Творчеству ребенок имеет свои психологические. И расцвел подснежник. Внимание в изобразительной деятельности

Психология детского творчества

Несмотря на огромное значение дошкольного детства для всего последующего развития художественных способностей в онтогенезе, психологические закономерности детского творчества исследованы пока еще недостаточно.

Последнее время во всем мире наиболее популярны международные выставки детского изобразительного творчества, общество проявляет особый интерес и заботу о развитии изобразительных способностей детей. Однако, если в дошкольном возрасте (сензитивный период для развития художественных способностей) очень много детей рисует, то очень мало тех, кто продолжает рисовать, когда сензитивный период завершается. По сравнению с дошкольным детством, к 15-летнему возрасту детей, увлекающихся рисованием, остается в три раза меньше.

С возрастом значительно уменьшается круг людей, способных к артистическому творчеству, которое является продолжением детской игры. В начальной школе у многих детей ухудшаются музыкальные способности.

С литературным творчеством происходит обратное: каждый третий подросток пишет стихи, ведет дневник. Однако у большинства взрослых людей потребность в литературном творчестве, так же как и в музыкальном, изобразительном, утрачивается.

Для того, чтобы понять причины затухания творческих способностей к моменту окончания ребенком школы, необходимо проанализировать основные закономерности развития художественных способностей в онтогенезе.

К детскому творчеству психологи относят: хореография, изобразительное, музыкальное творчество, игра, сочинение сказок и стихов, фантазия.

Раньше всего у ребенка начинают проявляться способности к движениям под музыку. В первые два года жизни основное, на что необходимо обращать внимание педагогам и родителям - это развитие психомоторики. Однако в последние годы наблюдается слишком сильный крен в сторону развития мышления раньше, чем движения. Дети очень мало двигаются, тем более под музыку. А ведь это основа для развития всех видов детского творчества.

Благодаря движениям под музыку у ребенка развиваются слухо-моторные, зрительно-пространственные координации, музыкальный слух, ребенок овладевает общими движениями, учится управлять своим телом. А значит активизируется работа моторной зоны мозга - основы для нормального развития речи. Воздействие музыкального произведения, под звуки которого ребенок двигается, на эмоции танцующего малыша способствует установлению баланса между процессами возбуждения и торможения, а также эмоциональной гибкости, переключаемости с отрицательных эмоций на положительные. С самого раннего детства ребенок учится управлять своими эмоциями благодаря процессу творчества, а не контролирующей функции сознания, которая развивается в достаточной степени только к 8-10 годам, а окончательно - к 18-20 годам.

Однако занятия хореографией дети часто начинают только в 4-5 лет, когда сензитивный период упущен. Занятия превращаются в формальное выполнение достаточно сложных движений, редко отличающихся той гибкостью и пластичностью, которая доступна младенцу.

Следующим видом детского творчества, имеющим огромное значение для развития художественных способностей в онтогенезе, является изобразительное творчество: рисование, лепка, аппликация. К сожалению, практика детских садов показывает, что наибольшее место в изобразительной деятельности детей отдано лепке и аппликации. Тогда как основой для этих более сложных видов детского творчества являются движения под музыку и рисование. Благодаря первым развиваются общие движения малыша, благодаря второму начинается перенос этих, пока еще не совсем координированных движений на лист бумаги, стену, на пол, в зависимости от того, что является для ребенка более удобным для самовыражения.

Многим родителям непонятно, почему ребенок не хочет рисовать на листе бумаги, не пачкая стены, пол, стол. Начинается "битва" с развивающимися художественными способностями за аккуратность. Или ребенок усаживается за парту и занимается менее "опасными" занятиями: лепкой и аппликацией, тогда как рисовать для ребенка важно так же, как и говорить.

На самом деле лепку и аппликацию необходимо вводить не как отдельные виды занятий, а как дополнение к рисованию. На одном и том же листе бумаги можно расположить изображения, выполненные с помощью кистей и красок, пластилина, кусочков материи, картона, природных материалов. Тогда ребенку будет понятен смысл лепки и аппликации как дополнительных изобразительных средств для создания той единой картины, которую он творит в сотрудничестве с взрослым. Но приступать к этому надо постепенно, осторожно, когда ребенок сам захочет использовать эти дополнительные изобразительные средства.

Особое место в развитии творческих способностей детей занимает музыкальное искусство. Однако многие родители и воспитатели игнорируют использование классической музыки (хотя в последнее время продается множество прекрасных записей классической музыки, аранжированной специально для малышей) во время занятий.

Рисование под музыку по степени положительного воздействия на эмоции малыша превышает все остальные виды детской деятельности. Эмоциональное воздействие музыки таково, что вызывает у ребенка множество ассоциаций. Движения руки становятся плавными, и в то же время, уверенными. Ребенок не боится сделать неправильно, так как его сознание подчинено более высокому закону, чем смешные правила, установленные аккуратными взрослыми. Цвет и музыка, ритм и графика увлекают малыша в свой волшебный мир. Ребенок становится сосредоточенным, его внимание концентрируется на зрительно-слуховых координациях, а движения руки подчиняются работе "очарованного" музыкой мозга.

Многие родители задаются вопросом, каким же образом организовать обучение ребенка, чтобы хорошо подготовить его к школе, а затем - к высшему учебному заведению, чтобы ребенок обладал необходимой суммой знаний и в то же время не утратил творческих способностей.

Прежде всего необходимо отказаться от стереотипного мнения, что детство - это только подготовка к будущей взрослой жизни. Термин "дошкольное детство" создает в сознании взрослых образ будущего школьника, а не сегодняшнего малыша. Важно снять этот психологический барьер на пути к пониманию взрослыми сегодняшнего, реального ребенка.

Большинство детей каждый день живет с ощущением, что такими, какими они являются сегодня, они быть не должны. И вместо того, чтобы раскрывать и развивать, с помощью родителей, учителей, свои природные задатки, дети превращаются в пассивных накопителей отфильтрованной и переработанной взрослыми информации об окружающем мире и оценочных суждений о самих себе и результатах своей деятельности.

Нейропсихологами установлено, что фактор произвольной регуляции психической деятельности связан с работой лобных отделов головного мозга, морфогенез и функциогенез которых продолжается до двадцатилетнего возраста. Взрослый человек способен ставить цели действий, планировать последовательность оптимальных путей и способов их достижения и осуществлять контроль за выполнением выбранной программы действий, который требует постоянного сличения цели и промежуточных результатов. Именно эта особенность взрослого подхода к осуществлению поставленной задачи очень часто мешает развитию детской креативности.

По-видимому, существует некий природный замысел развития способностей человека в онтогенезе, согласно которому в последнюю очередь развиваются именно те зоны мозга, которые учителя и родители искусственно пытаются развить в первую очередь. Причем, в том, что касается развития произвольного внимания, взрослые иногда предъявляют к ребенку даже более жесткие требования, чем к самим себе. Малыш испытывает невероятное напряжение и огромные трудности, пытаясь сконцентрировать свое внимание на том, что в данный момент интересно не ему, а важно для обучающего и воспитывающего взрослого.

Свободное, непроизвольное, нерегулируемое и непосредственно-эмоциональное взаимодействие малыша с миром собственных ощущений и представлений, возникающих как бессознательные импульсы на окружающий ребенка мир звуков, цветов, запахов, прикосновений, отражение этих импульсов в рисунке, танце, речи, фантазиях - это фундамент, на котором затем строится система сознательного взаимодействия с окружающим миром и миром собственных переживаний, сотрудничества с другими и с самим собой.

Только дав ребенку возможность при непосредственно-эмоциональном взаимодействии с миром вещей и людей непроизвольно извлечь заложенный природой перцептивный потенциал, отразить этот опыт в различных видах индивидуального или совместного со взрослым творчества, можно перебрасывать мостик к более произвольным и регулируемым со стороны и самим ребенком способам воспитания/самовоспитания и обучения/самообучения. В противном случае, весь этот невостребованный природный арсенал, с которым ребенок появляется на свет, вытесняется глубоко в бессознательное, отгораживается массой барьеров и появляется на свет в сновидениях, фантазиях, неосознаваемых и неконтролируемых вспышках и затуханиях творческих способностей.

Каким же образом ребенок может учиться, то есть, стать учеником, оставаясь художником, танцором, актером, музыкантом, поэтом? Как снять это противоречие: или ученик, или творец?

На этапе дошкольного детства основной деятельностью, обеспечивающей наиболее адекватные условия для развития контролирующей функции интеллекта ребенка, является игра. В образно-ролевых играх, в играх по правилам, в режиссерской игре формируется эта важная для формального обучения способность человеческого мозга.

Двигаясь, рисуя, танцуя, сочиняя и играя, а также постоянно ощущая уважение и интерес взрослых к результатам своей деятельности, малыш не автоматически пересядет с детсадовской парты за школьную, а войдет в новую социальную ситуацию, имея сформированную базу психического развития и доверие к учителю. Он станет слушать учителя и высказывать свое мнение, так как будет психологически готов к сотрудничеству. И если в школе в перерывах между занятиями у ребенка будет возможность подвигаться и порисовать под музыку, то к следующему занятию его рука и мозг будут действительно отдохнувшими.

