Осенние народные русские праздники и их обряды. Праздник Осенины: история, значение, традиции празднования на Руси. Осеннее равноденствие. Обряды и ритуалы в разных странах мира

Осенний фольклорный праздник

«Хорошо осенью в России!»

Цель: обогатить представления детей о социально-культурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках.

Задачи:

Обогащение музыкально-слухового опыта через приобщение к отечественному фольклору;

Развитие музыкальных способностей (чувства ритма, памяти, интонационного слуха) в музыкальных играх и специально смоделированных педагогом музыкально-дидактических играх с движением;

Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, формирование музыкального вкуса.

Дети входят в зал с песней «Родина моя»

муз. А. Полячека, сл. Ф. Савинова,

останавливаются в произвольном порядке.

1 ребенок:

Вижу чудное приволье,

Вижу нивы и поля -

Это русское раздолье,

Это русская земля.

2 ребенок: Вижу горы и долины,

Вижу реки и поля -

Это русские картины,

Это Родина моя!

Ведущая: Россия, Россия, наша страна,

Очень и очень большая она,

Россия - Родина, наш дом.

Где вместе с вами мы живем!

3 ребенок: Все прекрасно: земля и небо,

И поля, и леса, и луга,

Золотые моря хлеба -

Нет, Россия, дороже тебя!

Звучит песня Г. Струве «Моя Россия».

(поёт группа детей)

4 ребенок: Величава и красива

В любое время наша Россия!

Но осенью особенно хороша-

Так и поет в России душа!

Ведущая: Праздник осенний встретить нужно

Весело, бодро, задорно и дружно.

Дети: Осень, осень, в гости просим!

Входит под музыку Осень.

Осень: Здравствуйте люди добрые! Веселья вам да радости!

Я - Осень! То самое время года, про которое принято говорить «сырое», «дождливое». Но есть про меня и другие слова: золотая, багряная.

А ведь осень - пора сбора хлеба и овощей, время заготовки на долгую зиму. Так что это время года самое щедрое, урожайное.

Звучит хоровод «Подарки Осени», муз Шестаковой

(поют все дети, в конце песни дети разбегаются на стульчики, а Осень их ловит дождиком)

Осень: А вы знаете, какие поговорки народ сложил об осенних месяцах?

1 ребенок: Сентябрь красно лето провожает,

Осень золотую встречает.

2 ребёнок: Холоден сентябрь-батюшка, да кормить горазд.

3ребенок: В октябре с солнцем распрощайся, ближе к печке подбирайся.

4 ребенок: В ноябре снега надует - хлеба прибудет!

Осень: Эти месяцы - не только труженики, но и весельчаки:

«Хорошо трудился, славно веселился».

Да сейчас они сами о себе расскажут.

Звучит музыка, входят Месяцы.

Осень: Здравствуйте, здравствуйте, братья- месяцы осенние!

С чем пожаловали?

Сентябрь: С мягким дождем!

Октябрь: С хрустящим грибком!

Ноябрь: С первым ледком!

Осень: А какие гостинцы вы нам принесли?

Сентябрь: Овощи да ягоды.

Октябрь: Последний медок.

Ноябрь: Праздничное настроение.

Ведущая: Проходите, пожалуйста, оставайтесь у нас на празднике.

Спасибо за угощение!

Осень: Каждый месяц имеет свои замечательные праздники, связанные со старинным земледельческим календарем. Пусть каждый месяц и расскажет об этих праздниках.

Сентябрь: У меня есть и другое имя - Вересень.

В сентябре цвел вереск, из которого варили вкусный напиток, варенье.

Обо мне говорят: «В сентябре одна ягода - рябина, да и та горька».

Осень: Девицы-красавицы,

В круг скорей идите.

Хоровод «Рябинушка»

Плавно заведите.

Девочки исполняют хоровод «Рябинушка»

(рус. нар. музыка).

Сентябрь: Хоровод ваш так хорош -

Просто глаз не оторвешь!

Выносят стол с капустой.

Осень: Расселась барыня на грядке,

Одета в шумные шелка.

Мы для нее готовим кадки

И крупной соли полмешка!

1 ребенок: Урожай у нас хорош, уродился густо!

Ай да хороша белая капуста!

2 ребенок: На Воздвиженье первая барыня - капуста.

3 ребенок: Ведь без капусты и щи будут не густы!

4 ребенок: Хлеб да капуста лихого не допустят.

Осень: Пособите мне капусту порубить,

Пособите-ка ее мне усолить!

