Праздник весны мэрцишор у других народов. Мэрцишор и Баба Марта – старинный праздник прихода весны. Великая богиня и Баба Докия

Древние мифы и легенды народов мира настолько разнообразны, вычурны и необычны, что порой их бывает сложно не только объяснить, но даже просто понять. Поэтому долгое время содержание любых преданий списывали на богатую фантазию «дремучих» доисторических людей, незнакомых с достижениями цивилизации. Но может быть нам просто не хватает знаний, чтобы понять наших предков? Давайте попробуем выяснить, что стоит за одним из самых почитаемых и древних обычаев на Балканах, о котором сложены легенды – празднике Мэрцишора.

Что мы знаем о Мэрцишоре?

Мэрцишор представляет собой амулет красного-белого цвета, его носят в марте и под конец месяца вешают на ветки деревьев. Как доказали археологические раскопки в Румынии, это древний языческий обычай, которому не меньше 8 000 лет. В ходе раскопок были найдены маленькие камешки, раскрашенные в белый и красный цвета, и носившиеся, как считается, на шее. Существует много различных легенд о том как появился праздник, но кроме того, что все их объединяет тема весны, сказать о мэрцишоре, казалось бы нечего.

Однако наука не стоит на месте и новые исследования позволяют приоткрыть завесу древней тайны. В научной литературе мэрцишор называют очень прозаично – мартовская нить. Это позволяет обобщить данные об обычае ее ношения у балканских народов. А сохранился он у молдаван, румын, болгар, македонцев, греков, албанцев и арумын .

Почему мэрцишор красно-белый?

Красный и белый цвета могут иметь различную семантику, но прежде всего это сакральные цвета. Белый цвет, помимо того, что это цвет чистоты и целомудрия, использовался в ритуальном костюме как символ потустороннего мира. Поэтому он присутствует в одежде новобрачных, новорождённых и умерших, символизируя переход человека в новую ипостась. Белый был цветовым символом неолитической богини неба или как принято ее называть в научной литературе – Великой богини.

Сочетание белого и красного цветов восходит к символизации двух верховных божеств раннеземледельческой религии и выражало пожелание связи бога и богини – связи, которая должна была обеспечить плодородие.

Сочетание белого и красного встречалось в различных древних культурах. У хеттов царь носил пояс, сплетенный из шерсти красного и белого цветов. В Древнем Иране царь носил красно-белую диадему и красную с белой полосой одежду. В Древнем Перу знатные лица определенной категории (возможно, священнослужители) носили накидки, раскрашенные в бело-красную шахматку. Она была идеограммой, выражающей представление о связи бога и богини. Во времена фараонов символами Верхнего и Нижнего Египта были красный и белый цвета или кобра и гриф: змея – как представитель земли, а птица, и в частности гриф, – представитель богини неба.

Почему мэрцишоры вешают на деревья?

Одним из главных воплощений неолитической Великой богини было дерево. Поэтому возник обычай вешать мэрцишоры в конце марта на деревья – так делают молдаване, румыны, болгары, греки и албанцы. Обычай приносить кусок ткани в дар богине, которая считалась пряхой, продолжает существовать и на Кавказе: во исполнение желаний или просто ради соблюдения традиции к ветвям дерева, которое считается священным, привязывают обрывок ткани. В Осетии даже существовал обычай вешать на дерево куски ткани именно белого и красного цвета. Делали это жрецы языческой богини Аларды.

Связь с деревом прослеживается даже в названиях Мэрцишор и Мартеница (болгарском аналоге мэрцишора). Этимологически они связаны с корнем *mara ‘дерево’ ностратического праязыка, от которого произошла макросемья языков, объединяющая несколько языковых семей и языков Европы, Азии и Африки.

Великая богиня и Баба Докия

К образу Великой богини восходят многочисленные мифологические персонажи различных народов, в том числе Баба Докия и баба Марта, связанные с Мэрцишором и Мартеницей.

Румынский исследователь И. Гиною напрямую связывает обычай ношения мэрцишора с легендой о мартовской старухе Бабе Докии, которая, поднимаясь со стадом в горы, пряла нить года, подобно тому как Мойры или Парки пряли нить человеческой жизни. В румынской культуре образ мартовской старухи действительно связан с прядением. Согласно вариантам легенды, известным на Буковине, в Трансильвании и на юго-востоке Румынии, Баба Докия отправилась в горы, заткнув за пояс прялку и взяв с собой кудель (этот мотив встречается также в сербских и греческих вариантах). В некоторых районах Румынии прядение считалось единственной работой, выполнение которой допустимо 1 марта.

