Пестушка - это инструмент воспитания, проверенный временем. Что такое пестушка? Короткие пестушки

Пестушки

Пестушка – это еще один жанр устного народного творчества, предназначенный для самых маленьких детей. Пестушка – небольшой стишок или песенка, понятная и интересная для ребенка. От этого слова и произошло понятие «пестовать», но им сегодня уже никто не пользуется. Да и пестушками стишки не называют, хотя они остались, и их постоянно используют родители. В старину считалось, что пестушка не только развивает ребенка, но и укрепляет его здоровье, синхронизирует биоритм ребенка с биоритмом матери и самой Природы. Найдите в этом разделе самые интересные пестушки и почитайте своим детям. Им это обязательно понравится.

Пестушки

    Потягуни-потягушечки,
    От носочков до макушечки!
    Мы потянемся-потянемся,
    Маленькими не останемся!
    Вот уже растем, растем, растем!
    Вот как выросли!

    Потягушеньки, порастушеньки,
    (поглаживаем от головы до пяточек)
    Поперек толстунюшеньки,
    (гладим бока)
    А в ножки – ходунюшеньки,
    (двигаем ножками)
    А в ручки – хватунюшеньки,
    (сжимаем и разжимаем кулачки)
    А в ушки - слышунюшеньки,
    (показываем ушки)
    А в глазки - глядунюшеньки,
    (показываем глазки)
    А в носик - сопунюшеньки,
    (показываем носик)
    А в ротик - говорок,
    (показываем ротик)
    А в головку - разумок!
    (трогаем лобик)

    Большие ноги
    Шли по дороге:
    Топ, топ, топ,
    Топ, топ, топ!
    Маленькие ножки
    Бежали по дорожке:
    Топ, топ, топ, топ,
    Топ, топ, топ, топ!

    Ручки-ручки — потягушки
    И ладошки — похлопушки.
    Ножки-ножки — топотушки,
    Побегушки, попрыгушки.
    С добрым утром, ручки,
    Ладошки и ножки,
    Щёчки-цветочки — Чмок!

    Ой качи, качи, качи!
    В головае-то калачи,
    В ручках прянички,
    В ножках яблочки,
    По бокам конфеточки,
    Золотые веточки!

    Потягушки-порастушки:
    В рученьки — хватушки,
    В ноженьки — ходушки,
    В роток — говорок,
    А в головку — разумок!

    Дыбок, дыбок,
    Завтра годок!
    Дыбок, дыбок,
    Целый годок!

    Тяги, тяги, потягушеньки,
    На детку порастушеньки!
    Расти, деточка, здоровая,
    Как яблонька садовая!
    На кота потягушеньки,
    На дитя порастушеньки,
    А в ручки хватушки,
    А в ротик говорунок,
    А в головку разумок!

    Потягуси, потягуси,
    Пролетали низко гуси.
    Потягуси, потягушечки,
    Перья мягкие в подушечке.
    Эти перья-потягушеньки
    Подарили гуси Нюшеньке.

    Вот проснулись! Потянулись!
    С боку на бок повернулись!
    Потягушечки! Потягушечки!
    Где игрушечки, погремушечки?
    Ты, игрушка, погреми,
    Нашу детку подними!

Посмотрело: 68 235, фото: 1

Лучшие образцы фольклора помогают родителям сделать свое общение с ребенком более насыщенным в эмоциональном и эстетическом плане. Однако сегодня они почти не используются в общении с малышом. Что же скрывается за загадочным понятием «пестовать» малыша? И нужно ли это современным мамам?

Эмоциональное общение - одна из ведущих линий развития маленького ребенка, начиная с первых месяцев его жизни. Ласковые мамины прикосновения, ее голос, пение, любящий взгляд, первые игры в сочетании с поэтическим словом – все это называлось и называется емким словом – фольклор. Народная педагогика включает малые жанры поэтического творчества для детей: пестушки * , потешки, прибаутки, присказки и пр. Они составляли основу материнской педагогики, испытанной веками. И можно лишь удивляться народному гению, сумевшему выразить в поэтическом слове великую силу материнской любви.

_________
* Пестушка - это от слова «пестовать» - в старину означало нянчить маленького ребенка, ухаживать за ним. Сейчас чаще используется в переносном смысле - заботливо, любовно выращивать, воспитывать.


Народная педагогика выработала свои традиционные фольклорные жанры для самых маленьких. Все они незатейливы по содержанию и просты по форме, однако таят в себе немалые эстетические и дидактические (от греч. didaktikуs - поучающий) достоинства. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся звукосочетания и слова, восклицания и эмоциональные обращения невольно заставляют малыша прислушиваться, замирать на какое-то мгновение, всматриваясь в лицо говорящего. Неповторимое своеобразие фольклора особенно ценно для активизации ребенка в тот период, когда у него еще не сформированы произвольные действия, внимание, реакция на слова.

Следует отметить, что все жанры соответствуют психофизическим возможностям маленького ребенка, поэтому их можно использовать и сейчас, ориентируясь на микропериоды раннего детства - от рождения до 3 мес.; от 3 до 6 мес.; 6-9 мес.; 9-12 мес. Новорожденный ребенок растет «не по дням, а по часам». Малыш интенсивно меняется каждые три месяца, поэтому ставятся новые, более сложные задачи в овладении движениями тела и руки, речевыми навыками, эмоциональными проявлениями, познавательными реакциями на окружающий мир и, конечно, коммуникативными возможностями в общений со взрослыми. Интересно, что для каждого названного микропериода можно подобрать народные произведения, соответствующие именно его генетически обусловленным задачам. Это касается также 2-го и 3-го годов жизни.

Пестушки, потешки, прибаутки, скороговорки, небылицы и перевертыши, отличаясь друг от друга по своей педагогической направленности, привносятся в жизнь ребенка по-разному, в зависимости от возраста.


Пестушки включают игровое взаимодействие с ребенком, когда взрослый выполняет движения «за него», играя его ручками и ножками. Младенцу еще могут быть недоступны такие движения, как повороты тела, он не может целенаправленно действовать руками, не умеет самостоятельно садиться, ползать, вставать у опоры - все это придет к нему в течение 1-го года жизни. Именно в этот период мама пестует младенца: играет его ручками, поглаживает кроху по животику, делает «топотушки» его ножками. Проснувшегося малютку, мама ласкает, прикасаясь легкими массажными движениями, нежно приговаривает:

«Потягунюшки,
Порастунюшки,
Поперек толстунюшки,
А в ножки - ходунюшки
А в ручки - хватунюшки,
А в роток - говорок,
А в головку - разумок».

«Потягушечки!
Порастушечки!
Поперек толстушечки,
Руки - хватушечки.
Ноги - бегушечки».

Массаж, повороты головки, закидывание ручек на голову, помахивания кистями рук с маминой помощью и др. – все это не только физически оздоровляет малютку, но и доставляет ему массу удовольствия. Если при этом мама весело произносит:

«Мешу, мешу тесто,
Есть в печи место,
Пеку, пеку каравай!
Головоньку - валяй, валяй!»
-

происходящее вызывает у ребенка эмоциональный «всплеск», потребность контактировать со взрослым, а главное, желание повторить те движения, которые он не может еще выполнить самостоятельно. С каждой повторной игрой мама чувствует нарастающую активность в выполнении движений со стороны малыша. Прислушиваясь к ласковому речитативу мамы, кроха предвосхищает игровые движения, смеется и уже подставляет головку, протягивает ручки, вытягивает ножки и т.п., ожидая знакомого поворота в игре. Так с помощью пестушек начинается игровое «обучение» малыша.

Так же занимательны для детей качание на ноге, «подскоки» и колыхание на маминых или отцовских коленях, бабушки, изображающие конскую скачку, катание с горы, пляску и т.п. Конечно, такие игры полезны для малышей более старшего возраста, когда кроха умеет уже хорошо сидеть и подниматься самостоятельно на ножки:

Поехали, поехали
С орехами, с орехами!
Поскакали, поскакали
С калачами, с калачами!
Вприпрыжку, вприскочку
По кочкам, по кочкам -
В ямку - бух!

Взрослый подбрасывает ребенка на коленях, а затем делает вид, что опускает вниз (зажимает коленями и вновь сажает на «коня» («саночки», «тележку» и т.п.).

Хороша дорога,
Хороша дорога,
Вот стала что-то хуже,
Вот стала что-то хуже,
Шаляет, валяет,
Шаляет, валяет,
На мостике, под мостиком,
На мостике, под мостиком,
Бух в ямку!

Полезны ребенку упражнения, подготавливающие к овладению ходьбой.