Сентябрь: С праздника Воздвиженья начинали рубить капусту

И солить на зиму.

Рубка капусты служила поводом к народным вечеринкам.

5 ребенок: К нам наехали капустны вечера:

На конях, на лисицах, соболях.

Хоровод «Капустка» (рус. нар. мелодия).

Осень: Кто со мной, кто со мной в «колышки» играть?

Дети: Мы с тобой, мы с тобой в «Колышки» играть!

Проводится игра «Колышки» (рус. нар. мелодия)

девочки выбирают мальчиков («колышки»). Девочки стоят, мальчики приседают, «водящий» вне круга.

Я кругом хожу,

Изгородь я горожу.

Колышки себе ищу.

(Выбирает «колышек» и подходит к Хозяйке):

Кума (кум), кума (кум), подай колышек!

Купи!

А что стоит?

Кочан капусты, да веник, да рубль денег.

Ну, тогда по рукам да в баню.

Все дети: Раз, два, три - беги!

(Кто первым прибежит, становится «Хозяином».)

По окончании игры занимают места на стульчиках.

Осень: Чуть со двора сошел Сентябрь -

Пришел к нам брат его - Октябрь!

Октябрь (выходит):

В октябре будет праздник Покрова.

Знай, зима на Руси - холодна и сурова.

Чини избу, чтоб не замерзнуть, до Покрова.

А ульи пчелиные в погреб ставь -

По обычаю старинному праздник меда славь.

Исполняется хоровод «Как на день Покров»

(рус. нар. мелодия).

Девочки (поют): Как на день Покров

Ткали множество ковров.

Ой, люли, люли, люли,

Ткали множество ковров.

Первый травяной,

Лета жаркий зной.

Ой, люли, люли, люли,

Лета жаркий зной.

А ковер второй -

Из листвы сухой.

Ой, люли, люли, люли,

Из листвы сухой.

Третий ковер - снег,

И он тоже не навек.

Ой, люли, люли, люли,

И он тоже не навек.

Мальчик: Хорошо пропели песни

Милые подружки,

Только что за посиделки

Без нашей частушки!

Частушки

Дети (исполняют частушки по очереди):

Ой, девчонки-хохотушки,

Начинайте петь частушки.

Начинайте поскорей,

Чтоб порадовать парней.

Все дубравские девчата,

Красоты рекорды бьем.

Красоты своей рецепты

В огороде мы берем.

Почему, как человечек,

Весь в мурашках огуречик?

Он на солнышке лежит,

Отчего же он дрожит?

Мне миленочек прислал

К празднику записку,

Что меня он обожает,

Как салат с редиской.

Ухажеров нынче сто

Под моим окошком,

Все желают получить

Пирожок с картошкой.

Мышку в клетку я поймал

И там запер крепко.

Ведь без мышки не собрать

В огороде репку.

Все вместе: Если б не было пшеницы,

Не было б ватрушки,

Как сумели, так пропели

Мы для всех частушки!

Осень: Вот и приблизилась пора,

Стоит ноябрь у двора.

1 ребенок: В ноябре зима с осенью борются.

2 ребенок: Ноябрь капризен – то плачет, то смеётся.

Ноябрь: А смеётся ноябрь в свои праздники главные,

Приглашая к застолью петь песни величальные,

Чтоб отпраздновать людям труды свои славные.

Все дети: Кончил дело - гуляй смело!

Проводится музыкальная игра «Не опаздай» (рус. нар. мелодия):

Осень: На Руси уж так идет,

Что талантливый народ

Сам себе и жнец, и швец,

И на дудочке игрец.

Ну а как пойдет плясать -

Никому не устоять!

Русская народная пляска «Каблучки»

Осень: Какой веселый праздник у нас получился.

Да и вы, ребята, наверное, поняли, что осень - замечательное время года.

А я вам принесла осеннее угощение – яблоки румяные да сладкие.

Угощение.

Ведущая: А когда пройдет круглый год, мы снова встретим тебя

И дружно скажем: «Хорошо осенью в России!»

Все дети: Осень, осень, снова в гости милости.

Осень прощается и уходит.


Жизнь крестьянина на Руси издревле была подчинена повторяемой смене времен времени. Это зимнее и летнее солнцестояние, осенние и весенние равноденствие, естественная смена времен года. Эта календарная обрядовость открывалась большими календарными праздниками: зима - святками, весна и лето - масленицей, семицко - троицкой неделей, Ивано - Купальским праздником, осень - праздником во имя Спаса и Богородицы и т.д.
Одни календарные обряды, в силу значимости отмечаемого праздника, особенностей природной ситуации и меняющихся социально - экономических условиях сохранили свои языческие корни, а другие - подверглись значимым изменениям.

