Что ребенок делает по дому. Обязанности ребенка по дому: какие и с какого возраста. Поручайте ребенку ограниченный круг дел

Убирайте постель каждый день. Уборка постели занимает максимум 5 минут, но в конце суматошного дня, вернувшись к аккуратно заправленной постели, вы почувствуете, как дневные стрессы улетучились, как только заберетесь под одеяло. Приучите детей также ежедневно заправлять свои постели. Это научит их ответственности и поможет вашему дому выглядеть более опрятно.

Делайте одну загрузку стирки каждый день. Соберите загрузку стирки утром и загрузите в стиральную машину. Как только вы вернетесь вечером с работы, включите стиральную машину, и белье будет выстирано до того, как вы начнете ужин. Если вы используете сушку-автомат, белье высохнет к тому времени, как вы убрали со стола, и вы сможете сложить чистое белье и убрать по местам. Одна загрузка стирки займет у вас всего несколько минут в день, но зато потом вам не надо тратить целый выходной на скопившуюся кучу грязного белья, а освободившееся время можно потратить на что-то более приятное.

Планируйте ужин с утра. Точно зная, что вы готовите на ужин каждый день, вы сэкономите массу времени. Вместо того, чтобы стоять перед открытой дверью холодильника, решая, что же приготовить, вы сразу сможете приступить к работе. Вытащите из морозильника продукты, которые требуют разморозки, почистите и порежьте овощи или замаринуйте мясо. Если вы подготовите полуфабрикаты для ужина утром, вы сэкономите кучу времени вечером.

Сделайте список всех дел, которые вам надо сделать в городе, и делайте их в течение дня. Если вы сможете сделать все необходимые дела в течение недели, у вас не будет нужды ездить по всему городу в выходные. Возможно, что-то можно сделать в обеденный перерыв? Заехать куда вам нужно по дороге на работу или с работы? Делая 1-2 дела каждый день, у вас освободится много времени за целую неделю.

Прибирайтесь на кухне сразу после ужина. Хотя после длинного рабочего дня вы чувствуете себя уставшей, и есть искушение оставить грязную посуду в раковине до завтра, вспомните: сколько раз вы надеялись, что вымоете посуду утром, но утром вам было не до этого? В результате, немытая посуда останется в раковине до вечера, и вы вернетесь домой к неприбранной кухне. Потратьте лишние 10 минут вечером на то, чтобы прибраться в кухне, и вы сможете начать свое утро каждый день в чистоте, вместо того, чтобы постоянно жить в беспорядке.

Приводите гостиную в порядок каждый вечер, прежде чем идти спать. Делайте это всей семьей. Потратьте 5-10 минут на то, чтобы положить все по местам. Когда вы оставляете вещи в неположенном месте, именно это и создает беспорядок, разрастающийся день за днем.

Установите определенное время для выполнения домашних заданий детьми. Хотя строго расписать каждый день невозможно, старайтесь придерживаться установленного порядка, чтобы дети точно знали свое расписание, что происходит в какое время, и знали, чего от них ожидают. Выберите часы, которые вы сможете соблюдать большинство вечеров, и посвятите их урокам. Выключите телевизор и устраните все другие отвлекающие моменты, чтобы ваши дети могли сконцентрироваться на учебе. Сразу после ужина для этого самое подходящее время. Дети могут сесть за стол, пока вы прибираетесь после ужина. Вы можете провести время вместе и одновременно делать свои дела, также как и ответить на любые их вопросы.

Выберите свою одежду на завтра с вечера. Мы все знаем, насколько быстрее дети могут собраться в школу утром, если приготовят форму с вечера. Практикуйте тот же порядок и для себя: выберите свой собственный наряд на завтра с вечера. Достаньте все необходимые вещи из шкафов и разложите их аккуратно, чтобы утром было легко одеться. Вам не придется терять драгоценные минуты утром в поисках, что надеть, что поможет вам выйти из дома вовремя и не опоздать.

Установите определенный порядок отхода ко сну. Объясните всем членам семьи, что они должны делать по команде, что пора ложиться спать. Например, принять душ и почистить зубы, переодеться в пижаму, положить грязную одежду в корзину для стирки, приготовить одежду на завтра и лечь в постель. Потренируйтесь, чтобы дети знали точно, что они должны делать по команде "Пора спать". Если вам не надо стоять у них над душой, пока они готовятся ко сну, у вас будет время завершить неотложные дела, которые надо сделать сегодня. Если вашим детям нужна мотивация, создайте систему стимулов, чтобы им захотелось сделать все самим.

