Зимушка зима внеклассное мероприятие в начальной школе. Воспитательное мероприятие "зимушка - зима". Конкурс. “Интересные факты, удивительные факты”

Сценарий представляет собой театрализованное представление.В своем большинстве текст стихотворного характера, одна сценка сменяет другую, таким образом учащиеся самостоятельно проводят данное мероприятие, а учитель выполняет лишь вспомогательную функцию.
Сценарий разработан для учащихся начальной школы. Адаптируется под любой возраст учащихся (от 7-10 лет). Подходит для работы учителя и воспитателя. Целесообразно проводить данное мероприятие в начале зимы, в преддверии Нового года.

Лично мною данный праздник организовывался несколько раз с учащимися разного возраста. Всегда все проходило успешно и интересно, каждый класс привносил в сценарий, что-то свое, новое, особенное.
Данное мероприятие носит не только развлекательный, но и познавательный характер. Помимо песен и танцев включено повторение материала о зиме: зимние месяцы, особенности жизни животных и растений, народные приметы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поговорим о самом красивом и сказочном времени года! А о каком именно, вы узнаете, прослушав стихотворение.

Идёт зима дорогами,

Крадётся, как лиса

Покрыла всё сугробами,

Заснежила леса.

В лесную чащу тихо,

Вошла зима-портниха.

Берёзки очень рады,

«-Спасибо за наряды!»

Пушистые и белые

Зима наряды сделала

И для лесов и для полей-

Пускай им будет потеплей!

Деревьям всем в лесочке,

Зима дала платочки,

А в шубки их одела-

Сама повеселела!

Так, о каком же времени года мы будем сегодня вести разговор? Кого пригласим к себе на праздник? (зиму)

Ребята, скажите, по какому признаку мы узнаём зиму? (первый снег)

Совершенно верно!

(Звучит музыка, ребёнок рассказывает стихотворение, дети исполняют танец)

Первые снежинки.

Первые снежинки в воздухе кружатся,

Упадут на землю, но не залежатся.

Первые снежинки на руке растают…

Холодят, волнуют и напоминают,

Что вот-вот настанут зимние деньки,

Что пора готовить санки и коньки.

Первые снежинки – от зимы привет,

Словно проверяют: ждёте или нет.

Ну, а теперь пора и зиме явиться к нам на праздник!

(Звучит отрывок из песни «Снежная песенка», выходит зима)

Зима: Ну вот, я и пришла к вам в гости, но не одна, а со своими братьями.

Послушайте песню и скажите кто они.

(звучит отрывок из песни «Три белых коня»)

Конечно, это зимние месяцы! Так давайте же их встретим!

(выходят зимние месяцы)

Ребята, скажите мне, какой месяц меня начинает, а год заканчивает? (декабрь)

А вот и он. В народе о нём говорят, что декабрь-хвостик года.

Ведущий: ребята, послушайте, что декабрь расскажет нам о себе, и скажите, что интересного он нам приносит, чем радует?

(ребёнок рассказывает стихотворение)

Декабрь:

В декабре, в декабре

Все деревья в серебре,

Нашу речку , словно в сказке,

За ночь вымостил мороз,

Обновил коньки, салазки,

Елку из лесу принёс.

Зима: Чем же он нас радует?

У декабря есть родные братья. Скажите, какой месяц году начало, а мне середина? (январь)

У января много народных названий: январь-носик года, январь-первенец года, январь-сечень, т.е. рассекает зиму ровно пополам.

Ведущий: Послушайте, что нам расскажет о себе январь, и скажите, что несёт нам этот месяц?

(ребёнок рассказывает стихотворение)

Январь:

Сияет солнце , но совсем не греет ,

Искрится луч, сияет серебром.

Природа вся как будто леденеет

Перед суровым снежным январём .

Вы не сердитесь на январь ненастный-

На самый главный месяц холодов :

Чтоб было всё по-зимнему прекрасно

Я много приложил своих трудов.

Зима: А вот у третьего брата, хоть и капризный характер, но он добрее, мягче своих братьев. Какой это месяц? (февраль)

О феврале в народе говорят ласково, что он хвостик зимы. А ещё говорят, что февраль зиму замыкает - весне дорогу показывает.

Ведущий: А теперь о себе расскажет самый младший брат-февраль. Слушайте внимательно и подумайте, чем особен этот месяц?

(ребёнок рассказывает стихотворение)

Февраль :

Дуют ветры в феврале,

Воют в трубах громко.

Змейкой мчится по земле

Лёгкая поземка .

Крутой февральский вечер

Метёт, метёт пурга ,

И кажется, что вечно

Лежат снегов стога.

Зима: Дружно трудятся все три брата для меня.

Солнце полно светлой ласки,

Всё блестит, как в дивной сказке,

Пруд зеркальный недвижим

Под покровом ледяным!

Ведущий: Ребята, зима нам говорит, что она такая прекрасная, но посмотрите, на улице всё в снегу, солнце совсем не греет, по ночам трещит мороз. Может быть, зима и не такое хорошее время года, как мы думаем? (выходит девочка)

Сценка №1.

Маша (капризно топает ногой):

Опять на землю выпал снег.

Пропал бы лучше он на век!

Я очень зиму не люблю,

И холода я не терплю.

Коля (радостно):

Зимой с компанией друзей

Мы можем поиграть в хоккей!

А ты хоть раз по шайбе била клюшкой?

Попробуй, поиграй в хоккей с подружкой.

И ты поймёшь тогда сама,

Как хороша у нас зима.

Маша: Ты, Коль, с ума сошёл?

Вот хоккеистку, тоже мне, нашёл!

Я собирать люблю цветы

И танцевать, а не как ты

Носиться по катку,

Махая клюшкой на бегу.

Подходит Лена.

Лена (восхищённо):

Снег выпал рано, в ноябре.

Красиво стало во дворе.

Между домами с этих пор

Лежит сверкающий ковёр.

Маша:

Меня ты, Лена, удивляешь.

Ты тоже зиму одобряешь?

Лена (кивая головой в знак согласия):

Люблю я очень рисовать,

Хочу художницею стать.

Пейзажи зимние люблю,

Из снега статую леплю.

Маша (кутаясь в платок):

А как же злые холода?

Лена:

Ну, холод – вовсе не беда.

На это есть пальто и шарф.

Коля:

Вот так, выходит, что я прав

Зимой – отличное житьё!

Маша:

Вы посмотрите на неё!

Вы посмотрите на него!

(хватается за голову.)

Зимой снега, метель, мороз.

Порой кусает он до слёз.

Обледенелая земля…

Нет, ненавижу зиму я!

Маша уходит.

Коля (с облегчением в голосе):

Я Машиному рад уходу.

Как можно зиму не любить?

Приятно в снежную погоду

На лыжах по лесу скользить

Или на санках с горки съехать…

Лена (подхватывает):

А сколько радости и смеха

Приносит людям Новый год!