Прокофьева, [email protected], детский психолог.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«ПСИХОЛОГИЯ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

Последнее время во всем мире наиболее популярны международные выставки детского изобразительного творчества, общество проявляет особый интерес и заботу о развитии изобразительных способностей детей. Однако, если в дошкольном возрасте (сензитивный период для развития художественных способностей) очень много детей рисует, то очень мало тех, кто продолжает рисовать, когда сензитивный период завершается. По сравнению с дошкольным детством, к 15-летнему возрасту детей, увлекающихся рисованием, остается в три раза меньше.

С возрастом значительно уменьшается круг людей, способных к артистическому творчеству, которое является продолжением детской игры. В начальной школе у многих детей ухудшаются музыкальные способности.

Для того, чтобы понять причины затухания творческих способностей к моменту окончания ребенком школы, необходимо проанализировать основные закономерности развития художественных способностей в онтогенезе.

К детскому творчеству психологи относят: хореография, изобразительное, музыкальное творчество, игра, сочинение сказок и стихов, фантазия.

Одним из видов детского творчества, имеющим огромное значение для развития художественных способностей в онтогенезе, является изобразительное творчество: рисование, лепка, аппликация. Основой для этих более сложных видов детского творчества являются движения под музыку и рисование. Благодаря первым развиваются общие движения малыша, благодаря второму начинается перенос этих, пока еще не совсем координированных движений на лист бумаги, стену, на пол, в зависимости от того, что является для ребенка более удобным для самовыражения.

Многим родителям непонятно, почему ребенок не хочет рисовать на листе бумаги, не пачкая стены, пол, стол. Начинается "битва" с развивающимися художественными способностями за аккуратность. Или ребенок усаживается за парту и занимается менее "опасными" занятиями: лепкой и аппликацией, тогда как рисовать для ребенка важно так же, как и говорить.

На самом деле лепку и аппликацию необходимо вводить не как отдельные виды занятий, а как дополнение к рисованию. На одном и том же листе бумаги можно расположить изображения, выполненные с помощью кистей и красок, пластилина, кусочков материи, картона, природных материалов. Тогда ребенку будет понятен смысл лепки и аппликации как дополнительных изобразительных средств для создания той единой картины, которую он творит в сотрудничестве с взрослым. Но приступать к этому надо постепенно, осторожно, когда ребенок сам захочет использовать эти дополнительные изобразительные средства.

Рисование под музыку по степени положительного воздействия на эмоции малыша превышает все остальные виды детской деятельности. Эмоциональное воздействие музыки таково, что вызывает у ребенка множество ассоциаций. Движения руки становятся плавными, и в то же время, уверенными. Ребенок не боится сделать неправильно, так как его сознание подчинено более высокому закону, чем смешные правила, установленные аккуратными взрослыми. Цвет и музыка, ритм и графика увлекают малыша в свой волшебный мир. Ребенок становится сосредоточенным, его внимание концентрируется на зрительно-слуховых координациях, а движения руки подчиняются работе "очарованного" музыкой мозга.

Таким образом, естественная потребность каждого малыша в движении и художественном самовыражении находит свое разрешение в непроизвольном переходе образных представлений, возникающих в результате восприятия музыкального произведения, в движения тела (танец) и руки (рисование) ребенка. В пластическом рисунке танца и живописного произведения малыша отражается то огромное удовольствие (мышечная радость), которое ребенок получает от движения.

Развивающееся воображение ребенка в период младшего детства способствует тому, что ребенок может принять любую роль в игре, выразить (движением, рисунком, словом) свое отношение к другим персонажам, может планировать сюжет сказки-игры, придумывать различные варианты завершения сказки.

Неуважение, проявляемое взрослыми, к детским "каракулям" (истоки графики), цветовым "пятнам" и "розовым слонам" (истоки живописи), "бессмысленному" подпрыгиванию (развитие психомоторики), словотворчеству (истоки литературного творчества), наконец, игре ради игры (истоки актерского мастерства) создает для юного художника массу барьеров на пути к самореализации, и очень немногие дети способны самостоятельно их преодолеть.

Вот небольшой пример детского видения детского же творчества: девочка Ира в возрасте около 3 лет нарисовала типичное для этого возраста «каля-маля» (в виде кругов) и потребовала, что бы мама повесила ее шедевр на стенку. Мама спрасила: « А что здесь нарисовано?» Ира, возмущаясь, сказала: «Ну ты что не видишь, это паровоз!» Мама, имея художественное образование, смогла в этих кругах «каля-маля» увидеть подобие паровоза. Работу пришлось повесить на стену среди всех рисунков Иры. Не прошло и 5 минут, как в комнату вошел сосед по коммунальной квартире, мальчик Владик, 3,5 лет. Стоя в дверях с широко открытыми глазами он завороженно проговорил: «Ирка, какой ты паровоз нарисовала!»

Особое место в ряду творческих способностей детей занимает фантазия. Некоторые психологи отождествляют ее с воображением.

Фантазия - это художественный вымысел, основанный на способности ребенка, взрослого человека свободно комбинировать образы, возникающие в бессознательном. Тогда как воображение - это мыслительный, познавательный процесс.

Когда психический облик художественно одаренного ребенка вступает в противоречие с традиционной формой обучения в саду, в школе, он начинает усиленно фантазировать.

Чем выше неудовлетворенность школьника системой его обучения, тем сильнее правое полушарие стремится взять контроль над левым, тем дальше ребенок уходит от рационализма в сторону свободного, неуправляемого иногда даже им самим творчества.

Таким образом, причина затухания творческих способностей к концу школьного обучения и, наоборот, очень высокая потребность в уходе от действительности видится в нейрофизиологических механизмах, обеспечивающих приспосабливаемость психики ребенка к условиям и формам обучения.

Традиционная форма обучения основана на развитии функций левого полушария мозга (логика, рационализм, эмоциональная заторможенность) в ущерб развитию функций правого полушария (фантазия, творчество, эмоциональная возбудимость).

Дети, легко адаптирующиеся к школьной программе, быстро утрачивают способности к музыке, изобразительному, художественному творчеству. Напротив, дети, входящие в разряд "троечников", часто очень увлечены одной, самой важной для их будущего деятельностью, защищаясь от левополушарного "давления" уходом в себя, мир мечты и фантазии.

Многие родители задаются вопросом, каким же образом организовать обучение ребенка, чтобы хорошо подготовить его к школе, а затем - к высшему учебному заведению, чтобы ребенок обладал необходимой суммой знаний и в то же время не утратил творческих способностей.

Прежде всего необходимо отказаться от стереотипного мнения, что детство - это только подготовка к будущей взрослой жизни. Термин "дошкольное детство" создает в сознании взрослых образ будущего школьника, а не сегодняшнего малыша. Важно снять этот психологический барьер на пути к пониманию взрослыми сегодняшнего, реального ребенка.

Каким же образом ребенок может учиться, то есть, стать учеником, оставаясь художником, танцором, актером, музыкантом, поэтом? Как снять это противоречие: или ученик, или творец?

На этапе дошкольного детства основной деятельностью, обеспечивающей наиболее адекватные условия для развития контролирующей функции

интеллекта ребенка, является игра. В образно-ролевых играх, в играх по правилам, в режиссерской игре формируется эта важная для формального обучения способность человеческого мозга.

Двигаясь, рисуя, танцуя, сочиняя и играя, а также постоянно ощущая уважение и интерес взрослых к результатам своей деятельности, малыш не автоматически пересядет с детсадовской парты за школьную, а войдет в новую социальную ситуацию, имея сформированную базу психического развития и доверие к учителю. Он станет слушать учителя и высказывать свое мнение, так как будет психологически готов к сотрудничеству. И если в школе в перерывах между занятиями у ребенка будет возможность подвигаться и порисовать под музыку, то к следующему занятию его рука и мозг будут действительно отдохнувшими.

На основе работы детского психолога Эллы Прокофьевой__

1. Понятие «творчество». Общая характеристика.

2. Основные этапы развития психологии творчества.

3. Исторические аспекты развития психологии творчества как научной дисциплины.

4. Основные направления исследования творческой деятельности человека. Определение предмета психологии творчества.

5. Творчество как необходимость.

6. Спонтанное проявление творчества. Проявление спонтанной адаптации к среде и творчество в детском возрасте.

7. Формирование потребностей как психологических стимуляторов творчества.

8. Виды деятельности и творчество.

9. Специфика художественно-творческой деятельности.

10. Творчество как процесс. Уровни протекания творческого процесса.

11. Фазы творческого процесса. Пусковая фаза творчества.

12. Фазы творческого процесса. Поисковая и исполнительная фазы творчества.

13. Творчество как продукт

14. Креативность как личностная способность к творчеству.

15. Основные различия между творчеством и креативностью.

16. Творческие способности. Понятие “творческие способности” Единица анализа творчества.

17. Типология творчества.

18. Одарённые дети. Общая характеристика.

19. Пути развития детской одаренности.

20. Диагностика познавательных способностей и детской одарённости.

21. Основные требования в работе с одарёнными детьми в общеобразовательной школе.

22. Формы художественно-творческого познания.

23. Внимание в изобразительной деятельности.

24. Восприятие в художественном творчестве.

25. Особенности восприятия в зависимости от возрастных особенностей и их влияние на изобразительную деятельность детей.

26. Детский рисунок. Стадии развития детского рисунка.