Осень на Руси сопровождалась большим количеством различных обрядовых действий, начиная от уборки урожая, сохранения урожайности земли, благодарение высших сил за урожай до стремления восстановить силы крестьянина.

Славяне-земледельцы началом года считали сентябрь - месяц, когда собирали урожай. В языческом календаре сентябрь назывался вересень или рюень, а в народе его звали «хмурень» и «листопад». В течение месяца отмечались несколько важных народных праздников.


Первая неделя сентября с 1 по 7 была посвящена богини Макоши, 8 и 9 сентября чествовали самых главных языческих богов, Рода и Рожаниц. В эти дни отмечали народные праздники оспожинки и осенины. Крестьяне проводили обряд прославления Рода и Рожаниц, приносили жертвы предкам и прославляли семейное благополучие.

Осенины - праздник урожая . Вся семья собиралась вместе за столом, устраивался пир. На столе обязательно должны были быть овсяная каша, яйца, творог, мед, вино из ягод, оленина или говядина. Чашу с вином пускали по кругу, славили богов. Затем водили игры и хороводы, пели песни про хмель (с этих дней начинался сбор хмеля). В каждой семье освящали хлеб из овсяной муки, который впоследствии использовали для лечения больных людей и животных.

Праздник Осенины на Руси отмечали несколько раз: кроме 9 - еще 14, 21 и 27 сентября. Осенины 14 сентября в языческом календаре называли Змейником осенним - пора змеиных свадеб. Этот день посвящался богу Велесу. В этот день нельзя было ходить в лес, потому что считалось, что все лесные духи бегают по лесу, проверяя, как он готов к зиме. Ночью леший ложился спать до весны, духи успокаивались, а людям можно было начинать заготовки грибов. А в деревнях проводились капустные вечера (капустки), когда женщины собирались по очереди друг у друга, вместе солили капусту, шутили, пели соответствующие песни.

Сам праздничный день был наполнен ритуалами. Например, надо было при помощи двух сухих дощечек высечь огонь. Этим огнём окуривали землю. Также полагалось возносить благодарение земле за урожай. А из муки нового урожая пекли праздничный пирог. Женихи же в этот день выходили на улицу приглядывать себе невест.

Свои обязательные ритуалы существовали и у детворы. Одним из них был торжественный обряд похорон летних вредителей — мух и тараканов — в специально сооружённых миниатюрных гробиках из щепок и репы. А мальчиков полагалось сажать в этот день на коня.

Существовали и свои приметы — если погода в этот праздничный день ясная, то и "бабье лето", и грядущая зима будут тёплыми. Ну, а если погода была плохая, считалось, что осень будет дождливой.

__________________________

Отсчет осенних дней начинался в августе, поскольку приходила главная забота земледельца – уборка хлебов. Чтобы жатва была скорой, а труд – без усталости, зачин поручали самой уважаемой в селе женщине, хорошей работнице. Накануне жатвы, поздно вечером, крадучись, чтобы никто не увидел и не перешел дроги, пробиралась она к своей полосе, связывала три снопика и укладывала их крестом. А на утро собирались в поле все жнецы. Закончив свою делянку, шли помогать одиноким, слабосильным, многодетным.

В деревнях собирали «братчину». Это был общий праздник урожая. Варили «мирское» пиво, т.е. всем «миром» (селом). Все, что было в полях, теперь на столах, а самым главным именинником был хлеб.

Наши предки трижды встречали осень. В первый день сентября – первый праздник встречи осени – первые осенины. В восьмой день – вторые осенины, а третьи – на Воздвижение, когда хлеб с полей сдвинулся, а птица в отлет пошла (двинулась).

В первый день сентября праздновали Семенов день, называли его в народе «Семеном - летопроводцем». Появился этот праздник с первых лет Христианства на Руси и был посвящен памяти Симеона Столпника (христианский свято, знаменит тем, что провел на столпе 37 лет в посте и молитве). Под Семенов день во всех избах гасили лампады и из печи добывали новый огонь, от которого вечером впервые с лета, зажигали лампады, свечи, лучины и начинали вечерние дела «при огне». В Семенов день справляли новоселье. Если день Симеона Столпника не приходился на воскресенье, то с утра женщины в каждом доме принимались за основательную уборку.

