Интерактивная математика для дошкольников в детском саду. Интересные примеры картинок с цифрами для детского сада Занятие в подготовительной группе

Для того чтобы дети умели хорошо считать в школе, успевали за учебной программой, родители начинают подготавливать их заранее. Должной подготовке способствуют занятия в дошкольных заведениях, на которых используются картинки с цифрами для детского сада, индивидуальные подготовительные занятия. Изо всех методов именно карточки-цифры дают самый лучший результат.

Эффективность данного метода связана с тем, что обучение происходит в игровой форме, и кроме того, что ребенок запоминает новую информацию, он рассматривает картинку, чем тренирует зрительную память. Так как научить ребенка цифрам используя красивые картинки намного проще.

Несмотря на то, планируют ли родители отдавать ребенка в математический класс или нет, отправляясь в школу, он должен знать цифры от 1 до 20. Даже если это условие не было оговорено на родительском собрании, которое проходит перед поступлением детей в школу, данные знания не будут напрасными.

Ведь в шесть лет, а именно в таком возрасте большинство детей идет в первый класс, им сложно перестроиться на новый режим, и воспринимать новую информацию, подача которой отличается от того, как это происходило в детском саду. По этому изучению счета следует уделить должное внимание, а для того чтобы материал был усвоен быстрее, помогут карточки с цифрами от 1 до 10, которые малыш с радостью будет рассматривать и изучать.

Не зная, как выучить с ребенком цифры, стоит предложить ему веселые и интересные картинки, которые помогут запомнить, как выглядит та или иная. На сегодняшний день данный материал доступен. Цифры для детей можно распечатать, подобрав те изображения в интернете, которые привлекут внимание малыша.

Если же обучение происходит в домашних условиях, то распечатывать изображение необязательно, ведь посадив ребенка за компьютер, можно проводить обучение время от времени меняя используемый материал.

Веселые цифры можно приобрести в специализированных магазинах. Как правило, это небольшие карточки, на которые наклеены картинки для детей, характеризующие ноль (нуль), один, два, три, четыре и так до 9. В некоторых наборах цифра 10 отсутствует, ведь сложить ее можно с красивой цифры 1 и 0. Они могут использоваться не только тогда, когда мы изучаем цифры от 1 до 10. Пригодятся они и при составлении чисел, состоящих из десятков и единиц (11, 12, 13, 14, 15 и так далее).

Какими они могут быть

Числа от 1 до 10 с картинками могут быть самыми разнообразными. При этом время от времени их можно менять. Это поможет ребенку ориентироваться в новой информации.

Красивые цифры могут иметь следующий вид:

  • Предмет или животное, силуэт которого напоминает изучаемое число. Например, в то время когда мы учим цифру 1, малышу можно показать изображение палки, человека, который стоит прямо. Картинка цифра 2 – это утка или лебедь, плавающий в пруду. Цифра 6 в картинках может быть изображена, как свернувшийся удав, а картинки с цифрой 8 – это снеговик, состоящий из двух комков снега, или два колеса, стоящие друг на друге.
  • Цифры для распечатки, которые дополнены сказочными персонажами, зверями или предметами. Актуальны картинки, которые имеют отношение к определенному числу. Например, цифра 3 картинки может иметь следующие – змей Горыныч, у которого три головы, три сына царя. Картинки для детей, дополняющие семерку – это цветок Семицветик, семь гномов.
  • Цифры в картинках для детей могут быть представлены набором. Например, десять одинаковых элементов (предметы, звери, птицы, насекомые), на которых изображены числа. Этот вариант подходит для старших детей, а также для тех, кого красочные цифры-картинки отвлекают, и мешают запомнить выученный материал.
  • Цифры в виде картинки или дополненные соответствующим изображением. Обводя силуэт цифры 2, 3, 7 и других, в памяти ребенка не только откладывается фотография этих чисел, он еще учится ее писать на бумаге. Для того чтобы ее обвести лучше использовать простой карандаш, который при необходимости можно стереть. Овладев данным навыком математика первоклашке не страшна.

