Сообщение лоскутное. Лоскутное шитье, виды и техники. Как правильно носить классические вещи и не выглядеть старше своих лет

Лоскутное шитьё

Лоскутное шитьё (также пэчворк , от англ. patchwork ) - вид рукоделия , при котором по принципу мозаики сшивается цельное изделие из разноцветных и пёстрых кусочков ткани (лоскутков) с определённым рисунком. В процессе работы создаётся полотно с новым цветовым решением, узором, иногда фактурой. Современные мастера выполняют также в технике лоскутного шитья объёмно-пространственные композиции. В России давно используется лоскутная техника, в частности для изготовления стёганых изделий (лоскутных одеял) и других изделий.

История

Сборка полотна из лоскутов, аппликация из ткани, стёганые изделия издавна существовали независимо друг от друга у многих народов мира. Известен египетский орнамент, созданный из кусочков газельей кожи около 980 года до н. э., в одном из музеев Токио экспонируется сшитый примерно в то же время костюм с украшениями из лоскутов. В 1920 году в Пещере тысячи Будд был найден ковёр, собранный приблизительно в IX веке из множества кусочков одежд паломников. В XVI веке в Англию начали поступать красочные ткани разнообразных узоров из индийского хлопка . Одеяло, декорированное вышивкой или набойкой , считалось модным украшением домашнего интерьера. Шитьё из лоскутов появилось в результате дефицита ситца, возникшего из-за запрета продажи в Англии индийских тканей в 1712 году. Таким образом правительство намеревалось сохранить отечественные мануфактуры, на которых производились шерстяные и шелковые ткани. Ситец попадал в Англию контрабандными путями и его цена резко выросла. Обрезки, оставшиеся после кроя одежды из ситца, не выбрасывали, а использовали для создания других изделий. Крупными фрагментами декорировались шерстяные либо льняные ткани в технике аппликации. Самые мелкие остатки сшивались друг с другом, образуя единое полотно.

Традиционный американский узор «Зуб пилы».

Сборка пэчворка «Бабушкин сад» («Соты», «Гексагон»).

В 70-х годах XX века в Америке интерес к пэчворку возродился. Стали популярны квилт-клубы, специализированные магазины предлагают покупателю все необходимые материалы для этого вида декоративно-прикладного искусства, широкий ассортимент тематических книг и журналов. В 1971 году Ив Сен-Лоран создал модель, декорированную лоскутным шитьём, предвосхитив новое направление в моде - увлечение фольклорным романтизмом .

На Руси издавна было распространено бережливое отношение к ткани, как произведённой дома (до XVIII века в основном в стране использовалось домотканое полотно), так и покупной. «Домострой » содержит подробные инструкции кроя платья, сортировки и сохранения обрезков и починки готовой одежды. Шитьё из лоскутов получило широкое распространение во второй половине XIX века с появлением в продаже заграничного ситца. В отличие от домотканых полотен, ширина которых была около 40 см, ткани фабричного производства имели ширину 75-80 см, и при раскрое из них одежды образовывалось большое количество обрезков. Аппликация появилась позднее: так как английские ситцы в России были дороги, считалось неуместным закрывать одну ткань другой. Своего пика лоскутное шитьё достигло в конце века, когда было налажено производство дешевых хлопчатобумажных набивных тканей и появились швейные машины . Вещи, создаваемые в крестьянской среде, несли исключительно практическую функцию. Однако в приёмы сборки полотна, цветовое решение изделий всегда привносились художественные предпочтения местных жителей. Были созданы оригинальные техники объемного лоскутного шитья: «ляпаками» (или «ляпачиха»: необработанные разноцветные полоски, нашитые на основу), «уголками» (ткань сворачивалась углом и настрачивалась на основу), «махрами», «розанами» («кругляки» или за пределами России - «йо-йо» - квадратные либо круглые лоскуты стягивались по намётке, выполненной по окружности, полученные объемные детали нашивались на основу в один слой или накладывались друг на друга). В начале XX века лоскутное шитьё вместе с коллажем привлекло внимание художников-авангардистов и футуристов , занимавшихся поиском новых средств выражения. После революции этот вид шитья не вошёл в перечень поддерживаемых государством видов декоративно-прикладных искусств. Позднее лоскутное шитьё стало признаком нищеты, напоминанием о периодах войн и разрухи, пережитых страной. Интерес к этому виду декоративно-прикладного искусства возродился в 90-х годах XX века, тогда же началось и его изучение. Оно стало не только распространённым хобби, но и самостоятельным жанром декоративного искусства. В России каждые два года (с 1997) проходит фестиваль «Лоскутная мозаика России», где демонстрируются произведения мастеров .

Материалы и инструменты

Один из наиболее сложных моментов в технике лоскутного шитья - достижение гармоничного, взвешенного цветового решения произведения. Для преодоления этой трудности некоторые начинающие мастера используют цветовой круг . В настоящее время существуют специализированные компьютерные программы, позволяющие рассчитать гамму будущего изделия.

Инструменты

Ткань разрезается ножницами либо резаком-колёсиком на специальной подкладке, последний вариант удобен и обеспечивает бо́льшую точность кроя.