27. Воображение в художественном творчестве.

28. Воображение и творчество в детском возрасте.

29. Навыки, умения и привычки в изобразительной деятельности.

30. Личность художника и её особенности.

1. Понятие “творчество”. Общая характеристика.

Творчество - психический процесс создания новых ценностей. Иногда определяется также как деятельность, результат которой - создание матери­альных и духовных ценностей. Творчество, являясь по своей природе культурно-историческим явлением, имеет и психологический аспект - личностный и процессуальный. Творчество предполагает наличие у субъекта способностей, мотивов, знаний, умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств выявило важную роль в творческом процессе вооб­ражения, интуиции, неосознаваемых компонент умственной активности, а также потребности личности к самоактуализации, в раскрытии и расширении своих, сознательных возможностей. В творчестве особе место занимает творческое воображение. Наряду с воображением творчество включает в себя интенсивную работу мышления, оно пронизано эмоциональностью и волей. Но оно не сводится к одному воображению, одному мышлению или одному чувству. Английский ученый Г. Уоллес изучая самоотчеты деятелей искусства, науки, где особая роль отводилась им озарению, вдохновению и сходным состояниям выделил четыре стадии процессов творчества: подготовку, созревания, озарение и проверку. Центральным, специфическим творческим моментом считалось им - озарение - интуитивное схватывание искомого результата. Экспериментальные исследования показали, что интуитивное решение возникает не само по себе, а в предметной деятельности, доступной анализу. Станиславский же, выделяя специфику психической регуляции процесса “творчества”, выдвинул представление о сверх­сознании, как высшей концентрации духовных сил личности при порождении творческого продукта. С развитием кибернетики предпринимаются попытки моделировать процессы творчества на компью­тере (эвристическое программирование) Передача техническим устройствам доступных формализации умственный операций, резко повысила интерес к тем процессам творчества, которые невозможно формализовать. Отсюда, в настоящее время усилено внимание к разработке методов диагностики творческих способностей и стимуляции творчества. Надо иметь ввиду, что творчество обусловлено той сферой культуры (производство, техника, искусство) где оно проявляется. Поэтому для каждого вида деятельности имеются свои своеобразные особенности. Проникнуть в тайны творчества, как и в сущность любого скрытого явления, можно на основании знания общих, инвариантных законов его возникновения, протекания и проявления в продуктах творчества. Подобные взгляды наиболее чётко изложил Д. Дейс в своей модели творчества. На первом месте он поставил знание общих законов, на втором понимание того, что, какие качества необходимо развивать или коррегировать у себя на основании этих законов, на третьем – тренировка этих способностей в разных видах деятельности.

2. Основные этапы развития психологии творчества.

Психология творчества - это область знания, изучающая созидание человеком нового, оригиналь­ного в различных сферах деятельности: в науке, технике, литературе, музыке, изобразительном и сценическом искусстве. Особый раздел психологии творчества образует изучение творческой деятель­ности детей. Творчество далеко не новый предмет исследования. Оно привлекало внимание мыслителей на всех стадиях развития мировой культуры. На ранних этапах изучения творчества общество еще не имело пот­ребности в овладении механизмом творчества. Исследователи ограничивались описанием этого процесса, усматривая в нем в большинстве случаев свободу проявления человеческого духа, не связанную объективными законами и не поддающиеся каким-либо воздействиям. Психология творчества как специальная наука начала складываться на рубеже Х1Х - XX вв. Она вырастала из “теории творчества”, существенно отличаясь от своей предшественницы. Вопросы теории и "психологии" творчества во многих работах начала XX столетия рассматривались совместно. Такое рассмотрение формально объединялось общим названием - "теория и психология твор­чества". На этом этапе развития психология творчества не была сферой знания систематически рассматривающей определённую сторону твор­чества с точки зрения изучения специфических закономерностей (психологических особенностей).

Психологи описывали обстоятельства создания великих творений во всей их полнокровности и целостности. Источниками исходных данных были биографии, автобиографии, мемуары и др. литературные произведения, содержащие самопризнание выда­ющихся людей - художников, ученых, изобретателей. Результаты исследований касались природы творчества - фаз творческого процесса. Выделялись фазы: - сознательного труда, бессознательной работы, вдохновения и др. - спобности к творчеству; - качества творческой личности (выделялись признаки гениальности, выражающиеся в особенностях перцепции) необыкновенная напряженность внимания, огромная впечатлительность, восприимчивость; - особенности интеллекта (интуиция, могучая фантазия; выдумка, дар предвидения, обширность знаний и др.); - особенности характера (уклонение от шаблона, оригинальность, инициативность, упорство, высокая самоорганизация, колоссальная работоспособ­ность); - особенности мотивации и ценностных ориентаций (непреодолимое стремление к творческой деятельности, удовлетворение от самого процесса творчества.

Однако в психологии творчества как научной дисциплине еще не было средств проникновения в сущность описываемых явлений: психологические методы получения исходных данных ограничивались самонаблюдением. Центральным звеном творчества признавалась бессознательная работа, но ее природа считалась мировой загадкой. Новый толчок развитию психологии творчества дала развивающаяся экспериментальная психология (В.Вундт). Активные методы исследования стали проникать в изучение проблем творчества (тесты, анкетирование). Типичным стало изучение отдельных сторон, моментов творческой деятельности. Выявлялись эмпирические закономерности с помощью которых удавалась решать некоторые практические задачи. Явления творчества психология начала исследовать с различных сторон. Появилась эмпирическая многоаспектность. Психология творчества стала превращаться в конгломерат знаний, который включал в себя философские, социологические, психологические, педагогические, технические в прочие идеи. Можно сказать, что на данном этапе (30-е) годы это была наука эмпирического типа психологического знания. В середине XX в. в связи с научно-технической революцией возникла резко выраженная потребность в систематическом, сознательном, преднамерен­ном управлении творческой деятельностью, прежде, всего в науке и технике. Возникла необходи­мость мотивировать творческую деятельность, cтимулировать успех творческого акта, отбирать кадры, использовать возможность автоматизации умственного труда, формировать творческие коллективы. Однако старый тип эмпирического знания в пределах которого рассматривался способ “глобального воздействия на предмет исследования без четкой внутренней структуры” не мог удовлет­ворить новую потребность. Общественная значимость психологии творчества породила изменения в ее статусе, престижности, вызвала к ней повышенный интерес. Особенно бурно психология творчества начала развиваться в 60-е годы ХХ в. В этот период создается ряд структурных научных подразделений специально занимающиеся этой проблемой. Так, при научном Совете по истории мировой культуры АН СССР создается комплексная комиссия по изучению художественного творчества. В институте естествознания и техники АН СССР организовывается сектор психологии научно-технического творчества. В институте психологии АПН СССР - лаборатория эвристики. В конце 60-х годов был проведен первый Всесоюзный симпозиум по психологии научного и технического творчества на заседании которого участвовали представители различных областей знания: истории науки и техники, философии, социологии, логики, психологии, физико-матеметических наук, биологии, педагогики, кибернетики и др. Проводились и др. менее значимые симпозиумы и научные встречи. В это же время выходит наибольшее число крупных комплексных монографий.

При разработке проблем творчества в 60-е годы были сформулированы основные черты комплексного подхода, требующего консолидации многих наук. То есть психология творчества из науки сосредоточившей в себе всю проблематику творческой деятельности превратилась в одну из наук, изучающих творчество как комплексную проблему.

3. Исторические аспекты развития психологии творчества как научной дисциплины.

Анализ развития вопросов научного творчества в отечественной психологии показывает, что тенденция этого развития выражается в постепенном движении от эмпирического описания к выработке представлений об исследованиях творчествакак комплексной проблеме в движении по линии дифференциации, выявления различных по своей природе закономерно­стей, детерминирующих творчество. В контексте общего подхода к исследованию психологии творчества интересует также вопрос о центральном звене проблемы творчества – ее фокуса вокруг которого группируются все прочие звенья, благоприятствующие функционированию центра. Представление о центральном звене в психологии творчества шло по противоречивому пути: в раннем периоде такое звено тесно связывалось с интуицией, с бессознательной работой. Позднее его содержание было изменено и отнесено к сфере сознания: однако в последнее время намечается движение в обратном направлении - к признанию известной роли в кульминационном пункте творческого процесса неосознаваемых явлений.

Пионерами зарождающейся в России психологии творчества были не психологи. Она начала скла­дываться и развиваться в трудах ученых, зани­мающихся теорией словесности, историей литературы и искусства. Предпосылкой к развитию этого направления послужили философско-лингвистические работы А.А. Потебни, изучавшего вопросы развития грамматического строя языка. Специальную направленность на изучение общих проблем психологии, творчества и наиболее резко среди его последователей выразили Овсяннико-Куликовский и его ученик Лезин - составитель и редактор сборников «Вопросы теории и психологии творчества» (1907-1923) гг. В этих работах был намечен своего рода классический эталон психологии творчества, выделены узловые проблемы, ставшие затем традиционными.