Выбирая материал для печати, важно взять во внимание то, что рисунки на нем должны быть детские, максимально понятны малышу. Они должны вызывать у него интерес, который играет не последнюю роль в учебном прочесе. Заинтересовав малыша, успех изучения данного материала обеспечен, несмотря на то, сколько лет ученику – шесть, семь или только пошел пятый год.

Как использовать

Подобрав материал необходимо знать, как его правильно использовать. Данные знания помогут сделать процесс обучения максимально интересным и результативным. Для этого можно использовать минимум 4 способа:

  • Из цифр с красочными изображениями можно сделать интересный плакат. Повесить его следует на уровне глаз ребенка, чтобы доступ к нему был постоянным. Ребенок, который будет регулярно наблюдать интересные картинки цифры 5, 8 и всех остальных непроизвольно будет запоминать их силуэт, особенности.
  • Кроме того, что красивая цифра 5, картинки, характеризующие 2, 7,0 и остальные числа, можно рассматривать, их можно использовать в качестве обучающей игры. Например, перед ребенком следует разложить несколько групп предметов.

Это могут быть прищепки, каштаны, ложки – все, что есть под рукой. Повторив, что значит ноль, один, два…восемь, девять можно приступать к игре, дав ребенку задание посчитать, сколько предметов в определенной группе и положить возле них соответствующую картинку. Например, если количество ложек 5 – то возле них ложится пятерка, если прищепки всего четыре – то красивая цифра 4.

  • Тренировка памяти и внимания. Для этого потребуется весь ряд чисел от 0 до 10. Его следует выложить перед ребенком по возрастающей. Затем из этого ряда убирается несколько карточек, например, картинка цифра 6 и 9. Задачей ребенка является определить, чего именно не хватает.
  • Больше-меньше. Когда ребенок уже достаточно хорошо усвоил пройденный материал, и красивая цифра 5, картинки которой могут быть красочными и интересными, уже не просто число, а он понимает, что она обозначает, можно поиграть в интересную игру. Перед ним выкладывается 3 карточки, например, 3, 4, 5 или 7, 8, 9. Выкладываются они в произвольном порядке. Ребенок должен поместить каждую карточку на свое место и объяснить свои действия.

Столько всего интересного и полезного можно получить из десяти карточек. Но для того чтобы от их применения действительно была польза, нужно сделать занятия регулярными. Не нужно гнаться за результатом, ведь если малышом плохо усвоено какое-либо число (например, цифра 8), то не нужно закрывать на это глаза и переходить к следующему уроку.

Каждый урок должен быть проработан досконально, ведь малыш должен понимать, что это за число, как оно выглядит, какое количество чего-либо обозначает, и при возможности уметь изобразить ее на бумаге.

В процессе изучения счета по карточкам с детьми дошкольного возраста нужно уметь их заинтересовать, внести в занятия как можно больше разнообразия и задора. Не стоит заставлять ребенка, он может оказаться просто не готов к получению новых знаний, а родительский напор только отобьет желание к учебе в дальнейшем. Поэтому, заниматься рекомендуется только тогда, когда у дошкольника отличное настроение, его ничего не беспокоит, присутствует интерес к данному занятию.

Ведущая деятельность в дошкольном возрасте - игра. Именно поэтому всё обучение должно проходить в игровой форме.

Состав числа начинают учить в подготовительной к школе группе. Материал для дошкольника сложный, но игровые приёмы помогут успешно справиться с задачей.

Примеры игр и заданий. (Все игры приводятся для изучения состава числа 5)

1. Игра с цветными кружками.

Для игры вам нужно подготовить двусторонние цветные круги. Одна сторона красная, вторая - синяя (к примеру)

Сколько здесь всего кругов?

Вы переворачиваете один круг синей стороной кверху.

Сколько стало кругов?

Выясняете, что количество не изменилось, но число 5 составили другим способом 1 + 4.

Аналогичную работу проводите до тех пор, пока все красные круги окажутся перевёрнутыми.

2. Решение "весёлых" задач.