Держите записную книжку у кровати. Обычно мы вспоминаем про что-то, что нужно сделать завтра, как только мы только легли в постель. Если какая-то мысль пришла вам в голову, когда вы уже легли, запишите ее в записной книжке, чтобы не забыть. На следующее утро оторвите верхнюю страницу и положите в кошелек или сумочку, чтобы иметь перед глазами список того, что вам нужно сделать в течение дня.

Должны ли дети помогать родителям? Многие родители считают, что не стоит обременять детей домашними обязанностями. Они думают, что работа по дому будет отнимать у детей беззаботное детство, которое дается только раз. Часто родители, приходящие ко мне на консультацию считают, что с детей достаточно школьной учебы и кроме этого им от детей ничего не нужно.

Тем не менее, как семейный психолог, я считаю, что гораздо важнее то, что, когда дети помогают родителям, выполняя домашние обязанности, они будут чувствовать себя необходимыми в семье, способными внести свой собственный вклад в семейное благополучие и поэтому быть ее полноправными членами.

На консультации я помогаю родителям понять, что, обучая детей ответственности за домашние дела, мы развиваем их социальный интерес и готовим их к тому, чтобы они не боялись ответственности и вне дома.

Дети, которые помогают родителям и имеют круг своих домашних обязанностей обычно лучше учатся в школе, потому что они лучше взаимодействуют с учителями. Без такой подготовки дети становятся потребителями и в будущем хотят только получать что-то от других людей. Они просто сидят дома и ждут, когда кто-то придет и даст им то, что они хотят. Иногда у таких детей складывается ощущение, что они что-то из себя представляют только тогда, когда их кто-то обслуживает.

Основываясь на своем опыте и жизненных ситуациях, взрослые могут придумать массу самых разных дел, которые может с пользой для семьи выполнять ребенок. Но иногда родители пребывают в растерянности, не зная, что можно поручить детям, поэтому далее я приведу примерные перечни домашних обязанности детей разного возраста, которые я взяла с небольшими изменениями в книге Б. Б. Грюнвальд, Г.В.Макаби «Консультирование семьи». Итак, чем дети помогают по дому в разных возрастах:

Домашние обязанности трехлетнего ребенка

Собрать и положить игрушки в соответствующее место.

Положить книги и журналы на полку.

Отнести салфетки, тарелки и приборы на стол.

Убрать за собой оставшиеся после еды крошки.

Очистить свое место за столом.

Чистить зубы, мыть и вытирать руки и лицо, причесываться.

Самому раздеться, с небольшой помощью – одеться.

Вытереть за собой следы «детской неожиданности».

Донести небольшие продукты до нужной полки, убрать вещи на нижнюю полку.

Домашние обязанности четырехлетнего ребенка

Сервировать стол, в том числе хорошими тарелками.

Помочь убрать бакалейные товары.

Под наблюдением родителя помогать в покупке круп, макарон, сахара, печенья, конфет, хлеба.

По расписанию давать корм домашним животным.

Помогать прибирать в саду и во дворе на даче.

Помогать расстилать и убирать постель.

Помогать мыть посуду или с помощью загружать посудомоечную машину.

Протирать пыль.

Намазывать масло на хлеб. Готовить холодные завтраки (хлопья, молоко, сок, крекеры).

Помогать приготовить простой десерт (положить украшение на торт, добавить варенье в мороженое).

Делиться с друзьями игрушками.

Доставать из почтового ящика почту.

Играть дома без постоянного наблюдения и без постоянного внимания взрослых.

Развешивать носки и носовые платки на сушке.

Помогать складывать полотенца.

Домашние обязанности пятилетнего ребенка

Помогать планировать приготовление пищи и закупку бакалейных товаров.

Самому приготовить бутерброды или простой завтрак и убрать за собой.

Самостоятельно наливать себе питье.

Сервировать обеденный стол.

Сорвать с грядки салат и зелень.

Добавлять по рецепту некоторые ингредиенты.

Расстилать и убирать кровать, прибирать комнату.

Самостоятельно одеваться и убирать одежду.

Чистить раковину, туалет и ванну.

Протирать зеркала.

Сортировать белье для стирки. Складывать отдельно белое, отдельно цветное.

Складывать и убирать чистое белье.

Отвечать на телефонные звонки.

Помогать прибирать квартиру.

Оплачивать мелкие покупки.

Помогать мыть машину.

Помогать выносить мусор.

Самостоятельно решать как потратить свою часть семейных денег, предназначенных для развлечений.

Кормить своего питомца и убирать за ним.

Самостоятельно завязывать шнурки.

