Распространение на колхозников пенсионного обеспечения. Еще раз о пенсиях и колхозах. Закон о пенсии

Сельским пенсионерам полагается надбавка к пенсии в виде увеличения фиксированной выплаты к пенсии на 25% за выработанный сельский стаж. Нужно отметить, что такая прибавка была предусмотрена законом уже давно, но в связи со сложной экономической ситуацией в стране действие этой нормы с 01.01.2017 г. было приостановлено. И только с 1 января 2019 года законом № 350-ФЗ было восстановлено действие статьи, предусматривающей за работу в сельской местности.

Стоит отметить, что 25%-ая прибавка полагается , а только тем гражданам, которые проработали не менее 30 лет в сельском хозяйстве по предусмотренному и продолжают проживать в сельской местности в период получения пенсии.

Однако, на рассмотрение в Госдуму уже внесен , предусматривающий назначение такой доплаты независимо от фактического места проживания.

25% надбавка к пенсии работникам сельского хозяйства

Пенсионным законодательством предусматривается доплата к пенсии за работу в сельском хозяйстве более 30 лет в размере 25% от суммы к страховой пенсии. Надбавка эта полагается не всем сельским пенсионерам, а только получающим страховые выплаты и , имеющим необходимый стаж работы в сельской местности в соответствии с предусмотренными .

Осуществление такой надбавки к пенсии предусмотрено в части 14 ст. 17 закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях» , но действие этой статьи приостанавливалось с 1 января 2017 г. в связи со сложной экономической обстановкой. Согласно № 350-ФЗ, решение о «заморозке» было отменено с 1 января 2019 года.

Размер доплаты в 2020 году

Надбавка, предусмотренная для сельских пенсионеров, составляет 25% от фиксированной выплаты . В 2020 году величина ФВ к страховой пенсии установлена в размере 5686,25 руб., следовательно:

  • для сельских пенсионеров, получающих выплаты по старости или инвалидности I и II групп, страховая пенсия в 2020 году увеличивается на 1421,56 руб. ;
  • для инвалидов III группы ФВ в 2020 году к пенсии по инвалидности составляет 2843,12 руб., а значит доплата будет назначена в размере 710,78 руб.

    Напомним, что для инвалидов 3 группы размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности определяется как 50% от базовой величины (50% от 5686,25 руб. составляет 2843,12 руб.).

Фото pixabay.com

Каким сельским жителям будет надбавка к пенсии

Повышение пенсии на 25% от величины фиксированной выплаты будет назначаться автоматически при выполнении следующих условий:

  1. Гражданин должен проработать не менее 30 календарных в сельском хозяйстве по профессии, предусмотренной установленным Правительством перечнем, при условии обязательной уплаты .
  2. Не осуществлять в данный момент работу или иную деятельность, за которую уплачиваются взносы на пенсионное страхование (т.е. фактически доплата полагается только неработающим сельским пенсионерам).
  3. Проживать в сельской местности.

Для повышения пенсии на 25% от величины ФВ необходимо, что пенсионер проработал 30 лет в должности, перечисленной в вышеуказанном Постановлении. Например:

  • агрономом, агрохимиком, агротехником;
  • главой крестьянского (фермерского) хозяйства, председателем, директором;
  • слесарем по ремонту сельхоз. машин, техники;
  • ветеринарным врачом, фельдшером, техником, санитаром;
  • зоотехником и т.д.

Подсчет стажа происходит в календарном порядке за все периоды официального трудоустройства по предусмотренными профессиям. В стаж также будут включены периоды нетрудоспособности, оплачиваемых отпусков и периоды ухода за ребенком до достижения 1,5 лет (но в сумме не более 6 лет).

Как получить доплату к пенсии за работу в сельском хозяйстве более 30 лет

Согласно ч. 5 ст. 10 закона № 350-ФЗ, перерасчет размера выплат и назначение соответствующей надбавки будет производиться автоматически. То есть подача пенсионером заявления не требуется, если в ПФР имеются данные о наличии необходимого стажа работы в сельском хозяйстве, а также информация о том, что гражданин продолжает проживать в сельской местности.

Если необходимые документы в Пенсионном фонде отсутствуют, то пенсионеру будет необходимо самостоятельно обратиться в ПФР с заявлением о проведении перерасчета размера выплат, предоставив все подтверждающие документы.

  • Если гражданин обратился в ПФР с заявлением о перерасчете в период в срок до 31.12.2019 г., то надбавка будет назначена ему с 1 января 2019 г. (то есть, за предыдущие месяцы тоже выплатят).
  • Если пенсионер подаст заявление в Пенсионный фонд после 31 декабря 2019 года, то доплата будет назначена с 1 числа следующего после заявления месяца (к примеру, если обратится в январе 2020 года, то назначена она будет с 01.02.2020 г. и т.д.).

Когда ты молод и здоровье бьет ключом, не задумываешься о том, что наступит время, когда производственная деятельность окажется не по силам. В зрелом возрасте вопрос о содержании по окончании трудовых будней становится актуальным.

Впервые пенсионы зародились во времена Юлия Цезаря – так называлось содержание, выплачиваемое военным ветеранам. В царской России такие пособия также существовали. Начиная с Петра I, категории граждан, имевших пенсионное обеспечение, расширялись. К революции правом на получение государственного обеспечения по выслуге лет пользовались военные, жандармы, преподаватели, медики, инженеры, чиновники, рабочие казенных заводов. При назначении пособия учитывался только стаж непрерывной работы. Возраст значения не имел.

На заре становления Советской власти о пенсиях речь не шла. Только в 1918 году появилось содержание для инвалидов армии. Исторически сложилось, чтопенсии в СССР, как и в других странах, начинались с военного сословия.

Пенсионная реформа в СССР

Когда в СССР стали платить пенсии? Обеспечение для определенных категорий граждан вводилось постепенно. Сначала военные, затем, в 1923, заслуженные большевики. Далее, пенсия в СССР стала предоставляться для работающих на рудниках и занятых ткачеством (1928 год). В 1937 году пособия стали получать рабочие и служащие городов.

В 1956 году, в результате проведенной Никитой Хрущевым пенсионной реформы, право на пособие получили все граждане советского государства. На основании этого закона упорядочивались правила выплат для пожилых граждан:

  • устанавливался определенный пенсионный возраст для выхода на пенсию в СССР;
  • определялись правила, по которым исчислялся размер пенсии;
  • утверждался порядок выплаты пенсий по льготным условиям.

Финансовое обеспечение осуществлялось за счет бюджета. Предприятия платили взносы за своих работников от 4 до 12%.

Возрастные критерии

Возраст окончания трудоспособности был установлен на основе заключения врачей, что здоровье женщин в 55, а мужчин в 60 лет, не позволяет работать продуктивно. В то же время, были определены некоторые категории граждан, которым предоставлялось право на досрочное получение пенсий.

  1. Работающие на Крайнем Севере страны, и приравненных к нему местностях. При наличии стажа 20 лет могли выходить на отдых на 5 лет раньше.
  2. Работники предприятий с тяжелыми условиями труда (шахтеры, текстильная промышленность, сталелитейные предприятия и пр.)
  3. Медицинские работники и педагоги по выслуге лет.
  4. Родители или опекуны ребенка-инвалида. Многодетные матери.
  5. Военные и милиционеры по выслуге лет.

Принципы начисления пенсии

Пенсия в Советском Союзе начислялась в зависимости от средней заработной платы. По желанию граждан, в зачет мог пойти последний год работы, либо любые пять лет предыдущего стажа.

Средняя заработная плата бралась в расчет до уплаты подоходного налога и иных вычетов. Дополнительно существовали надбавки за непрерывный стаж работы:

  • За непрерывную работу на одном предприятии в течение 15 лет – 10%.
  • За общий трудовой стаж 35 лет мужчинам и 30 женщинам – 10%.
  • За непрерывную работу на одном месте в течение 25 лет при общем стаже 35 – 20%.

Для тех, кто не выработал трудовой стаж, назначалось минимальное пособие 34 рубля. Максимально, при условии высокой заработной платы и большого стажа, получалось 132 рубля.

Средняя пенсия в СССР выходила в районе 70 рублей.

Особые категории


Персональные пенсии

Привилегированное содержание назначалось еще с 1923 года. Градация была следующая – общесоюзного, республиканского и местного уровня. В эту касту попадали ученые, партийная номенклатура, имеющие звание Героя. Общесоюзные персональные пенсии составляли 250 рублей. Поменьше выходили республиканские и местные – 160 и 140 соответственно.