Токи-токи-тошки,
Кую, кую ножки.
Ножки у Антошки
Едут по дорожке,
Дорожка кривая,
Ни конца, ни края.

Проговаривая рифмованные строчки, мама попеременно пошлепывает лежащего на спинке малыша по стопам, которые рефлекторно реагируют на легкие прикосновения. Так взрослый формирует ощущение ритма ходьбы при переступании то одной, то другой ножкой.

Когда дитя начинает овладевать ходьбой, на помощь приходят другие пестушки, например:

Та-та-та, та-та-та,
Вышла кошка за кота;
Кот ходит по лавочке,
Водит кошку за лапочки,
Топы-топы по лавочке,
Цапы-цапы за лапочки.

Произнося эти стихи, мама держит малыша за ручки и, отступая назад, аккуратно ведет его за собой. Ритм стиха задает и ритм ходьбы: «топы-топы», «цапы-цапы» совпадают с шагами, переступающего ребенка.

Малыша можно водить и по-другому: взрослый придерживает его сзади за подмышки и, широко расставив ноги, побуждает переступать ножками.

Большие ноги
Шли по дороге:
Топ-топ-топ,
Топ-топ-топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ-топ-топ, топ - топ-топ!
Топ-топ-топ, топ-топ-топ!

Занимательны для ребенка и пестушки, благодаря которым он учится делать ритмические похлопывания ладошками. Взрослый обхватывает ручки малыша и, сближая их, приговаривает:

«Ладушки-ладушки,
Где были? - У Аннушки.
Что ели? - Оладушки.
Где оладушки? - Съели...
Нет оладушек!»

Игра продолжается. Взрослый предлагает пойти к Паничке:

Ладушки-ладушки,
Где были? --У Панечки.
Что ели? -Прянички!
Где прянички?
Съели...
Нет пряничков!
(Руки ребенка разводятся в стороны).

Затем взрослый предлагает «пойти» к Микешке есть орешки, потом к Трошке есть картошку, а потом к Сенечке - за семечками (по аналогии). Важно то, что играя ребенок научается при слове «ладушки» складывать ладошки и выполнять игровые движения руками в ритме песенки.


Постепенно пестушки сменяются потешками - так называются песенки-приговоры, сопутствующие игре пальчиками, ручками, головкой, ножками. От пестушек потешки отличаются тем, что они рассчитаны на активность самого ребенка, который выполняет самостоятельно игровые движения, соотнося их с содержанием песенки-потешки: движения пальчиками, кручение ладошками («фонарики»), похлопывания ручками («ладушки»), прикладывание пальчиков к головке («ушки») и т.п.

Исполняя потешки, маленького ребёнка берут на руки, перемещаются с ним, качают его, выполняют разные движения его ручками, ножками, головкой. В этих играх малыш не только запоминает слова и мелодии потешек, не только сам их повторяет, но и получает физическое развитие.

Так, например, потешка «Ладушки, ладушки» преподносится ребенку с целью научить малыша самостоятельно выполнять последовательную цепь, игровых действий, когда малыш делает ручками «фонарики», затем хлопает ладошками.

Ладушки, ладушки!
Где были?
У бабушки.
Что вы ели?
Кашку.
Пили?
Простоквашку.
Простоквашка вкусненька,
Кашка сладенька,
Бабушка добренька!
Попили, поели, шу-у-у…
Домой полетели,
На головку сели,
Ладушки запели.
(Малыш вскидывает ручки, делает взмахивания и прикладывает ладошки к головке).

В потешку можно поставить любое имя: важно, чтобы малыш понимал, что речь идет о нем. Ему будет оченьинтересно, если мама разыграет эту потешку перед ним с куклой:

Киска, киска, киска, брысь!
На дорожку не садись:
Наша куколка пойдет,
Через киску упадет!
(Игрушечная кошка ставится на пути шагающей куклы, а затем убирается).

Уходи с дороги кот!
Кукла Танечка идет,
Кукла Танечка идет,
Ни за что не упадет!

Для малышей начала 2-го года жизни подбираются потешки, которые, не только понятны малютке по своему содержанию, но и отражают моменты его обычного распорядка дня: кормление, сон, умывание, игра и т.п. Хорошо, если взрослые владеют фольклорным словом и могут «расцветить», эмоционально обогатить, казалось бы, совсем обыденные ситуации. Играя с ребенком, помогая подняться на ножки, можно приговаривать:

«Дыбок, дыбок,
Скоро Сашеньке годок!
Дыбок-дыбок! Целый годок!»

Умывая, можно сказать:

Водичка-водичка,
Умой наше личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

Купая малютку, мама ласково произносит:

«Вода текучая,
Дитя растучее.
С гуся вода,
С дитя худоба!
Вода книзу,
А дитя кверху!»

Одевая ребенка на прогулку, мама может его развлечь следующими строчками:

Наша Маша (Даша, Саша, Катя) маленька,
На ней шубка аленька,
Опушка бобровая,
Маша чернобровая.

Желание матушек, нянюшек вырастить дитя крепким, здоровым и упитанным породило много присказок, с помощью которых они старались накормить ребенка, напоить молочком, угостить пирожком, побаловать оладушками, кисельком и пр.

Пришел кисель,
На лавочке присел,
На лавочке присел,
Поесть Оленьке велел.

Возможен и совсем короткий вариант:

Будем кашку варить,
Будем Сашеньку кормить.

Любовь к ребенку, ласка и материнская нежность выражаются в таких строчках:

Наша деточка в саду,
Словно яблочко в меду!

Важно, чтобы мама при этом улыбалась и ее речь была очень эмоциальна:

На дубочке, на дубочке
Тут сидят два голубочка.
У них шейки голубые,
У них перья золотые,
Красные кафтанчики,
Синие карманчики
На дубу они сидят,
Меж собою говорят:
Все про Галеньку
Все про маленьку...

С тех пор, как появились эти потешки, прошло немало лет, а до сих пор они не утратили своей актуальности. И сегодня дети так же, как и во все времена, ожидают от своих близких внимания, заботы, любви, выраженной не только в действиях, но и в добром слове. Важно не только любить малыша, но и уметь эмоционально, ярко и красиво выразить свое чувство. Народное слово - непревзойденный «учитель»: вот почему взрослым так нужно овладевать приемами народного творчества и, общаясь с малышом, умело «вплетать» их в повседневную речь.

Следует принять во внимание, что для маленького ребенка значимыми являются не просто разговоры, рассказы о чем-то или о ком-то. Ему необходимо быть соучастником происходящего и слышать от взрослого непосредственное обращение к себе, чтобы чувствовать отношение мамы, папы или бабушки и др. в конкретной ситуации, понимать их настроение в данный момент.

В светлом теремочке
Выросла Лизуша!
Люди ее любят,
Все ее голубят.
Вариант для мальчика:
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Коленька хороший,
Коленька пригожий.

При этом можно гладить ребенка по головке, держать за ручки и водить хоровод.


Как отмечают исследователи поэтического фольклора для маленьких, в пестушках и потешках объединяются все важнейшие компоненты игры: словотворчество, изобразительность, ритмичность и наставительность. Еще больше этих особенностей видится в прибаутках.

Прибаутки отличаются от пестушек и потешек тем, что они не связаны с какими-то игровыми движениями. Но в них присутствует какой-либо сказочный сюжет. Эти произведения предназначены для малышей 2-го - 3-го годов жизни, у которых уже накоплены определенные представления о мире. Познания малыша об окружающих предметах и явлениях связаны с его познаниями о человеке и человеческой деятельности. Вот почему в народных произведениях все зверушки действуют как люди, поступки их оцениваются с точки зрения человеческой логики. Например:

Собака на кухне
Пироги печет.
Кот в углу
Сухаpи толчет.
Кошка в окошке
Платье шьет.
Курочка в сапожках
Избушку метет.

Подобные произведения следует читать эмоционально, даже артистично, меняя силу и высоту голоса, интонационно выделяя смысловое содержание. Малыш должен понять, что именно вы хотите ему сказать, на что обращаете его внимание. Конечно, необходимы красочные иллюстрации, картинки, поддерживающие интерес к стихотворному тексту на зрительном уровне. Прибаутки можно назвать звучащими динамическими картинами из жизни животных, птиц, и даже насекомых, но при этом они отражают человеческие отношения. Вот почему этот жанр дает прекрасный материал и для ознакомления с окружающим, и для социального развития маленького ребенка: в иносказательной, игровой, занимательной форме малыш получает представления о мире.

Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому,
Кому в платок,
Кому в зобок,
Кому в лапочку.