Да, можно очень не любить

Метели и сугробы,

Но время надо интересно проводить,

Чтоб не страдать зимой, а радоваться чтобы.

Ребята, а теперь скажите мне, с чьим мнением вы согласны? С мнением Коли и Лены или с мнением Маши.

А, почему?

Хорошо, а сейчас …….. расскажет, почему он любит зиму!

(ребёнок рассказывает стихотворение)

«Горка»

С ледяной съезжая горки

На открытый лёд реки,

Пишут тройки и восьмёрки

Наши острые коньки.

Мы узорами изрежем

Исчертим речную гладь

Хорошо сосновым, свежим

Снежным воздухом дышать!

Зима: (Рассказ «На горке» - беседа)

Молодцы!

Ведущий: Издавна любит русский народ зиму-зимушку! И на санках можно покататься, и в снежки поиграть. А длинными зимними вечерами под завыванье метели можно и сказки послушать, и песни спеть.

(выходят скоморохи)

Ребята, а давайте пригласим нашу гостью в зимний лес!

Много чудес в зимнем лесу, но у каждого времени года они особенные.

Сейчас послушайте стихотворение, и подумайте, что мы можем наблюдать только в зимнем лесу?

(дети рассказывают стихотворение)

Сколько всяческих чудес

Прячет ловко зимний лес!

Сколько разных в нём следов!

На прогулку ты готов?

Лисий след , как у дворняжки

Здесь она ступала тяжко –

Заметала след хвостом,

Чтобы не нашли потом.

Лисий след привёл нас к дубу.

А под дубом в буреломе,

На сухой траве, соломе,

Спит медведь! Ты не буди.

Лучше сразу отойди!

По другим следам пойдём

Что-то у горы найдём

Снег разрой – найдёшь бруснику

Ягода пурпурна ликом.

Словно зимняя картина –

На горе стоит рябина

И снегирь и свиристель

К ней слетаются в метель.

Хмуро воет волк зимою

Зайцев ищет под горою.

Итак, что мы можем встретить в зимнем лесу?

А можем ли мы это наблюдать в другие времена года?

Ребята, а как вы думаете, легко ли приходится лесным жителям в зимнее время года? (нет)

А почему? (им трудно найти пищу, зимой суровые морозы)

Совершенно верно, зимой животным приходится очень трудно, им живётся холодно и голодно.

Сейчас они сами расскажут о своей жизни зимой. А вы слушайте внимательно, и подумайте, как звери приспосабливаются к жизни в зимний период?

Сценка№2.

Выходят Белка и Заяц.

Белка (разглядывает Зайца, трогает его):

Ты, я гляжу, одёжку поменял,

Ведь летом в серой шубке ты гулял.

Заяц (оглядывает себя):

Да нет, я просто сильно полинял.

(разглядывает белку)

Ты, Белка, полиняла и сама.

И свой привычный рыжий цвет

На серый ты сменила. Разве нет?

Белка (машет рукой, показывая, как она расстроена):

Эх, я не довольна этим цветом.

Скорей бы снова лето!

Заяц (успокаивает Белку):

Не стоит серый цвет ругать –

Тебя он будет защищать.

Белка:

Перед зимой у нас у всех

Стал гуще и длиннее мех.

Трудна зимовка для зверей.

Нам будет с ним в лесу теплей.

Заяц (показывает испуганно):

Смотри, идут Лиса и Волк.

Скорее прячься под кусток!

Белка и Заяц прячутся за сугроб.

Выходят Лиса и Волк.

Волк (глядя по сторонам):

Я знаю, зайцы здесь живут.

Следы вчера я видел тут.

Лиса (смотрит вверх):

И белки хвост среди ветвей

Мелькнул… Смотри, смотри скорей!

Волк:

Что там такое?

Лиса:

Показалось,

Как будто ветка закачалась.

Волк (увидев сугроб, подходит к нему):

И верно, нет здесь никого.

Сугроб – больше ничего.

Лиса (махнув рукой):

Ветер ветку раскачал,

Снег на землю и упал.

Волк:

Не найти сейчас их здесь.

Пойдём искать в соседний лес.

Лиса и Волк уходят.

Вылезают Белка и Заяц.

Белка (радостно):

Ура! Они нас не нашли!

Заяц:

А ты на свой ругалась цвет.

Зимою лучше цвета нет.

Белка (кружится):

Как хорошо, что мы линяем!

Мы этим жизнь себе спасаем.

Заяц:

А трудно жить нам всё равно!

Поесть найти нам нелегко!

Грызу кору с деревьев я,

А ночью сниться мне трава.

Белка:

Косой, я в зиму запасалась:

Сушила ягоды в дупле.

Орехи сложены в мешке.

Заяц:

Вам белкам есть, где корм хранить,

А нам приходится бродить.

Следы видны все на снегу.

Белка:

Ты, Зайка, слишком не тужи,

А ты запутывай следы!

Заяц:

Бывает иногда, в деревню бегаю в стога.

Сухую травку поглодать.

Но там собак большая рать.

А, если в садик загляну-

Кору от яблони гложу.

Садовник кутает стволы,

Чтоб мы не кушали коры.

Белка:

Да, Зайка, туго всем зимою

Вместе:

Но, друг другу будем помогать

Чтоб лучше время коротать.

Уходят.

Думаю, что теперь вы все убедились в том, что зима очень тяжелое время для жителей леса. Но они не унывают.

К большому сожалению, нам пора покидать зимний лес.

Выходят Белка, Заяц, Волк и Лиса.

(Держатся за руки.)

Мы были рады вам сейчас. И будем рады снова. Придите в наш чудесный лес, будущей зимою!

Зима: Спасибо вам за замечательную прогулку по зимнему лесу.

Ну, а я в благодарность принесла вам в своём сказочном ларце – загадки, которые мы сейчас попробуем отгадать. Слушайте внимательно!

Загадки:

1. Покружилась звёздочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке.

(снежинка)

2. Он чёрной тучей был сначала,

Он белым пухом лёг на лес,

Покрыл всю землю одеялом,

А по весне совсем исчез .

(снег)

3. Без рук рисует,

Без зубов кусает.

(мороз)

4. Скажи морозцу ты «спасибо»

За мост, похожий на стекло.

Под ним зимой жить будут рыбы,

Под этим мостиком тепло.

(лёд)

5. Не снег, не лёд,

А серебром деревья уберёт.

(иней)

6. Растёт она вниз головою,

Не летом растёт, а зимою.

Но солнце её припечёт-

Заплачет она и умрёт.

(сосулька)

7. Пухлый, мягкий и большой

Встань в него одной ногой:

Он её проглотит быстро.

Он в сияние лучистом –

Светит солнце, больно взгляду.

Нам с разбегу прыгнуть надо.