Существовали ведомственные надбавки к обеспечению. За академические звания полагалось дополнение не только к зарплате, но и к пенсии в размере 500 рублей.

Военные

Всегда были самой льготной категорией. Не только возраст выхода на отдых, но и денежное содержание военных пенсионеров отличалось. Офицерам выплачивалось около 250 рублей, высшему звену – 300 и выше.

Работники сельского хозяйства

До 1964 года от государства крестьяне ничего не получали, колхозников должны были обеспечивать совхозы и артели. Создавались кассы взаимопомощи с персональными отчислениями, специальные фонды. Только ветераны войны имели право на пособие из бюджета дополнительно. После 1964 работники сельского хозяйства вошли в категорию лиц, получающих содержание от государства. Однако, размеры были значительно ниже. Средний размер в 1965 году составлял 12,5 рублей, и только в восьмидесятые приблизился к отметке 70. При этом колхозные выплаты не отменялись, таким образом крестьяне могли получать пенсию из двух источников, при условии, что хозяйство было богатым.

Инвалиды

Пенсия по инвалидности начислялась в зависимости от категорий:

  • травма на производстве или профессиональное заболевание – 110% для I группы, 100% для II, 65% для III;
  • общее заболевание – I группа 100%, II – 90%, III – 45;
  • военнослужащим срочной службы – I группа в размере 90 рублей, II – 70, III – 40;
  • учащиеся – I группа – 75 рублей, II – 50, III – 30.

Максимальный размер содержания по инвалидности составлял 120 рублей для первой группы и 60 рублей по третьей.

Элита

В Советском Союзе официально назывались «слуги народа», фактически это был чиновничий аппарат под названием «номенклатура». Попадание в список работников партийного аппарата автоматически влекло за собой получение различных льгот и привилегий. Элита могла путешествовать за границу, обеспечивалась особыми товарами, жилищные условия отличались от доступных простому смертному, владела дачными участками, пользовалась машинами с личным водителем.

Номенклатуру, отошедшую от власти на покой, правительство СССР не обделяло. Машины с личным водителем и дачи оставлялись в пользование, пенсии значительно отличались – члены политбюро получали 500 рублей, кандидаты – 400, секретари ЦК – 300 рублей.

Советские крестьяне, составлявшие в сталинское время большинство населения, были лишены пенсий. Пенсии колхозникам начали платить только в середине 1960-х, но и эти выплаты были в разы меньше, чем у горожан - всего 12-20 рублей в месяц. До 1971 года мужчины в колхозах уходили на пенсию в 65 лет, женщины - в 60. Социальное равенство крестьян и горожан было достигнуто в России только в начале 1990-х.

Блог Толкователя уже рассказывал в нескольких статьях об экономическом положении крестьян при Сталине:

Де-юре в 1930-е колхозники получили второе издание крепостного права: они были прикреплены к земле, несли трудовые и денежные повинности, в том числе не связанные с работой на земле - например, обязанность как минимум 6 дней в году отработать на строительстве и ремонте дорог. Продолжением этого поражения в правах было отсутствие пенсий у колхозников. Открытие газовых и нефтяных полей в Западной Сибири в конце 1960-х привело к либерализации политических и социальных отношений в деревне: у государства теперь появлялся новый источник финансирования. О том, как вводилась пенсионная система в колхозах, рассказывается в монографии доктора исторических наук из Вологды Татьяны Димони "Социальное обеспечение колхозников Европейского Севера России во второй половине ХХ века". Мы публикуем часть этой работы.

"До середины 1960-х единой системы государственного пенсионного обеспечения колхозников не существовало. Несмотря на то, что в Конституции СССР 1936 года было закреплено право всех граждан страны на материальное обеспечение в случае старости или нетрудоспособности, до 1964 года эта функция в отношении колхозников возлагалась на сельхозартели. Примерный Устав сельхозартели 1935 года (ст. 11) обязывал правление колхоза по решению общего собрания членов артели создавать социальный фонд для оказания помощи инвалидам, старикам, колхозникам, временно утратившим трудоспособность, нуждающимся семьям военнослужащих, для содержания детских садов, яслей и сирот. Фонд должен был создаваться из полученного колхозом урожая и продуктов животноводства в размерах не свыше 2% от всей валовой продукции колхоза. Колхоз, по возможности, выделял в фонд помощи продукцию и денежные средства.

Пенсия, выплачиваемая колхозом, обычно состояла из натуральных выплат. Например, в Мяксинском районе Вологодской области в 1952 году престарелым членам колхозов ежемесячно выдавали 10-12 кг зерна и обеспечивали дровами. Тем не менее пенсионное обеспечение не носило обязательного характера.

Изучение работы по ликвидации и предупреждению нищенства в начале 1950-х, проведённое районными отделами соцобеспечения Вологодской области, показало, что престарелые и больные люди, часто одинокие (как правило, в возрасте старше 70 лет - самой старшей "нищенствующей" было 103 года) были вынуждены "собирать куски". В каждом районе области таких насчитывалось от десятка до полусотни человек.

Часть колхозников имела право на государственную пенсию - до 1964 года она назначалась председателям колхозов, механизаторам, специалистам, инвалидам Великой Отечественной войны. Численность таких колхозников была невелика. В Вологодской области в 1963 году насчитывалось только 8,5 тыс. пенсионеров-колхозников, что составляло не более 10% от общей численности престарелых членов сельхозартелей.

По данным бюджетных обследований семей колхозников Вологодской области в годовом денежном доходе семьи размеры пенсии составляли в 1955 году 31 руб., в 1960 - 39 руб., что не превышало 4-6% в бюджете колхозного двора.

Единая система государственного пенсионного обеспечения колхозников была введена законом Верховного Совета СССР от 15 июля 1964 года "О пенсиях и пособиях членам колхозов" (для рабочих и служащих государственные пенсии были установлены в 1956 году). Законом определялось, что пенсия назначалась по старости, инвалидности и в случае потери кормильца. Пенсию по старости получали колхозники, достигшие пенсионного возраста (мужчины - 65 лет, женщины - 60 лет) и имевшие определенный трудовой стаж (мужчины - не менее 25 лет, женщины - не менее 20 лет). Минимальный размер пенсии по старости составлял 12 руб. в месяц, максимальный - 102 руб. в месяц.

Минимальные пенсии по инвалидности, установленные законодательством 1964 году, составляли для инвалидов I группы 15 руб., II группы - 12 руб. в месяц. Минимальные размеры пенсий по случаю потери кормильца имели размеры от 9 до 15 руб. в месяц в зависимости от количества оставшихся нетрудоспособных членов семьи.

Закон о пенсиях и пособиях членам колхозов, введённый в действие с 1 января 1965 года, имел большой общественный резонанс и обсуждался во всех сельхозартелях. В правлениях многих колхозов вывешивались списки колхозников, имевших право на пенсию, проходило их обсуждение на собраниях, списки утверждались правлениями колхозов.

Для выплаты пенсий и пособий в 1964 году в стране был образован Централизованный союзный фонд социального обеспечения колхозников, куда отчислялись доли доходов колхозов (2,5% суммы валового дохода за 1964 год и 4% за 1965 год) и производились ежегодные ассигнования из Государственного бюджета СССР.

В 1970-е колхозное пенсионное законодательство эволюционировало в сторону сближения с пенсионной системой, установленной для рабочих и служащих. Пенсионный возраст для получения пенсии по старости снижался для колхозников-мужчин до 60 лет, для женщин - до 55 лет. В 1971 году размер минимальной пенсии по старости для колхозников был повышен до 20 руб. в месяц (у рабочих и служащих её размер тогда же составлял 45 руб.). Максимальный размер пенсии колхозников, как и рабочих и служащих, равнялся 120 руб. в месяц. Повышались также минимальные размеры пенсий по инвалидности: инвалидам I группы - до 30-35 руб., II группы - до 20-25 руб., инвалидам III группы - до 16 руб. в месяц.

В 1971 году впервые в законодательстве появилась ещё одна специфическая особенность "колхозной пенсии". Теперь членам колхозов и их семьям пенсии (кроме минимальных) назначались в полном размере, по нормам, установленным для рабочих и служащих, только в том случае, если хозяйство, в состав которого входил пенсионер, не имело приусадебного участка либо размер участка не превышал 0,15 га. В остальных случаях пенсия должна была составлять 85% установленного размера. Это правило распространялось на все надбавки к пенсии и ещё раз было прописано в законодательстве о пенсиях в 1977 году. Пенсионерам, проживавшим в домах для престарелых и инвалидов, выплачивалось 10% назначенной пенсии (но не менее 5 руб. в месяц).