Ткани. Подготовка и раскрой

Наиболее широко применяемые в лоскутном шитье ткани - хлопчатобумажные. Они дёшевы, легки в крое, не скользят при шитье, держат заложенные вручную складки и являются идеальным материалом для начинающих. Недостатки хлопчатобумажных тканей - линька и усадка при стирке. Лён лёгок в шитье, меньше садится, прочен, это популярный материал для подкладок или фона. Льняные ткани сильно мнутся и трудно гладятся. Шёлк благодаря своей деликатной фактуре, естественному блеску, яркости красок смотрится в изделиях очень выигрышно. Однако он даёт сильную усадку при стирке и воздействии высоких температур, сложен в раскрое и шитье, края срезов осыпаются. Редко в сборке лоскутного полотна используется шерсть, тем не менее обладающая рядом достоинств: гигроскопичная , тёплая ткань подходит для изготовления покрывал, подушек, одежды. Края толстых шерстяных тканей не осыпаются, изделия из шерсти отлично держат форму. Кусочки шерсти можно соединять встык при помощи машинного шва «зигзаг». Искусственные и смесовые ткани выглядят нарядно, они не мнутся и отлично стираются, однако способны накапливать влагу. Вискозные ткани сложны в шитье: из-за подвижной структуры полотно скользит, к тому же сильно мнётся и даёт усадку при стирке, вискозу обязательно надо крахмалить. Интересно смотрятся в изделиях ткани (хлопок, шёлк, лён), расписанные или окрашенные вручную.

Картонные шаблоны

Если изделие предполагается использовать в быту, необходимо произвести декатировку ткани - намочить (выстирать без использования моющих средств), а затем высушить и отгладить. Если же шитьё будет изготовлено только из новой ткани и его предполагается хранить в месте, защищённом от пыли (например, под стеклом), декатировку можно не делать, сохранив фабричную пропитку и первоначальную яркость красок. Перед работой, во избежание перекоса тканей, срезаются все кромки. Не рекомендуется рвать ткань, это приведёт к распусканию краёв уже в готовом изделии, так как внутренние швы при лоскутном шитье не обмётываются.

Залогом успеха в сборке лоскутного полотна является высокая точность кроя. Раскрой ведётся при помощи шаблонов, представляющих собой простейшие геометрические фигуры, из картона с намеченными линиями обреза и шва или прозрачного пластика: они позволяют видеть рисунок. В продаже бывают металлические шаблоны для пэчворка с прорезями для разметки линии стачивания. На швы прибавляется от 5 мм (хлопчатобумажные ткани) до 1 и более см (ткани, легко осыпающиеся). При раскладке шаблонов на ткани учитывается направление долевой нити. У четырёхугольных деталей долевая должна совпадать с одной из сторон, у треугольников, шестиугольников - быть перпендикулярной основанию.

Сборка полотна

Блок с узором «Мельница».

Ручная сборка с натягиванием ткани на картонный шаблон

Изделие, выполненное в технике bargello.

Сборка полотна в пэчворке проходит от мелких деталей к более крупным. При последовательном стачивании деталей создаются блоки узоров, из которых и сшивается изделие. Пэчворк можно шить вручную или на машине . Для ручной сборки на изнаночной стороне ткани с помощью шаблона размечается деталь, две детали, сложенные лицевыми сторонами с совмещением линий разметки, смётываются или скалываются булавками и сшиваются мелким намёточным швом (Б. Штауб-Вахсмут на 4 стежка «вперёд иголкой» предлагает выполнять один «стегальный стежок»). Нить аккуратно закрепляется в начале и конце линии шва. При стачивании шва на швейной машине после того, как прошиты две детали, без обреза нити, переходят к соединению последующих пар деталей (так называемое шитьё «флажком», «цепочкой»). Когда шитьё закончено, нити полученной цепочки разрезаются. Ещё один вид сборки - ручной, с использованием ткани, натянутой на картонный шаблон, применяется для блоков типа «Бабушкин сад». На заготовки из картона (при сборке «Бабушкиного сада» используются шестиугольники) натягиваются и скрепляются несколькими стежками лоскуты, выкроенные с учётом припусков на швы. Заготовки с тканью складываются лицевыми сторонами внутрь и сшиваются вручную потайным швом.

Одним из простых и быстрых способов сборки полотна является шитьё полосами. Полосы ткани выкраиваются по долевой нити с помощью шаблона и последовательно пристрачиваются на основе. В качестве основы используется хлопчатобумажная или льняная ткань, бумага (удаляется после шитья), флизелин . Чтобы избежать перекоса полотна полосы сшивают, каждый раз меняя направление (например, первая и вторая - сверху вниз, вторая и третья - снизу вверх и так далее). Припуски швов заглаживаются, если возможно, на сторону более тёмной ткани. Заутюживание швов в одну сторону добавляет прочности изделию. На сборке полотна полосами основана техника bargello : сшитые полосы разрезаются в поперечном направлении, а затем снова собираются в полотно со смещением. Такой приём при использовании гармонично подобранных тканей разных оттенков одного цвета, оттеняемых контрастными, создаёт эффект плавного перехода.

Для облегчения и ускорения процесса сборки выпускается неклеевой флизелин для пэчворка с размеченной сеткой геометрических фигур (квадратов или треугольников).

При сборке блоков с закруглёнными деталями («Обручальное кольцо», «Путь пьяницы», «Время и энергия») на соединяемых частях кромки присобираются, определяются и скалываются средние точки, совмещаются их углы. Деталь с выемкой аккуратно припосаживается и соединяется булавками с деталью с выпуклым срезом. При стачивании на машине деталь с выпуклым срезом располагается сверху.