Так называются задачи - вопросы в стихотворной форме. Перед началом игры нужно подготовить те же круги, которыми мы пользовались в первом задании и сделать подборку задач.

Например:

Два рыжих кота на крылечке сидели, (ребёнок откладывает в сторону 2 красных круга)
Три чёрных кота в окошко глядели. (3 синих круга)
Ну, и кто же ответить готов,
Сколько здесь всего котов?

Ребёнок пересчитывает круги, говорит ответ. Если у вас получится создавать картинки, по которым вы сможете ещё раз проверить решение задачи, вы получите дополнительную возможность закрепить состав числа.

3. Игра "Кто в домике живёт?"

Ребёнку необходимо вписать цифру, дополняющую цифру в первом столбце до 5.

4. Игра "Угадай - ка"

У вас коробка с кубиками. Вместе с ребёнком пересчитываете количество кубиков (В данном случае их 5), затем накрываете коробку салфеткой и вынимаете некоторое количество кубиков из коробки.

Я вынула 1(2, 3, 4) кубик. Сколько кубиков осталось в коробке? Как ты догадался?
- Осталось 4(3, 2, 1) кубика. 5 это 1 +4.

5. Игра "Магазин"

Вы можете продавать всё, что вам удобно - книги, чашки, ложки, карандаши... Единственное условие - цена на товар одинаковая (в нашем случае, 5 рублей) и соответствует изучаемому числу. Ребёнку нужно дать набор цифр, так, чтобы он мог складывая 2 числа получить нужное. Если вы дадите ему " настоящие" детские рубли - игра станет более привлекательной.

Татьяна Григоренко

Уже не один раз говорилось о содружестве разных систем анализа информации в усвоении ребенком системы представлений об окружающем мире. О тандеме тактильного и зрительного познания тоже сказано немало. Мое пособие было сделано как раз по этому принципу : красочный зрительный образ цифр привлекает внимание ребенка, а тактильное ощущения при обследовании позволяют запомнить образ цифры . Цифры сшиты из фетра швом через край, и набиты синтепоном. Ручки из синтетического шнура. В каждой из них, помимо синтепона, есть свой наполнитель (мелкая галька, речной песок, горох, гречка, рис, манка, вата, крахмал, соль, мука) Размер цифр 12 см .

Данное пособие позволяет развивать сенсорные представления детей; формировать познавательно-исследовательские умения; мелкую моторику рук; элементарные математические представления. Может использоваться с детьми как младшего возраста как тактильный тренажер, так и старшего для формирования представления о цифрах , для обучения количественному счету и проч.

Кроме того, тот факт, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка является непреложной истиной в педагогике.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Письмо – это сложный навык, включающий в себя выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Отсюда видно, как важно у детей совершенствовать мелкую моторику пальцев рук, формировать зрительно-моторную координацию.

Данное пособие является эффективным тренажером для мышц детской руки.

Публикации по теме:

А вы, когда-нибудь случайно не мечтали, Что, если звуки взять и оживить? Где жить они тогда бы стали? Какими бы они тогда могли бы быть?.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №240» городского округа Самара Дидактическое.

Цель:закреплять умение писать цифры от 1 до 9 и число 10,представления о цифрах от 0 до 9 и числе 10;учить считать в пределах 10 в прямом.

Актуальность. Как известно, у маленьких детей преобладает образное мышление. Поэтому чем нагляднее и привлекательнее будет задание для.

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию дидактическое пособие. Я назвала его "Веселые кнопки". Сначала скажу о назначении: 1. Развиваем.

Дидактическое пособие «Веселые рукавички» (закрепление названия цветов, геометрических фигур, счет до пяти, понятия одинаковый – разный).

Для утренника в детском саду в виде наглядного пособия нужен был торт, а точнее два торта. Давно видела что торты делают из фетра, а тут.

Как в интересной и увлекательной форме познакомить дошкольников с арифметикой и укрепить навыки счета? При этом параллельно сделав упор на развитии наблюдательности, фантазии, мелкой моторики рук и памяти? Задач много и все их можно воплотить в интересном путешествии в Волшебную страну.