Размеры пенсий колхозникам вновь были повышены в 1980-е. С 1 января 1980 года повышались минимальные размеры пенсий членам колхозов: по старости - до 28 руб. в месяц (с 1981 года минимальный размер пенсии для рабочих и служащих составлял 50 руб.), по I группе инвалидности - до 45 руб., II группе - 28 руб. в месяц. Повышался и минимальный размер пенсии по случаю потери кормильца. Теперь он составлял от 20 до 45 руб. в месяц. С 1 ноября 1985 года минимальный размер пенсий по старости для колхозников был повышен до 40 руб. в месяц.

В 1992 г. вступил в силу Закон РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", который окончательно уравнял пенсии крестьян и горожан.

Рассмотрим на примерах, как реализовывалась система пенсионного обеспечения колхозников на Европейском Севере России во второй половине ХХ века.

Средний размер пенсии, начисляемой членам колхозов, первоначально не превосходил установленного минимума. В 1965 году он составлял в Архангельской области 12,6 руб., в Вологодской области - 12,2 руб., Карельской АССР - 12 руб. и в Коми АССР - 12,5 руб.

Заметная особенность величин колхозных пенсий - их дискриминационный характер по сравнению с размерами пенсионного обеспечения рабочих и служащих региона. В 1965 году средний размер пенсий колхозников Вологодской области был в 2,7 раза меньше, чем у рабочих и служащих той же области.

Благодаря опережающему росту пенсий колхозников в 1970-е различия в пенсионном обеспечении сократились, но оставались значительными. Так, в Архангельской области средний размер месячной пенсии колхозника составлял в 1965 году 35% пенсии рабочего и служащего, в Вологодской - 37%, в 1985 году - соответственно 61 и 64%, а к началу 1990-х - 81 и 83%. Уменьшилась и доля колхозников, получавших минимальные пенсии. Если в 1965 году 90% пенсионеров по старости в РСФСР получали минимальные пенсии, то к концу 1970-х - середине 1980-х их доля снизилась: в Вологодской области в 1979 году минимальную пенсию по старости получали 58% пенсионеров-колхозников, в 1984 году - 36%".

Ещё в Блоге Толкователя о деревне:

В 1890-х в двух российских губерниях - Пермской и Херсонской - был проведён эксперимент: создание на бюджетные и благотворительные деньги артелей из крестьян-бедняков. Эксперимент оказался неудачным: до 30% лошадей в артелях умерло, крестьяне не хотели трудиться ради товарищей и получать прибыль. Это ещё раз доказало отсутствие коллективизма у русских крестьян, а также их нацеленность на натуральное хозяйство.

Краткое содержание мифа

В СССР колхозникам не полагалось пенсий. Миф используется для создания образа униженного и обездоленного положения крестьянства в СССР.

Примеры использования

«Особенно тяжелая доля выпала крестьянам (колхозникам не полагалось пенсии, отпусков, они не имели паспортов, не могли покинуть деревню без разрешения властей, платили налог на землю и т. д.)»1).

«Пенсионная система не охватывала крестьян»2).

Действительность

В 1935 году в конституции СССР было закреплено право всех граждан страны на пенсионное обеспечение. Единого пенсионного фонда на тот момент не существовало, выплата социальных пособий по нетрудоспособности и старости возлагалась непосредственно на артели, которые должны были создать с этой целью социальный фонд3) и кассу взаимопомощи.

Также Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О льготах престарелым колхозникам и единоличникам» от 8 сентября 1937 г. были освобождены от поставок сельхозпродукции и уплаты денежных налогов хозяйства колхозников и единоличников, нетрудоспособных ввиду преклонного возраста (60 лет и больше) и не имеющих в семье трудоспособных членов4).

«Примерный Устав сельхозартели 1935 г. (ст. 11) обязывал правление колхоза по решению общего собрания членов артели создавать социальный фонд для оказания помощи инвалидам, старикам, колхозникам, временно утратившим трудоспособность, нуждающимся семьям военнослужащих, для содержания детских садов, яслей и сирот. Фонд должен был создаваться из полученного колхозом урожая и продуктов животноводства в размерах не свыше 2% от всей валовой продукции колхоза. Колхоз, по возможности, выделял в фонд помощи продукцию и денежные средства. По своему усмотрению колхозы также могли устанавливать престарелым колхозникам и инвалидам труда постоянное пенсионное обеспечение путем ежемесячной выдачи им продуктов, денег или начислять трудодни. Размеры и порядок пенсионного обеспечения (пенсионный возраст и необходимый для получения пенсии трудовой стаж) определялись общим собранием членов артели или собранием уполномоченных» 5).

Так что до конца 60-х колхозники тоже получали пенсию, просто выдавало ее не государство, а сам колхоз. Кроме пенсий от колхоза, специалисты и инвалиды Великой Отечественной Войны могли дополнительно получать и государственную пенсию. «Численность таких колхозников была невелика. В Вологодской области в 1963 г. насчитывалось только 8,5 тыс. пенсионеров-колхозников, что составляло не более 10% от общей численности престарелых членов сельхозартелей»6).

Для рабочих и служащих государственные пенсии устанавливаются в 1956 г. законом о государственных пенсиях7).

С выходом в 1964 г. «Закона о пенсиях и пособиях членам колхозов»8) происходит окончательное становление пенсионной системы СССР и государство полностью берет обязанности по выплатам пенсий на себя. При этом в постановлении Совмина СССР было особо отмечено, что колхозы по своему усмотрению могут сохранить свои пенсионные выплаты - в дополнение к государственной пенсии.


Все последующие годы идет постепенное выравнивание пенсионного обеспечения колхозников с обеспеченим рабочих и служащих, благодаря опережающим темпам роста пенсий колхозникам.


1) Курс лекции по отечественной истории

2) Гусейнов Р. История экономики России

3) Справочник председателя колхоза. Сельхогиз, 1941 г.

Социальное обеспечение колхозников Европейского Севера России во второй половине ХХ века

* Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ. Проект № 02-06-80355.

Социальное обеспечение, формы заботы о немощных, престарелых, больных - сфера жизни общества, являющаяся чутким индикатором степени социализированности государственной экономики. В этом плане представляется интересным проследить, как менялась модель социального обеспечения колхозного крестьянства во второй половине ХХ века, когда российское общество переживало процесс глобальной трансформации.

До середины 1960-х гг. единой системы государственного пенсионного обеспечения колхозников не существовало. Несмотря на то, что в Конституции СССР 1936 г. было закреплено право всех граждан страны на материальное обеспечение в случае старости или нетрудоспособности, до 1964 г. эта функция в отношении колхозников возлагалась на сельхозартели. Примерный Устав сельхозартели 1935 г. (ст. 11) обязывал правление колхоза по решению общего собрания членов артели создавать социальный фонд для оказания помощи инвалидам, старикам, колхозникам, временно утратившим трудоспособность, нуждающимся семьям военнослужащих, для содержания детских садов, яслей и сирот1. Фонд должен был создаваться из полученного колхозом урожая и продуктов животноводства в размерах не свыше 2 % от всей валовой продукции колхоза. Колхоз, по возможности, выделял в фонд помощи продукцию и денежные средства. По своему усмотрению колхозы также могли устанавливать престарелым колхозникам и инвалидам труда постоянное пенсионное обеспечение путем ежемесячной выдачи им продуктов, денег или начислять трудодни. Размеры и порядок пенсионного обеспечения (пенсионный возраст и необходимый для получения пенсии трудовой стаж) определялись общим собранием членов артели или собранием уполномоченных. Пенсия, выплачиваемая колхозом, обычно состояла из натуральных выплат. Например, в Мяксинском районе Вологодской области в 1952 г. престарелым членам колхозов ежемесячно выдавали 10-12 кг зерна и обеспечивали дровами2. Тем не менее пенсионное обеспечение не носило обязательного характера, поэтому в сильных колхозах колхозникам выплачивали пенсии, оплачивали больничные, а в слабых таких выплат не было.

