в течение ближайших 15 лет еще на 22 миллиона человек);
— утрата родителями традиционных нравственных ориентиров приводит к тому, что семья оказывается не в силах удержать детей и подростков от порока, но часто, наоборот, провоцирует ко греху;
— чрезвычайно велик процент детей с отклонениями от нормы в состоянии здоровья, эмоционально-волевого развития и поведения, это спровоцировано нарушением внутрисемейных родительских и детско-родительских отношений;
— в силу духовной и психологической пустоты семейных отношений дети и подростки тяготятся пребыванием в родительском доме, заменяя семью «тусовкой» в компаниях сверстников.

Современное общество утратило представление о чистоте и целомудрии:
— в средствах массовой информации темы семейной, воспитательной направленности поднимаются крайне редко, мы видим пошлости и порок;
— массовая культура и средства массовой информации стали орудиями нравственного растления, они пропагандируют насилие, цинизм в сфере семейных отношений, превозносят греховные страсти «свободной любви», половой распущенности, всевозможных извращений.

Каков же выход из кризисной ситуации, сложившейся к настоящему времени в сфере семьи и семейного воспитания, и есть ли он, этот выход?
Выход есть, и как ни глубоко описанное нами поражение семьи явлениями кризиса, помочь в его преодолении может всемерное содействие укреплению семьи.

А именно:

  • восстановление в общественном сознании традиционной ценности брака, семьи, престижа материнства и отцовства;
  • возрождение отечественной культурно-исторической и религиозной традиций;
  • творческое воссоздание в современных условиях традиционного уклада жизни общества и семьи;
  • формирование в государстве системы социально-педагогической и духовно-нравственной поддержки семейного воспитания.

С этой целью сегодня разработана целая программа воспитания наших детей в рамках традиционных ценностей.

В школах ЯНАО введены уроки по основам православной культуры. Проводятся семинары, круглые столы совместно с представителями церкви.

В нашей школе, как и в других школах ЯНАО, введён курс «Основы православной культуры».

Отношения истинной любви в семье наполняют её радостью. Человек, вышедший из такой семьи, не ищет праздности и утехи, а ощущает себя звеном в цепи благочестивого рода. Ему выпала честь и ответственность сохранить и продолжить дело родителей. Поэтому их потомки в своей семейной жизни сориентированы на любовь и ответственность перед Богом и родом за свой выбор — обеспечить воспитание детей и старость родителей.

Санкт-Петербургский университет МВД России

Факультет заочного обучения

Кафедра кадровой и воспитательной работы


Контрольная работа

по предмету профессиональная этика по теме:

«Моральная ценность семьи»


Выполнил: слушатель подполковник милиции

Богданов Алексей Викторович


Санкт-Петербург



Введение

Ценности семьи

Нравственные основы семьи

Статусные диспозиции в семье

Система правил поведения в семье

Индекс индивидуализма ребенка в семье

Индекс маскулинности в семье

Заключение

Список литературы


ВВЕДЕНИЕ


Идеальная семья немыслима без любви. Любовь - это тепло, нежность, радость. Это главная движущая сила развития человечества, то ради чего существуем все мы, то, что подвигает человека к безрассудно- героическим поступкам. "Я люблю, и значит, я живу…" (В.Высоцкий)

Не раз философы и социологи ставили вопрос о кризисе института семьи, предсказывали даже ее исчезновение в будущем. Изменилась структура семьи как малой социальной группы: семьи уменьшились, появилось немало семей, сформировавшихся после повторного брака, матерей-одиночек. Но брак по-прежнему имеет высокий престиж, люди не хотят жить в одиночестве. Важной остается воспитательная функция семьи, однако большая роль отводится государству и обществу: дети воспитываются в яслях, детских садах, школе, немалое воздействие оказывают и средства массовой информации. Важной является и рекреационная функция семьи, т.е. взаимопомощь, поддержание здоровья, организация отдыха и досуга. В современном мире с его высоким социальным темпом семья превращается в отдушину, где человек восстанавливает свои психические и физические силы. Не меняется одна из основных функций семьи репродуктивная, т.е. функция продолжения рода. Таким образом, ничто и никто не может заменить функций семьи.

В нашей стране уделяется большое внимание семье. Семья находится под защитой государства. Современные брачно-семейные отношения требуют того, чтобы у мужа и жены был высокий уровень нравственно-этической и психолого-педагогической культуры брака. Важно помочь подрастающему поколению в успешном развитии личностных качеств, умения разбираться в собственных качествах и качествах других людей. Вот поэтому подготовке подрастающего поколения к семейной жизни надо уделять самое пристальное внимание. Такая подготовка содержит следующие аспекты: общесоциальный, этический, правовой, психологический, педагогический, эстетический, хозяйственно-экономический.

Семья - очень важное, ответственное дело человека. Семья приносит полноту жизни, счастье, но каждая семья является прежде всего большим делом, имеющим государственное значение. И цель нашего общества - счастье людей, и одним из его важнейших слагаемых является здоровая, крепкая семья, ведь именно она растит и воспитывает новое поколение. Следовательно, государство должно ещё больше внимания уделять заботе о семье: повышение реальных доходов, социальных пособий и льгот, жилищная обеспеченность и т.д.

