Ногайцы национальная одежда. Ногайцы. Обряды, связанные с рождением ребенка

Традиционная форма одежды ногайцев особым образом сочетала в себе элементы старого костюма народов кочевого мира – Поволжья, Средней Азии, Казахстана – и национальных костюмов горцев Кавказа.

Ногайская мужская одежда XIX-начала XX в. в основном имела единый покрой на всей территории расселения этого народа/ Природная среда диктовала свои требования к одежде, изготовлявшейся в основном из бязи и холста, которые в условиях ногайской степи лучше защищали кочевника-скотовода от палящего летнего солнца. Для анализа традиционной одежды определенный интерес представляют исторические свидетельства исследователей рассматриваемого периода.

Полный комплекс одежды ногайца середины XIX в., по описанию одного из первых исследователей ногайской культуры А. Архипова, выглядит так: «Люди богатого и посредственного состояния надевают обыкновенно сверх белья бешмет или архалук (къаптал) желто-полосатого, зеленого или синего цвета, а в холодное время года шубы (тон-шуга), крытые синим или черным сукном и даже плисом; летом какой-нибудь халат, нередко шелковый и шелковый же бешмет стянутый ременным поясом (бельбеу), чаще кушаком с привешенным к нему ножиком (пшяк) в черных или красных ножнах. Синие нанковые демекитоновые штаны (стан), баранья шапка (боьрк) с круглою верхушкой, крытою сукном, иногда под него аракчин или ермолка, шитая мишурою, черные сафьяновые чулки, а на них черные или красные сафьянные с толстыми подошвами и увесистыми подошвами башмаки (башмак)… Вот общий характерный костюм ногайцев… Некоторые из молодых людей носят черкески или чекмени из белого и желтого сукна домашнего изделия, без газырей и даже порой С газырями на груди…» (Этнографический очерк ногайцев и туркмен. «Кавказский календарь на 1859». Тифлис, 1858. С. 353).

Нательной одеждой у мужчин была туникообразного покроя рубаха — коьлек и штаны — шалбыр, ыстан, относящиеся к типу «штанов с широким шагом», весьма распространенные в прошлом у многих других народов. Поскольку они были достаточно широкими у пояса, затягивавшегося на шнур из самодельной тесьмы, на них уходило довольно много ткани.

Своеобразны короткие овчинные штаны ногайцев — тери-шалбыр, обшитые снизу кожей. Крой их был схож с тканевыми.

Верхняя одежда мужчин была разнообразней. Кроме бешмета и черкески она состояла из шубы, иногда безрукавки, бурки и т.д.

Безрукавная куртка — къыспа, куьрте тон — была сходна с татарским и башкирским камзолом. Она выполняла функцию рабочей одежды и шилась из овчин мехом внутрь, хотя изредка могла изготавливаться из тканей.

Одним из основных элементов одежды ногайцев был весьма популярный на всем Северном Кавказе бешмет – къаптал, который носили поверх рубахи практически круглый год. Нельзя не отметить относительное разнообразие используемых тканей — как домашнего изготовления, так и покупных — ластика, сатина, шерсти, атласа, шелка. Зимний вариант такого бешмета шили стеганным на вате или шерсти. Оригинальной деталью ногайского бешмета, отличавшей его от бешметов горцев Северного Кавказа, были его откидные (ниже локтя) рукава. Кроме того, в манере ношения его — «почти всегда нараспашку» (Малявкин Г. Караногайцы.

«Терский сборник», вып. 3, кн. 2, 1893. С. 149) — проявлялась, по-видимому, старая традиция ношения халатов.

При изготовлении бешмета мастерицы использовали самые разнообразные варианты отделки. Это и фигурная строчка, украшавшая его и мелкие тесемные шелковые пуговицы и петли, и тонкий шнур, которым обшивали края бешмета. Кроме того, в более ранний период по свидетельству ДубРовина, спинки бешметов декорировались четырехугольной нашивкой на «из красного или черного сукна или сафьяна, иногда обшитых серебряным галуном» (история войны и владычества русских на

Кавказе. Т.1, кн. 1. СПб, 1871. С. 267). Нашивка эта имела, по-видимому, сакральное значение. Судя по тому, что аналогичные нашивки бытовали у некоторых народов Средней Азии и Казахстана, обычай их ношения связан с религиозными верованиями кочевников.

Черкеска — шепкен, шогъа — была распространена у ногайцев, как и повсеместно на Северном Кавказе. Черкеску глубокого синего, черного или серого цвета из домотканого сукна, реже из ценной верблюжьей шерсти оживляла в нарядном ее варианте яркая контрастная подкладка широких длинных рукавов, отворачиваемых для удобства и красоты. Так же в основном декоративное нежели утилитарное назначение имел вариант оформления низа рукавов черкески небольшим разрезом с застежкой из самодельной черной тесьмы.

Композиционным центром и главным достоинством черкески, особенно выходной, служили ее нагрудная часть и пояс, украшенные газырницами и ременным поясом. Еще одна интересная деталь — особая плетенка, скреплявшая разрезы длинных пол черкески, не позволяя им расходиться при ходьбе.

С.Ш. Гаджиева отмечает, что и бешмет, и черкеска ногайцев в XIX и даже XX в. «была сходна с одеждой всех народов Северного Кавказа, но в то же время сохраняла ряд существенных отличий, которые сближали ее с костюмом других тюркоязычных народов» (Материальная культура ногайцев в XIX-начале XX в. М., 1976. С. 106).

В начале XX века у ногайцев, так же как и у соседних народов, традиционную нательную рубаху и бешмет все чаще стала заменять так называемая «кавказская

Шуба-тон — шилась мехом внутрь из шкур молодых барашков или — состоятельными людьми — из каракульчи и мерлушки, крытых дорогой тканью. Для того чтобы шубы меньше изнашивались низ рукавов, полы и подол обычно отделывались окантовкой из черной ткани. Другой вид шуб, пополнившийся в обиходе ногайцев позже, имел усложненный крой с расширяющимися книзу клиньями, а в качестве отделки по борту и низу шубы нашивалась узкая полоска меха.