Материальную помощь одиноким старикам и инвалидам, полностью утратившим трудоспособность, сиротам оказывала также колхозная касса общественной взаимопомощи, которая могла создаваться в каждой сельхозартели. Целью ее деятельности являлось оказание помощи своим членам в случае увечья, полученного на работе в колхозе, по беременности и родам, болезни и т.д., детям, оставшимся без родителей, инвалидам, нуждавшимся в протезировании, а также членам кассы, хозяйство которых пострадало в результате стихийных бедствий. Кассы общественной взаимопомощи колхозов могли совместно содержать колхозные дома престарелых и инвалидов, куда помещались нетрудоспособные, не имеющие близких родственников, могущих осуществлять за ними уход3. В Вологодской области в 1940-1950-х гг. имелся один дом престарелых колхозников в Вожегодском районе, рассчитанный первоначально на 25, позднее на 40 мест. Дом престарелых колхозников, как свидетельствуют отчеты органов социального обеспечения, испытывал немало проблем. Отмечалось, что колхозники жили в "непригодных для зимний условий помещениях", где "температура ночью доходит до нуля", не хватало одежды и обуви4. Колхозные кассы взаимопомощи финансировали лишь 50% расходов дома престарелых, остальные доходы формировались за счет ведения этими учреждениями собственного подсобного хозяйства5. Тяжелые условия быта приводили к тому, что в доме престарелых колхозников в 1950-е гг. проживали лишь 11 человек, хотя нуждавшихся в посторонней помощи было гораздо больше. Изучение работы по ликвидации и предупреждению нищенства в начале 1950-х гг., проведенное районными отделами соцобеспечения Вологодской области, показало, что престарелые и больные люди, часто одинокие (как правило, в возрасте старше 70 лет - самой старшей "нищенствующей" было 103 года) были вынуждены "собирать куски". В каждом районе области таких насчитывалось от десятка до полусотни человек6.

Часть колхозников имела право на государственную пенсию - до 1964 г. она назначалась председателям колхозов, механизаторам, специалистам, инвалидам Великой Отечественной войны, а с 1957 г. - членам колхозов, ставшим инвалидами в связи с выполнением долга гражданина СССР по охране колхозной собственности7. Численность таких колхозников была невелика. В Вологодской области в 1963 г. насчитывалось только 8,5 тыс. пенсионеров-колхозников8, что составляло не более 10% от общей численности престарелых членов сельхозартелей.

По данным бюджетных обследований семей колхозников Вологодской области в годовом денежном доходе семьи размеры пенсии составляли в 1955 г. 31 руб., в 1960 - 39 руб., что не превышало 4-6 % в бюджете колхозного двора9.

Единая система государственного пенсионного обеспечения колхозников была введена законом Верховного Совета СССР от 15 июля 1964 г. "О пенсиях и пособиях членам колхозов" (для рабочих и служащих государственные пенсии установлены в 1956 г.). Законом определялось, что пенсия назначалась по старости, инвалидности и в случае потери кормильца. Пенсию по старости получали колхозники, достигшие пенсионного возраста (мужчины - 65 лет, женщины - 60 лет) и имевшие определенный трудовой стаж (мужчины - не менее 25 лет, женщины - не менее 20 лет). Минимальный размер пенсии по старости составлял 12 руб. в месяц, максимальный - 102 руб. в месяц, т.е. на уровне максимального размера пенсии по старости для рабочих и служащих, постоянно проживающих в сельской местности и связанных с сельским хозяйством. Колхозницам, родившим пять и более детей и воспитавших их до восьмилетнего возраста, пенсия по старости назначалась по достижению 55 лет и при стаже работы не менее 15 лет (с 1972 г. - по достижении 50 лет). Минимальные пенсии по инвалидности, установленные законодательством 1964 г., составляли для инвалидов I группы 15 руб., II группы - 12 руб. в месяц. Минимальные размеры пенсий по случаю потери кормильца имели размеры от 9 до 15 руб. в месяц в зависимости от количества оставшихся нетрудоспособных членов семьи10. В законе оговаривалось, что колхозы, где выплачиваемые колхозникам пенсии превышали размер установленных законом 1964 г., могли сохранить эту величину выплат, производя соответствующие доплаты. Председателям колхозов, специалистам и механизаторам сохранялись более высокие нормы пенсионного обеспечения, установленные для рабочих и служащих законом о государственных пенсиях в 1956 г.11

Закон о пенсиях и пособиях членам колхозов, введенный в действие с 1 января 1965 г., имел большой общественный резонанс и обсуждался во всех сельхозартелях. В правлениях многих колхозов вывешивались списки колхозников, имевших право на пенсию, проходило их обсуждение на собраниях, списки утверждались правлениями колхозов.

Для выплаты пенсий и пособий в 1964 г. в стране был образован Централизованный союзный фонд социального обеспечения колхозников, куда отчислялись определенные доли доходов колхозов (2,5% суммы валового дохода за 1964 г. и 4% за 1965 г.) и производились ежегодные ассигнования из Государственного бюджета СССР12.

В 1970-е гг. "колхозное" пенсионное законодательство эволюционировало в сторону сближения с пенсионной системой, установленной для рабочих и служащих. С 1971 г. на членов колхозов был распространен порядок исчисления пенсий, установленный для рабочих и служащих: колхозники, рабочие и служащие при одинаковом заработке стали получать равные пенсии (разница сохранялась лишь в ее минимальных размерах). Пенсионный возраст для получения пенсии по старости снижался для колхозников-мужчин до 60 лет, для женщин - до 55 лет. С апреля 1975 г. был снижен до 50 лет пенсионный возраст для женщин-механизаторов в сельском хозяйстве. Повышался размер пенсионных выплат. В 1971 г. размер минимальной пенсии по старости для колхозников был повышен до 20 руб. в месяц (у рабочих и служащих ее размер тогда же составлял 45 руб.). Максимальный размер пенсии колхозников, как и рабочих и служащих, равнялся 120 руб. в месяц. Повышались также минимальные размеры пенсий по инвалидности: инвалидам I группы - до 30-35 руб., II группы - до 20-25 руб., инвалидам III группы вследствие трудового увечья или профессионального заболевания - до 16 руб. в месяц. Минимальные размеры пенсий по случаю потери колхозной семьей кормильца в зависимости от количества нетрудоспособных членов семьи теперь составляли от 16 до 30 руб. в месяц13. С 15 декабря 1974 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР "О дальнейшем повышении размеров пенсий инвалидам и семьям, потерявшим кормильца" членам колхозов были вновь повышены пенсии по I и II группам инвалидности14.

В 1971 г. впервые в законодательстве появилась еще одна специфическая особенность "колхозной пенсии". Теперь членам колхозов и их семьям пенсии (кроме минимальных) назначались в полном размере, по нормам, установленным для рабочих и служащих, только в том случае, если хозяйство, в состав которого входил пенсионер, не имело приусадебного участка либо размер участка не превышал 0,15 га. В остальных случаях пенсия должна была составлять 85% установленного размера. Это правило распространялось на все надбавки к пенсии и еще раз было прописано в законодательстве о пенсиях 1977 г. Пенсионерам, проживавшим в домах для престарелых и инвалидов, выплачивалось 10% назначенной пенсии (но не менее 5 руб. в месяц)15.

Размеры пенсий колхозникам вновь были повышены в 1980-е гг. С 1 января 1980 г. повышались минимальные размеры пенсий членам колхозов: по старости - до 28 руб. в месяц (с 1981 г. минимальный размер пенсии для рабочих и служащих составлял 50 руб.), по I группе инвалидности - до 45 руб., II группе - 28 руб. в месяц. Повышался и минимальный размер пенсии по случаю потери кормильца. Теперь он составлял от 20 до 45 руб. в месяц16. С 1 ноября 1985 г. минимальный размер пенсий по старости для колхозников был повышен до 40 руб. в месяц17. Также повысились и минимальные пенсии по инвалидности: I группе - до 60 руб. в месяц, II - до 40 руб., III - до 21 руб. в месяц. Пенсии семьям колхозников по случаю потери кормильца также увеличились - их минимальные размеры с 1 ноября 1985 г. составляли от 25 до 60 руб. в зависимости от количества нетрудоспособных членов семьи18. В 1992 г. вступил в силу Закон РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", а с 1995 г. началось реформирование пенсионной системы, связанное с переходом на накопительные принципы финансирования пенсий.

В целом "колхозное" пенсионное законодательство отличали следующие особенности. Во-первых, все повышения пенсий колхозникам проводились "вдогонку", после повышения пенсии другим категориям населения страны. Кроме того, минимальные размеры пенсий колхозников оставались самыми низкими в государстве, а крестьянская пенсия, превосходящая минимальный уровень, "обрезалась" на 15% за "связь с сельским хозяйством". Во-вторых, на сельской территории до начала 1990-х гг. действовала двойная система пенсионного обеспечения, когда часть колхозников - председатели колхозов, специалисты, механизаторы - "по производственному принципу" получали более высокие размеры выплат.