Итак, семейная жизнь требует от человека очень разных знаний и умений, а также навыков, которые формируются в повседневной жизни, начиная ещё с родительской семьи.

Если супруги любят друг друга, чувствуют глубокую симпатию, но не могут найти общий язык, они испытывают большие затруднения. Любовь сближает; но семья - минимум два разных человека со своими отношениями к различным сторонам жизни. В семье неизбежны столкновения мнений, представлений, интересов, потребностей. Полное согласие не всегда возможно даже при желании. Кому-то из супругов при такой ориентации пришлось бы отказываться от своих стремлений, интересов и т.д. Чем лучше отношения между супругами, тем легче им воспитывать детей. Родительское воспитание - прежде всего большая работа по построению постоянного и прочного психологического контакта с ребенком в любом возрасте.

Семья - продукт общественной системы, она меняется с изменением этой системы. Но, не смотря на это острой общественной проблемой являются разводы.

Развод - это эмоциональное сильнейшее и психическое потрясение, которое не проходит для супругов бесследно. Как массовое явление разводы играют преимущественно негативную роль и в изменении рождаемости, и в воспитании детей.

Развод оценивается, как благо лишь в том случае, если он изменяет к лучшему условия формирования личности ребенка, кладет конец отрицательному воздействию на психику ребенка супружеских конфликтов. Семья может жить, если она плохо выполняет или вообще не выполняет любую из своих функций, кроме родительской. Семья умирает, если она перестает делать то, во имя чего она создается - воспитание детей.


1. ЦЕННОСТИ СЕМЬИ

семья воспитательный родители

Являясь ячейкой общества, семья отражает его идейно-политические и нравственные устои. В ряду духовных ценностей семьи важнейшее место занимают именно ценности идейные.

Семья - важнейшая школа нравов, здесь человек делает первые шаги по пути морально-политического становления личности.

Активная общественная направленность деятельности отца и матери находят отражение в образе жизни семьи. У таких родителей вырастают идейно убеждённые дети.

Огромную роль в передаче идейного опыта старших поколений младшим играют традиции (начало и окончание учебного года детей; дни совершеннолетия; получения паспорта и т.д.)

К идейным ценностям семьи относятся семейные реликвии - документы, воспоминания, письма, награды. Каждая из них - свидетельство о жизни и делах близких, родственников. Бережное отношение к реликвиям - источник нравственной силы, идейной убеждённости, духовной преемственности поколений.


МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ СЕМЬИ


Мораль формируется в конкретных исторических условиях и соответственно, само её содержание меняется в зависимости от этих условий.

Моральный кодекс провозглашает ведущий нравственный принцип, по которому живёт семья: Взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей. Но и другие принципы напрямую касаются семьи - так, например, разве не нужен в семье добросовестный труд? Или принцип один за всех, все за одного - разве он касается лишь общественной жизни? А где, как не в семье, учимся мы гуманному отношению к людям, честности и правдивости, простоте и скромности, непримиримости к несправедливости?

Какой бы нравственный принцип мы не взяли, становится ясным, что он усваивается с раннего возраста в семье. Усвоение нравственных норм происходит не со слов, а в деятельности, в поступках людей.

Так, понятие семейный долг шире, чем супружеский долг: оно включает и родительский долг, и сыновний (дочерний) долг и долг брата, сестры, внуков и т.д. Супружеский, семейный долг - непреходящая нравственная ценность людей. И любовь немыслима без долга, ответственности друг за друга. Так, дети - главная нравственная ценность семьи, и родительский долг состоит в ответственности за то, чтобы в семье вырос достойный человек, здоровый физически и духовно. И участие детей в жизни семьи должно происходить на правах равноправных членов семейного коллектива.

Можно с уверенностью сказать, что дом, в котором нет дружбы, добрых отношений между старшими и младшими, нельзя назвать счастливым. Поэтому дружбу родителей и детей мы вправе причислить к нравственным ценностям семьи.

Искренние, уважительные отношения устанавливаются, как правило, лишь в семьях, где отношения строятся по типу сотрудничества. Начинающие такие отношения семьи отличает взаимная тактичность, вежливость, выдержка, умение уступать, вовремя выйти из конфликта и с достоинством переносить невзгоды.

С первых дней существования, молодая семья, опираясь на всё то лучшее, унаследованное от родителей, должна стремиться создать свой стиль отношений, свои традиции, в которых нашли бы отражение помыслы молодых людей создать прочную семью, вырастить детей, сохранить любовь. Взаимное уважение и понимание станут традицией, а галантность и высокая эстетика войдут в привычку и останутся в семье на всю жизнь.

3. СТАТУСНЫЕ ДИСПОЗИЦИИ В СЕМЬЕ


Предлагаются следующие составляющие элементы данного критерия: авторитет, власть, демократизм отношений, контроль, доверие и т.п. Как видно из приведенного перечня элементов, составляющих этот критерий, анализу подлежит не только ценностная направленность семьи на уровне отношений «родители-дети», но и весь спектр внутрисемейных субординаций. Имеются в виду отношения между поколениями также на уровне старших родителей (дедушек, бабушек). Сюда же включается определение стиля межсупружеских коммуникаций и корпоративности связей между детьми в семье.