Выразительно прочитав эту прибаутку, можно предложить ребенку рассмотреть иллюстрацию, назвать всех перечисленных зверушек, спросить об их характерных внешних особенностях и т.д. Слово «продает», соответствующее изначальному тексту прибаутки, в занятиях с малышом можно заменить на «раздает». Эту ситуацию следует изобразить в игре с игрушками: белка угощает своих друзей, а они, получив орешек, благодарят ее. Завершить такое занятие можно словами:

«А нашей Галеньке - в ручку.
Угощайся, Галенька, на здоровье!»

Прибаутки подобны расписным матрешкам или деревянным механическим игрушкам, где все ярко и образно. Все персонажи наделены запоминающимися признаками: у Галки - «синь сарафан», у петушка - «золотой гребешок и шелковая бородушка», курочка - «рябушечка», гуси у бабуси - «один серый, другой белый». Звучные эпитеты и динамичные образы - все наполнено светом и радужным многоцветием: лазоревые цветики, улыбающиеся солнцу, петушок, который «рано встает, голосисто поет», «солнышко-колоконышко», щедро льющее «золото в оконышко» и т.д.:

Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Щелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь,
Деткам спать не даешь?

Коза-хлопота
День-деньской занята:
Ей - травы нащипать,
Ей - на речку бежать,
Ей - козляток стеречь,
Малых деток беречь,
Чтобы волк не украл,
Чтоб медведь не задрал,
Чтобы лисонька-лиса
Их с собой не унесла.


Особый вид прибауток - песенки-небылицы и перевертыши, которые помогают малышу понять реальное и фантастическое, укрепляют ребенка в правильном восприятии и ощущении мира. В этом высокая педагогическая ценность небылиц.

Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор.
Сам на лошадке,
Жена на коровке,
Дети на телятках,
Внуки на козлятках.

Была репа важная,
Дивилась бабушка каждая:
Одним днем
Не обойдешь кругом.
Всей деревней ели
Целую неделю.

Небылицы, в которых реальные связи нарочито смещены, предназначены для детей более старшего возраста, уже имеющих достаточный жизненный опыт, чтобы почувствовать всю парадоксальность описываемой ситуации. Чтение таких стихов способствует развитию свободы мышления, фантазии и, что немаловажно, чувства юмора. Дети раннего возраста (до 3-х лет) воспринимают парадоксы как реальность. Важно, чтобы малыш услышал в голосе взрослого удивление и понял, что происходит что-то невероятное.

Народное поэтическое слово, адресованное малышам, необходимо не только им, но и взрослым, чтобы выразить свою любовь к ребенку, нежность, заботу, веру в то, что он растет здоровым и красивым, сильным и умным. В этих произведениях нет никаких назиданий, однако между строк читается так много, что можно без преувеличения назвать фольклор для маленьких средством народной дидактики, приобщающей детей к поэтическому слову, обогащающей их духовно и развивающей физически.

Любовь Павлова
Ведущий научный сотрудник центра
«Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца,
кандидат психологических наук


В люлечке малютка лежит. Рады, что он там бубнит, гуркует, что голубок. Подойдёшь тихохонько к нему и ласково так:

«Гуркуй, гуркуй,
Мой сыночек!
Гуркуй, гуркуй,
Гуркуночек!
Будешь гурку-гурковать,
Буду кашечкой питать!

Кашка-то варится, молочко квасится. Буду тебя, сыночек, кашкой кормить, молочком поить. Гуркуй, гуркуй, мой хорошенький, хорошенький, пригоженький! Что же ты замолчал? Мамку свою учул?» Он тебе и улыбается. Возьмёшь тут его из люльки покормить.

(Грузия, духоборы)

Потягушечки! В пелёночке положешь дитёнка. Я просто говорю: «Давай ложись, вытягивайся! Давай померяю, какой ты большой уже вырос». Он уж тогда заранее руки из пелёнки выбирает. Ну и начинаю мерить: «Потягушечки, порастушечки, чтоб был здоровенький да хорошенький, раз, два, три...» А он грохочет - щекотно ему. А мерить начинаешь с пальчика вытянутой его ручки и до пяточки. И меряешь пядью - вытягиваешь свой большой и средний палец. А бывает, меряешь и с гнутым пядем - это когда большой палец сгибаешь и ставишь его на костяшку. Померяешь и говоришь: «Сынок Витя-то уже большой вырос - пять пядев с гнутом, то есть пять с половиною».

(Белгородская область)

Когда распеленаешь малышоночка, тянешь голосом: «Потягу-ушечки» - начинаешь гладить ладонью вдоль его тельца. «Подрасту-ушечки» - тельце вот этак сожмёшь комочком, распрямишь и опять проводишь по нему ладонью, всё вдоль гладишь, вот так вот за бочка обоймёшь, за подмышечки, ему щекотно, он и смеётся.

И ножки разглаживаешь, чтоб пряменькие были:

Потягу-у шечки,
Да расту-ушечки!
Растянитесь, ножки.
Вырастайте, ножки,
Да побегу-ушечки -
Не кривы, а прямы!

(Грузия, духоборы)

Вот он в люльке там потягивается, а ты вот так станешь его по грудке гладить. Гладишь его и припеваешь:

Потягушеньки,
Да порастушеньки,
Мои дорогушеньки!
Расти, Ваня, большой,
Да не будь лапшой!
Когда вырастешь большой,
Будешь бегать да ходить,
Ручки в пазушке носить,
Маме да папе прянички дарить.

Пазушки - это раньше у ребят рукавички-то не всегда были, так в мороз туда в пазухи (подмышки) запихивали руки, так и бегали. Вот припеваешь ему это, гладишь-трёшь по животику и ножкам. Ему и хорошо, приятно.

(Архангельская область)

Положишь малышонка на животик, он головку вверх загибает, что-то там лепетает. Вот разглаживаешь ему спинку, ножки легонько трёшь, говоришь: «Расти большой, будь хорошой, маму слушай, будь послушный!» Он, маленький, воркует, довольный. Его на спинку перевернёшь, он тянется, ручками, ножками буртыхается. Растираешь его всего-то и так и эдак, он же в пелёночках-то замотанный залежался, как полешко стал, его и разминаешь, кровушку разгоняешь, выговариваешь: «Потянись, детка, потянись! Подрасти-подрасти, побольше вырасти:

Потягушечки,
Порастушечки,
Вдоль да поперёк
Толстушечки!
Ручки-хватушечки,
Ножки-ходушечки,
В роток - говорок,
А в головку - разумок!»

(Белгородская область)

Хороший у Марьи был сынок. Она его жалела и так вот ласкала. Всё, бывало, дивуется им, так вот подколыхивает его и ему такую вот песенку поёт:

Хорошеньким хорошок!
Пригоженьким пригожок!
Стройненьким стройняшок!
Родненьким родняшок!

А он улыбается, радуется. Когда мать сильно любит своего ребёнка, она уж его и приласкает, и приголубит, и родименьким назовёт.

(Смоленская область)

Ласкать дитя - бабье дело. Отцу-то недосуг. Верно говорят: «При солнце тепло, а при матери добро». Она всегда своего приласкает, по головке погладит, скажет: «Ой ты, мой миленький, мой любименький, голубочек сизенький, красное солнышко, житное зёрнышко, дитятко моё прекрасно-дорого!» И жемчужинкой его называет, и ягодиночкой, и хорошеньким-пригоженьким. Зацелует его, крохотинушку, затютюшкает.

У нас так скажут: «Мать дитя у корзины накормит, отец у сусека заморит». Если нет матери, отец плохо о ребёнке заботится. Он всё на работах, в заботах. А мать-то есть мать. У неё дитя в дому, что оладышек в меду: и напоен, и накормлен, и прибран. Я вот своего малого уж так оберегала, так холила, из зыбки возьму на руки, к сердцу прижму и заласкиваю:

Любашечка,
Дорогашечка,
Дороганно моё,
Серебряно моё,
Золотиночка,
Дорогиночка!

Кто ж его приласкает, если не мать. А созорничает что-то там малый, шалость-то и скроешь: и плачешь да прячешь, чтоб от отца не досталось ему. Жалко.

(Архангельская область)

Бывает, что привидится во сне маленькому там что-то нехорошее, вот он проснётся и плачет. Как только закричит, что только с ним не делаешь: и в люльке качаешь, и на руках таскаешь, и ласкаешь. А всё ж больше словами успокаиваешь:

«Тихо-тихо, не плачь,
Я куплю тебе хохлач!
Тихо-тихо, не вой,
А то дам тебе помой!

Ну, рёва-корова сено поела, опять заревела!» - и так кулюкаешься с ним, пока не замолчит.