Рассмотрим, как реализовывалась система пенсионного обеспечения колхозников на Европейском Севере России во второй половине ХХ века. С 1965 г. численность колхозников, получавших государственные пенсии, значительно возросла. На 1 января 1966 г. в Вологодской области насчитывалось 62,2 тыс. пенсионеров-колхозников, в Архангельской - 27,1 тыс., Карельской АССР - 3,4 тыс., Коми АССР - 8,6 тыс.19 Количество пенсионеров-колхозников стало сокращаться в 1970-е гг. в связи с массовым переводом колхозов в совхозы, а также отъездом части престарелых селян в города к детям. Так, в Вологодской области численность колхозников-пенсионеров сократилась с 73,8 тыс. в 1971 г. до 41,9 тыс. в 1990 г. (табл. 1).

Таблица 1
Численность пенсионеров по Закону о пенсиях и пособиях членам колхозов в Вологодской области (тыс. чел., на начало года)

Всего пенсионеров
В т. ч.:

По старости

- по инвалидности
- по случаю потери кормильца

Составлено по: Народное хозяйство Вологодской области за годы Советской власти. Статистический сборник. Вологда, 1967. С. 145; ГАВО. Ф. 2491. Оп.4. Д. 456. Л. 9; Оп.6. Д. 203. Л.1; Д. 608. Л.1. Д. 1042. Л.3.

Основной категорией колхозников-пенсионеров были пенсионеры по старости. Их доля в общем количестве пенсионеров составляла более 90%, пенсионеры по инвалидности - 4 - 7% составляли, остальная, меньшая часть получала пенсии по случаю потери кормильца.

Средний размер пенсии, начисляемой членам колхозов, первоначально не превосходил установленного минимума. В 1965 г. он составлял в Архангельской области 12,6 руб., в Вологодской области - 12,2 руб., Карельской АССР - 12 руб. и в Коми АССР - 12,5 руб.20 Минимальные пенсии получали, как правило, вступавшие в 1960-е гг. в пенсионный возраст колхозники, участвовавшие в процессе становления сельхозартелей. Установление им минимального размера пенсий связано, в первую очередь, с плохим учетом стажа работы колхозников в 1930-е гг., а также "по причине несохранности архивных данных об их работе"21. В то же время пенсии колхозников-передовиков были в несколько раз выше минимального уровня. Например, в Устюженском районе Вологодской области в 1965 г. свинарке колхоза "Земледелец" Т.В. Беляевой установлена пенсия 43 руб. 84 коп., свинарке колхоза им. 13 годовщины Октября А.Г. Макаровой - 43 руб. 53 коп.22

Чуть выше минимального размера назначались пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца. В том же 1965 г. они составляли в регионах Европейского Севера 13 - 15 руб.23 Динамика пенсионного обеспечения разных категорий пенсионеров-колхозников развивалась в направлении выравнивания величин пенсии по старости и по инвалидности при прогрессирующем отставании размера пенсии по случаю потери кормильца (табл. 2).

Таблица 2
Средний размер пенсий колхозников Вологодской области по Закону о пенсиях и пособиях членам колхозов (руб. в месяц)

Рассчитано по: ГАВО. Ф. 2491. Оп.4. Д. 320. Л. 13; Д. 456. Л. 9,16; Оп.6. Д. 203. Л.1; Д. 608. Л.1.

Заметная особенность величин колхозных пенсий - их дискриминационный характер по сравнению с размерами пенсионного обеспечения рабочих и служащих региона. В 1965 г. средний размер пенсий колхозников Вологодской области был в 2,7 раза меньше, чем у рабочих и служащих той же области, а по отдельным видам пенсионного обеспечения наблюдались еще более значительные различия (табл. 3).

Таблица 3
Средние размеры пенсий в Вологодской области по данным выборочного обследования 1965 г. (руб. в месяц)

Источник: ВОАНПИ. Ф. 2522. Оп. 66. Д. 45. Л. 3-4.

Благодаря опережающему росту пенсий колхозников в 1970-е гг. вышеуказанные различия в пенсионном обеспечении сократились, но оставались значительными. Так, в Архангельской области средний размер месячной пенсии колхозника составлял в 1965 г. 35% пенсии рабочего и служащего, в Вологодской - 37%, в 1985 г. - соответственно 61 и 64%, а к началу 1990-х гг. - 81 и 83%24. Уменьшилась и доля колхозников, получавших минимальные пенсии. Если в 1965 г. 90% пенсионеров по старости в РСФСР получали минимальные пенсии, то к концу 1970-х - середине 1980-х гг. их доля снизилась: в Вологодской области в 1979 г. минимальную пенсию по старости получали 58% пенсионеров-колхозников, в 1984 г. - 36%. В 1989 г. в Вологодской области доля пенсионеров, получавших минимальную пенсию, вновь увеличилась до 69% от общей численности всех пенсионеров-колхозников по старости25.

Колхозники осознавали социальную несправедливость в пенсионном обеспечении. На I Вологодской областной конференции колхозников в 1969 г. выступающие неоднократно обращались к проблеме колхозных пенсий. "Старейших колхозников волнует вопрос неравенства социального обеспечения колхозников в сравнении с рабочими совхозов", - докладывала бригадир колхоза "Россия" Белозерского района Трухина. "Пенсии колхозникам, которые проработали с начала организации колхоза, перенесли всю тяжесть военного времени, остаются низкими, их следовало бы увеличить", - указывал бригадир колхоза "Дружба" Кичменгско-Городецкого района Черняев. В 1977 г. при обсуждении проекта Конституции СССР многократно высказывались пожелания повысить уровень пенсионного обеспечения колхозников, а также при назначении пенсии не брать в расчет их приусадебный участок26.

В целом размер месячных пенсий, выплачиваемых колхозникам Европейского Севера, увеличился с 1965 по 1985 г. в 4 раза при достаточно малых размерах инфляции. При этом в середине 1960-х гг. средний размер пенсии был близок к минимальному, а в середине 1980-х гг. превышал его почти в 2 раза (табл. 4).

Таблица 4
Средний размер месячных пенсий, назначенных по Закону о пенсиях членам колхозов (руб.)

РСФСР
Архангельская область
Вологодская область
Карельская АССР
Коми АССР

Источник: Показатели социального развития отдельных областей РСФСР (по данным Госкомстата РСФСР). Вологда, 1990. С. 38.

Включение колхозников с 1965 г. в государственную систему пенсионного обеспечения позволило им достаточно существенно пополнить семейный бюджет (табл.5).

Таблица 5
Поступления из пенсионного фонда в семью вологодского колхозника, в среднем за год

Размер пенсионных поступлений, (руб.)
Доля пенсии в денежном доходе семьи (%%)

Рассчитано по: Вологодский областной комитет государственной статистики. Текущий архив.

Размеры пенсионных выплат в среднем на семью вологодского колхозника наиболее высокими темпами возрастали в 1960-е гг.: с 1960 г. по 1965 г. они увеличились в 3 раза, с 1965 г. по 1970 г. - в 2 раза. В дальнейшем темпы прироста пенсии снижаются: с 1970 г. по 1975 г. ее среднегодовые размеры в среднем на семью вологодского колхозника увеличились в 1,5 раза, с 1975 по 1980 г. - в 1,2 раза, а в 1980-е гг. размеры пенсии стабилизировались, что в условиях нарастающей инфляции привело к сокращению ее доли в денежном доходе семьи в 2 раза по сравнению с концом 1970-х гг. (в 1980 г. - 12%, в 1990 г. - 6%).

По мере становления системы государственного пенсионного обеспечения колхозников постепенно теряло свое значение внутриколхозное социальное обеспечение. К началу 1970-х гг. его основные виды состояли из назначения персональных пенсий и регулярных доплат к пенсии по закону, трудоустройства инвалидов, организации труда пенсионеров по старости, предоставления инвалидам средств передвижения, бесплатного протезирования и т.д. Наиболее распространенной формой материальной помощи престарелым и инвалидам являлась доплата к пенсиям. Тем не менее, по данным ЦСУ РСФСР, колхозников, получавших ее регулярно, было очень немного. В Вологодской области в 1969 г. их насчитывалось лишь 78 человек27. К началу 1980-х гг. практически свернули свою деятельность колхозные кассы общественной взаимопомощи. Если в 1966 г. в Вологодской области было 20 касс, объединявших 5071 человек, то в 1979 г. - только 2 , членами которых состояли 415 человек28. Небольшими масштабами отличались и другие виды внутриколхозного социального обеспечения. Среди них на первом месте по массовости охвата находились "колхозные помочи" пенсионерам - бесплатная подвозка дров, сена, обработка приусадебного участка. Подобную помощь в 1972 г. получали 15% вологодских пенсионеров-колхозников; 2% предоставлялись бесплатные коммунальные услуги, 1% - производились доплаты к пенсии (в среднем около 60 руб. в год)29. Органы соцобеспечения констатировали, что внутриколхозное социальное обеспечение развито слабо: "Та или другая помощь оказывается только остро нуждающимся колхозным пенсионерам по их просьбам, системы в этом деле нет... Слабое экономическое состояние колхозов пока не позволяет увеличить и расширить внутриколхозное социальное обеспечение"30. Несколько большей была помощь колхозов заслуженным колхозникам - почетным и персональным пенсионерам (табл. 6).