Оригинальным локальным видом одежды была войлочная куртка без начеса, прекрасно защищавшая кочевников-скотоводов в ненастную погоду. Сведения о ней, которые мы находим у А. Павлова, хотя и отрывочны, все же позволяют прийти к заключению, что это была одежда свободного покроя типа куртки с капюшоном (О ногайцах, кочующих в Кизлярской степи. СПб., 1842. С. 46).

Бурка — ябыншы, ямышы — необходимая принадлежность костюма кочевника. Здесь, как и на всем Северном Кавказе, бытовали бурки двух видов: колоколообразные, поменьше размером, без начеса, и большие, черные, с начесом. Представляет интерес особая отделка – богатые ногайцы вырез горловины и края до талии обшивали шнуром и золотым позументом. У горловины делали специальные нашивки из сафьяна в форме треугольника или полукруга, через которые продевались тонкие ремешки для застежки.

Пояс из ткани – кушак, бытовавший наряду с ременным в середине XIX в., хотя и был достаточно живописной деталью одежды — нарядные кушаки шились из красного, желтого, зеленого и синего шелка — имел вполне утилитарное назначение. К нему в виде брелоков крепили нож, сумочку, кисет, трубку, веревку и другие мелочи, необходимые в поле.

Рукавицы — кьолкъап — шили из овчины и сукна. Нарядные рукавицы искусные мастерицы украшали вышивкой, аппликацией, оторачивали у кисти хорошим мехом.

Что касается головных уборов, то они были представлены достаточно разнообразно. Ногайцы пользовались тюбетейками, меховыми шапками, войлочными шляпами, башлыками и т.д. Все традиционные мужские головные уборы изготавливались из меха, ткани и войлока, описания их можно найти у А. Олеария, Г. Ананьева, А. Архипова, С. Фарфоровского, С. Гаджиевой.

Женская одежда ногайцев отличалась от мужской сравнительно большим разнообразием. Это наиболее устойчиая часть старинной национальной одежды, сохранившая больше древних черт, ибо женщины редко выезжали из степи и меньше общались с другими народами. В основе своей однотипный для всех районов женский костюм, тем не менее, имел и локальные особенности. Гаджиева считает, что эти «различия в костюме отдельных этнических подразделений объясняются как местными условиями, так и чересполосным расселением ногайцев, т.е. отсутствием единой этнической территории, историческим разделением народа на ряд территориально обособленных групп, что вело к воздействию на культуру каждой отдельной этнографической группы ногайцев, культур соседних с ними народов» (Гаджиева С.Ш. Указ. соч. С. 125).

Нельзя не заметить сходство покроя между традиционной женской и мужской одеждой, оно было отмечено некоторыми авторами еще в первой половине XIX в. (Павлов А. Указ. соч. С. 46).

Характеризуя ногайскую женскую одежду середины XIX в., А. Архипов писал: «Костюмы женщин так же незатейливы как и мужчин; в обыкновенное время — красная или желтая рубаха, туфли, полосатые шальвары, а на голове белое покрывало, всегда откинутое назад. Сверх рубахи надевают также цветной женский бешмет — зеленый или красный, другие — кафтан из красного сукна, принадлежащего к числу лучших нарядов. Богатые женщины носят такого же цвета и покроя одежду, но чаще из канауса и других шелковых материй… Отличительный головной убор замужних женщин заключается в небольшом платке, повязываемом вокруг головы; сверх него накидывается тастар, опускающийся почти до пяток, девушки вместо того носят до замужества меховые или стеганые шапочки с круглыми, почти всегда из красного сукна, верхушками, обшиваемые накрест тесемками из кованого серебра, что весьма красиво на гладкопричесанных и смолью блестящих азиатских волосах» (Этнографический очерк…, С. 354-355).

Это довольно живое, колоритное описание костюма позволяет составить представление о нем, как о ярком цветовом ансамбле. Действительно, «молодые женщины шили одежду из тканей ярких расцветок, в большинстве случаев гладких, а иногда и с цветным рисунком, различными узорами» (Гаджиева С.Ш. Указ. соч. С. 126). Спокойные, темные тона в одежде предпочитали женщины старшего возрасту.

Нательная одежда состояла из двух основных элементов — штанов ыстан и рубахи коъйлек.

Рубаха туникообразной формы одновременно являлась и платьем. Широкая, длиной до пят, отделанная контрастного цвета кантом, она шилась из разнообразных по расцветке и качеству тканей – из нанки, ситца, шелка, тонкой шерсти. На одну такую рубаху-платье уходило порядка 6-7 м ткани, поэтому качество последней зависело от благосостояния семьи.

Основным видом верхней распашной одежды являлся бешмет — къаптал, сходный по покрою с ногайским мужским бешметом, а в некоторых чертах и с северокавказским женским кафтанчиком.

Прилегающий в талии, с прямым вертикальным разрезом и вставными клиньями, расширяющимися от талии, он подчеркивал стройность женской фигуры.

Рукава бешмета имели разрез от локтя до кисти руки наподобие откидных рукавов некоторых видов платьев кавказских женщин (кумычек, абхазок, азербайджанок и др.). Разрез этот отделывали красивой яркой тканью, так как во время работы рукава подворачивались, обнаруживая яркую подкладку.

Воротник-стойку украшала горизонтальная строчка-стежка, как и весь бешмет, который шили на подкладке из пестрого ситца. Зимние бешметы, особенно для женщин старшего возраста, подбивали ватой или шерстью, а рельефная строчка, «утопленная» в такой мягкой прокладке, подчеркивала объемность выстеганного орнамента. Более затейливая фигурная строчка покрывала бешметы молодых женщин, девушек и детей. Спинку лифа простегивали мелкими квадратиками или вертикальными линиями, остальную часть — частой строчкой, причем, стан — вертикальными линиями, рукава до локтя — горизонтальными или же елочкой. Ворот,

края бортов», полы, низ подола, боковые разрезы — все кроме откидной части рукавов — покрывали волнистыми или ровными линиями. Благодаря этому рельефному рисунку, придававшему ткани дополнительную светофактурность, каждый бешмет был неповторим и наполнен внутренней динамикой.