(Смоленская область)

Когда детка расплачется, говоришь: «Не плачь, а то цыган придёт, он тебя к себе заберёт, и не будет у тебя ни мамы, ни папы. Ну, не плакай, послушай:

Ко"кли-мо"кли,
Глазыньки промокли,
Кто будет плакать,
Лягушкой будет квакать!

Ну, что же ты плакаешь, людям спать не даёшь. Вон котик сидит на дубу и играет во трубу. Если будешь плакать, схватит тебя котик за чубок и утащит на дубок, чтобы ты молчал и не кричал». Глядишь, он и успокаивается.

(Волгоградская область)

Уговариваю: «Оленька, доченька моя, не плачь. Я буду печь калачи и тебе испеку. Будешь есть хорошие, мягкие калачики:

Не плачь, не плачь,
Дам калач!
Не реви, не реви -
Дам все три!
Не швы"ркай, не швыркай -
Дам с дыркой!

А если будешь плакать, дам худой лапоть! Вот умница, замолчала, плакать перестала. И глазыньки просохли, как солнышки засияли».

(Архангельская область)

Пою, когда малец мой плачет, ревит:

Рёва-корова,
Дай молочка!
А не дашь молочка -
Вдарю тебя под бочка!

И тут когда как придётся, когда из люльки и на руки возьмёшь, утешаешь: «А ну-ну, Ванечка, не плачь, испеку тебе калач. Ну-ну, не завой, испеку тебе другой. Ну-ну, не реви - испеку тебе три! Если понимаешь по-русски - не кричи! А то вон Бука идёт, тебя в мешок посадит и унесёт. Не плачь, от Буки не спрячешься!» Ну и утешишь его, уговоришь, угомонится он.

(Краснодарский край)

Гляжу, плачет внучка - мамка отшлёпала. Я и успокаиваю:

Я, коза-дереза,
Всему свету гроза!
Кто Олю будет бить.
Тому худо будет жить!

Она ушки топориком сделает, глазёнками зырк-зырк на меня и замолкает, не плачет больше.

(Белгородская область)

Прутиком успокаивали, чтоб не плакал. И Бабой Ягой пугали: «Не реви! А то Баба Яга - старая карга придёт, тебя отнесёт в лесок и зароет во песок. А медведи найдут, на тебя заревут. Кабаны придут, под дубок отнесут. Будешь под дубком лежать, будут птички прилетать, тебе кушать не давать. Не будешь расти и помрёшь в напасти! Ну, замолчи, не реви! Вон Бабка Яга - порота нога за дверьми стоит, на тебя глядит. Поди-поди, Бабка Яга, сюда! Алёшка-то не затихает!» А этот Алёшка уже и прислушивается, примудряется-пригадывает что-то там про себя, на дверь поглядывает. Ну, и замолчит. Положишь его в кроватку на бочок, он и уснёт.

(Смоленская область)

Чтобы не плакали, пугали. Были Буки-ти, Чиликуны - дети их боялись. В Игнатьев день Чиликуны в острых шапках выходили из проруби, а потом на Крещение уходили. В то время по Святкам ходили наряженными по деревне колядовщики. И вот этими пугали малышей: «Гляди, Чиликуны вышли! Вот всех-то озорников да рёв с собой в прорубь утягивают». А в бане Обдирихи боялись, под полком тогда всё с лучиной она. Заплачет малышонок, а ему: «Обдериха-то под полком, за пяточку укусит, за чубок подерёт». Там же черняше всё в бане-то, ну и они боялись.

(Архангельская область)

Чтоб внучечка не озорничала, не баловала, всё козой пугаешь: «Коза рогатая идёт, рожками забодёт, ножками затопчет, хвостиком заметёт!» А испугается шибко она, то и говоришь: «Не бодай, коза, Танечку! А коза бодается-бодается, а мужик ругается-ругается. Стой, стой, коза, стой, безрогая моя! Не бодай деток! Детки ещё маленькие...»

(Белгородская область)

А когда малой, бегая да мудруя, кричит, и не сделаешь уже ничего, говоришь: «Замолчи! А то дед Бабай с мешком сейчас придёт и заберёт. Отнесёт за кустик и назад не пустит». Гуляешь с ним, а там лошади-ти, коровы на выпасе. А он пальцем тыча: «Баба, к коське, к коське!» Хотит к лошади подойти. А я ему:

Кыш, кыш, ком,
Не ходи, Ваня, лужком!
Тебя кони залягают,
Коровы забодут,
Маленьки телятки
На рожках унесут!

Он и не просится уж.

(Архангельская область)

Я когда выведу Катьку, свою внучку, гулять, и она заупрямится что-то там и далеко отбегает поиграть, тут я ей сказываю:

Уж ты, крошка моя,
Не ходи туда одна!
Там мышки сидят,
Горностайчики сидят.
Тебя, внученька, съедят!

Она испугается, скорей бежит ко мне и под юбку прячется. А как закуролесит, разбукусится, я ей:

Ай цугу, цугу, цугу,
Не кружися на лугу.
На лугу лужица,
Голова закружится.
В лужицу ты упадёшь
И потонешь, пропадёшь!

И она не балуется, утихомиривается.

(Нижегородская область)

Ванька что-нибудь закапризничает, захнычет: «У меня тут бо-бо». А я: «Ну, давай я тебя полечу!» Ну и начинаешь. Вот, значит, он тогда ляжет, вытянется и прислухивается, а я ему причитываю: «У кошки боли, у собачки боли, а у Ванечки заживи! Чтоб не горело, не болело, не кололо, не пороло, зажило! Во веки веков!» И дую на больное место, и поглаживаю. Не отойду, пока он жалится.

(Грузия, духоборы)

Если у ребёнка какая-то боль, то ль он там пальчик прибил, или упал и ушибся, то своим указательным пальцем водишь вокруг больного места - округ-оберёг. Потом по больному месту приглаживаешь ладонью и при том три раза запеваешь:

У кыски боли,
У мышки боли,
У собачки боли,
У рассомачки боли.
А у Вовочки -
Никогда не боли,
Всё заживи!

И всё заживёт.

(Коми)

Ушибётся, а я его утешаю: «Ой, бо-бо! У волка боли, у зайца боли, у медведя боли, а у Никитки поправей! Подьте, подьте, все боли, за чистое поле, за тёмный лес, там вам умереть и дня не болеть!» Ну, тут ещё подуешь на ранку, погладишь, три раза плюнешь. И всё оправится, всё отвалится, не будет болеть.

(Архангельская область)

Спать и днём сыночка уложишь. А когда проснётся, чуть-чуть отойдёт, полежит в люльке, подойдёшь к нему, качаешь и забавлянку запеваешь:

Кочки-вочки,
Ехали хохлочки
На серой собачке!
Зацепили за пянёк,
Простояли весь дянёк.
А вечером отцепили
И назад покатили.

Он рассмешится, разулыбается. Тогда берёшь его на руки, подержишь чуток, поносишь. Потом покормишь, положишь в зыбку, и он лежит. Когда он лежит спокойно, не тревожит, что-то по хозяйству делаешь, без дела не сидишь. Думаешь: «Ну и хорошо, пусть полежит». А когда уж он начнёт там в зыбке кряхтеть-пыхтеть, тогда всё бросаешь, подходишь к нему, вынаешь из зыбки и забавляешь.

(Волгоградская область)

Придут ко мне, скажут: «Ой, Авдотья, поводись-ка с робятками-то. В поле надо идти, ведь не с кем оставить. Авдотья, поводись, дорогая». А я и не откажусь: «Ну да ладно уж, повожусь». Придёшь - один малый в зыбке лежит, другой под лавкой сидит, третий на полу играется. Вот и забавляешь их:

Чебатуха, чебатуха,
Хорошая баба,
Наварила кулешу,
Нажарила сала.
Поставила у чулан,
А кошка похватала.

И про эту кошку чего там им ещё не наплетёшь:

Я этой кошке
Купила сапожки,
Причесала усы,
Сшила новые трусы.
Только как их надевать -
Хвостик некуда девать.

Весь день с ними водишься. И за это деньги не брала. Хозяева что-нибудь испекут, состряпают и угостят чем-то вкусным. Кто принесёт еды какой. Говорят так: «Дитя любит качку, пестунья подачку, дитя любит рожок, а пестунья пирожок».

(Белгородская область)

Ребёнок проснётся и захныкает в качке. Вот подойдёшь и качку сильно поперёк от себя раскачиваешь: «Гойда-гойдоша, съел кобылку и лоша! Гойда-гойдоша, съел кобылку и лоша!»

Или так прикачнёшь:

Гойда-гойдоша,
Где кобылка, там лоша!
Поскакали до воды,
Объелися лебеды!