Таблица 6
Внутриколхозное социальное обеспечение колхозников Вологодской области - почетных и персональных пенсионеров - в 1972 г. (чел.)

Виды социального обеспечения

Почетные пенсионеры

Персональные пенсионеры

Количество пенсионеров
Производится доплата к пенсии

346 на сумму 2962 руб.

26 на сумму 211 руб.

Бесплатная подвозка дров, сена, обработка приусадебного участка
Предоставление коммунальных услуг бесплатно, в т.ч. радио и электроэнергии
Отремонтировано домов, квартир

Составлено по: ГАВО. Ф. 2491. Оп.4. Д. 580. Л.2.

Государственное пенсионное обеспечение престарелых колхозников дополнялось системой социального обеспечения ветеранов Великой Отечественной войны, формировавшейся с середины 1960-х гг. Уже с 1965 г. лекарства, отпускаемые инвалидам по рецептам врачей, оплачивались ими в размере 20% стоимости31. Тогда же инвалидам Великой Отечественной войны было предоставлено право бесплатного проезда на всех видах городского пассажирского транспорта.

Доходы колхозников - ветеранов Великой Отечественной войны - увеличивались за счет вводимых в 1970 - 1980-е гг. выплат и льгот. В 1970-е гг. частично эта политика была распространена на инвалидов труда. С 1 января 1970 г. инвалиды из числа военнослужащих, имевших ранения, контузии, увечья, полученные при защите СССР, освобождались от уплаты сельхозналога по достижении ими преклонного возраста (мужчины - 55 лет, женщины - 50 лет), при условии, что в их хозяйствах не принимали участия личным трудом другие трудоспособные члены семьи32. С 1 января 1971 г. от уплаты сельхозналога освобождались дворы, в состав которых входили инвалиды I и II групп из числа членов колхоза (при отсутствии в этих хозяйствах трудоспособных членов семьи). При наличии в таком хозяйстве трудоспособного сумма налога снижалась лишь наполовину33.

Как правило, льготы и доплаты к пенсиям инвалидам войны вводились в период подготовки к юбилеям Победы в Великой Отечественной войне. В 1973 - 1974 гг., когда шла подготовка к празднованию 30-летия Победы, были повышены минимальные размеры пенсий инвалидам труда I группы с 50 до 70 руб. в месяц, инвалидам труда II группы - с 30 до 45 руб., инвалидам войны I и II групп - соответственно с 72,5 до 90 руб. и с 53,5 до 70 руб. в месяц34. С 15 декабря 1974 г. пенсии по инвалидности I и II групп инвалидам войны составили 120 и 110% пенсии по старости, исчисленной из такого же заработка. Кроме того, назначалась надбавка к пенсии по уходу инвалидам I группы: для фронтовиков - 20 руб., для остальных инвалидов I группы - 15 руб. Минимальные размеры пенсий по инвалидности фронтовикам теперь составляли: для инвалидов I группы - 90 руб., инвалидов II группы - 70 руб., инвалидов III группы - 33 руб. в месяц35. В связи с 30-летием победы в Великой Отечественной войне с 1 мая 1975 г. были введены новые льготы для инвалидов войны: жилая площадь, занимаемая семьями инвалидов Отечественной войны I и II групп, оплачивалась в размере 50 % квартплаты, также в половинном размере оплачивались коммунальные услуги. Лекарства по рецептам врачей инвалидам войны отпускались бесплатно, им предоставлялся бесплатный проезд на всех видах автотранспорта, за исключением такси, в сельской местности в пределах административного района по месту жительства. Также было принято решение о бесплатной выдаче в 1975 г. автомобилей "Запорожец" с ручным управлением всем инвалидам, имевшим право на их бесплатное получение36. В 1978 г. участникам Великой Отечественной войны установлены льготы в виде 50%-ной скидки со стоимости проезда один раз в год туда и обратно железнодорожным транспортом (или водным, воздушным, междугородним автотранспортом - если не было железнодорожного сообщения), бесплатный проезд на любом транспорте пригородных маршрутов, 50%-ная скидка со стоимости топлива для домов без центрального отопления, инвалидам III группы - право на бесплатное зубное протезирование. Инвалиды Отечественной войны I и II групп полностью освобождались от уплаты сельхозналога, налога со строений и земельной ренты37. Кроме того, в связи с 35-летием Победы инвалидам I и II групп предоставлялось право бесплатного проезда по железной дороге или водном транспорте (раз в год), инвалидам III группы - 50%-ная скидка с квартплаты и платы за коммунальные услуги. Тогда же инвалидам Отечественной войны III группы был повышен минимальный размер пенсии по инвалидности с 33 до 40 руб. в месяц38.

С мая 1980 г. пенсионерам из числа военнослужащих, в том числе и инвалидам Отечественной войны, получавшим пенсию по старости, согласно положению о порядке назначения и выплаты пенсий членам колхозов, было отменено 15%-ое снижение размера пенсии для лиц, постоянно проживающих в сельской местности и связанных с сельским хозяйством. Вдовам военнослужащих, погибших на фронте, пенсии по случаю потери кормильца назначались независимо от того, состояли они на иждивении погибшего военнослужащего или нет, а также независимо от времени достижения ими престарелого возраста или времени наступления инвалидности39. В том же году пенсии инвалидам Великой Отечественной войны I и II групп инвалидности повышались на 10% (в пределах максимальных размеров пенсии)40. В связи с приближением 40-летия Победы в 1984 г. была установлена надбавка к пенсии в размере 50 руб. в месяц инвалидам I группы - фронтовикам, а инвалидам II группы - 20 руб. в месяц41.

Важным событием в части унификации принципов социального обеспечения колхозников, рабочих и служащих стало распространение на крестьян системы государственного социального страхования. Социальное страхование, т.е. система материального обеспечения в случае болезни, временной нетрудоспособности, рождения ребенка и т.д., начинала складываться на селе в 1950-е гг. Первоначально государственная система социального страхования распространялась лишь на председателей колхозов, избранных из числа специалистов и практиков. С 1950 г. им разрешалось в период работы в должности председателя колхоза состоять членами профсоюза со всеми вытекающими правами42. В 1958 г. при реорганизации МТС право на отдельные виды государственного социального страхования было сохранено за механизаторами и специалистами, перешедшими на работу в колхозы. Система государственного социального страхования председателей, специалистов и механизаторов колхозов законодательно оформлена в 1964 г. Постановлением Совета Министров СССР оговаривалось, что этим лицам "выплачиваются пособия по временной нетрудоспособности, а также предоставляются другие виды обеспечения по государственному социальному страхованию по нормам, предусмотренным для рабочих и служащих"43.

На основную часть колхозников система социального страхования распространялась с 1970 г. в соответствии с решениями III Всесоюзного съезда колхозников44. В этом году был образован Централизованный союзный фонд социального страхования колхозников, формировавшийся за счет взносов колхозов в размере 2,4 % к сумме фактических расходов на оплату труда членов сельхозартелей. За счет этого фонда колхозникам выплачивались пособия по временной нетрудоспособности, на рождение ребенка, на погребение, а также выделялись средства на приобретение путевок в санатории, дома отдыха и отдых детей45.

Пособие по временной нетрудоспособности выдавалось всем членам колхоза, а его размеры зависели от стажа работы и составляли от 50 до 90% заработка (кроме случаев трудового увечья и профессионального заболевания, когда пособие выдавалось в 100% размере). В любом случае размер пособия не мог быть менее 1 руб. в день, но не должен был превышать среднедневного заработка, из которого исчислялся46.