Бешметы шили из разных, обычно плотных тканей, главным образом из атласа, канауса, сукна. Праздничные нарядные бешметы молодых ногаек были очень красивы. Их отличали не только лучшие сорта тканей ярких цветов — красного, малинового, зеленого и желтого, но и богатая вышивка из галуна и ажурной стежки. Нарядный бешмет также дополнялся нагрудными металлическими украшениями, а в талии стягивался широким кожаным поясом.

Другим видом верхней распашной одежды, была безрукавка — дженгсиз куърте (у караногайцев), къыспа (у терско-сулакских ногайцев). Она не имела такого широкого бытования, как бешмет, обычно ее носили женщины преклонного возраста и дети. Покрой таких безрукавок мало отличался от мужских.

Выше мы уже отмечали, что женская одежда ногайцев имела и локальные особенности. Так, ногайки кумыкской равнины в качестве верхней одежды в основном носили, так же как и соседние кумычки, надеваемые поверх рубахи длинные распашные платья — къабалай, къаптал, полша, реже длинные платья-рубахи с отрезной талией — коълек къаптал.

Выделяется нарядный костюм кубанских ногаек, сходный как по покрою, так и отделке с костюмом черкешенок, кабардинок и других женщин северо-западного Кавказа. Этот живописный костюмный ансамбль состоял из длинной туникообразной рубахи коьйлек, чаще красного или фиолетового цвета, короткого кафтанчика зыбын и длинного распашного платья — шыба. Зыбын хотя и напоминал по покрою ногайский женский бешмет, но был короче, плотно облегал фигуру, имел узкие рукава и воротник-стойку. Грудь его украшали десять и более пар серебряных застежек ювелирной работы, полы и рукава — золотая вышивка или аппликация, также кафтанчик отделывали галуном.

К нарядному платью ногайки Кубани, подобно кабардинкам и черкешенкам, довольно часто прикрепляли ниже плеча длинные (до 30 см) нарукавные подвески — къапашыкъ. Подвески эти шили из той же ткани, что и платье (чаще из шелка и бархата), на подкладке, богато украшались золотым шитьем и обрамлялись гаруном. Все это великолепие, как драгоценная оправа, украшало его обладательницу, каждый наряд был уникален.

Меховые женские шубки - тон, куьрте тон — не имели широкого распространения, хотя в более ранний период встречались достаточно часто. Шили их из подстриженных овчин — тери тон, из мерлушек - эльтир гон, коьрпе тон — мехом внутрь. Фасон шуб был един и напоминал бешмет, при этом их делали и крытыми, и нагольными.

Шуба, особенно из шкурок ягнят, была показателем большого достатка.

Пояса поверх одежды – къусакъ белбав, явлыкъ- ногайки носили в основном трех видов: кожаные, тканые и пояса-платки.

Кожаный пояс из широкой полосы красного или черного сафьяна с массивной серебряной пряжкой носили поверх бешмета. Богатые женщины носили и пояса сделанные целиком из серебра.

Традиционные головные уборы ногаек удивительно разнообразные и самобытные, подробно рассмотрены С. Гаджиевой в ее фундаментальном исследовании «Материальная культура ногайцев в XIX-начале XX в.», объем же данной статьи позволяет нам коснуться лишь наиболее интересных деталей. Они больше чем мужские сохранили старые традиционные черты и возрастные различия, хотя и подвергались с течением времени определенной унификации. Условно их можно разбить на три группы: уборы типа шапок, типа мешочков и типа платков.

Меховую шапку боьрк очевидно имел в виду С. Фарфоровский, когда писал: «Оригинальны их головные уборы. Высокая суконная шапка спереди обшивается кундузом, т. е. мехом речной выдры. Верх шапки делается из сукна красного цвета» (Народное образование у ногайцев Северного Кавказа в связи с их современным бытом. ЖМНП, 1909, ч. 24, № 12, С. 203).

Наряду с меховыми, бытовали и шапочки из тканей (бархата, сукна, вельвета) и галунов: тюбетейка — такъыя — чисто девичий головной убор, и высокая шапочка — теке боьрк - головной убор невесты или молодухи. Теке боьрк украшали богатой золотой или серебряной вышивкой с зооморфными мотивами, по нижнему краю шапочки нашивали украшения из серебра и кораллов.

Шуткъу — головной убор ногаек Терско-Сулакской низменности в виде мешочка, в который сперва опускали косы, а затем, как чепец, надевали на голову, ничем не отличался от «чуткьу» кумычек и, несомненно, был заимствован у последних. Поверх шуткъу вне дома обязательно надевали платок.

Большие платки — явлыкъ, тастар — были наиболее распространенными видами верхних головных уборов ногайских женщин всех этнических подразделений и возрастов.

Кто же такие ногайцы?

Ногайцы (самоназвание - ногьайлар), являются древнейшими жителями обширных Северо--Кавказских степей и относятся к тюркскоязычной группе народов. История его развития весьма непростая.

Ногайский этнос имел свою государственность, сформированную в конце 14 века при эмире Эдиге. Однако, по мнению некоторых экспертов, кочевой образ жизни и непрочное государственное устройство впоследствии способствовало распаду Ногайской Орды на несколько самостоятельных и полусамостоятельных государственных субъектов.

В конце 18 века, в результате активной политики России в регионе, ногайская государственность была ликвидирована. А сфера обитания ногайского этноса неуклонно стала сужаться. Более того, и во время существования Советского Союза ногайцам было отказано в своей государственности или автономном статусе.

Сегодня основная область расселения ногайцев - в пределах территории Республики Дагестан, Ставропольского края, Карачаево-Черкесской Республики и Чеченской Республики. Значительная часть ногайского народа проживала в Ногайской степи, которая в 1957 году административно была разделена между Дагестаном, Чечено-Ингушетией и Ставропольским краем.

К сожалению, процесс ассимиляции, смешения, а также простое истребление весьма сузило численный состав ногайцев. По данным переписи населения 2002 года численность ногайцев в Российской Федерации составляет 90.666 человек: в Республике Дагестан проживает - 38 тысяч человек, в Чеченской Республике - 3,5 тысяч человек, в Карачаево–Черкесской Республике - 15 тысяч; в Ставропольском крае - 20, 6 тысяч человек; в Астраханской области - 4, 5 тысяч человек. Судя по этим данным (с 1989 по 2002 год) численность ногайцев растет.