В кучу снега, грузно - хлоп.

Здравствуй, миленький…

(сугроб)

8. Вместе снежный ком скатали,

А потом второй ком взяли.

Ком на ком поставим дружно

Голову скатать нам нужно!

А ещё найдём морковку

Для него нужна сноровка.

Ком на ком, и сверху – ком!

Быть тебе…

(снеговиком)

Молодцы!

Ведущий: - Мы с вами уже очень много говорили о зиме. Выяснили, что это замечательное, сказочное время года.

Именно поэтому, многие поэты писали стихи о зиме.

Например, всем известное стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро»:

…Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела –

А нынче…погляди в окно:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит…

Какие ещё поэты писали стихи о зиме? (Фет, Есенин, Суриков, Маршак, Тютчев)

Хорошо. Так давайте же подарим зиме несколько стихотворений!

Итак, первое стихотворение

«Зима»

Не век тебе, осень,

Блестеть паутиной.

Снег сыплет и сыплет, как пух лебединый.

И белыми стали поля и деревья.

И дымом из труб салютует деревня.

(Пушкин)

…Опрятней модного паркета

Блистает речка, льдом одета.

Мальчишек радостный народ

Коньками звучно режет лёд;

На красных лапках гусь тяжёлый,

Задумав плыть по лону вод,

Ступает бережно на лёд,

Скользит и падает; весёлый

Мелькает, вьётся первый снег,

Звездами, падая на брег.

Молодец! А сейчас следующее стихотворение.

«Белый пушистый снег» (Суриков)

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Всё его одело.

Тёмный лес что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно.

Стали дни короче,

Солнце светит мало.

Вот пришли морозцы,

И зима настала.

Молодец! А сейчас следующее стихотворение.

«Берёза» (Есенин)

Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит берёза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

Молодец! Следующее стихотворение. (Есенин)

Поёт зима – аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далёкую

Седые облака.

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется.

На этой прекрасным стихотворением мы завершаем наше мероприятие. Ну а все стихи, которые звучали у нас на празднике, а так же рассказы, вы можете найти в книгах, которые представлены у нас на выставке. А мы прощаемся с вами. До новых встреч!

Оборудование: плакат с изображением матушки-зимы; плакат с изображением зимнего леса; одежда для зверей; платок; бутафория сугроба; снежинки; шапочки с названиями месяцев; материал для украшения класса.


Оформление: плакат с названием праздника, зимними приметами: “Зима снежная - лето дождливое”, “Зимой собаки по снегу валяются - к вьюге”, “Месяц зимой кверху рожками - к морозу”; репродукции с зимними пейзажами и детские рисунки.

Ход мероприятия

1 Конкурс. Стихи о зиме

Сегодня я предлагаю вам прикоснуться к чуду Поэзии!

Зимняя природа побуждает людей творить. Композиторы пишут музыку и посвящают ее природе. Художники это делают с помощью красок, а поэты рисуют картины зимы словами.

А что же такого необычного и волшебного происходит зимой? Приходит зима, выпадает снег, становится холодно. Мороз разукрашивает своими узорами окна домов, украшает ветки деревьев, речка покрывается хрустальным льдом, снег переливается при свете солнца. Все становится как в сказке, волшебным, таинственным.

И.С. Никитин “Зашумела, разгулялась в поле непогода..”

Зашумела, разгулялась
В поле непогода;
Принакрылась белым снегом
Гладкая дорога.
Белым снегом принакрылась,
Не осталось следу.
Поднялася пыль и вьюга,
Не видать и свету.

Да, ребята, белая и холодная пришла на землю зима. Утонул в снегу лес. Снег идет медленно, неторопливо. И все, что попадается ему на пути, снег красит в белый цвет.

Иван Суриков“Зима”.

Белый снег, пушистый в воздухе кружится
И на землю тихо падает, ложится.
И под утро снегом поле побелело,
Точно пеленою все его одело.
Темный лес что шапкой принакрылся чудной
И заснул под нею крепко, непробудно...
Божьи дни коротки, солнце светит мало,
Вот пришли морозцы - и зима настала.
Труженик-крестьянин вытащил санишки,
Снеговые горы строят ребятишки.
Уж давно крестьянин ждал зимы и стужи,
И избу соломой он укрыл снаружи.
Чтобы в избу ветер не проник сквозь щели,
Не надули б снега вьюги и метели.
Он теперь покоен - все кругом укрыто,
И ему не страшен злой мороз, сердитый.

Русская зима вступила в свои права. Тихо и плавно падают на землю кружевные снежинки.

Афанасий Фет “Чудная картина, как ты мне родна...”

Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,
Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег.

Чудесен вид зимней природы! Лучи солнца осыпают холодным блеском всю землю. В прозрачном воздухе сверкает красивыми звездочками пушистый иней. Лес стоит как околдованный.Зима опускается на землю во всей своей красе. Сверкает Снег, вспыхивают и гаснут искры-блестки. Ясные березки распустили кружевные веточки, сияют на солнце нежно-розовой тонкой берестой.Тишиной, спокойствием, чистотой веет от спящей красавицы природы.Видимо, сюда редко ступает нога человека.

Снег, снег – царство снега. Все в лесу в сказочно белых сугробах. Мороз сковал стволы деревьев. Волшебница – зима торжествует, она властвует.

Вот сколько чудесного, радостного несет нам с собой зима!

Федор Тютчев “Чародейкою Зимою..”

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит -
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,-
Не мертвец и не живой -
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой...
Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой -
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.

2 Конкурс. На доске кроссворд

Я вам буду загадывать загадки о зиме, а вы отгадывать ответы. Слово, которое будет посередине в вертикальном столбце и будет являться целью нашего урока.

Они летят быстрее ветра,
И я лечу с них на три метра.
Вот мой полёт закончен.
Хлоп!
Посадка мягкая в сугроб. (санки)

Лежало одеяло
Мягкое, белое
Солнце напекло –
Одеяло утекло. (снег)

Гуляю в поле, летаю на воле,
Кручу, бурчу, знать никого не хочу.
Вдоль села пробегаю, сугробы наметаю. (метель)

Меня не растили - из снега слепили.
Вместо носа ловко вставили морковку.
Глаза - угольки, руки - сучки.
Холодная, большая, кто я такая? (снежная баба)

Чернокрылый, красногрудый
и зимой найдет приют:
Не боится он простуды -
С первым снегом тут как тут! (снегирь)

И не снег, и не лед,
А серебром деревья уберет. (иней)

У нас под крышей
Белый гвоздь висит.
Солнце взойдет –
Гвоздь упадет. (сосулька)

Что же за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год? (елка)

Молодцы, все загадки отгадали.

Какое слово получилось? (снежинка)

3 Конкурс. О формах снежинок

Снежинка - это очень интересное явление природы. А чем она интересна давайте узнаем.

Как же рождаются снежинки?