Материалы для занятия в детском саду:

  • Демонстрационный: елка с шишками и цифрами, изображение реки, мешочки с песком (имитация камешков), цветы с изображением фигуры человека, карточки с изображением цифр, карточки с изображением животных, 7 ключей, письмо, карта.
  • Раздаточный: цветные карандаши, карточки с изображением количества предметов и цифр.

Ход занятия в детском саду

Воспитатель приветствует ребят. Входит мальчик, изображающий математический знак «+», он обращается к детям:

– Здравствуйте, ребята, вы узнали меня, правильно, я математический знак «плюс». Но я к вам пришел не с пустыми руками, я принес вам письмо. Об этом меня просили жители Волшебной страны.

Мальчик отдает письмо воспитателю. Он уходит, а воспитатель читает письмо ребятам:

«Дорогие ребята! Пишут вам жители Волшебной страны. У нас всегда пели птицы, гуляли веселые звери и цвели необыкновенные цветы. Но однажды злой волшебник решил закрыть всех обитателей страны в клетки, а ключи спрятал. Но он оставил карту, на которой отмечены места, где спрятаны ключи, их всего семь. Тот, кто найдет их, поможет всем жителям Волшебной страны и освободит их. Ребята, помогите, пожалуйста, найдите ключи и освободите жителей Волшебной страны!»

Воспитатель обращается к детям:

– Ребята, поможем жителям Волшебной страны?

– А трудностей не боитесь?

– Для начала давайте вспомним, сколько ключей нам нужно найти? (Нужно найти семь ключей.)

– Значит, сколько мы должны преодолеть препятствий? (Тоже семь.)

– Может, и само число «7» нам чем-то сможет помочь? Знаете, ребята, а мне кажется, что число «7» волшебное. Оно встречается во многих сказках. Давайте вспомним эти сказки. («Волк и семеро козлят», «Цветик-семицветик», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Белоснежка и семь гномов».)

– А еще вы знаете, что в неделе… сколько дней? (В неделе семь дней.)

– Назовите дни недели по порядку? (Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.)

Воспитатель предлагает детям отправиться на помощь жителям Волшебной страны, говорит:

– Будем надеяться, что и число «7» поможет нам. Итак, чтобы нам не заблудиться, пройти все острова и найти все ключи, мы будем смотреть на карту Волшебной страны, а каждый ключ, который мы найдем, мы будем вывешивать на карту.

Звучит музыка, дети идут по группе, на пути у них стоит елка. Это – «Остров сказочной ели». Воспитатель обращается к детям:

– А вот и первое препятствие. Посмотрите, какая красивая, пушистая елка. Чем она украшена? (Она украшена шишками и цифрами.)

– А где же задание? Наверное, под елкой, вот в этом конверте.

Воспитатель читает задание: «Посчитайте, сколько шишек висит на елке, и покажите соответствующую цифру. Если справитесь с заданием, то ключик окажется под елкой».

Всего на елке висит шесть шишек. Дети выполняют задание, находят нужную цифру и ключик под елкой. Воспитатель спрашивает:

– Какого цвета наш первый ключ? (Первый ключ красного цвета.)

Первый ключ появился на карте.

– Какая широкая река преградила нам путь! Вода, наверное, холодная, вброд ее не перейти. Смотрите, среди камней лежит конверт, а в нем задание.

Воспитатель читает задание: «Вам надо разделиться на пары. Возле реки растет яблоня – на ней висят красивые яблочки. Один из вас срывает яблочко и считает, сколько косточек в яблочке, второй возьмет столько камушков, сколько косточек его друг насчитал в яблочке, и положит камушки через реку, таким образом, вы сможете перейти реку».

Дети считают и выполняют задание, воспитатель задает вопрос:

– Какой ключ по счету и какого цвета мы получили? (Мы получили второй ключ, он желтого цвета.)

Этот ключ помещают на карту. Впереди – «Остров перепутанных человечков». Хозяева на этом острове два старых умных аиста. У одного из аистов лежит конверт – в нем задание, а на шее у другого висит ключ. Ребятам нужно справиться с заданием, тогда аист отдаст им ключ.