У молдаван и румын число дней ношения мэрцишора часто бывало равно числу дней, в течение которых Баба Докия, поднималась в гору, и числу кожухов, которые она надела, отправляясь в путь – девяти или двенадцати. Эта традиция нашла отражение в рассказе «Mărţişor» Михая Садовяну, в конце которого скинувшая все свои кожухи Докия превращается в скалу.

Великая богиня, которую называют ещё Великой матерью или просто Богиней-матерью, была покровительницей деторождения, поэтому с мартовской нитью связывались поверья о плодовитости. Молдаване, румыны, болгары, македонцы часто носили мартовскую нить до прилета аистов, ответственных, как известно, за деторождение.

В южных областях Болгарии, в болгарской Добрудже и в юго-восточной Македонии встречается обычай прятать мартовскую нить под камнем и затем гадать по ней. Болгары, спрятав мартовскую нить под камень, на следующий день гадали о приплоде скота в текущем году. По поверьям из Пиринского края, появление муравьев на оставленном обереге означает приплод коз или овец, божьих коровок – приплод крупного рогатого скота, пауков – приплод ослов. В Софийском крае по появлению на мартовской нити насекомых, соломинок, щепочек девушки гадали также о замужестве.

Эти и многие другие данные указывают на то, что двоичный символ Мэрцишора уходит своими корнями в эпоху неолита и связан с культом богини неба или Великой богини, рудименты и пережитки которого сохранились в различной форме до наших дней.

Литература: Ариэль Голан. Миф и символ. Москва, 1994; Наталия Голант. Мартовский обрядовый комплекс румын и болгар в этнокультурной традиции Карпато-Балканского региона. Санкт-Петербург, 2007; Наталия Калашникова. Семиотика традиционного костюма. Кишинев, 2005; Doina Ruşti. Dicţionar de teme şi simboluri din literatura română. Bucureşti, 2002.

Когда проводится этот праздник? Праздник Мэрцишор в Молдавии и Румынии отмечается 1 марта, в 2020 году дата выпадает на пятницу.

Он посвящен встрече весны. Считается, что праздник появился еще во времена Римской империи, когда 1 марта люди встречали Новый год.

В наше время в Молдавии в начале весны проводится музыкальный фестиваль «Мэрцишор».

История праздника – легенда о Мэрцишоре

До наших ней сохранилось немало легенд о Мэрцишоре. Как рассказывает одна из них, в этот день на лесную поляну вышла красавица Весна. Она увидела в зарослях терновника пробивающийся из-под снега первоцвет и решила расчистить землю, чтобы освободить его от колючих веток.

Но Зима вызвала холодный ветер со снегом, чтобы они уничтожили цветок. Он поник, и Весна накрыла его руками. Она поранилась терновником, и капля ее крови упала на цветок, который ожил. Так Весна победила Зиму.

По другой старинной легенде о Мэрцишоре однажды Солнце спустилось на землю в образе прекрасной девушки. Она веселилась и танцевала, а вместе с ней расцветала природа. Но девушку украл и закрыл в своем дворце злой Змей, после чего весь мир погрузился в уныние.

Спасти девушку решил смелый юноша, который вызвал Змея на бой. Их сражение длилось несколько дней и ночей. Юноша одержал победу и освободил Солнце. Оно снова засияло в небе, и природа ожила. Но юноша умер от ран.

Там, где капли его крови упали на снег, появились подснежники – вестники весны – и цветы, белые лепестки которых усыпаны алыми, как кровь, пятнышками…

В Молдавии на праздник Мэрцишор люди дарят друг другу небольшие амулеты, которые также называют мэрцишорами. Обычно такие сувениры представляют собой шарики, кружочки или бутоны цветков. Они сочетают белый и красный цвета.

Такие амулеты носят на одежде, пришивая к ней или пристёгивая на левой стороне груди возле сердца, в течение месяца, а 31 марта развешивают на цветущих фруктовых деревьях.

Люди уверены, что благодаря этому им будет сопутствовать удача в течение года. Согласно поверью, вешая на такой амулет на дерево, нужно загадать заветное желание, и оно обязательно исполнится.

Известно, что подобные сувениры изготавливали с незапамятных времен. В старину их делали из маленьких камешков, раскрашенных в белый и красный цвета, и носили на шее.

Многие обычаи соблюдаются и поныне. И в наши дни, встречая весну, люди рассказывают друг другу легенду о Мэрцишоре, накрывают праздничный стол и дарят друг другу красивые сувениры.