  • Хрупкие, легчайшие снежинки проходят долгий и прихотливый путь, порой противоречащий законам физики.
  • Зарождаются они в облаках, конденсируясь из водяных паров в виде крохотных капелек.
  • Далее капельки остывают до температуры ниже О °С, но не замерзают.
  • Лишь витающие в воздухе пылинки способствуют их превращению в снег, пылинки становятся центром кристаллизации.
  • К ядру кристалла в строго определенных местах присоединяются другие молекулы воды, “сооружая” снежинки отчетливо шестигранной формы.
  • По мере приближения к Земле, они притягивают к себе все новые капли, постепенно увеличиваясь в размерах.
  • Когда снежинки достигают критической массы, они падают на землю.
  • Форма снежинок зависит от температуры окружающего их воздуха. Но снежные хлопья, стремясь к земле, минуют множество слоев воздуха в атмосфере с различной температурой. Это постоянное чередование температуры и превращает кристаллики снега в уникальное творение.

“Праздник своими руками”.

“Вырежи снежинку”.

А сейчас каждой команде нужно вырезать снежинку из бумаги. Кто быстрее и красивее?

4 Конкурс. “Не о красоте, а о пользе снежинок...”

Снежный покров, устилающий землю в зимние месяцы, жизненно важен для растений. Он спасает их от вымерзания. Рыхлый снег содержит большое количество воздуха. Порой “снежная перина” на 90 процентов состоит из воздушной начинки, а та, как известно, является превосходным изолятором.

Снежинки служат хорошую службу и человеку. Они очищают воздух от пыли и гари, и поэтому всегда легко дышится во время снегопада. Более того, снег отражает губительные спектры солнечных лучей, поэтому у северных народов отсутствуют многие болезни, которыми страдают южане.

“Праздниксвоимируками”.

“Собери картинку”. (Пазлы про зиму.)

Кто быстрее? Участвуют по 2 человека от каждой команды.

5 Конкурс. “Интересные факты, удивительные факты”

Удивительный факт о зиме - стихов со словом "зима" в названии больше, чем "лето". ... В некоторых высокогорных районах, например, калифорнийском хребте Сьерра-Невада, летом можно увидеть арбузный снег. Он розового цвета и обладает запахом и вкусом арбуза. Этот феномен обусловлен присутствием в снеге водорослей, содержащих красный пигмент астаксантин.

Вы знали, что каждую зиму выпадает 1 септильон (10 в 24 степени) кристаллов снега? А чтобы получилась снежинка, нужно 1 млн маленьких капель.Снежинки – это скопление множества кристалликов льда. Большинство снежинок не больше 1 см в ширину.

Зафиксировано также, что 30 апреля 1944 г. в Москве выпал удивительный снег, форма снежинок размером почти в ладонь напоминала страусиные перья.

В Японии на острове Хоккайдо существует музей снежинок - единственный в мире, названный в честь НакаяУкитиро.

“Рисунки к пословицам о зиме”.

По одному участнику из каждой команды рисуют рисунки к пословицам о зиме.

6 Конкурс. “Вырежи новогодние игрушки и маски”

Кто быстрее и красивее? Участвуют по 2 человека от каждой команды.

7 Конкурс. “Попади снежком в корзину”

Для этого необходимы 2 корзины и мячи. Дети с расстояния забрасывают мячи в корзину. Побеждает тот, кто больше забросит снежков.

8 Конкурс. “Назови зимние сказки”

Кто больше?

/Морозко, Снежная королева, Снегурочка, Мороз Иванович, Зимовье зверей, 12 месяцев, Два мороза, Госпожа Метелица и т.д./

9 Конкурс. “Зимняя сказка”

По одному участнику из каждой команды придумывают сказку о зиме и снежинках.

В конце мероприятия жюри подводит итоги.

Классный час

«Здравствуй, зимушка- зима»

Цели:

    научить видеть вокруг себя прекрасное;

    воспитывать любовь к природе;

    формировать и расширять представления о зиме, как времени года;

    закреплять знания о приметах зимы;

    развивать познавательный интерес, логическое мышление, умение действовать в группе.

ХОД мероприятия

I.Учитель:

Здравствуй, гостья-зима!

Просим милости к нам –

Песни севера петь

По лесам и полям.

Есть раздолье у нас”

Где угодно, гуляй,

Строй мосты по рекам

И ковры расстилай.

Нам не стать привыкать,

Пусть мороз твой трещит:

Наша юная кровь на морозе горит.

Здравствуй, гостья-зима!

Просим милости к нам –

Песни севера петь

По лесам и полям.

Учитель :– Сегодня наш урок-праздник посвящён русской зиме.

Сегодня мы собрались все вместе, чтобы провести наш классный час на тему “Здравствуй, зимушка-зима”.

Снег идет, под белой ватой
Скрылись улицы, дома.
Рады снегу все ребята-
Снова к нам пришла зима.

Зима - любимое время года не только детей. Многие поэты рады приходу зимы и воспевают её в своих стихах. Давайте послушаем некоторые из них.

Ученик 1

Стали дни коротки,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозцы-
И зима настала.
И.З.Суриков.

Ученик 2

Здравствуй, в белом сарафане
Из серебряной парчи!
На тебе горят алмазы,
Словно яркие лучи.

Ученик 3 П.Вяземский.

Здравствуй, гостья- зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и полям.
И.С.Никитин.

Ученик 4

Наконец- то прилетела
Долгожданная зима.
Закружила, завертела
Белым кружевом она.
В. Мирошина.

Ученик 5

В декабре, в декабре
Все деревья в серебре.
Нашу речку, словно в сказке,
За ночь вымостил мороз,
Обновил коньки, салазки,
Ёлку из лесу привёз.
С.Я.Маршак.

Ученик 6

Снег сверкает на ресницах.
Веселее нет поры.
Лёгких санок вереница
С белой катится горы.
В.Приходько.

Ученик 7

В январе, в январе
Много снегу на дворе.
Снег - на крыше, на крылечке.
Солнце в небе голубом.
В нашем доме топят печки.
В небо дым идёт столбом.
С.Маршак.

Ученик 9

Вьюга снежная, пурга
Напряди нам пряжи,
Взбей пушистые снега
Словно пух лебяжий.
С.Маршак.

Ученик 10

Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах громко.
Змейкой мчится по земле
Лёгкая позёмка.
С.Маршак.

Ученик 11

Здравствуй, русская молодка,
Раскрасавица душа,
Белоснежная лебёдка,
Здравствуй, зимушка-зима!
П.Вяземский.

Учитель . Ребята, а вы любите зиму?

А что вам больше всего нравится в этом времени года?

На чём вы любите кататься зимой?

Учитель . Хорошо, а теперь давайте поиграем и посмотрим кто у нас самый ловкий.

Конкурс “Переход по льдинкам”.