Домашние обязанности шестилетнего ребенка (первый класс)

Самостоятельно подбирать себе одежду по погоде или для определенного случая.

Пылесосить ковер.

Поливать цветы и растения.

Чистить овощи.

Готовить простую пищу (горячие бутерброды, вареные яйца).

Собирать вещи в школу.

Помогать развешивать белье на бельевую веревку.

Вешать свою одежду в платяной шкаф.

Собирать дрова для костра.

Собирать граблями сухие листья, полоть сорняки.

Прогуливать домашних животных.

Нести ответственность за свое мелкие раны.

Выносить мусор.

Приводить в порядок ящик, где хранятся столовые приборы.

Накрывать на стол.

Домашние обязанности семилетнего ребенка (второй класс).

Смазывать велосипед, ухаживать за ним. Запирать его в специальном месте, когда он не используется.

Принимать телефонные сообщения и записывать их.

Быть на посылках у родителей.

Мыть собаку или кошку.

Тренировать домашних животных.

Нести пакеты с продуктами.

Самостоятельно без напоминаний вставать по утрам и ложиться спать вечером.

Быть вежливым и учтивым с другими людьми.

Оставлять после себя в порядке ванну и туалет.

Гладить простые вещи.

Домашние обязанности восьми- и девятилетнего ребенка (третий класс)

Правильно складывать салфетки и раскладывать столовые приборы.

Мыть пол.

Помогать переставлять мебель, вместе со взрослыми планировать расстановку мебели.

Самостоятельно наполнять себе ванну.

Помогать другим (если его просят) в работе.

Наводить порядок в своих шкафах и ящиках.

Покупать себе одежду и обувь с помощью родителей, выбирать одежду и обувь.

Менять без напоминания школьную одежду на чистую.
Складывать одеяла.

Пришивать пуговицы.

Зашивать распоровшиеся швы.

Чистить кладовку.

Убирать за животными.

Знакомиться с рецептами приготовления простых блюд и учиться их готовить.

Срезать цветы и готовить вазу для букетов.

Собирать фрукты с деревьев.

Разжигать костер. Готовить все необходимое для приготовления пищи на костре.

Красить забор или полки.

Писать простые письма.

Писать благодарственные открытки.

Кормить ребенка.

Купать младших сестер или братьев.

Натирать полиролью мебель в гостиной.

Домашние обязанности девяти- и десятилетнего ребенка (четвертый класс)

Менять постельное белье и складывать грязное белье в корзину.

Уметь обращаться со стиральной машиной и сушилкой.

Отмерять стиральный порошок и кондиционер для белья.

Покупать продукты по списку.

Самостоятельно переходить улицу.

Самостоятельно приходить на назначенные встречи если туда можно дойти пешком или доехать на велосипеде.

Печь печенье из полуфабриката в коробках.

Готовить еду на семью.

Получать свою почту и отвечать на нее.

Готовить чай, кофе или сок, разливать по чашкам.

Ходить в гости.

Планировать свой день рождения или другие праздники.

Быть в состоянии оказать простую первую помощь.

Мыть семейный автомобиль.

Учиться бережливости и экономии.

Домашние обязанности десяти- и одиннадцатилетнего ребенка (пятый класс)

Самостоятельно зарабатывать деньги (например, сидеть с детьми).

Не бояться одному оставаться дома.

Ответственно распоряжаться некоторым количеством денег.

Уметь ездить на автобусе.

Ответственно относится к личному хобби.

Домашние обязанности одиннадцати- и двенадцатилетнего ребенка (шестой класс)

Быть в состоянии взять на себя обязанности лидера вне дома.

Помогать уложить спать маленьких братьев и сестер.

Самостоятельно выполнять свои дела.

Косить газон.

Помогать отцу в строительстве, поделках и выполнении домашних дел.

Чистить плиту и духовку.

Самостоятельно распределять время для учебных занятий.

Домашние обязанности учеников старших классов

В школьные дни отход ко сну в определенное время (по согласованию с родителями).

Принимать на себя ответственность за приготовление пищи для всей семьи.

Иметь представление о здоровом образе жизни: есть здоровую пищу, поддерживать правильный вес, регулярно проходить медицинский осмотр.

Предвидеть потребности других и предпринимать соответствующие действия.

Иметь реалистические представления о возможностях и пределах возможностей.

Последовательно выполнять принятые решения.

Проявлять взаимное уважение, преданность и честность во всех отношениях.

По возможности зарабатывать немного денег.

Обязанности детей, налагаемые родителями, содействуют развитию таких человеческих свойств, как ответственность, умение заботиться, самостоятельность.