Традицию праздновать “Мэрцишор” установили далекие предки молдаван, которые Новый год отмечали с приходом весны. В этот день люди дарят друг другу мэрцишор (символ ясности и счастья), это миниатюрное красно-белое украшение в виде всевозможных цветов, колокольчиков, бусинок, человечков, сердечек.


Согласно одной легенде, в первый день марта вышла на опушку леса красавица Весна, огляделась и увидела как на прогалинке, в зарослях терновника пробивается из-под снега подснежник. Она решила помочь ему и начала расчищать вокруг землю, освобождая его от колючих ветвей. Зима увидела это и рассвирепела. Взмахнула руками, призвала холодный ветер со снегом, чтобы уничтожить первоцвет. Слабый цветок поник под жестоким ветром. Но Весна прикрыла руками росток и укололась терновником. Из её пораненной руки упала капля горячей крови, и цветок ожил. Так Весна победила Зиму. Цвета мэрцишора символизируют её красную кровь на белом снегу.




Мэрцишоры носят на одежде весь месяц, а 31 марта снимают и развешивают на цветущих фруктовых деревьях. Считается, что благодаря этому людям будет сопутствовать успех в течение всего будущего года. По поверью, если загадать желание, вешая мэрцишор на дерево, оно обязательно исполнится.



В некоторых районах Румынии мэрцишоры носят не весь март, а только две первые недели. Считается, что это приносит здоровье и благополучие. В трансильванских сёлах мэрцишоры привязывают к дверям, окнам, рогам домашних животных, так как считается, что они отгоняют злых духов и придают жизненные силы. В жудеце Бихор есть поверье, что надо умыться дождевой водой, собранной 1 марта, чтобы стать красивее и здоровее. В Банате девушки собирают воду или снег с листьев земляники и умываются, чтобы быть любимыми. В Добрудже мэрцишор носят до прилёта аистов, а потом бросают его в небо, чтобы счастье было «большим и крылатым».

Традиции национальных праздников народов мира по обыкновению уходят корнями в глубокое прошлое и складываются на протяжении многих столетий.

В основе одних из них лежат исторические события, других – легенды, передаваемые из уст в уста. В молдавском же национальном празднике Мэрцишор (martisor) история переплетается с несколькими легендами, возникшими в глубокой древности, когда люди олицетворяли силы природы.

Согласно одной из них Мэрцишор символизирует обновление - победу Весны над лютой Зимой. Красавица – Весна в первый день своего царствования вышла на опушку леса, увидела в кустах терновника пробивающийся из-под снега Гиочел (подснежник) и решила освободить его от зимних пут. Но Зима, не желая уступать свои владения, наслала злые морозы с намерением погубить нежный цветок. Когда Весна наклонилась, чтобы согреть его своим теплом и спасти, то укололась о шипы терновника. Капля горячей крови коснулась подснежника, он набрался силы, ожил, и Весна вступила в свои права.

Другая легенда повествует, что Змей украл Солнце, спустившееся на землю в образе прекрасной девушки, после чего наступила тьма, уныние и холод. Смелый юноша освободил Солнце, которое осветило мир и согрело землю, подарив людям радость. Но в сражении со Змием юноша был ранен. На месте, где капли его крови падали на снег, вырастали белые цветы – подснежники, предвестники весны. В благодарность за спасение талисманом его памяти стал красно-белый Мэрцишор.

История по-своему трактует истоки праздника, но подтверждает его древнее происхождение времён Римской империи. Археологи при раскопках обнаружили камешки красного и белого цвета, которые носили на шее ещё 8 тысяч лет назад.

Современные мэрцишоры представляют собой две красно-белые нити, сплетённые воедино, с цветками на концах. Различной формы и размера они изготавливаются искусными мастерицами по всей стране именно к 1 марта и олицетворяют приход весны. Люди дарят друг другу мэрцишоры в знак признательности с пожеланиями исполнения желаний и носят прикреплёнными к одежде на правой стороне груди весь март. В конце месяца по традиции мэрцишор вешают на цветущее дерево, загадав при этом желание, которое по поверью обязательно исполнится.

Национальный праздник Мэрцишор породил ещё одну добрую традицию проводить в стране в первые дни марта музыкальный фестиваль с одноимённым названием, который в наши дни приобрёл статус международного. В Молдову приезжает большое количество гостей из многих государств. С 1 по 10 марта в рамках фестиваля во всех залах и театрах Кишинёва проходят концерты с выступлением артистов различных жаров и музыкальных направлений.

