Виртуальная школа приемных родителей. Психологическая подготовка приемных родителей. Как усыновить ребенка

Курс подготовки в Школе состоит из 20 занятий. Продолжительность занятия по каждой теме варьируется от 2 до 4 часов. По окончании занятий проводится итоговое собеседование.

На занятиях затрагиваются наиболее важные для родителей темы:

  • Основные положения семейного законодательства РФ о детях, оставшихся без попечения родителей.
  • Семья как система.
  • Мотивация семьи при приёме ребёнка. Ресурсы семьи и способы их оценки.
  • Адаптация приёмного ребенка, так и замещающей семьи к ситуации совместного проживания, в т.ч. непосредственное общение с состоявшимися приёмными родителями.
  • Профилактика эмоционального выгорания замещающих родителей.
  • Особенности состояния здоровья детей в интернатных учреждениях.
  • Влияние депривации на психическое и физическое развитие детей. Задержки развития. Возможности компенсации.
  • Понятие “травмы развития”. Особенности реабилитации детей, перенёсших разлуку с кровной семьёй.
  • Понятие “тайны усыновления”. Как рассказать ребёнку о его прошлом.
  • Сбор необходимых документов и взаимодействие с чиновниками.

МЫ ПРИГЛАШАЕМ:

  • Будущих усыновителей и опекунов, желающих принять ребёнка из интернатного учреждения.
  • Лиц, желающие усыновить пасынка и падчерицу.
  • Семьи, воспитывающие приёмных детей.
  • Бабушек, дедушек и других близких людей «кандидатов в…».

Особенно полезно обучение будет для: одиноких кандидатов, людей старше 40 лет, лиц без родительского опыта, а также родителей, переживших потерю ребёнка.

Состоящим в браке или длительных отношениях кандидатам мы рекомендуем приходить на обучение совместно. Общая вовлеченность в процесс подготовки в дальнейшем облегчает адаптации семьи и ребёнка.

На базе Ресурсного Центра проводится набор в Виртуальную школу приемных родителей. Приглашаются граждане, желающие стать приемными родителями (опекунами, усыновителями). Виртуальная Школа приемных дает возможность пройти курс без потери качества обучения. Это тренинг, который проводится онлайн, все участники видят друг друга на экранах, и получают всю необходимую информацию, и участвуют в интерактивном взаимодействии так, как если бы группа проходила очно.
Даты занятий: 18.10.2018 – 27.11.2018 г.
Время занятий: с 19.00 до 22.30 по московскому времени
Онлайн-занятия проходят два раза в неделю - вторник и четверг. Онлайн-занятие длится 3 полных астрономических часа (4 академических), с небольшим перерывом. Каждому участнику необходимо иметь хорошую видео- и аудио-связь. Онлайн-занятия проходят в режиме «все видят всех», на специальной конференц-платформе. Помимо онлайн-занятий, часть материала выкладывается и обсуждается на интернет-площадке. Эта часть работы является также обязательной. Кроме того, участникам рассылаются необходимые материалы для чтения, а также домашние задания. В программу включено онлайн юридическое занятие, которое проводит тематический юрист. Всего онлайн занятий 12. Присутствие на онлайн-занятиях, а также выполнение письменных заданий обязательно.
Чтобы записаться в Виртуальную Школу приемных родителей, необходимо прислать заявку на мейл-адрес [email protected] В заявке укажите полностью фамилию, имя, отчество, место проживания и причину прохождения именно Виртуальной школы (труднодоступность обычных школ, отдаленный район проживания и т.п.). После этого вам будет выслано расписание собеседований, которые проводятся по скайпу. После формирования группы высылаются инструкции по подключению к видео-платформе, и расписание учебных дней. Обмен необходимой документацией (договора, документы подтверждающие личность, доверенности на получение свидетельств и пр.) происходит по почте России. Занятия проводят опытные ведущие школ приемных родителей, прошедшие обучение по проведению Виртуальной Школы.
По окончании обучения, при полном прохождении курса и выполнении всех требований к обучению, включая предоставление всех необходимых документов, участникам выдаются Свидетельства о прохождении подготовки установленного образца.
Виртуальная Школа приемных родителей начала разрабатываться и проходила апробацию начиная с октября 2015 г. За три года было проведено 6 учебных групп.

Несколько отзывов о школе:
Мысль взять приемного ребенка появилась у меня несколько лет назад. Документы собрала очень быстро, прошла ШПР и на этом этапе “зависла”, появились сомнения: потяну ли? Много читала по теме в форумах, блогах приемных родителей. В одном из журналов увидела информацию о наборе в Виртуальную ШПР. Я не могла пройти мимо! И и разу не пожалела об этом. Полтора месяца пролетели быстро, занятия были очень интересными и познавательными. С благодарностью, Инга.