Язык и культура

Говорят ногайцы на своем родном языке, который относится к кыпчакской группе тюркских языков, имеющей два диалекта: караногайский и кубанский. Литературный язык на основе караногайского диалекта и ногайского говора. Ногайский язык во многом близок к татарскому, хотя в последние столетия изменился под влиянием кавказской среды. И, несмотря на некоторые достижения ногаеведения, ногайский язык все еще остается малоизученным языком тюркской семьи.

Первые литературные памятники на ногайском языке относятся к ХIVв.- ко времени становления ногайского государства. Отличительной чертой ногайской дореволюционной литературы была поэзия – стихи, поэмы, монологи, оды, элегии.

Если говорить о возникновении ногайской советской литературы, то этот процесс неразрывно связан с просветительской деятельностью А.Х.Ш.Джанибекова и М.К.Курманалиева.

В первые годы советской власти они продолжали сбор ногайского фольклора, готовили перевод письменности на латинскую графику, и вместе с тем, стали одними из создателей ногайского литературного языка. С их деятельностью связано творчество Зеида Кайбалиева, Басира Абдуллина и других писателей. Создателем ногайской письменности, автором первых ногайских букварей и грамматик, считается учёный-этнограф Абдулхамид Джанибеков (1879-1955).

Религия

Традиционная религия - Ислам.

Национальная одежда

Традиционная форма одежды ногайцев особым образом сочетает в себе элементы старого костюма народов кочевого мира – Поволжья, Средней Азии, Казахстана и национальных костюмов горцев Кавказа. Она отражает исторический путь народа, его образ жизни, национальные особенности, эстетические представления о мире. Отличаясь неповторимой самобытностью и красотой, она даёт представление о многовековом историческом развитии, кочевых традициях, культурных связях, географии расселения народа.

Многие его черты сложились в эпоху саков (VII веке до н. э.), сарматов (II в. до н. э.), гуннов (III в.), кыпчаков. Ногайское орнаментальное искусство (узоры «бараньи рога», «древо жизни» и др.) напрямую восходит к образцам, найденным в курганах сакского, сарматского, гуннского, а также золотоордынского времени.

Так как ногайцы, будучи воинами-степняками большую часть времени проводили на коне, то их одежда отражала особенности кочевого образа жизни. Так, сапоги имели высокие голенища, штаны были широкого кроя для удобства верховой езды, капталы и шепкены были с запахом и с открытой грудью, различные виды головных уборов учитывали климатические особенности летнего и зимнего времени года и т. д.

Традиционной одеждой ногайцев также являлся каптал и баслык шаровары и овчинные тулупы. Мужская одежда состояла из нательной рубахи туникообразного покроя, штанов с широкими шагами, верхней рубахи, куртки-безрукавки, кафтана, бешмета и черкески (у богатых), бурки, обуви из шкур, сафьяна, хрома, папахи, шляпы из войлока. Зимой надевали шубы из овчины или из волчьих, лисьих, беличьих шкур и каракуля. Мужскую одежду дополняли оружие и воинские доспехи: лук и стрелы, топор, копьё, кольчуга, кинжал, шашка, а с середины 17 века огнестрельное оружие: ружьё и пистолеты различных видов.

Женский костюм по покрою близок к мужскому; он включал платье-рубаху, различные виды платьев, шубы, шапочки из меха или ткани, платки, косынки, обувь из шерсти, кожи, сафьяна, а также пояса и различные виды украшений.

Кухня

Исторически сложившаяся система питания ногайцев была построена на строгом балансе молочных и мясных продуктов, дополнявшихся в очень небольшом количестве продуктами растительного происхождения (зерно, мука, крупа, овощи, бахчевые и т.п.).

В их рационе были распространены такие кушанья как вареное на воде, иногда на молоке просо - соьк. Из жареного проса, перемолотого в муку, готовили кашу талкан, которую употребляли в пищу с молоком. А из пшеницы и кукурузы, перемолотых в муку, варили суп уьйре. Из кукурузной муки готовили каши баста, мамырса, из жареной просяной крупы на воде, молоке или сыворотке - кашу - гуьй баста. Значительное место в пищевом рационе ногайцев занимали разнообразные супы (сорта). Супы имели свои названия, зависящие от состава заправки: суп с рисом - буруж сорпа; суп с лапшой - лакса сорпа и др.

Из мучных крошек ногайцы готовили суп - затируху - унаш (умаш, ув-маш), сорпа. Из кукурузной или любой замешанной в кипяченой воде муки готовили суп кудыр. Бедные ногайцы часто готовили жидкую похлебку - быламык из просяной муки, заправляя ее айраном, сухим сыром или бараньим салом, и суп с пшеном - уьйре сорпа на мясном бульоне или же на воде. Если уьйре сорпа готовили на воде, в него добавляли айран.

Любимым блюдо ногайцев хинкал - инъкал - блюдо из мелко нарезанного в форме ромбиков или квадратиков пресного теста, сваренного в мясном бульоне или в воде. При приготовлении хинкала предпочтенье отдается баранине. Ногайцы Терско-Сулакского междуречья и частично ачикулакские ногайцы обычно готовили тонкий хинкал кумыкского способа приготовления.

Среди изделий из теста особое место у ногайцев занимали и занимают мучные изделия из нераскатанного теста без начинки, зажаренные в кипящем масле. Подобные изделия у них являются следствием влияния скотоводческой культуры. Так как обжаривание теста в масле имело и прямой практический смысл - такое изделие долго хранится, не черствея и не теряя вкусовых качеств во время длительных кочевок. В торжественных случаях ногайцы готовили баур-сак (круглые лепешки из кислого теста, зажаренные в кипящем масле). Из пресного теста в курдючном жире или масле они зажаривали лукумы (ромбики, треугольники из тонко раскатанного теста). По праздникам для лукумов тесто замешивали на молоке, яйцах, масле. Выпекали ногайцы и круглые пышные пончики, жареные в большом количестве масла. Из сдобного пресного теста жарили хворост, выпекали хлеб - май кал акай, катлама – слоеные калачики из пресного тонко раскатанного теста, замешанного на молоке, масле, яйцах. Часть ногайцев катлама жарили в кипящем масле. Молочным продуктам в своем в пищевом рационе ногайцы также отдают большее предпочтение: масло, различные сыры, творог, сметана, кислое молоко, простокваша, айран, молозиво.