При сборке «Витраж» фрагменты лоскутного полотна пришиваются встык, швы маскируются тесьмой, лентой, узкими полосами ткани. В классическом варианте этой сборки контуры фигур обрамляются материалом, контрастным по отношению к основному изображению.

Образцы лоскутного шитья

См. также

Примечания

Литература

  • О. В. Зайцева. Лоскутное шитье: Практическое руководство М.; СПб, АСТ; Астрель-СПб, 2007, ISBN 978-5-972-51052-8 .
  • Ю. Иванова. Игра в лоскуты Веры Щербаковой. - М.: Культура и традиции. 2007. ISBN 5-864-44126-0 .
  • Б. Штауб-Вахсмут. Пэчворк и квилт. Лоскутное шитьё. Профиздат. 2007.

Пэчворк или лоскутное шитьё, лоскутная мозаика - вид рукоделия, в котором по принципу мозаики сшивается цельное изделие из кусочков ткани (лоскутков). В процессе работы создаётся полотно с новым цветовым решением, узором, иногда фактурой. Современные мастера выполняют также в технике лоскутного шитья объёмно-пространственные композиции. Все швы стачивания в лоскутном полотне находятся на его изнаночной стороне. В России давно используется лоскутная техника, в частности для изготовления стёганых изделий (лоскутных одеял) и других изделий.

В России шитьё из лоскутов получило широкое распространение во второй половине XIX века с появлением в продаже заграничного ситца. В отличие от домотканых полотен, ширина которых была около 40 см, ткани фабричного производства имели ширину 75-80 см, и при раскрое из них одежды образовывалось большое количество обрезков. Аппликация появилась позднее: так как английские ситцы в России были дороги, считалось неуместным закрывать одну ткань другой. Своего пика лоскутное шитьё достигло в конце века, когда было налажено производство дешёвых хлопчатобумажных набивных тканей и появились швейные машины. В основном вещи (большей частью лоскутные одеяла), создаваемые в крестьянской среде, несли исключительно практическую функцию - защищали от холода. На их изготовление шли преимущественно лоскуты ношеной одежды, они были неправильной формы и соединялись случайным образом. Однако параллельно существовала традиция шитья одеял к свадьбе и рождению ребёнка. Эти изделия соединяли в себе функции утилитарную и декоративную. Форма лоскута (полоска, квадрат, треугольник) определялась формой выпада, образовывавшегося при раскрое прямого русского костюма.

В конце XIX - начале XX века лоскутное шитьё в народном костюме заменяло сложные в исполнении кружево, вышивки, тканые элементы. Для традиционного русского лоскутного шитья характерна ручная сборка без использования основы, соединение лоскутов внахлёст, использование разных по размеру деталей.

После революции этот вид шитья не вошёл в перечень поддерживаемых государством видов декоративно-прикладных искусств. Позднее лоскутное шитьё стало признаком нищеты, напоминанием о периодах войн и разрухи, пережитых страной. Интерес к этому виду декоративно-прикладного искусства возродился в 90-х годах XX века, тогда же началось и его изучение. Оно стало не только распространённым хобби, но и самостоятельным жанром декоративного искусства. В России каждые два года (с 1997) проходит фестиваль «Лоскутная мозаика России», где демонстрируются произведения мастеров.

Правила раскроя

Перед этапом раскроя помните о следующих вещах:

1. Перед раскроем новую ткань нужно обязательно постирать, затем отпарить утюгом. Это делается для того, чтобы предотвратить возможную усадку и изменение цвета ткани после стирки готового изделия.

2. Лоскуты, уже применявшиеся ранее, нужно накрахмалить и отутюжить.

4. Раскрой всегда принято производить по направлению долевой нити, тогда во время сшивания лоскутные детали не перекосятся.

5. При использовании новой ткани ориентируйтесь на её кромку.

6. Для того, чтобы раскроить нужный элемент, приложите к обратной стороне ткани шаблон с отступами, обведите его мелом, затем, приложите сверху шаблон без припусков и вновь обведите по контуру.

7. После того, как раскроили все нужные детали, можете сшить их согласно выбранной схеме лоскутного шитья.

Виды лоскутного шитья

1. Традиционный

Относится к англо-американскому типу рукоделия. Основная его цель –создать цельное полотно из лоскутков. При этом создаются геометрические узоры. Для этого пэчворка нужны схемы, шаблоны и выкройки масштабные, к примеру, одеяла. Именно большие изделия выглядят лучше всего. Зачастую тут используется подкладка на изнаночной стороне.

2. Сумасшедшие лоскутки

В качестве материала используются лоскуты ткани разного размера и геометрической формы. Кривые полосы, аппликации, неправильные фигуры. Швы маскируются при помощи тесьмы или вышивки. Непременным атрибутом является щедрое декорирование изделия.

3. Вязаный

В вязаном стиле, фрагменты пришиваются друг к другу с помощью вязального крючка. Именно эта техника пэчворк воплощается в покрывалах.

4. Японский стиль

Он объединил в себе восточные и западные мотивы. В этом стиле используются стежка, в качестве ткани шелк. Кроме практичных покрывал или одежды, часто такой вид шитья применяется в декоративных панно. В основе создания композиции геометрические формы – ромб, треугольник, уголок, квадрат.