Надо из качки его брать. Распеленаю и на подушку ложу отдохнуть от пелёнок. Ручки, ножки он расправит, вольно так ему. Это когда гулялися с ребёнком - забавляли.

Проснётся Катька и ревит. Я к ней. Надо одевать, из кроватки брать. И говорю: «Иду, Катьку разбужу. Уж ты скорей вставай, ножки обувай да по горенке ступай. Девонька, не ленись, поскорее шевелись». Одеваю, а сама размовляю:

Бабка краски разводила,
Дед портреты рисовал,
Свинья музыку играла,
Кобель польку танцевал.

Из кроватки её возьму и приплясываю с ней на руках:

Современные методы заботы о детях и весь процесс их воспитания включают в себя самые разнообразные элементы. Детям покупают множество развивающих игрушек, одежду, которая будет способствовать правильному формированию и положению костей.

Обычно, если кто и вспоминает об этом слове, то быстро путает его с прибаутками и потешками. Хотя всё это и является малыми фольклорными жанрами, созданными для детей, они имеют свои тонкости. Например, суть потешки именно в развлечении, хотя оно и призвано способствовать воспитанию. Иногда она помогала матерям превратить обыденные процессы, вроде купания и приготовления еды, в игру для ребенка. Прибаутки уже читались несколько более взрослым детям, потому что с их помощью происходило обучение различным вещам.

Понять смысл этого слова можно, если обратить внимание на глагол пестовать. В своём устаревшем значении это значит нянчить ребенка. Вот и пестушки были созданы именно для этого – с их помощью матери и няни заботились о своих малышах. Они читали им небольшие стишки, которые сопровождали пробуждение ребенка или какие-то другие процессы.

  • Пестушки читают маленьким детям, не старше года, для которых на данном этапе самым важным является правильное физическое развитие. Добрый материнский голос, её нежные прикосновения создают отличную основу для этого.
  • Очень часто пестушками сопровождают разнообразные детские массажи. Обычно они состоят из очень простых элементов, вроде сгибания-разгибания ног или поворачивания головы, но в сочетании с легкими стихами это получается отличным элементом развития грудничка.

Чем полезны пестушки?

  1. С помощью несложных строк ребенок с детства начинает усваивать некоторую информацию о мире вокруг него. Пестушками сопровождают и обучение ходьбе, а также практически любые контакты дитя с матерью. Она может читать соответствующие стихи, пока купает или одевает малыша, а также они могут стать элементом убаюкивания.
  2. Простые слова понемногу начинают усваиваться ребенком. С помощью пестушек начинается его формирование речи. Ребенку гораздо лучше слушать пусть и простые, но понятные и добре слова, нежели неясные разговоры или ругань родителей где-то рядом.
  3. Пестушки позволяют морально поддержать процесс обучения ребенка чему-то новому. Они подсказывают ему, что он поступает правильно, и может в дальнейшем продолжать повторять подобное.

Наши прапрабабушки не знали слово массаж, но они знали много пестушек. Что такое «пестушка»? Само слово подсказывает нам его значение. Пестовать – нянчить, воспитывать, растить с лаской и заботой, хлопотать над ребёнком.

Пестушку в наше время часто путают с потешкой или прибауткой, самыми распространенными формами детского фольклора. В чём их различие? В потешках и прибаутках заложен элемент обучения, а пестушки придуманы, именно для самых маленьких, для детишек до года. А что важно для первого года жизни? Конечно, физическое развитие. Нежный голос матери и, обязательно, её ласковые прикосновения - вот глубокий смысл пестушек. Это народная, выработанная временем система упражнений для физического развития ребёнка.

Сами того не зная, молодые мамы, делая массаж грудничку и приговаривая такие знакомые «потягушки, порастушки» знакомят малыша с его первыми стихотворениями - пестушками.

Простые, но очень важные для малыша движения: сгибание, разгибание ножек, разведение и скрещивание ручек, поворачивание головки, постукивание кулачков и пяточек, которые как бы за него делают взрослые, сопровождая ласковым голосом, залог его эмоционального и физиологического благополучия.

«Потягунюшки, порастунюшки,

Поперек толстунюшки,

А в ножки - ходунушки

А в ручки - хватунушки,

А в роток - говорок,

А в головку - разумок».

Несмотря на свою форму – короткие, часто всего 4 строчки, стихотворения, пестушки несут в себе много информации. Рассказывают малышу об окружающем мире, и подсказывают взрослому, какие движения делать.

Тяни холсты, потягивай – разводим ручки малыша в стороны,

В коробочку покладывай – скрещиваем ручки на груди,

Это маме холст, - гладим одну ручку,

А это Катюше холст – гладим другую.

Приговаривая пестушку, взрослый обращается к малышу по имени, меня если нужно окончания слов. Например, для Любушки – потягунушки, для Юрочки – потягунечки. Или: « Дыбочек, дыбок, скоро деточке годок». Слово «деточке», заменяется на имя малыша.

Обучение ребёнка ходьбе также сопровождалось пестушками.

Большие ноги

Шли по дороге:

Топ, топ, топ,

Топ, топ, топ.

Маленькие ножки

Бежали по дорожке:

Топ, топ, топ, топ,

Топ, топ, топ, топ!

В пестушках затронуты все стороны жизни малыша: купание, одевание, пробуждение, отход ко сну.

Потягуси, потягуси,

Пролетели низко гуси,

Потягушечки, потягушечки,

Перья мягкие в подушечке.

Вода текучая,

Дитя растучее,

С гуся вода,

С тебя худоба

Вода к низу,

А дитя к верху!

До первых слов ещё далеко, но о развитие речи малыша нужно заботиться уже сейчас. Пестушка для ребёнка первый жанр русского народного творчества. Через них ребёнок знакомиться с красотой родного языка. На нежное воркование матери, малыш отвечает своим милым «агу». Это залог, основа его будущей речи.

Несмотря на древность своего происхождения, пестушки актуальны и в наше время. Они очаровательны, содержательны и полны мудрости наших предков. Хоть пестушки и относится к малым формам народного фольклора, но они окажут огромное влияние на развитие Вашего малыша.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Анжеро-Судженского городского округа «Детский сад №39»

«Пестушки и потешки»

Воспитатель:

Помыткина Елена Александровна

ПЕСТУШКИ

«Потягунюшки,
Порастунюшки,
Поперек толстунюшки,
А в ножки - ходунюшки
А в ручки - хватунюшки,
А в роток - говорок,
А в головку - разумок».

«Потягушечки!
Порастушечки!
Поперек толстушечки,
Руки - хватушечки.

Ноги - бегушечки».

«Мешу, мешу тесто,
Есть в печи место,
Пеку, пеку каравай!
Головоньку - валяй, валяй!» -

Поехали, поехали
С орехами, с орехами!
Поскакали, поскакали
С калачами, с калачами!
Вприпрыжку, вприскочку
По кочкам, по кочкам -
В ямку - бух!

Хороша дорога,
Хороша дорога,
Вот стала что-то хуже,
Вот стала что-то хуже,
Шаляет, валяет,
Шаляет, валяет,
На мостике, под мостиком,
На мостике, под мостиком,
Бух в ямку!

Токи-токи-тошки,
Кую, кую ножки.
Ножки у Антошки
Едут по дорожке,
Дорожка кривая,
Ни конца, ни края.

Та-та-та, та-та-та,
Вышла кошка за кота;
Кот ходит по лавочке,
Водит кошку за лапочки,
Топы-топы по лавочке,
Цапы-цапы за лапочки.

Большие ноги
Шли по дороге:
Топ-топ-топ,
Топ-топ-топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ-топ-топ, топ - топ-топ!
Топ-топ-топ, топ-топ-топ!

«Ладушки-ладушки,
Где были? - У Аннушки.
Что ели? - Оладушки.
Где оладушки? - Съели...
Нет оладушек!» (Руки ребенка разводятся в стороны).

Игра продолжается. Взрослый предлагает пойти к Паничке:

Ладушки-ладушки,
Где были? --У Панечки.
Что ели? -Прянички!
Где прянички?
Съели...
Нет пряничков! (Руки ребенка разводятся в стороны).

Г. Лагздынь

Г. Лагздынь

Потягушечки

Вот проснулись.
Потянулись!
С боку на бок
Повернулись.
Потягушечки!
Потягушечки!
Где игрушечки?
Погремушечки?
Ты, игрушка, погреми!
Нашу дочку подними!


Топ-топ-топотушки,
Пляшет зайка у ворот,
Ходят ушки на макушке,
Глазки смотрят в огород.

Раз шажок!

Раз шажок! Два шажок!
Левый! Правый сапожок!
Я учу Алёшку
Топать понемножку!