Особенно весело и озорно отмечала этот день сельская молодежь. Интересен обряд «похорон мух». В народе верили, что если «злую муху закопать осенью в землю - прочие кусать не будут». Вместе с похоронами мух и лето уходило. Деревенские девушки, разодетые в лучшие наряды, собравшись вместе, распределяли роли в спектакле «похороны мух». В нем принимали участие только девушки, а парней приглашали в качестве зрителей. Девушки ловили мух и комаров и помещали в «гробики» - углубления в моркови, репе, свекле. Пародийные похороны совершались по всем канонам этого обряда: отпевали, устраивали похоронную процессию, несли на «кладбище», причитали, копали «могилы», хоронили, насыпали холмики и ставили крестики. Во время этого спектакля девушки старались показать все свои достоинства: веселый характер, выдумку, находчивость, юмор.

Разыгрывая потешную церемонию, девушки фактически устраивали себе смотрины. Ведь близился Покров – пора свадеб, сватовства.

Затем устраивались веселые «поминки», к которым присоединялись и парни. Во время церемонии, игр, плясок пары, приглянувшиеся друг другу могли сойтись поближе. А так как после Семенова дня начинались посиделки, то у них была возможность закрепить свои симпатии.


Сентябрь – месяц заготовок самых разных даров леса: грибы, ягоды, орехи, целебные корни. Рябина – одна из самых поздних ягод. 23 сентября – день Перта Рябинника, к этому времени ягоды, прихваченные морозцем, теряют свою терпкость. В этот день девушки, взяв корзинки, шли в лес. Сбор осенней ягоды превращался в настоящий праздник. Девушки водили хороводы у рябины, доверяли ей свои тайны. Собирая ягоду, обязательно оставляли часть плодов на дереве, не забывая о птицах, ведь зима – долгая.

Были в сентябре и другие праздники: в день Ивана Постного (11 сентября) затевали артельную рубку капусты, работали весело, с шутками и песнями. В день Святого Луки – Луков День (20 сентября) – устраивали луковые ярмарки.

Весь сентябрь шли праздники во славу нового урожая, собранного в поле, в лесу, в огороде.

В октябре тоже было немало праздников, но более значим был праздник Покрова (14 октября). История возникновения этого праздника уходит в глубь веков. В 910 году в Константинополе случилось видение: во время всенощной явилась Богородица, с покрывалом в руках, и возвестила, что это спасительный покров. Белое покрывало она простерла над людьми и вознесла молитву о спасении мира от невзгод и страданий. Этим покрывалом Богородица оберегает верующих людей и несет им любовь и радость.

День праздника Покрова является в народном представлении межевым между осенью и зимой. К этому времени кончалась тяжелая страда, и народ мог передохнуть, поехать на базар поторговать, купить обновы. С Покрова начинали играть по деревням свадьбы. К Покрову – дню девушки ткут «обыденную пелену». Собравшись вместе, они с особыми песнями трепали лен, пряли и ткали льняное полотно, стараясь непременно окончить всю работу в один день. Затем эту пелену несли к иконе Покрова Пресвятой Богородицы и шепотом просили жениха.

Начало ноябрю дает «зимний Кузьма и Демьян» (14 ноября). Этот день установлен Православной церковью в честь памяти святых Космы и Дамиана. Кузьму – Демьяна считали покровителем ремесел.

Кузьминками (так называли этот день в народе) девушки начинали череду девичьих праздников. Праздновались они несколько дней. На эти дни девушки откупали в деревне самый просторный дом, приносили угощение, накрывали стол. На вечеринку приходили парни, тут – то и начиналось веселое действо. Из соломы и ухой травы делали чучело, рядили в мужскую одежду, нарекали Кузьмой. «Кузьма» был участником игр и хороводов, общими усилиями ему подбиралась невеста. Устраивали потешную свадьбу, где девушки пели, как полагается свадебному обряду, величальные песни, провожали в опочивальню. Неожиданно по неизвестным причинам «Кузьма» заболевал и умирал. Все также устраивали потешные похороны по всем правилам настоящих. Чучело укладывали в деревянное корыто и несли через всю деревню за околицу, там сжигали (иногда топили в реке). При этом громко кричали, свистели, били в тазы. Этими действиями, по древнему поверью, прогоняли нечистую силу, злых духов со всей деревни, чтобы они не мешали пережить долгую холодную зиму. Затем все возвращались в село и продолжали веселиться до утра.