Наиболее рельефными в них заняли проблемы: природа творчества и критерии творческой деятельности, методы исследования, процессы творчества, творческие способности и качества личности. Сущность творчества связывалась с законами управляющими вселенной и представляющими собой проявления ритма. Последователи Потебни, исходя из его определения искусства как сгущения мысли, поставили в первое десятилетие XX в. на передний план модный в то время принцип, называемой законом экономии сил в мышлении. Творчество трактовалось сообразно этому принципу – как особый вид экономии мысли. Центральное звено механизма творческой деятельности связывалось с интуицией, бессознательной работой. Основным средством экономизирования считался язык, спресовывающий мысли, благодаря бессознательной работе.

В процессе мышления в сознании держится только значение слова: артикуляция, и, что особенно важно грамматическая форма слова не осознаются, а осуществляется автоматически. Это последнее обстоятельство, по их мнению, и является важнейшим условием для освобождения умственной силы в них накопленной.

Потебнисты были весьма единодушны в понимании методов исследования. Они полагали, что судить о процессе творчества, о качествах личности можно лишь на основе самонаблюдения. Процесс творчества расчленялся на стадии труда, бессознательной работы и вдохновения.

Труд необходим для наполнения сферы сознания содержанием, которое должно затем перерабатываться бессознательной сферой. Он также необходим для стимуляции бессознательной работы и вдохновения. Вдохновение представляет собой не что иное как “перекладывание” из бессознательной сферы в сознание уже готового вывода. Важнейшая способность творца (художника или ученого) – гениальность. Она выражается необыкновенной концентрацией, напряжённостью внимания и огромной восприимчивостью, впечатлительностью, умением видеть вещи в их сущности, даром интуиции, предчувствования, предугадывания. Специфические качества творческой личности связывались с резко выраженной фантазией, выдумкой, уклонением в сторону от шаблона, оригинальностью, субъективностью, обширностью знаний и т.д.

2. Своеобразная позиция понимания твор­чества представлена в трудах В.М. Бехтерева, в его взгляде на творчество с рефлексологической точки зрения. Творческую ситуацию - проблему - Бехтерев трактовал как раздражитель. Собственно творчество есть не что иное, как реакция на такой раздражитель. В своем продуктивном выражении оно выступает как результат окончательного разрешения этой реакции. Однако ряд существенных недостатков, свойственных всей рефлексологии, привел к тому, что идеи В.М. Бехтерева не получили должного развития.

В этот период предпринимались и др. попытки приложения к про6лемам психологии творчества, в частности, физиологических закономерностей. Особую настойчивость проявил представитель Павловской школы В.В. Савич. Творчество определялось им как образование новых условных рефлексов с помощью ранее приобретенных связей.

Поиски естественно научных путей изучения творчества нашли отражение в книге С. О Груяенберга, подчеркнувшего необходимость разработки объективных методов исследования, которых все еще психология творчества не имела.

20-е годы, особенно их первая половина, выделяются относительным изобилием исследований, связанных с проблемами научного творчества. (М.А. Блоха. Левинсон - Лессинг – о роли фантазии в научном творчестве и мн. др.). Характерная особенность названного периода и исследований творчества - отчётливая выраженность фокуса проблемы - ее центрального звена. Считалось, что фокусом творчества, ее центральным звеном является понятие интуиции, теснейшим образом связанное с понятием бессознательной работы.

В начале 30-х годов представление о центральном звене проблемы стало меняться. Понятие "интуиция”, “бессознательное” попали под огонь критики. Эти понятия - в то врёмя были выведены за грани отечественной психологической науки. Центр тяжести психологических проблем творчества перемистился на вопрос о том, в какой мере творчество есть сознательный труд (С.Л. Рубинштейн”. Кривая публикаций по психологии творчества резко упала и подъём начался только с середины 50-х годов. Существенной вехой на этом пути стал доклад А.Н. Леонтьева “Опыт экспериментального исследования мышления” В центре внимания вновь оказался недавно утерянный вопрос о том специфическом звене мыслительной деятельности, которое придаёт её отчётливо выраженный творческий характер – момент нахождения принципа, идеи решения, хотя само понятие “интуиция” пока не называлось. Вскоре понятия «интуиция», "неосознаваемое», вновь появилось в изданиях.

Важный вклад в дифференциацию подхода к проблемам психологии творчества, в частности, научного, внес Б.М. Кедров. В центр проблемы им было включено научное открытие. Анализ работ по психологии творчества названного периода говорит о том, что психология творчества не собирательное название, под которым объединяются все материалы изучения процесса творчества, а есть область знания, исследующая одну из его сторон, движение которой подчинено психологическим закономерностям.

4. Основные направления исследования творческой деятельности человека. Определение предмета психологии творчества.

Какие же существуют направления в науке, изучающие творческую деятельность человека? Если занять психологоцентрическую позицию, то с долей условности можно построить следующую схему. От психологии творчества отпочковалась социальная психология творчества, а через нее образовались связи с широким спектром общественных наук (философия, социология и др.).

Другим направлением можно назвать психофизи­ологию творчества. Через нее реализуются связи с биологическими дисциплинами. То есть вокруг психологии творчества и групп смежных с ней психологических наук сложилось множество прикладных дисциплин, связывающих пси­хологию творчества с педагогическими, литературоведческими, искусствоведческими, науковедческими, техническими, медицинскими, спортивными, управленческими и другими науками, а через них - с практикой.

Как видим, проблемами творчества занимается очень много наук. Что же тогда является пред­метом изучения такой дисциплины как психология художественного творчества?

На этот вопрос можно ответить сл. образом: предметом психологии творчества является психологический уровень организации творческой деятельно­сти человека, психологический уровень действительности, приводящий к созданию нового, оригинального. Непосредственная задача психологии при реализации принципа комплексного исследования творчества состоит в построении и анализе дискретных (точечных, прерывистых) моделей творчества, взятого на психологическом уровне его организации и выяснение факторов, влияющих на развитие творческой личности.

1. Важнейшим вопросом психологии творчества является понимание центрального звена механизма творческой деятельности, представляющего собой единство интеллектуального и логического, т.е. единство ряда проблем возрастной, общей и дифференциальной психологии.

2. К специфической проблематике психологии творчества относится изучения роли в творческом процессе:

Воображения, мышления, интуиции, вдохно­вения, надситуативной активности;

Индивидуально-психологические особенности;

Проявляющиеся в процессе творчества способно­сти, талант, гениальность;

Влияния, оказывающие на личность в связи с вхождение в творческий коллектив.

Факторы, способствующие стимулированию творческой активности (групповые дискуссии, мозговая атака и др.)

Влияние некоторых психофармокологических средств и некоторые другие.

Исходя из задач предмета психологии творчества, в ее структуру входят:

1. Предмет психологии творчества.

2. Методы исследования творческого процесса и творческой личности.

3. Психологические особенности творческого процесса.

4. Способности к творчеству.

5. Качества творческой личности.

5. Творчество как необходимость

Жизнь является достаточно хрупким образовани­ем по отношению к другим формам существования матери. Среда имеет первостепенное значение для жизни. Она может существовать только в определен­ных планетарных условиях, в определенных формах взаимодействий с внешней средой и внутри биомассы, которые можно назвать «законами жизни». Эти взаи­модействия и законы лежат в основе формирования фундамента человеческой психики.

Законы жизни являются главными побудителями эволюционного процесса, новообразований и совер­шенствования биоорганизмов. Главными итогами эво­люции человека является уникальная способность адаптироваться к среде обитания, актуализировать при необходимости резервные способности мозга к сози­дательной деятельности. Способность к адаптации и творчеству - главные качества, которые руководят жизнедеятельностью человека, хотя и не осознаются им, уходя в глубины бессознательного.

Первым законом жизни является ее постоянная зависимость от окружающей среды . Такая зависимость от среды порождала и порож­дает необходимость смены форм и способов адаптации к изменяющимся условиям, прежде всего, на морфоло­гическом, телесном уровне. Наряду с морфологическим изменением средств и механизмов адаптации к постоянно меняющейся сре­де, у высших животных и человека появилось инстин­ктивное стремление избавиться от такой зависимости и всех видов несвободы. И.П.Павлов, открывший это стремление, назвал его «рефлексом свободы» и дока­зал, что он относится к разряду безусловных, т. е. врож­денных реакций. Этот рефлекс лежит в основе одной из коренных, фундаментальных потребностей человека в творчестве, в поиске средств, которые гарантировали бы его неза­висимость от среды при всех меняющихся обстоятель­ствах. Эта потребность лежит в основе развития циви­лизации и всех видов искусственных сооружений и изобретений.

Все виды творчества, необходимые для получения такой независимости, начинаются с познания и открытия «скрытых» закономерностей внешнего мира, причинно-следственных связей, недоступных для непосредственного чувственного опыта. Не составляет исключение и изобразительная де­ятельность, которая базируется на чувственном опыте отражения реальности. Как показывает практика, творче­ство наиболее успешно проходит у лиц с высокой позна­вательной активностью и владеющих инструментами познания. Создание произведений изобразительного искусства является своеобразной демонстрацией такой независимости, способности че­ловека создавать новую реальность, соревнующуюся с природой.

Вторым законом жизни является воспроизводи­мость. Поскольку возникшая жизнь стремится к своему вос­произведению и сохранению как вида и формы суще­ствования материи размножение и воспроизведение себе подобных живых организмов отработано в твор­честве природы достаточно четко: из зерна пшеницы не вырастет овес, а из икринок рыбы не родятся котя­та. В каждом оплодотворенном семени заложена про­грамма развития и воспроизведения конкретной фор­мы жизни.