Степень и качество проявления статусных диспозиций в семье измеряется с помощью следующих показателей:

) отношение детей к проявлениям родительской власти;

) доверительность отношений «родители-дети» - по взаимных оценкам;

) качество родительского контроля по отношению к детям (требовательность, категоричность, последовательность);

) сплоченность и иерархия отношений между детьми в семье;

) распределение домашних обязанностей;

) интенсивность и качество коммуникационных связей с представителями третьего поколения (старшими родителями): общение и поддержка.


СИСТЕМА ПРАВИЛ ПОВЕДЕНИЯ В СЕМЬЕ


С точки зрения влияния на процесс воспитания, этот ценностный критерий выполняет в семье функцию, близкую к родительскому контролю, однако в ряде случаев его действие выходит за рамки отношений «воспитатель-воспитуемый» и распространяется на всех членов семейной группы. Таким образом, правила поведения, принимаемые всеми без исключения представителями семьи, определяют нравственную идеологию данной конкретной семьи с несовершеннолетними детьми. Воспитательная роль этого критерия в наибольшей степени проявляется в процессе формирования в детях нравственных ценностей и правил жизни, поскольку одобряемые семьей поступки и действия ребенка напрямую связаны с усвоением им нравственных норм общества.

Эффективность усвоения ребенком воспитательных усилий родителей по передаче системы правил поведения в семье измеряется посредством следующих показателей:

) обязательность соблюдения в семье установленного порядка. Эмпирическими индикаторами в этом случае могут выступать: обязательность возвращения членов семьи домой не позже определенного времени, извещение в случае непредвиденной задержки; непреложное выполнение членами семьи своих домашних обязанностей и т.п. Качественный уровень данного показателя замеряется методом оценочной шкалы: «высокая обязательность - скорее высокая - когда как - скорее низкая - очень низкая»;

) толерантность к проявлениям отклоняющегося поведения как внутри семьи, так и вне ее. Индикатором может служить уровень нетерпимости в семье к проявлениям алкоголизма, наркомании, хулиганства, насилия, национализма, терроризма и т.п. Для измерения уровня толерантности используется аналогичная оценочная шкала;

) последовательность воспитательных действий со стороны родителей. Эмпирические индикаторы данной воспитательной идеологии семьи следующие: соответствие слова и дела в действиях родителей; отсутствие в семье двойной морали; адекватная реакция родителей на поведение детей и т.п. Оценочная шкала включает следующие позиции: «высокая последовательность - чаще последовательны - когда как - изредка проявляют последовательность - как правило, не соблюдают последовательность»;

) предъявление требований детям с учетом их возрастных особенностей и возможностей. Эмпирические индикаторы данного показателя основываются на учете факторов физического и психического здоровья детей, уровня их социальной и правовой подготовленности и т.п. Шкала оценок предусматривает следующие качественные характеристики: «всегда учитывают - чаще учитывают - когда как, по обстоятельствам - чаще не учитывают - обычно не учитывают».


ИНДЕКС ИНДИВИДУАЛИЗМА РЕБЁНКА В СЕМЬЕ


Рассматриваемый критерий позволяет составить через систему показателей представление о самооценках и самоидентификации ребенка как члена семьи, а также о позиции родителей в вопросе формирования самостоятельности его суждений и действий в мировоззренческой сфере. Известно, что индивид может обособиться, только ощущая себя в обществе других подобных ему индивидов. Представляется чрезвычайно важным наличие у ребенка свободного выбора между возможностью общения с другими людьми и обособления для самоанализа и совершенствования, развития своих личностных качеств. Индекс индивидуализма ребенка дает представление о воспитательной ответственности родителей, сознательно формирующих такие качества личности ребенка, которые позволяют ему достигнуть чувства внутренней свободы и раскрепощенности в процессе взросления и социализации. В работе с данным критерием используется ряд сложных показателей, которые в дальнейшем могут быть представлены в дробном виде на уровне простых индикаторов:

) соотношение принципов общения и обособления в практике воспитания родителями индивидуальности как качества ребенка;

) допускаемая родителями степень независимости ребенка в семье:

материальная (собственный заработок ребенка через труд);

физическая (обретение навыков самообслуживания, личная забота о своем здоровье);

психологическая (уважение к личности ребенка, умеренная критика);

интеллектуальная (уважение к мнению ребенка, создание условий для развития познавательных установок).

) личностная ответственность ребенка, отношение к правам и обязанностям;

) личностная автономия ребенка:

пространственная (наличие свей комнаты, спального места и т.п.);

эмоциональная (возможность уединения, чувство «социального одиночества»);

материальная (личный заработок как карманные деньги или как часть бюджета семьи);

) самоидентификация ребенка: ориентация на индивидуальность или социальную систему («я» - как часть семейной группы);

) самостоятельность ребенка в принятии решений, независимость от референтной группы (в том числе семейной);

) оценка ребенком своих достижений как личных успехов или как коллективных усилий семьи.


ИНДЕКС МАСКУЛИННОСТИ В СЕМЬЕ


Термин «маскулинность» используется при анализе воспитательных методов семьи в ситуации дифференцированного подхода к детям противоположного пола. Этим же термином определяются действия членов семьи по оказанию взаимной поддержки, защиты и помощи, т.е. определяется уровень корпоративности семейной группы.