Особое развитие в послевоенный период получила часть социального страхования, обеспечивавшая политику поступательного воспроизводства населения. До середины 1960-х гг. действовало положение Примерного Устава сельхозартели 1935 г., которым предусматривалась возможность облегчения работы беременных и кормящих женщин, освобождение их от работ за месяц до родов и на месяц после родов с сохранением за ними содержания на эти два месяца в половинном размере средней выработки ими трудодней47. Согласно Закону о пенсиях и пособиях членам колхозов 1964 г., колхозницы получали право на государственное пособие по беременности и родам. Отпуск колхозницам предоставлялся на срок 56 дней до родов и 56 дней после родов, а пособие выдавалось в размере полного заработка. Во всех случаях оно не могло быть менее 40 коп. за день отпуска по беременности и родам48. С введением единой системы социального страхования колхозников в 1970 г. женщинам при рождении ребенка выплачивалось единовременное пособие на приобретение комплекта белья для новорожденного в размере 12 руб. и пособие на кормление ребенка (18 руб.)49. С 1 ноября 1981 г. для женщин-колхозниц был введен частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 1 года в размере 50 руб. в месяц50. С 1 декабря 1981 г. при рождении первого ребенка государственное единовременное пособие составило 50 руб., а при рождении второго и третьего ребенка - 100 руб.51 Особый режим выплаты пособий по социальному страхованию создавался для многодетных матерей и малообеспеченных семей. Государственная помощь многодетным матерям в виде выплаты пособий была установлена постановлением ЦИК и СНК СССР от 27 июня 1936 г. "О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многодетным, расширении сети родильных домов, детских яслей и детских садов, усилении уголовного наказания за неплатеж алиментов и о некоторых изменениях в законодательстве о разводах". Этим постановлением предусматривалась выплата ежегодного пособия материям, имевшим шестерых детей, при рождении седьмого и каждого следующего ребенка, а также единовременного и ежегодного пособия матерям, имевшим десять детей, при рождении каждого следующего ребенка52. Серией Указов Президиума Верховного Совета СССР 1944 г. и 1947 г. была увеличена государственная помощь многодетным и одиноким матерям. Единовременное пособие по закону 1947 г. выплачивалось при рождении третьего ребенка в размере 200 руб., четвертого - 650 руб. и т.д. Наивысший размер единовременного пособия выплачивался матерям, имеющим десять детей, при рождении каждого последующего ребенка - 2500 руб.53 Ежемесячные пособия многодетным матерям выплачивались начиная со второго года рождения ребенка до достижения им пятилетнего возраста и составляли от 40 до 150 руб. в месяц.

Государственное пособие одиноким матерям на содержание и воспитание детей составляло от 50 руб. на одного ребенка до 100 руб. - на трех и более детей.

Выдавалось это пособие до достижения детьми двенадцатилетнего возраста. С 1970 г. государственное пособие одиноким матерям выплачивалось в размере 20 руб. в месяц на каждого ребенка до достижения им 16-летнего возраста (или 18-летнего, если он обучался без стипендии)54. Пособия на детей малообеспеченным семьям были введены Указом Президиума Верховного Совета СССР с 1974 г.. Право на получение пособия имели семьи, в которых средний совокупный доход на члена семьи не превышал 75 руб. (эта норма была установлена для Карельской АССР, Коми АССР, Архангельской и Вологодской областей - для остальных областей она была ниже). Пособие назначалось в размере 12 руб. в месяц на каждого ребенка до достижения им 8-летнего возраста55. Например, в Вологодской области в 1976 г. эти пособия получали 2856 колхозных семей (в среднем по 20 руб. в месяц на семью), в 1980 г. - 880 семей (в среднем по 25 руб. в месяц на семью)56.

С 1967 г. были установлены ежемесячные пособия инвалидам с детства в размере 16 руб. в месяц. С 1 января 1980 г. размер ежемесячного пособия инвалидам с детства, достигшим 16 лет, повышался до 25-30 руб. в месяц. Одновременно вводилась выплата пособия в размере 20 руб. в месяц на детей-инвалидов с детства в возрасте до 16 лет57.

Выплаты по социальному страхованию колхозников с 1970 г. включали в себя и пособие на погребение умерших (5-10 руб.). Кроме того, за счет средств Централизованного фонда социального страхования между колхозниками распределялись путевки в санатории, пансионаты, дома отдыха. При этом 20% путевок в санатории и пансионаты на лечение и 10% путевок в дома отдыха выдавались бесплатно. Остальные путевки распределялись с взиманием частичной стоимости: в санатории, пансионаты, на турбазы - 30% от стоимости путевки, в дома отдыха - 7 руб. 20 коп. за двенадцатидневную и 10 руб. 80 коп. за восемнадцатидневную путевку, а за турпутевки по специализированным маршрутам - в размере 50 % от стоимости58.

В целом абсолютные размеры поступлений от выплаты пособий с середины 1960-х гг. стабильно возрастали, хотя доля их в годовом денежном доходе колхозной семьи не превышала 2-3% (табл.7).

Таблица 7
Поступления всех видов пособий в семью вологодского колхозника, в среднем за год

Подсчитано по: Вологодский областной комитет государственной статистики. Текущий архив.
Динамические ряды по бюджетам семей колхозников Вологодской области 1952 - 1968 гг. Л. 14;
Динамические ряды по бюджетам семей колхозников Вологодской области 1969 - 1978 гг. Л. 14;
Динамические ряды по бюджетам семей колхозников Вологодской области 1979 - 1993 гг. Л. 8-9.

В совокупности доля от выплаты пенсий и пособий в годовом денежном доходе колхозной семьи Вологодской области составляла в 1955 - 1965 гг. около 10%. К 1980 г. доля этих социальных выплат возросла до 13%, а с 1985 г. сократилась до 12%. В 1990 г. этот показатель не превышал 9% в денежном доходе семьи вологодского колхозника59.

Вместе с развитием системы социального обеспечения колхозников менялись объемы, структура и приоритеты выплат из общественных фондов потребления (ОФП). За счет общественных фондов колхозники получали не только различные денежные выплаты и пособия, но и бесплатные услуги и льготы - дотации на приобретение путевок в санатории, дома отдыха и пионерские лагеря, пребывание детей в яслях, садах и интернатах, содержание жилого фонда, бесплатное обучение детей в школах, техникумах, вузах, бесплатное лечение и т.д. Особенно заметно увеличивались поступления из этого источника начиная со второй половины 1960-х гг. В Вологодской области, по данным бюджетных обследований, объем поступлений из ОФП вырос со 123 руб. в среднем на одну колхозную семью в 1965 г. до 375 руб. в 1975 г. и 560 руб. в 1985 г., т.е. за два десятилетия - в 4,6 раза (при росте доходов в целом в 2,8 раза). В Архангельской области, по расчетам К.А. Гулина, он составил около 150 руб. в середине 1960-х гг., около 400 руб. в середине 1970-х гг. и около 600 руб. в середине 1980-х гг.60 Основную долю в поступлениях из ОФП составляли пенсии, на втором месте по значимости были денежные дотации (на путевки в дома отдыха, санатории, на содержание детей в детских домах и т.д.), далее следовали пособия по социальному страхованию (по болезни, по беременности и родам и т.д.) (табл.8).

Таблица 8
Структура поступлений из общественного фонда потребления в семью колхозника Вологодской области (%)

Все поступления
Пенсии
Стипендии
Пособия по соцстраху
Пособия многодетным матерям и малообеспеченным семьям
Денежные дотации
Из них

На путевки

Подсчитано по: ВОАНПИ. Ф. 2522. Оп.66. Д. 45. Л. 146; О доходах и расходах семей рабочих, служащих и колхозников по группам семей с различным размером среднедушевого совокупного дохода за 1989 г. Вологда, август 1990. С. 53-54.

Материалы обследований, проведенных органами статистики, свидетельствовали о том, что доля выплат и льгот, получаемых из ОФП, была значительно выше в семьях с низким среднедушевым доходом. В 1966 г., например, в Вологодской области такие семьи получали 23-25% доходов из этого источника. В вологодских колхозных семьях со средним доходом выплаты из ОФП в том же году не превышали 21%, а с высоким уровнем доходов - 13%61. Таким образом осуществлялось и своеобразное нивелирование уровня жизни семей с разными размерами доходов.

Итак, модель социального обеспечения колхозного крестьянства во второй половине ХХ века претерпела значительные изменения. Если до середины 1960-х гг. попечение о стариках и нетрудоспособных колхозниках ложилось на плечи колхозов, то с 1965 г. в систему социального обеспечения крестьян вторгается государство. Включение колхозников в систему государственного социального обеспечения и социального страхования работало в направлении динамичного сближения их социального статуса с рабочими и служащими. Это, в свою очередь, изменяло отношения внутри крестьянского сообщества, снимая с него заботу о немощных членах, и в то же время значительно, особенно в 1970-е - первой половине 1980-х гг., повышало уровень жизни колхозных семей Европейского Севера России.