Биологическая форма сохранения жизни не огра­ничивается самосохранением или воспроизведением себе подобных. Не менее мощным является инстинкт сохранения жизни в целом как формы существования материи. Для сохранения жизни других человек идет на смерть, на подвиг, на творчество. Все виды творчества направлены «на других», на благо человечества, на сохранение его физической и духовной жизни. Наука делает открытия, которые дают начало для последующих. Образование и просвещение передают новому поколению накопленные человечеством знания, найденные способы формирования навыков в искус­стве - духовный опыт своей эпохи, народные тради­ции в разных видах искусства передаются из поколе­ния в поколение.

Одной из наиболее существенных потребностей человека – это потребность быть нужным для других, оставить свой след в жизни. В наиболее распространенном варианте человек связывает смысл своей жизни с рождением детей, внуков, своей необ­ходимостью близким. Однако когда тот же человек включается в дело, необходимое для сохранения жиз­ни многих людей, то в нем пробуждается как бы допол­нительная энергия. «Сеять разумное, доброе, вечное» стремится каж­дый настоящий художник. Отсюда самой большой тра­гедией для него является невостребованность его про­изведений. Утешает его в таком случае только мысль о том, что его поймут в будущем. Борьба за зрителя, читателя, слушателя стимулирует творческий поиск.

Третий закон жизни - необходимость в объедине­нии. Чтобы сохранить и продолжить жизнь, сделать ее независимой от среды, необходимо объединение уси­лий и распределение функций. В целом живая жизнь является единым биологическим организмом, в кото­ром каждый из видов жизни выполняет свою роль и находится во взаимосвязи с другими. У человека по­требность в индивидуальной свободе сочетается с по­требностью в присоединении, в нахождении своего места во всеобщем. Согласно мнению подавляющего большинства ученых, обе эти потребно­сти: в свободе и присоединении - наиболее оптималь­но сочетаются в творчестве, когда человек свободно выражает себя, преследуя социально-значимые цели, создавая для других нечто нужное и полезное.

Четвертый закон жизни - необходимость в изме­нении, совершенствовании, усложнении и обновлении форм адаптации к среде. Эта необходимость обусловле­на тем, вся внешняя среда находится в постоянном процессе микро и макро изменений. Мировые катаст­рофы - изменения климата, наводнения, землетрясения и др. «творчества» природы - сделали необходимой го­товность живых организмов к изменению и совершен­ствованию, а на человеческом уровне - потребность в совершенстве и самосовершенствовании.

В эволюционном процессе, на основании данного закона жизни, у человека сложилась потребность в изменении и совершенствовании внешнего мира, сре­ды обитания, а также технических средств, помогающих выживанию и адаптации к среде. Человек испытывает потребность в созерцании природных красот, создании новых, искусственных форм прекрасного в архитекту­ре, дизайне, живописи, предметах быта, одежде и по­стоянном их обновлении.

Все перечисленные условия или законы, лежащие в основе существования, протекания, сохранения и воспроизведения жизни, являются фундаментом спон­танного развития психических образований, необходи­мых для адаптации к среде в период созревания детей, а также для формирования потребностей, являющихся движущей силой индивидуального функционирования в обществе. Законы жизни через адаптацию к среде, преломляясь через конкретную индивидуальность, лежат в основе всех психических образований.

6. Спонтанное проявление творчества. Проявление спонтанной адаптации к среде и творчество в детском возрасте.

Спонтанное, не детерминированное осознанной целью, творчество проявляется: а) в адаптации к среде и подстройкой под ее условия и требо­вания; б) в детском творчестве; в) в деятельности мозга на уровне бессознательного и подсоз­нания. Заложенная в генетическом коде программа со­зревания и развития в раннем детстве является пре­красным образцом творчества самой природы. В са­моразвитии ребенка и в спонтанных проявлениях его творчества ученые пытаются проследить все этапы формирования и проявления его в раннем онтогене­зе, поскольку «детство чуть ли не единственное время в человеческой жизни, где творчество является уни­версальным и естественным способом существования человека. После рождения идет активное «создание» чело­века, в котором на равных участвуют общевидовые природные задатки, влияние социальной среды и ин­дивидуальные особенности в строении нервной и эн­докринной системы.

На первом этапе ведущими явля­ются взаимодействия общечеловеческих свойств и среды обитания. Прежде всего, происходит «настройка» анализато­ров, необходимая для адаптации к конкретным усло­виям обитания, Мозг выполняет свою главную функцию - подстройку под условия, в которые попадает живой организм. Феноменальная способность к такой перестройке и подстройке продемонстрировалась на более чем 30 случаях, когда воспитанные в среде диких животных, дети приобретали не только все их повадки, но и фи­зические качества и свойства анализаторов. Например, у найденных Синхом в стае волков девочек (Амалы и Камалы) в темноте светились глаза, а, следовательно, и слух, и обоняние, и вкус были у них аналогичны вол­чьим, а не человеческим.

Не меньшую роль играет культурная среда, в ок­ружении которой происходит формирование психичес­ких и интеллектуальных качеств ребенка. Известен факт (а в психологии каждый факт отражает некото­рую закономерность), когда французский этнограф Виллар во время одной из экспедиций повстречал ди­кое племя, сидящее у костра. При виде белых одетых людей, с которыми они никогда не встречались, або­ригены в страхе разбежались. У костра осталась ме­сячная девочка, которую пришлось взять с собой, по­скольку отыскать племя не удалось. Воспитанная во Франции, она получила образование, ученую степень и стала помощником Виллара в научной работе. Этот факт свидетельствует об огромных потенциальных возможностях не только адаптации, но и развития для человеческого мозга.

В обычных условиях ребенок инстинктивно стре­мится к познанию окружающего его предметного мира, а на первых этапах в самостоятельное познание ребе­нок включает все анализаторы: он тянет все попавшие в руку предметы в рот, ощупывает, трясет, бросает, чтобы услышать их звучание. Открывая мир «для себя», ребенок открывает и «себя», свои возмож­ности и способности,

Не менее важным показателем естественного твор­чества является изнутри идущая потребность у ребенка в самостоятельном выполнении какой-либо деятельно­сти и действий, свободном владении ими. Она проявля­ется в том, что ребенок стремится делать все «сам»: одеваться, складывать и конструировать что-то из пес­ка, кубиков, рисовать. Спонтанное стремление ребенка к самопознанию, познанию и освоению окружающего мира, к самосто­ятельной, творческой деятельности является доказа­тельством того, что творческий процесс входит в жизнь ребенка помимо его сознания. Кроме потребности в творчестве, у детей проявля­ются специфические способности к нему, которые не могут быть измерены мерками творчества взрослых. Учёные считают, что «творческое развитие представляет со­бой всеобщую и ведущую форму детского развития». Поэтому главным является пробуждение такой потребности. Для этого надо знать их виды и принци­пы формирования.

7. Формирование потребностей как психологических стимуляторов творчества.

Ведущим психическим образованием для творче­ства и креативности являются потребности. Именно такие потребности, как нужда в пище, в сохранении жизни, в психической активности, в реализации свое­го «Я», стремление к красоте, обновлению и совершенству, являются главными побудителями к созидательной деятельности. Поэтому именно с фор­мирования потребностей, желания творить, создавать нечто новое, необходимое людям, должно начинаться развитие творческих способностей.

Потребности связаны с возрастными способ­ностями к освоению определенного вида деятельнос­ти. Исследования показали, что в биографиях выдающихся творцов в разных областях общим было одно - приобщение к радости самостоятельного твор­чества в подростковом возрасте. В числе основных потребностей в жизни человека выступают биологические, социальные, духовные потребности, хотя каждые из них имеют свою специфику.

Биологические потребности связаны с общими законами жизни: стремлением к сохранению и вос­произведению конкретной формы жизни. Поэтому к числу биологических потребностей, помимо потребно­сти в пище, размножении, предметах, необходимых для сохранения жизни, относятся потребности в эко­номии энергии, а также потребности в приумноже­нии и освоении пространства как источника жизнен­ных ресурсов.

Помимо формирования естественных потребнос­тей существуют так называемые «квазипотребности», т. е. потребности которые не имеют внутренних естественных биологических регуляторов. Поэтому потребности в алкоголе, нарко­тиках, курении разрастаются как раковая опухоль, отравляя и убивая организм. К числу таких же разрастающихся до бессмысли­цы потребностей ученые относят увлечение вещами, деньгами, компьютерными играми и т. п., которые, превращаясь в главную цель жизни, принимают пато­логический характер.

Важнейшей потребностью человека является потребность в деятельности, являющейся главным условием для развития интел­лектуальных и психических образований. Потребность в деятельности не имеет ограничителей и регулируется только усталостью. Исключение, по мнению ученых, составляют такие формы деятельности, как, например, общественно-по­литическая и творческая. Однако в том случае, когда в основе общественной и творческой деятельности лежат только эгоистические цели, направленные на самоутверждение и дости­жение определенных конкретных результатов, не свя­занных с содержанием самой деятельности (получить власть, диплом, звание, награды) человек может стол­кнуться с энергетическим кризисом, получившим на­звание «феномен Мартина Идена». Дос­тигая цели, человек перестает ее тратить, и энергия превращается в яд, отравляющий организм.