Домашний посильный труд – лучшая методика воспитания множества прекрасных человеческих качеств. Не существует деток, которые бы ни любили старательно помогать взрослым. Никогда не стоит их гнать или убеждать не мешать. Детскую помощь обязательно рекомендуется одобрять. Домашние обязанности ребенка следует считать своеобразной «трудотерапией», которая поможет с успехом решить множество проблем, включая проблему развития усидчивости, внимательности, целеустремленности, ответственности. При наделении ребенка обязанностями непременно нужна родительская терпимость, снисходительность и поддержка. И напротив, агрессия и насмешки отобьют полностью какое-либо желание кропотливо трудиться.

Обязанности ребенка дома могут включать следующие действия

    уборку игрушек;

    уборку посуды в посудомоечную машину либо раковину;

    полив цветов;

    помощь маме в доставке покупок из магазина;

    уборку вещей и обуви на место;

    заправку постели;

    уборку книг и дисков;

    сервировку стола;

    кормление домашних животных;

    помощь в саду;

    помощь в мытье посуды;

    протирание пыли;

    приготовление бутербродов;

    развешивание чистого белья;

    помощь родителям в приготовлении пищи;

    помощь в уборке квартиры;

    помощь в мытье машины.

Если ребенку поручается работа по дому, то родители должны четко следовать принципу: никогда не делать за него то, что он в состоянии осуществить сам.

Обязанности ребенка дома: что можно поручить ребенку 8-10 лет?

Должны ли родители обременять домашними обязанностями ребенка? Существует точка зрения, что это сокращает период беззаботного детства. Многие родители убеждены, что детям вполне достаточно учебных нагрузок.

Тем не менее, семейные психологи утверждают, что вопрос с обязанностями ребенка дома должен быть обязательно решен. Выполняя их, ребенок будет чувствовать себя остро необходимым близким людям, способным вносить личный вклад в благополучие семейства. Дети, ответственно выполняющие порученную работу по дому, как правило, лучше учатся, лучше взаимодействуют с преподавателями. Без подобной подготовки ребята становятся потребителями и стремятся в будущем лишь получать, ничего не предлагая взамен.

Еще более опасным является положение, когда семейные методы воспитания создают у детей ощущение, что ввиду их исключительности, все должны их обслуживать. Взрослые способны придумать множество дел, которые с огромной пользой для семейства может исполнять ребенок. Если ситуация такова, что родителям, прикладывающим массу усилий, не удается приучить ребенка к труду, есть смысл посетить психолога.

Нужно ли наделять ребенка обязанностями? Безусловно, они помогают полноценному, адекватному формированию личности. Возложение и успешное выполнение каких-либо обязанностей возвышает ребенка в собственных глазах. Постепенно малыш учится взаимодействовать с окружающими и начинает рассматривать себя как личность, способную помогать.

Обязанности ребенка и взрослого человека несопоставимы. Они значительно проще. Обязанности малыша можно трактовать, скорее, как посильную помощь по дому. Поручения должны соответствовать его возрасту. Иначе, можно вызвать обиду, злость, агрессию или ощущение у него чувства собственной неполноценности.

В тоже время не стоит вовсе ограждать ребенка от домашних дел, уповая на то, что у него будет еще достаточно времени, чтобы всему научиться. Так вы рискуете воспитать неподготовленную к самостоятельной жизни личность. Кто его лучше научит и закроет глаза на ошибки, как не родители?

Исходя из собственных ожиданий и умений ребенка, можно давать ему самые разнообразные задания. Однако те или иные обязанности нужно вводить в его жизнь постепенно. Поговорите с крохой и вместе решите, в чем будет заключаться ее посильный вклад.

Желательно давать ей возможность самой выбирать для себя дела. Покажите ей, если крохе непонятно как именно нужно это выполнить. Однако никогда не делайте этого за нее.

Обозначьте критерии качества, по которым в последующем будет оцениваться качество ее работы. Согласуйте сроки выполнения. Сообщите о последствиях, вступающих в силу после невыполнения поручений.

Не устанавливайте для малыша слишком высоких рамок. Возможно, вы перфекционист и всегда стремитесь к совершенству. Ребенок еще не наделен умениями и способностями взрослого человека, поэтому не выставляйте недостижимых для него планок. Иначе ему не захочется больше помогать.

Периодически меняйте круг его обязанностей для того, чтобы ребенку не наскучила монотонная работа. Хотя, некоторые можно прочно вводить в его жизнь, например, собирать свои игрушки или ухаживать за животными. Кроме того, не стоит нагружать его слишком большим списком дел.