В то же время, индекс маскулинности позволяет выявить частоту использования супругами силовых методов решения внутрисемейных проблем. Как известно, эффективность семейного воспитания предполагает прежде всего наглядный пример собственного поведения родителей в тех или иных жизненных обстоятельствах. Практика показывает, что примеры насильственного поведения, заимствованные детьми из родительской семьи, становятся естественным продолжением традиции супружеского и родительского насилия в следующем поколении.

Из сказанного выше следует, что показатели, используемые для определения индекса маскулинности, должны давать возможность оценки супругов-родителей в качестве субъектов как позитивных (поддержка), так и негативных (насилие) действий в семье. Предлагается следующий набор показателей:

гендерный подход к воспитанию детей; дифференцированные воспитательные меры матери и отца к детям разного пола;

допустимость жестокого обращения с детьми (применение различных форм насильственных действий);

интенсивность оказываемой детям поддержки со стороны родителей (родитель как защитник, семья как «убежище»);

проявление эмпатии и ее адресаты в семье и вне ее;

допустимость межсупружеского насилия.

Другой методологический подход к проблеме классификации ценностной системы семьи был апробирован в рамках мониторинга, проводимого группой исследователей под руководством автора. Предлагаемая ниже классификация основана на характеристиках семьи, отражающих ее жизнедеятельность. Исследователи руководствовались гипотезой о более высокой эффективности воспитательного воздействия в семьях, отличающихся стабильностью внутрисемейных отношений. С другой стороны, стабильность семьи обусловлена наличием в ней устойчивой системы ценностей, создающей ситуацию социального равновесия и успешного сопротивления негативным внешним факторам. Воспитательные ценности семьи по существу являются отражением ее ценностных ориентаций. Известно, что воспитательные меры реализуются родителями не столько путем дидактического воздействия на ребенка, сколько через демонстрацию личного поведения, направленность интересов и потребностей, а также через создание определенного психологического климата в семье. Опираясь на такую основу, определяем воспитательную стратегию семьи через ее ценностную систему. Исходя из этой теоретической посылки, в классификацию семейных ценностей были включены следующие основные элементы:

) ценности супружества;

) ценности, связанные с демократизацией отношений в семье;

) ценности родительства, воспитания детей;

) ценности родственных связей;

) ценности, связанные с саморазвитием;

) ценности внесемейных коммуникаций;

) ценности профессиональной занятости.

Конечной целью исследования было определение механизмов преемственности ценностной системы в рамках семьи: от родителей - детям. При этом выявлялась удовлетворенность подростков наличием и характером проявления каждой ценности в его семье. Удовлетворенность конкретной ценностью отождествлялась с готовностью подростка принять ее как элемент идеологической концепции собственной будущей семьи.

В результате анализа полученных эмпирических данных был выстроен следующий динамический ряд, характеризующий готовность детей принять те или иные ценности родительской семьи для их реализации в собственной семье (табл. 1).

Таблица 1

Преемственность семейных ценностей в динамике лет

Ценности семьиГотовы принять, подростки (%) Не готовы принять, подростки (%)1995 г.1997 г.1999 г.1995 г.1997 г.1999 г.Супружеские отношения161322382635Демократизация отношений в семье344235302333Родительство, воспитание детей 514444162124Родственные связи6773697311Саморазвитие112118433046Внесемейные коммуникации46624616720Профессиональная занятость родителей72645015720

Анализируя данные табл. 1, можно утверждать, что в наибольшей мере подростки готовы заимствовать из родительской системы ценностей модель родственных связей, прежде всего, в отношениях с собственными старшими родителями (готовы принять в среднем по годам мониторинга 70% подростков, не готовы - 7%). Достаточно высок также рейтинг такой семейной ценности, как профессиональные интересы, отношение к работе (готовы следовать такой родительской модели поведения в среднем 62%, отвергают ее 14% подростков). Следующая семейная ценность, принимаемая детьми в качестве образца поведения - внесемейное общение, и прежде всего - отношения с друзьями (принимают 51% подростков, отвергают - 14%). Несколько меньше половины подростков (46%) одобряют систему воспитания, принятую в родительской семье (в сравнении с 20% не одобряющих методов воспитания своих родителей). Достаточно сопоставимо число подростков, одобряющих стиль отношений в семье (демократический) и отвергающих существующие в семье отношения (соответственно 37% и 29%). Не пользуются поддержкой детей эмоциональные взаимоотношения между родителями: положительно оценивают их лишь 17% подростков при 33% негативных оценок. Наконец, совсем не одобряют подростки формы проведения родителями своего свободного времени, отсутствие возможностей для саморазвития в этой сфере. Готовы заимствовать родительский пример лишь 16% детей при 40% не желающих.

Подводя итог проведенному анализу значимости семейных ценностей в структуре воспитательных ресурсов родителей, можно сделать ряд выводов.

Во-первых, ценностная система семьи обладает мощным потенциалом воспитательного воздействия на молодое поколение в плане его личностного развития.

Во-вторых, в условиях глобальных изменений российского общества и возникшей на этом фоне неопределенности целей в деятельности ряда социальных институтов, наличие в семье устойчивой системы ценностей может служить противовесом негативных воздействий и гарантией адекватного воспитания молодого поколения. Этот тезис представляется весомым аргументом при разработке государственной политики поддержки семьи как института воспитания детей.