Три-та-туш-ки

Три-та-туш-ки! Три-та-туш-ки!
Едет Маша на подушке!
На подушечке верхом!
Бух! С подушки кувырком!

Положили на подушки

Положили на подушки:
Куклы – щёчки,
Зайки – ушки,
Козлик – рожки,
Свинка – ножки.

Балалайка

Балалайка, балалайка!
Ну-ка, песенку сыграй-ка!

Ладушки

Ладушки, ладушки,
С мылом моем лапушки!
Чистые ладошки,
Вот вам хлеб да ложки!

Ребенок лежит на спинке, его оглаживают по бокам от плечиков до ступней, приговаривая:

Потягунюшки, порастунюшки,

Потолстунюшки, повертунюшки…

Ребенок лежит на животе, его поглаживают по спинке с приговоркой:

Что в горбу?

Денежки!

Кто наклал?

Дедушка!

Чем он клал?

Уполовничком!

Каким?

Золотым!

С. Вязовка Ковернинского р-на

После мытья ребенка «окачивают» (обливают) прохладной водой с приговоркой:

С гуся вода, с Дашеньки вся худоба! (худоба = болезнь), после чего еще и прыскают на ребенка святой или наговорной водой.

Когда ребенок делает свои первые шаги, кто-нибудь из взрослых, обычно бабушка, несколько раз ножом проводит перед ним короткие черточки на полу, приговаривая: «Рублю стращь (страсть, т.е. страх), рублю стращь» - это чтобы он ходил смело, не боялся.

С. Лапша Первомайского р-на

Когда девочке расчесывают волосы и плетут косу, приговаривают:

Рости, коса, из корню,

Приедет жених из городу,

По косу, косу,

По невесту хорошу!

С. Рожок Сосновского р-на

Ребенок лежит на спинке, бабушка, последовательно поглаживая волосы, лоб, рот с подбородком, грудь, животик, приговаривает:

Лес, полянка,

Бугор, ямка,

Ду- у –шенька, брю-ю-шенька,

А там королечек живет!

Взрослый берет рчки ребенка в свои и, хлопая ими, приговаривает:

Ладушки, ладушки, где были?

У бабушки.

Чаво ели?

Кашку!

Чаво пили?

Бражку!

Чаво на закуску?

Хлеба да капустку!

С. Федулово Ковернинского р-а,

Ладушки, ладушки, де были?

У бабушки.

Чево ели?

Кашку!

Чево пили?

Бражку!

Ели кашку с семечком, били его (её) веничком!

С. Рожок Сосновского р-на

Ладышки, д ладышки, где были?

У бабушки.

Чево ели?

Кашку!

Чево пили?

Бражку.

Кашка масленькыя,

Бражка слатенькыя.

Попили, поели,

Ши-и-ш, улетели! (При последних словах ручки ребенка разводят в стороны и слегка машут ими, как крылышками).

Ладушки, ладушки,

Испечем оладушки.

На окно поставим,

Остывать заставим.

Остынут – поедим

И воробушкам дадим.

А воробушки поели,

Шу-у, полетели,

На головку сели.

Г. Арзамас

Усадив ребенка к себе на колени, взрослый слегка подбрасывает его и приговаривает:

Таты, таты, таточки,

Да поморозил пяточки.

Стал на дыбочках ходить,

Стал девчоночек любить.

Берет в руку по очереди ножки ребенка и, похлопывая по подошвам ладонью другой руки, продолжает:

А мы ножку подкуем,

Чтобы бегала бегом.

И другую подкуем,

Чтобы бегала бегом.

С.Богоявленье Семеновского р-на

«Значит, вот я сажаю его (ребенка) на колени, и вот одной ногой о другую (подошвами):

Пошел мужик дрова рубить.

Отрубит да бросит,

Отрубит да бросит.

Уж так ему нравится!»

С. Белбаж Ковернинского р-на

«Хлопаю в ладошки (ручки ребенка в руках взрослого) и приговариваю ему:

Ты сорока- белобока,

Научи меня летать.

Не высоко и не низко,

Чтобы бабушку видать!»

Д. Казанцево Ковернинского р-на,

«Качаю на коленках и припеваю:

Ай туту, туту, туту,

Не вари кашу круту,

Вари жиденьку,

Вари сладеньку,

Корми Ваню маненьку.»

С. Б.Макателём Первомайского р-на,

Ребенок сидит на коленях у взрослого, который слегка подбрасывает его и приговаривает:

Тушки, тутушки,

Пекла баба витушки,

Пекла баба витушки

Про зятя про Илюшку.

(резко меняя ритм и интонацию)

Зять - говно,

Да не бывал давно!

С. Богоявленье Семеновского р-на,

Взрослый слегка переваливает ребенка с колена на колено, имитируя езду на телеге:

По кочкам, по кочкам,

По гладенькой дорожке,

По ухабам! По ухабам!

В ямку бух!

(роняет его между колен, подхватывая у самого пола).

Д. Долгушата Котельнического р-на Кировской обл.,

Иван-болван молоко болтал

(раскачивают ребенка в разные стороны),

Жена крива, молоко пролила

(«роняет» ребенка)

С. Б. Макателём Первомайского р-на,

Покачивая ребенка на своих коленях, взрослый приговаривает:

Кати, кати, катеньки,

Едет поп на кляченьке

(ссаживает ребенка с колен),

Попадья взади пешком

Подгоняет кляч мешком!

С. Липовка Арзамасского р-на

Взрослый перебирает пальчики ребенка, начиная с мизинчика:

Этому кашки, этому бражки,

Этому пивца, этому винца,

А этот сам пересоленький,

Хлеба съест.

Шу-у, полетели на головку,

С головки на брюшко,

А с брюшка Сереженьке за ушко.

С. Рожок Сосновского р-на

Сорока – ворона кашку варила,

Деток кормила:

(перебирает пальчики, начиная с мизинца)

Этому дала в чашке,

Этому в плошке,

Этому в ложке,

Этому в поварешке,

А этому ничего не дала:

(теребя большой палец)

Ты дров не рубил,

Ты воды не носил,

Ты кашу не варил.

Сам дров наруби,

Сам воды наноси,

Сам кашу свари,

Сам кашу и ешь!

Вот пень

(касается ребром ладони запястья),

Вот колода,

Вот холодная вода,

Вот горячая вода,

Вот кипяток

(перемещает ребро ладони все выше, приближаясь к подмышке),

А вот щекоток, щекоток, щекоток!

(неожиданно шекочет ребенка).

Д. Долгушата Котельнического р-на Кировской обл..,

Сорока, сорока,

Кашу варила, гостей манила,

На порог скакала, гостей созывала.

Этому дала, и этому дала,

И этому дала, и этому дала,

А этому не досталось.

Якимка, Якимка, сходи за мякинкой,

Дам тебе я кашки

На красной ложке,

На пешным (печном) окошке.

Кы-ы-ш, на головушку, кы-ы-ш!

С. Крутец Бутурлинского р-на

Сорока,сорока, где была?

Далёко.

Кашу варила,

Гостей манила.

Кашу на стол,

Гости за стол.

Кашу со стола,

Гости со двора.

Вариант:

Гости на двор,

Кашу за стол,

Гости со двора,

Кашу со стола.

Ши-и-ш, полетели,

На головку сели,

Песенку спели,

Опять улетели.

(ребенка покачивают в разных ритмах или хлопают его ладошками, а затем поднимают вверх и опускают на головку).

С. Б.Макателём Первомайского р-на

Как у дедушки Петра

Нет ни печки, ни шестка,

Одна липова доска.

Как на этой на доске

Лежал серенький коток,

Лежал серенький коток,

Раскудрявенький лобок.

Вот повадился коток

К двум старушкам в полгребок,

К двум старушкам в погребок

Красть сметану и творог.

Как заметили кота

Две старушки из окна,

Побежали за котом

С дубиною, с батогом.

Как ударили кота

Поперек да живота,

Повернулся наш коток

С боку на бок раз пяток.

Г. Арзамас,

Ах ты, котенька-коток,

Кудреватый твой лобок.

Вот повадился коток

Лазить в чужой погребок.

Лазитьв чужой погребок

По сметанку и творог.

Вот споймали кота,

Отлупили и бока

И повесили кота

На шабровы ворота.

Вот те, котенька-коток,

И сметанка, и творог,

И сметанка, и творог,

И парное молоко!

Д. Лапша Первомайского р-на

Сказка – побаска

Ехала по лавке,

Задком, задком, на боярский двор.

Там и шапочки пушат, перепушивают,

Одна шапочка упала,

А татарочка украла.