Выходят два ученика. Им даются льдинки (картонки 1/2 альбомного листа). Надо перейти вдвоём на противоположную сторону, наступать можно только на льдинки. Побеждает тот, кто первым добрался до противоположного берега и не упал.

Учитель . Поиграли, а сейчас для вас, ребятки, загадаю я загадки:

Вам, друзья, ответить нужно
Быстро, весело и дружно.
Два берёзовых коня
По снегам несут меня.
Кони эти рыжие,
А зовут их... (лыжи)

Мчусь как пуля я вперёд,
Лишь поскрипывает лёд,
Да мелькают огоньки.
Кто несёт меня? (коньки)

Если мы растём на ели,
Мы на месте, мы при деле.
А на лбах у ребятишек
Никому не нужно ...(шишек)

Зимой на ветках яблоки.
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки:
Ведь это - ... (снегири)

Дел у меня не мало -
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лёд реки убираю,
Белю поля, дома,
Зовут меня ... (зима)

Веретунья белобока,
А зовут её ...(сорока)

Схватил за щёки, кончик носа,
Раскрасил окна все без спросу.
Но кто же это? Вот вопрос!
Всё это делает...(мороз)

Едва повеяло зимой,
Они всегда с тобой.
Согреют две сестрички,
Зовут их...(рукавички)

Взял дубовых два бруска,
Два железных полозка.
На бруски набил я планки
Дайте снег! Готовы ...(санки)

Учитель : о зиме не только сочиняют стихи, придумывают загадки, но и исполняют частушки . Вот сейчас мы их и послушаем.

Пропоём мы вам частушки,
Просим не смеяться!
Мы артисты молодые-
Можем застесняться.

Говорят, что щиплет нос,
Говорят, кусается...
Защекочет, так до слёз,
Вот как потешается!

Ой, мороз, мороз, мороз,
Ты нам нос не отморозь!
Говорят, что летом он
В погребах скрывается.

Слушай, может он шпион?
Может быть, покается?
Ой, мороз, мороз, мороз,
Ты нам уши не морозь!

Говорят, что мастер он
Стёкла разрисовывать.
И характер озорной
Носу не высовывай!

Ой, мороз, мороз, мороз,
Ты нам руки не морозь!

Говорят, что борода
У него волшебная...
Знать недаром старика
Любит наша детвора!

Ой, мороз, мороз, мороз,
Ты нам ноги не морозь!
Говорят, под Новый год
Дарит он подарочки...

Я три дня уж у ворот
Караулю саночки!
Ой, мороз, мороз, мороз,
Хватит петь! Совсем замёрз!

Учитель . Молодцы ребята! Мы с вами каждый день гуляем на улице, помните, когда был липкий снег кого вы слепили? (Ответ детей – Снеговика.)

Конкурс “Наборщик”.

Составить как можно больше слов из слова “СНЕГОВИК”.

(снег, кино, лыжи, веко, сок, ком, ноги...)

Молодцы!Давайте, немного поиграем.

Конкурс “Лови снежинку”.

Выходят два ученика. Каждому, на пояс, привязывается бумажная снежинка. (Снежинка находится сзади, чуть не достаёт до пола.) Задача участников - оторвать снежинку противника, наступив на неё, не дав оторвать свою.

Учитель. Поиграли, отдохнули, а теперь давайте разгадаем кроссворд. Чтобы прочитать спрятанное слово мы должны отгадать загадки. Отгадки мы запишем в кроссворд и прочитаем выделенное слово.

С

Н

Е

Ж

И

Н

К

А

1.

Солнце выглянет-заплачет,
Солнца нет - слезинки спрячет.

2.

Есть, ребята, у меня два серебряных коня.
Езжу сразу на обоих. Что за кони у меня?

3 .

Он слетает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту.

4.

Две курносые подружки
Не отстали друг от дружки.
Обе по снегу бегут,
Обе песенки поют,
Обе ленты на снегу,
Оставляют на бегу!

5.

Тройка-тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом,
Всё покрылось серебром.

6.

И не снег, и не лёд
А серебром деревья уберёт.

7.

На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдёт
Мы встречаем Новый год.

8.

Что за дерево такое -
Вся макушка в серебре.
Расцвело у нас зимою
В день морозный в декабре.

Молодцы ребята! Все загадки отгадали, а теперь давайте хором прочитаем выделенное слово. (СНЕЖИНКА).

Чтение учителем стихотворения К.Бальмонта “Снежинка”

Светло-пушистая
Снежинка белая
Какая чистая
Какая смелая!
Дорогой бурною
Легко проносится,
Не в высь лазурную
На землю просится.
Но вот кончается
Дорога дальняя,
Земли касается
Звезда кристальная.
Лежит пушистая,
Снежинка смелая,
Какая чистая,
Какая белая!

Учитель .

Все вместе поём песню “Кабы не было зимы”.

Итог . Вот и закончился наш “Классный час”. До свидания! До новых встреч!

Сценарий праздника «Здравствуй, Зимушка-Зима» в начальной школе.

Цели :

  1. Обобщить и повторить знания учащихся о зиме;
  2. Развивать память, мышление, воображение, развивать слуховое восприятие;
  3. Развивать творческие способности;

Ход занятия:

Звучат детские песни. Дети рассаживаются. Дорогие ребята, сегодня мы собрались на праздник встречи зимы, который называется «Здравствуй, Зимушка-Зима».

Праздник будет проходить в виде конкурсов, соревнований между командами. В конкурсе участвуют 5 команд.

Команда «Снежинка»

Команда «Снеговик»

Команда «Сосулька»

Команда «Сугробы»

Команда родителей

Пусть сильней кипит борьба,

Сильней соревнование.

Успех решает не судьба,

А только наши знания.

Знакомство с жюри.

Итак, наши соревнования начинаются.

Первый конкурс – конкурс на лучшего чтеца стихов о зиме.

Ведущий: А где же сама Зима?

(Звучит музыка П.Чайковского «Времена года. Зима») На ее фоне:

Тройка, тройка прилетела

Скакуны в той тройке белы

А в санях сидит царица

Белокоса, белолица

Как махнула рукавом,

Все покрылось серебром.

Появляется Зима.

Зима: Ау! Я здесь! Здравствуйте! Зима к вам пришла. Укрыла белым покрывалом я и леса, и луга, и поля и дорожки замела.

А для вас, ребята, я загадки принесла.

А где же мои помощницы снежинки?

Загадайте загадки ребятам

(Снежинки раздают загадки командам)

Конкурс загадок.

Ведущий: Зима пришла… За окнами,

Где черных ёлок ряд,

Пушистые и легкие

Снежиночки летят,

Летят, порхают, кружатся

Пушистые летят

И белым мягким кружевом

Укутывают сад.

Зима: Ну, милые мои снежиночки, станцуйте нам.