В-третьих, трансформация российского общества привела к нивелированию многих социальных ценностей старого ряда (эпохи социализма), но еще не сформирована отчетливая система ценностей новой эпохи. В этом состоит главная трудность осуществления воспитательного процесса в условиях меняющегося общества: нет устойчивых ориентиров будущего развития, не определена перспективная стратегия социальных приоритетов. Определение социальных ориентиров развития российского общества, представленное населению страны в концептуальной форме, могло бы в значительной степени облегчить проблемы семьи и других социальных институтов при выборе и разработке принципов воспитательного воздействия на детей в новых условиях функционирования.

В условиях меняющегося общества традиционные ценности семьи зачастую становятся тормозом при усвоении новых жизненных реалий. В такой ситуации процесс трансформации семейных ценностей, их приспособление к новым условиям жизни часто происходит при активном участии младшего поколения в семье. Такой социальный феномен имеет место сегодня в российском обществе: наблюдается нетипичная ситуация признания родителями высокой компетентности детей в ряде вопросов, связанных с реальными ценностями нового социума. Таким образом, в переходном российском обществе следует говорить не столько о традиционной передаче семейных ценностей от родителей детям, сколько о разнонаправленном их участии в этом процессе. На межпоколенном уровне наряду с усвоением детьми базовых ценностей происходит трансформация ценностной системы родителей.

Российские реформы последних двух десятилетий коренным образом изменили идеологию приоритетов ценностей общества. Постулируемая при социализме первичность интересов общества над личностью сменилась на противоположную: отныне интересы личности рассматриваются как первичные, преобладающие над коллективными, групповыми. Изменились и другие нравственные ориентиры общества: вошли в постоянный обиход с положительным знаком до того мало известные термины из чужой жизни: «предприимчивость», «личная инициатива», «лидерство», «конкурентоспособность» и т.п. Приобрели сугубо негативное значение в прошлом положительные характеристики ценностного ряда: «скромность», «альтруизм», «коллективизм» и т.п. Такие радикальные нравственные оценки, характерные для общества переходного этапа, со временем, несомненно, приобретут менее категоричную форму, уравновешивая друг друга. Однако тенденции сегодняшнего дня свидетельствуют о нивелировке традиционных российских ценностей под давлением привнесенных извне ценностей других сообществ. В свете сказанного, сегодня необходима инициатива официальных органов власти для определения места традиционных ценностей старого ряда в новой ценностной структуре общества с целью сохранения национальной индивидуальности России.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Анализ статистических данных демонстрирует, что в процессе изучения подобного курса у студентов целенаправленно формируются качества, навыки и умения, которые пригодятся им в семейной жизни. Молодые люди осознают, что для нормальной семейной жизни нужна нравственная и психологическая подготовка к браку, личностные качества, обеспечивающие духовное единство членов семьи.

В процессе изучения курса у молодёжи формируются взгляды и представления, помогающие адекватно оценить роль семейного воспитания и формирования личности. Параллельно изменяются и их взгляды на бытовые основы семейной жизни, формируется позитивное отношение к участию в семейных делах. Ведь очевидно, что в семейной жизни многое крепко связано в единый узел: нравственное и экономическое, хозяйственное и этическое. Влияние курса обнаруживается и при анализе ценностных ориентаций молодых людей на взаимную любовь как высший мотив и условие семейной жизни.


Список литературы


.Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании от 12 декабря 1993 г.) С изменениями и дополнениями по состоянию на 2006 год, 12 июля // «Российская газета» 25 декабря 1993 года № 237.

2.Бердяев Н.А. Философия свободы. М, 1990.

.Кон И.С. "В поисках себя". М, 1989.

.Макаренко А.С. Сочинения. М, 1957.

.Скриптунова Е.А., Морозов А.А. О предпочтениях городской молодежи// Социологические исследования. - 2002.- № 1.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Классный час, КРУГЛЫЙ СТОЛ на тему

« Нравственные ценности семьи».

Учитель: Кошелёва С.Н.

Участники: учащиеся 9 класса

Цель:
Способствовать формированию уважительного отношения детей к своим родителям, близким, развитию творчества, а также влиять на формирование культурных традиций в обращении взрослых и детей.


Реквизиты и подготовка: на доске плакаты с фразами «Семья - это место, куда приходят отдыхать победные силы человека» (А.С. Макаренко), « Домашний очаг должен быть не местом пребывания, а местом, куда мы возвращаемся» (А. Монтерлан, французский писатель), « Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» (Л.Н. Толстой). Также на столе у каждого лежат листочки вырезанные из бумаги, плакат «9-б -это наша семья. Генеологическое древо.» (которое дополняется листочками по ходу классного часа).

Дети дома должны были продумать эссе по теме классного часа, или по теме «Традиции нашей семьи». Для сказки - инвентарь.

Ход занятия:
1 . Здравствуйте, ребята.
Вслушайтесь, пожалуйста, в эти строчки и задумайтесь над сказанным.
Время -вроде замкнутого круга,
Год мелькнул, как месяц, день, как час,
Почему-то выслушать друг друга
Не хватает времени у нас.
Может, стоит нам остановиться
Среди этой вечной кутерьмы?
Может, разглядеть поближе лица
Друг у друга всё ж успеем мы?