Что касается напитков, то исследователи зафиксировали у ногайцев пять разновидностей чая: боьртенке, шама шай, зынкыйтпа шай, кара шай, йолга барсын шай. Лучшим считался боьртенке шай, сваренный из кирпичного чая (шабар шай) с добавлением сливок и сливочного масла. Все ногайцы пили и когьай или калмык шай (калмыцкий чай), который готовился со сливками с добавлением масла, перца и соли. Этот чай проник в рацион почти всех северокавказских народов и популярен до сих пор.

Особый интерес представляют специфические виды пищи и специальные блюда, носящие семейное, гостевое, праздничное или ритуальное значение. Свято соблюдая вековые традиции, ногайцы, принимают гостей, богато и щедро накрывая стол гостю.

Вообще, надо отметить, в традиционной культуре ногайцев трапеза, имеет не только утилитарное, но и символическое значение. Так, например, в день свадьбы всем гостям подавали вареную баранью грудинку, пекли баурсакъ, катлама, лукумы, готовили различные национальные кушанья, свозили от родственников приготовленный ими кумыс. Родственниц невесты, которые прислали с ней в дом жениха (еньгелер), угощали медом, маслом, ногайским чаем и обязательно вареной бараньей грудинкой.

Что касается похоронно-поминальной пищи, то она была достаточно скромной и состояла в основном из супа, мяса и лепешек бавырсак.

Во время уразы ногайцы традиционно готовили специальное блюдо на молоке из жареного и толченого проса. За годы Советской власти система питания ногайцев подверглась значительным изменениям. Усиление торгово-экономических и этнокультурных связей с другими народами, многоотраслевое хозяйство, рост культурного уровня и материального благосостояния народа способствовали появлению в их быту новых блюд и новых способов их приготовления. Однако и в наши дни традиционная система питания ногайцев сохраняет свои этнические особенности, а национальные блюда продолжают занимать доминирующее положение в их кухне.

Ногайцы Чечни

В Чеченской Республике уделяется большое внимание малым этносам, ногайцы, по утверждению представителей этого народа, ни в чем не ущемлены. Живут они в Шелковском районе, в основном, в 4-х населенных пунктах, в том числе Сары-Су, Мирный и других. Наряду с остальными народами республики: татарами, русскими, кумыками, турками – месхетинцами, участвуют в различных мероприятиях, устраивают выставки серебряных изделий мастеров и национальной кухни. Знакомя со своей богатой культурой, национальными костюмами, танцами, песнями. Недавно одна из таких выставок состоялась в Мемориальном комплексе Аллея Славы им. А.А. Кадырова в Грозном. Она была организована Минкультом ЧР в целях сохранения индивидуальности культуры народов, проживающих в Чеченской Республике и называлась - «Ногай Эл». Выставка длилась полтора месяца, и любой желающий мог своими глазами увидеть историю и культуру ногайского народа.

Более того, для сохранения особенностей ногайского этноса, в республике создан и успешно функционирует с 2002 года Ногайский культурный центр. Он находится в Шелковском районе, руководит коллективом Амирхан Тилеков. Благодаря этому центру у ногайцев есть возможность развивать свой язык, национальную культуру, традиции и обычаи. Для нужд центра: на приобретение костюмов для самодеятельного ансамбля и прочих затрат, выделяются необходимые финансы. Кроме того, ежегодно выдаются бесплатные квоты на обучение молодых людей, которые получают образование в различных вузах страны. В селении Сары-Су также построен Дом культуры, есть своя школа, детский садик. Наряду с другими селами, это село активно развивается.

Ногайцы и чеченцы живут вместе уже достаточно давно и между народами крепкие дружеские отношения.

Фаиза Халимова

Информационное агентство "Грозный-информ"

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

: 22 006 (2010)

  • Нефтекумский район : 12 267 (пер. 2002 г.)
  • Минераловодский район 2 929 (пер. 2002 г.)
  • Степновский район 1 567 (пер. 2002 г.)
  • Нефтекумск : 648 (пер. 2002 г.)
  • Карачаево-Черкесия : 15 654 (2010)
  • Астраханская область : 7 589 (2010)
  • Ханты-Мансийский автономный округ : 5 323 (2010)
  • Чечня : 3 444 (2010)
  • Ямало-Ненецкий автономный округ : 3 479 (2010)
  • Украина : 385 (перепись 2001 г.)

    Язык Религия Расовый тип Входит в Родственные народы Происхождение

    Нога́йцы (самоназвание - ногай , мн.ч. - ногайлар ) - тюркоязычный народ на Северном Кавказе и в Поволжье . Говорят на ногайском языке , который относится к кыпчакской группе (кыпчакско-ногайской подгруппе) тюркских языков . Литературный язык создан на основе караногайского диалекта и ногайского говора. Письменность связана с древнетюркской, уйгуро-найманской письменностями; с XVIII в. до 1928 года ногайский алфавит строился на арабской графике, с 1928-1938 гг. - на латинской графике. С 1938 года используется кириллица.

    Численность в РФ - 103,7 тыс. чел. ().

    Политическая история

    В середине XVI века Гази (сын Урака, правнук Мусы) увел часть ногаев, кочевавших в Поволжье, на Северный Кавказ, где были традиционные старые кочевья мангытов, основав Малые Ногаи .

    Ногайская Орда между Волгой и Эмбой пришла в упадок в результате экспансии Московского государства в Поволжье и войн с соседями, из которых наиболее разрушительной стала война с калмыками . Потомки ногайцев, не переселившихся в Малые Ногаи, растворились среди башкир, казахов и татар.