Осень – пора молодежных посиделок, свадеб, народных игрищ, театрализованных представлений, это время прощания с прошедшим летом и встречи наступающей зимы.

14 сентября, или 1 сентября по старому стилю празднуется начало осени – Осенины – праздник урожая, когда люди благодарят землю за её дары. В 325 году Первый Вселенский собор установил этот день началом года. По преданию Православной церкви, именно в сентябре был сотворен мир.

На Осенины как бы сама природа наряжается в яркое и праздничное одеяние. Отмечали этот праздник на Руси со всеми возможными увеселениями. Молодые и старые сходились на посиделки к старшему в роду, чтобы встретить новое лето, а потом к заутрене отправлялись в церковь. Накануне в домах гасили огонь, а утром трением двух дощечек добывали «новый» и с этим огнем начинали засидки, или посиделки.

Утром, после церковной службы, женщины шли к берегам озер и прудов, чтобы киселем и овсяным хлебом встретить матушку Осенину. Старшая женщина держала в руках хлеб, а молодые вокруг неё пели песни. Затем хлеб разламывали по числу присутствующих и кормили им скотину.

На Руси с этого дня начинали праздновать осенние свадьбы. Свадебные недели, которых с большим нетерпением ждали все незамужние женщины и холостые мужчины, продолжались до ).

К этому праздничному дню был приурочен древний забавный обряд похорон тараканов и мух, которые изрядно надоели людям за лето. Хоронили надоедливых насекомых девушки, которые рядились в лучшие одежды, делали из скорлупы орехов или овощей гробики и с причитанием выносили из избы насекомых, чтобы похоронить. Считалось, что если до 14 сентября убьешь муху, то родится ещё семь мух, а если после, то ещё семь мух умрет. Участие в похоронах мух и тараканов давало возможность девушкам показаться во всей красе перед собравшимися парнями и, таким образом, найти себе будущего супруга.

Ещё в этот день переезжали в новые избы и справляли новоселье. Верили, что это принесет новоиспеченным хозяевам благополучие. Обязательно соблюдали обряд переноса на новое место жительства домового. Из печи старого дома доставали горшок с углями, в котором, по преданию, и находился домашний дух, и переносили в новый дом. Только после этого разрешалось садиться за праздничный стол и справлять новоселье, не боясь, что домовой разозлится, и будет мстить забывчивым хозяевам.

По традиции, в первый день осени к новобрачным ходили родственники и знакомые, чтобы «посмотреть на их житье-бытье и поучить уму-разуму». Молодая хозяйка кормили гостей сытным обедом, и показывала им всё своё хозяйство в доме. По обыкновению, пришедшие её хвалили и давали дельные советы. Хозяин отводил гостей на двор, показывал им жито в амбарах, а в сараях зимнюю и летнюю упряжь, потом все шли в сад, где пили вино из бочонка.

По окончанию сбора урожая в деревнях часто устраивали сельскую братчину. Чем урожайнее было лето, тем хлебосольней и дольше отмечали праздник. На Осенины мальчиков 4-5 лет впервые сажали на коней, а ещё осуществляли обряд «пострига» в отроки мальчишек, достигших семилетнего возраста, отмечая их новую роль в общине.

14 сентября начинается Бабье лето, которое в некоторых местах длится до трех недель. Подмечали, если день ясный, то все Бабье лето будет теплым, да и зима тоже. Обращали внимание на погоду Бабьего лета:

  1. Если в этот период времени часто идут дожди, то осень будет сухая.
  2. Много паутины на Бабье лето – к ясной осени и морозной зиме.

До этой даты нужно убрать колосовые культуры (иначе весь урожай пропадет – зерно выпадет на землю) и посеять озимую рожь.

По стародавней традиции, 14 сентября следует быть милосердным и совершать благотворительные дела. Наши предки в этот день раздавали милостыню нищим, угощали вдов и сирот, посещали заключенных в темницах и одаривали их подарками.

Примет, приуроченных к этому дню, великое множество. По ним судили о ближайшем и далеком будущем, плодовитости скота, количестве и качестве урожая:

  1. Ветер дует из южного края – к теплой и сырой зиме.
  2. Если же ветер из-под солнца, то зимой будет часто дуть северный ветер.
  3. Дождливый день – к дождливой осени.
  4. Много паутины сулит долгую и ясную осень.
  5. Если улетели дикие гуси, то зима будет ранняя.