Примечания

1 Примерный Устав сельскохозяйственной артели, принятый II Всесоюзным съездом колхозников-ударников и утвержденный Советом народных комиссаров СССР и ЦК ВКП (б) 17 февраля 1935 г. // Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам (1917-1967 гг.). Т.2. (1929-1940). М., 1967. С.524.

2 ГАВО. Ф. 2491. Оп.6. Д. 10. Л.8.

3 Примерный Устав...// Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. Т.2. С. 524 - 525; 740 вопросов и ответов по колхозному законодательству. Сборник консультаций. М., 1961. С. 170, 233-234.

4 ГАВО. Ф. 2491. Оп.2. Д. 67. Л.2; Д. 20. Л. 131.

5 ГАВО. Ф. 2491. Оп. 2. Д. 67. Л. 51.

6 ГАВО. Ф. 2491. Оп.6. Д. 8.

7 Колхозное право. М., 1962. С. 393.

8 Народное хозяйство Вологодской области за годы Советской власти. Статистический сборник. Вологда, 1967. С. 146.

9 Вологодский областной комитет государственной статистики. Текущий архив. Динамические ряды по бюджетам семей колхозников Вологодской области 1952 - 1968 гг. Л. 14.

10 Закон о пенсиях и пособиях членам колхозов. Принят Верховным Советом СССР 15 июля 1964 г. //Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. Т. 5. М., 1968. С. 474-476.

11 Постановление СМ СССР от 20 июля 1964 г. "О государственном пенсионном обеспечении и социальном страховании председателей, специалистов и механизаторов колхозов" //Там же. С. 484.

12 Постановление СМ СССР от 3 сентября 1964 г. "О порядке и размерах отчислений от доходов колхозов в централизованный союзный фонд социального обеспечения колхозников и об организационных мероприятиях, связанных с осуществлением закона о пенсиях и пособиях членам колхозов" // Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. Т. 5. М. С. 497 - 500.

13 Решения партии и правительства по сельскому хозяйству (1965-1974). М., 1975. С. 662.

14 Ленинская аграрная политика КПСС. М., 1978. С. 425.

15 Там же. С. 666.

16 Там же. С. 669.

17 Юридический энциклопедический словарь. М., 1987. С. 315.

18 Там же. С. 314 - 315.

19 Безнин М.А. Крестьянский двор в Российском Нечерноземье 1950-1965 гг. М., 1991. С. 196.

20 Безнин М.А. Указ. соч. С. 195.

21 Сборник колхозно-правовых актов. М., 1978. С. 396.

22 ГАВО. Ф. 2491. Оп.4. Д. 231. Л. 301.

23 Безнин М.А. Указ. соч. С. 195.

24 Подсчитано по: Показатели социального развития отдельных областей РСФСР (по данным Госкомстата РСФСР). Вологда, 1990. С. 40 - 41.

25 ГАВО. Ф. 2491. Оп.6. Д. 203. Л.1.; Д. 608. Л.1. Д. 1042. Л.3.

26 ВОАНПИ. Ф. 2522. Оп.72. Д. 251. Л. 47, 61; Оп. 83. Д. 372. Л. 56, 71, 166.

27 Справка о внутриколхозном социальном обеспечении // Сборник колхозно-правовых актов. М., 1978. С. 327.

28 ГАВО. Ф. 2491. Оп. 4. Д. 278. Л. 5; Оп. 6. Д. 204. Л. 1.

29 Подсчитано по: ГАВО. Ф. 2491. Оп. 4. Д. 580. Л. 2.

30 ГАВО. Ф. 2491. Оп.4. Д. 580. Л. 11.

31 Постановление СМ СССР от 6 марта 1965 г. "О расширении льгот инвалидам Отечественной войны и членам семей военнослужащих, погибших в Великую Отечественную войну" // Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. Т. 5. С. 584.

32 Указ Президиума Верховного Совета СССР от 24 февраля 1970 г. "О дополнительных льготах по сельскохозяйственному налогу" // Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. Т. 8. (1970-февраль 1972). М., 1972. С. 55.

33 Указ Президиума Верховного Совета СССР от 21 декабря 1971 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон СССР "О сельскохозяйственном налоге" // Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. Т. 8. С. 625.

34 Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. Т. 10. (Октябрь 1973 - октябрь 1975). М., 1976. С. 47.

35 Указ Президиума Верховного Совета СССР от 21 ноября 1973 г. "О дальнейшем повышении размеров пенсий инвалидам и семьям, потерявшим кормильца" // Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. Т. 10. С. 22-35.

36 Постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 18 апреля 1975 г. "О дополнительных льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих" // Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. Т. 10. С. 388 - 390.

37 Постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 10 ноября 1978 г. "О мерах по дальнейшему улучшению материально-бытовых условий участников Великой Отечественной войны" // Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. Сборник документов. Т. 12. (Июль 1977 - март 1979). М., 1979. С. 516 - 517.

38 Постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 21 февраля 1980 г. "О дополнительных мерах по улучшению материально-бытовых условий участников Великой Отечественной войны" // Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. Т. 13. (Апрель 1979 - март 1984). С. 301.

39 "Об установлении инвалидам Отечественной войны пенсий по старости без снижения на 15 процентов за связь с сельским хозяйством". Письмо Госкомтруда СССР от 25 февраля 1981 г. // Пенсии и пособия членам колхозов. Справочник. М., 1985. С. 69 - 70.

40 Указ Президиума ВС СССР от 30 мая 1980 г. "О дальнейшем улучшении пенсионного обеспечения инвалидов Великой Отечественной войны и семей военнослужащих, погибших на фронте" // Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. Т. 13. М., 1981. С. 391.

41 Постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 26 июля 1984 г. "О мерах по дальнейшему улучшению материально-бытовых условий участников Великой Отечественной войны и семей погибших военнослужащих" // Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. Т. 15. Ч. II. Май 1984 - апрель 1985. М., 1985. С. 48.

42 "О задачах партийных и советских организаций по дальнейшему укреплению состава председателей и других руководящих работников колхоза" (Из Постановления СМ СССР и ЦК ВКП (б) от 9 января 1950 г.) // Социальное обеспечение в СССР. Сборник официальных материалов. М., 1962.

43 Постановление СМ СССР от 20 июля 1964 г. "О государственном пенсионном обеспечении и социальном страховании председателей, специалистов и механизаторов колхозов" // Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. Т. 5. 1962 - 1965 гг. М., 1968. С. 484.

44 Постановление СМ СССР и ВЦСПС от 27 марта 1970 г. "О мерах по осуществлению социального страхования членов колхозов" // Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. Т. 8. С. 80.

45 Пенсии и пособия членам колхозов. Справочник. М., 1985. С. 104-105.

46 Социальное страхование членов колхоза. Справочник официальных материалов. М., 1976. С. 25-26.

47 Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. Т.2. 1929-1940. М., 1967. С. 526.

48 Пенсии и пособия членам колхозов. Справочник. М., 1985. С. 113-114.

49 Социальное страхование членов колхозов. Сборник официальных материалов. М., 1976. С. 30-31.

50 Там же. С. 190.

51 Постановление СМ СССР и ВЦСПС от 2 сентября 1981 г. "О порядке введения частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и других мероприятий по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" // Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. Т. 14. (Апрель 1981 - декабрь 1982 г.). М., 1983. С. 178 - 179.

52 Коршунова Е., Румянцева М. Права советских женщин. М., 1960. С. 57.

53 В масштабе цен до 1961 г.

54 Пенсии и пособия... С. 150.

55 Там же. С. 161 - 162.

56 ГАВО. Ф. 2491. Оп.4. Д. 762. Л. 15; Гулин К.А. Материальное положение колхозного крестьянства на Европейском Севере России в 1965 - 1985 гг. Диссертация на соискание ученой степени к.и.н. Вологда, 1999. С. 96.

57 Пенсии и пособия... С. 144.

58 Социальное страхование членов колхозов. Сборник официальных материалов. М., 1976. С. 32-33, 60.

59 Подсчитано по: Вологодский областной комитет государственной статистики. Текущий архив. Динамические ряды по бюджетам семей колхозников Вологодской области 1952 - 1968 гг. Л. 14; Динамические ряды по бюджетам семей колхозников Вологодской области 1969 - 1978 гг. Л.14; Динамические ряды по бюджетам семей колхозников Вологодской области 1979-1993 гг. Л. 8-9.

60 Гулин К.А. Указ. соч. С. 97.

61 ВОАНПИ. Ф. 2522. Оп. 66. Д. 45. Л. 145.