Жители Молдовы гостеприимно принимают всех, кто желает прикоснуться к национальным молдавским традициям и участвовать в празднике «Мэрцишор», внося свой вклад в развитие дружбы между народами мира.

Праздников прихода весны существует достаточно много – в разных культурах и в разных странах. Как правило, праздники прихода весны выпадают на первые числа марта. Например, в Румынии и Молдавии 1 марта отмечается праздник Мэрцишор, означающий традиционную встречу весны. В Болгарии тот же самый праздник носит название Мартеница (или Баба Марта).

Так откуда взялся праздник Мэрцишор и Мартеница?

Считается, что праздник Мэрцишор берет свое начало еще в Римской империи, когда 1 марта праздновалось наступление Нового года. Этот праздник был посвящен богу Марсу, который одновременно символизировал земледелие и войну – то есть гибель и возрождение природы. Согласно раскопкам, в Румынии мэрцишоры мастерились еще 8 тысяч лет назад.

Существует несколько легенд о Мэрцишоре, которые и положили начало этому празднику.

Первая легенда рассказывает о красивом парне Фэт-Фрумосе (в переводе на русский, Добрый Молодец), жившем среди Гетов и Даков в древние времена (территория Карпатов и Трансильвании), который в первый день весны отправился на прогулку в лес. Парень очень любил свой родной край и родную природу, был веселым и добрым. Доскакав до солнечной поляны, он увидел маленький цветок Подснежник, который возвышался над снегом. Парень подошел к цветку и спросил у него, кто он, Подснежник ответил, что он посланец Весны, что зима закончилась и скоро станет тепло и хорошо. А когда Фэт-Фрумос забеспокоился, не замерзнет ли цветок, Подснежник сказал, что не боится холода. Эти слова услышал Вьюга-Мороз, который в этот момент проходил мимо, и разозлился, что маленький цветок его не боится. Чтобы проучить Подснежник, Вьюга-Мороз начал лютовать и наслал такой холод, что Подснежник начал замерзать и умирать.

Фэт-Фрумос, не желая гибели цветка, начал бороться с Вьюгой-Морозом, но ему оказалось это не по силам. И тогда, умирая, Фэт-Фрумос закрыл грудью цветок от холода, и капли крови парня упали на землю рядом с Подснежником. Цветок выжил, согретый дыханием и кровью своего защитника, и смог и дальше расти и возвещать на весь мир о приходе Весны. А Фэт-Фрумос превратился в другой цветок, который был так же прекрасен, как и Подснежник. По другой версии этой же легенды, Фэт-Фрумос встретил на поляне прекрасную Фею, которая ему очень понравилась. Но Вьюга-Мороз решил заморозить ее, а юноша, вступившийся за нее был смертельно ранен. Когда Фэт-Фрумос решил согреть замерзающую Фею своей горячей кровью, он обнял ее, но и Фея, и парень погибли. А на месте их гибели выросли белый подснежник и пион.

Другая легенда про праздник Мэрцишор рассказывает, что в первый мартовский день на полянку, где рос Подснежник, вышла Весна. Увидев прекрасный цветок, она начала расчищать снег вокруг него, чтобы дать ему пробиться. Лютая Зима увидела это, разозлилась – и начала насылать злые ветры и холод на Подснежник. Весна, желая защитить цветок, прикрыла его руками и укололась об иголку терновника. Кровь из пальца Весны упала на Подснежник – и он ожил и согрелся.

Еще одна легенда о празднике Мэрцишор говорит о том, что однажды Солнце превратилось в прекрасную девицу и спустилось на землю. Но злой Змей, не желая прихода тепла, выкрал ее и спрятал в своем замке. Без Солнца в мире стало холодно, птицы престали петь, а люди забыли, что значит веселье. Но один юноша, который был очень смелым, решился победить Змея и вызвал его на поединок. Парню удалось освободить Солнце, но от полученных в бою ран он скончался – и его красная кровь, падающая на снег, заставляла его таять, а на месте проталинок вырастали подснежники – символ весны.

Главным символом этого праздника являются Мэрцишоры – специальные бутоньерки, сочетающие в себе красный и белый цвета и символизирующие чистоту первого весеннего цветка подснежника и красную кровь его защитников.

Мэрцишоры дарят друг другу 1 марта и носят вплоть до 31 марта, после чего их вешают на цветущие фруктовые деревья. Считается, что если дерево, на которое человек повесил свой мэрцишор, хорошо уродит – значит, у этого человека будет удачный год, полный любви и успехов. Кроме того, если, вешая мерцишор на дерево, загадывать желание, оно точно сбудется. Но, повесив мэрцишор на определенное дерево, человек брал на себя обязательство приглядывать и ухаживать за этим деревом в течение года.