(Танец снежинок)

Ведущий: Спасибо, Зимушка – зима! Спасибо, снежиночки! Милости просим на наш праздник. Дорогая Зимушка, мы приготовили для тебя подарок.

(Исполняется песня «Здравствуй, гостья – зима».

Зима: Спасибо, ребята, за подарок Я очень рада тому, что вы меня ждали.

Ведущий: Зимушка, вам приготовлено почетное место в жюри. Садитесь, пожалуйста.

Как хорош пушистый снег,

Летящий с высоты!

Он повисает на ветвях,

Как белые цветы.

Звенят сосульки в тишине-

Осколки хрусталя

Уснули реки подо льдом

Под снегом спят поля

Рисует поутру мороз

Узоры на окне.

Друзья, хорошая зима

Сегодня на дворе!

(Стук. Входит почтальон Печкин)

Ребята! Телеграмма от Деда Мороза!

Ведущий: Что же он пишет?

Поздравляю праздником Зимы Приехать не могу готовлюсь Новому году Посылаю задание.

Конкурс Нарисовать зимние узоры.

(Рисует вся команда. Каждый участник делает свой штрих)

Ведущий: А пока команды заняты делом. Мы с болельщиками потанцуем танец маленьких утят.

Работы относятся для оценки жюри.

Под веселую музыку появляется Метелица.

Ведущий: Кто это к нам пришёл?

Гуляю в поле,

Летаю на воле,

Кручу, бурчу

Знать ничего не хочу.

Ведущий: Да, это метелица! Ребята, давайте поприветствуем её. Споем ей песню «Снежная песня»

Метелица принесла задания для математического конкурса. (Задачи на смекалку)

Пока команды заняты делом, мы посмотрим, как наши болельщики знают математику.

  1. Два цыпленка стоят

Два в скорлупке сидят.

Шесть яиц под крылом у наседки лежат

Сосчитай поверней,

Отвечай поскорей

Сколько будет цыплят у наседки моей?

  1. Стоит коза

Ой, беда, беда, беда!

Разбежались кто куда

Семеро козлят.

Один в лесок,

Другой – за стог,

А третий козленочек

Спрятался в бочоночек.

Сколько козлят в избушке сидят?

  1. Посадила бабка в печь

Пирожки с капустой в печь,

Для Наташи, Коли, Вовы

Пирожки уже готовы

Да еще один пирог

Кот на лавку уволок.

Да в печи 4 штуки

Пироги считают внуки.

Если можешь – помоги

  1. Сидят рыбаки,

Стерегут поплавки.

Рыбак Корней

Поймал трех окуней.

Рыбак Евсей –

Четырех карасей,

А рыбак Михаил

Двух сомов изловил.

Сколько рыб из реки

Натаскали рыбаки?

Ведущий: Молодцы!

Богата и разнообразна природа нашей страны. На суше, в воздухе, в воде и под водой – всюду кипит жизнь. Эта жизнь полна тайн, загадок, чудес. Сколько интересного можно увидеть, если внимательно ко всему присмотреться. Следующий конкурс называется «Оживи маску».

Отгадайте, маска какого зверя или птицы в этих пакетах. А затем изобразите этого зверя или птицу, покажите его повадки, образ жизни.

1 команда:

Неуклюжий, косолапый

Летом есть малину, мед,

А зимой сосет он лапу.

2 команда:

Маленький, беленький

По лесочку прыг-прыг,

По снежочку тык-тык.

3 команда:

С ветки на ветку

Быстрый, как мяч,

Прыгает по лесу

Рыжий циркач.

Вот на лету он

Шишку сорвал,

Прыгнул на ствол

И в дупло убежал.

4 команда:

Скачет зверушка,

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар и мушка.

5 команда:

Гребешок аленький,

Кафтанчик рябенький,

Двойная бородка,

Важная походка

Раньше всех встает

Ведущий: А теперь, ребята, споем песню «Почему медведь зимой спит».

Все мы рады проказам Матушки-Зимы.

Дети любят лепить снежную бабу, кататься на коньках и лыжах.

В теплых шубах и ушанках

Снежной зимнею порой

Детвора на быстрых санках

Вихрем мчит с горы крутой.

На ветру ребячьи лица

Разгорелись кумачом.

Пусть колючий снег пылится,

Пусть мороз сердитый злится –

Все ребятам нипочем.

Входит Снеговик.

Ведущий: Ребята, кто это пожаловал к нам на праздник?

Лихо сдвинув набекрень

Ржавое ведерко,

Навалился на плетень

Снеговик Егорка.

Приглашает он народ

Съехать с горки в огород.

У него пылает нос

Весело и ярко.

На дворе трещит мороз,

А Егорке – жарко!

Ведущий: Ребята, Снеговик хочет провести с вами последнее соревнование. В этом мешке снежки. Сейчас Снеговик раскидает их по всему залу. Какая команда соберет больше снежков.

Снеговик свистит.

(По сигналу начинают собирать снежки)

Собранные снежки считает Снеговик у каждой команды.

Ведущий: Вот и подошел к концу наш праздник. Большое спасибо вам, дорогие ребята и уважаемые родители за участие.

А пока наше жюри подводит итоги, мы споем песню «Хор нашего Яна».

Слово жюри. Награждение. Сладкие призы.

Под музыку дети и родители уходят из зала.


ЗИМУШКА- ЗИМА

Внеклассное мероприятие

Цели: познакомить с названиями зимних месяцев по народному календарю, посло­вицами, поговорками, приметами, связан­ ными с ними;

развивать речь, чувство прекрасного через поэзию, изобразитель­ное искусство, музыкальные произведе­ния; расширять словарный запас;

приви­вать любовь к природе, к своей малой ро­дине.

Оборудование : репродукции картин В.И. Сурикова «Взятие снежного городка», И.Э. Грабаря «Февральская лазурь», «Зим­ ний пейзаж», Н.Д. Кузнецова «Иней», А.А. Пластова «Первый снег», Д.Я. Алекса­ ндрова «Зимняя сказка», И.И. Шишкина «Иней»; рисунки учащихся по теме «Зи­ мушка-зима» (см. третью сторону облож­ ки)",

плакаты с пословицами, поговорками о зиме, зимних месяцах;

костюмы для инсце­нировок, платочки для исполнения часту­шек;

снежинки для украшения зала, искус­ственные елки, украшенные снежком из ва­ты;

диск с презентацией, мультимедийный проектор, компьютер, магнитофон, диск с записью песен «Снег-снежок», «Зимняя сказка», «Три белых коня», «Новый год», музыки П.И. Чайковского «Времена года. Декабрь», песня военных лет;

карточки для игры «Зимний наборщик»;

подарки-суве­ниры для детей.

Ход праздника.

Учитель. Дорогие друзья! Нашу се­ годняшнюю встречу мы посвятим одному из прекраснейших времен года. Что же это за время года, вы узнаете, отгадав загадку.