Помимо адаптации к природной среде, необходи­мость в объединении порождает социальные потреб­ности. Это по­требность в присоединении и эмоциональном контакте с другими людьми, нахождении своей роли и индиви­дуального смысла своего существования в социуме, а также своего статуса, который определяется количе­ством влияний, оказываемых на других.

Потребность в эмоциональном контакте с другими людьми является главным звеном в объединении их, необходимом для выживания. Эта потребность выпол­няет несколько функций. Прежде всего, информаци­онную. На основе этой функции базируется потребность в искусстве и литературе, поскольку в этих сферах все построено на эмоциональ­ной основе.

Кроме того, эмоциональный контакт служит хоро­шей основой ориентации в правильности поведения и деятельности через одобрение или неодобрения их социумом. Это помогает человеку находить свое место, определять смысл своей жизни. Многие видят смысл жизни в ее обычном цикле: родиться, расплодиться, вырастить потомство и уме­реть. Человек, одаренный природными задатками к какой-либо профессиональной деятельности, испытывая по­требность в ней, находит в ней индивидуальный смысл только в том случае, если чувствует способность к ней. Для того, чтобы в конкретной деятельности пробуди­лось творческое начало, необходимо знать общее функ­циональное ее назначение. Потребность в выполнении тех или иных социальных функций зависит от индивидуальных осо­бенностей в эмоциональной и энергетической сфере.

Совсем по-другому складывается статус творческих гениев. Высоко творческие люди становятся «властите­лями дум» только через продукты своего творчества. Они достигают своего бессмертия через художественные открытия, изобретения, идеи, создание произведений искусства, неожиданно и точно отражающих всеобщее через конкретное, завоевывая пространство и время своих влияний на людей

Ψ Психология и жизнь Ψ

Психология детского художественного творчества

Нация, которая научит своих детей рисовать в той же мере , как и читать, считать и писать, превзойдет все другие в области наук, искусств и ремесел.

Д. Дидро

Л. С. Выготский выделял два типа деятельности у человека:

репродуктивную, при которой человек в той или иной мере повторяет созданные или выработанные ранее приемы;

творческую, при которой человек создает то, что еще никогда не видел.

Творческая деятельность начинается с мечты, поскольку новое сначала надо вообразить, обозначить, назвать. Именно поэтому творчество делает человека существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее

Может ли детский рисунок стать произведением искусства?

Каждый рисунок ребенка - это проявление его творчества, но разные дети неодинаковым образом одарены способностью к нему. Скорее всего, лишь отдельные рисунки, впрочем, как и только некоторые картины, нарисованные взрослыми, относятся к произведениям искусства. Именно поэтому детское рисование можно разделить на изобразительную деятельность как результат процесса рисования (оно присуще всем детям) и на особое искусство как плод художественной деятельности ребенка (свойственное отдельным одаренным детям). Это искусство составляет часть мирового художественного наследия.

Разница между детским и взрослым творчеством сопоставима с различием между письменной литературой и устным народным творчеством. Письменную литературу могут создавать лишь те, кто обучался письменному языку, а часто и правилам написания текстов, те, у кого есть особое чувство языка и большой опыт наблюдений за событиями, происходящими в мире и между людьми. Народная поэзия льется непосредственно из сердца, она не знает правил, но подчиняется некоторым закономерностям, свойственным ритму данного народа и способу его жизни. Она опирается на память передающих ее людей, а потому постоянно изменяется в соответствии с настроением и задачами нового рассказчика. Весьма редко в истории встречаются невероятно одаренные дети, рано начинающие создавать шедевры, которые становятся еще одним бриллиантом в сокровищнице мировой культуры.

Рисование развивается по мере взросления ребенка. Дети обладают неодинаковыми задатками, поэтому в их рисунках существует значительное различие и в технике, и в зрелости, и в художественности. Оно часто определяется не столько способностями ребенка, сколько тем, как взрослые обучают его. Творческая одаренность проявляется к концу дошкольного возраста, когда дети разделяются на две группы. Одаренные дети начинают рисовать по общему впечатлению, стремясь отразить видимые обстоятельства рисунка, приближаясь к образу. Другие все более и более используют штампы, принятые в обществе для изображения тех или иных объектов, напротив, все более и более отдаляясь от реальности. Ведущей причиной такого изменения в рисунке второй группы детей является развитие речи.

В возрасте 10-11 лет дети перестают рисовать. Они уже освоили более эффективную знаковую систему - письмо, которая позволяет быстрее приобрести знания, даже не предпринимая для этого специальных усилий.

Художественным творчеством продолжают заниматься очень немногие - в основном те, кто рано ощутил внутреннюю потребность посвятить этому жизнь, или те, за кого такое решение приняли родители . Большая же часть детей оказываются вне художественного творчества.

Материал подготовлен педагогом-психологом МБУДО ГЦПОО Щербининой Е.С.

Психологические аспекты творческого процесса глубоко проработаны Л. С. Выготским . Он полагал, что основы этого процесса лежат в бессознательном и вербализация его результатов – рационализация – может меняться в разных обстоятельствах. «Все знание, которое мы получаем об окружающей действительности, доходит до нас через органы чувств, однако по тем образам, которые возникают у нас благодаря зрению, слуху или осязанию, отнюдь не просто узнать, какова природа и функции объектов внешнего мира. Вид дерева сбивает с толку, то же касается велосипеда и движущейся толпы людей. Сенсорное восприятие, следовательно, не может ограничиться фиксацией образов, попавших на органы чувств; оно должно искать структуру. В сущности, восприятие и есть не что иное, как обнаружение структуры. Последняя говорит нам, из каких элементов состоит объект и как они связаны друг с другом. Именно в результате открытия структуры на свет появляется картина или скульптура. Произведение искусства – это очищенная, увеличенная и выразительная копия объекта, порожденная восприятием художника» . С его точки зрения, сам процесс восприятия мира и произведений искусства – также творческий процесс по воссозданию мира вне нас.
Эта точка зрения близка к позиции Р. Арнхейма , подчеркивающего символичность восприятия. Он полагал, что все структурные свойства явлений внешнего мира суть обобщения человека. Отдельный объект восприятия символически замещает целую категорию реальных объектов. «Таким образом, когда поэты, художники или пациенты врачей, лечащих искусством, воспринимают и рисуют дерево, изо всех сил тянущееся к солнцу, или вулкан в виде страшного агрессора, они опираются на способность человека в каждом частном случае увидеть общее во всем его разнообразии» .
Возможно, поэтому талант часто проявляет себя во многих областях. Практически каждый пятый выдающийся писатель, поэт обращался к живописи, рисованию, скульптуре: Пушкин, Лермонтов, Гейне, Гёте, Гюго, Достоевский, Есенин, Маяковский, Мопассан, Мюссе, Одоевский, По, Тагор, Твен, А. Толстой, Л. Толстой, Тургенев, Уайльд, Шевченко, Шоу, Эренбург. Художник Чюрленис был прекрасным композитором. И венцом этого списка является Леонардо да Винчи – художник, музыкант, изобретатель, объединивший в себе все виды творчества.
Однако встает вопрос, как и почему начинается творческий процесс, что порождает его?