5.Акварель

Популярная техника, в ней также могут использоваться квадраты, которые сшиваются в блоки и с них формируется полотно. Основная особенность заключается в правильном подборе цветовой палитры лоскутков.

6. Полоска к полоске

В данном стиле применяются, полоски ткани разных цветов и даже фактур. Сочетать при этом полоски можно как угодно. Из таких полосок можно создавать уникальную палитру, и даже узоры. К примеру, классические паркетные, елочки, колодцы.

7. Изба из бревен

Стиль подразумевает формирование узора из полос вокруг центрального элемента – квадрата. Они укладываются по спирали. Есть вариации этой техники – смещение квадрата в угол.

8. Магический треугольник

Это самый распространенный узор в пэчворке, в частности такие схемы, выкройки и шаблоны используются при создании подушек, прихваток, покрывал. Кроме магической силы этой фигуры, в которую верят многие народы, треугольник еще и отличается удобством в работе. С его помощью можно создать самые разные формы, в том числе сложные звезды и простейшие квадраты. При использовании этой техники удается достичь интересных комбинаций.

9. Уголки

Основное отличие стиля в том, что уголки составляются не из вырезанных заготовок, а формируются из кусочков ткани разных форм. Образовавшиеся полосы сшиваются в полотна. В результате выходит объемное полотно.

10. Шахматка

Основной элемент – мелкие квадраты или ромбы. Они складываются в шахматном порядке из контрастных расцветок.

11. Русский квадрат

Центральная часть полотна собирается из квадратов, а по периметру обшивается равнобедренными треугольниками. Также бывает поочередное пришивание – квадраты-треугольники - полосы.

12. Соты или бабушкин сад

Основу полотна формируют шестигранные заготовки.

Для чего нужны шаблоны в лоскутном шитье

Если приступаете к технике пэчворк и необходимо создать цветные или фактурные блоки, то для этого понадобится подготовить специальный шаблон, который поможет быстрее выкроить мелкие детали. Именно из мелких элементов с определенными размерами и конфигурациями, складываются блоки.

Шаблон подготавливается для детали с учетом припусков на швы. Если вы не приобрели специальную линейку под лоскутное шитье, тогда придется использовать шаблон, а для припуска на швы обычно устанавливается один размер от 5 до 7 мм. Шаблон в работе с выкройками удобен из картона или пластика.

Пычворк — популярная разновидность рукоделия, сочетающая в себе элементы вышивки, аппликации, вязания, корни которой уходят вглубь тысячелетий. Ранее он был распространен в низших слоях населения в качестве способа экономии ткани при использовании остатков от кройки изделий. В этом он сродни рэпу, который ранее существовал в статусе африканских народных песен. Сегодня в качестве хобби рукоделием занимаются даже некоторые состоятельные мужчины.

История лоскутного шитья

Создание новых вещей из старой ненужной ткани было популярным ещё за 1000 лет до нашей эры. Первым рукоделием в данном стиле дошедшим до нас является египетский коврик, сшитый из разных частей шкур животных.

С лоскутными покрывалами связаны фантастические истории, которые современному обывателю покажутся небылицами. Пэчворк – удивительный способ донести прошлое трехтысячелетней давности до наших дней.

На Западе

Родиной современного направления patchwork считается Англия. Элегантные пледы из кусочков разноцветных тканей украшали дома англичан с начала восемнадцатого века.

Главным поводом использовать в рукоделии лоскуты от ткани, а не целостный материал послужил государственный запрет на ввоз ситца из колониальной Индии в целях сохранить собственные мануфактуры.

Голь на выдумку хитра, народ вышел из положения и в кризисных условиях использовал кусочки ткани, которые ранее выбрасывались или сжигались.

На Востоке

В крупнейшем буддийском храмовом комплексе Цяньфодун площадью более сорока тысяч квадратных метров сокрыто множество тайн и загадок. Археолог из Великобритании по фамилии Штейн в начале двадцатого века обнаружил необычный ковер, созданный из разноцветных и неровных кусочков.

Монахи рассказали историю реликвии. Паломники, приходившие поклониться своим божествам, оставляли жертвоприношения и собственную одежду в пещерах. Служители решили увековечить напоминание о том, как много людей почитали традиционную культуру в былые времена, и своими руками создали ковер из одежды паломников, приходивших поклониться тибетской святыне.

В России

В Домострое подробно описаны методы хранения остатков ткани и их дальнейшее использование. До разделения восточно-христианской церкви на старую и новую существовала традиция применения лоскутных подручников с изображением ангельских чинов во время службы.

Наиболее красочными были коврики с ликами высших сил: серафимов, херувимов, господств. Лаконичными и упрощенными сшивались подручники, изображающие начала, архангелов, ангелов.

В массы patchwork в России пошел уже позднее. С середины девятнадцатого века для пошива одежды стали использовать ситец вместо добротного домотканного полотна. Лоскутов оставалось много, и хозяйки с удовольствием шили предметы обихода и украшения интерьера.

По территориальному распространению, особенностям техники создания или в связи с отличиями материалов, из которых изготавливаются вещи, такое направление, как пэчворк, разделяется на несколько видов. Вот основные из них.

Классический (традиционный)

Подобное применение кусочков ткани характеризуется сшиванием деталей сходной формы и размера. Изделие не должно получиться пестрым, допускается повторения всего двух цветов.

Примеры схем для английского консервативного пэчворка:

  • расположение квадратов в шахматном порядке;
  • симметричные треугольники.