Видео: Осенины на Руси

Рубрики

    • . Другими словами, гороскоп – это астрологическая карта, составленная с учетом места и времени, учитывающая расположение планет относительно линии горизонта. Для построения индивидуального натального гороскопа необходимо с максимальной точностью знать время и место рождения человека. Это требуется для того, чтобы узнать, как располагались небесные тела в данное время и в данном месте. Эклиптика в гороскопе изображена в виде окружности, разделенной на 12 секторов (знаки зодиака . Обратившись к натальной астрологии, вы сможете лучше понять себя и других. Гороскоп – это инструмент самопознании. С его помощью можно не только исследовать собственный потенциал, но и разобраться в отношениях с окружающими и даже принять некоторые важные решения.">Гороскоп130
  • . С их помощью узнают ответы на конкретные вопросы и предсказывают будущее.Узнать грядущее можно по домино, это один из очень редких типов гадания. Гадают и на чайной и кофейной гуще, по ладони, и по китайской Книге Перемен. Каждый из этих способов направлен на предсказание будущего.Если вы желаете знать, что ожидает вас в ближайшее время, выберите то гадание, которое вам больше всего по душе. Но помните: какие бы события ни были вам предсказаны, принимайте их не как непреложную истину, а как предупреждение. Используя гадания, вы предугадаете свою судьбу, но, приложив определенные усилия, сможете её изменить.">Гадания67

Осенины - это древний народный праздник прощания с летом и встречи осени. Осенины - это встреча осени на Руси. В календаре славян этот день назывался «осенинами» или «оспожинками» и отмечался как праздник урожая. В этот день благодарили Землю Мать. В начале сентября завершалась жатва хлеба, которая должна была обеспечить благосостояние семьи на будущий год. Также, встреча осени имела свой особый смысл - в этот день проходили обряды по обновлению огня: старый огонь гасили и зажигали новый, который добывали ударами кремня.

С «осенин» основная хозяйственная деятельность переносилась с поля в огород или в дом: начинался сбор овощей (прежде всего заготавливали лук). Обычно в Осенины делали большой и красивый стол, за которым собиралась вся семья. Для праздника варили морсы и квасы из ягод и пекли караваи из муки нового урожая. Этими яствами славили Мать-сыру-землю за то, что родила хлеб и другие продукты.

14 сентября - день Семена-летопроводца. С Семена начинались засидки, т.е. работа в избах при огне.
21 сентября - праздновали Оспожинки - праздник урожая. Считалось, что с этого дня осень прочно вступает в свои права.
27 сентября - Воздвиженье. Все приметы и обряды этого дня были связаны со словом "двигаться".

Воздвиженье осень зиме навстречу двигает, "хлеб с поля на гумно движется", "птица в отлет двинулась", и даже "кафтан с шубой сдвинулся, и шапка надвинулась".

В старину на Руси также важны были вторые Осенины на 21 сентября, в день осеннего равноденствия, когда день равен ночи. К этому времени весь урожай бывал уже убран. Праздник отмечали с большим гостеприимством, широким хлебосольством. Непременно навещали родителей и поминали предков. В церковном христианском календаре вторые

Осенины приходились на 21 сентября — Рождество Богородицы.
Также, назывался Пасекин день. В этот день убирали пчёл, собирали лук. День луковой слезинки. Приметы говорили, что «Всякому лету конец». «Если погода хорошая — осень будет хорошая». «Бабье лето тишь вспугнуло».

Осенины принято встречать у воды. В этот день рано утром женщины выходят к берегам рек, озёр и прудов встречать матушку Осенину с овсяным хлебом. Старшая женщина стоит с хлебом, а молодые вокруг неё поют песни. После чего разламывают хлеб на куски всем собравшимся, а также кормят этим хлебом домашний скот для приплода.

Интересно, что у индейцев ацтеков в этот день отмечался день мужского плодородия. И 21 сентября считался благоприятным днём для зачатия сильных и здоровых мальчиков.

В России в Осенины существовал обычай угощения новобрачными, которые недавно сыграли свадьбу, все своей родни. К молодоженам приходили родные и знакомые. После сытного обеда молодая хозяйка показывала в доме все своё хозяйство. Гости должны были хвалить Хозяйку и учить уму-разуму. А Хозяин показывал гостям двор, инструменты для жатвы, летнюю и зимнюю упряжь лошадей.

Вторые Осенины отмечали 21 сентября, они совпадали с праздником Рождества Пресвятой Богородицы. Третьи Осенины приходились на 27 сентября.