1.7. Факторы, влияющие на интенсивность творчества

Большинство исследователей соглашаются с тем, что для начала творческого процесса необходима проблема, то есть цель и отсутствие известного способа ее достижения . Таким образом, стремление к чему-то и отсутствие возможностей это достичь побуждает человека самостоятельно искать путь решения проблемы. Человек, полностью довольный всем, не имеет желания творить. Исключение составляют маленькие дети, в которых природой заложены «прыгатели» и «двигатели» и для которых жить означает творить.
Однако наличие только потребности не является достаточным условием творчества. Сколько людей мечтают о чем-то, строят воздушные замки, которые так и остаются лишь в их головах! Для творчества необходимо воплотить мечту в жизнь, что требует и навыка, и трудолюбия, и упорства.
Всякое творчество зиждется на опыте. Кажется невероятным, но все созданное человеком многообразие тем не менее строится на формах, воспринятых из реального мира и в дальнейшем видоизмененных. Даже образ бога в разных религиях формируется по подобию человека или животного или как сочетание частей того и другого.
Миллионы людей рисовали тест «Несуществующее животное». Психологи, которые обрабатывают тест, точно знают, что и взрослые, и дети рисуют животное, созданное из элементов, с которыми человек сталкивался ранее. Он может скомбинировать их иным способом, чем тот, который есть в реальности, дать другую функцию, перенести в другое место и время, но не способен создать элемент, который не был бы представлен ему в прежнем опыте.
Первая инженерная мысль – колесо – лишь перенос на землю того образа, который ежедневно катится по небу. Конструкторы, создающие самолеты, видели птиц и копируют их крыло, клавиатура современного компьютера – видоизмененная клавиатура печатной машинки, а интерфейс – Windows – лишь привычный для каждого способ рассматривать изображение в окне.
Подобная особенность нашего разума обеспечивается возможностями мозга, который эволюционировал в сторону наиболее точного предсказания того, что происходит в среде. Абсолютно новая форма не может быть им обнаружена, поскольку он воспринимает то, к чему подготовлен предыдущей жизнью. Однако все видят катящееся по небу солнце, но не каждый может изобрести колесо. Известно, что существовали народы, не придумавшие его сами, а заимствовавшие у других. Это означает, что богатый опыт – лишь один из факторов активации творческой мысли.
Еще одним фактором является время. Конечно, каждая минута приносит новый опыт, поэтому можно сказать, что опыт и время составляют лишь один фактор. Но это не так. Известно, что закон всемирного тяготения Ньютон, заимствовавший саму идею у Гука, вынашивал 17 лет. Математик Гамильтон, увидевший окончательную формулировку метода кватернионов у Дублинского моста, работал над этой темой 15 лет. Дарвин, случайно прочитавший книгу Мальтуса, писавшего о пропорциональном росте числа людей на Земле, а в дальнейшем обнаруживший подтверждение этой идеи при поездке на корабле «Бигль», закончил свой труд лишь спустя 25 лет. И дело не в том, что за это время они смогли накопить опыт, речь идет о том, как представить смутное интуитивное ощущение в слове, как назвать то, что не называл еще никто, как это объяснить и доказать справедливость предположения.
Я. А. Пономарев описал два вида опыта. Первый – интуитивный, который не может быть активно актуализирован самим человеком, но образуется помимо его воли и находится вне зоны его внимания. Он противопоставляется второму виду опыта – логическому, который является осознанным. Именно интуитивный опыт составляет основу того невидимого человеку и наблюдателю процесса, который и порождает новое. «То, что мы называем творчеством, есть обычно только катастрофический акт родов, явившийся в результате очень долгого внутреннего вынашивания и развития плода» .
Творчество зависит от состояния человека. Часто необходимо на некоторое время забыть, отвлечься от постоянного размышления на определенную тему. Это возможно во время отдыха, сна, мечтаний, наблюдений за природой. «Творческая мысль писателя работает так же, как у всех людей во сне. Мы нечаянно трогаем во сне горло холодной перламутровой пуговицей на рукаве. В нормальном состоянии, когда сознание трезво работает и контролирует наши ощущения, – никаких ассоциаций, никаких эмоций это прикосновение пуговицы не вызывает. Но во сне, когда сознание послушно подсознанию, – прикосновение пуговицы тотчас же ассоциируется с прикосновением холодного стального ножа – и в какую-нибудь долю секунды мы увидим: нож гильотины – мы осуждены на казнь – в тюрьме – на двери луч света из узенького окошка, блестит замок – замок звякнул, это входит палач, сейчас поведут» .
Весьма часто способствует творчеству интенсивное эмоциональное переживание, например любовь. Она не только будит фантазию, но и дает силы для воплощения этой фантазии в жизнь, что требует иногда не меньших, а даже больших усилий, чем придумывание образа. Именно поэтому во время влюбленности поэты создают не просто отдельные стихотворения, но и целые поэмы, а далекие от поэзии люди могут писать стихи и песни, посвященные своим любимым. Эмоция предоставляет иной ассоциативный ряд привычным образам, собирая их в единый центр вокруг любимого существа, что позволяет связывать вещи, которые для других людей не могут быть объединены, и обнаруживать причины, обусловленные не логикой внешнего мира, а соединением чувств созидателя . Цвет неба при этом напоминает глаза любимой, шелест листьев – ее голос и т. д. Согласно Т. Рибо , все формы творческого воображения заключают в себе аффективные элементы.
Существует взаимное подкрепление между эмоциональным переживанием и творческим воображением: чувство порождает ассоциативную связь, но и созданное воображением усиливает чувства. Чем более поэт воображает свою возлюбленную, не видя ее (например, Прекрасную Незнакомку А. Блока), тем интенсивнее чувства к ней; чем более живо ребенок рисует в своем воображении чудовище, тем более его боится, забывая о том, что сам его породил. Аналогичным образом на человека воздействует искусство. Чтобы испытать магию театра, нужно отдаться своим чувствам и поверить в правдивость того, что происходит на сцене. Становясь соучастником действия, можно совместно с труппой сотворить спектакль. Но, не включившись в этот процесс, можно видеть лишь двигающихся по сцене актеров, разодетых в бутафорские костюмы.
И наконец, творческий процесс зависит от условий. Музыкально одаренный ребенок, рожденный на Самоа, не создаст симфонию, которую смог написать маленький Моцарт, воспитанный в семье, имеющей глубокие музыкальные корни. Всякий творческий человек всегда является плодом своего времени и своей среды. Его творчество исходит из тех потребностей, которые созданы до него, и отчасти опирается на те возможности, которые опять-таки существуют вне него. Социальные потоки ведут творческую личность своими напряжениями, заставляя ее воспринимать эти напряжения как свои проблемы и переживать их как свои личные страдания и радости . Никакое изобретение и научное открытие не появляются раньше, чем создаются материальные и психологические условия, необходимые для их возникновения . Творчество представляет собой исторически преемственный процесс, где всякая последующая форма определена предшествующими и сама, в свою очередь, является точкой бифуркации (расхождения) для последующих форм.
Не менее значимым фактором являются личностные особенности, которые, с одной стороны, позволяют создать нечто новое, с другой – дают силы для преодоления тех многочисленных препон, которые всегда встают на пути нового. Есть люди, легко придумывающие новые варианты форм и новые объяснения явлениям, но есть и такие, для которых изменчивость сродни чему-то неприятному и тревожному. Более того, на всем протяжении жизни человечества новому всегда сопротивлялись. Вера в себя, в свои идеи, способность терпеть трудности и даже насмешки при их внедрении – необходимые качества творца.