По степени длительности обязанности можно разделить на постоянные и ситуативные дела . Под постоянными обязанностями понимаются те, которыми ребенок награждается с определенного возраста на постоянной основе, например, способность самостоятельно одеваться, обязанность уважать взрослых. Ситуативные дела носят кратковременный характер. Это небольшие поручения, которые родители могут дать своему чаду.

Как приучить ребенка к труду

Малыш всегда наблюдает за действиями взрослых. На их примере он постепенно учится действовать тем или иным образом в разнообразных ситуациях. Приходит время и у него возникает сильное желание сделать что-либо самостоятельно. Это позволяет тем самым ему почувствовать себя большим. Это удачное время для мягкого, ненавязчивого приобщения его к труду. Несколько рекомендаций:

  1. Если ребенок отказывается от вашего поручения, не злитесь и не заставляйте его. Лучше поговорите с ним о том, почему ему не хочется. Объясните, зачем это нужно выполнить.
  2. Малыш будет чувствовать значимость своей помощи, и хотеть ее оказать лишний раз, если ваши просьбы будут озвучены не в приказном тоне. Вместо фразы “сделай немедленно” скажите “не мог бы ты”.
  3. Хвалите малыша за его старание и стремление что-то выполнить. Пусть поначалу у него получается не так, как вам бы хотелось. Слова одобрения жизненно важны для формирования позитивной самооценки.
  4. Иногда, если он действительно очень заслужил можно поощрять его, но ни в коем случае не деньгами. Он начнет думать, что родители обязаны ему платить за выполнение домашних дел. Помощь перестанет быть бескорыстной.
  5. С внедрением новых обязанностей нужно расширять поле его свободы. Скажем, он может лечь спать чуть позже или поиграть чуть больше.
  6. Выполнение самих дел можно превратить в интересную игру. Ваша фантазия подскажет, как нужно это сделать.

Что под силу детям разного возраста

Малыш 3 лет способен :

  • убирать игрушки на место;
  • относить ложки, вилки, салфетки, тарелки на стол;
  • ставить книжки и журналы на полки;
  • убирать свое место за столом после еды;
  • владеть элементарными гигиеническими навыками (например, умываться);
  • самостоятельно раздеваться и одеваться при участии взрослых.

Ребенок 4 лет готов:

  • сервировать стол, относить хорошие тарелки;
  • помогать с приобретением бакалейных товаров;
  • помогать убираться во дворе;
  • кормить домашнюю живность;
  • расстилать и застилать кровать;
  • помогать мыть посуду;
  • вытирать пыль на мебели;
  • накладывать еду в тарелки;
  • готовить холодные завтраки (насыпать хлопья);
  • мазать маслом хлеб;
  • доставать почту из ящика;
  • участвовать в приготовлении несложного десерта;
  • развешивать вещи сушиться;
  • складывать одежду.

Пятилетке можно поручить:

  • помогать готовить по рецепту пищу (добавлять ингредиенты);
  • убираться в комнате;
  • готовить бутерброд или простой завтрак себе;
  • самому одеваться, складывать одежду;
  • чистить туалет, раковину, ванную;
  • сортировать и убирать постиранное белье;
  • чистить зеркала;
  • участвовать в мытье машины;
  • оплачивать небольшие покупки;
  • принимать телефонные звонки;
  • выносить мусор.

Шестилетка уже может:

  • одеваться по погоде;
  • пылесосить ковер;
  • собирать завтрак в школу;
  • поливать цветочки;
  • очищать овощи;
  • полоть траву;
  • выгуливать домашних питомцев;
  • помогать чистить машину;
  • следить за тем, чтобы мусор был вынесен.

Семилетка умеет:

  • убираться во дворе;
  • следить за своим велосипедом;
  • поливать огород;
  • нести пакеты с покупками;
  • мыть домашних животных;
  • гладить вещи.

Ребенку 8, 9 лет можно предложить:

  • помыть полы;
  • постирать вещи;
  • зашить дырочки, пришить пуговицы;
  • сделать простые блюда;
  • убирать за питомцами;
  • красить;
  • участвовать в мытье холодильника;
  • купать и кормить своих младших братьев и сестер;
  • убираться в доме.

В 9, 10 лет ребенка можно просить:

  • менять постельное белье;
  • загружать и включать машинку, засыпать порошок;
  • делать покупки по списку;
  • готовить еду на всю семью;
  • мыть машину.

В 10, 11 лет ребенок готов самостоятельно подрабатывать, плюс ко всему перечисленному.