Crazy

Темы, изображаемые на изделии, созданные в подобной технике довольно разнообразны:

  • пейзаж;
  • растительность;
  • орнамент;
  • беспорядочное скрепление материала.

Форму и количество цветов, рисунков на ткани автор может выбирать самостоятельно, ориентируясь на собственное эстетическое восприятие.

Вязаный

Сделать плед можно не только из тканевых лоскутов, но и при использовании деталей из нити. При помощи вязания создаются части из пряжи любого цвета и структуры крючком или спицами. Квадратные, многоугольные, круглые или кусочки в форме ромба сшивают, связывают между собой в определенной последовательности.

Спицами чаще создают предметы быта – плед, подушку, украшение для стен, накидку. Крючок используют для того, чтобы оформить красивое платье, сапоги или салфетки для тумбочки.

Чтобы получить изделие определенной величины, необходимо заранее высчитать ширину и количество деталей.

Восточный

Формы лоскутов достаточно разнятся при использовании данного стиля шитья:

  • квадраты;
  • треугольники;
  • дугообразные куски;
  • волнистые детали.

Декорировать или соединять лоскутки при создании данной модели можно с помощью следующих элементов:

  • ленты;
  • бусины;
  • стразы;
  • молнии;
  • броши.

Японский

Этот стиль лидирует по степени уникальности и оригинальности. Национальные особенности наложили на данный вид лоскутного шитья свои отпечатки. Цвета тканей не ограничиваются определённым количеством, но должны соответствовать выбранной оттеночной гамме. Изображаемые пейзажи, растения создаются с помощью кусочков разной формы.

В связи с особенностями культуры и катастрофической нехваткой места жители Японии едят и спят в одном помещении. Чтобы не занимать площадь диванами, они раскладывают на полу матрасы.

С целью долгого использования футоны при образовании дырочки декорировали тематическими заплатками. Таким образом, обычный превращался со временем в произведение искусства.

Отличия японского patchwork:

  • специальным стежком объединяются сразу несколько тканей;
  • данная техника перемежается со стандартными приёмами;
  • на бытовых принадлежностях изображаются исключительно природные мотивы;
  • иголка направляется от себя, вперед. Называется этот прием сашико.

Квилтинг

Это пэчворк с функцией 3D, или американское лоскутное шитьё. К особенностям квилтинга относится наличие группы разных стежков и многослойность, объемность созданной модели.

Исторически тяга к большому количеству уровней обуславливается тем, что когда переселенцы осваивали новый континент в его северной части, возникала непрерывная необходимость в использовании шерстяных стёганых одеял.

Опытные хозяйки латали пледы собственной старой одеждой. Позднее это вошло в традицию. На создание квилта долгими зимними вечерами приглашались мастерицы, проживающие по соседству, или мужчины, пришедшие с работы.

Огромной популярностью стал пользоваться лоскутный стиль создания одеял и других бытовых предметов с начала двадцатого века. Мир не стоит на месте, и пэчворк с годами видоизменялся и выливался в определенные течения.

По форме выбранных деталей различаются несколько техник шитья из кусочков.

Простым и классическим способом создания изделия из лоскутов является использование квадратного шаблона при выкройке деталей. Такой пэчворк отлично подходит для новичков, так как при расчётах сложно допустить ошибку. Детали можно сделать довольно крупные.

Треугольники

Магический треугольник – элемент, который находит отражение в культурах разных народов. С этим обстоятельством связано частое использование геометрической фигуры во многих видах искусств. Рукоделие, как создание принципиально нового элемента, относится к творческой деятельности.

В пэчворке чаще используют прямоугольные, равнобедренные, равносторонние виды треугольников.

Ляпочиха

Одна из особенностей данного стиля – пышность созданной конструкции. Императорский ковер с пятисантиметровым ворсом не во многом превзойдет полотно, сотканное с применением техники ляпочиха.

Вычурное название скрывает за собой шикарный эффект от работы в данном стиле. При просмотре соответствующих фото становится понятно, чем отличается обычная техника и эта.

Сложность заключается в последовательном сшивании коротких лоскутков прямоугольной формы друг с другом с закручиванием концов для достижения эффекта дополнительного объема и переплетением оснований с целью зафиксировать деталь.

Соты

При использовании этой техники практикующейся геометрической фигурой является шестисторонний многоугольник, в котором все стороны равны. После того как по шаблону выкроены и вырезаны отдельные детали, необходимо каждую из них пристрочить к главному, по типу лепестков, а после этого сшить между собой и так далее до достижения нужного размера.

Главное – помнить о том, что необходимо оставить припуск на шов, и учесть это в расчётах.

Акварель

Далее следует перемешать ткани с тем расчётом, чтобы визуально можно было обнаружить общую цельную картину, а на деле сопоставлять детали по рисунку бы не пришлось. Так можно сшить из крупных цветов венок или сердечко на полотне.

Шахматная

Она создается при помощи пар тканей разной расцветки, контрастирующей между собой. Простейшим подходом к использованию этой техники является первоначальное сшивание двух одинаковых широких полос.

После получения полотна, состоящего из пары цветов, необходимо разрезать его на продольные части и каждую вторую деталь перевернуть. Шахматная структура готова!

Можно попасть впросак, если неправильно высчитать ширину квадратов или не оставить припуска на швы. Необходимо приобрести прозрачную линейку и калькулятор!