Татарочка маненька,

Ударила в доску,

Поехала в Москву

А в Москве калачи.

Как огонь горячи.

А в Петербурге вино

По копейке ведро.

Хошь пей, хошь лей,

Хошь укачивайся,

С боку на бок перворачивайся.

С. Абрамово Арзамасского р-на

Как у бабушки Варвары

Сидят курочки н амбаре (на амбаре).

Они росются, в избу просются.

Надо бабушке вставать,

Пашенца курам давать.

Напоила, накормила,

Полетели на дубок.

А дубок сломился,

Другой ук(о)ротился.

Маленьки татарочки

Взяли все по палочке,

Стукнули в доску,

Поехали в Москву.

А в Москве не рано

Убили барана.

У барана попа драна,

У быка под бока.

У быка под бока

Надоили молока,

Кринку да юнку

Серому котенку.

Хошь пей, хошь лей,

Хошь окачивайся,

С боку на бок, на бочок

Перворачивайся.

С.Крутец Бутурлинского р-на

Летели две птички,

Собой невелички.

Шуба рвана, без кармана,

Без подметок сапоги,

Нахлобучена фуражка,

А в карманах пироги.

Как они летели,

Все люди глядели.

Шуба рвана без кармана,

Без подметок сапоги.

Нахлобучена

Как они садились,

Все люди дивились.

Шуба рвана без кармана,

Без подметок сапоги.

Нахлобучена фуражка,

А в карманах пироги.

С. Богоявленье Семеновского р-на

Потягу-тягунюшки.
Порасту-растунюшки!
Ножки ходунюшки!
Ручки хватунюшки!
В роток говорок,
А в голову разумок.

Тяги, тяги, потягушеньки!
На Катю порастушеньки!
Расти, доченька, здоровая,
Как яблонька садовая!

По большой дороге
Шли БОЛЬШИЕ ноги -
ТОП! ТОП! ТОП!
А маленькие ножки
бежали подорожке-
топ, топ, топ.

Ах,ты, моя девочка,
Пушистая белочка,
Сладкая конфеточка,
Сиреневая веточка.
Ой, ты, мой сыночек,
Пшеничный колосочек,
Лазоревый цветочек,
Сиреневый кусточек.

Ой ладки-ладок,
Скоро Ванечке годок,
Вырастай с дубок,
Достанешь потолок;
Расти и повыше -
Достанешь до крыши.
Вот такой расти,
Чтоб все видеть могли!

Ване-соколочку,
дам я три цветочка.
Один цветок игривый,
Другой цветок сонливый,
А третий - счастливый.
Чтобы Ваня не болел,
На сердечко не скорбел.
А в роток говорусеньки,
А в ножки - ходусеньки,
А в ручки - ладусеньки.
Вырастай здоровенький,
Хорошенький, пригоженький,
Матушке - на забаву,
Батюшке - на славу.

Вода текучая,
Дитя растучее,
С гуся вода,
С тебя худоба,
Вода книзу,
А дитя кверху.

С гуся вода,
С лебедя вода,
С моего дитя -
Вся худоба
На пустой лес,
На большую воду,
Под гнилую колоду.

У волка - боли.
У зайца - боли,
У медведя - боли,
У Павлуши - заживи!

Ай, не плачь, ты не плач!
Я куплю тебе калач.
Ой, не вой, ты не вой!
Я куплю тебе другой.
Не реви, не реви,
Куплю сухари!

Ладушки,ладушки,
Где были? - У бабушки.
А у нашей бабушки
На столе оладушки
И с малиной пирожок -
Ну-ка съешь его, дружок!

Тпрушки, тпрушки,
На столе преснушки,
На столе преснушки,
А в печи ватрушки.
Тпрушки, тпрушки
Пекла баба ватрушки.
Всем по преснушке,
А Андрюшке - ватрушку.
Тпрушки, тпрушки,
Всем - по ватрушке,
А две - Андрюшке.

Ну-ка, ну-ка, ну-ка, ну-ли!
Не ворчите вы, кастрюли!
Не ворчите, не ш ипите,
Кашу сладкую варите,
Кашу сладкую варите.
Наших деток (нашу детку) накормите.

Пришел кисель,
На залавочке присел.
На залавочке присел
Поесть (есть...) Ванечке велел.

Пышка-лепешка
В печи сидела,
На тебя глядела-
В рот захотела.

Пошел Степа на бережок.
Нашел каши горшок.
Толоконца комок.
Каша масленая,
Ложка красненькая.
Ложка гнется!
Степка смеется,
Душа радуется!

Ой, ладушки ладушки,
Испечем оладушки.
На окно поставим,
Остывать оставим.
А остынут - поедим
И воробышкам дадим.

Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки алели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

На моей тарелочке
Рыженькая белочка.
Чтоб она была видна,
Все съедаю я до дна!

Колокольчик голубой
Поклонился нам с тобой.
Колокольчики-цветы
Очень вежливы. А ты?

Носит одуванчик
Желтый сарафанчик.
Подрастет - нарядится
В беленькое платьице.
Легкое, воздушное,
Ветерку послушное.

Потягунюшки, порастунюшки,
Поперек толстунюшки,
А в ножки - ходунюшки,
А вручки - хватунюшки,
А в роток - говорок,
А в умок - разумок!

Птички, птички полетели,
На головку сели.
Сели, сели, посидели
Да опять полетели.

Чку, чук, чучки,
На горе - стручки,
Под горой - лопатки,
Бегают ребятки.

Вода текучая,
Дите растучее,
С гуся вода -
С тебя худоба.
Вода книзу,
В дитя кверху.
С гуся - вода,
С лебедя - вода,
А с тебя худоба.

У кошки болит,
У собаки болит,
У лошадки болит,
А у Ванюши не болит.

У лисы болит,
У волка болит,
От Катюши боль
На березу в лес улети!

Та-та-та-та-та-та-та,
Вышла кошка за кота.
Кот ходит по лавочке,
Водит кошку за лапочки,
Топы-топы по лавочке,
Цапы-цапы за лапочки.

Большие ноги
Шагали по дороге:
ТОП, ТОП, ТОП!
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ-топ-топ-топ-топ!

Ладушки, ладушки,
Где были?
- У бабушки.
- Что ели?
- Кашку.
- Что пили?
- Бражку.
- Что на закуску?
- Щи да капустку.
- Что на заедку?
- Сладенькую репку.
- Шуу, полетели,
На головку сели,
Ладушки запели!

Сорока, сорока,
Где была?
- Далеко:
В лесу на опушке,
На попрядушке,
Кашу варила,
на порог становила,
Деток кормила,
Гостей собирала,
Всех угощала:
Одному - ложечку,
Другому - ложечку,
А третьему - целую поварежечку!

Сорока-белобока
Кашу варила,
Деток кормила:
- Этому дала,
Этому дала,
- Этому дала,
А этому не дала:
Ты в лес не ходил,
Дров не рубил,
Воды не носил,
Печь не топил -
Не дам тебе кашки!

Пальчик-пальчик,
Где ты был?
- С этим пальцем
В лес ходил,
С этим пальцем
Щи варил,
С этим пальцем
Кашу ел,
С этим пальцем
Песни пел.

Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая,
Ножками - топ-топ,
Глазками - хлоп, хлоп.
- Кто каши не ест, молока не пьет -
Забодаю, забодаю, забодаю!

Ваня, Ваня-простота,
Купил лошадь без хвоста.
Сел задом наперед
И поехал в огород.

От моей Оли
Уйдите, боли,
На чистое поле,
На синее море,
На темный лес,
На калину, на малину,
На горькую мать-осину.

Не плачь, не плачь, детка,
Прискачет к тебе белка,
Принесет орешки -
Для Машиной потешки.

С гуся вода,
С лебедя вода,
А с моего дитятки
Вся худоба -
На пустой лес,
На большую воду
Под гнилую колоду!

Ах ты моя девочка,
Золотая белочка,
Сладкая конфеточка,
Сиреневая веточка!

Ой ты, мой сыночек,
Пшеничный колосочек,
Лазоревый цветочек,
Сиреневый кусточек!

Чики-чики-чикалочки,
Сидит зайчик на палочке,
Белка на тележке,
Щелкает орешки.
Иди зайчик, не проси,
Сам орешком натруси.

Дыбочек-дыбок,
Скоро Ванечке годок,
Вырастай с дубок,
Достанешь потолок,
Расти и повыше -
Достанешь до крыши,
Вот такой расти,
Чтобы видеть все могли!

А лады, лады, лады,
Не посажены сады.
А мой Сашенька пойдет,
Он посадит и польет,
Топ, топ, топ...