Воспитатель читает задание: «Ребята, на этом острове живут очень забавные человечки, они спрятаны в цветах. Они все похожи друг на друга, но их перепутали. Надо помочь им найти свой домик».

Уже три ключа вывешены на карту.

Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом.
Крылья пестрые мелькают,
В поле бабочки летают,
1, 2, 3, 4 – полетели, закружились,
На цветочки опустились.

После физкультминутки дети прибывают на «Остров затерянных цифр». Воспитатель обращает их внимание на то, что на столе лежит много картинок. Между ними находится и конверт с заданием: «Ребята, а на этом острове у нас потерялись цифры, они разбежались кто куда и спрятались в разные предметы. Найдите эти цифры».

Дети находят в картинках предметов разные цифры, называя и показывая цифру.

В награду за это ребята получают еще один ключ, на этот раз синего цвета.

Воспитатель спрашивает:

– Сколько у нас получилось ключей? (У нас уже есть четыре ключа.)

Воспитатель сообщает, что следующее задание ждет их на «Острове животных»:

– Ребята, а тут нам с вами надо хорошо подумать. Смотрите, здесь у нас перепутались все животные, и дикие, и домашние оказались все вместе, надо разделить их.

А для этого нужно быть внимательным и вспомнить, где кто живет.

Дети распределяют животных по группам «Дикие животные», «Домашние животные».

Воспитатель говорит, что еще одно препятствие осталось позади, задает вопрос:

– Сколько ключей в нашей копилке? (Пять ключей.)

И этот ключ прикрепляют к карте. Воспитатель приглашает ребят в «Домик
художника».

– Ребята, а теперь мы с вами попали в домик художника, садитесь за столы.

Воспитатель находит письмо от художника, зачитывает его: «Дорогие ребята! Я художник и очень люблю рисовать. Мне очень бы хотелось, чтобы вы мне помогли, закончить картины».

– Ребята, у каждого из вас есть незаконченная картина художника, на которой изображены божьи коровки, но чего-то не хватает у наших божьих коровок. Ребята, как вы думаете чего? (У них не хватает точек на крыльях.)

Об этом и просил художник, надо нарисовать столько точек, сколько показывает цифра, расположенная рядом с картинкой.

Дети справляются с заданием, и воспитатель достает шестой ключик, показывает его детям. Воспитатель задает ребятам вопрос:

– Сколько у нас ключей? (У нас шесть ключей.)

Воспитатель сообщает, что вот и шестой ключ появился на нашей карте. Осталось только добыть седьмой, но этот ключ дети получают за свои старания, за внимание и хорошие знания. Но есть еще одно незавершенное дело. Ключи мы собрали, пройдя все испытания, а теперь их нужно отправить жителям Волшебной страны. Они очень ждут эти ключи? А в этом нам поможет математический знак «плюс», который принес нам письмо.

Выходит мальчик, он благодарит ребят:

– Ребята, большое спасибо за помощь жителям Волшебной страны. А за вашу помощь мы хотим вам подарить вот эту игрушку – пусть она станет талисманом вашей группы. Будьте всегда добрыми и отзывчивыми ребятами. Ну что, мне пора.

Дети прощаются с математическим знаком. Уходят в группу.

Материал предоставлен , №4 за 2009 год.

Обучение счёту, систематизированное и методически обоснованное Федеральным Государственным Образовательным Стандартом (ФГОС), входит в систему работы с дошкольниками в детском саду. Однако возрастные особенности детей требуют особо тщательной подготовки наглядных пособий. Самая важная роль отводится именно счётному материалу. Мы рассмотрим виды счётного материала, используемого на занятиях по математике в разных возрастных группах, и дадим советы, как демонстрационного и раздаточного, изготовить его своими руками.