Новые узоры и их создание своими руками

При детальном изучении и апробации некоторых техник на собственном опыте встает необходимость в движении вперёд. Форму детали можно придумать самостоятельно.

Для этого нужно:

  • начертить рисунок на бумаге, разделенной на мелкие клетки, и разбить его на треугольники, квадраты, ромбики, прямоугольники, трапеции;
  • разрезать строго по линиям;
  • по созданным шаблонам выкроить детали из ткани с припуском на швы и разложить изнаночной стороной наверх;
  • сшить лоскутки.

В результате подобного творческого подхода можно получить не только интересную уникальную деталь интерьера, но и создать настоящее произведение искусства.

Понадобятся:

  • ткань нескольких видов;
  • подкладочный материал;
  • хорошие ножницы;
  • прочные нити;
  • шаблоны;
  • отличное настроение и желание создать шедевр.

Основные этапы работы выглядят следующим образом.

  1. Заготовки лучше вырезать из достаточно плотного, но податливого картона, предварительно прибавив несколько миллиметров на припуск.
  2. Обвести шаблоны на ткани и вырезать острыми ножницами.
  3. Расположить готовые выкройки на широкой столешнице.
  4. В соответствии со схемой сшить детали на машинке, поэтапно проглаживая их .
  5. Посадить получившееся изделие на подкладочный материал с возможным использованием клеевой основы.

Лоскутное шитьё в интерьере

Если бы пэчворк не имел практического применения, то этот вид рукоделия был бы обречен на провал ещё несколько веков назад. К счастью для современных мастериц, с помощью техники лоскутного шитья можно отремонтировать и задекорировать почти все предметы интерьера в доме.

Мебель

Украсить при помощи лоскутного шитья можно несколькими способами.

  1. Сменить обивку. Дело затратное и очень сложное. Требующее помощи профессионалов.
  2. Сшить чехол. Тоже непросто, но выполнить задуманное возможно без привлечения посторонних.
  3. Оформить подушки в наволочки. Решение такой задачи по силам даже новичку.

Декор стен

Композиции с изображением природы, цветов или в стиле импрессионизм наравне с привычными картинами, выполненными на холсте стандартными красками, развеют тоску и согреют душу.

Ткань на стенах в виде полотна в рамочке замечательно смотрится в гостиной, спальне или детской комнате.

Декор пола

В России в связи с климатом и многовековыми традициями принято стелить ковры. Такие обычаи существуют и в других государствах, но не являются обязательными. На территории нашей страны дома без ковров встречаются крайне редко.

Интересный коврик, выполненный по технике ляпочиха, разбавит самый консервативный интерьер и, без сомнения, согреет ноги.

Другие идеи

Для кухонной зоны подойдут подставки под чашки, декоративные варежки – прихватки и прочие полезные мелочи, созданные при помощи patchwork.

В детской, кроме полотна на стене, органично будут вписываться в интерьер мягкие подушечки с изображением животных или подобранные в тон пледы с веселой расцветкой, накинутые на кресло, кровать или диван.

Заключение

Пэчворк – это символ преемственности поколений, через который создаются плоды ручного и творческого труда. Многие монахи занимаются этим трудом с целью познать себя и сделать мир лучше.

Главное, что необходимо соблюдать при выполнении работы из лоскутков, это следовать схеме и помнить про результат, который получится в ходе кропотливой работы.

Мать двоих детей. Веду домашнее хозяйство уже более 7 лет - это и есть моя основная работа. Люблю экспериментировать, постоянно пробую различные средства, способы, методики, которые могут сделать нашу жизнь легче, современней, насыщенней. Люблю свою семью.


Лоскутное шитье, пэчворк, квилтинг, текстильная мозаика – все это виды рукоделия, которые основаны на одном принципе – создание единой композиции из отдельных лоскутков. С помощью этих рукоделий можно создавать очень оригинальные предметы гардероба, модные аксессуары и текстиль для интерьера.

Старые бабушкины одеяла из лоскутков на долгое время были забыты. И только благодаря из разных стран лоскутные работы вновь вернулись и заиграли новыми красками. Сегодня почти в каждом модном сезоне вы можете увидеть одежду, созданную на основе лоскутного шитья, или ткани, принт которых великолепно имитирует эту технику.

Missoni и 2 фото Etro.
Стиль пэчворк и имитация в модных коллекциях.

Многие виды рукоделия, которые подразумевают лоскутное шитье, имеют разные названия. Но сегодня вспомним одну из техник лоскутного шитья под названием – квилтинг. Американские женщины утверждают, что именно они впервые применили эту технику. Квилтинг – это стеганое полотно, созданное из лоскутков.

Немного из истории квилтинга


Лоскутным шитьем занимались многие народы с древних времен, поэтому до сих пор американским женщинам приходится доказывать, что именно они стали основательницами квилтинга. Известно, что стеганая многослойная одежда создавалась в далекие времена и в Японии и Китае.

Технология шитья из лоскутков существовала в XV в. в Италии. В каждой стране были подобные виды рукоделия, ведь невозможно назвать то место на Земле, где жили бы все сыто и счастливо, а поэтому многие женщины старались в своем хозяйстве экономить, бережно сохраняя лоскутки ткани, чтобы в случае необходимости что-то сшить для себя или членов своего семейства.