Ладушки, ладушки!
Где были?
У бабушки.
Что вы ели?
Кашку.
Пили?
Простоквашку.
Простоквашка вкусненька,
Кашка сладенька,
Бабушка добренька!
Попили, поели, шу-у-у…
Домой полетели,
На головку сели,
Ладушки запели. (Малыш вскидывает ручки, делает взмахивания и прикладывает ладошки к головке).

Киска, киска, киска, брысь!
На дорожку не садись:
Наша куколка пойдет,
Через киску упадет!

Или:

Уходи с дороги кот!
Кукла Танечка идет,
Кукла Танечка идет,
Ни за что не упадет!

«Дыбок, дыбок,
Скоро Сашеньке годок!
Дыбок-дыбок! Целый годок!»

Умывая, можно сказать:

Водичка-водичка,
Умой наше личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

Купая малютку, мама ласково произносит:

«Вода текучая,
Дитя растучее.
С гуся вода,
С дитя худоба!
Вода книзу,
А дитя кверху!»

Одевая ребенка на прогулку, мама может его развлечь следующими строчками:

Наша Маша (Даша, Саша, Катя) маленька,
На ней шубка аленька,
Опушка бобровая,
Маша чернобровая.

Пришел кисель,
На лавочке присел,
На лавочке присел,
Поесть Оленьке велел.

Возможен и совсем короткий вариант:

Будем кашку варить,
Будем Сашеньку кормить.

Наша деточка в саду,
Словно яблочко в меду!

На дубочке, на дубочке
Тут сидят два голубочка.
У них шейки голубые,

У них перья золотые,
Красные кафтанчики,
Синие карманчики
На дубу они сидят,
Меж собою говорят:
Все про Галеньку
Все про маленьку...

В светлом теремочке
Выросла Лизуша!
Люди ее любят,
Все ее голубят.
Вариант для мальчика:
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Коленька хороший,
Коленька пригожий.

Ладушки, ладушки,
Курочки-рябушки.
Ладушки, ладушки,
Курочки-кладушки.
Петушок с хвостом,
Гребешок торчком.
Крылышками - хлоп-хлоп!
Ну а мы их - хоп-хоп!
И поймали!

Прилетели, прилетели
Воробышки в огород.
Загалдели, загалдели:
- Чей горох, чей горох?
Прибежал старик хромой:
- Мой, мой, мой, мой!
А воробышки клюют -
- Чик да чок! Чик да Чок!
За стручком стручок
Рассердился старичок:
- Ишь!
Размахнулся старичок:
- Кыш!

Эх топни, нога,
Топни правенькая,
Пошла деточка плясать -
Хоть и маленькая!

Гоп-гоп, гули, гоп,
Кто сел Машеньке на лоб,
Крылышками хлоп, хлоп!
Маша ножкой топ, топ!

Летела пчела около чела -ж-ж-ж!
Летела оса около носа - дз-дз-дз!
Летела мушка около ушка - бз-бз-бз!
Летел жук - в голову - бух!

Ивану-большаку - дрова рубить,
Ваське-указке - воду носить,
Мишке-среднему - печку топить,
Гришке-сиротке - кашу варить.
А крошке Тимошке- песенки петь.
Песни петь да плясать,
Родных братьев потешать.

Ехали дрожки
По стежке-дорожке,
По стежке-дорожке
Ровнее ладошки,
Лугом, лесочком
С кочки на кочку.
Вприпрыжку, вприскочку.
По оврагам, по камням,
По ухабам, по корням.
Прямо в яму - БАМ!

Ехали мы, ехали
К белке за орехами.
По кочкам, по кочкам,
По маленьким пенечкам,
Да в ямку бух!
Раздавили сорок мух!

Поскакали, поскакали,
С румянными калачами.
В три прыжка, вприскочку
По пенькам, по кочкам.
На молоденькой лошадке -
Трюх, трюх, рюх, трюх!
На усталой старой кляче -
В ямку - бух!

Тюшки, тю-тюшки,
Веселы все душки.
Подыму Егорку
На крутую горку.
Бух, покатился,
С горки свалился!

Шла веселая собака,
чики-брики-гав!
А за ней бежали гуси,
голову задрав,
А за ними поросенок,
чики-брики-хрю!
Чики-брики, повтори-ка
, что я говорю!

Ай, ай, айчик!
Приходи к нам зайчик!
И Ванюшу забирай,
Непослушненького,
Балавушненького.

Не плачь, не плачь, детка,
Прискачет к тебе белка,
Принесет орешки -
Тебе для потешки.
Если будешь плакать -
Дадим рваный лапоть.

Уходите, боли, в пол.
Уходите, боли, в лес.
К лисе хитрющей,
К волку в пущу,
К вороне в гнездо,
К рыбке на дно,
К медведю в берлогу,
Ко всем по-немногу.
Улетели боли,
Не вернутся боле.

Вода текучая,
Дитя растучее,
С гуся вода,
С тебя худоба,
Вода книзу,
А дитя кверху.

С гуся вода,
С лебедя вода,

Глубоко - не мелко!
Корабли в тарелках:
Луку головка,
Красная марковка,
Петрушка, картошка
И крупки немножко.
Вот кораблик плывет,
Заплывает прямо в рот!

Гу-ту-ту, гу-ту-ту,
На зеленом на лугу
Стоит чашка творогу.
Прилетели две тетери,
Поклевали, улетели.
Как они летели,
Мы на них глядели,
Как они садились,
Все на них дивились.
Ам, ам, ам, ам.
Ах, ах, ах, ах.

Ладушки, ладушки,
Испекли оладушки,
На окно поставили,
Остывать оставили.
Остынут, поедим
И воробышкам дадим.
Воробышки сели,
Все оладьи съели.
Кыш, кыш - полетели!
На головку сели

Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая.
Ножками топ-топ!
Глазками хлоп-хлоп!
Кто кашки не ест,
Молока не пьет,
Того забодает, забодает, ЗАБОДАЕТ!

Идет коза рогатая,
Идет по боку дратая!
Кто молочка не пьет,
Того рогом бьет -
Пыр, пыр, пыр!

Гроза идет!
Коза бредет!
Травку жует!
Молочко дает!
Кто кашку не ест,
Молочко не пьет?
Того забодает,
На рогах унесет!

Люли, люли, люленьки.
Прилетели гуленьки.
Стали гули говорить,
Чем Танюшу накормить.
Один скажет - кашкою,
Другой - простоквашкою,
Третий скажет - молочком
И румяным пирожком.

Водица-царица,
Всем помошница!
Помогала лугам,
Помогай и нам!

Котик-коток
Просыпался ранешенько,
Бежал на мосток,
Умывался белешенько.
Носик мыл, хвостик мыл,
И про лапки не забыл.

Тили-тили-тили-тили,
Мы по воду не ходили.
Приходил Егорка,
Приносил ведерко.
Мыли-мыли-мыли-мыли,
Бело-набело отмыли.
Лишь головушка одна
Все-равно черным-черна!

Заинька, приди к нам,
Серенький, приди к нам.
И так и сяк, приди к нам,
И так и сяк, приди к нам!

Заинька, умойся,
Серенький, умойся.
И так и сяк, умойся,
И так и сяк, умойся!

Заинька, причешись,
Серенький, причешись.
И так и сяк, причешись,
И так и сяк, причешись!

Заинька, попляши,
Серенький, попляши.
И так и сяк, попляши,
Серенький, попляши!

Кран,
Откройся!
Нос,
Умойся!

Мойтесь
Сразу,
Оба
Глаза!

Мойтесь,
Уши,
Мойся,
Шейка!

Шейка, мойся
Хорошенько!

Мойся,
Мойся,
Обливайся!

Грязь,
Смывайся!
Грязь,
Смывайся!!!

Водичка-водичка,
Умой Настино личико,
Настя кушала кашку,
Испачкала мордашку.
Чтобы девочка была
Самой чистенькой всегда,
Помоги, водичка,
Умыть Настино личико.

Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!

Буль, буль, буль, карасики.
Моемся мы в тазике.
Рядом лягушата, рыбки и утята.

Кто тут будет куп-куп,
По водичке - хлюп-хлюп?
В ванну быстро - прыг, прыг,
В ванне ножкой - дрыг, дрыг!
Будет мыло пениться,
И грязь куда-то денется.

Расти, коса, до пояса,
Не вырани ни волоса.
Расти, косонька, до пят -
Все волосоньки в ряд.
Расти, коса, не путайся -
Маму, дочка, слушайся.

Уж я косу заплету,
Уж я русу заплету,
Я плету, плету, плету,
Приговариваю:
ты расти,расти, коса,
Всему городу краса