Однозначно рекомендую всем, кто только задумался, или однозначно решил усыновить ребёнка, у кого есть вопросы, сомнения или отсутствие информации.
Самое главное – в школе мы с супругой получили ответы на наши и собственные вопросы. Получили полную информацию о том, что такое быть приёмным родителем, кто эти дети, которые остались без родителей, какие есть подводные камни в воспитании.
В ходе занятий удавалось получать ответы на более глубокие вопросы – понять чего мы хотим на самом деле, почему приёмного ребёнка, какого, суметь разобраться в самих себе.
Крайне ценным были гости, которые уже являются приёмными родителями, со стажем. Их приглашали, и не раз, чтобы рассказать свои истории, как вся преподнесённая нам теория проходила на практике, и конечно возможность задавать им вопросы.
Хотелось бы отдельно отметить приятную дружелюбную атмосферу, которая возникла в нашем классе, было легко и приятно общаться и делиться мыслями, чувствами и переживаниями как с преподавателем, так и с другими учениками. С уважением, Глеб

Школа очень помогает перейти от неотчетливых мечтаний к четко обозначенной реальности. Ольга и Ильнур.

Школа приемных родителей — явление относительно новое. Но эти программы уже помогли немалому количеству детей и родителей найти друг друга и создать новые семьи. Что происходит на занятиях, кто их посещает, какие страхи есть у будущих родителей и на каких условиях можно взять в семью ребенка? Об этом Екатерине Хломовой рассказала Татьяна Маркова, педагог — психолог Окружной уполномоченной организации по сопровождению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Что такое «школа приемных родителей»?

Это занятия, на которых потенциальных родителей готовят к тому, чтобы взять ребенка в семью. Ведущие рассказывают о психологии ребенка-сироты, о том, как он будет привыкать к новой семье, о юридических аспектах приема. Родители не только слушают лекции, но и обсуждают волнующие их темы, разыгрывают заданные ведущими ситуации, смотрят видео-сюжеты, участвуют в мозговом штурме, беседуют с выпускниками курсов. Как видите, основной акцент делается на взаимодействие ведущих и участников. Не менее важная часть подготовки — это индивидуальные консультации со специалистами.

Кто приходит на такие занятия?

Это не только молодые пары, которые, например, по медицинским показаниям не могут иметь детей. Это и состоявшиеся родители любого возраста, которые воспитывают или уже воспитали собственных детей. И приемные родители, которые не проходили подобные курсы, но считают, что они были бы им полезны. С сентября 2012 года обучение в школе приемных родителей будет обязательным для всех желающих принять в семью ребенка.

С юридической точки зрения приемный ребенок приравнивается к своему собственному?

Форм несколько: самой, скажем так, «легкой» формой является гостевой режим, который позволяет брать ребенка на выходные, праздничные дни и каникулы. Остальное время он живет в учреждении. Самая «сложная» форма (и наиболее предпочтительная для ребенка) — это усыновление. Это значит, что ребенка принимают в семью и воспитывают как своего собственного. «Промежуточные» формы семейного жизнеустройства - это опека (попечительство), приемная семья, патронат — здесь ребенок по сути является “государственным”, но живет и воспитывается в семье. Различия лишь в статусе приемного родителя.

Бывало ли так, что вы отговаривали родителей взять ребенка?

На занятиях не уговаривают и не отговаривают, потому что это работа с осознанным выбором людей. Наша цель как специалистов — это максимально полно рассказать потенциальным родителям о том, что их может ожидать после того, как в семью попадет ребенок. На курсах объясняют как себя вести и куда обращаться в случае необходимости.

И все же бывают ли случаи, когда объективно не стоит брать ребенка?

Мотивы потенциальных родителей бывают очень разные: быть нужным, не остаться одному, помочь ребенку, реализовать нерастраченный родительский потенциал. Например, у женщины погибает ребенок и она через непродолжительное время, еще не отгоревав по своему собственному, хочет взять приемного ребенка того же возраста и пола. В этом случае на него ляжет ответственность не только за самого себя, но и за того, на чье место он как бы встал. И ребенок, скорее всего, этого не потянет. Мама, сравнивая приемного ребенка со своим, скорее всего, будет делать выбор не в пользу первого («Я думала, что он будет таким-то, а он ведет себя вот так-то»). Тогда он имеет все шансы стать «козлом отпущения». В подобных ситуациях лучше повременить с приемом ребенка.

Видимо, не все, кто прошел школу, решаются взять ребенка?