Первые мэрцишоры делали из золотой или серебряной монеты, обмотанной красной и белой нитками и подвешенной на шею в качестве кулона. Дети носили мэрцишоры весь март, а девушки – только первые 12 дней марта, после чего вплетали их в волосы и носили, ока не прилетят аисты или не зацветут первые деревья. После этого монету разматывали, привязывали нить к дереву, и за монету покупали особый вид брынзы из овечьего молока – каш.

Сейчас мэрцишоры вяжут из двух ниток и скрепляют друг с другом в виде кружочков или головок подснежника – красной и белой. Скрепив их друг с другом, нити мэрцишора связываются в бант и пришивают мэрцишор на одежду или прикрепляют его с помощью булавки на грудь со стороны сердца.

В отличие от праздника Мэрцишор, легенд о возникновении которого существует несколько, праздник Мартеница основывается лишь на одной легенде.

Давным-давно жил хан Аспарух, который завоевал множество земель, в том числе, и территорию современной Болгарии. У него было 4 брата и 1 сестра Калина. Все браться разъехались в разные земли завоевывать новые территории, а Калина осталась одна на территории современной России.

Аспарух совершал удачные походы, завоевывал земли, но очень скучал о своей сестре, которая находилась далеко от него. Однажды он сидел под деревом и печалился, когда не его плечо села ласточка и спросила, какова причина его печали. Аспарух рассказал ласточке, что он тоскует по своей сестре Калине, которая находится далеко от него, и ему горько от того, что у него нет никого, кто мог бы отнести подарок Калине. Ласточка решила помочь Аспаруху, тем более, что она знала, где живет Калина.

Летела ласточка 3 дня и 3 ночи, прилетела к Калине и рассказала ей о ее брате. Калина была очень рада ласточке и решила отправить Аспаруху подарок от себя. Она сорвала самые восхитительные цветы их тех, что росли у нее в саду, перевязала их бело-красными нитками и попросила ласточку отнести эти цветы своему брату.

Ласточка вновь летела 3 дня и 3 ночи, пока не достигла жилища хана Аспаруха, который в этот момент как раз пировал в честь создания государства Болгарии. Аспарух очень обрадовался и приказал, чтобы все его подчиненные праздновали этот день с цветами, переплетенными красной и белой ленточками. Этот день был днем 1 марта, а цветы с бело-красными нитками были названы мартеницами.

Праздник Мартеница – это праздник прихода весны в Болгарии, сопровождаемый той же символикой, что и праздник Мэрцишор в Румынии. В этот день болгары изготавливают красно-белые амулеты и обмениваются ими. Белый цвет в Мартеницах – цвет мужского начала, силы и долголетия – затем ставший также цветом чистоты, невинности и весенней свежести. Красный же цвет в Мартеницах – это цвет крови, женского начала, плодородия и здоровья.

Мартеницы не только прикрепляют к своей одежде, но и повязывают на шею или упряжь скота, на орудия своего труда, на жилище и т.д. Так как мартеница символизировала здоровье, особенно полезно их было носить беременным женщинам и детям. Существует поверье, что если девушка наденет мартеницу, предварительно оставив ее на ночь на дикой красной розе, красота этой девушки не померкнет в течение всего лета.

Кроме того, для прикрепления мартеницы на себя существовали свои правила. Если девушка была невестой – она прикрепляла мартеницу справа, а если она оставалась старой девой – слева. Холостой парень носил мартеницу, концы ниток на которой не завязаны, а женатый мужчина мог надеть только мартеницу с завязанными и обрезанными до узла нитками.

По разным традициям, мартеницы носят на себе 3, 9, 25 дней или до тех пор, пока не увидят первую весеннюю птицу, змею или цветущее фруктовое дерево. После этого их вешают на дерево, на котором уже есть листва, или прячут под камень. На следующий день по спрятанной под камень мартенице гадают – на удачу в скотоводстве или на замужество.

Кроме того, мартеницы порой выбрасывают в реку или забрасывают на крышу дома. Для детей существует традиция подбрасывать мартеницы вверх, обращаясь к солнцу с просьбой взять у них мартеницу, а им дать здоровье.

Праздник Мэрцишор и Мартеница созданы в честь прихода весны и тепла. Они символизируют плодородие, весеннюю свежесть и здоровье и являются по-настоящему важными праздниками для любого народа! Ведь приход весны был важным этапом для наших предков. Не зря на Руси был аналогичный праздник, который отмечали с размахом и весельем – Масленица!