    Антропология

    Антропологически ногайцы принадлежат к южносибирской малой расе, переходной между большими монголоидной и европеоидной расами

    Расселение

    В настоящее время ногайцы проживают в основном на Северном Кавказе и Южной России - в Дагестане (Ногайский , Тарумовский , Кизлярский и Бабаюртовский районы), в Ставропольском крае (Нефтекумский район), Карачаево-Черкесии (Ногайский район), Чечне (север Шелковского района) и Астраханской области . От названия народа происходит название Ногайская степь - район компактного расселения ногайцев на территории Дагестана, Ставропольского края и Чеченской Республики.

    За последние десятилетия крупные ногайские диаспоры образовались в других регионах России - Москве , Санкт-Петербурге , Ямало-Ненецком автономном округе , Ханты-Мансийском автономном округе .

    Язык

    В культурном наследии ногаев главное место занимает музыкально-поэтическое искусство. Имеется богатейший героический эпос (в том числе поэмы «Эдиге»)

    Религия

    Ногайские девочки в национальных костюмах. Начало XX века.

    Одежда

    Жилище

    История

    Ногаи - один из немногих народов современной России, имеющий в прошлом многовековые традиции государственности. В длительном процессе ногайского этногенеза приняли участие племена из государственных объединений Великой Степи VII в. до н. э. - XIII в. н. э. (Саки , Сарматы , Гунны , Усуни , Канглы , Кенегесы, Асы , Кыпчаки , Уйгуры , Аргыны , Кытай, Найманы , Кереиты , Кунграты , Мангыты и др.).

    Окончательное оформление ногайской общности с надплеменным названием ногай (ногайлы) произошло в XIV веке в составе Улуса Джучи (Золотой Орды). В последующий период ногаи оказались в разных государствах, образовавшихся после распада Золотой Орды, - Астраханском, Казанском, Казахском, Крымском, Сибирском ханствах и Ногайской Орде.

    Ногайские послы впервые прибыли в Москву в 1489 году. Для ногайского посольства был выделен Ногайский двор за Москвой-рекой недалеко от Кремля на лугу против Симонова монастыря. В Казани также было отведено место для ногайского посольства, называемое «мангытское место». Ногайская Орда получала дань от татар казанских, башкир, некоторых сибирских племен, играла политическую и торгово-посредническую роль в делах соседних государств. В 1-й половине XVI в. Ногайская Орда могла выставлять более 300 тысяч воинов. Воинская организация позволяла Ногайской Орде успешно отстаивать свои границы, помогать дружинникам и соседним ханствам, русскому государству. В свою очередь, Ногайская Орда получала военную и экономическую помощь от Москвы. В 1549 году в Ногайскую Орду прибыло посольство от турецкого султана Сулеймана. Через столицу его - город Сарайчик, проходила главная караванная дорога, соединявшая Восточную Европу со Средней Азией. В первой половине XVI в. Москва пошла на дальнейшее сближение с Ногайской Ордой. Усилился товарообмен. Ногайцы поставляли лошадей, овец, продукты животноводства, взамен получали сукно, готовую одежду, ткани, железо, свинец, медь, олово, моржовую кость, писчую бумагу. Ногайцы, выполняя договор, несли кордонную службу на юге России. В Ливонской войне на стороне русских войск выступали ногайские конные полки под начальством мурз - Тахтара, Темира, Бухата, Бебезяка, Уразлы и др. Забегая вперед напомним, в Отечественной войне 1812 года в армии генерала Платова был ногайский кавалерийский полк, дошедший до Парижа, о чем писал А. Павлов.

    Крымский период XVII-XVIII вв.

    После падения Золотой Орды ногайцы кочевали в нижнем Поволжье, однако движение калмыков с востока в XVII веке привело к перекочевкам ногайцев в северокавказские пределы Крымского ханства) .

    В составе России с XVIII в.

    Ногайцы рассеялись разрозненными группами по Закубанью возле Анапы и по всему Северному Кавказу вплоть до Прикаспийских степей и низовьев Волги. Около 700 тысяч ногайцев ушли в Османскую империю .

    К 1812 году всё Северное Причерноморье окончательно вошло в состав России. Остатки ногайских орд были поселены на севере Таврической губернии (современная Херсонская область) и на Кубани, и принудительно переведены на оседлый образ жизни.

    Ногаеведы

    Примечания

    1. Официальный сайт Всероссийской переписи населения 2010 года. Информационные материалы об окончательных итогах Всероссийской переписи населения 2010 года
    2. Всероссийская перепись населения 2010. Национальный состав населения РФ 2010
    3. Всероссийская перепись населения 2010 г. Национальный состав регионов России
    4. Этносостав населения Дагестана. 2002
    5. Этносостав населения КЧР. 2002
    6. Этносостав населения Чечни. 2002
    7. Всеукраїнський перепис населення 2001. Русская версия. Результаты. Национальность и родной язык.
    8. Minahan James One Europe, Many Nations: A Historical Dictionary of European National Groups . - Greenwood Publishing Group , 2000. - P. 493–494. - ISBN 978-0313309847
    9. Народы мира. Историко-этнографический справочник. Гл. ред. Ю.В. Бромлей . Москва "Советская энциклопедия" 1988. Статья "Ногайцы", автор Н.Г.Волкова, с. 335.
    10. KavkazWeb: 94 % опрошенных - за создание Ногайского района в Карачаево-Черкесии - результаты референдума
    11. В Карачаево-Черкесии официально создан Ногайский район
    12. В Карачаево-Черкесии создан Ногайский район
    13. В Карачаево-Черкесской республике создан Ногайский район
    14. Esperanto новости: Конференция о будущем ногайского народа
    15. Традиционная одежда и форма терских, кубанских казаков
    16. Ногайцы
    17. Ногайцы
    18. Российские военные и дипломаты о статусе Крыма в период правления Шагин-Гирея
    19. Вадим ГЕГЕЛЯ. Освоение Дикого Запада по-украински
    20. В. Б. Виноградов. Средняя Кубань. Земляки и соседи. НОГАЙЦЫ