Снег на полях,

Лед на реках,

Вьюга гуляет.

Когда это бывает? (Зимой)

«Матушка» - так в старину русский человек называл зиму. Не весну-красну, не лето теплое, не осень сытую, а именно зи му с ее холодами, снегами, метелями и бу­ ранами. Может быть, потому, что зима, словно родная матушка, прикрывает всю землю снежным «одеялом», защищая от лютых морозов. А какие прекрасные сти­ хотворения написаны поэтами о зиме! Послушайте.

Под музыку П.И. Чайковского «Времена го­да. Декабрь» ученики читают наизусть заранее подготовленные стихотворения.

Встреча зимы

Здравствуй, гостья-зима!

Просим милости к нам

Песни севера петь

По лесам и степям.

Есть раздолье у нас,

Где угодно гуляй:

Строй мосты по рекам

И ковры расстилай.

Нам не стать привыкать, -

Пусть мороз твой трещит:

Наша русская кровь

На морозе горит!

И. Никитин

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Все его одело.

Темный лес что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно...

Божьи дни коротки,

Солнце светит мало,

Вот пришли морозы, -

И зима настала.

И. Суриков

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит -

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован,

- Не мертвец и не живой

- Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Легкой цепью пуховой...

Ф. Тютчев

Чудная картина,

Как ты мне родна:

Белая равнина,

Полная луна,

Свет небес высоких,

И блестящий снег,

И саней далеких

Одинокий бег.

А. Фет

Как поработала зима!

Какая ровная кайма,

Не нарушая очертаний,

Легла на кровли стройных зданий.

Вокруг белеющих прудов

Кусты в пушистых полушубках.

И проволока проводов

Таится в белоснежных трубках.

Снежинки падали с небес

В таком случайном беспорядке

А улеглись постелью гладкой

И строго окаймили лес.

С. Маршак

Учитель. Знаете ли вы, что среди многих миллиардов снежинок, выпадаю­щих зимой, не бывает двух совершенно одинаковых? В то же время, какой бы формы ни была снежная звездочка, каж­дая из них - шестилучевая или шестиг­ранная. Знаменитый астроном И. Кеплер в 1611г. опубликовал сочинение «Ново­годний подарок, или О шестиугольных снежинках». Он задал вопрос: «Почему все снежинки шестиугольные?» И отве­тил на него так: «Вещь эта мне еще не отк­рыта...» С той поры прошло четыре века, но ученые так и не могут отгадать эту за­гадку природы.

Исполняется песня «Зимняя сказка» (ел. М. Танича, муз. В. Шаинского).

Учитель. Сколько загадок придумано о зиме! Отгадайте некоторые из них. Ученик.

Назовите-ка, ребятки, Месяц в этой вот загадке: Дни его - всех дней короче, Всех ночей длиннее ночи, На поля и на луга До весны легли снега. Только месяц наш пройдет, Мы встречаем Новый год.

(Декабрь)

Учитель. Сейчас мы с вами сыграем в игру «Елочные украшения».

Проводится игра «Елочные украшения».

Я с ребятами сыграю

В интересную игру.

То, чем елку наряжаем,

Я детишкам назову.

Если я скажу вам верно -

Говорите «да» в ответ,

Ну а если вдруг неверно -

Отвечайте смело «нет»!

Разноцветные хлопушки? (Да.)

Одеяла и подушки? (Нет.)

Раскладушки и кроватки? (Нет.)

Мармеладки, шоколадки? (Да.)

Шарики стеклянные? (Да.)

Стулья деревянные? (Нет.)

Плюшевые мишки? (Да.)

Буквари и книжки? (Нет.)

Снег из ваты белой? (Да.)

Ранцы и портфели? (Нет.)

Туфли и сапожки? (Нет.)

Чашки, вилки, ложки? (Нет.)

Конфеты блестящие? (Да.)

Тигры настоящие? (Нет.)

Шишки золотистые? (Да.)

Звездочки лучистые? (Да.)

Ученики исполняют заранее выученную пес­ню «Новый год» (ел. и муз. А. Паутова).

Учитель. На Руси декабрь в старину называли стужайло, студень, зазимник. Это первый месяц зимы. Ему свойственны морозы и оттепели. Он «и замостит, и за- гвоздит, и саням ходу даст». В народе про декабрь говорят: «Декабрь год кончает, зи му начинает». Как понимаете эту послови­ цу? (Ответы учащихся.)

И художники в стороне от зимней темы не остались. Посмотрите на репродукции картин.

Демонстрация репродукций с картин В.И. Су­рикова, И.Э. Грабаря, Н.Д. Кузнецова, А.А. Плас­това, Д.Я. Александрова, И.И. Шишкина.

Ученица.

И снова сказка начинается,

Ведь к нам опять пришла зима.

Все белым снегом одевается,

И в шапках снеговых дома.

Декабрь для нас спешит, старается,

Он строит горки ледяные,

Зима лишь только начинается,

И ждут нас игры удалые.

Учитель. Зимушка приготовила для нас немало зимних игр, затей и веселых за­ бав. Давайте с вами поиграем в игру «Зим­ ний наборщик».

Я показываю вам карточки с определенным набором букв, а вы должны из этих букв составить слово.

АМЗЙ (зима)

ДОХОЛ (холод)

КАЁЛ (ёлка)

КЕНЖОС (снежок)

КИНСА (санки)

ВНОКГЕСИ (снеговик)

РОМЗО (мороз)

ЛОГОДЁД (гололёд)

Учитель . Молодцы, хорошо справились с заданием. Вот еще одно задание-загадка. Ученик.

Щиплет уши, щиплет нос,

Лезет в валенки мороз.

Брызнешь воду - упадет,

Не вода уже, а лед.

Даже птице не летится,

От мороза стынет птица.

Повернуло солнце к лету.

Что, скажи, за месяц это?

(Январь)

Учитель . У января на Руси тоже были свои названия: просинец зимы, перелом зи­мы, перезимовъе. В январе бывают самые сильные крещенские морозы: «В январе и горшок в печи замерзает». Но иногда быва­ ет и потепление. Погода проясняется, и не­ бо синеет (отсюда и просинен?). Дни становятся светлее и длиннее: «Растет день, рас­ тут и холода». О январе в народе говорят: «Году начало, зиме середка». Как вы пони­маете эту пословицу?

Ученица.

Месяц зимний, месяц снежный

Открывает первым год,

И со снегом и морозом

В гости к нам январь идет.

Он на реках и озерах

Всюду выстроил мосты,

И одел пушистым снегом

Все деревья и кусты.

Учитель . Сколько сказок, песен напи­ сано о русской зиме. Послушайте в испол­ нении девочек веселые частушки о зиме.

Ученицы.

Что случилось за окном?

Снег поземкой вьется.

Это зимушка-зима

Весело смеется.