Ребенок 11, 12 умеет:

  • чистить бассейн;
  • следить за огородом;
  • помогать папе, делать мужскую работу;
  • чистить духовку и плиту.

Приход в жизнь ребенка обязанностей должен сочетаться с наделением его определенными правами. Их реализация не должна зависеть от настроения окружающих. Иначе ребенок станет злиться, возникнет стремление отомстить, а его рвение к сотрудничеству будет снижаться.

Стоит ли удивляться, что ему тоже не захочется выполнять ваши поручения?

Уважаемые читательницы блога , а какие обязанности выполняет ваш ребенок в семье, оставляйте комментарии или отзывы ниже. Кому то это очень пригодиться!

: Время прочтения:

Если ребенок не хочет участвовать в бытовой жизни семьи, его называют ленивым и объясняют это врожденными свойствами. Но бывает, что малыш в одних обстоятельствах проявляет себя эгоистом и сопротивляется любым обязанностям, а в других тот же ребенок помогает маме и показывает чудеса трудолюбия. Почему так происходит и как привить желание помогать рассказывает психолог Юлия Вашкевич .

Участие в домашних заботах — важная часть воспитания.

Я часто наблюдаю детей, для которых характерны две крайности: то они наотрез отказываются помогать, то с энтузиазмом и громким отбирают работу у родителей. Я и сама была такой в детстве. Дома всегда помогала маме из-под палки, начинала делать уборку в последний момент — за полчаса до ее прихода. Мыла за собой посуду только после того, как просьба (десятая по счету) превращалась в крик, забывала о домашних обязанностях.

Совершенно иначе я вела себя в деревне у бабушки. Бабушка с дедушкой вставали в шесть утра и с этого времени непрерывно работали. Мне выделили круг обязанностей, чтобы я помогала по хозяйству.

Кажется, никто в деревне не знал о проблеме, как заставить ребенка помогать по дому. Меня никто не будил, но в восемь утра начинало казаться, что я просплю что-то важное. Отведенную работу я выполняла с фанатичным усердием. Делала даже больше, чем поручили: очищала до блеска кастрюли, мыла посуду для домашней птицы, два раза в день меняла ей воду, собирала траву на корм утятам, цыплятам и резала ее так мелко, как могла. Я старалась быть аккуратнее, чтобы производить хорошее впечатление: складывала и вешала одежду, мыла за собой посуду. Мне было важно получить одобрение бабушки, но еще интереснее наблюдать результаты своего труда.

За работой бабушка рассказывала мне что-нибудь интересное, я пересказывала истории из прочитанных книг. С десяти до четырнадцати лет я приезжала в деревню и помогала с большим энтузиазмом. А в это время дома мама ломала голову, как научить ребенка помогать.

Почему дети должны помогать родителям по дому

Участие в домашних заботах является важной частью воспитания и дальнейшей социализации.

Обязан ли ребенок помогать родителям по дому? Нет. Но дети любят помогать, потому что у этого есть психологическая выгода:

  • повысить собственную значимость и уверенность в собственных силах;
  • обучиться конкретным навыкам;
  • развивать социальный статус и коммуникативные навыки.

Я думаю, бабушка одновременно пользовалась осознанными воспитательными приемами и (даже больше) действовала интуитивно. Смысл не в том, чтобы «правильно» воздействовать на ребенка, а в том, чтобы выстраивать с ним естественные отношения, при которых он повторяет, следует за взрослым, выполняя домашние дела.

Приведенные ниже рекомендации обобщают мой личный опыт, опыт наблюдения за детьми, их родителями и опыт психологов, наработки которых мне действительно пригодились. Если вы думаете, как приучить ребенка помогать по дому, они должны вам помочь.

1 Поддерживайте инициативу ребенка

Если перед вами маленький, еще не «испорченный» воспитанием ребенок, его желание нужно просто поддержать, он и так хочет поучаствовать в вашей взрослой жизни. Если с раннего возраста приучать детей убирать игрушки и выполнять несложные задания, дальше будет легче. Смиритесь, что двух-трехлетний ребенок больше напачкает, чем поможет. Зато он освоит навыки, и в будущем ваши усилия окупятся, вам с большой вероятностью удастся приучить малыша к порядку.

Нет ничего обиднее для ребенка, чем видеть, как вы исправляете или улучшаете результаты его труда.

Конечно, в таком возрасте задания должны быть простыми и не требующими много времени на выполнение. Для малыша это игра.

Обязательно выражайте одобрение: «Как здорово ты мне помогаешь. Я так рада. Спасибо за...». Но избегайте формального «молодец».