    См. также

    Ссылки

    • IslamNGY - Блог группы "Ногайцы в Исламе". Исламский анализ истории ногайцев, призыв ногайских проповедников, статьи, стихи, книги, видео и аудио об Исламе и ногайцах.
    • Ногайцы.ру - Информационный сайт посвященный Ногайцам. История,Информация,Форум,Чат,Видео,Музыка,Радио,Электронные книги,Стихи, и многое другое касающиеся Ногайцев.
    • В. Б. Виноградов. Средняя Кубань. Земляки и соседи. Ногайцы
    • Владимир Гутаков. Русский путь к югу (мифы и реальность). Часть вторая
    • К. Н. Казалиева. Межэтнические отношения ногайцев на юге России

    Литература

    • Ярлыкапов, Ахмет А. Ислам у степных ногайцев. М., Инст. этнологии и антропологии, 2008.
    • Ногайцы // Народы России. Атлас культур и религий. - М .: Дизайн. Информация. Картография, 2010. - 320 с. - ISBN 978-5-287-00718-8
    • Народы России: живописный альбом, Санкт-Петербург, типография Товарищества «Общественная Польза», 3 декабря 1877, ст. 374

    В настоящее время на территории России проживает около 103 тысяч представителей национальности ногаец. Это ответвление тюркского народа, который исторически жил в Нижнем Поволжье, на Северном Кавказе, в Крыму, Северном Причерноморье. Всего, по приблизительным подсчетам, в мире осталось около 110 тысяч представителей этого народа. Помимо России, диаспоры обосновались в Румынии, Болгарии, Казахстане, Украине, Узбекистане и Турции.

    Государство ногайцев

    Изначальным государственным образованием представителей национальности ногаец была Ногайская Орда. Это последняя из кочевых держав, образовавшаяся в результате распада Золотой орды. Считается, что она оказала значительное влияние на все современные тюркские народы.

    Данное государство фактически сформировалось в 40-х годах XV века в междуречье Урала и Волги. В начале XVII столетия распалось под внешним давлением и из-за междоусобных войн.

    Основатель народа

    Историки связывают появление народа ногайцы с золотоордынским темником Ногаем. Это был правитель самого западного улуса, который с 1270-х годов фактически отказался подчиняться ханам Сарая. Под от него в результате попали Сербия и Второй а также часть северо-восточных и все южные русские княжества. Именно от его имени берет свое название народ ногайцы. Золотоордынского беклярбека они считают своим основателем.

    Административным центром Ногайской Орды стал город Сарайчик на реке Урал. Сейчас на этом месте исторический памятник, а рядом одноименное село на территории Атырауской области Казахстана.

    Крымский период

    Под влиянием калмыков, которые двигались с востока, в XVII веке ногайцы перекочевали на границу Крымского ханства. В 1728 году они поселились в северном Причерноморье, признав над собой юрисдикцию Османской империи.

    Большое влияние они оказывали и на события, происходившие в то время на территории нашей страны. Отечественные военные и историки узнали название ногайцев в 1783 году, когда они подняли крупное восстание на Кубани. Это стало ответом на присоединение Крыма к Российской империи и насильственному переселению ногайцев на Урал по решению царских властей.

    Ногайцы попытались взять Ейск, но русские пушки оказались для них серьезной преградой. 1 октября объединенные части Кубанского корпуса под командованием Суворова переправились через реку Кубань, напав на лагерь повстанцев. В решающем сражении русская армия одержала убедительную победу. По оценкам отечественных архивных источников, в результате погибли от 5 до 10 тысяч ногайских воинов. Современные общественные ногайские организации утверждают о десятках тысяч погибших, среди которых было много женщин и детей. Некоторые из них заявляют, что это был акт геноцида.

    В результате этого восстания понесла значительные потери. Это сказалось на всем этносе, а их политическая самостоятельность после этого была окончательно утрачена.

    По оценкам современных исследователей, до середины XIX века на территорию Османской империи перешли около 700 тысяч ногайцев.

    В составе России

    После сокрушительного поражения представители национальности ногайцев оказались в составе Российской империи. При этом они были вынуждены покинуть свои земли, так как считались политически неблагонадежным контингентом. В результате они рассеялись на Закубанью, по всему Северному Кавказу, вплоть до низовьев Волги и Прикаспийских степей. Такова на тот момент стала территория ногайцев.

    С 1793 году ногайцы, которые поселились на Северном Кавказе, вошли в состав приставств, небольших административно-территориальных единиц, созданных для управления мусульманскими народами Кавказа. В действительности они существовали только формально, так как реальный надзор за ними осуществляли военное ведомство.

    В 1805 году появилось специальное положение для управления ногайцев, которое разработал комитет министров Российской империи. С 1820-х годов большая часть ногайских орд вошла в состав Ставропольской губернии. Незадолго до этого в состав России вошло все Причерноморье. Остатки ногайских орд перешли на оседлый образ жизни, поселившись на Кубани и на севере Таврической губернии.

    Примечательно, что ногайцы участвовало в Отечественной войне 1812 года в составе казачьей кавалерии Их дошел до Парижа.

    Крымская война

    Во время Крымской войны 1853-1856 гг. ногайцы, жившие в Мелитопольском уезде, помогали русским войскам. После поражения России представители этого народа вновь были обвинены в симпатии к Турции. Их кампания по выселению из России возобновилась. Часть влилась в состав крымских татар, основная масса ассимилировалась с турецким населением. К 1862 году практически все ногайцы, жившие в Мелитопольском уезде, эмигрировали в Турцию.

    Ногайцы с Кубани проследовали по тому же маршруту после Кавказской войны.

    Социальное расслоение

    До 1917 года основным занятием ногайцев оставалось кочевое скотоводство. Они разводили овец, лошадей, крупный рогатый скот, верблюдов.

    Основным районом их кочевания оставалась Ногайская степь. Это равнина в восточной части Северного Кавказа между реками Кума и Терек. Данный регион расположен на территориях современного Дагестана, Ставропольского края и Чечни.

    С XVIII века начали вести кубанские ногайцы, которые занялись земледелием. Ко второй половине XIX столетия выращиванием сельскохозяйственных культур преимущественно занимались ногайцы Ачикулакского приставства.