Полетели с высоты

Белые пушинки.

Стали землю укрывать

Белые снежинки.

Наша русская молодка,

Раскрасавица-душа,

Белоснежная лебедка,

Здравствуй, зимушка-зима!

Пришла в белом сарафане

Из серебряной парчи,

И горят на ней алмазы,

Словно яркие лучи.

Ты пушиста и бела,

Ребятишкам всем мила,

Сделай горку нам скорей,

На реке каток залей!

На катке учу уроки

Зимним солнечным деньком.

Верно, цифры все пишу я,

Но не ручкой, а коньком!

    Отменили нынче школу,
    Ох, мороз! Поспи, сынок!

    Что ты, мама! Вот так случай,
    Побегу я на каток!

Я на лыжную прогулку

Одевалася сама,

Но пока я собиралась,

Уже кончилась зима.

Во дворе у нас стоит

Снеговик с метелкой,

Ночью темной сторожит

Дом он наш от волка.

Из снежинок чистых, белых

Я снегурочку леплю.

И весной ее не брошу -

В морозильник поселю!

Учитель . Чтобы отгадать название следующего месяца, послушайте загадку. Ученик.

Снег мешками валит с неба,

С дом стоят сугробы снега.

То бураны и метели

На деревню налетели.

По ночам мороз силен,

Днем капели слышен звон.

День прибавился заметно.

Ну, так что за месяц это?

(Февраль)

Учитель. Февраль - самый короткий месяц года - 28 дней, а високосный - 29. Это последний месяц зимы. В народе в ста­рину его называли вьюговей, лютый, боко- грей. Въюговей - назвали за снегопады, ме­ тели, вьюги, приходящиеся на эту пору. «У февраля два друга: метель да вьюга». «Вью­ги и метели под февраль налетели». Лютый зовется за морозы, иногда они доходят до тридцати градусов. Бокогрей - на солнеч­ ной стороне тепло, заметен «сугрев», сол­ нышко тепло нагоняет.

Ученик.

Исполняется песня «Снег-снежок» (ел. и муз. Е. Макшанцева).

Учитель. Как приятно длинными зим­ ними вечерами под завывание метели не только послушать сказку, но и посмотреть ее. Давайте заглянем в лес и посмотрим, что там делается, о чем зверье лесное перегова­ ривается. Слушайте и смотрите.

Инсценировки рассказов Н. Сладкова (гото­ вятся заранее, ученики одеты в соответствующие костюмы).

Заяц и Полевка

    Мороз и вьюга, снег и холод. Травку зеле­ную понюхать захочешь, листиков сочных по­грызть - терпи до весны. А где еще та весна - за горами да за морями...

    Не за морями, Заяц, весна, не за горами, а у тебя под ногами! Прокопай снег до земли - там и брусничка зеленая, и манжетка, и земляничка, и одуванчик. И нанюхаешься, и наешься. Как я!

Заяц и Оляпка

- О-о-ой, Оляпка, никак, купаться в по­лынье вздумал?

    И плавать, и нырять!

    А замерзнешь?

    У меня перо теплое!

    А намокнешь?

    У меня перо водоотталкивающее!

    А утонешь?

    А я плавать умею!

    А... а... а проголодаешься после купанья?

    А я для того и ныряю, чтобы водяным жучком закусить!

Заяц и Медведь

    Белка на зиму грибы запасает, Бурундук -орехи. А ты, Медведь, все без дела шатаешься.Вот засыплет снег землю - что лопать-то ста­нешь?

    Ты, Косой, за меня не волнуйся. Я зимой сам себя ем. На-ка, пощупай, сколько я сала под шкуркой припас - на всю зиму хватит. Я по ле­су не зря шатаюсь, я сало коплю. Что и тебе, Ко­сой, советую.

- Э-э, Медведь, какое там сало... Нам, зай­цам, в лесу не до жиру, быть бы хоть живу!

Учитель. Но зима - не только игры, забавы, веселый Новый год и школьные ка­ никулы. Зима - это урожай будущего года, запасы воды в водохранилищах; зима - время забот для тысяч людей, отвечающих за то, чтобы в домах было тепло, а на доро­ гах - чисто. Вспомните пословицы и пого­ ворки о зиме, назовите их.

Ученики. Зима без трех праздников не живет.

Зимний ветер - морозу помощник: пу­ще холодит.

Зимний денек с воробьиный скок.

В зимний холод всякий молод.

Зима - хранительница полей.

Зимой тулуп всякому люб.

Зимой солнце что мачеха: светит, да не греет.

Учитель. А еще были времена, когда русская зима становилась нашей защитни­ цей. Не зря в народе говорят: «Мороз и же­лезо рвет, и на лету птицу бьет».

Звучит мелодия песни военных лет.

Крепкие морозы 1941-1942 гг. встали в строй защитников столицы, помогли на­шей армии сдержать наступление германс­ких войск в Волоколамском направлении, не позволяя в полную силу развернуться немецкой технике. Этому способствовали два фактора. Первый - поддержка родной природы. Немцы собирались воевать с на­ми очень короткий промежуток времени, всего два-три месяца, поэтому они были очень легко одеты, да и климат Западной Европы отличается от нашего, российско­го. Немцы увязли под Москвой надолго. Зима 1941 г. оказалась очень суровой. Ка­кие бы ни были морозы, они для нас не бу­дут смертельными.

Глубина снега в сорок первом году дос­тигала одного метра. Вязли танки, и немцы вынуждены были держаться дорог. В райо­не населенных пунктов Дубосеково, Мыка-нино, Зубово, Строково произошли самые ожесточенные бои. В ночь на 20 декабря 1941 г. город Волоколамск был освобожден от немцев. Мороз в те дни достигал сорока градусов.

Второй фактор - человеческий героизм. Каждый день боев за Москву приносил но

вые примеры героизма советских воинов. Навсегда сохранится в памяти народа под­виг 28 героев-панфиловцев во главе с по­литруком В. Г. Клочковым. На железнодо­рожном разъезде Дубосеково они приняли на себя удар пятидесяти вражеских танков и в течение четырех часов вели беспример­ный легендарный бой. Тогда прозвучали ставшие широко известными в народе сло­ва политрука Клочкова: «Велика Россия, а отступать некуда - позади Москва».

С тех пор прошло более шестидесяти пяти лет. Мы живем в мирное время. Но и сейчас у нас зимой бывают сильные моро­зы, правда, не такие суровые. Зима есть зи­ма, она преподносит нам свои сюрпризы и подарки.

На память о сегодняшней встрече при­мите небольшие подарки.

Вручаются подарки под песню «Три белых коня» (сл. Л. Дербенева, муз. Е. Крылатова).

Работу выполнила:

учитель начальных классов

МОУ «СОШ с Ново-Захаркино

Духовницкого района

Саратовской области»

Беднякова О.А.