Если ребенок постарше не приучен помогать, но вдруг берется за дело, поощрите его теми же словами: «Ты мне здорово помог. Без тебя я бы не обошлась. Спасибо!». Даже если за ним хочется переделать тут же, сдержите себя и просто добавьте: «Ты мне поможешь еще больше, если уберешь теперь на кухне за собой». Нет ничего обиднее для ребенка, чем видеть, как вы исправляете или улучшаете результаты его труда.

2 Создайте ценность дела, которое хотите поручить ребенку

Это похоже на искусство продать товар подороже. Хороший пример — Том Сойер, который красил забор. Он не хотел красить забор, но на публику изобразил настоящий восторг от этого занятия! Он не жаловался на судьбу и злую тетю, не ныл и не просил другого ребенка поработать за него. Удивительно ли, что и другим детям это занятие показалось очень интересным? Настолько интересным, что они даже заплатили, чтобы поработать.

Чтобы создать ценность предстоящей работы, выполните следующие пункты.

Продемонстрируйте, насколько вам приятно работать по дому. Напевайте, насвистывайте, пританцовывайте. Или просто постарайтесь уйти в работу с головой. В этом и был основной эффект деревни. Бабушка с дедушкой работали с энтузиазмом, а энтузиазм заразителен.

Не бросайте укоризненные взгляды на ребенка и не пытайтесь заигрывать словами: «Работать здорово! А ты не хочешь присоединиться?». Дети чувствуют, когда от них чего-то ожидают и пытаются манипулировать, поэтому лучше промолчите и убирайтесь с вдохновением.

Создайте у ребенка ощущение ценности. Когда ребенок попросит себе какое-нибудь задание — вынести мусор или покормить собаку — не спешите радостно соглашаться. Обратите его внимание на то, насколько важным делом вы занимаетесь. Усомнитесь в силах и способностях ребенка сделать это так же хорошо, как вы. Можно предложить предварительное испытание — положить пакет в ведро, вымыть миску. Ребенку будет приятно получить обязанность как привилегию. В таких случаях дети с удовольствием занимаются домашними делами.

3 Попросите, когда вам действительно нужна помощь

Важно просить, а не требовать. Честно признайтесь, что объем работы очень большой, и вы самостоятельно не справитесь. Чаще дети без лишних капризов помогают родителям.

Тут важна честность. Как-то на занятиях с маленькими детьми я попросила девочку помочь перетащить стол, сказала, что мне самой тяжело. Она пыхтя перенесла столик в угол, а затем наблюдала, как я одной рукой переставила другой столик. В глазах было понимание, что ее обманули.

Дети чувствуют, когда от них чего-то ожидают и пытаются манипулировать, поэтому лучше промолчите и убирайтесь с вдохновением.

4 Благодарите

Не важно, это разовая помощь или постоянная обязанность. Дайте ребенку знать, что вы цените его вклад. Старайтесь, чтобы ваша благодарность была качественной, а не формальной. «Без твоей помощи мне пришлось бы нелегко», «Я горжусь тобой», «Мне приятно, что ты откликнулся», «То, что ты мне помогаешь по дому, значительно облегчает мне жизнь. Спасибо!» — такие слова мотивируют и приучают ребенка помогать.

5 Поручайте ребенку ограниченный круг дел

Когда вы говорите «Чтобы к моему приходу квартира была убрана», то обрекаете ребенка на мучительные раздумья: «Что такое убранная квартира? За что в результате будут ругать? С чего начать? Как много всего — это очень сложно!»

Все это крутится в голове у ребенка. В результате он не делает ничего или самую малость к приходу родителя.

Папа с мамой часто ведут себя как в сказке о золотой рыбке: «Полы помыл. А почему пыль на антресоли не вытер?». Всегда найдут к чему придраться. Это не способствует развитию привычки убирать, да и в принципе что-то делать.

Ограничьте свои требования конкретными заданиями: «Выносить мусор, мыть полы и вытирать пыль будешь каждый день. Сделал эти три дела — свободен!» Иногда можно просить дополнительной помощи, тоже очень конкретно. Для ребенка все должно быть предсказуемо.

6 Работайте вместе — это мотивирует и объединяет

Чем младше ребенок, тем больше дел лучше делать вместе, а чем старше, тем больше он может делать сам. Необязательно делать вместе всё. Вы можете поручать задания ребенку, а сами отдыхать. Но ребенок в какой-то другой день ребенок должен увидеть, что вы тоже поработали.