    Стоит отметить, что земледелие при этом у большинства носило прикладной характер, в основном, занимаясь скотоводством. При этом практически весь скот принадлежал султанам и мурзам. Составляя только 4 процента от всего населения ногайцев, они владели 99 % верблюдов, 70 % лошадей, почти половиной рогатого скота. В результате многие бедняки были вынуждены отправляться на заработки в близлежащие станицы на уборку хлеба и винограда.

    На военную службу ногайцев не призывали, взамен в них взимался особый налог. Со временем они начинали все больше отходить от традиционного для них разведения верблюдов и овец, переключаясь на земледелие и рыболовство.

    Современное расселение

    Сегодня ногайцы преимущественно живут на территории семи субъектов Российской Федерации. Больше всего их в Дагестане - около сорока с половиной тысяч. Более 22 тысяч живет в Ставропольском крае, еще пятнадцать с половиной тысяч в республике Кабардино-Балкария.

    Более тысячи ногайцев в России также было учтено в Чечне, Астраханской области, Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономном округах.

    В последние десятилетия достаточно крупные общины образовались в Москве и Санкт-Петербурге, численностью до нескольких сотен человек.

    В истории ногайцев было немало переселений. Традиционно много представителей этого народа сегодня живет в Турции и Румынии. Там они преимущественно оказались в XVIII и XIX веках. Многие из них в то время переняли этническую идентичность тюркского населения, которое их там окружало. Но при этом большинство сохранили память о своем ногайском происхождении. При этом установить точную численность ногайцев, проживающих сегодня на территории Турции, не представляется возможным. Переписи населения, которые проводились с 1970 года, перестали собирать информацию о национальной принадлежности граждан.

    В 2005 году было принято решение о создании национального ногайского района на территории Карачаево-Черкессии. К тому времени аналогичное образование уже существовало в Дагестане.

    Язык

    Язык ногайцев относится к тюркской группе алтайской семьи. За счет их широкого географического расселения в нем выделились четыре диалекта. В Чечне и Дагестане говорят на караногайском диалекте, в Ставропольском крае - на кумском или непосредственно ногайском, в Астраханской области - на карагашском, в Карачаево-Черкессии - на кубанском или акногайском.

    По классификации и происхождению ногайским является степной диалект, который относится к диалекту крымско-татарского языка. Отдельные специалисты также относят к ногайским диалектам говоры алабугатских и юртовских татар, хотя не все придерживаются такого мнения.

    Существует у этого народа и ногайский язык, созданный на основе караногайского диалекта.

    С начала XVIII века до 1928 года письменность была основана на арабской графике. Затем десять лет в ее основе была латиница. С 1938-го официально используется кириллица.

    Культура

    Говоря о традиционной культуре и традициях ногайцев, все сразу вспоминают о занятии отгонным и кочевым животноводством. Примечательно, что, помимо верблюдов и лошадей, исторически ногайцы также занимались разведением гусей. От них они получали не только мясо, но также перья и пух, которые чрезвычайно высоко ценились при производстве одеял, подушек, перин.

    Охотились коренные представители данного народа преимущественно с использованием ловчих птиц (соколов, беркутов, ястребов) и собак (борзых).

    В качестве подсобного промысла развивалось растениеводство, рыболовство и пчеловодство.

    Вероисповедание

    Традиционная религия ногайцев - ислам Они относятся к одной из правых школ в суннитском исламе, основателем которой считается богослов VIII века Абу Ханифа с учениками.

    Данная ветвь ислама отличается четкой иерархией при вынесении вердиктов. Если появляется необходимость выбора из нескольких существующих предписаний, приоритет отдается мнению большинства или самому убедительному аргументу.

    Большинство современных мусульман являются последователями именно этого правого толка. Ханафитский мазхаб имел статус официальной религии в Османской империи и в империи Великих Моголов.

    Костюм

    По фото ногайцев можно составить представление об их национальном костюме. В его основе элементы одежды древних кочевников. Его черты складывались с VII века до нашей эры до времен гуннов и кыпчаков.

    Хорошо известно ногайское орнаментальное искусство. Классические узоры - "древо жизни", Они восходят в образцам, впервые обнаруженным в курганах сарматского, сакского, золотоордынского периодов.

    Ногайцы на протяжении большей части своей истории оставались степными воинами, так что редко спускались с лошади. Особенности их отражает их одежда. Это сапоги с высокими голенищами, штаны широкого покроя, в которых было удобно ездить верхом, головные уборы обязательно учитывали особенности времени года.

    К традиционной одежде ногайцев также относятся башлык и бешмет (кафтан со стоячим воротником), а также овчинные тулупы и шаровары.

    Женский костюм по покрою похож на мужской. Его основу составляет платье-рубаха, шапочки из ткани или меха, шубы, косынки, платки, шерстяная обувь, различные виды украшений и поясов.

    Жилище

    В обычаях ногайцев было селиться в юртах. Их саманные дома, как правило, состояли из нескольких комнат, расположенных в ряд.

    В частности, такие жилища получили широкое распространение у их соседей в районах Северного Кавказа. Исследования подтвердили, что ногайцы самостоятельно создали такой тип жилья.

    Кухня

    Система питания ногайцев построена на балансе мяса и продуктов молочного животноводства. Они применялись в разных формах переработки, способах приготовления. Дополнялась продуктами охоты, земледелия, собирательства и рыболовства.

    Национальный характер блюд зародился в недрах всевозможных империй Евразии, а обусловлен исторически сложившимися культурно-хозяйственным укладом, традициями, образом жизни.

    В их рационе распространено вареное мясо, часто готовили кашу талкан из жареного просо, перемолотого в муку. Ее употребляли в пище вместе с молоком. Из перемолотой кукурузы и пшеницы варили суп, а из кукурузной муки готовили каши.

    Значительное место в рационе занимали всевозможные супы с разными заправками - лапшой, рисом. Любимым блюдом ногайцев считался хинкали. Его готовили из пресного теста, нарезанного в форме небольших квадратиков и ромбиков, их варили в мясном бульоне. При приготовлении данного блюда преимущество отдавали баранине.

    Из напитков у них были пять видов чая, из молока кобыл традиционно готовили кумыс, который славился своими целительными свойствами. Из кобыльего молока готовили водку, еще одним алкогольным напитком была буза, которую варили из просяной муки.