2 . Классный руководитель.
Итак, ребята, наш классный час называется « Нравственные ценности семьи». Начнём с того, что скажем, что же такое - НРАВСТВЕННОСТЬ.
(Отвечают учащиеся. Учитель подводит итог.)

Нравственность - это правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил. А что же такое нравственные ценности? (Ответы детей обобщаются чтением этих понятий в словарях.)
Понятие «нравственные ценности» ищем в словаре (Ожегов и Даль).
Мы можем согласиться и определить для себя общее понятие, что нравственная ценность - это набор ценностных установок, которые в будущем становятся нравственными правилами поведения в самых непредвиденных ситуациях. Ценностные установки - это то, что в нашем родительском доме признаётся как возможное и невозможное, это те запреты и разрешения, которые мы запоминаем в раннем возрасте и храним в себе вплоть до образования собственной семьи. Благодаря этой установке мы стремимся к добру, проявляем любовь к людям, природе, Родине, к своему народу.

3 . СЕМЬЯ.
- А что же мы можем сказать о семье? (Отвечают учащиеся)

До начала 20 века, семья состояла не из одного поколения, не случайно же слово такое образовалось - СЕМЬЯ. В ней были дедушка, бабушка, мама, папа, дети, внуки, правнуки. Жили дружно, друг другу помогали. Одни по хозяйству поспевали, другие в поле трудились, старшие братья, сестры защищали младших. Жили весело, старость уважали, молодых оберегали. Семьи были большие и крепкие. Есть тому много свидетельств, вспомним хотя бы народные сказки, пословицы, поговорки.
Да, дному человеку нелегко прожить. И чтобы не говорили, а семья- главное богатство в жизни. Это близкие и родные люди.
- Люди, без которых не может быть нас, кто нас любит и о нас заботится. И мы поступаем так же. С чего начинается семья? С понимания, доброты, заботы. Думаю, в ваших семьях царят именно такие отношения. Пообщавшись с вами, ребята, я поняла, что вы также стремитесь узнать о исторических ценностях своего рода, и хотите знать свои корни. И мы должны знать, что, чем больше человек дорожит памятью своих дедов, отцов, прадедов, тем глубже он чувствует свою ответственность за будущее.

Я предлагаю прослушать притчу «Семейное счастье». После которой обсуждение за круглым столом.

Семейное счастье

В одном маленьком городе живут по соседству две семьи. Одни супруги постоянно ссорятся, виня друг друга во всех бедах, а другие в своей половинке души не чают. Дивится строптивая хозяйка счастью соседки. Завидует. Говорит мужу:

Пойди, посмотри, как у них так получается, чтобы все гладко и тихо.

Пришел тот к соседям, зашел тихонечко в дом и спрятался в укромном уголке. Наблюдает. А хозяйка веселую песенку напевает, и порядок в доме наводит. Вазу дорогую как раз от пыли вытирает. Вдруг позвонил телефон, женщина отвлеклась, а вазу поставила на краешек стола, да так, что вот-вот упадет.

Но тут ее мужу что-то понадобилось в комнате. Зацепил он вазу, та упала и разбилась. "Что будет-то?", - думает сосед.

Подошла жена, вздохнула с сожалением, и говорит мужу:

Прости, дорогой. Я виновата. Так небрежно ее на стол поставила.

Что ты, милая? Это я виноват. Торопился и не заметил вазу. Ну да, ладно. Не было бы у нас большего несчастья.

…Больно защемило сердце у соседа. Пришел он домой расстроенный. Жена к нему:

Ну что ты так долго? Посмотрел?

Да!

Ну и как там у них? - У них-то все виноваты. А вот у нас все правы.

Мы с вами проводили классные часы о своих папа, рассказывали о своих дедушках и бабушках, говорили о своих родственниках, которые защищали в годы ВОВ нашу Родину.
Мы должны интересоваться жизнью своих близких родственников, как не знать, кем были, о чем мечтали, с чем и за что боролись и сражались наши деды и прадеды. прапрадеды.

Во многих семьях хранятся боевые и трудовые ордена, дорогие реликвии и сувениры. Когда мы перелистывали наши семейные альбомы, мы вглядывались в глаза молодых ещё мамы и папы, бабушки и дедушки, Всё, что есть в вас- от них. Они смотрят на вас, они видят ваше будущее. Не обманите их веры, не предайте то, чему они посвятили свою жизнь, свою молодость.


4 . Конечно же вы слышали, говорят «Мой дом- моя крепость». Несомненно, у каждого человека должен быть дом, и не просто крыша над головой, А МЕСТО, ГДЕ ЕГО ЛЮБЯТ И ЖДУТ, ПОНИМАЮТ И ПРИНИМАЮТ ТАКИМ, КАКОВ ОН ЕСТЬ, МЕСТО, ГДЕ ЧЕЛОВЕКУ ТЕПЛО И УЮТНО.

А теперь давайте поговорим о традициях и обычаях в семье. У каждого- свои увлечения, и правильно говорят: « Всегда найдётся дело для умелых рук, если хорошенько посмотреть вокруг». Каков же, мир увлечении, нашей семьи? ) Семьи нашего класса. (Ответы ребят)

Мы с вами часто встречаемся на классных часах, на уроках, проводим огоньки, ездим на экскурсии, уже принято придя в школу искать своих, поддерживать в горе, радоваться за своих в счастье и многое другое. Это наши традиции.