Ценность совместного действия очень высокая. Об этом вам скажет любой семейный психолог. Если во время совместных дел вы делитесь событиями, обсуждаете события или рассказываете историю, сказку, это и мотивирует, и развивает, и успокаивает ребенка, а также улучшаются отношения в семье.

7 Выражайте отношение к тому, что и как делает ребенок

Это касается выражения одобрения и неодобрения. Лучшее одобрение, как мы уже выяснили, — благодарность.

Крики и сарказм не единственные способы выразить неодобрение. До сих пор помню, как бабушка укоризненно качала головой, глядя на мои разбросанные вещи. Этого было достаточно, чтобы я старалась быть аккуратнее.

Ограничьте свои требования конкретными заданиями: «Выносить мусор, мыть полы и вытирать пыль будешь каждый день. Сделал эти три дела — свободен!»

Варианты неодобрения могут быть очень различны: от экспрессивного «фу!» до развернутых ответов «Мне не нравится, как ты помыл полы. Лучше перемыть», «Я не люблю по нескольку раз повторять одно и то же». Ключевое здесь — выразить ваши чувства и ваше отношение к происходящему.

Таких фраз ребенок слышать не должен: «Ты виноват! Почему ты не делаешь то, что тебе говорят?! Неряха!»

8 Дайте ребенку понять, что дело выполнить необходимо

Заразить ребенка энтузиазмом несложно. Но ежедневная помощь по дому и обязанности уже не так привлекательны и требуют затрат энергии. Ребенок обычно ищет пути отлынивать от работы. Здесь важна ваша настойчивость.

Нормально, если требования вы повторите не один и не два раза, а десять раз. Не делайте за ребенка работу, которую ему поручили. Если ребенка постоянно обслуживают родители, ему будет очень трудно перестроиться, когда потребуется проявить самостоятельность.

Превратитесь в зануду, разбудите, если надо и среди ночи («Извини, что бужу тебя среди ночи, но на кухне осталась не помытая посуда»). Будьте вежливы, не кричите. Так вы останетесь в поле вашей правоты, и ребенку нечем будет манипулировать и не на что злиться. Если обязанность ребенку четко определена, то должно быть такое же четкое понимание, что кроме него никто работу не выполнит. Точно так же, как с выполнением домашних заданий.

Когда рекомендации не работают. Что делать, если ребенок не хочет помогать по дому

Бывает, ко мне приходят мамы в отчаянии: «Ни в какую, ни под каким предлогом ребенок не хочет помогать по дому, что делать?»

Еще раз аккуратно попробуйте каждый совет. Посмотрите внимательно, насколько честно вы следуете советам выше. Вы спокойно попробовали несколько раз или переволновались и бросили на середине? Среди моих рекомендаций нет единственного «секретного» способа. Результат тем лучше, чем больше советов вы превратите в свои привычки.

Станьте наблюдателем. Забудьте на две-три недели про крики, одергивания, напоминания, требования, манипуляции деньгами и подарками. Кто этот маленький человек? На что он реагирует, что ему нравится, что вызывает отрицание? Что у него получается, а что нет? Посмотрите на мир его глазами.

Возможны неожиданные открытия: например, ребенок сам предложит помочь, когда на него перестанут обращать внимание. Может, выяснится, что он плохо держит в руках столовые приборы, когда уже положено есть самому. Или, наоборот, способен на большее.

Пресекайте шантаж. Рекомендации также не сработают, если вы живете ради ребенка, и он все привык получать «по мановению палочки». В таком случае он просто уверен, что стоит ему заплакать или обидеться, как вы мгновенно придете к нему на помощь и все сделаете за него. Даже если покричите — потом все равно сделаете.

Нормально, если требования вы повторите не один и не два раза, а десять раз. Не делайте за ребенка работу, которую ему поручили.

Как приучить ребенка помогать по дому советы психолога работают для родителей, которые хотят привить детям самостоятельность.

Откажитесь от слияния — знаменитого родительского «мы»: «Мы пописали!», «Мы поиграли», «Мы убрались!». До шести-семи лет это допустимо. Но в более старшем возрасте ребенка от слов «Мы пойдем убирать», «Мы помыли посуду, теперь отдыхаем» просто корежит. В ответ на слияние родители могут получить принципиальный беспорядок со стороны ребенка, целью которого является отстаивание своих границ.

Не стесняйтесь обратиться за помощью. Менять привычные способы поведения и отношения не так просто, сложно заметить в себе «что же я делаю не так?». Если в течение месяца ситуация с маленьким помощником не улучшается, можно обратиться за помощью и поддержкой к психологу.