Если родитель в какой-то момент говорит, что сейчас не готов принять ребенка на воспитание - это не говорит о его слабости. Это значит лишь то, что, что он сейчас не готов (не вообще, а в данный момент). Бывает так, что участники групп на наших занятиях избавляются от иллюзий и стереотипов, с которыми пришли, появляются какие-то жизненные обстоятельства, и люди могут передумать.

Какие страхи есть у будущих родителей? Как вы с ними работаете?

Страхи, в основном, касаются того, что ребенок унаследует какие-то негативные черты кровных родителей. Мы обсуждаем их, проясняем, и это снижает тревогу у потенциальных родителей.

Часто ли заходят папы?

Чтобы ребенок привык к новой семье нужно, чтобы она была достаточно гибкой и чтобы члены семьи были готовы к переменам. Поэтому участие обоих родителей было бы идеальным вариантом. Радует, что сейчас мужчины чаще стали включаться в процесс воспитания детей (в том числе и приемных). Конечно, они бывают скептически настроены к происходящему, но в процессе работы я вижу, что у многих позиция меняется. Женщины проще “вливаются”, потому что они, как правило, более тревожны, а курсы являются хорошей возможностью прояснить свои опасения и снизить тревогу.

Какие есть способы проверить — готов ли кандидат взять ребенка?

Специальных ходов нет, манипуляций с бессознательным участников мы не проводим. Работа ориентирована на осознавание и проговаривание основных моментов, связанных с приемом ребенка. Важно, чтобы люди избавились от иллюзий и стереотипных представлений. В противном случае, высок риск возврата, который зачастую происходит из-за неоправданных ожиданий.

Могут ли к вам обращаться родители, которые уже взяли ребенка в семью?

Российский и зарубежный опыт говорит о том, что важно не только готовить кандидатов, но и сопровождать готовые семьи. Участники всегда могут к нам прийти к нам на длительное сопровождение или получить разовые консультации.

Информацию и направление на обучение в ближайшую Школу приемных родителей вы можете получить в Органах опеки и попечительства по месту жительства.

Пройти обучение в школе приемных родителей обязаны те, кто собирается:

Отказаться от прохождения обучения могут только близкие родственники сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей (бабушки, дедушки, старшие полнородные и неполнородные братья и сестры), и те, кто уже стал опекуном, попечителем или усыновителем.

2. Чему учат в школе и как проходит обучение?

В школе приемных родителей желающим взять ребенка на воспитание в семью:

  • помогают понять, готовы ли они к этому;
  • оказывают помощь в выборе формы устройства ребенка (усыновление, опека (попечительство), приемная семья или патронаж);
  • знакомят с законодательством в области усыновления и установления опеки (попечительства);
  • рассказывают о психологических трудностях, с которыми сталкиваются дети и взрослые как в период адаптации, так и после.

Также обучение включает в себя обязательное посещение организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Срок обучения в разных школах неодинаковый: курс может длиться от 56 до 80 академических часов.

Занятия проводятся в очной или очно-заочной форме. Размер группы при проведении практических занятий не может превышать 15 человек.

Пропускать занятия нежелательно: сотрудники школ ведут учет посещаемости. Если кандидат в усыновители (опекуны или попечители) пропустит более 20% занятий, его обяжут изучить непройденный материал с последующими группами.

По окончании обучения проводится итоговый экзамен. Если он успешно сдается, выдается свидетельство о прохождении подготовки. В дальнейшем его необходимо будет предъявлять в органы опеки и попечительства при оформлении усыновления, опекунства (попечительства), приемной семьи или патронажа.

3. Как выбрать школу и записаться в нее?

Подготовку усыновителей и опекунов (попечителей) проводят органы опеки и попечительства и организации, которым эти органы передали соответствующие полномочия.

Записаться можно в любую школу приемных родителей, независимо от места постоянной или временной регистрации. Для этого достаточно лично прийти в школу, подать письменное заявление и предъявить документ, удостоверяющий личность. Заявление также можно подать онлайн. Зачисление в школу должно произойти не позднее чем через 30 календарных дней.

Иностранные граждане могут пройти обучение как в своей стране в специализированных школах, так и в России. Однако, если программа подготовки приемных родителей в иностранном государстве существенно отличается от Требования к содержанию программ утверждены приказом Минобрнауки РФ № 623 от 20.08.2012 года.

">российской, свидетельство о прохождении подготовки могут признать недействительным. Обучение проводится на русском языке. На занятиях можно присутствовать с переводчиком.

Обучение бесплатное.

 Результаты психологического обследования могут быть переданы в орган опеки и попечительства, но только с письменного согласия обучающегося.