Обоснованность применения наглядного счётного материала в детском саду

В дошкольном образовательном учреждении дети начинают осваивать счёт с трёх лет, и это их основная математическая деятельность. Обучение происходит с непременной опорой на наглядные пособия, поскольку абстрактные логические операции, производимые при счёте (слияние и разделение множеств, сопоставление количества и цифры, сравнение множеств) сложны для понимания малышей и требуют «опредмечивания». Наглядный счётный материал - комплексное дидактическое средство, направленное на формирование элементарных представлений о счёте в рамках целенаправленного обучения.

Известный педагог К.Д. Ушинский говорил: «Наглядности обучения требует сама детская природа».

Такие пособия очень разнообразны, и их применение в каждом случае зависит от:

  • конкретного содержания учебного материала (например, научить детей второй младшей группы различать понятия много и мало);
  • используемых методов (точнее, определённые игровые приёмы, к примеру, иллюстрации к сказке, в которой персонажи учатся считать);
  • возраста детей (если во второй младшей группе могут быть карточки с картинками одного и того же животного, то в старшей на картинках изображаются разные звери, то есть идёт усложнение сути описываемого явления).

Счёт в детском саду осваивается наряду с другими дидактическими навыками и понятиями, например, изучением цветов: распредели грибочки по корзинкам соответствующих цветов и скажи, в какой их оказалось больше/меньше

Наглядный материал должен отвечать следующим требованиям:

  • научным (соответствовать научным данным о счёте);
  • педагогическим (нести образовательную, развивающую, воспитательную нагрузку);
  • санитарно-гигиеническим (не содержать вредных веществ, не вызывать напряжения зрения;
  • эстетическим (красивое оформление. яркие и чёткие изображения)

Особенности демонстрационного и раздаточного материала для разных возрастных групп

Счётный материал по математике, как и другие наглядные пособия, может быть двух типов:

  • крупный, то есть демонстрационный, который используется педагогом для объяснения и показа способа действий с ним (магнитные доски, плакаты, картины и пр.);
  • мелкий, то есть раздаточный (карточки, лэпбуки и пр.), используя который все дети выполняют те или иные задания одновременно, что позволяет организовать самостоятельную деятельность малышей для выработки необходимых математических навыков и умений.

Наглядный математический материал отличается по типу счётной деятельности, которая является приоритетной для конкретной возрастной категории.

  1. Вторая младшая группа. Для формирования понятия единичности и множественности можно использовать, например, картинки-пазлы, кубики, в которых цифры окружены элементами с таким же количеством фруктов (овощей, животных и пр.) или картинки с точками, которые нужно соотнести с цифрой. К слову, этот же материал с точками используется и дальше, только цифр становится больше.
  2. . Дети должны уметь давать точную оценку совокупности предметов, в данном случае считать до 5. Для этого активно используются картинки с изображением предметов и цифр, соответствующих их количеству, а также сочетание игрушки и объёмной цифры. Например, для узнавания графического образа числа задание может быть таким: помоги зайке найти цифру 3. посади мотылька на цветок с пятью лепестками.
  3. Старшая группа. Малыши считают до 10, умеют прибавлять или отнимать по единице. В качестве наглядности используются, например, игра домино, соотнесение цифры с картинкой с таким же числом объектов.
  4. Подготовительная группа. Дети могут сравнивать числа «больше-меньше», составлять заданные числа из двух меньших - 5 из 2 и 3, например. Демонстрационный материал усложняется. Это могут быть задания на сравнение количества предметов на картинках, составление целого изображения после последовательного складывания пронумерованных разрезанных частей и т.д.

Универсальным наглядным средством являются счётные палочки: они позволяют продемонстрировать и отработать все виды счётной деятельности.

Таким образом, первые пособия направлены на то, чтобы дети учились соотносить зрительный образ цифры и обозначаемое ею количество объектов. В средней группе эта работа уже не на «узнавание» образа цифры, а на количественный счёт до 5. В старшей группе малыши учатся совершать элементарные действия по сложению-вычитанию, а в подготовительной материалы заданий носят сравнительный характер, так как дети уже умеют соотносить количества, обозначенные цифрами.