Сегодня находясь у себя дома мы будем создавать генеологическое древо нашего класса. На столе у вас лежат листочки. Я попрошу чтобы вы написали на них те нравственные качества которые вы бы хотели оставить в нашей « Школьной» семье (Любовь, понимание, уважение, тепло, ласку, уют, вечерние разговоры, доброе отношение…)


5 . Конкурс задания.

Каждый выходит к столу с заданиями, выполняет его. Приклеивает свой листочек к дереву.

Задания:

1 . Собери пословицу из слов. НЕ, КЛАД, ЛАД, В, СЕМЬЕ, НУЖЕН, КОГДА.

(не нужен клад, когда в семье лад)

2 .Расскажи о ценностях твоей семьи. (дом. Задание)

3 .Отгадай загадку о семье. Две матери, две дочери да бабушка с внучкой, а всего их трое.

4 .Расскажи о членах своей семьи.

5 .Прочесть стих. «Моя семья»

Моя семья - какое слово!

В нем много смысла и тепла.

Семья тебя поймет всегда.

Дороже семьи ничего не бывает.

Бездушные те, кто семью забывает.

6 .Собери пословицу. ДУША,СЕМЬЯ,КОГДА,ТАК,НА,МЕСТЕ,ВМЕСТЕ, И.

(когда семья вместе, так и душа на месте)

7 .Расскажи о любимом блюде своей бабушки.

8 .Собери поговорку: БОЛЬШОЙ, ВСЯК, САМ, СЕМЬЕ, В, СВОЕЙ.

(В своей семье всяк сам большой).

9 . Собери команду из 3 человек. Детям выдается текст песни, выходит гитарист. Песня « Семейный очаг» на мелодию песни «Бременских музыкантов»

Ничего на свете лучше нету,

Чем очаг семьи, теплом согретый,

Добротою мир семьи творимый

Взгляд детей, улыбчиво счастливый

Добротою мир семьи творимый

Ваш причал- сердца детей родные.

Ваши стены - руки их большие.

Ваша крыша - небо голубое.

Ваша крыша - небо голубое.

Ваше счастье - жить одной судьбою.

Вы свое признанье не забудьте

И своей семье примером будьте.

Жизнь семьи - основа всем ученья,

Нет превыше и важней значенья.

10 .собери пословицу: МАТЕРИ, СОЛНЫШКЕ, ПРИ,ПРИ, ДОБРО. (При солнышке тепло, при матери добро).

11 . Отгадай загадку. Шли муж с женой, брат с сестрой да кум с кумой; нашли полтора хлеба, разделили по полухлеба. Сколько всего шло человек?

12 .Прочитай стих и объясни смысл.

Пусть у каждого будет свой дом,

Чтобы знал он в минуту несчастья -

Ожидает его в доме том

Верность, радость и счастье.

Если в доме прописан уют,

Значит будут в нем дети и внуки,

Потому что уют создают

Благодарные женские руки.

Человек устает от дорог.

И поэтому снова и снова

Он приходит на добрый порог.

Милого отчего дома.

13 .Нарисуй эмблему нашей классной семьи.

14. Назовите самую семейную сказку.

Выходят несколько учащихся, вытягивают жребием героя. Обыгрывание сказки.

Репка.

ЛЕТО. Поляна. Вышел дед на поляну, походил вокруг и решил посадить репку. Сел на полянке, да и уснул. Стало солнышко припекать, да и разморило нашу репку, стала она большая- прибольшая.

Проснулся деде, смотрит на репку…надо бы ее тянуть!

Тянет потянет, не знает как репку зацепить. Стал он кликать бабку… Бабка прибежала, ухватилась руками за дедку, тот за репку. Тянут…не тянется репка. Стали они вызванивать внучку, та за дедку с бабкой схватилась, тянут потянут, никак репка не тянется. Позвали они Жучку. Жучка прибежала, репку обнюхала, обошла со всех сторон и решила тоже помочь.

Затем стали они кликать Мурку и мышку, которые мимо проходили. Те прибежали, хвостами помотали, усами поводили и семье говорили: В семье согласно, так и дело идет прекрасно!

Вытянули репку!!!

Тут все за полянку встали, поклонились залу!

Действующие лица:

Полянка, деде(шапка), бабка(фартук), внучка(телефон), жучка (Сумка через плечо), мурка(хвост, усы), мышка(хвост, усы), репка.

6 . Итог.

Удачи нам всем в этом новом учебном году.


Как вы понимаете ? В вашем доме семейные ценности – это определенные правила и идеалы, по которым вы живете, стараясь не нарушать их. Перечень семейных ценностей может быть бесконечен и для каждой семьи ценности уникальны, однако постараемся выделить из них 10 основных.

Четко определенные помогают укрепить основу для создания сильной и дружной семьи. Когда отношения длятся достаточно долго, то нередко в них появляются слабые места, особенно, когда жизнь не идет по плану. Сильные и последовательные семейные ценности играют важную роль в и уверенности для каждого члена семьи. Вот 10 основных семейных ценностей .