Даже в таком государстве, как Англия, когда на красочные индийские ткани возросли цены, женщины стали ценить каждый кусочек. Но не будем оспаривать первенство американских женщин в создании квилтинга и пэчворка. Пусть они утверждают, что это именно их . Каждый народ привносил в рукоделие свою технику, свое видение красоты.


Отличие стилей пэчворка и квилтинга


Пэчворк и квилтинг – это лоскутное шитье. Однако между ними есть разница. Пэчворк заключается в соединении разноцветных лоскутков из текстиля или вязаных трикотажных в цельное полотно. Чаще всего пэчворк выполняется в один слой.

Включает в себя не только лоскутную технику, но и вышивку, аппликацию, а главная особенность квилтинга – различного вида стежки. Квилтинг отличается также своей объемностью и многослойностью. Простеганная поверхность изделия декорируется применением разных видов шитья. Готовые работы, выполненные в этой технике, называют квилтами.


Пэчворк рассматривается как отдельная техника шитья, а квилтинг – это сочетание сразу нескольких техник. Иначе говоря, пэчворк отличается от квилтинга более узкой направленностью. Суть пэчворка заключается в создании красивого полотна из множества различных фрагментов, которые могут отличаться формой, размерами и расцветкой.

Формы фрагментов могут создавать орнамент, а могут иметь хаотичное соединение. Для получения тех или иных результатов в пэчворке существуют специальные методики, которые раскрывают последовательность расположения лоскутков материала.

Пэчворк является лишь компонентом квилтинга. В квилтинге лоскутки также создают рисунок или орнамент, но кроме этого квилты могут содержать вышивку, аппликацию и обязательно стежки, которые могут быть сами по себе декоративными, создавать причудливые узоры. Именно стежки соединяют все слои изделия. Quilting - сшивание, простёгивание.

Изделия-квилты всегда получаются объемными и мягкими за счет «воздушной» прослойки, например, из синтепона. Прослойка помещается между верхним и нижним слоями изделия. В технике пэчворк вещи не всегда бывают объемными.

Есть еще одна разница между пэчворком и квилтингом, пэчворк бывает вязаным. Фрагменты в этом случае создаются и соединяются между собой с помощью крючка или спиц. И так сделаем вывод и посмотрим на красивые квилты, созданные руками мастериц.

Пэчворк
Отдельная техника
Создание полотна из фрагментов
Изделие не всегда объемное
Может быть вязаным

Сочетание различных техник
Обязательно выполняется выстегивание
Изделие всегда объемное


Фото сверху - Balmain
Фото снизу - BCBG Max Azria

Время чтения: 6 минут

Одеяла, скатерть, занавески, коврики, одежда, панно, сумки, наволочки, салфетки – это далеко не все предметы, которые по-новому «зазвучат» и превосходно выглядят в стиле пэчворк. Доступные по цене «наборы тканей для пэчворка», понятная технология рукоделия, оригинальные и красивые вещи, полученные в результате, привлекают все больше и больше поклонников и любителей необычного шитья.

Что это такое пэчворк? Идеальный пэчворк – это изделие из лоскутков, выполненных в одной тональности. Но инновационные подходы к форматированию технологии позволяют использовать разноцветные тканевые остатки.

Пэчворк — новое слово со старым смыслом. Совсем недавно оно вошло в обиход любителей хендмейда. Английское слово, перевод которого дословно можно трактовать как «лоскутное шитье».


Оригинальный вид рукоделия напоминает принцип мозаики, когда разноцветные текстильные лоскутки, имеющие определенный принт (рисунок), сшивают в единое целостное полотно. Пэчворк — это творческий процесс шитья, позволяющий воссоздать иное, непохожее на исходные элементы изделие, с новым, креативным и индивидуальным узором и фактурой.

Какие ткани используют для пэчворка? Вопрос, который волнует начинающих рукодельниц. Ответ порадует. Неоспоримое преимущество технологии «пэчворк» — это использование текстиля любого вида. Необязательно это должно быть цельное полотно, только приобретенное в магазине, подойдут и остатки. Поэтому, какая ткань для пэчворка лучше, определит автор будущего эксклюзивного изделия. Заслуженной популярностью в магазинах пользуются российские виды.

Креативно выглядит пэчворк из .


Отличным решением для старых, но любимых джинс станет возможность быть использоваными в качестве основного полотна для лоскутной технологии. Изготовление сумок способом пэчворк из джинсы – это не новинка в модных кругах хенд-мейда, это скорее уже тренд, манящий своей эксклюзивностью и практичностью.

Хлопок – лидер пэчворка

считается наиболее удобной для данного вида рукоделия, поскольку она:

  • имеет оптимальную плотность;
  • не расползается и не осыпается на срезе;
  • относительно увесистая (легкая и тяжелая одновременно);
  • легко принимает задаваемую форму и долго сохраняет ее;
  • просто сшивается;
  • не линяет;
  • не дает усадку.

Прямое переплетение нитей в хлопчатобумажном волокне – лучший выбор лоскутного шитья.

Хлопковые лоскутки отлично смотрятся в таких изделиях, как:

  • кухонные прихватки;
  • салфетки;

  • покрывала на диван и кровати;
  • накидки на стулья.

Пэчворк из полосок хлопковой ткани выглядит достойно и прослужит долго.