На любом этапе обучения необходимо продумывать способ знакомства с графическим образом цифры, например, в форме создания аппликации

Виды раздаточного материала

Как уже было сказано, пособия могут быть демонстрационные и раздаточные. А также есть те, которые могут использоваться в обоих случаях (например, блоки Дьенеша). Виды раздаточного материала педагог выбирает в зависимости от возраста детей. Так, уже в первой младшей группе ребята знакомятся с кубиками, счётными палочками. Правда, пока на уровне оценивания «много-мало». Обычно градация использования видов раздаточного материала зависит от возраста детей: чем младше, тем больше игрушек, а чем старше, тем больше рисунков и схем. В целом же в детском саду активно используются такие счётные пособия:

  • палочки Кюизенера (разноцветные параллелепипеды разного размера из дерева или пластика используются преимущественно во второй младшей и средней группах, когда происходит знакомство с понятием количества);
  • блоки Дьенеша (набор геометрических фигур разного размера, который может использоваться по аналогии с палочками Кюизенера, а также для знакомства с прямоугольником, треугольником, кругом, квадратом);
  • кубики (в младшей группе на них отрабатываются понятия «много-мало»);
  • пирамидки (как бюджетный, более доступный, вариант палочек Кюизенера и блоков Дьенеша);
  • бусины, пуговицы (в младшей и средней группах);
  • картинки, картинки-пазлы, карточки (для всех возрастов);
  • веер с цифрами (для старшей и подготовительной групп, в которых ребята уже чётко ассоциируют цифру с её графическим образом);
  • лэпбуки, задания в которых могут объединять все вышеперечисленные пособия и т.д.

Обратите внимание, что чёткого разделения по возрасту в применении счётных материалов нет, так как их использование должно быть оправдано с точки зрения поставленной образовательной цели. И тем не менее в старшей и подготовительной группах акцент делается на карточки, чтобы дети привыкали работать с наглядностью «как в школе».

Фотогалерея: примеры раздаточного счётного материала

Возможности счётных кубиков позволяют использовать их вплоть до подготовительной группы Для освоения навыка счёта до 5 удобно использовать специальные пирамидки Веер с цифрами - это пособие для школы, но может использоваться и в детском саду На блоках можно отработать усвоение основных геометрических фигур и счёта предметов в группах Учиться считать на палочках можно совершенно незаметно: например, выкладывая из них фигуры

Лэпбук по ФЭМП «Количество и счёт»

Лэпбук - это папка, в которой собран материал по конкретной теме. Организация материала в таком пособии состоит в том, что педагог оформляет наглядность в форме мини-книжек, раскладок-гармошек, коробочках с подарками, окошечках или кармашках и пр. Кроме этого, лэпбук обязательно включает задания творческого характера.

Для формирования элементарных математических представлений (ФЭМП) также используются лэпбуки - плоды креативного подхода педагога к реализации задач обучения. Пособия рассчитываются на конкретный этап обучения. Поскольку изначально лэпбуки изготавливались родителями для обучения своего ребёнка, то, поставленные на «методический поток», эти пособия сейчас применяются для индивидуальной работы, а также для работы в парах-тройках.

Как сделать дидактические материалы для подготовительной группы своими руками

Для начала необходимо определить цели лэпбука «Количество и счёт».

  1. Закрепить умение считать до 10.
  2. Тренироваться в порядковом и количественном счёте.
  3. Отработать навык сравнения цифры с количеством предметов.
  4. Учиться писать цифры.
  5. Формировать навык складывать, вычитать и сравнивать числа в пределах 10.
  6. Развивать активный словарный запас, логику, память и мышление.
  7. Работать над умением самостоятельно решать поставленные задачи.
  8. Воспитывать отзывчивость, уверенность в себе, своих силах.

После организационного этапа можно приступать непосредственно к изготовлению. Этот процесс начинается с подготовки необходимых материалов. Причём сначала разрабатываются методические вопросы, а уже затем под них подбирается подходящее оформление.