1.8. Возрастные особенности творчества

Творческая деятельность возникает не сразу, а постепенно разворачивается, развивается из более элементарных и простых форм и на каждой возрастной ступени имеет свое собственное выражение. Согласно Т. Рибо , все формы творчества требуют включения эмоций как побудителей этого процесса и знаний, необходимых для его воплощения. Он приводит в пример путешественников, много видевших, но не умевших рассказать об этом людям, и эмоциональных людей, порывы чувственности которых не дают возможности другим представить, что вызвало восторги рассказчика. Для рождения нового необходимо сочетание эмоциональности и трезвости разума. Отсюда понятно, что творческие возможности у людей не одинаковы в разные возрастные периоды. В детстве рисуют, танцуют, поют и декламируют стихи почти все, уже в начальной школе это делает существенно меньшее число детей, тогда как к подростковому возрасту в искусстве остаются единицы.
По мнению ряда авторов, творчество – это не исключительный процесс, касающийся только отдельных творческих личностей, он пронизывает жизнь каждого человека, особенно в детстве . Д. А. Леонтьев выделяет творчество как универсальную натуральную функцию, присущую всем нормально развивающимся детям, и творчество как высшую психическую функцию, в которую детское творчество может трансформироваться в процессе взросления. Суть натурального творчества заключается в игре возможностями, в создании субъективно нового вне какой-либо его оценки; суть взрослого творчества заключается в диалоге с культурой и внесении в нее объективно нового. Переход от первого ко второму происходит через преодоление неизбежных конфронтации с инертной социокультурной средой, исход которого зависит от особенностей личности, прежде всего таких, как мужество и личностная интеграция.
В норме воображение активируется у трехлетних детей, остается активным в детстве, отрочестве и юности, а во взрослом состоянии сохраняется у небольшого числа особенно одаренных людей. С возрастом большинство людей навсегда входит в прозу практической жизни и хоронит мечты своей юности. Однако воображение у них не исчезает полностью, но появляется теперь уже только случайно, в каких-то отдельных аспектах жизни .
Если сравнить подростков с 6-7-летними детьми, оказывается, что в 15 лет в два-три раза меньше детей, увлекающихся рисованием. Если допустить, с известными оговорками, что сценическая игра, то есть артистическое творчество, есть продолжение детской игры, а развитие артистических способностей в какой-то степени должно подготавливаться в игровой деятельности, то можно было бы предполагать в зрелом возрасте наличие значительного числа лиц с развитыми актерскими способностями. Однако с возрастом заметно уменьшается круг людей, способных от природы производить сценические действия. С литературным творчеством происходит обратное: очень мало детей, сочиняющих стихи в 4-5-летнем возрасте. То, что ребенок делает с речью в возрасте от 2 до 5–7 лет, не считается проявлением литературных способностей. Нет этого и в 7-8-летнем возрасте. Но затем возникает резкий сдвиг, когда каждый третий подросток пишет стихи, очерки, ведет дневник, обнаруживает склонности к продуктивной работе в том или ином жанре литературного творчества. Однако с возрастом потребность в литературном творчестве, так же как и в изобразительном, утрачивается. Но способности не теряются. Детское творчество – это канал скрытого развития взрослого творчества, важный инструмент формирования общей одаренности человека. Если способности и не превращаются в талант, они все-таки «работают» на формирование личности, образного мышления .
Взросление требует более ригидных форм поведения, связанных с многократно проигранными надежными действиями. Известен факт, когда обезьяны, за которыми наблюдали исследователи, переняли их метод мыть батат в реке. Но это сделали лишь молодые особи, поскольку старшие уже не смогли освоить новые непривычные действия . Нарастающая ригидность свойственна и человеку. Однако человек отличается от животного способностью к творчеству и после детства. Возможно, это следствие неотении – задержки на детской стадии развития.
В зависимости от используемых в исследованиях методов и категорий участников были получены самые разные данные о связи возраста и творчества. Оценивая дивергентное мышление, Е. Торранс (Е. Torrance) первым выявил специфическую закономерность: максимальные значения креативного мышления в 6 лет, некоторое снижение этого параметра при поступлении в школу, затем подъем, резкое падение после 4-го класса и вновь постепенный рост. Подобное падение дивергентного мышления в 4-м классе было показано для многих стран. Е. Торранс предположил, что это связано с нарастающей конформностью, которая возникает у всех детей под давлением школы и одноклассников. У детей растет критичность по отношению к собственным творениям, условность восприятия и представлений, работы становятся более реалистическими и менее творческими . Чтобы социализироваться, войти в общество, ребенку нужно пожертвовать собственной уникальностью. Процент оригинальных ответов в 4 года отмечается у 50 % детей, количество их падает в два раза в первый школьный год и только в колледже в подростковом возрасте вновь растет до 50 % .
Подобную же картину обнаружили Г. Смит (G. Smith) и И. Карлсон (I. Carlsson) , отметившие, что значительное созревание мозговых структур происходит в 5–6 лет, когда и отмечается максимальный уровень дивергентного мышления. Затем начало учебы в школе в 7–8 лет ведет к некоторому снижению этого показателя. Потом он растет в начальной школе, достигая максимума в 10–11 лет, резко падает в 12 (4-й класс) практически до уровня 7–8 лет и затем постепенно нарастает. Все эти авторы сравнивали разных детей разных классов. Именно поэтому крайне интересно исследование А. Ф. Клакстон (А. Е Claxton) с соавторами , изучавших одних и тех же детей, которые сначала были обследованы в 4-м, потом в 6-м и 9-м классах. К сожалению, только 25 из первоначальных участников прошли весь эксперимент. Были оценены дивергентное мышление и дивергентное чувство по Вильямсу. Не было найдено существенных изменений с возрастом между 4-м и 6-м классами в дивергентном мышлении, но были существенные различия между всеми ступенями относительно дивергентного чувства. Авторы объясняют это становлением чувства идентичности у подростков, которое ведет к существенному осознанию собственных переживаний.
Г. Гарднер (Н. Gardner) , оценивавший артистические способности детей, обнаружил более простую U-образную зависимость между способностью и возрастом. Она высока в дошкольном возрасте, затем падает, когда ребенок идет в школу, и перед началом пубертатного периода вновь нарастает. Такой же результат получили исследователи, анализировавшие способности детей рисовать .
У ряда авторов обнаружилось только монотонное увеличение креативности от шести до 20 лет, когда эта способность расцветает .
Исследование умения решать реальные жизненные проблемы и фигуральные задачи показало, что школьники 6-го класса лучше решают фигуральные задачи, тогда как студенты колледжа – задачи, связанные с жизнью. Это говорит о том, что многое в результатах определяется типами задач и наличием опыта для их решения.
Р. Милгрем (R. Milgram) пыталась понять, можно ли предсказать творческие способности взрослых, ориентируясь на увлечения подростков, и смогла ответить на этот вопрос положительно. В лонгитюдном исследовании она показала, что, если семья поддерживает интересы ребенка в детстве или юности (не обязательно внутри школы), он продолжает это увлечение и в дальнейшем.
В части исследований оценка творческих способностей детей 4-6-го классов не привела к обнаружению связи между возрастом, креативностью, оригинальностью, исполнительскими умениями и эстетическими склонностями . Была найдена связь между способностью детей оценивать креативное поведение и креативностью.
У подростков становление творческих способностей не идет линейно, а имеет в своем развитии два пика: наиболее яркий всплеск их проявления отмечается к возрасту 10 лет, а второй приходится на юношеский возраст. Выделяется несколько уровней творчества . Нижняя возрастная граница эвристического уровня приходится на старший дошкольный возраст. Находясь на этом уровне, ребенок, найдя решение, тем не менее продолжает дальнейшее решение задачи, что приводит к выявлению других способов ее решения. Следующий, креативный, уровень характеризуется тем, что самостоятельно найденная эмпирическая закономерность не используется ребенком просто как прием решения, а выступает в качестве новой проблемы. Первое появление этого уровня отмечается в 10 лет. Дети одного возраста могут находиться на разных уровнях творчества, что связано с особенностями становления личности каждого из них .
Для креативности, как и для многих других психологических свойств, существует сенситивный период – ограниченный отрезок времени, в течение которого это качество проявляется особенно интенсивно, если ему способствует среда. Можно сказать, что, как и для других качеств, сенситивным периодом для развития творчества являются первые пять лет жизни ребенка.
Затем ребенок, как все животные, в конце концов в большинстве случаев превращается в разумного, консервативного и расчетливого взрослого конформиста .

Словарь к 1-й главе

Бифуркация (англ. – расхождение) – в научной практике точка расхождения идей или определенных показателей.
Дивергентное мышление – мышление, при котором человек, берясь за сложную задачу, создает не одно, а многочисленные варианты решения.
Интуиция (лат. intueri – пристально, внимательно смотреть) – знание, которым обладает человек, не осознающий того, каким путем он приобрел это знание.
Катарсис (греч. – очищение) – термин, введенный 3. Фрейдом для обозначения интенсивной эмоциональной реакции в момент осознания внутреннего конфликта.
Конвергентное мышление – разновидность мышления, при котором человек стремится найти единственное правильное решение в задаче, определив которое, приостанавливает процесс поиска.
Креативность (от англ. create – создавать) – творческие возможности (способности) человека, которые проявляются в мышлении, чувствах, отдельных видах деятельности. Они характеризуют личность в целом и (или) ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания .
Репродуктивная деятельность – деятельность, при которой человек в той или иной мере повторяет созданные или выработанные ранее приемы.
Творческая деятельность – деятельность, при которой человек создает то, что еще никогда не видел.
Неотения – эволюционный механизм задержки на детском уровне развития выросших особей.
Творчество означает созидание нового, под которым могут подразумеваться как преобразования в сознании и поведении человека, так и порождаемые им продукты, которые он отдает другим.
Эвристика – метод поиска варианта решения задачи, который с большей вероятностью приводит к решению.

Глава 2
Психофизиологические особенности детского возраста как предпосылки творчества

… настоящее искусство – вовсе не то, что ублажает тебя и обслуживает… оно может изменить твою душу, твое отношение ко всему в мире… до него надо дорасти, учиться с детства понимать его.
А. А. Мелик-Пашаев, 3. Н. Новлянская

2.1. Характеристика восприятия и внимания в детском возрасте

Восприятие – это отражение человеком предмета или явления в целом при непосредственном воздействии его на органы чувств . Едва появившись на свет, ребенок становится зрителем, слушателем и одновременно созидателем. Однако его возможности воспринимать мир далеки от того, как это могут делать взрослые. Взрослый, выхватывая тот или иной кусок реальности, неосознанно сопоставляет свои ощущения с известной ему ранее информацией, а потому получает настолько точный образ, насколько обширен был предыдущий опыт.
Ребенок на определенном этапе развития не воспринимает вещи в их внутренних отношениях, а лишь такими, какими они видятся в непосредственном контакте с ними. Именно поэтому малыш искренне полагает, что луна движется за ним и играет в прятки. Вспомните: когда вы идете по дороге ясным лунным вечером, луна очевидно движется за вами. Однако всякий взрослый человек научился не верить своим глазам. Он точно помнит усвоенную в школе картину мира, согласно которой Луна – огромный холодный шар в бесконечном космосе, вращающийся вокруг еще большего шара – Земли, на которой и стоит человек, видящий, что луна перемещается вслед за ним. Это дополнительное знание позволяет ему сделать вывод, что если Луна и движется, то явно не за ним, а исключительно по своим лунным законам. Она безразлична не только к нему, но и к человеку вообще, так же как и к любому другому объекту во вселенной.
Малыш еще не был в школе и не приобщился к книжной мудрости. Непосредственное восприятие он принимает за реальность и полностью уверен, что луна следит именно за ним. Тени гор на Луне создают иллюзию лица, которое ребенок легко интерпретирует как улыбающееся лично ему. У него даже есть точное (с его точки зрения) доказательство собственной правоты. Можно закрыть глаза – и луна исчезнет, можно их открыть – и она – на тебе, смотрит и благодушно улыбается. Взрослые могут долго говорить о бесконечности вселенной, о темном, твердом космическом теле, несущемся с огромной скоростью вокруг Земли в холодном космосе. Ребенок точно знает, что луна – очень теплая, потому что желтая и ласковая – она не ругается, но всегда готова молча играть с ним, когда взрослые о чем-то долго и нудно говорят.
Эту особенность детского восприятия Ж. Пиаже назвал детским реализмом . Этот реализм объясняется тем, что ребенок не рассматривает объекты независимо от себя. Это частное проявление детского эгоцентризма, согласно которому ребенок не имеет своей точки зрения. Он еще не знает, не успел понять, что его взгляд на мир отличается от того, как видят те же объекты другие люди. Ж. Пиаже приводит свой пример такого явления. Ребенок находится перед макетом горы, с той стороны, на которой ютится крохотный домик. По другую сторону от ребенка располагается кукла. У ребенка спрашивают о том, что видит кукла, когда глядит на гору. Он описывает от имени куклы то, что видит сам – домик у подножия горы, хотя кукла, стоящая по другую сторону, не может его видеть.