Шелк – красиво, но не практично

Шелковые лоскутки – выбор в сторону красоты изделия. Не подлежат никакому сравнению изделия в стиле пэчворк из . Они красивы и изящны, нарядны и торжественны, но…недолговечны. Если речь идет о кухонных занавесках, которые часто подвергаются стирке, то срок службы данных изделий достаточно кратковременен. Не каждая хозяйка предпочтет красоту вместо практичности.

Рукодельницы выбирают шёлковые полотна в случае, если цель – создать одежду. Оригинально выглядит и художественное панно из кусочков. Японский шелк в технологии лоскутного шитья не превзойден, но это дорогое удовольствие. Японские ткани для пэчворка подойдут тем, кто любит роскошь.

Лен для пэчворка: выбор в пользу экологичности

Абсолютно натуральное сырье – основа производства льняных полотен. Интересный факт: именно льняные нити используются в хирургии для наложении швов. Человеческий организм не отторгает их и полностью рассасывает. Именно поэтому изделия в из льна – находка для тех, кто страдает повышенной чувствительность к растительным аллергенам.

Покрывала для дивана и кровати, наволочки, салфетки из льняных лоскутков защитят организм от различного рода аллергических реакций.

Лен – ценный материал с рядом преимуществ:

  • натуральный, экологичный и абсолютно чистый текстиль;
  • обладает высокой теплопроводностью, а значит под таким лоскутным покрывалом будет тепло, но не жарко;
  • отличается стойкостью к изнашиванию и прочностью в эксплуатации. Вещи из льна прослужат долго, оставаясь первоначально привлекательными;
  • великолепно циркулирует потоки воздуха. Наволочки и занавески, изготовленные из лоскутков льна, обеспечат свежесть и воздухопроницаемость изделию;
  • имеет низкую степень электризации. Одежда в стиле пэчворк из льна – идеальный выбор в летнее время.

Бактериологические свойства льна защитят жилое помещение от грибков, бактерии и вредных микроорганизмов. Изготавливая панно, покрывала, салфетки или вещи из лоскутков льна, можно наполнить дом природным антисептиком.

Шерсть – тепло и безопасно

Использовать лоскутки шерстяной ткани в технике пэчворк можно при условии, что это изделие имеет большую практическую направленность, чем эстетическую. Шерсть – текстиль теплый, а, значит, идеальный диапазон его использования – одеяло, покрывала или элементы верхней одежды.
Достоинства шерсти для изготовления «лоскутных» вещей:

  • Не мнется. Такая особенность позволяет шерстяному одеялу иметь постоянно ухоженный, не мятый вид.
  • Плохо подвергается загрязнениям. Это значит, что шерстяной лоскутный коврик долгое время будет чистым и привлекательным.
  • Шерсть эластичная. Покрывало идеально примет форму любимого дивана, защитит от загрязнений, согреет холодными зимними вечерами.
  • Устойчива к изнашиванию. Лоскутный плед можно передавать из поколения в поколение, особенно если он – семейный раритет.
  • Обладают высокой степенью влагопоглощаемости.
  • Не горит.

Изготовление лоскутной салфетки из шерстяной ткани – универсальный предмет на кухне. Пар и воду поглотит, при контакте с огнем не загорится, долго прослужит.

Драп для пэчворка

Лоскутки из драповой ткани идеально подойдут для изделий, миссия которых «согреть» и «обогреть».
:

  • не линяет, не мнется, не выгорает;
  • обладает высокими показателями износоустойчивости;
  • непродуваемый, несминаемый и теплый.

Утолщенная наполняет изделие теплом. Драп – отличный выбор для технологии пэчворк, если цель – изготовление теплого одеяла, пледа или покрывала.

Сочетание материй

Для обладателей креативных идей, творческих фантазий и подхода к созданию эксклюзивных изделий по технологии «лоскутное шитье» интересным будет использование следующего швейного подхода – сочетание различного вида материй в одном полотне. Нет ограничений по комбинированию расцветок, фактуры и типа текстиля. Как говорится, все в руках творца.


Необыкновенно выглядят вещи, которые сочетают в себе такие лоскутки тканей, как джинс и , шерсть и лен, и шелк.

Варианты использования

Техника пэчворк предусматривает использование различных подходов для формирования лоскутного изделия.

  • Тканевое полотно, собранное из отдельных лоскутков. И не важно, одинаковой они формы или разной. Форма может быть и геометрически правильной, и свободной.


  • Текстиль имеет целостной вид, а узор создается не при помощи сшивания отдельных лоскутков, а при использовании швейной стежки.


  • Изделие создается по типу аппликации, когда основное полотно оформляется элементами из общей аппликации.

Главный постулат технологии

Основа техники – создание полотна из лоскутков, одинаковых по форме и размеру, но различных по виду полотен. Идеально выглядит изделие, в котором просматривается целостность рисунка и симметричность фигур.

Ткань для пэчворка «цветы» позволяет изготовить замечательные занавески, которые сделают из летней веранды целый ботанический сад, а с принтом «дети» легко вольется в интерьер детской спальни и гармонично дополнит интерьер детской комнаты.

Для пошива лоскутного одеяла с успехом можно использовать остатки шторной ткани.

Сочетая между собой разнородные лоскутки необходимо следить за тем, чтобы плотность выбранного текстиля находилась в пиковых значениях. Это значит, что они по плотности должны быть приблизительно идентичными. Не стоит забывать о «близости» оттенков и рисунка. Лучше воспользоваться вкусом профессионалов – производителей, и приобрести готовый набор разного вида тканей для лоскутного шитья.