Обычно в лэпбук входят:

  • картинки с цифрами для зрительного восприятия их графического образа;
  • карточки с цифрами и предметами (либо отдельно, либо 2 в 1);
  • пазлы (разрезанные цифры или картинки, на каждом кусочке которых изображена цифра и пр.);
  • картинки со сказками, в названиях которых есть цифры;
  • раскраски;
  • прописи;
  • загадки, считалки и т.д.

Материалы удобнее всего организовывать в файлы, которые, в свою очередь, складываются в папку скоросшиватель. Обложка этого каркаса для пособия также должна быть ярко оформлена. Но при такой упаковке с материалами хлопотно работать: перед использованием часть пособия придётся выложить. Так что можно воспользоваться опытом коллег и сделать страницы лэпбука картонными, а уж на эти листы можно крепить и файлы, и книжки-раскладушки, и коробочки с сюрпризами.

Фотогалерея: пример самодельного лэпбука

Для лэпбука использование папки-скоросшивателя является самым прочным Карточки с точками и цифрами можно положить в яркие конвертики, чтобы малыш заинтересовался их содержимым При изготовлении такого пособия предполагается, что дети умеют писать Выкладывая цифры из элементов, дети запоминают графический образ чисел, а также тренируют глазомер С помощью лэпбука дети быстро и легко понимают суть сравнения Решив пример на гараже и на машине, ребёнок должен соотнести одинаковые ответы Дети, как правило, с азартом включаются в игру домино

Индивидуальные карточки по математике для второй младшей, средней, старшей групп

Обучение счёту это то, что требует от ребёнка максимальной сосредоточенности и постоянной практики. Последнее призваны обеспечить индивидуальные карточки - методические пособия для работы над темой по одному или в мини-группах (2–3 человека).

  1. Во второй младшей группе для отработки понятия один-много, например, карточка может быть с изображением паровоза. Ребёнок получает стопку вагончиков и распределяет их по карточке. Параллельно с этим взрослый акцентирует внимание малыша на том, что сначала вагонов не было, потом появился один, а потом «много».
  2. В средней группе счёт до 5 очень эффективно тренировать с помощью соотнесения элементов картинок (например, точек на спинке у божьей коровки) и графического образа числа.
  3. В старшей группе для отработки счёта до 10 можно использовать таблицы с точками и небольшие карточки с цифрами, которые дети должны соотнести между собой. Или карточки с изображением цифр для восстановления порядка счёта. Кстати, таким же образом тренируется навык написания цифр.
  4. В подготовительной группе карточки могут представлять собой графические примеры на сложение-вычитание: ребёнок считает количество объектов слева от знака + или - и пишет результат в отведённую для этого клетку.

Из практичных соображений карточки лучше ламинировать. Тогда, даже если малышу и нужно будет по заданию что-то написать (к примеру, ответ-решение примера), он сможет сделать это маркером, который легко вытирается с целлофана.

Для того, чтобы цифры были всегда в поле зрения детей, в группе можно установить папку-передвижку «Весёлый счёт». Она познакомит малышей и с цифрами, и с количеством предметов в группе.

Фотогалерея: примеры индивидуальных карточек и картинка для папки-передвижки

В младшей группе малыши учатся оценивать множества с помощью крепления разного числа вагонов к локомотивам В подготовительной группе дети выполняют сложение и вычитание в рамках от 1до 10 Малыш средней группы должен посчитать пятнышки на спинке божьей коровки и соединить её с подходящей цифрой В старшей группе дети учатся выполнять несложные арифметические действия в пределах от 1 до 10 Яркие и красивые картинки с папки-передвижки привлекут внимание ребят и научат соотносить цифру с количеством предметов

Картинки для обучения счёту в старшей и подготовительной группах

Особых различий в форме картинок нет, отличаются только задания, то есть содержание.

Фотогалерея: индивидуальные карточки для старшей группы

Карточки с цифрами можно сделать дома Переставляя количество шариков, ребёнок научится считать до 10, а также сортировать вещи по принципу «новое/старое» Индивидуальная карточка может содержать задание творческого характера: вылепить цифру из пластилина Такие домики помогают детям усвоить состав числа