1. Принадлежность. Для меня очень важно, чтобы каждый член семьи чувствовал, что его любят, что он принадлежит кому-то, и что он значим. Создание сплоченной семьи означает, что вы проводите каждую свободную минуту вместе, устраиваете семейные мероприятия, но имейте в виду, что все люди разные. Создание прочных — это прекрасно, но каждый человек должен иметь свободу для той деятельности, которая, по его мнению, приносит ему удовольствие. Люди становятся более смелыми и склонны к риску, если они знают, что у них есть то безопасное место, куда можно вернуться, когда что-то не получилось. Собирайтесь всей семьёй не только по особым случаям, но и просто проводите время вместе, это помогает усилить чувство принадлежности.

2. Гибкость. Не смотря на уже сформированные в семье порядки и устои, не забывайте иногда проявлять гибкость в своих решениях. Нежелание проявить немного лояльности может принести множество . Чем больше гибкости вы проявите в принятии решений, тем счастливее будет ваша семья. Представьте себе, если один из членов семьи всегда будет считать, что только он один прав — это не принесет много счастья семье.

3. Уважение. Его немного сложнее определить. Уважать друг друга — значит принимать во внимание чувства, мысли, потребности и предпочтения других при принятии решений. Это также означает, что нужно признавать и и участие семьи в целом. Единственный способ заработать и сохранить уважение людей — показать, что вы сами уважаете их. Уважение, как очень важная семейная ценность, будет проявляться как дома, так и в школе, на работе и в других общественных местах.

4. Честность. Это основа продолжения любых отношений. Мать-дочь, муж-жена, сестра- брат. Без честности не получится создать и поддерживать отношения. Поощряйте честность, проявляя понимание и уважение, когда кто-то говорит вам о своих неправильных поступках. Если мы не будем этого делать и рассердимся, когда нам кто-то сознается в своём плохом поступке, то в следующий раз он просто это скроет, чтобы избежать неуважения.

5. Прощение. , которые обидели вас , очень важный выбор. Да, – это выбор. Это не какое-то чувство, что случайно гложет вас, когда вы ощущаете, что другой человек очень «пострадал». Это может быть трудно, так как многие из нас склонны приравнивать прощение к фразе *всё в порядке*. Это не то же самое. не способствует взаимному уважению между близкими родственниками. Имейте в виду, что все делают ошибки, все мы иногда говорим то, что не следовало бы говорить, так как никто из нас не совершенен. Старайтесь достойно разрешать проблемные ситуации, достигайте понимания и двигайтесь дальше. Жизнь слишком коротка.

6. Щедрость. Отдавать, не думая, «а что я получу взамен » является важным качеством для тех, кто хочет стать ответственным, полезным членом общества. Благодаря щедрости нам удаётся сочувствовать и сопереживать, так как мы пытаемся понять то, что люди хотят или в чем нуждаются. Быть щедрым — не значит просто дать денег тем, кто в них нуждается. Это также и ваше время, любовь, внимание и даже иногда ваше имущество

7. Любопытство. Дети по своей природе очень любопытны. Если бы вы , даже пару минут, то вы четко просмотрели бы это качество. У некоторых это любопытство ослабевает. Я думаю, важно поощрять и подталкивать наших детей, и даже самих себя, быть любопытным к вещам. Как разжечь наше любопытство? Задавайте множество вопросов. Читайте о том, о чем вы очень мало знаете и не бойтесь сказать, что вы чего-то не знаете. Критическое мышление является важным навыком, которому можно научиться и развивать путем изучения собственного любопытства.

8. Общение. Общение — как искусство, так и наука. , скорее всего, приведет к несчастьям и недоразумениям. Небольшие проблемы перерастают в более крупные, и когда они, в конце концов, закипают и всплывают на поверхность, то вряд ли тогда их можно решить спокойно. Общение — нечто гораздо большее, чем просто общение разума. Кроме устной речи, общение распространяется также на тон, громкость, выражение лица, глаза, жесты. Я считаю, что это самая важная ценность для семьи. Когда люди чувствуют, что они могут открыто говорить о чем угодно — надежды, мечты, страхи, успехи или неудачи – не боясь осуждения, это обнадеживает и укрепляет связь между людьми .

9. Ответственность. Мы все хотели бы, чтобы нас считали ответственным людьми. Некоторые из нас являются таковыми, а некоторые – не совсем. с опытом. Будучи ребенком, вам, возможно, показывали, как убирать свои игрушки после того, как вы поиграли, как убирать свою комнату, как и когда кормить собаку. Это чувство ответственности увеличивается в зрелом возрасте. Взрослого человека, который имеет внутреннее чувство ответственности, не нужно силой заставлять приходить на работу вовремя, отвечать на телефонные звонки или выполнить работу в срок. Проявляйте ответственность в семье, чтобы привить это качество каждому из членов семьи.

10. Традиции. Это, безусловно, самое веселое для меня. Я думаю, что традиции, это то, что делает семью уникальной, объединяет людей и создает чувство принадлежности у всех. Традиции не обязательно должны быть дорогостоящими, сложными или требующие много работы. Это может быть что-то простое, например, *ленивая суббота*, когда вы просто попиваете кофе, общаетесь все вместе, или семейный праздничный ужин, когда вся семья собирается за одним столом. Если вы в настоящее время не имеете традиций в вашей семье , создайте их! Все традиции происходили от какого-то конкретного человека. Почему бы не позволить вашим семейным традициям начаться с вас? Проявите творческий подход и получайте удовольствие.